Научная статья на тему 'ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЮГРЫ'

ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ПАМЯТИ / MEMORY MODELS / КВАЗИАТТРАКТОРЫ / СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / SENSORIMOTOR REACTION / QUASI-ATTRACTOR

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Филатов Михаил Александрович, Стрельцова Татьяна Владимировна, Кравченко Елена Николаевна, Баженова Кристина Сергеевна

Развитие когнитивных функций коренного и пришлого населения определяется в том числе и различиями в реакциях функциональных состояний организма на хаотическую динамику параметров метеофакторов среды. Состояние сенсомоторных реакций психофизиологических особенностей коренных народов рассмотрено на примере параметров памяти учащихся ханты. Представлены модели мнемических функций и выявлены их особенности. Показана специфика параметров моделей. Для сенсомоторных параметров представлены модели в виде квазиаттракторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Филатов Михаил Александрович, Стрельцова Татьяна Владимировна, Кравченко Елена Николаевна, Баженова Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE FUNCTION PARAMETERS OF UGRA PUPILS

The development of cognitive functions of indigenous and alien population is determined with the differences in reaction of the functional systems of the human body to chaotic dynamics parameters of meteo factors. The sensorimotor reactions of psycho-physiological characteristics of indigenous peoples are illustrated by the example of memory parameters among Khanty pupils. The models of mnemonic functions and their features are described in the article. The paper is concerned with the specificity of the model parameters and models in the form of quasi-attractors.

Текст научной работы на тему «ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЮГРЫ»

УДК 159.91-057.87(571.122)

Филатов М.А., Стрельцова Т.В., Кравченко Е.Н., Баженова К.С.

Filatov M.A., Streltsova T. V., Kravchenko E.N., Bazhenova K.S.

ПАРАМЕТРЫ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЮГРЫ COGNITIVE FUNCTION PARAMETERS OF UGRA PUPILS

Развитие когнитивных функций коренного и пришлого населения определяется в том числе и различиями в реакциях функциональных состояний организма на хаотическую динамику параметров метеофакторов среды. Состояние сенсомоторных реакций психофизиологических особенностей коренных народов рассмотрено на примере параметров памяти учащихся ханты. Представлены модели мнемических функций и выявлены их особенности. Показана специфика параметров моделей. Для сенсомоторных параметров представлены модели в виде квазиаттракторов.

The development of cognitive functions of indigenous and alien population is determined with the differences in reaction of the functional systems of the human body to chaotic dynamics parameters of meteo factors. The sensorimotor reactions of psycho-physiological characteristics of indigenous peoples are illustrated by the example of memory parameters among Khanty pupils. The models of mnemonic functions and their features are described in the article. The paper is concerned with the specificity of the model parameters and models in the form of quasi-attractors.

Ключевые слова: модели памяти, квазиаттракторы, сенсомоторные реакции.

Key words: memory models, quasi-attractor, sensorimotor reaction.

История использования системных методов и моделирования в описании и прогнозировании динамики изменения психофизиологических функций человека в возрастном аспекте или применительно к расам и территориям насчитывает уже второе столетие. Достаточно вспомнить работы Г. Эббингауза (XIX в.) и попытки количественно описывать показатели памяти в работах целого ряда российских ученых [5-9]. Разработка различных тестов с использованием ЭВМ для изучения и прогнозирования показателей внимания, мышления, состояния физиологических функций c использованием системного анализа и моделей также имеет множество примеров и достижений [5-9].

Состояние психофизиологических функций человека в Югре - это весьма актуальная и интересная в научном плане проблема. Особый статус данной проблемы определяется все возрастающей численностью молодежи (увеличивается численность городского и сельского населения), которая родилась и живет в суровых северных условиях. Наибольший интерес при этом имеют вопросы становления и развития организма детско-юношеского населения Югры, а также интеллектуальное развитие подростков в условиях действия экологических факторов окружающей среды [2; 12].

1. Сравнительный биоинформационный анализ параметров памяти учащихся ханты. В аспекте разработки новых подходов, методов и их использования в биофизике и психофизиологии всего нами было обследовано 330 учащихся МОУ СОШ № 4 г. Сургута; 89 учащихся народа ханты хантыйской национальной школы-интерната с.п. Русскинской Сургутского района. Возраст респондентов - от 6 до 17 лет. Все испытуемые без жалоб на психоневрологическую и другую патологию.

В представленном блоке наших исследований были изучены особенности кратковременной (механической) памяти учащихся вышеуказанных школ. Методика основана на запоминании испытуемыми 20 достаточно простых слов в течение 1 минуты.

Тестирование осуществлялось в автоматическом режиме с использованием разработанного оригинального программного продукта на базе ЭВМ. После каждой итерации происходит расчет коэффициентов потери информации a (в программе 5(0)), который характеризует отношение доли забытых (невоспроизведенных) слов к общему числу предъявленных слов. Кроме того, после проведения тестирования (после шести итераций) происходит расчет другого коэффициента k (в программе 5(1)), который мы назвали коэффициентом мнемической реверберации (КМР). Он характеризует степень уменьшения коэффициента потери информации a от числа повторных предъявлений n одинаковой информации (в нашем случае - набор из 20 слов), что является авторской разработкой. Величины k и a характеризуют не только параметры памяти, но и обучаемость школьников в целом [3; 4; 12].

С помощью запатентованной авторской методики на базе ЭВМ у испытуемых регистрировались количественные показатели психофизиологических функций. Разработанный алгоритм и программа обеспечили объективную информацию о параметрах ряда психофизиологических функций. Обследуемым предъявлялся набор из 7 тестов (блоков), под общим названием «Р-тест» (Psychological test) для выявления особенностей сенсомоторных показателей и качественной оценки ряда когнитивных показателей. Данные тесты позволили определить параметры сенсомоторных реакций (зрительно-моторной и слухо-моторной) и большой блок параметров когнитивных функций (внимание, скорость переработки информации и ряд других показателей).

В рамках теории хаоса-самоорганизации и с использованием компьютерных технологий нами был выполнен анализ динамики поведения вектора состояния организма человека (ВСОЧ) для психофизиологических параметров учащихся Югры в да-мерном пространстве состояний [10].

В последние годы в наших исследованиях по биофизике и экологии человека D:\Documents and Settings\Filatov\Documents and БеШпезХРМа^уХреор^М^о^е^.теустановлены психофизиологические особенности развития коренных народов и, следовательно, необходимость формирования специфических форм и средств обучения, программ профессиональной подготовки, учитывающих эти особенности и соответствующих действительным потребностям различных групп коренного населения. Сейчас в нашей стране к изучению данной проблемы только приступают, так как в СССР под угрозой обвинения в расовой дискриминации отрицались любые (психические, интеллектуальные) различия между разными этническими группами. Однако образ жизни, биологические факторы - это реальные внешние параметры, изменяющие и мнемические функции человека [15; 17].

Учитывая важность вышеобозначенной проблемы, нами проведены исследования мнемических функций учащихся ханты Русскинской национальной средней общеобразовательной школы-интерната с целью выявления специфики динамики коэффициента реверберации (k), отражающего успешность усвоения нового учебного материала в разных возрастных группах учащихся. Результаты представлены в виде сводных данных на рис. 1 и 2.

Из-за малочисленности учащихся ханты, мы не разбивали всех обследуемых по возрастным категориям, так как количество тестируемых в ряде возрастных групп не укладывается в статистически достаточные значения. На рис. 1 и 2 представлена в целом зависимость показателей мнемических функций учащихся ханты всех возрастных групп Y1, Y2, Y6, 5(0) и 5(1) с учетом успеваемости и половых различий.

Обследование групп приезжих учащихся показало, что интегративные показатели памяти учащихся коренных народов ханты имеют более выраженные низкие показатели, чем у учащихся школы с непрофильным обучением. Например, изменения показателей Y1-Y6 в городской школе показывают, что процессы соотношения числа повторов и воспроизведения информации учащимися ханты имеют более слабую динамику изменения. Это отражается на коэффициентах скорости потери информации 5(0) и

коэффициенте мнемической реверберации к = 5(1) как у мальчиков, так и девочек. Однако продуктивность запоминания новой информации у мальчиков в зависимости от успеваемости более выражена, чем у девочек. Так, например, из графиков рис. 1 и 2 видно, что общий показатель 5(1) для детей ханты находится в пределах от 0,2 до 0,21. Однако такие величины для девочек 4-й школы и 4-й гимназии г. Сургута характерны только для шестиклассниц. В старших возрастных группах (9-11-е классы) показатель 5(1) превышает 0,3. Аналогичные результаты мы имеем для 71 на примере девочек: у девочек ханты он изменяется в пределах 0,79-0,8 (рис. 1), в то время как у девочек МОУ СОШ № 4 такие параметры 71 имеются в 5-7-х классах, а у гимназисток параметр 71 заведомо меньше всех.

Рис. 1. Сводные результаты состояния показателей мнемических функций всех возрастных групп (5-11-е классы) учащихся - девочек ханты с учетом успеваемости:

сплошная линия - учащиеся «троечники»; пунктирная линия - учащиеся «хорошисты»

1,5 -|

0,5

0,92

0,98

0,75

\Ф 0,21

0,17

У1

У2

У6

В0

В1

1

0

Рис. 2. Сводные результаты состояния показателей мнемических функций всех возрастных групп (5-11-е классы) учащихся - мальчиков ханты с учетом успеваемости:

сплошная линия - учащиеся «троечники»; пунктирная линия - учащиеся «хорошисты»

2. Квазиаттракторы сенсомоторных параметров учащихся. В табл. 1-2 представлены результаты идентификации квазиаттракторов психофизиологических параметров (сенсомоторные реакции Х1-Х3, когнитивные Х4-Х7) учащихся пришлого и коренного населения. Из табл. 1 видно, что объемы квазиаттракторов без исключения признаков у учащихся пришлого населения (как у мальчиков, так и у девочек) укладываются в интервал Ух = 0,13 у. е. - у мальчиков, 0,05 у. е. - у девочек.

Таблица 1

Результаты идентификации параметров квазиаттракторов вектора состояния организма учащихся МОУ СОШ № 4 в весенний период

Мальчики Девочки

Количество измерений N = 36 Количество измерений N = 30

Размерность фазового пространства = 7

Interval X0 = 0,3400 Interval X1 = 0,3000 Interval X2 = 0,3500 Interval X3 = 0,2600 Interval X4 = 2,1400 Interval X5 = 2,9000 Interval X6 = 2,3100 General asymmetry General V value vX

Asymmetry X0 = 0,0204 Asymmetry X1 = 0,0528 Asymmetry X2 = 0,0278 Asymmetry X3 = 0,1656 Asymmetry X4 = 0,1219 Asymmetry X5 = 0,1348 Asymmetry X6 = 0,0409 value rX = 0,4816 = 0,1331

Interval X0 = 0,2300 Interval X1 = 0,3100 Interval X2 = 0,2800 Interval X3 = 0,3500 Interval X4 = 1,3400 Interval X5 = 3,5300

Asymmetry X0 Asymmetry X1 Asymmetry X2 Asymmetry X3 Asymmetry X4 Asymmetry X5 Asymmetry X6

Interval X6 = 1,7400 General asymmetry value rX = 0,2659 General V value vX = 0,0575

0,0986 0,0849 0,0119 0,0333 0,1642 0,0114 0,0799

Результаты анализа исключения отдельных признаков

* Vx0 Vx1 = Vx2 = Vx3 = Vx4 = Vx5 = Vx6 = Vx7 =

= 0,1331 Vy0 0,3914 Vy1 = 0,4436 Vy2 = 0,3802 Vy3 = 0,5118 Vy4 = 0,0622 Vy5 = 0,0459 Vy6 = 0,0576 Vy7 =

= 0,0575 0,2500 0,1855 0,2054 0,1643 0,0429 0,0163 0,0331

dif = dif1 = dif2 = dif3 = dif4 = dif5 = dif6 = dif7 =

0,0756 0,1413 0,2580 0,1748 0,3475 0,0193 0,0296 0,0246

R0 R1 R2 R3 R4 R 5 R 6 R 7

56,7806 % 36,1104 % 58,1747 % 45,9757 % 67,8941 % 30,9779 % 64,4940 % 42,6225 %

Z0 = 0,4285 Z1 = 0,4242 Z2 = 0,4272 Z3 = 0,4273 Z4 = 0,4274 Z5 = 0,3930 Z6 = 0,1904 Z7 = 0,4280

Примечание: *¥х0 - объем первого аттрактора; ¥у0 - объем второго аттрактора; ^ - разница между первым и вторым объемом аттракторов; Я0 - относительная погрешность; 20 - расстояние между центрами двух аттракторов.

При ранжировании параметров порядка значимым признаком для обеих гендерных групп является распознавание четных чисел. При этом разница между геометрическими центрами квазиаттракторов для параметра 26 (показатели теста по переработке информации, т.е. идентификация конкретного символа из 9 возможных, задаваемых таблицей на экране монитора) имеет наиболее выраженный показатель. Таким образом, во всех возрастных группах данный тест имеет наибольшее значение, так как отражает субъективное чувство времени, которое сопряжено с информацией о внутреннем и окружающем пространствах. Соответственно, увеличение или уменьшение объема информации, поступающей в нервную систему, влияет на длительность сенсомоторной реакции.

Таблица 2

Результаты идентификации параметров квазиаттракторов вектора состояния организма учащихся ханты НСОШИ, с.п. Русскинская в весенний период

Мальчики Девочки

Количество измерений N = 36 Количество измерений N = 30

Размерность фазового пространства = 7

Interval X0 = 0,7000 Asymmetry X0 = 0,2782 Interval X1 = 0,3000 Asymmetry X1 = 0,2287 Interval X2 = 0,4000 Asymmetry X2 = 0,1792 Interval X0 = 0,8100 Asymmetry X0 = 0,2358 Interval X1 = 0,3000 Asymmetry X1 = 0,1911 Interval X2 = 0,3100 Asymmetry X2 = 0,1785

Interval Х3 = 1,1900 Asymmetry Х3 = 0,2035 Interval Х3 = 1,3100 Asymmetry Х3 = 0,3417

Окончание табл. 2

Interval X4 = 4,3500 Asymmetry X4 = 0,2275 Interval X5 = 3,2200 Asymmetry X5 = 0,2170 Interval X6 = 1,8100 Asymmetry X6 = 0,0103 General asymmetry value rX = 1,2547 General V value vX = 2,5343

Interval X4 = 2,3800 Asymmetry X4 = 0,1930 Interval X5 = 3,3400 Asymmetry X5 = 0,1902 Interval X6 = 1,0600 Asymmetry X6 = 0,1132 General asymmetry value rX = 0,9340 General V value vX = 0,8315

Результаты анализа исключения отдельных признаков

*Vx0 = 2,5343 Vy0 Vx1 = 3,6204 Vy1 = Vx2 = 8,4475 Vy2 = Vx3 = 6,3356 Vy3 = Vx4 = 2,1296 Vy4 = Vx5 = 0,5826 Vy5 = Vx6 = 0,7870 Vy6 = Vx7 = 1,4001 Vy7 =

= 0,7581 dif = 0,9360 dif1 = 2,5271 dif2 = 2,4456 dif3 = 0,5787 dif4 = 0,3494 dif5 = 0,2270 dif6 = 0,7152 dif7 =

1,7761 R0 2,6844 R1 5,9204 R2 3,8900 R3 1,5509 R4 : 0,2332 R5 : 0,5600 R6 0,6849 R7

70,0841 % 74,1468 % 70,0841 % 61,3989 % 72,8245 % 40,0304 % 71,1590 % 48,9173 %

Z0 = 0,5571 Z1 = 0,5567 Z2 = 0,5571 Z3 = 0,5561 Z4 = 0,5549 Z5 = 0,2618 Z6 = 0,5456 Z7 = 0,5086

Примечание: *- ¥х0 - объем первого квазиаттрактора; ¥у0 - объем второго квазиаттрактора; dif -разница между первым и вторым объемом квазиаттракторов; Я0 - относительная погрешность; 20 -расстояние между центрами двух квазиаттракторов.

Результаты, представленные для учащихся ханты в табл. 2, носят иной характер. В частности, видно, что у мальчиков и у девочек объемы квазиаттракторов больше (без исключения признаков), чем у учащихся МОУ СОШ № 4. При ранжировании признаков объем общего квазиаттрактора меняется при исключении 5-го параметра (5-й тест) и этот же параметр является наиболее значимым в оценке расстояния между 1 -м и 2-м квазиаттрактором.

Таким образом, сеншмоторная реакция отражает наиболее объективное состояние психофизиологических функций (как один из показателей напряженности работы ЦНС, так и высших психических функций в целом) учащегося, проживающего на Севере. Полученные результаты свидетельствуют об уровне мотивации у учащихся пришлого (мальчики и девочки) населения. В частности, известно, что в качестве одного из важнейших условий нахождения решения задачи выступает формирование у решающего (обучающегося) желания, стремления решить задачу, что и выражается в наличии у него определенного уровня мотивации. Соответственно, представленные результаты отражают не только скорость нервных процессов у испытуемых (переработки информации), но и определенную адекватность решения ими когнитивных (сравнительно простых для выполнения) задач.

3. Метод матриц межаттракторных расстояний для идентификации возрастных различий в состоянии психофизиологических параметров учащихся, проживающих в разных климатогеографических условиях. Исследование закономерностей психической и психофизиологической адаптации человека к условиям Севера является актуальной проблемой не только психофизиологической, но и социально-экономических наук. Научно-технический прогресс позволяет человеку все активнее вторгаться на Север, все интенсивнее использовать его природные ресурсы. Масштабы данного процесса приводят к перемещению на Север значительных групп населения. Приезжим предстоит осваивать данный регион и при этом неизбежно адаптироваться к нему. Актуальность нашего исследования определяется необходимостью изучения психофизиологических механизмов адаптации и особенностей психофизиологического состояния растущего организма в экстремальных условиях Севера России. В условиях воздействия экстремальных экологических факторов уровень активации психической деятельности и энергетическое обеспечение жизнедеятельности недостаточны. Одна из задач настоящих исследований -

сравнительный анализ особенностей психофизиологического статуса учащихся, с помощью метода матриц межаттракторных расстояний, проживающих в разных климатогеографи-ческих условиях (г. Сургут и Самарская область).

Исследование проводилось с детьми и подростками от 12 до 17 лет в двух разных климатогеографических районах России.

Из полученных результатов диагностики с помощью комплекса стандартных методик были выбраны наиболее значимые показатели психофизиологического статуса. Нами обозначены следующие общие координаты (всего m = 13): Z0 - коэффициент концентрации внимания (K), Z1 - коэффициент аккуратности внимания (A), Z2 -коэффициент продуктивности внимания (E), Z3 - распределение внимания (R), Z4 - ИМТ (I), Z5 - ЧСС (SS), Z6 - процент увеличения пульса после нагрузки при выполнении пробы Мартине (Mar), Z7 - показатель задержки дыхания при выполнении пробы Штанге (Sh), Z8 -показатель выполнения Теппинг-теста, среднее число точек в 1 с. (T), Z9 - показатель самочувствия по тесту САН (Sam), Z10 - показатель настроения по тесту САН (Nas), Z11 -показатель активности по тесту САН (Akt), Z12 - показатель стресса (St).

В частности, для данных групп испытуемых также был произведен расчет матриц межаттракторных расстояний между стохастическими центрами (Zs) и расстояний между хаотическими центрами (Z^ с помощью метода матриц межаттракторных расстояний и применения программы Clusters. Анализ межаттракторных расстояний между центрами хаотических квазиаттракторов движения вектора состояния организма человека для психофизиологических параметров учащихся г. Сургута и Самарской области осуществлялся m-мерном фазовом пространстве в m-мерного параллелепипеда при m = 13.

В табл. 3 приведены матрицы, в которых представлены все возможные расстояния между хаотическими и стохастическими центрами квазиаттракторов, описывающих состояние групп обследуемых. Анализ диагональных элементов матриц межаттракторных расстояний между хаотическими центрами психофизиологических параметров учащихся показал, что наибольшее расстояние, равное 16,83 у. е., получено между возрастными группами 14-15 лет учащихся г. Сургута и Самарской области. Это средняя, но дальше всех отстающая от центра КА группа, о чем свидетельствует сумма расстояний и диагональных элементов. Наименьшее расстояние, равное 4,47 у. е. отмечается между группами учащихся 16-17 лет. В целом мы видим определенную зависимость изменения сумм расстояний и диагональных элементов матрицы в зависимости от возрастной категории обследуемых.

Таблица 3

Матрица межаттракторных расстояний Zj (у. е.) между хаотическими центрами квазиаттракторов психофизиологических параметров вектора состояния организма учащихся г. Сургута и Самарской области в ш-мерном фазовом пространстве

ш-мерного параллелепипеда (ш = 13)

' ------Сургут Самарская обл. ~ ——^^ 12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет

12-13 лет 5,98 15,74 3,93

14-15 лет 5,17 16,83 3,18

16-17 лет 9,22 20,24 4,47

I 20,37 52,81 11,58

X 6,79 17,60 3,86

Рассматривались также межаттракторные расстояния в группах отдельно по каждому региону. Было установлено, что в исследуемой группе учащихся г. Сургута наибольшее расстояние, равное 16,83 у. е., - между возрастными группами 14-15 лет.

Наименьшее расстояние, равное 5,89 у. е., отмечается между группами учащихся 12-13 и 16-17 лет. В отличие от результатов учащихся г. Сургута, межаттракторные расстояния в исследуемой группе Самарской области значительно ниже: максимальное расстояние составляет 5,59 у. е. (между учащимися возрастных групп 12-13 и 16-17 лет), а минимальное расстояние получено между учащимися 12-13 и 14-15 лет, равное 3,05 у. е.

Таким образом, увеличение расстояния между квазиаттракторами в исследуемой группе учащихся г. Сургута может свидетельствовать о наибольшем разбросе параметров динамики поведения ВСОЧ. В целом характерно, что учащиеся г. Сургута отличаются от учащихся Самарской области увеличением расстояний между центрами хаотических и стохастических квазиаттракторов фазовых пространств состояний.

Анализ межаттракторных расстояний между центрами хаотических квазиаттракторов движения вектора состояния организма человека осуществлялся также для параметров внимания учащихся при да = 4. В табл. 4 представлена матрица межаттракторных расстояний между центрами хаотических квазиаттракторов функций внимания.

Таблица 4

Матрица межаттракторных расстояний Zij (у. е.) между хаотическими центрами квазиаттракторов внимания учащихся г. Сургута и Самарской области (m = 4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

----^^^ Сургут Самарская обл. __ 12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет

12-13 лет 4,49 15,36 1,01

14-15 лет 5,49 16,75 1,49

16-17 лет 8,86 20,12 3,99

I 18,84 52,23 6,49

X 6,28 17,41 2,16

Следует отметить, что при оценке межаттракторных расстояний между хаотическими и стохастическими центрами квазиаттракторов параметров психофизиологического статуса наибольшее расстояние выявлено между группами учащихся 14-15 лет, аналогичные результаты оказались и при анализе параметров внимания. При анализе параметров вегетативного статуса определены различия возрастных групп 12-13 и 16-17 лет, а данные вегетативного статуса этой возрастной группы наоборот - показали минимальные различия. Соответственно, из всех психофизиологических показателей группы респондентов г. Сургута направляющим параметром, который становится причиной хаотического смещения ВСОЧ в фазовом пространстве состояний, является параметр внимания.

Таким образом, на основании анализа движения вектора состояния организма человека и динамики изменения расстояния между хаотическими и стохастическими центрами квазиаттракторов психофизиологических параметров, можно сделать заключение о наличии признаков напряжения в функционировании организма учащихся, проживающих в северном городе, по сравнению с учащимися, проживающими в благополучном климато-географическом и экологическом регионе.

Сравнительный анализ динамики поведения ВСОЧ в т-мерном фазовом

пространстве состояний позволил установить, что у учащихся г. Сургута значение общих

21

объемов квазиаттракторов психофизиологических параметров (Ух = 1,4 • 10 у. е) в 20 раз превышает объем квазиаттракторов детей Самарской области (Ух = 0,57 • 1021 у. е). Объемы квазиаттракторов параметров внимания (т = 4) и вегетативного статуса (т = 4) детей, проживающих в средней полосе России, имеют тенденцию на убывание с возрастом, в то

время как объемы квазиаттракторов учащихся г. Сургута имеют выраженную колебательную возрастную динамику (максимум в возрастном диапазоне 14-15 лет).

Оценка межаттракторных расстояний между хаотическими и стохастическими центрами квазиаттракторов параметров психофизиологического статуса демонстрирует наибольшее расстояние между группами учащихся в возрасте - 14-15 лет.

Литература

1. Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем. М. : Медицина, 1998. 160 с.

2. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. 2004. Т. 30, № 5. С. 24.

3. Еськов В. М., Брагинский М. Я., Майстренко Е. В., Филатов М. А., Филатова Д. Ю. Исследование параметров сенсомоторных реакций и когнитивных функций человека в многомерном фазовом пространстве состояний / / Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2010615024, РОСПАТЕНТ. М., 2010.

4. Еськов В. М., Рузанкина Н. А., Безяева И. В. Системный анализ с использованием ЭВМ состояния памяти человека в условиях северного региона РФ // Вестник новых медицинских технологий. 2002. Т. IX, № 3. С. 31-33.

5. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М. ; Воронеж : МОДЭК, 1996. 544 с.

6. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М. : Мир, 1978. 379 с.

7. Матюнин В. А., Разумов А. Н. Экологическая физиология человека и восстановительная медицина / под ред. И. Н. Денисова. М. : МЕДИЦИНА, 1999. 336 с.

8. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Соотношение оценок внимания и успешности обучения // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 123-129.

9. Смирнов А. А. Проблемы развития памяти. М. : Просвещение, 1966. 424 с.

10. Способ корректировки лечебного или физкультурно-спортивного воздействия на организм человека в фазовом пространстве состояний с помощью матриц расстояний / В. М. Еськов, В. В. Козлова, М. А. Филатов // Патент № 2432895(13) С1/14 от 10.11.2011.

11. Филатов М. А., Филатова Д. Ю., Поскина Т. Ю., Стрельцова Т. В. Методы теории хаоса-самоорганизации в психофизиологии // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2014. № 1. С. 17-33.

12. Филатов М. А., Филатова Д. Ю., Сидоркина Д. А., Нехайчик С. В. Идентификация параметров порядка в психофизиологии // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2014. № 2. С. 5-16.

13. Eskov V. M. Modeling of the hierarchical respiratory neuron networks // Neurocomputing. 1996. Vol. 11. Р. 203-226.

14. Eskov V. M., Eskov V. V., Filatova O. E. Characteristic features of measurements and modeling for biosystems in phase spaces of states // Measurement Techniques (Medical and Biological Measurements). 2011. Vol. 53, № 12. Р. 1404-1410.

15. Eskov V. M., Gavrilenko T. V., Kozlova V. V., Filatov M. A. Measurement of the dynamic parameters of microchaos in the behavior of living biosystems // Measurement Techniques. 2012. Vol. 55, № 9. Р. 1096-1100.

16. Eskov V. М., Filatova O. E., Filatov M. A. Two types of systems and three types of paradigms in systems philosophy and system science // Journal of Biomedical Science and Engineering. 2012. Vol. 5, № 10. Р. 602-607.

17. Haken H. Principles of brain functioning: a synergetic approach to brain activity, behavior and cognition (Springer series in synergetics). Springer. 1995. 349 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.