Научная статья на тему 'Параметры комфортности личности в городском визуальном ландшафте'

Параметры комфортности личности в городском визуальном ландшафте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
616
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параметры комфортности личности в городском визуальном ландшафте»

ПАРАМЕТРЫ КОМФОРТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ГОРОДСКОМ ВИЗУАЛЬНОМ ЛАНДШАФТЕ

Ежова Н.А

Начиная изучать и анализировать влияние визуального городского ландшафта на комфортность жителей, автор проводила ряд исследований, связанные, в частности, со сравнительными оценками респондентами эстетической привлекательности архитектурно-пространственной среды Тамбова. В качестве исходной позиции имелось ввиду, что в восприятии городского визуального ландшафта оказываются объединены разнородные характеристики объекта. Психологические установки, в которые вовлечен воспринимаемый элемент городской среды, его культурный статус, эмоциональное состояние, оказывают решительное влияние на оценку и формирования ими образа в сознании. На восприятие формы влияет и оценка человеком назначения здания и сооружения.

В ландшафте выявляются направления, наиболее благоприятные для движения и деятельности человека. Человек выделяет в пространстве наряду с позициями, объективно заданными, направления, определяемые положениями его тела: вперед, назад, вправо, влево. Эти направления не существуют вне связи с конкретной позицией, но имеют большое значение для организации поведения. В картине непосредственного восприятия всегда выделенной в городском ландшафте, они преобладают; исходная точка, начало векторов, по которым строится эта картина, передвигается вместе с наблюдателем.

На восприятие предметно-пространственной среды существенное влияние оказывает персональное пространство - окружающая человека зона, вторжение в которую вызывает различные психические реакции. Персональное пространство влияет не только на характер контактов между людьми, но и на восприятие архитектурных форм. Вместе с физическими габаритами человека невидимый, но ощущаемый пространственный канон (аура, сфера) вокруг него определяет габариты помещений расстановку вещей в них.

Образы осознаваемого пространства обязательно несут на себе печать протекающих в предметах восприятия процессов, то есть мы воспринимаем внутреннюю информации о предметах. Ландшафт дан и воспринимается через его живые компоненты - организмы, сообщества. Именно в результате этого, в одном месте мы чувствуем себя комфортно, в другом, неуютно и др. Они комплексно эстетизируются, осмысливаются, изучаются (энтомология, ботаника в широком смысле). Эти компоненты, в ряд которых могут входить многочисленные фрагменты и естественные артефакты, замещают целое ландшафта. Насыщенность пространства ими - главный ресурс пребывания в ландшафте, определение его ценности, а формы размещения - основа

различения мест (ландшафтов) и их персонализации. Включение в ландшафт как среду достигается через понимание деталей. Главные из них складываются в цепочку (организм - семиотический симптом - метафора), что позволяет воспринимать ландшафт как целостность. В качестве организмов выступают знаки и символы отдельных мест, а сам рисунок -ткань ландшафта - становится жизненным (витальным) фоном для них. Насыщенное таким образом пространство выделено и противопоставлено остальному (некрасивому, безлюдному, и др.).

Из подобных аспектов складывается специфический способ ландшафтопереживания, который был свойственен многим великим писателям, композиторам, художникам, просто чутким людям, умеющим видеть и понимать окружающее. Реализация данного подхода зависит от того, насколько широко переживается жизнь. Так, А. Ферсман непосредственно переживал как жизнь минералов, так и включенность их в культуру; (ср. отношение к драгоценным камням в астрологии, «сады камней»). Подход растворяется в гилозоизме, где как живое трактуется просто вся реальность. Витализация ландшафта - это определенный способ включения в культуру и проживания в культуре природного. Контакт с ландшафтом возможен только как непосредственно личный, требующий воли к пониманию, терпения, эстетической зоркости. Достоверность получаемых нами сведений о форме, размерах объекта, расстоянии, а также пространственных оценок обеспечивается устройством аппарата зрения и характером самовосприятия.

Когда речь идет о зрительном восприятии, то можно предположить, что человеческий разум действует наподобие камеры фотоаппарата. Но можно также обнаружить, что восприятие представляет собой все, что угодно, но только не механическое средство регистрации вещей. Мир образов не просто запечатлевается в органах чувств, достоверно отражающих визуальные впечатления. Скорее, мы их получаем, рассматривая объект.

Точность визуального восприятия зависит от разных причин и условий - окружения, облегчающею сравнения и оценки, от той или иной активности восприятия и т.д. Результаты восприятия приближаются к строго определенной оценке и суждениям, обусловленными объективными качествами ландшафта.

Восприятие зрением основных измерений пространства взаимосвязано, однако их визуальная оценка неодинакова. Зрению свойственно преуменьшение пространственных величин. При определении величин в горизонтальной плоскости степень ошибок выше, чем в вертикальной, сказывается влияние ракурсных сокращений. Кроме того, движение глаз, которым как бы прощупывается объект, в вертикальном направлении требует более значительной, а значит, и легче учитываемой, работы мышц.

Кроме того, в процессе исследования ярко проявилось, что оценочные позиции ложатся на эмоциональную память и сугубо субъективные ощущения человека от конкретных мест, связанных и с личным восприятием и с общественным мнением, сложившимся в городе по отношению к ним.

Для анализа использовалась достаточно простая методика, на основании которой респонденты должны были проставить оценки (положительные или отрицательные) местам, районам и зданиям города. Респондентам задавались вопросы, на которые можно было бы дать довольно однозначным ответ.

Каждому упоминанию того или иного района, улицы, здания в позитивном контексте (т.е. в качестве красивого) присваивается коэффициент +1. Каждому упоминанию того же в негативном контексте (т.е. в качестве некрасивого) присваивается коэффициент - 1. Затем выводились среднеарифметические баллы по каждой позиции (зданию, ансамблю). Среднеарифметические баллы суммируются. После этого выстраиваются рейтинговые таблицы-шкалы объектов. Шкалы самых красивых и самых некрасивых объектов, вошедших соответственно в «белую» и «черную» двадцатки представлены на таблицах 1 и 2.

Из таблицы видно, что Набережная реки Цна лидирует в «белой» двадцатке с более чем двукратным отрывом от другого прекрасного района -парка - бульвара перед филармонией. Кроме того, заметное место в «белой» части шкалы занимают аспекты, расположенные в южном районе и районе улицы Советской - наиболее благоустроенных и эстетических мест города. Это ансамбли преимущественно «дворянских гнезд» - названия, издавна данные этим местам и до настоящего времени сохраняющих свой статус. Особой эстетической привлекательностью неизменно обладают места, сочетающие в себе элементы зеленого ландшафта, прекрасных растений, стилизацией под своеобразные сохранившие черты своего еврепеизированного облика прошлых веков, а также сохранившие встроенные в этот облик новые элементы - здание патриархии, первомайский мост, площадь первомайская с прекрасным памятником павшим воинам внутренних войск и др. Сочетание в «плюсовой двадцатке» новых построек и старых зданий (особняки на ул. Тельмана, здание Патриархии, первомайский мост очень гармонично сочетаются в эстетических оценках со старинными ансамблями: комплексом кардиологического санатория, знакомый не только всем тамбовчанам, но здешний парк славится прекрасной сиренью (более 50 сортов), которая весной становилась «жертвой» многочисленных набегов молодых людей) - зданием драматического театра, главного административного корпуса ТГУ и др.

Зоны отдыха, которых в «плюсовой» части шкалы довольно много, почти все помечены высокими баллами, что может быть связано с тем, что сам Тамбов сравнительно небольшой город, и этих мест просто не очень

много. Большинство встреч, прогулок, в особенности гуляний с детьми (горсад и детский городок на Набережной) осуществляется именно здесь.

Переходя к «негативной» части рейтинговой таблицы-шкалы, к конкретной «черной» двадцатке тамбовских объектов (табл. 2), следует отметить, что они как пылесос «всасывают» оценки не столько архитектурнохудожественные, сколько связанные с экстремальными климатическими условиями и с социальным негативом: плохой экологией, криминогенностью, этническими фобиями, отвратительными дорогами, свалками мусора и т. д.

Поэтому так заметны среди объектов, попавших в «негатив» Советский район, район «Белого Бака», «Астраханка», район Авторынка, Северная площадь, конец ул. Московской (корпус ТГУ), ул. Полынковская, ул. Киквидзе, ул. Бастионная, ул. Пролетарская, ул. К. Маркса, р-н ипподрома, Ласки, ул. Магистральная, Рылеева, Воронежская, Делегатская, Н. Вирты, Комсомольская пл.

Весь советский район по сравнению с ленинским отмечен печатью промышленных предприятий, связанных с ними особенностями, высокой загазованностью, чрезмерной перегруженностью транспортных магистралей и др. Часть из указных улиц не только не эстетизированы, но и имеют выраженный оттенок глухих деревень, в особенности это район вокруг авторынка, училища связи, где сохранились старые двухэтажные «жактовые» домики, древнейшие малюсенькие домишки, «вросшие» в почву, напоминающие землянки и др. Западный район, кроме того, населен маргинальными слоями общества: здесь много психически нездоровых людей, алкоголиков и др., что, естественно не проходит бесследно.

Сопоставляя «плюсовую» и «минусовую» двадцатки, можно сказать, что в «первой» двадцатке, явно преобладают объекты, символизирующие «аристократическую» Россию, а в «негативной» - столь же явно преобладают объекты, символизирующие низкий люд, который «плодится и размножается «без страха и упрека».

Таблица 1

Шкала 20-ти самых красивых мест Тамбова (по мнению респондентов в 2003-2005 гг.)

Ранг Районы, объекты, архитектурные сооружения Среднеарифм етический бал

1 Набережная реки Цна +844

2 Бульвар перед филармонией +344

3 «Детский городок» в районе С-цент. +131

4 Здание «ГМПИ им. Рахманинова +113

5 Здание «Драматического театра +104

6 Центр Тамбова (площадь Ленина) +99

7 Парк культуры и отдыха +83

8 Здание Областной Епархии +75

9 Парк Дружбы +54

10 Площадь перед Детским миром +49

11 Комплекс кардиологического санатория +48

12 Здание ОАД +40

13 Здание гл.корпуса ТГУ +38

14 Площадь перед ж-д вокзалом +36

15 Площадь перед Антеем +35

16 Площадь перед ОГ АИ +31

17 Первомайский мост через канал Цны +29

18 Площадь первомайская +27

19 Здания ул. Тельмана +20

20 Пос. Радужный (Чистые пруды) +18

Таблица 2

Шкала 20-ти самых некрасивых мест г. Тамбова (по данным респондентов 2002-2005 г.г.)

Ранг Районы, объекты, архитектурные сооружения Среднеариф метический бал

1 Советский район -41

2 Свалка -39

3 «Белый Бак» -36

4 «Астраханка» -36

5 Район Авторынка -34

6 Северная площадь -33

7 Конец ул. Московской (корпус ТГУ) -32

8 Ул. Полынковская -32

9 Ул. Киквидзе -32

10 Ул. Бастионная -31

11 Ул. Пролетарская -30

12 Ул. К. Маркса -30

13 Р-н Ипподрома -30

14 Ласки -30

15 Ул. Магистральная -30

16 Ул. Рылеева -30

17 Ул. Воронежская -30

18 Ул. Делегатская -29

19 Ул. Н. Вирты -29

20 Комсомольская пл. -29

Интересно отметить, что при более детальном анализе причин именно такого оценивания ландшафтного объекта, тамбовчане совершенно неосознанно опирались на древнейшие знания, сконцентрированные в китайском учении Фэн-шуй, которая разработала философию гармоничного и благоприятного пространства и его организации.

Любой контур, лишенный равновесия, считается в Фэн-шуй неблагоприятным. Данный принцип применим к участкам земли, зданиям, комнатам, предметам мебели. Все неблагоприятные формы имеют недостающие углы, тогда как правильные отличаются правильностью.

Естественно, что правильные формы всегда благоприятнее, чем неправильные, т.к. в последних возникает проблема недостающих углов. Как правило, это ведет к дисбалансу. Недостающие углы отнимают удачу конкретного угла, который отсутствует, а размер опасности при этом зависит от отношения к жизни живущего там человека. В силу этого, здания и сооружения, имеющие подобные диспроекции в очертаниях, оцениваются визуально как негативные, которые более воспитанные люди называюсь «загадочные».

Помимо оценки правильности форм и применения символизма элементов, эксперты Фэн-шуй используют и др. методы для определения благоприятности форм. Например, практикуется распространенный способ «измерения» удачи зданий, когда пытаются по возможности определить, на какой китайский иероглиф похоже это здание.

Весьма интересны и некоторые другие позиции хорошего Фэн-шуй, относящиеся к благоприятному и неблагоприятному воздействию на человека архитектурных форм в городском ландшафте. Так, по Фэн-шуй, находиться в единственном в окрестности высотном здании неблагоприятно, как неблагоприятно находиться и в тени других более массивных зданий. В современном городском ландшафте высотные многоэтажные здания напоминают, как я уже говорила выше, холмы и горы в природной среде.

Когда одинокая башня парит в вышине, окружающие здания, чьи входы расположены напротив этого здания, страдают от плохого Фэн-шуй. Когда поблизости находятся две высотные башни, они играют роль китайских благовонных свечей, особенно если верхушка этих домов-башен по ночам подсвечивается. Символизм здесь негативный, и город может значительно пострадать от тяжелого враждебного дыхания, излучаемого этими башнями. Печально известный пример этого, ставший символом катастроф - 2 американских небоскреба, атакованных 11 сентября 2001 года. Если такие дома-башни расположены вблизи здания офиса, лучше, если, они стоят позади него, а не перед ним.

Вообще же, формы зданий в городе оцениваются по двум измерениям: по форме плана здания, когда на него смотрят сверху (с воздуха), и по форме профиля здания, когда на него смотрят с поверхности земли.

*Я5ЯЗиг Т--; «,

•ЯГ*1***

вид Тамбова сверху

Как обычно, в этих двух проекциях благоприятными считаются формы правильные, особенно если они прямоугольные. Следующие формы обычно встречаются среди больших административных зданий и становятся неблагоприятными только в том случае, когда есть недостающие углы.

Здания квадратной формы считаются самими устойчивыми и прочными, удобны и красивыми. Они относятся к элементу земли и приносят пользу почти всем. Здания прямоугольной формы более благоприятны, когда взлетают ввысь. Когда такие здания еще и глубокие, их Фэн-шуй считается» блистательным не только в настоящем, но и в будущем.

Почти все здания, выдержанные в таких пропорциях, попали в ранг «позитивного» оценивания. Более того, выясняется, что значение, заложенное в архитектурную форму, не случайно связано с ее оценкой -содержательность которой входит в состав общественной функции современного градостроительства и в большей мере определяет его место в культуре.

Чувственно-эмоциональное состояние, художественное воздействие архитектурных форм, весьма многогранно и охватывает широкую сферу информационных контактов человека с городским архитектурным окружением, различные формы мировосприятия.

Характерные эстетические чувства связаны не только с отличительными особенностями архитектурной среды, но и самих архитектурных форм. Можно заметить: если создателем архитектурной формы руководит пафос возвышенного образа, он будет стремиться к простоте и строгости форм, к их подчинению каким-то важным элементам, имеющим символическое значение, например, геометрическим центрам пространства, осям, пространственным раскрытиям.

Если же создается произведение, воздействие которого скорее основано на эстетическом наслаждении, то формообразование скорее будет подчиняться в большей мере поиску игры форм, их разнообразию и определенности, яркости и цветовым контрастам. Выявление и теоретическое объяснение таким особенностям восприятия и формообразования открывает возможности для значительного усиления воздействия архитектурных форм на человека. Ведь архитектурная форма как бы программирует определенное восприятие.

Мы исходим из того, что возвышенное связано с символическим началом. Поэтому сама символичность архитектурных объектов придает нашему восприятию возвышенный характер. Так, например, значительность памятников прошлого, органически связанных с историей существования народов и государств, придает черты возвышенного образам исторических ансамблей. В качестве таковых можно брать не только историко-культурные памятники, отмеченные древностью, но и простая табличка на доме, где отмечено, что «здесь с ... проживал...» (названо имя известного или великого человека) уже возводил этот объект в ранг особенного. Если же объект сам по себе еще и старинный во временном отношении, то причастность к этому накладывает совершенно иной отпечаток - доблести, гордости, уважении и необходимости соответствия этому имени, событию, месту. Известно, что более строгие архитектурные формы тяготеют к возвышенному, более сложные и разнообразные - к эстетическому восприятию, основанному на интеллектуальном удовольствии. Это объясняется тем, что визуально сложные архитектурные формы, пробуждая самостоятельный интерес, становятся при восприятии источником наслаждения.

Необходимо отметить, что любой архитектурный объект содержателен и символичен уже тем, что предназначен для жизненных процессов. В качестве примера можно привести любой храм (Казанский) или кафедральный (Католический) собор. Их возвышенность - уже в самой устремленности пространства к льющемуся вверх свету, и эта

устремленность вверх создает возвышенное состояние независимо от сложности форм (витражей готического собора или сложных росписей и богатства иконостаса православного храма). Но устремленность вверх - лишь одна из форм в архитектуре, делающая ее восприятие возвышенным. Не менее значим и другой пример: Вечный огонь, которому подчиняется композиция мемориального комплекса, может находится не выше, а ниже уровня глаз.

Раскрытие объекта в сторону величественного пейзажа - тоже один из способов вызвать чувство торжественности, величия, т.е. создать возвышенный образ. Даже крупная стеновая поверхность без проемов в определенном контексте создает собой символизирующее средство, придающее фасаду торжественность и величие. Эту закономерность

прекрасно использовал академик А.К. Буров, проектируя главный фасад Центрального дома архитекторов в Москве. Торжественность и

символичность подчеркиваются трех частным повторением арок,

устанавливается стенд с локальным цветом.

Если строгость и простота форм создает возвышенные образы,

благодаря символизации, то их стройность связана с возвышенным благодаря ассоциативности. Аналогии стройных форм с человеческой фигурой позволяет человеку ощущать себя частью архитектуры, чувствовать присутствие других, более величественных, подобных сил.

В такой ситуации восприятие также сопровождается ощущением причастности человека к чему-то неизмеримо более значительному, чем он сам, - к событиям, имеющим историческую или космическую масштабность.

Важную роль здесь играют высотные здания и сооружения. Но по мере удаления зрителей от здания постепенно пропадают детали, ослабляется четкость контура, стушевываются цвета. Это ослабление видимости в какой-то мере равносильно снижению воздействия сооружения на зрителя. Оно объясняется тем, что при больших удалениях начинает скачиваться в сильной степени т.н. «воздушная перспектива».

Известны и др. особенности восприятия личностью городских архитектурных форм. Например, применение архитектурных деталей, слегка уменьшающихся по своим размерам кверху, или горизонтальные членения с убыванием расстояний между ними, постепенное уменьшение ярусов и облегчение их кверху усиливает выразительность архитектурного объекта, создает больший перспективный масштаб и динамичность.

В результате проведенного социологическою исследования среди двух возрастных групп населения было выявлено отношение респондентов к городскому ландшафту г. Тамбова. Были получены мнения и пожелания относительно внешнего и внутреннего пространства города.

В ходе опроса удалось выяснить, что большинство принимавших участие в исследовании респондентов давно живут в г. Тамбове. При этом лишь молодые мужчины в возрастной группе от 16 до 33 лет вполне довольны той улицей, на которой они живут. Всем же остальным респондентам она не совсем нравится или не нравится вообще. Женщины (76% до 33 лет, 22 % более старшего возраста) полагают, что на улице не хватает детских площадок, цветов, мест для выгула собак и кошек и вообще чистоты и порядка. Мужчины полагают, что необходимо увеличить число баров, кинотеатров, дискотек.

Около 77% женщин обеих возрастных групп сошлись на том, что в г. Тамбове недостаточно зеленых насаждений, парков, скверов, бульваров. Мужчины полагают, что их вполне достаточно. Это опять же свидетельствует о том, что женщины более обеспокоены проблемой здоровой среды, чем мужчины.

Интересным является факт, что и мужчины, и женщины считают, что центр города расположен вполне удачно. И только 12,9% женщин и 46,2% мужчин более старшего поколения считают его планировку не совсем удачной. Это говорит о том, что люди с более богатым жизненным опытом более детально подходят к решению данной проблемы. Однако не совсем ясным остается то, почему 77% мужчин в возрасте от 34 до 50 лет и 80% женщин от1б до 33 лет считают, что у нас в городе достаточно памятников архитектуры, монументов, а вот остальные считают, что недостаточно. Очевидно, молодые женщины и мужчины старшего поколения больше внимания уделяют историческому прошлому, чем остальные респонденты.

Подавляющее большинство отметили, что в городе не хватает средств уличного освещения. Это можно объяснить, поскольку в городе действительно не везде хватает осветительных приборов, что провоцирует рост преступности и ряд др. негативных факторов. 7,7% мужчин в возрасте от 34 до 5% лет и 8,6% женщин этой же возрастной группы настаивают на необходимости того, чтобы в городе было больше бань и мест для оздоравливающих прогулок, Этих респондентов волнует проблема здорового образа жизни и мест рекреации.

Женщины считают, что в городе не хватает городского транспорта, фонтанов, предприятий бытового обслуживания, специализированных коммерческих киосков. В первую очередь это говорит о том, что их больше волнует проблема быта и рядовой жизни горожан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как выяснилось, совсем низкий процент респондентов утвердительно ответил на вопрос о том, что необходимо изменить центр города. Большинство, а именно - 80% женщин от 16 до 33 лет, 69,3% мужчин от 34 до 50 лет, а также женщин этого возраста и 24% молодых мужчин изменили бы в архитектурном облике г. Тамбова жилые массивы. Большинство женщин считает, что необходимы изменения в лучшую сторону

относительно частного сектора, необходима его перестройка, озеленение, подведение к ним всех коммуникаций и др. Мужчины в возрасте от 16 до 33 лет снесли бы полностью частные постройки старого типа.

Удалось узнать, что больше всего жители хотят видеть город красивым. Примерно одинаковый процент респондентов считает, что он должен быть не только красивым, но еще и удобным. Конечно, еще они желают, чтобы он был оснащен новейшими достижениями архитектуры и градостроительства. Но несколько отстают молодые женщины, т.к. утвердительно ответили на этот вопрос 12% молодых женщин и 8,6% женщин более старшего поколения. Было установлено, что большинство респондентов из общего числа хотели бы, чтобы, чтобы административные, промышленные и жилые застройки находились отдельно друг от друга.

В результате исследования стало известно, каким образом влияют на горожан озелененные благоустроенные территории, такие, как парки, скверы, бульвары. Немногим меньше число женщин сошлись на том, что озелененные городские пейзажи способствуют появлению творческих идей у них. Большинство мужчин от 34 до 50 лет с этим согласились. Меньше всего респондентов обеих возрастных групп считают, что в парках и садах они защищены от городского шума. И уж совсем никого не оставляет равнодушным озелененный ландшафт нашего города. На этот вопрос утвердительно ответили лишь 7, 5% респондентов из числа мужчин в возрасте от16 до 33 лет. Это говорит о том, что зелень и озелененные городские пейзажи хотя и действуют на горожан по-разному, но главным остается одно - действие это во всех случаях, несомненно, оказывает благотворный эффект. Совершенно особенное отношение у горожан к световой архитектуре, не просто как к способу безопасного передвижения в темное время суток, но как к эстетической категории. Значительная часть (78%) респондентов отмечала красоту вечернего Тамбова.

ул. Набережная

ул. Советская ночью

Неравнодушны горожане и к выбору своего места жительства. Большинство всех респондентов желают жить как можно ближе к учреждениям культуры и образования, что говорит об их устремленности к интеллектуальной деятельности и к духовному обогащению. Так или иначе, они хотят соприкоснуться с возвышенным, что играет немаловажную роль в развитии личности. Меньшее число респондентов не хотело бы жить вблизи промышленных предприятий. Это вполне можно объяснить тем, что шум,

вибрация, а также вредные химические вещества, выбрасываемые в атмосферу в первую очередь сказываются на жителях близлежащих домов.

Тем не менее, гораздо меньше респондентов хотели бы жить на окраине города, И совсем низкий процент из общего числа респондентов указывает, что место жительства не оказывает на них никакого влияния. Это говорит о том, что горожане неравнодушны к выбору места жительства.

Так, большинству женщин обеих возрастных групп, а именно - 72% возрастной группы от1б до 33 лет и 77,4% более старшей группы нравятся изысканные коттеджи европейского стиля. Зато 65% мужчин в возрастной группе от1б до 33 лет и 69,3% мужчин от 34 до 50 лет больше по вкусу стандартные дома Некоторым респондентам нравятся дома-небоскребы. Но мало кто хотел бы жить в домах частного сектора старого типа.

В исследовании изучалось воздействие внешнего вида дома или квартиры, в которых проживают тамбовчане. Стало известно, что большинству женщин в возрасте от 16 до 33 лет, а именно - 72%, и также 77,4% женщин более старшего поколения внешний вид их жилища способствует благотворному восприятию окружающей среды. В отличие от них, у мужчин обеих возрастных групп внешний вид их жилища порождает массу идей в области улучшения фасада жилища. Скорее всего, это можно объяснить тем, что представители сильного пола в гораздо большей степени обладают строительными профессиями и подходят к решению данной проблемы щепетильно и грамотно. Многим респондентам внешний вид их жилища поднимает настроение, жизненный тонус. Довольно интересно то, что глядя на свой дом или квартиру, меньше всего хотят поменять место жительства женщины и мужчины более старшего поколения. Они не хотят покидать свои обжитые, «насиженные» годами места.

Совсем низкий процент респондентов не обращает внимание на свой дом, квартиру.

Из результатов исследования можно сделать вывод: практически никого из опрашиваемых респондентов городской визуальный ландшафт не оставляет равнодушным. Так или иначе, горожане стремятся к духовному обогащению и эстетическому обогащению своей личности.

Эти позиции напрямую зависят от «мира видения» жителей, который у каждого чрезвычайно индивидуален.

Анализируя комфортность пребывания населения в городском визуальном ландшафте и, естественно, возможность его воспроизведения в ментальном плане, был использовать метод составления «ментальных» карте, при которых жители могли бы нарисовать планкарту наиболее привлекательного для них места, района и др.

Здесь обнаружились интересные вещи.

Большая часть жителей просто не помнит визуальный ландшафт города, если это не связано с конкретными нуждами. Лишь профессионалы, в большей степени архитекторы, строители, военные довольно точно запоминают ландшафт, как возможность ориентации на местности, умение найти дорогу и др. Часть людей просто обладает так называемым топографическим талантом, который позволяет не только запоминать общие и частные черты, но и прекрасно ориентироваться в этом пространстве. Подобные элементы памяти развиваются у водителей, должных запоминать дорогу др.

Остальная часть респондентов свободно обращается с составлением «ментальных карт».

Метод составления ментальных карт известен в психологии, фольклористике, этнографии, когнитивной лингвистике и поведенческой географии достаточно давно (Линч, 1982; Шемякин, 1940; Голд, 1990, Найссер, 1981). Ученых привлекает возможность увидеть мир воспринятый, запечатленный и переработанный сознанием определенного человека, мир который он долгое время хранил в памяти, а потом вновь воспроизвел на листе бумаги. Уровень достоверности таких карт зачастую зависит от личностных характеристик опрашиваемого человека (респондента), его уровня образования, качества жизни, рода занятий, семейного положения. При составлении этих карт не возможно обойти проблемы восприятия и памяти, более свойственные психологии, чем географии.

При создании ментальной карты была поставлена задача создать карту места, которое более всего нравиться в городе, стараясь вспомнить с внести в нее как можно больше деталей, более того, ее нужно было обозначить таким образом, чтобы указать к ней дорогу.

Известный план города Тамбова представляют собой достаточно впечатляющую композицию. Он может ассоциироваться и с орлом, и с человеком, одетым в широкий плащ. Но и в том и другом случае он -совершенно конкретное узнаваемое построение, достаточно таинственное и могучее. Географическое расположение его специфично, сам город как бы закрыт плащом-крыльями и весь технологиченский ландшафт простирается от севера к югу по длине распахнутых крыльев. Повернутая голова и часть правого плеча - канал реки Цны и леса, раскинувшиеся в ее пойме.

Городской визуальный ландшафт Тамбова чрезвычайно эклектичен. Наряду с урбанизированными районами соседствуют совершенно тихие деревенские пятачки. Все это поворачивает сознание населения в вектор слободского наклонения, в котором соседствуют часто амбивалентные позиции.

Прекрасные строения и ветхие домишки, «вросшие в землю», прекрасные магистрали и совершенно разбитые дороги, которые водители называют «как после бомбежки».

}

При анализе картографирования было выявлено, что большая часть респондентов взрослого возраста от 35 лет обязательно указывала на карте канал р. Цны, две базовые улицы - Советскую и Интернациональную. Сам город обозначался неким размытым пространством, в котором любимое (самое комфортное) место обозначалось более детализировано, где превалировали позитивные детали ландшафта.

Иногородние студенты, попавшие в фокус-группы, рисовали план Тамбова совершенно четко, ориентируясь на известное всем изображение -Орел-Тамбов, постоянно публикуемое в местных газетах и транслируемое по ТВ. Студенты, родившиеся и выросшие в Тамбове при составлении ментальных карты показали сходные данные с первой группой респондентов.

Насечение, проживающее в частных домах в качестве наиболее комфортных мест отмечает свой двор с подробным планом, жители микрорайонов в качестве таковых рассматривает наиболее красивые места (микропарки, детские городки, места гуляний и др.), находящиеся рядом с домом.

Семьи, имеющие машины, значительно расширяют зону комфортности. В их карту попали места, находящие вне города. Они связанны с рыбалкой, пикниками и др. Таким образом, комфортность горожан в визуальном ландшафте тесно увязана с эстетическим эмоциональным чувством. Это не просто любование красотой того или иного места, а совокупность нескольких параметров, наложенных на возможность душевного расслабления, временной длительности пребывания здесь и др.

Анализ ментальной картографии показал, что сам факт комфортабельности разбросан по времени. Люди, старше 60, отмечали те места, в которых они имеют возможность посещать сейчас, их карты отличались большей точностью и детализацией, представители среднего возраста отмечали комфортные для себя места, как правило 15-20 летней давности, студенты - межсессионные периоды, дети 7-10 лет не ориентируясь в больших масштабах, очень точно описывали парки, свои дачи, дворы.

Поэтому, городская ландшафтная комфортабельность - чрезвычайно индивидуализированное явление, состоящее из нескольких рангов:

Параметры городской визуальной комфортности:

Показатели Оценивание (в баллах)

близость от места жительства 10

длительность общения именно с этим местом 10

свободное время 9

отсутствие психологических проблем 10

«погружение» в атмосферу места 10

красота (эстетизм) ландшафта 8

особое состояние психики (здесь и сейчас) 9

любимое время года 9

хорошая погода 9

хорошая компания 5

одиночество 5

Хочется отметить, что указанные параметры именно слагаемые городской комфортности. Лишь два последних показателя выступают как заменяемые (хорошая компания, одиночество), остальные воспринимаются лишь в совокупности, причем баллы оценки колеблются от 8 до 10, что, в принципе почти одинаково. Причем такая характеристика, которая могла бы по логике анализа выйти на передний план - эстетизм ландшафта, на самом деле выполняет не столь важную функцию. Она лишь «якорь», который привязывает визуализацию к конкретному месту и делает его впоследствии узнаваемым, что помогает быстрее войти в нужное настроение.

Таким образом, индивидуальная комфортность, создаваемая городским визуальным ландшафтом - производная от настроения, времени пребывания именно в этом месте, свобода от неотложных дел, что в целом позволяет «погрузиться» в природу, «прочувствовать» ее, тем самым, внеся в свою копилку позитива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.