Научная статья на тему 'Параметры системы дистанционного управления горнотранспортным оборудованием в условиях Удачнинского ГОКа'

Параметры системы дистанционного управления горнотранспортным оборудованием в условиях Удачнинского ГОКа Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
407
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСАМОСВАЛ / ПОГРУЗЧИК / СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / РЕЖИМ ШТАТНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ХРОНОМЕТРАЖНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ / ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Зырянов И. В., Ильбульдин Д. Х., Кондратюк А. П.

В рукописи излагается выбор и обоснование применение системы дистанционного управления при производстве горнотранспортных работ. Для изучения особенностей системы дистанционного управления (СДУ) автосамосвала и погрузочного оборудования в реальных климатических и горно-геологических условиях Западной Якутии, Руководством АК «АЛРОСА» (ПАО) было принято решение применить данную технологию в условиях карьера «Удачный». Основным обоснованием по применению новой технологии явилось увеличение риска обрушения бортов при отработке нижних горизонтов карьера. Институтом «Якутнипроалмаз» выполнен сравнительный анализ работы погрузчика САТ-993К и самосвала САТ-740В в штатном режиме управления: машинистом погрузчика и водителем самосвала, и в режиме дистанционного управления оператором СДУ горнотранспортного оборудования. По полученным результатам возможно прогнозирование проведения горнотранспортных работ с применением новой системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Зырянов И. В., Ильбульдин Д. Х., Кондратюк А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters of a mine fleet remote control system in conditions of the Udachny Mining & Processing Division

The authors present the rationale for the selection and application of a remote control system in mining and hauling processes. To get a deeper insight into the capabilities of a remote control system (RCS) with dump truck and loading equipment in real climate and geological conditions of the Western Yakutia the AK ALROSA (PAO) Managers have taken a decision on the application of this technology in conditions of the Udachny Mine. The risk of pit wall failure and caving in the process of mining at lower horizons has served the main reason for the selection and application of this novel technology. The YakutNIIpromalmaz Institute has performed a comparative analysis of CAT-993K loader and CAT-740B dump truck normal operation: with manual control by loader and dump-truck operators, with remote control by the mine fleet RCS operator. The analysis results would serve a basis for the forecast of mining and hauling operations with the application of the new control system.

Текст научной работы на тему «Параметры системы дистанционного управления горнотранспортным оборудованием в условиях Удачнинского ГОКа»

УДК 622.684:629.622.271

Параметры системы дистанционного управления горнотранспортным оборудованием в условиях Удачнинского ГОКа

И.В. Зырянов, д.т.н., зам. директора по научной работе, Институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО) Д.Х. Ильбульдин, зав. лабораторией нормативов и экономики горного оборудования, Институт «Якутнипроалмаз» А.П. Кондратюк, главный специалист, Институт «Якутнипроалмаз»_

Одним из основных направлений в развитии мировой горной промышленности на перспективу считается открытый способ разработки месторождений, при котором обеспечиваются наилучшие экономические показатели. В настоящее время с развитием горнотранспортной индустрии происходит увеличение глубины и масштабов открытых горных работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Все это требует применения систем автоматизации, обеспечивающих максимальное исключение человека из процесса управления техникой, а также использования техники, совершенной и модернизированной под условия отработки карьеров. Наиболее идеальные разработки подобных систем, такие как полная автоматизация всех процессов, уже в самое ближайшее время смогут принципиально изменить технико-технологические принципы функционирования горных предприятий.

Карьер «Удачный» расположен в 20 км от Северного полярного круга, в Далдын-Алакитском кимберлитовом поле, имеет титул самого большого алмазного карьера в мире.

Трубка «Удачная» отрабатывается открытым способом с 1971 г. К 2015 г. карьер достиг отметки 640 м и приблизился к проектной глубине. На завершающей стадии отработки карьера с целью снижения объемов выемки вскрышных пород институтом «Якутнипроалмаз» разработана и предложена схема с применением вскрытия его нижней части трассами крутого уклона до 240%о. В соответствии с ней подъем горной массы осуществлялся с нижних площадок до горизонта 70 м шарнирно-сочлененными самосвалами с колесной формулой 6x6. Затем горная масса перегружалась в самосвалы САТ-785 грузоподъемностью 136 т и с дальнейшей доставкой на комплекс крупного дробления фабрики.

При отработке нижних горизонтов карьера горные работы приходилось выполнять в сложных горно-геологических и горнотехнических условиях: высокая запыленность воздуха, загазованность, влияние высоких и низких температур, а также с увеличением угла откоса борта карьера повышался риск его обрушения. Для безопасного проведения работ по экскавации и транспортированию руды было приня-

Рис. 1 Карьер «Удачный», открытый способ отработки

то решение оснастить горнотранспортное оборудование системой дистанционного управления (СДУ). При этом требовалось в обязательном порядке изучить особенности работы СДУ в реальных климатических и горно-геологических условиях Западной Якутии.

В 2012 г. ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Амосова» и АК «АЛРОСА» (ПАО) завершили совместный проект «Создание комплексной экологически безопасной инновационной технологии добычи алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера». Один из итогов этой работы стало обоснование производительности парка и специального оборудования с дистанционным управлением при доработке запасов руды карьера «Удачный». По результатам проведенных тендерных торгов австралийская компания Remote Control Technologies (RCT) совместно с ООО «Восточная техника» (официальный дилер Caterpillar на территории Западной и Восточной Сибири, Якутии, Магадана и Камчатки) в конце 2013 г. выполнили поставку необходимого специального оборудования на рабочую площадку Удачнинского ГОКа. Впервые в России на карьере АК «АЛРОСА» успешно приступили к реализации программы по одновременному контролю и управлению работой одноковшового колесного погрузчика и четырех шар-

Табл. 1 Скорость движения автосамосвала при разных режимах эксплуатации

Наименование участка дороги Скорость движения автосамосвала, км/ч Отношение ДУ к ШУ

в режиме ШУ* в режиме ДУ**

с грузом в порожнем состоянии с грузом в порожнем состоянии с грузом в порожнем состоянии

Горизонтальный участок 14,32 17,69 14,32 17,69 14,32 17,69

Вираж 7,67 8,21 7,67 8,21 7,67 8,21

Подъем/спуск 9,95 13,25 9,95 13,25 9,95 13,25

Здесь и далее: ШУ* - штатное управление; ДУ** - дистанционное управление

нирно-сочлененных карьерных автосамосвалов в режиме дистанционного управления.

В комплекс рабочего оборудования станции (рис. 2) входили: Wi-Fi модули для передачи аудио и видеоинформации, приемники, рабочие кресла Дистанционное управление четырьмя автосамосвалами и погрузчиком возможно как с переносных пультов, так и из самой станции.

При этом технические параметры (обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, давление масла и другие) передавались в цифровом виде на системный блок компьютера и выводились на табло монитора в формате приборной панели. Система управления имеет защиту от внутренних сбоев, при неисправности приборов приема-передачи данных система производит остановку работы управляемого горнотранспортного оборудования. Рабочая зона транспорта ограничивается и определяется с помощью специальных «пилонов», составляющих часть системы лазерной защиты. На каждом из них установлены лазер и приёмник отражённого луча - отражатель. Оборудование создаёт «лазерное ограждение» вокруг работающих машин, при пересечении которого человеком или машиной мгновенно все дистанционно управляемые машины останавливаются.

В ходе эксплуатации СДУ на нижних горизонтах карьера установлены определенные отклонения в работе:

- малое количество базовых ретрансляторов и, как следствие, проблема загруженности каналов с малой площадью покрытия;

- усиление установленных антенн на самосвалах и базовых

Табл. 2 Продолжительность маневров автосамосвала под погрузкой и разгрузкой

Наименование операции Время выполнения операции, мин. Отношение

в режиме ШУ* в режиме ДУ** ДУ к ШУ

Установка под погрузку 0,64 1,14 1,78

Установка под разгрузку 0,65 0,83 1,28

Разгрузка 0,74 0,74 1,00

Табл. 3 Поправочный коэффициент рабочего цикла погрузчика CAT-993K при переходе в режим дистанционного управления

Наименование элемента Время выполнения элемента, мин. Отношение ДУ к ШУ

в режиме ШУ* в режиме ДУ**

Движение в забой с наполнением ковша 0,19 1,11 5,84

Отъезд от забоя и движение до момента разгрузки 0,25 0,54 2,16

Процесс разгрузки 0,20 0,22 1,10

Отъезд от автосамосвала 0,18 0,46 2,56

Поправочный коэффициент, учитывающий изменение производительности погрузчика при переходе в режим ДУ 0,35

Рис. 2 Передвижная станция дистанционного управления

станциях (согласно ТЗ на закупку оборудования) рассчитано для небольших, до 150 м - расстояний;

- из-за большой высоты бортов по маршруту следования самосвалов, происходило перекрытие прямой линии трансляции между приёмником и передатчиком;

- высокий уровень отражения при повышении мощности передатчиков из-за близкого расположения станции к борту карьера.

Для корректной работы системы были выполнены соответствующие мероприятия:

- выполнен монтаж антенны с большим усилением;

- разработана безопасная схема установки базовой станции максимально близкая к маршруту движения автотранспорта;

- произведено использование сторонних направленных точек доступа для организации радиоканалов точка-точка;

- выполнялась постоянная фильтрация передаваемых данных с автомашин;

- создана новая инфраструктура с оптимальной зоной покрытия.

С целью получения конкретных параметров влияния СДУ на транспортный цикл (в целом и по его элементам) организовали проведение дополнительного эксперимента. Для этого территории рудного склада создали модель забоя и транспортной дороги с определенным уклоном и площадкой для разгрузки автосамосвала (рис. 3).

Передвижной пункт станции управления был установлен на расстоянии 150 м от зоны погрузки. В этом диапазоне -достаточно устойчивый сигнал на прием и передачу. Самая крайняя устойчивая точка рабочего сигнала СДУ соответствовала дистанции 300 м. На протяжении участка транспортирования передача сигнала прекращалась лишь по причи-

Табл. 4 Поправочный коэффициент транспортного цикла автосамосвала САТ-740В при применении системы дистанционного управления

Наименование элемента Расстояние участка Время выполнения элемента, мин. Отношение ДУ к ШУ

дороги, км в режиме ШУ* в режиме ДУ**

Установка под погрузку - 0,64 1,14 1,78

Погрузка - 0,82 2,33 2,84

Движение по горизонтальному участку дороги 0,093 0,39 0,32 0,62 0,53 1,59 1,66

Движение на повороте 0,023 0,18 0,17 0,53 0,53 2,94 3,12

Движение по наклонному участку дороги 0,011-0,019 0,16 0,12 0,17 0,22 1,06 1,83

Установка под разгрузку - 0,65 0,83 1,28

Разгрузка - 0,74 0,74 1,00

Переход водителя на ДУ и ШУ - - 2,00 -

Время одного рейса, мин. - 4,19 9,64 2,30

Поправочный коэффициент, учитывающий изменение производительности автосамосвала при переходе в режим ДУ 0,43 (только для условий выполнения данного рейса)

нам закрытия зоны проезжающими большегрузными самосвалами САТ-785, а также при движении автосамосвала между высокими буртами руды, которые скрывали приемную антенну. В ходе дистанционного управления автосамосвалом установлено, что из-за разности технических характеристик видеокамер на мониторе получалась некачественная картинка съемки, что дезинформировало оператора о реальном месте нахождения транспорта. Отсутствие функции позиционирования транспорта на схеме рабочего участка с выводом данных на экран приводило к дополнительным затратам времени на ориентацию в пространстве месторасположения объектов как оператора погрузчика, так и водителя автосамосвала.

Хронометражные наблюдения проводились по шести элементам транспортного цикла (табл. 1-2): подъезд, погрузка, движение по прямому участку дороги, поворот, движение по уклону, маневр на разгрузку по двум маршрутам. Соответственно, были определены параметры маршрутных участков Ь гор = 0,093 км, Ь вираж = 0,023 км, Ь уклон = 0,031 км и Ь уклон = 0,011 км. Максимальный уклон созданной трассы соответствовал 113%. Радиус поворота от 90 до 115 м при разных площадках разгрузки автосамосвала. Эксперимент выполнялся без привлечения бульдозера, поэтому использовались два места выгрузки руды.

После обработки фактических данных параметров погрузки, разгрузки и движения автосамосвала, были определены поправочные коэффициенты, с учетом влияния системы дистанционного управления на производительность погруз-

Рис. 4 Автосамосвал CAT-740B и погрузчик CAT-993K в карьере

чика CAT-993K и автосамосвала CAT-740B с разбивкой на

сегменты транспортного цикла (рис. 4).

Выводы:

1. Опыт использования СДУ выявил основные направления по улучшению работы ее компонентов: модернизации бортового оборудования, систем связи, высокоточной навигации, серверного и бортового программного обеспечения, а также включения новых элементов управления автоматизацией грузоперевозок, таких как параллельный видеообзор погрузочно-транспортного комплекса.

2. Определены поправочные коэффициенты производительности для разных циклов погрузки и транспортирования руды, значения которых при применении СДУ Control Master® серии 2200 (по сравнению со штатной схемой) составили для погрузчика - 0,35, для автосамосвала - 0,43.

3. Для ранее выполненных расчетов производительности горнотранспортного оборудования при применении СДУ на основе экспертных оценок результаты эксперимента показали, что для погрузчика минимальная погрешность не более 2,5%, для автосамосвалов из-за скоростного режима отклонение в сторону снижения эффективности составило около 15%.

4. Итоги эксплуатации и полученные результаты эксперимента с использованием СДУ на горнотранспортном оборудовании позволяют спрогнозировать оптимальное количество погрузочных и транспортных единиц, необходимое для отработки карьеров разной конфигурации на их завершающем этапе по трассам движения, включающих уклон до 240%. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.