Научная статья на тему 'Параметры машин постоянного тока при переходе от обычной коммутации к вентильно-механической'

Параметры машин постоянного тока при переходе от обычной коммутации к вентильно-механической Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
230
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параметры машин постоянного тока при переходе от обычной коммутации к вентильно-механической»

ИЗВЕСТИЯ

ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА

Том 212 1971

ПАРАМЕТРЫ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ОБЫЧНОЙ КОММУТАЦИИ К ВЕНТИЛЬНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ

О. А. Братковский, В. В. Ивашин, И. А. Милорадов

(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин

и общей электротехники)

Рассмотрим изменение параметров машины постоянного тока при переходе от обычной схемы коммутации (рис. 1) к одной из перспективных схем вентильно-механической коммутации (ВМК) (рис. 2) с включением вентилей в коммутируемую секцию на весь период ее замыкания подразделенной щеткой и с загрузкой вентилей полным током щеточного бракета [1]. Предполагается, что основные параметры (мощность, напряжение, скорость вращения, число полюсов, геометрия и основные размеры активных частей, диаметр коллектора) остаются неизменными. В дальнейшем параметры машины с обычной коммутацией обозначаются индексом «1», а машины с ВМК — индексом «2».

Исходные положения

Введем следующие обозначения: Ь — ширина щеток, ¡3 — число коллекторных пластин, перекрываемых щеткой, 1 — коллекторное деление,

2 — число пазов якоря, ип — число коллекторных пластин на паз.

В машинах с обычной коммутацией

(1)

Ч

3 схеме ВМК (рис. 2) коллектор сдвоенный и состоит из чередующихся рабочих и холостых пластин одинакового размера. При этом

-Т3--Р» = 1, (2)

Рис. 1. Обычная схема коммутации: 1 — щетка, 2 — коллектор, 3 — секция якоря

Известно [2], что каждому диаметру якоря соответствует свое оптимальное число пазов. Поэтому если Ъ\ выбрано правильно, то необходимо, чтобы при переходе в ВМК

(3)

Принимая во внимание, что обычно отношение —¿р— достаточно близко к единице, с учетом (1) — (3) можно записать

Ь2 _ ип1 ' ^ - р2 _ 1

Ь1 ип2 • г2 . ип2

Из (4) видно, что для принятых условий Ъ^Ьх не может быть больше единицы. По соображениям наименьшей плотности тока в щеточном контакте из (4) получаем исходные соотношения для перехода к схеме ВМК (рис. 2):

ЬажЬи 11x0=1. (5)

В отдельных случаях возможны отклонения от (5), однако наибольший интерес представляет анализ изменения параметров при условии

Ь2 = ЬЬ (6)

ип2=1. (7)

Рис. 2. Схема вентильно-механической коммутации: 1— подразделенная щетка, 2 — сдвоенный коллектор, 3 — секция якоря, 4 — вентиль

Число коллекторных пластин (К)

С учетом (2), (6) получаем число рабочих коллекторных пластин на сдвоенном коллекторе (рис. 2)

к2(8)

К2 необходимо округлять до ближайшего четного знака. При этом получим Ь2=#= Ьь Однако этим изменением, ввиду его малости, при дальнейшем анализе можно пренебречь.

Плотность тока в щеточном контакте (]щ) и длина коллектора

Рассмотрим только простейший случай — прямолинейную коммутацию, когда плотность тока в щеточном контакте машины с ВМК постоянна и равна

_ 1щ2

]щ2—~о * °Щ2

Учитывая, что 1Щ2=1щ1 и Ьг — Ьь получаем

] Щ2 1

Щ1

К1

(9)

]щ1 1щ2 ^ К2

Здесь 1Щ — максимальный ток через щетку, — площадь контакта щетки с коллектором, 1Щ — длина щетки (рис. 3), 1К — длина рабочей поверхности одного коллектора (рис. 3).

4

ч 7 %

и-

Ы

6)

т 5

\гш!г внг %

Рис. 3. Расположение щеток на коллекторе при обычной коммутации (а) и при ВМК (б)

Число пазов якоря {г)

Учитывая (2), получаем

2Р (Ю)

иП1 „ ип1

и,

Обмотка якоря

В машинах со схемой ВМК (рис. 2) принципиально возможно применение как петлевых, так и волновых обмоток (рассматриваются од-иоходовые обмотки). Но при ВМК число секций обмотки (как и число рабочих коллекторных пластин) должно быть четным. Это требование накладывает определенное ограничение на соотношение числа коллекторных пластин К.2 и числа пар полюсов р2.

Ширина коммутационной зоны (Ькз)

Учитывая, что

= + + [2],

^ ~ •> Е)2 = DK2 Ок1, 1^2 = Ь после преобразования получаем

1 + (ип2 + зкз--

Ъкзз ---2Ц. • ькз1. (11

Здесь а — число пар параллельных ветвей обмотки якоря, р — число пар полюсов машины,1 Е)— диаметр якоря, Бк — диаметр коллектора,

в — укорочение шага обмотки в коллекторных делениях. В табл. 1 приведены подсчитанные по (И) с учетом (2), (6) значения ЬКз2/Ькз1 Для наиболее распространенных пределов изменения параметров: иП1 —2—4; (¡$1 = (0,75—1,0)ипь еи^ип; ек1-0—(2—4); ек2 = 0—1;

р2=р]==1_3; 1/3.

Р1

Таблица I

Род обмотки иП1 р1 Ькзг/ еК2 = 0 Ьк:и £к2~ 1

Петлевая 2 1,5- -2 0,333—0,667 0,667 — 1,334'

а -1 4 3- -4 0,3 —0,572 0,6 — 1,144

Р

Волновая 2 1,5- -2 0,489 — 0,91 0,775 — 1,450

а -1/3 п 4 3- -4 0,47 — 0,87 0,750 — 1,390

Число витков в секции

Так как при переходе к ВМК эдс якоря не изменяется, а подраз-деленность якорной обложки уменьшается в кг/к] раз, то с учетом (2)

* Кл о /1 Г»\

^2= "Г-\Г ' = Т" " ^ ' (12)

с1| * Г\2 «{

Активное сопротивление секции (г5)

В первом приближении можно считать, что при переходе к ВМК остаются неизменными коэффициент заполнения медью активного слоя, средняя длина витка, температура обмотки якоря, а сечение эффективного проводника изменяется пропорционально а2/аь

Индуктивность секции (Ц)

Известно [3], что

Ь5 = 2\^2 • I • а,

(14)

- П ¡ ЛО I 5

где/ — длина пакета якоря, /лб — длина лобовой части секции, а— удельная магнитная проводимость секции (на единицу длины пакета якоря) без учета взаимоиндукции с другими секциями в пазу; Ялг> — магнитные проводимости пазовой и лобовой части секции на единицу их длины.

При переходе к ВМК с учетом (12) получаем

L

S2

_ w's2

W'

si

А,

' Lsi —

'SI

В первом приближении

К

— 1; U —

?! )2- L

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sr

Результирующая индуктивность секции (Lsp)

Сравнение проведем на базе общепринятых положений прямолинейной коммутации [3].

По аналогии с (14) имеем

(16)

Л'п + \пб

^Л б \ I \ hlù

-,— = к • Ап +Ллб. —

¿>десь

| — средняя удельная магнитная проводимость секции (на единицу длины ее пазовой части) с учетом взаимоиндукции,

Я'п— средняя удельная магнитная проводимость пазовой части секции с учетом взаимоиндукции,

к'— коэффициент, учитывающий изменение Хп из-за наличия взаимоиндукции.

При переходе к ВМК, учитывая (16), получаем

^Sp2

W'

S2

w2sl

L

Spl

a2

ai / S,

Для анализа в первом приближении можно принять

'SOI

I

Ллб2 ' —

Лб2

и

\лб1

Лб1

0; Ап2 - Ап1.

В этом случае

L

к\ ' SP2

— • р,42

а

• L

Spl*

(17)

На основании данных [2] в табл. 2 приведены пределы изменения отношения k'2/k'i при Uni = 2—4; 0i=(O,75—l,0)Uni; еК, =0—(2—4); ек2 = =0—1.

Таблица 2

U,

к27к,'

8К2=0

1,5 — 2 3—4

0,668—1,330 0,364—0,750

0,333 — 0,665 0,182—0,375

Коммутирующая эдс в секции (ек)

При прямолинейной коммутации

е — L

где ¡а — ток в параллельной ветви обмотки якоря,

Т — период коммутации секции. При переходе к ВМК

*а2 — *а1 ' ! Т2 = а2

Учитывая (17), а также то, что на практике ек увеличивается в ку раз для создания ускоренной коммутации и ку2 обычно больше куЬ пю-л\'чаем

а? Ку2 • к

К2

^ . -г ■ еко (18>

а1 * Kyi ' K'i

где ку — коэффициент ускорения коммутации.

Число витков обмотки дополнительного полюса

В нормально выполненных машинах магнитная цепь дополнительных полюсов должна быть ненасыщенной и падением намагничивающей силы в ее стальных участках можно пренебречь. Тогда

*гд = Рря,+ РйД ; Род = ш • Вгд; В,д = % . ■ (19)

Здесь

Рря — н. с. реакции якоря (РрЯ2 = Рря1),

Род — и. с. воздушного зазора под дополнительным полюсом,

1Я — ток якоря (1я2 = 1я1),

Вбд — индукция в воздушном зазоре под дополнительным полюсом,

ш — коэффициент пропорциональности между Рбд и

В од (Ш2 = Ш1),

V — линейная скорость якоря (У2 = У1). После преобразований с учетом (12), (18), (19) получаем

| КУ2 ' К 2 Род]

В„2 = h Ку2 ' Вад1; w^ = -Ky1pR/l Рря1 ■ (20)

Kyi • К ! ] +

РрЯ1

Сечение дополнительного полюса спинки якоря (Sa)

и ярма индуктора (Sj)

Как указывалось выше, при переходе к ВМК изменяется ширина коммутационной зоны (табл. 1) и индукция в зазоре под дополнительным полюсом (20). Очевидно, что при переходе к ВМК потек в магнитных участках цепи дополнительного полюса изменится в

куз ■ К'2ЬК32 = д

'1 ' f "К

Ку] ■ к J • DK3l

Если индукции в магнитных участках цепи дополнительного полюса в машине с обычной коммутацией выбраны правильно (нет насыщения), то, исходя из их сохранения, получаем

*

1+-А-

Бдз =■ А8Д1; Ва2Ц2) —

ф

Г1

1 +

ф

• Б

(21)

Д1

ф

Г1

где Фд и Фг — магнитные потоки дополнительного и главного полюсов.

В табл. 3 в качестве примера приведены найденные с учетом (1) — (21) и табл. 1 и 2 соотношения параметров машин при иП1=2—4; Эх = (0,75— 1,0)ипь ек<'ип; а2=аь Ь2 = Ь1; /к2 = 0,5/кь иП2 = р2=1; кУ1 = 1,15; ку2 =

= 1,5—2;-г^-= 0,1—0,2; РбД1/РрЯ1 =0,05—0,2. Цифры, стоящие в табл. 3

Фи

слева, относятся к значениям 01 = 1,5, а справа — к (31=4.

Таблица 3

^эргА-эр!

Г82

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к2/к, .¡щгЛщ! Ws1 Г51 1-32/1-81 Бк2=0 8К2=1

0,67 — 0,25 2 1,33—1,0 1,5—4 2,25—16 1,69—9,5 0,68—4,73

екг/ек! / В5д1/Вбд1

8к2 = 0 еК2— 1 1 6к2 = 0 вк2— 1 е„2 = 0 еК2= 1

2,2—16,5 1,16—8,25 /1,47—4,12 0,735—2,06 .1,02—.1,52 0,98—1,18

Род обмотки

Ькзг/Ькз!

8к2=0 еК2=1

Здг/Зд!

еК2 = 0

6к2— 1

5а2(]2)/5а1(ЗП

8к2= 0

8К2=1

Петлевая 0,338—0,672 0,667—1,14 0,49—2,36 0,955— 1,23

Волновая 0,484—0,87 '0,775—1,39 0,715—3,62 0,57—2,86 0,975—1,44 0,96—1,3!

Выводы

1. Как видно из табл. 3, при переходе от обычной коммутации к ВМК (рис. 2) происходят следующие изменения параметров машины, зависящие б основном от Рь

а) уменьшается число коллекторных пластин, число секций, т. е. подразделенность якорной обмотки, что, естественно, приведет к некоторому увеличению пульсации эдс и тока якоря;

б) увеличивается плотность тока в щеточном контакте ]щ при неизменных габаритах коллектора (или его габариты—при неизменной плотности тока). Следует отметить, что сохранение ]щ при переходе к ВМК не всегда обязательно. Известно [4], что данная схема ВМК может нормально работать при до 50 а/см2, т. е. сдвоенный коллектор по габаритам может и не отличаться от обычного;

в) увеличивается число витков \Уз, активное сопротивление г8 и индуктивность Ц секций якоря. Известно [4, 5], что увеличение и Ц не вызывает ухудшения коммутации, как в обычных машинах. Увеличение гь несколько ухудшает коммутацию при пуске машины в режиме двигателя;

г) в большинстве случаев увеличиваются: результирующая индуктивность секции Цр, индукция под добавочным полюсом В гд, число витков дополнительного полюса \УД. Ограничить их увеличение можно-

укорочением шага обмотки при ВМК еК2=1. При увеличении Wn несколько увеличиваются и размеры обмотки дополнительного полюса;

д) увеличивается коммутирующая эдс в секции ек, что физически объясняется увеличением Ws, Lsp и необходимостью при ВМК более ускоренной коммутации. Увеличение ек так же, как и Ws, не вызывает ка-кого-либо ухудшения условий коммутации;

е) ширина коммутационной зоны Ькз при гК2 = 0 уменьшается, а при гК2~\ в отдельных случаях — увеличивается;

ж) сечения сердечника дополнительного полюса Бд, спинки якоря Sa и ярма индуктора Sj могут увеличиваться или уменьшаться. В среднем их возможное увеличение меньше, чем ек или В§д.

2. Соотношения b2~bi и Un2=l могут использоваться как исходные при определении параметров машины со схемой ВМК (рис. 2).

3. При переходе к ВМК не происходит какого-либо заметного ухудшения характеристик или существенного увеличения веса машины, а ее коммутационная устойчивость значительно повышается [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. О. А. Братковский, В. В. Ивашин, И. А. Милорадов. Схемы вентплько-ме-ханической коммутации машин постоянного тока (см. настоящий сборник).

2. П. С. С е р г е е в и др. Проектирование электрических машин, Госэнер-гоиздат, 1956.

3. М. П. Ко стен к о, JI. М. Пиотровский. Электрические машины, ч. I. «Энергия», 1964.

4. Bates I., S г i d h а г Т., Thyristor-assisted sliding contact commutation, Proc. Inst. El. Engrs. 1966, Vol 113, № 2.

5. О. А. Братковский, В. В. Ивашин, И. А. Милорадов. Экспериментальная проверка машины постоянного тока с вентильно-механической коммутацией (см. настоящий сборник).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.