ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 212 1971
ПАРАМЕТРЫ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ОБЫЧНОЙ КОММУТАЦИИ К ВЕНТИЛЬНО-МЕХАНИЧЕСКОЙ
О. А. Братковский, В. В. Ивашин, И. А. Милорадов
(Представлена научным семинаром кафедр электрических машин
и общей электротехники)
Рассмотрим изменение параметров машины постоянного тока при переходе от обычной схемы коммутации (рис. 1) к одной из перспективных схем вентильно-механической коммутации (ВМК) (рис. 2) с включением вентилей в коммутируемую секцию на весь период ее замыкания подразделенной щеткой и с загрузкой вентилей полным током щеточного бракета [1]. Предполагается, что основные параметры (мощность, напряжение, скорость вращения, число полюсов, геометрия и основные размеры активных частей, диаметр коллектора) остаются неизменными. В дальнейшем параметры машины с обычной коммутацией обозначаются индексом «1», а машины с ВМК — индексом «2».
Исходные положения
Введем следующие обозначения: Ь — ширина щеток, ¡3 — число коллекторных пластин, перекрываемых щеткой, 1 — коллекторное деление,
2 — число пазов якоря, ип — число коллекторных пластин на паз.
В машинах с обычной коммутацией
(1)
Ч
3 схеме ВМК (рис. 2) коллектор сдвоенный и состоит из чередующихся рабочих и холостых пластин одинакового размера. При этом
-Т3--Р» = 1, (2)
Рис. 1. Обычная схема коммутации: 1 — щетка, 2 — коллектор, 3 — секция якоря
Известно [2], что каждому диаметру якоря соответствует свое оптимальное число пазов. Поэтому если Ъ\ выбрано правильно, то необходимо, чтобы при переходе в ВМК
(3)
Принимая во внимание, что обычно отношение —¿р— достаточно близко к единице, с учетом (1) — (3) можно записать
Ь2 _ ип1 ' ^ - р2 _ 1
Ь1 ип2 • г2 . ип2
Из (4) видно, что для принятых условий Ъ^Ьх не может быть больше единицы. По соображениям наименьшей плотности тока в щеточном контакте из (4) получаем исходные соотношения для перехода к схеме ВМК (рис. 2):
ЬажЬи 11x0=1. (5)
В отдельных случаях возможны отклонения от (5), однако наибольший интерес представляет анализ изменения параметров при условии
Ь2 = ЬЬ (6)
ип2=1. (7)
Рис. 2. Схема вентильно-механической коммутации: 1— подразделенная щетка, 2 — сдвоенный коллектор, 3 — секция якоря, 4 — вентиль
Число коллекторных пластин (К)
С учетом (2), (6) получаем число рабочих коллекторных пластин на сдвоенном коллекторе (рис. 2)
к2(8)
К2 необходимо округлять до ближайшего четного знака. При этом получим Ь2=#= Ьь Однако этим изменением, ввиду его малости, при дальнейшем анализе можно пренебречь.
Плотность тока в щеточном контакте (]щ) и длина коллектора
Рассмотрим только простейший случай — прямолинейную коммутацию, когда плотность тока в щеточном контакте машины с ВМК постоянна и равна
_ 1щ2
]щ2—~о * °Щ2
Учитывая, что 1Щ2=1щ1 и Ьг — Ьь получаем
] Щ2 1
Щ1
К1
(9)
]щ1 1щ2 ^ К2
Здесь 1Щ — максимальный ток через щетку, — площадь контакта щетки с коллектором, 1Щ — длина щетки (рис. 3), 1К — длина рабочей поверхности одного коллектора (рис. 3).
4
ч 7 %
и-
Ы
6)
т 5
\гш!г внг %
Рис. 3. Расположение щеток на коллекторе при обычной коммутации (а) и при ВМК (б)
Число пазов якоря {г)
Учитывая (2), получаем
2Р (Ю)
иП1 „ ип1
и,
Обмотка якоря
В машинах со схемой ВМК (рис. 2) принципиально возможно применение как петлевых, так и волновых обмоток (рассматриваются од-иоходовые обмотки). Но при ВМК число секций обмотки (как и число рабочих коллекторных пластин) должно быть четным. Это требование накладывает определенное ограничение на соотношение числа коллекторных пластин К.2 и числа пар полюсов р2.
Ширина коммутационной зоны (Ькз)
Учитывая, что
= + + [2],
^ ~ •> Е)2 = DK2 Ок1, 1^2 = Ь после преобразования получаем
1 + (ип2 + зкз--
Ъкзз ---2Ц. • ькз1. (11
Здесь а — число пар параллельных ветвей обмотки якоря, р — число пар полюсов машины,1 Е)— диаметр якоря, Бк — диаметр коллектора,
в — укорочение шага обмотки в коллекторных делениях. В табл. 1 приведены подсчитанные по (И) с учетом (2), (6) значения ЬКз2/Ькз1 Для наиболее распространенных пределов изменения параметров: иП1 —2—4; (¡$1 = (0,75—1,0)ипь еи^ип; ек1-0—(2—4); ек2 = 0—1;
р2=р]==1_3; 1/3.
Р1
Таблица I
Род обмотки иП1 р1 Ькзг/ еК2 = 0 Ьк:и £к2~ 1
Петлевая 2 1,5- -2 0,333—0,667 0,667 — 1,334'
а -1 4 3- -4 0,3 —0,572 0,6 — 1,144
Р
Волновая 2 1,5- -2 0,489 — 0,91 0,775 — 1,450
а -1/3 п 4 3- -4 0,47 — 0,87 0,750 — 1,390
Число витков в секции
Так как при переходе к ВМК эдс якоря не изменяется, а подраз-деленность якорной обложки уменьшается в кг/к] раз, то с учетом (2)
* Кл о /1 Г»\
^2= "Г-\Г ' = Т" " ^ ' (12)
с1| * Г\2 «{
Активное сопротивление секции (г5)
В первом приближении можно считать, что при переходе к ВМК остаются неизменными коэффициент заполнения медью активного слоя, средняя длина витка, температура обмотки якоря, а сечение эффективного проводника изменяется пропорционально а2/аь
Индуктивность секции (Ц)
Известно [3], что
Ь5 = 2\^2 • I • а,
(14)
- П ¡ ЛО I 5
где/ — длина пакета якоря, /лб — длина лобовой части секции, а— удельная магнитная проводимость секции (на единицу длины пакета якоря) без учета взаимоиндукции с другими секциями в пазу; Ялг> — магнитные проводимости пазовой и лобовой части секции на единицу их длины.
При переходе к ВМК с учетом (12) получаем
L
S2
_ w's2
W'
si
А,
' Lsi —
'SI
В первом приближении
К
— 1; U —
?! )2- L
sr
Результирующая индуктивность секции (Lsp)
Сравнение проведем на базе общепринятых положений прямолинейной коммутации [3].
По аналогии с (14) имеем
(16)
Л'п + \пб
^Л б \ I \ hlù
-,— = к • Ап +Ллб. —
¿>десь
| — средняя удельная магнитная проводимость секции (на единицу длины ее пазовой части) с учетом взаимоиндукции,
Я'п— средняя удельная магнитная проводимость пазовой части секции с учетом взаимоиндукции,
к'— коэффициент, учитывающий изменение Хп из-за наличия взаимоиндукции.
При переходе к ВМК, учитывая (16), получаем
^Sp2
W'
S2
w2sl
L
Spl
a2
ai / S,
Для анализа в первом приближении можно принять
'SOI
I
Ллб2 ' —
Лб2
и
\лб1
Лб1
0; Ап2 - Ап1.
В этом случае
L
к\ ' SP2
— • р,42
а
• L
Spl*
(17)
На основании данных [2] в табл. 2 приведены пределы изменения отношения k'2/k'i при Uni = 2—4; 0i=(O,75—l,0)Uni; еК, =0—(2—4); ек2 = =0—1.
Таблица 2
U,
к27к,'
8К2=0
1,5 — 2 3—4
0,668—1,330 0,364—0,750
0,333 — 0,665 0,182—0,375
Коммутирующая эдс в секции (ек)
При прямолинейной коммутации
е — L
где ¡а — ток в параллельной ветви обмотки якоря,
Т — период коммутации секции. При переходе к ВМК
*а2 — *а1 ' ! Т2 = а2
Учитывая (17), а также то, что на практике ек увеличивается в ку раз для создания ускоренной коммутации и ку2 обычно больше куЬ пю-л\'чаем
а? Ку2 • к
К2
^ . -г ■ еко (18>
а1 * Kyi ' K'i
где ку — коэффициент ускорения коммутации.
Число витков обмотки дополнительного полюса
В нормально выполненных машинах магнитная цепь дополнительных полюсов должна быть ненасыщенной и падением намагничивающей силы в ее стальных участках можно пренебречь. Тогда
*гд = Рря,+ РйД ; Род = ш • Вгд; В,д = % . ■ (19)
Здесь
Рря — н. с. реакции якоря (РрЯ2 = Рря1),
Род — и. с. воздушного зазора под дополнительным полюсом,
1Я — ток якоря (1я2 = 1я1),
Вбд — индукция в воздушном зазоре под дополнительным полюсом,
ш — коэффициент пропорциональности между Рбд и
В од (Ш2 = Ш1),
V — линейная скорость якоря (У2 = У1). После преобразований с учетом (12), (18), (19) получаем
| КУ2 ' К 2 Род]
В„2 = h Ку2 ' Вад1; w^ = -Ky1pR/l Рря1 ■ (20)
Kyi • К ! ] +
РрЯ1
Сечение дополнительного полюса спинки якоря (Sa)
и ярма индуктора (Sj)
Как указывалось выше, при переходе к ВМК изменяется ширина коммутационной зоны (табл. 1) и индукция в зазоре под дополнительным полюсом (20). Очевидно, что при переходе к ВМК потек в магнитных участках цепи дополнительного полюса изменится в
куз ■ К'2ЬК32 = д
'1 ' f "К
Ку] ■ к J • DK3l
Если индукции в магнитных участках цепи дополнительного полюса в машине с обычной коммутацией выбраны правильно (нет насыщения), то, исходя из их сохранения, получаем
*
1+-А-
Бдз =■ А8Д1; Ва2Ц2) —
ф
Г1
1 +
ф
• Б
(21)
Д1
ф
Г1
где Фд и Фг — магнитные потоки дополнительного и главного полюсов.
В табл. 3 в качестве примера приведены найденные с учетом (1) — (21) и табл. 1 и 2 соотношения параметров машин при иП1=2—4; Эх = (0,75— 1,0)ипь ек<'ип; а2=аь Ь2 = Ь1; /к2 = 0,5/кь иП2 = р2=1; кУ1 = 1,15; ку2 =
= 1,5—2;-г^-= 0,1—0,2; РбД1/РрЯ1 =0,05—0,2. Цифры, стоящие в табл. 3
Фи
слева, относятся к значениям 01 = 1,5, а справа — к (31=4.
Таблица 3
^эргА-эр!
Г82
к2/к, .¡щгЛщ! Ws1 Г51 1-32/1-81 Бк2=0 8К2=1
0,67 — 0,25 2 1,33—1,0 1,5—4 2,25—16 1,69—9,5 0,68—4,73
екг/ек! / В5д1/Вбд1
8к2 = 0 еК2— 1 1 6к2 = 0 вк2— 1 е„2 = 0 еК2= 1
2,2—16,5 1,16—8,25 /1,47—4,12 0,735—2,06 .1,02—.1,52 0,98—1,18
Род обмотки
Ькзг/Ькз!
8к2=0 еК2=1
Здг/Зд!
еК2 = 0
6к2— 1
5а2(]2)/5а1(ЗП
8к2= 0
8К2=1
Петлевая 0,338—0,672 0,667—1,14 0,49—2,36 0,955— 1,23
Волновая 0,484—0,87 '0,775—1,39 0,715—3,62 0,57—2,86 0,975—1,44 0,96—1,3!
Выводы
1. Как видно из табл. 3, при переходе от обычной коммутации к ВМК (рис. 2) происходят следующие изменения параметров машины, зависящие б основном от Рь
а) уменьшается число коллекторных пластин, число секций, т. е. подразделенность якорной обмотки, что, естественно, приведет к некоторому увеличению пульсации эдс и тока якоря;
б) увеличивается плотность тока в щеточном контакте ]щ при неизменных габаритах коллектора (или его габариты—при неизменной плотности тока). Следует отметить, что сохранение ]щ при переходе к ВМК не всегда обязательно. Известно [4], что данная схема ВМК может нормально работать при до 50 а/см2, т. е. сдвоенный коллектор по габаритам может и не отличаться от обычного;
в) увеличивается число витков \Уз, активное сопротивление г8 и индуктивность Ц секций якоря. Известно [4, 5], что увеличение и Ц не вызывает ухудшения коммутации, как в обычных машинах. Увеличение гь несколько ухудшает коммутацию при пуске машины в режиме двигателя;
г) в большинстве случаев увеличиваются: результирующая индуктивность секции Цр, индукция под добавочным полюсом В гд, число витков дополнительного полюса \УД. Ограничить их увеличение можно-
укорочением шага обмотки при ВМК еК2=1. При увеличении Wn несколько увеличиваются и размеры обмотки дополнительного полюса;
д) увеличивается коммутирующая эдс в секции ек, что физически объясняется увеличением Ws, Lsp и необходимостью при ВМК более ускоренной коммутации. Увеличение ек так же, как и Ws, не вызывает ка-кого-либо ухудшения условий коммутации;
е) ширина коммутационной зоны Ькз при гК2 = 0 уменьшается, а при гК2~\ в отдельных случаях — увеличивается;
ж) сечения сердечника дополнительного полюса Бд, спинки якоря Sa и ярма индуктора Sj могут увеличиваться или уменьшаться. В среднем их возможное увеличение меньше, чем ек или В§д.
2. Соотношения b2~bi и Un2=l могут использоваться как исходные при определении параметров машины со схемой ВМК (рис. 2).
3. При переходе к ВМК не происходит какого-либо заметного ухудшения характеристик или существенного увеличения веса машины, а ее коммутационная устойчивость значительно повышается [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. О. А. Братковский, В. В. Ивашин, И. А. Милорадов. Схемы вентплько-ме-ханической коммутации машин постоянного тока (см. настоящий сборник).
2. П. С. С е р г е е в и др. Проектирование электрических машин, Госэнер-гоиздат, 1956.
3. М. П. Ко стен к о, JI. М. Пиотровский. Электрические машины, ч. I. «Энергия», 1964.
4. Bates I., S г i d h а г Т., Thyristor-assisted sliding contact commutation, Proc. Inst. El. Engrs. 1966, Vol 113, № 2.
5. О. А. Братковский, В. В. Ивашин, И. А. Милорадов. Экспериментальная проверка машины постоянного тока с вентильно-механической коммутацией (см. настоящий сборник).