Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТАБАЧНОМ РЫНКЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПАРАМЕТРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТАБАЧНОМ РЫНКЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАБАЧНЫЙ РЫНОК / РОССИЙСКИЙ РЕГИОН / ПАРАМЕТРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МЕРОПРИЯТИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ / УГРОЗЫ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Распутин Аварзид Васильевич

В современных условиях значительное обновление публичной управленческой системы в России под воздействием внутренней цифровизации и мировой глобализации привело к появлению угроз экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ, что обусловлено неготовностью государственного сектора выявить оптимальное соотношение между степенью публичного наблюдения и саморегулированием табачного рынка, весьма высокой долей незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке, которая в ряде субъектов РФ достигает 30-40%, сокращением общественной безопасности внутри страны в связи с возникновением новых видов незаконных продаж табака, например, через формирование Интернет-площадок, где потребитель может купить нелегально импортированную пачку сигарет, крайне слабой и непоследовательной публичной политикой в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке. На основе вышеизложенного в данной статье автором приведена характеристика параметров обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ, которые разделены на четыре группы, а также проанализированы фактические данные по одному из ключевых параметров обеспечения экономической безопасности на табачном рынке - доле незаконного торгового оборота производимой продукции в данном отраслевом секторе. Полученные выводы по результатам анализа позволили отметить, что осуществляемых в настоящее время мер публичной политики недостаточно для повышения эффективности системы обеспечения экономической безопасности на табачном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMETERS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE TOBACCO MARKET IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In modern conditions, a significant update of the public management system in Russia under the influence of internal digitalization and global globalization has led to the emergence of threats to economic security in the tobacco market in the subjects of the Russian Federation, due to the unwillingness of the public sector to identify the optimal ratio between the degree of public surveillance and self-regulation of the tobacco market, a very high proportion of illicit trade in manufactured products in the tobacco market, which in a number of subjects of the Russian Federation it reaches 30-40%, reduction of public safety within the country due to the emergence of new types of illegal tobacco sales, for example, through the formation of Internet sites where consumers can buy illegally imported cigarette packs, extremely weak and inconsistent public policy in the field of countering illegal trade in manufactured products on the tobacco market. Based on the above, in this article, the author describes the parameters of ensuring economic security in the tobacco market in the subjects of the Russian Federation, which are divided into four groups, and also analyzes the actual data on one of the key parameters of ensuring economic security in the tobacco market - the share of illicit trade in manufactured products in this industry sector. The conclusions obtained based on the results of the analysis allowed us to note that the public policy measures currently being implemented are not enough to increase the effectiveness of the system of ensuring economic security in the tobacco market.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТАБАЧНОМ РЫНКЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Параметры обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах Российской Федерации

Распутин Аварзид Васильевич,

адъюнкт, Академия управления МВД России E-mail: [email protected]

В современных условиях значительное обновление публичной управленческой системы в России под воздействием внутренней цифровизации и мировой глобализации привело к появлению угроз экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ, что обусловлено неготовностью государственного сектора выявить оптимальное соотношение между степенью публичного наблюдения и саморегулированием табачного рынка, весьма высокой долей незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке, которая в ряде субъектов РФ достигает 30-40%, сокращением общественной безопасности внутри страны в связи с возникновением новых видов незаконных продаж табака, например, через формирование Интернет-площадок, где потребитель может купить нелегально импортированную пачку сигарет, крайне слабой и непоследовательной публичной политикой в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке. На основе вышеизложенного в данной статье автором приведена характеристика параметров обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ, которые разделены на четыре группы, а также проанализированы фактические данные по одному из ключевых параметров обеспечения экономической безопасности на табачном рынке - доле незаконного торгового оборота производимой продукции в данном отраслевом секторе. Полученные выводы по результатам анализа позволили отметить, что осуществляемых в настоящее время мер публичной политики недостаточно для повышения эффективности системы обеспечения экономической безопасности на табачном рынке.

Ключевые слова: экономическая безопасность, табачный рынок, российский регион, параметры обеспечения экономической безопасности, мероприятия публичной политики, угрозы устойчивого функционирования организаций.

Национальная отраслевая структура под воздействием проходящей уже длительное время трансформации экономической системы была подвержена серьёзным изменениям, которые также повлияли на текущие рыночные отношения между ключевыми игроками. В определённой степени организации, функционирующие на табачном рынке, оказались не готовыми достаточно быстро адаптировать устоявшуюся предпринимательскую модель под трансформируемое устройство национальной экономики. При этом важнейшим аспектом изменений должно было стать присоединение компаний к действиям публичного сектора, обусловленным обеспечением экономической безопасности на табачном рынке, главной целью которой выступает противодействие незаконному торговому обороту производимой продукции.

Вместе с тем появление дестабилизирующих табачный рынок аспектов также определяется цифровизацией и глобализацией мирового, в том числе российского, сообщества. В данном случае текущие угрозы устойчивого функционирования организаций на табачном рынке взаимосвязаны со следующими аспектами:

1. Недостаточная подготовленность органов публичного сектора как на федеральном, так и на региональном уровне вычислить и установить оптимальное соотношение между степенью саморегулирования табачного рынка и реализацией публичного контроля, в данном случае эта причина отрицательно влияет на эффективность системы, нацеленной на обеспечение экономической безопасности;

2. На современном этапе развития отмечается крайне высокая доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке. Анализируя этот показатель по субъектам РФ, мы видим на рисунке 1, что в Новгородской области доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке за 2021 год достигла значения 45,3%, в Дагестанской Республике он чуть меньше, чем в Новгородской области, - всего 43%, для Брянской области он несколько превышает 35%, по итогам календарного года в Смоленской и Тверской областях показатель соответственно равен 30,8% и 28,9% [1]. Сравнивая приведённые числовые значения регионов с параметром по всей России, мы отмечаем, что региональные показатели значительно выше по своему значению, так как в России доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке составила всего 10,7% [2].

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

Тверская область Костромская область Смоленская область Чеченская Республика Ярославская область Брянская область Ростовская область Республика Дагестан Псковская область Новгородская область

28,9 29,2

■ 30,8

■ 30,8

34,1 I 35,1 М 37,5

43

44,8 45,3

0

5

10

15

20 25

30

35

40

45

50

Рис. 1. Статистическая информация по доле незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном

рынке в разрезе регионов-лидеров по итогам 2021 года,%

Источник: составлено автором на основе [1].

3. В сочетании с обеспечением экономической безопасности необходимо учитывать и достижение общественной безопасности, которая в течение последних лет уменьшилась в связи с возникновением новых форм незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке, включая формирование Интернет-ресурсов, где потребитель может приобрести нелегально импортированные пачки табака. Кроме того, можно отметить весьма низкоэффективную публичную политику в сфере роста социального благосостояния за счёт осуществления мероприятий по противодействию незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке.

Следует отметить важнейшее свойство табачного рынка, которое состоит в том, что его функционирование в некоторой степени коррелирует с фактическим положением дел в рамках реализации публичной политики, помимо уровня общественного благосостояния. Вместе с тем уровень развития экономической и юридической коммуникации между организациями и целевой аудиторией, устойчивость национальной денежно-кредитной системы, качество жизнедеятельности гражданского общества также зависят от предлагаемого на табачном рынке ассортимента, ценовой политики организаций и степени качества реализуемого табака [3-6].

Система обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ определяется проведением аналитической работы современного состояния реализации табака, а также по выведению взаимозависимостей между конкретными параметрами и эффективностью мероприятий, осуществляемых подконтрольными ведомствами в государстве в рамках противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке.

Для того чтобы провести аналитико-исследовательскую работу по выявлению результативности системы обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах

РФ, необходимо оценить пятнадцать параметров, по каждому из них на региональном уровне формируется промежуточный отчёт специальной формы для его представления в федеральные ведомства.

Вышеупомянутые пятнадцать параметров распределены по следующим группам:

- I группа: параметры, которые отражают фактическое состояние табачного рынка, включая исследование уровня незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке;

- II группа: параметры, которые характеризуют величину денежного ущерба в российской бюджетной системе по причине недополучения акцизной стоимости табака и НДС от организаций;

- III группа: параметры, которые показывают эффективность правоприменительной практики в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке;

- IV группа: параметры, которые позволяют оценить эффективность общественного регулирования в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке [7].

Кроме того, для некоторых параметров, включённых в отдельную представленную группу, были утверждены веса, которые показывают вклад данного показателя в выявление результативности системы обеспечения экономической безопасности на табачном рынке. В таблице 1 приведено несколько параметров с соответствующими весовыми значениями, которые нужно анализировать на предмет обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ.

Первым параметром, который отражает фактическое состояние табачного рынка, включая исследование уровня незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке, является совокупность основополагающих показа-

телей, которые отражают особенности табачного рынка в субъектах РФ по торговому обороту и легальному функционированию данного отраслевого сектора, а именно:

1. Совокупный объём промышленного выпуска табака в национальной и региональных экономиках;

2. Совокупный объём импортных операций на табачном рынке, осуществляемых с иностранными государствами, включая страны, входящие в ЕАЭС;

3. Совокупный объём экспортных операций на табачном рынке, осуществляемых во взаимодействии с иностранными государствами, включая страны, входящие в ЕАЭС;

4. Совокупный объём законного товарного оборота на табачном рынке по региональным экономикам;

5. Совокупный объём складских запасов на табачном рынке по основным игрокам этого отраслевого сектора;

6. Количество организаций, занимающихся промышленным выпуском на табачном рынке, по региональным экономикам;

7. Количество организаций, занимающихся оптовыми продажами на табачном рынке, по региональным экономикам;

8. Количество законно функционирующих мест торговли на табачном рынке по региональным экономикам;

9. Количество выданных публичными органами разрешений на маркировку табака;

10. Совокупный объём начисленных акцизов на табак и их поступлений в отечественную бюджетную систему в целом с учётом региональной специфики продаж [7].

Таблица 1. Параметры с весовыми значениями, которые нужно анализировать на предмет обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ

Группа Параметр Вес

Параметры, которые отражают фактическое состояние табачного рынка, включая исследование уровня незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке Доля незаконного торгового оборота на табачном рынке 0,20

Количество законно функционирующих мест торговли на табачном рынке в соотношении с численностью гражданского населения в возрасте более 18 лет 0,05

Параметры, которые характеризуют величину денежного ущерба в российской бюджетной системе по причине недополучения акцизной стоимости табака и НДС от организаций Объём денежного ущерба для российского бюджета 0,25

Параметры, которые показывают эффективность правоприменительной практики в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке Доля законно функционирующих мест торговли на табачном рынке, в которых были осуществлены внеплановые проверки в рамках мероприятий публичной политики 0,04

Доля выявленных незаконно функционирующих мест торговли на табачном рынке в соотношении к ста законно функционирующим местам торговли на табачном рынке 0,04

Доля изъятых (конфискованных) продуктов табачного рынка 0,04

Параметры, которые позволяют оценить эффективность общественного регулирования в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке Доля выявленных нарушений административной ответственности и применения конкретных санкционных мер публичным сектором в связи с имеющимися жалобами от граждан 0,05

Доля выявленных нарушений уголовной ответственности и применения конкретных санкционных мер публичным сектором в связи с имеющимися жалобами от граждан 0,05

Источник: составлено автором на основе [7].

Одновременно с этим стоит обратить внимание и на фактическое состояние табачного рынка по некоторым параметрам, затрагивающим обеспечение экономической безопасности. Начиная с 2016 года, ставка на акцизы табака, в частности, сигарет и папирос, увеличилась до 2021 года, что проиллюстрировано на рисунке 2, вместе с тем этот факт не всегда говорил о том, что в поступления по акцизам в отечественную бюджетную систему также возрастали.

В 2021 году ставки акцизов на все типы выпускаемой табачной продукции увеличились на 20%. Принятие публичным сектором такого решения отрицательно повлияло на степень удовлетворенности предпринимателей табачного рынка, а также

исследователей академического сообщества. Вместе с тем каждый год повышается доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке.

Согласно полученным результатам в исследовании консалтинговой компании «Kantar TNS Russia» доля незаконного торгового оборота производимой продукции на отечественном табачном рынке возросла приблизительно в десять раз в исторической ретроспективе 2014-2021 гг.

Кроме исследования консалтинговой компании «Kantar TNS Russia», осуществлялось подобная научно-исследовательская работа и группой экспертов РАНХиГС, статистические данные этой работы были размещены на онлайн-портале «Eu-

сз о

со £

m Р

сг

от А

Q. в

romonitor Int». Сравнивая полученные результаты по двум реализованным исследованиям, мы можем увидеть, что в некоторой степени числовые значения доли незаконного торгового оборота производимой продукции на отечественном табачном рынке в динамике различаются. Например, по итогам 2019-2020 гг. наблюдается существенное раз-

140 -| 120 -100 80 -60 -40 20 0

126,4

125,2

личие в значениях рассматриваемого параметра обеспечения экономической безопасности. Помимо этого, во временных статистических рядах цифровая оценка совпала только по полученным результатам за 2017 год, о чём говорит изображение на рисунке 3.

126 120

96,6

2016 2017 2018 2019 2020 2021

^^Темп роста специфической ставки акциза на сигареты и папиросы за 1000 штук —о—Темп роста поступлений акциза на табачные изделия

Рис. 2. Динамическое изменение темпа роста параметров акцизной стоимости на табачном рынке,% Источник: составлено автором на основе [2].

Euromonitor Int ■ Kantar TNS Russia

16 14 12 10 8 6 4 2 0

14,3

2,2

2,4

I I

10,7

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

2020 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Доля незаконного торгового оборота производимой продукции на отечественном табачном рынке в соответствии с полученными результатами консалтинговых компаний,%

Источник: составлено автором на основе [2].

В течение временного промежутка 20162020 гг. доля незаконного товарного оборота производимой продукции на отечественном табачном рынке согласно полученным результатам «Kantar TNS Russia» возросла больше, чем в 10 раз. Данное обстоятельство обусловлено значительным увеличением ставок акцизов на все типы выпускаемой табачной продукции с одновременным уменьшением потребительской активности в разрезе национальных отраслевых секторов по причине снижения располагаемых доходов.

Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что к концу 2021 года по сравнению с предыдущим временным периодом наблюдается уменьшение доли

незаконного товарного оборота производимой продукции на отечественном табачном рынке. Установленное обстоятельство признаётся временным по причине того, что в национальной экономической системе были введены меры крайне жёсткого государственного регулирования табачного рынка в силу таможенных ограничений по экспорту-импорту табака в иностранные государства, которые не входят в ЕАЭС.

В разрезе приграничных зон доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке для региональных экономик, территориально прилегающих к белорусской границе в радиусе двухсот километров, достигла отметки в 35% (рисунок 4).

Так, доля незаконного торгового оборота производимой продукции на брянском табачном рынке превысила 40%, одновременно с этим на смоленском табачном рынке отмечается не больше 20% незаконного торгового оборота производимой продукции.

Значение доли незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке для региональных экономик, соседствующих с Кавказским регионом и Украиной, на протяжении 20192021 гг. практически не менялось. При этом резуль-

Республики Северного Кавказа

тат 2021 года обусловлен такими значениями доли незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке, которые соответственно достигли 23% и 21% согласно рисунку 4.

Для рассматриваемой таможенной границы отечественными регионами-лидерами по незаконному торговому обороту производимого табака выступает Северная Осетия и Кабардино-Балкария, поскольку здесь отмечается в среднем 30-40% нелегальной реализации сигарет и папирос.

С Республикой Казахстан в Сибири

С Республикой Казахстан

2021 2020 2019

С Украиной

С Республикой Беларусь

0 10 20 30 40 50 Рис. 4. Доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке с приграничными зонами,%

Источник: составлено автором на основе [2].

Вместе с тем стоит отметить, что доля незаконного торгового оборота производимой продукции на табачных рынках отечественных регионов, прилегающих к границе с Республикой Казахстан, уменьшился на протяжении 2019-2021 гг. приблизительно на 5 процентных пунктов. Можно заметить, что зачастую приграничная прилегающая зона между отечественными регионами Сибирского округа и Республикой Казахстан считалась угрозой экономической безопасности в связи с тем, что по рассматриваемому участку всегда наблюдалась весьма высокая доля незаконного торгового обо-

рота производимой продукции на табачном рынке. При этом изучаемый параметр сократился к концу 2021 года, что может быть также обусловлено ограниченным потоком табачных изделий по импорто-экспортным операциям, реализуемым с иностранными государствами, которые не входят в ЕАЭС.

В таблице 2 приведена оценка объёма денежного ущерба в российской бюджетной системе в связи с недополучением акцизной стоимости выпущенной продукции на табачном рынке и НДС от предпринимателей. Числовые оценки определялись экспертами Счётной палаты РФ.

Таблица 2. Оценка объёма денежного ущерба в российской бюджетной системе по причине недополучения акцизной стоимости табака и НДС от организаций

Параметр 2016 2017 2018 2019 2020 I полугодие 2021 Итог

Объём реализации табака, млрд ед. 279,9 192,5 246,4 195,2 195,1 95,3 1204,3

Объём акцизной стоимости на табак, млрд руб. 499,2 438,0 595,5 534,8 561,1 332,1 2960,5

Средняя налоговая ставка, руб. за 1 тыс. ед. 1783 2276 2417 2740 2876 3486 -

Доля незаконного торгового оборота на табачном рынке,% 1,1 4,6 7,7 10,3 12,7 7,5 -

Объём незаконно реализованных табачных изделий, млрд ед. 3,1 9,3 20,6 22,4 28,4 7,7 91,5

Денежный ущерб для российской бюджетной системы по акцизной стоимости на табак, млрд руб. 5,6 21,1 49,7 61,4 81,6 26,9 246,3

Денежный ущерб для российской бюджетной системы по НДС от организаций, млрд руб. 1,1 4,2 9,9 12,3 16,3 5,4 49,3

Совокупный объём денежного ущерба, млрд руб. 6,7 25,3 59,6 73,7 97,9 32,3 295,6

Источник: составлено автором на основе [2].

Совокупный объём денежного ущерба в российской бюджетной системе по причине недополучения акцизной стоимости табака и НДС от организаций из рассмотрения таблицы 2 составил 296 млрд руб. В числовых оценках учтено воздействие незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке. При этом чуть более 246 млрд руб. недополучено по акцизной стоимости табака и чуть более 49 млрд руб. - по не поступившему в российский бюджет НДС от предпринимателей.

Таким образом, можно утверждать, в разрезе субъектов РФ каждая десятая пачка табака была продана потребителю незаконно на табачном рынке, что в конечном итоге способствовало формированию денежного ущерба в российской бюджетной системе.

По полученным результатам исследования, осуществлённого независимой автономной организацией «ННЦК», совокупный объём денежного ущерба в российской бюджетной системе по причине недополучения акцизной стоимости табака и НДС от организаций достиг определённо наименьшего значения в сравнении со статистической информацией, размещённой в таблице 2. Так, по результатам 2021 года незаконный торговый оборот производимой продукции на табачном рынке привёл к денежному ущербу, составившему 75 млрд руб., вместе с тем первое полугодие 2022 года было ознаменовано достаточно низким денежным ущербом, всего 39 млрд руб., хотя по данным за первое полугодие 2021 года значение денежного ущерба для российской бюджетной системы было зафиксировано ниже вышеупомянутого на 6,7 млрд руб. [8].

В связи с рассмотренными в данной статье результатами проведённых исследований по некоторым параметрам, характеризующим результативность системы экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ, нужно подчеркнуть, что предпринятых действий в рамках фактического публичного регулирования участников табачного отраслевого сектора недостаточно в силу того, что чтобы достичь крайне высокой эффективности системы обеспечения экономической безопасности на региональных территориях.

Несмотря на то, что утверждены такие официальные документы, как Стратегия по противодействию нелегальному обороту промышленной продукции в Российской Федерации [9] и Концепция системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации [10], проблема незаконного торгового оборота производимой продукции на табачном рынке остаётся актуальной, поскольку, во-первых, осуществляемые Е в соответствии с содержанием Стратегии меропри-оь ятия не были нацелены на сокращение параметров ~ незаконного торгового оборота и выпуска табака, о во-вторых, Стратегия и Концепция не обладают со-£ вокупностью целевых индикаторов, которые нужно ^ достичь в рамках совершения мероприятий, в-тре-

тьих, табачный рынок не включён список приоритетных отраслей национального экономического хозяйствования, которые необходимо особо контролировать публичными ведомствами для того, чтобы своевременно реагировать в сфере противодействия незаконному торговому обороту производимой продукции на табачном рынке.

Подводя итог, следует отметить, что для обеспечения экономической безопасности на табачном рынке в субъектах РФ необходимо постоянное проведение аналитических исследований по тем группам параметров, которые были изложены в основном содержании настоящей статьи, определение их взаимодействия мероприятиями, отражающими эффективность публичной политики в рамках реализуемого контроля за игроками табачного рынка на региональном уровне, а также противодействия незаконному торговому обороту табака. Кроме того, российскому Правительству следует продумать последовательную публичную политику в сфере формирования системы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне, поскольку осуществляемых на данный момент действий недостаточно для сокращения теневой зоны в табачном отраслевом секторе.

Литература

1. Как остановить оборот нелегальных сигарет в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2022/03/04/kak-ostanovit-oborot-nelegalnyh-sigaret-v-rossii.html (дата обращения: 18.11.2022).

2. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ установления и взимания акцизов на табачную продукцию, на табак (табачные изделия), электронные системы доставки никотина, никотинсодержащие жидкости, определение влияния действующей системы взимания акцизов и других факторов на развитие табачной промышленности в Российской Федерации, в период 2016-2020 годов и истекшем периоде 2021 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/up-Ioad/iblock/30a/hwoz7earc82golhw3l2gg1 hqxpw-46el1.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

3. Васильев Э.А., Прокофьева Т.В. Обеспечение экономической безопасности потребительского рынка // Кронос. - 2022. - Т. 6. - № 2. -С.52-56.

4. Распутин А.В. Незаконный оборот табачной продукции как элемент угрозы региональной экономической безопасности // Академическая мысль. - 2022. - № 2. - С. 57-59.

5. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Тимофеева О.Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифрови-зации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕА-ЭС // Вестник Евразийской науки. - 2020. -Т. 5. - № 12.

6. Лев М.Ю. Экспертная оценка на прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части ценообразу-ющих факторов в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Т. 10. - № 4. -С.1961-1978.

7. Методика анализа состояния розничных рынков продаж табачной продукции в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dpt.admin-smolensk.ru/files/490/metodika-tabak.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

8. Силуанов описал проблемы на рынке табака фразой «марка есть, а толку нет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc. ru/business/23/10/2022/6352a4d99a7947f32134 cc83 (дата обращения: 18.11.2022).

9. Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 № 256-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2025 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www.garant. ru/products/ipo/prime/ doc/400224356/ (дата обращения: 18.11.2022).

10. Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2021 № 551-р «О Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/573852172 (дата обращения: 18.11.2022).

PARAMETERS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE TOBACCO MARKET IN THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rasputin A.V.

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In modern conditions, a significant update of the public management system in Russia under the influence of internal digitalization and global globalization has led to the emergence of threats to economic security in the tobacco market in the subjects of the Russian Federation, due to the unwillingness of the public sector to identify the optimal ratio between the degree of public surveillance and self-regulation of the tobacco market, a very high proportion of illicit trade in manufactured products in the tobacco market, which in a number of subjects of the Russian Federation it reaches 30-40%, reduction of public safety within the country due to the emergence of new types of illegal tobacco sales, for example, through the formation of Internet sites where consumers can buy illegally imported cigarette packs, extremely weak and inconsistent public policy in the field of countering illegal trade in manufactured products on the tobacco market. Based on the above, in this article, the author describes the

parameters of ensuring economic security in the tobacco market in the subjects of the Russian Federation, which are divided into four groups, and also analyzes the actual data on one of the key parameters of ensuring economic security in the tobacco market - the share of illicit trade in manufactured products in this industry sector. The conclusions obtained based on the results of the analysis allowed us to note that the public policy measures currently being implemented are not enough to increase the effectiveness of the system of ensuring economic security in the tobacco market.

Keywords: economic security, tobacco market, Russian region, parameters of ensuring economic security, public policy measures, threats to the sustainable functioning of organizations.

References

1. How to stop the turnover of illegal cigarettes in Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://rg.ru/2022/03/04/kak-ostanovit-oborot-nelegalnyh-sigaret-v-rossii.html (date of access: 18.11.2022).

2. Report on the results of the expert-analytical event «Analysis of the establishment and collection of excise taxes on tobacco products, tobacco (tobacco products), electronic nicotine delivery systems, nicotine-containing liquids, determination of the impact of the current system of excise taxes and other factors on the development of the tobacco industry in the Russian Federation, in the period 2016-2020 and the expired period 2021» [Electronic resource]. - Access mode: https://ach.gov.ru/ upload/iblock/30a/hwoz7earc82golhw3l2gg1hqxpw46el1.pdp (date of access: 18.11.2022).

3. Vasiliev E.A., Prokofieva T.V. Ensuring economic security of the consumer market // Kronos. - 2022. - Vol. 6. - No. 2. - P. 5256.

4. Rasputin A.V. Illicit trafficking of tobacco products as an element of threat to regional economic security // Academic thought. -2022. - No. 2. - P. 57-59.

5. Kovarda V.V., Laptev R.A., Timofeeva O.G. Prospects for increasing the level of economic security in the context of digi-talization of economic processes through the development of the traceability system in the EAEU // Bulletin of Eurasian Science. - 2020. - Vol. 5. - No. 12.

6. Lev M. Yu. Expert assessment on the forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023 in terms of price-forming factors in the context of ensuring economic security // Issues of innovative economy. - 2020. - Vol. 10. - No. 4. - P. 1961-1978.

7. Methodology for analyzing the state of retail tobacco sales markets in the constituent entities of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://dpt.admin-smolensk.ru/ files/490/metodika-tabak.pdf (date of access: 18.11.2022).

8. Siluanov described the problems in the tobacco market with the phrase «there is a brand, but there is no sense» [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/business/23/10/20 22/6352a4d99a7947f32134cc83 (date of access: 18.11.2022).

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated 06.02.2021 No. 256-r «On approval of the Strategy for Combating illegal Trafficking of Industrial Products in the Russian Federation for the period up to 2025» [Electronic resource]. -Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400224356/ (date of access: 18.11.2022).

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 551 -r dated 05.03.2021 «On the Concept of a system for monitoring and assessing the situation in the field of countering illicit trafficking in industrial products in the Russian Federation» [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.cntd.ru/doc-ument/573852172 (date of access: 18.11.2022).

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.