Научная статья на тему 'Параметры рабочей позиции многооперационной машины манипуляторного типа'

Параметры рабочей позиции многооперационной машины манипуляторного типа Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
240
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕАЛИЗУЕМАЯ РАБОЧАЯ ЗОНА МАНИПУЛЯТОРА / STABILITY / AN IMPLEMENTABLE WORKING ZONE OF HANDLER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лаптев А. В.

В статье изложены теоретические исследования влияния угловых и линейных перемещений манипулятора многооперационной машины на ее устойчивость во время выполнения основных технологических операций. Приведены рекомендации по определению коэффициентов использования вылета манипулятора, позволяющих аналитически определять основные характеристики реализуемой рабочей зоны лесосечной машины.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article were stated the theoretical researches of influence of angular and linear relocation of the pointing device of the multioperational machine on its stability in runtime of the main technological operations are explained. Recommendations about determination of utilization coefficients of embarkation of the pointing device are provided, allowing analytically to define the main characteristics of an implementable working zone of the harvester.

Текст научной работы на тему «Параметры рабочей позиции многооперационной машины манипуляторного типа»

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

реходить на ручное управление при наличии дефектов или пороков на участках ствола.

В дальнейшем, перед погрузкой заготовок опор на лесовозный транспорт, в теплый период года возможна их подсушка в штабеле на верхнем складе до оптимальной предпропиточной влажности.

Предложенная модернизация технологического процесса лесозаготовительных работ позволит существенно повысить эффективность заготовки сырья для мачтопропиточных заводов, входящих в интегрированные лесопромышленные холдинги.

Библиографический список

1. Шегельман, И.Р. Лесной бизнес: бизнес-планирование / И.Р. Шегельман, М.Н. Рудаков, П.Е. Моще-викин - Петрозаводск: ПетрГУ, 2006. - 95 с.

2. Шегельман, И.Р. Классификация технологических процессов и систем машин для лесозаготовк / И.Р. Шегельман // Актуальные проблемы лесного комплекса Республики Карелия: науч. труды КРИА № 1. - Петрозаводск, 1988. - С. 46-53.

3. Шегельман, И.Р. Лесная промышленность и лесное хозяйство. Словарь / И.Р. Шегельман - Петрозаводск: ПетрГУ, 2008. - 278 с.

4. Щеголева, Л.В. Модели и методы оптимизации систем машин для сквозных технологических процессов заготовки круглых лесоматериалов: дисс.... д-ра техн. наук / Щеголева Л.В. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. - 284 с.

5. Макаренко, А.В. Многооперационные машины для лесозаготовок и лесохозяйственного производства. Учебник. / А.В. Макаренко, М.А. Быковский - М.: Вектор ТиС, 2009. - 400 с.

6. Будник, П.В. Обоснование технологических решений, повышающих эффективность заготовки сортиментов и лесосечных отходов, на основе функционально-технологического анализа: дисс. . канд. техн. наук / П.В. Будник - Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. - 22 с.

7. Григорьев, И.В. Технология и оборудование лесопромышленных производств. Технология и машины лесосечных работ. Учебное пособие / И.В. Григорьев, А.К. Редькин, В.Д. Валяжонков, А.В. Матросов - СПб.: ЛТА, 2010. - 330 с.

8. Григорьев, И.В. Современные машины и технологические процессы лесосечных работ. Учебное пособие / И.В. Григорьев, В.Д. Валяжонков. - СПб.: ЛТА, 2009. - 288 с.

9. Куницкая, О.А. Повышение эффективности заготовки сырья для мачтопропиточных заводов при проведении лесосечных работ / О.А. Куницкая, И.И. Тихонов, С.С. Бурмистрова, И.В. Григорьев //Научное обозрение, 2011. - № 4. - С. 78-85.

ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕЙ ПОЗИЦИИ МНОГООПЕРАЦИОННОЙ

машины манипуляторного типа

А.В. ЛАПТЕВ, асп. каф. технологии и оборудования лесопромышленного производстваМГУЛ

Основными требованиями процесса валки и обработки деревьев технологическим оборудованием современных многооперационных машин являются направленность валки, валка без повреждения ствола и высокая производительность работ по обрезке сучьев и раскряжевке. Эффективность использования лесозаготовительных машин манипуляторного типа зависит от многих факторов, в том числе от рабочей зоны манипулятора, которая может быть реализована в валочном, валочно-пакетирующем, валочно-сучкорезно-раскряжевочном и других технологических режимах. Геометрические параметры реализуемой рабочей зоны определяются рабочей позицией машины в соответствующем техно-

[email protected]

логическом режиме, то есть местом установки машины относительно дерева или группы деревьев, подлежащих заготовке [1].

На геометрические параметры рабочей зоны существенное влияние оказывают целый ряд факторов, которые можно, с некоторыми допущениями, разделить на три группы.

В первую группу можно объединить факторы, относящиеся к предмету труда - дереву. С одной стороны, необходимо рассматривать предмет труда с точки зрения совокупности деревьев. Это такие факторы, как таксационные показатели древостоя в целом, геометрическое расположение деревьев относительно самой лесозаготовительной ма-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

85

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

шины и относительно друг друга. С другой стороны, необходимо учитывать факторы, относящиеся к индивидуальным особенностям отдельно взятого дерева, которыми являются форма, размеры, вес дерева, физико-механические свойства прикорневой части ствола, расположение отдельных частей дерева в пространстве.

Во вторую группу следует объединить факторы окружающей среды: температуру воздуха; атмосферные осадки; ветровую нагрузку; сопротивление воздушной среды падению дерева; рельеф местности; почвенно-грунтовые условия. При технологических расчетах одни из этих факторов имеют вполне четкую определенность (например рельеф), другие - такие как атмосферные явления, могут учитываться с той или иной степенью вероятности.

К третьей группе относятся факторы, определяемые техническими параметрами лесозаготовительной машины и выполнением данной машиной комплекса технологических операций. К таким факторам относятся тип базовой машины, ее геометрические и весовые характеристики, компоновка технологического оборудования и его технические характеристики, выбранная технология работы в лесонасаждениях, порядок выполнения операций технологии заготовки и обработки единичного дерева.

Именно факторы третьей группы оказывают наиболее существенное влияние на эффективность работы основного технологического оборудования, а именно манипулятора и рабочего механизма (захватно-срезающего устройства, харвестерной головки и др.) и соответственно многооперационной машины в целом. Оптимизация рабочей зоны манипулятора, образуемой при работе многооперационной машины, является одним из путей повышения ее производительности. С одной стороны, увеличение вылета манипулятора приводит к возрастанию числа деревьев, досягаемых с одной рабочей позиции, повышая тем самым производительность за счет снижения затрат времени на переезд и другие внецикловые затраты времени. С другой стороны, увеличение вылета манипулятора ог-

раничено устойчивостью самой машины [3]. Ограничения, накладываемые поперечной устойчивостью, приводят к снижению значения коэффициента использования манипулятора в поперечном положении и, как следствие, уменьшение ширины разрабатываемой пасеки. Продольная устойчивость выше поперечной, и величина вылета манипулятора в продольном направлении ограничивается его грузовым моментом, который определяет значения коэффициента использования манипулятора в продольном направлении.

Таким образом, размерные нагрузочные характеристики рабочей зоны многооперационной машины находятся в зависимости от сочетания устойчивости машины и грузового момента используемого манипулятора.

Устойчивость машины является изменяемым параметром, находящимся в зависимости от угла поворота манипулятора, его вылета. Способность машины противостоять опрокидыванию зависит от конструктивных параметров машины, а также от действия оператора, управляющего машиной. Условно можно различать собственную и управляемую устойчивость машины: первая зависит от конструктивных параметров машины; вторая - от действий оператора в критических ситуациях (наезд или съезд с препятствия, движения на повороте по склону и т.п.) путем соответствующего изменения скорости движения или положения машины и ее рабочего оборудования. Элементы машины, посредством которых оператор управляет устойчивостью, характеризуют “активную” безопасность машины, так как она реализуется через активные действия оператора. Различают статическую и динамическую устойчивость против опрокидывания. Первая характеризуется равновесным состоянием машины под действием внешних нагрузок, постоянных по значению и направлению [2].

Способность машины сохранять заданное состояние после того, как на нее воздействовали возмущающие силы и моменты, характеризуется динамической устойчивостью. В зависимости от направления опрокидывания различают оси бокового и продольного опрокидывания, которые совместно

86

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

образуют опорный контур машины. Опорный контур лесозаготовительной машины имеет форму четырехугольника постоянных или переменных размеров. Последний относится к колесным машинам с шарнирно-сочлененной рамой.

При выполнении технологических операций передняя и задняя полурамы блокируются относительно друг друга и получается опорный контур четырехугольной формы. В случае расположении полурам в одну линию опорный контур принимает вид прямоугольника, стороны которого проходят через центры площадок контакта колес с основанием. Силы, нагружающие машину, образуют относительно осей опрокидывания стабилизирующий момент Мст и опрокидывающий момент Мопр. Стабилизирующий момент создается вертикальными силами, действующими внутри опорного контура, а опрокидывающий момент - силами, действующими вне опорного контура [4].

Определение значений грузовых моментов в различных положениях манипулятора и для различных значений длин выдвижения манипулятора позволяет определить значение максимального груза, который может поднять манипулятор, и на основании этого строится диаграмма грузоподъемности, основанная на устойчивости машины.

Оценка устойчивости машины характеризуется показателем коэффициента устойчивости, к .

к = М М = М 7(М + М ), (1)

уст стаб опр стаб 4 опр гр-/7 4 /

где М _ стабилизирующий момент, кН-м;

М

М

опр

опрокидывающий момент, кН-м; опрокидывающий момент, создаваемый манипулятором и харвестерной головкой, кНм;

Мр - грузовой момент, создаваемый обрабатываемым деревом, кН-м;

Если в расчетах опрокидывающего и стабилизирующего момента учитываются все статические и динамические нагрузки, что на практике осуществить сложно, коэффициент устойчивости принимают к >1,15.

уст

Для случая, когда расчеты основываются только на значениях сил тяжести, коэффициент устойчивости должен быть куст >1,4.

Из формулы (1) определяем Мгр М = М /к - М = М 71,4 - М . (2) Определив грузовой момент Мр, можно определить максимальный груз тр, который может поднять харвестер на разных вылетах и углах поворота манипулятора, приняв во внимание устойчивость машины и конструкцию манипулятора по следующей формуле

(3)

m = М /L g, кг

гр гр ман

где LMaH - вылет манипулятора, м,

g - ускорение свободного падения, м/с2.

Для определения удерживающего и опрокидывающего моментов необходимо определить расстояния между приложением нагрузок и осями опрокидывания. Для этого необходимо найти центры тяжести машины и манипулятора с харвестерной головкой.

Имея в виду, что для данного типа машин продольная ось симметрии является продольной осью машины, поперечная координата ее центра масс ух должна лежать в этой плоскости. Расчет проводится только для продольной координаты хх (ось абсцисс) и вертикальной координаты zx (ось аппликат). Отсчет системы координат принимаем от точки соприкосновения передних колес с поверхностью.

Определяем положение центра тяжести харвестера с учетом веса опорной секции манипулятора по формуле

X =

Zm х х

i i

(4)

m

где т. - масса i-го элемента машины, кг;

х. - расстояние от начала координат до i-го элемента машины, м; т - суммарная масса всех элементов машины, кг.

Определение массы и координат центров тяжести составных частей харвестера при отсутствии подробной конструкторской документации представляет определенные трудности. Поэтому можно воспользоваться данными о весе, приходящемся на заднюю и переднюю полурамы, с учетом веса самой полурамы. Такие данные приводятся изготовителями харвесторной техники в руководствах по эксплуатации харвестером в разделе,

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 1/2013

87

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Рис. 1. Расчетная схема сил, действующих на многооперационную машину

Рис. 2. Схема определения длин плечей для определения опрокидывающих и стабилизирующих моментов

посвященном транспортировке машины и правилам ее фиксации при перевозке согласно распределению весов.

Тогда формулу (4) можно представить

в виде

х = (m х + m х )/(m + m ), (5)

х 4 пр пр зр зр 4 пр зру 7 4 у

где тпр - масса передней полурамы с расположенными элементами и опорной секцией манипулятора, кг; тзр - масса задней полурамы с расположенными элементами, кг;

хпр - расстояние от начала координат до центра тяжести передней полурамы (рис. 1), м;

хзр - расстояние от начала координат до центра тяжести задней полурамы (рис. 1), м.

Для определения центра тяжести манипулятора относительно точки крепления манипулятора воспользуемся формулой (4)

х„ =

тсхс +трхр +тхгХхг тс +тр +тхг

(7)

88

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

К 90-ЛЕТИЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО»

Рис. 3. Общий вид рабочей зоны многооперационной машины с учетом ее устойчивости и грузоподъемности манипуляторного оборудования

где тс — масса стрелы манипулятора, кг; тр — масса рукояти манипулятора, кг; тг — масса харвестерной головки, кг; хс - проекция расстояния от точки крепления манипулятора до центра тяжести стрелы (рис.1), м;

хр - проекция расстояния от точки крепления манипулятора до центра тяжести рукояти (рис. 1), м; ххг - проекция расстояния от точки крепления манипулятора до центра тяжести харвестерной головки (рис. 1), м;

Для определения стабилизирующих моментов представим харвестер в виде опорного контура (рис. 2) с размещением на нем центра тяжести и плеч стабилизирующих и опрокидывающих моментов. На рис. 2 изображена половина максимального угла поворота манипулятора. Расстояния L и Lct2 являются расстояниями от центра тяжести

машины до поперечной и продольной осей опрокидывания (плечами удерживающих моментов относительно этих осей).

Стабилизирующий момент относительно передней поперечной оси опорного контура (момент, удерживающий от продольного опрокидывания) рассчитывается по формуле

М ... = gm L . = g(m + т )L ., где тхар - масса харвестера, кг;

Lcm\ — расстояние от центра тяжести машины до поперечной оси опрокидывания, м.

Стабилизирующий момент относительно боковой продольной оси опорного контура (момент, удерживающий от поперечного опрокидывания) определяется по формуле

Мстаб2 = gmaPLcm 2 = g(mnp + m3p)L

где тхар - масса харвестера, кг;

ст2’

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

89

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Ьст2 - расстояние от центра тяжести машины до продольной оси опрокидывания, м.

Расчет опрокидывающего момента, образуемого манипулятором и харвестерной головкой относительно поперечной оси опрокидывания при различных углах (продольный опрокидывающий момент) поворота, рассчитывается по формуле

М , = g(m + m + m )(х - х ) cosa

ман1 04 с р хг/ч ман мо'

где тс - масса стрелы манипулятора, кг; тр - масса рукояти манипулятора, кг; тхг - масса харвестерной головки, кг; хм - расстояние от оси крепления манипулятора до центра тяжести манипулятора с харвестерной головкой, м; х - расстояние от оси крепления манипулятора до поперечной оси опрокидывания машины, м;

a - угол поворота манипулятора относительно продольной оси, град. Опрокидывающий момент манипулятора и харвестерной головки относительно боковой продольной оси опорного контура (поперечный опрокидывающий момент) определяется по формуле

М 0 = g(m + m + m )(х - х Л sina, где Ьст2 -расстояние от центра тяжести машины до продольной оси опрокидывания (рис. 2), м.

Формула (2) определения грузового момента для поперечной оси опрокидывания принимает вид

Мр1 =

g (mnp + Кзр) Lm1 , , , ,

------------------g (Кс + mp + Кхг ) Х

m х + m х + m х

с с Р Р хг хг

m + m + m

с р хг

- х..

Cosa

х

Для продольной оси

М

гр 2

g (m„р + Щр Жт 2

1,4

g (mс + mр + mxz ) Х

Щхс + КРхр + ^хг

- L

Sina

х

V mc + mр + Кхг )

По формуле (3) определяем максимальную грузоподъемность при поворотах манипулятора a и разных длин стрелы Ьман при учете продольной устойчивости

харвестера тгр1 и поперечной устойчивости

m

гр2.

(Кпр + Щр) Х Ami ( , , ч

----^-4---------------(mc + mP + mхсг ) Х

mPi =■

m х х + m х х + m х х

с с р р хг хг

m + m + m

с р хг

- х..

Cosa

L.Cosa

x

(Кр + Кзр ) Х Lorn 2

1,4

- (Кс + + m,z) Х

Кр 2 =■

f m х х + m х х + m x х ^

с с р р хг хг j

' ' Lm

V Кс + Кр + ____________ )

L..„„ x Sina

Sina

х

Рассчитав устойчивость харвестера и зная заводские технические характеристики грузового момента манипулятора, можно построить общую диаграмму устойчивости с использованием полученных данных. Диаграмма строится на основе углов поворота манипулятора, длин вылета манипулятора и значений грузоподъемности. Значение грузоподъемности берется наименьшим из полученных расчетов опрокидываемости или номинальных данных, установленных производителем для грузоподъемности манипулятора. Для расчетов был принят харвестер массой 15 т и оснащенный манипулятором с максимальным вылетом 10м и грузовым моментом 188 кНм. Общий вид диаграммы приводится на рис. 3.

Как показывает анализ построенной диаграммы, подняв груз на определенном угле поворота и вылете стрелы, харвестер может не опрокинуться, но грузовой момент может вывести манипулятор из строя. Исходя из этого, в рабочей зоне манипулятора многооперационной машины можно выделить две зоны, в которых существуют ограничения по возможности заготовки деревьев по весовым характеристикам. Первая зона располагается с левой и с правой стороны машины и образуется за счет ограничений, накладываемых поперечной опрокидываемостью относительно боковой продольной оси опорного контура.

Вторая зона занимает часть сектора, образуемого линией максимального вылета манипулятора, на котором манипулятор с харвестерной головкой может обрабатывать

90

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.