Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ ТОЧНОСТИ ШАРИКО-ВИНТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ'

ПАРАМЕТРЫ ТОЧНОСТИ ШАРИКО-ВИНТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
22
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шарико-винтовая передача / шлифование / стандарт / точность / погрешность / ball-screw transmission / grinding / standard / accuracy / inaccuracy

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — А.П. Деткина, А.В. Сутягин

Выполнен анализ международных стандартов позволивший определить основные требования при контроле вала и гайки вала ШВП. Выбрано метрологическое обеспечение для контроля установочных поверхностей шарико-винтовой передачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — А.П. Деткина, А.В. Сутягин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALL SCREW ACCURACY PARAMETERS

The analysis of international standards was carried out, which made it possible to determine the basic requirements for the control of the shaft and the shaft nut of the ball screw. The metrological support for the control of the mounting surfaces of the ball screw has been selected.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ ТОЧНОСТИ ШАРИКО-ВИНТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ»

УДК.67.05

ПАРАМЕТРЫ ТОЧНОСТИ ШАРИКО-ВИНТОВОЙ ПЕРЕДАЧИ

А.П. Деткина Научный руководитель - А.В. Сутягин

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Email: 18-nastya-0 8@mail.ru

Выполнен анализ международных стандартов позволивший определить основные требования при контроле вала и гайки вала ШВП. Выбрано метрологическое обеспечение для контроля установочных поверхностей шарико-винтовой передачи.

Ключевые слова: шарико-винтовая передача, шлифование, стандарт, точность, погрешность.

BALL SCREW ACCURACY PARAMETERS

A.P. Detkina Scientific supervisor - A.V. Sutyagin

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: 18-nastya-08@mail.ru

The analysis of international standards was carried out, which made it possible to determine the basic requirements for the control of the shaft and the shaft nut of the ball screw. The metrological support for the control of the mounting surfaces of the ball screw has been selected.

Keywords: ball-screw transmission, grinding, standard, accuracy, inaccuracy

Шарико-винтовые передачи (ШВП) разделяют на две основные группы это ШВП транспортной группы и позиционной группы. Они имеют различное применение, а соответственно и различные, предъявляемые к ним требования, в том числе классы точности ШВП. Как правило, ШВП транспортной группы менее точные и в них присутствует больший люфт [1].

Точность ШВП в первую очередь зависит от способа производства. Различают две основные технологии производства: шлифовка и накатка.

Процесс накатки заключается в том, что в заготовке из металла при помощи оборудования давлением металл выдавливается и накатывается на вершину резьбы.

Шлифованные ШВП применяются в системах, где необходима высокая точность позиционирования и повторяемость, плавность перемещения и продолжительный срок службы.

Самые точные ШВП возможно получить только шлифовкой. Погрешность шага такого изделия может достигать от 1 до 3 мкм на 300 мм длины.

Для шлифования с классом точности С0-С5 составляет от 3 до 140 мкм в зависимости от эффективной длины ВП.

Для катанной шарико-винтовой передачи с классом точности С7-С10 от 50 до 210 мкм на 300 мм эффективной длины ВП [2].

Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»

Согласно иностранным стандартам DIN 69051, Part 3 ISO 3408-3, JIS B 1192-1997 применяют следующие классы точности ШВП (табл.1):

Таблица 1

Классы точности ШВП

Тип ШВП Класс точности

Транспортирования С0, С1, С3, С5, С7, С10

Позиционирования С0, С1, С3, С5

Для классов точности с С0 по С5 задаются величины прямолинейности и отклонения от заданного направления, а с С7 по С10 —погрешность длины хода на отрезке 300 мм.

В России классы точности ШВП регламентируются ОСТ 2 Р31-4-88, согласно которого для транспортных (Т) и позиционных (П) ШВП назначаются следующие классы (табл.2):

Таблица 2

Классы точности ШВП в РФ

Тип ШВП Класс точности

Транспортные (Т) Т1, Т3, Т5, Т7, Т9, Т10

Позиционные (П) П1, П3, П5, П7

Точность установочных поверхностей шарико-винтовой передачи (рис.1) в соответствии со стандартом ЛБ (ЛБ В 1192-1997) может составлять:

Рис.1 - Точность установочной поверхности шарико-винтовой передачи

1. Радиальное биение по окружности резьбы канавок качения относительно опорных шеек ходового винта с классом точности С0-С7 составляет от 3 до 30 мкм. Радиальное биение по окружности резьбы канавок качения относительно опорных шеек контролируют с помощью индикаторной головки. Вал устанавливается в призматические опоры на поверочной плите, а индикаторная головка закрепляется в магнитном штативе.

2. Перпендикулярность конца опорной шейки ходового винта к опорным шейкам вала с классом точности С0-С7 составляет от 2 до 11 мкм. Перпендикулярность конца опорной шейки ходового винта к опорным шейкам вала контролируют с помощью индикаторной головки.

Для этого нужно расположить ходовой винт опорными шейками на поверочных призмах. Расположите измерительный наконечник на торце опорного участка ходового винта, и зафиксировать максимальное отклонение по индикаторной головке, поворачивая ходовой винт на один полный оборот.

3. Перпендикулярность установочной поверхности фланца гайки к опорным шейкам вала с классом точности С0-С7 составляет от 5 до 25 мкм. Перпендикулярность установочной поверхности фланца гайки к опорным шейкам вала контролируют с помощью индикаторной головки.

4. Радиальное биение наружного диаметра гайки относительно оси ходового винта с классом точности С0-С7 составляет от 5 до 50 мкм. Радиальное биение наружного диаметра гайки относительно оси ходового винта также контролируют с помощью индикаторной головки.

5. Параллельность гайки к оси ходового винта с классом точности С0-С7 составляет от 5 до 30 мкм. Параллельность гайки к оси ходового винта контролируют с помощью индикаторной головки. Вал устанавливается на поверочные призмы. Измерительный наконечник устанавливается на гайке (ровной установочной поверхности) и фиксируется максимальное отклонение по индикаторной головке, двигая головку параллельно валу винта.

При выполнении контроля установочных поверхностей гайки и вала шарико-винтовой передачи может быть использовано следующее метрологическое оснащение:

1. плита поверочная (Плита поверочная чугунная 1000х630 2 класс точности);

2. прибор для проверки изделий на биение в центрах (ПБ-250М);

3. призмы поверочные и разметочные (П-1-1-1 (35х40х30);

4. магнитный штатив (GRIFF CZ-8C (14767);

5. индикатор часового типа (ЧИЗ 410327-П, ИЧ 0-10 мм, 0,01 мм)

Библиографические ссылки

1. Шарико-винтовая передача (ТТТВП) [Электронный ресурс]. URL: https://stankiexpert.ru/tehnologicheskaya-osnastka/zapchasti/shariko-vintovaya-peredacha.html (дата обращения 22.03.2022).

2. Шарико-винтовая передача. Общий каталог [Электронный ресурс]. URL: http://thk.com.ru/15f537d7895ed1537e28b988e575d8771.pdf?ysclid=l1dd6zrb3c (дата обращения 30.03.2022).

3. Леликов О.П. Шариковые винтовые передачи (продолжение) / Приложение к инженерному журналу «Справочник. Инженерный журнал» / О.П. Леликов. № 2. М.: Машиностроение, 2003. 28 c.

© Деткина А.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.