Научная статья на тему 'Параллельный рынок услуг высшего профессионального образования (торговля контрольными заданиями)'

Параллельный рынок услуг высшего профессионального образования (торговля контрольными заданиями) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ТОРГОВЛЯ КОНТРОЛЬНЫМИ ЗАДАНИЯМИ / HIGHER EDUCATION / PARALLEL MARKET FOR EDUCATIONAL SERVICES / TESTS FOR SALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миляева Л. Г., Борисова О. В.

Рассматривается получившая широкое распространение в российской образовательной системе торговля выполненными контрольными заданиями дипломными работами, курсовыми работами, рефератами и т.д. Анализ этого параллельного рынка услуг построен на базе данных объявлений с предложениями этих услуг и опросов студентов вузов г. Бийска в 2006 и 2008 гг. Сделан вывод, что данный рынок функционирует открыто и безбоязненно, воспринимаясь большинством населения как некая норма постиндустриального развития. Изменения на этом рынке происходят не в результате борьбы со «списыванием», а скорее в результате конкуренции разных форм «списывания» (в частности, распространение использования Интернета стало фактором сокращения торговли контрольными заданиями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parallel market for services in higher professional education (tests for sale)

The article deals with «tests for sale» system which is widespread in Russian education. The analysis of the parallel service market is based on information from announcements offering these services and results of students polls organized in Byisk in 2006 and 2008. The conclusion drawn says that the market functions freely being taken by the majority of population as something like a norm of postindustrial development. Changes on that market are rather caused by competition between different forms of «cheating» than by «cheating» control (particularly, spreading of Internet has become the factor of «tests for sale» reduction).

Текст научной работы на тему «Параллельный рынок услуг высшего профессионального образования (торговля контрольными заданиями)»

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РЫНОК УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (торговля контрольными заданиями)

МИЛЯЕВА Л.Г.,

доктор экономических наук, Центр аналитических исследований Бийского технологического института (филиал) Алтайского государственного технического университета имени И . И . Ползунова;

e-mail: lgm@bti. secna. ru;

БОРИСОВА О.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предпринимательства, Центр аналитических исследований Бийского технологического института (филиал) Алтайского государственного технического университета имени И . И . Ползунова,

0 e-mail: [email protected]

01

z -

00 Рассматривается получившая широкое распространение в российской образова-

5 тельной системе торговля выполненными контрольными заданиями — дипломными

работами, курсовыми работами, рефератами и т . д . Анализ этого параллельного рынка услуг построен на базе данных объявлений с предложениями этих услуг и опросов ° студентов вузов г . Бийска в 2006 и 2008 гг . Сделан вывод, что данный рынок функ-

° ционирует открыто и безбоязненно, воспринимаясь большинством населения как не-

кая норма постиндустриального развития. Изменения на этом рынке происходят не в результате борьбы со «списыванием», а скорее в результате конкуренции разных форм «списывания» (в частности, распространение использования Интернета стало фактором сокращения торговли контрольными заданиями).

со

О Ключевые слова: высшее образование; параллельный рынок образовательных

!§ услуг; торговля контрольными заданиями .

О

О The article deals with «tests for sale» system which is widespread in Russian education .

О The analysis of the parallel service market is based on information from announcements

<£ offering these services and results of students polls organized in Byisk in 2006 and 2008 .

g; The conclusion drawn says that the market functions freely being taken by the majority

¡±! of population as something like a norm of postindustrial development . Changes on that

market are rather caused by competition between different forms of «cheating» than by «cheating» control (particularly, spreading of Internet has become the factor of «tests for sale» reduction) .

Keywords: higher education, parallel market for educational services, tests for sale . Коды классификатора JEL: I20, O17 .

Теоретико-методологические аспекты исследования параллельного рынка образовательных услуг

В последние годы на различных уровнях — от высоких правительственных трибун до средств массовой информации — ведутся разговоры о необходимости повышения качества высшего профессионального образования, усиливающего шансы выпускников вузов на успешное (престижное, конкурентоспособное, удовлетворительное) трудоустройство . Парадокс заключается в том, что в сознании определенной прослойки студентов —основных потребителей образовательных услуг — качество образования ассоциируется не с уровнем профессиональной подготовки (знаниями, навыками, умениями), а с престижностью «корочек диплома», определяемой статусом вуза, новомодностью специальности и оценками во вкладыше

© Л.Г. Миляева, О.В. Борисова, 2010

Следствием отождествления понятий «дипломированный специалист» и «дипломированный выпускник высшего учебного заведения» выступает специфическая «стратегия обучения», ориентирующая указанную категорию студентов не на приобретение качественных знаний посредством приложения собственных усилий, а на получение «качественных оценок» за контрольные задания (рефераты, расчетно-графические и контрольные работы, курсовые и дипломные проекты и т . д. ), выполненные на платной договорной основе «посредниками от образования» . Открытость и безнаказанность участников указанной образовательной сделки (объявления о готовности оказать подобные услуги безбоязненно размещаются в СМИ, на институтских досках объявлений, на остановках общественного транспорта, в Интернете и т д ), а также масштаб и темпы развития данного явления обосновывают правомерность позиционирования его в качестве так называемого параллельного рынка образовательных услуг, актуализируя необходимость его исследования [6; 3; 2].

Справедливости ради отметим, что «теневые» стороны получения высшего профессионального образования привлекают все большее количество исследователей [1; 4; 5; 8; 11; 12; 10; 7; 13]. Между тем, сконцентрировавшись на локальных прикладных аспектах (в частности, на нелегальных платежах на «входе — выходе», а также в процессе обучения в вузе, неформальных практиках опекунства в учебных заведениях, противозаконных актах купли-продажи сертификатов об образовании и т . д . ), ученые оставили без внимания доминантные теоретико-методологические подходы к исследованию параллельного рынка образовательных услуг. По сути, проигнорировав негласное правило научного этикета, согласно которому, прежде чем анализировать ту или иную проблему, предлагать способы ее решения, необходимо определиться в понятиях, обосновать концептуальную основу исследования

В самом общем виде под рынком понимается система отношений между покупателями и продавцами товара, базирующаяся на сбалансированности спроса и предложения . Особенность того или иного рынка определяется, прежде всего, спецификой обращаемого на нем товара. На рынке образовательных услуг предметом сделки продавца и покупателя выступает образовательная услуга, характеризуемая, как любой товар, определенным уровнем цены и качества Последний из отмеченных параметров, по сути, определяет качество профессиональной подготовки ее основных потребителей — студентов высших профессиональных образовательных учреждений, часть которых о функционирует на параллельном рынке либо в качестве покупателей, либо в качестве продавцов, о либо одновременно в обоих качествах . Предметом сделки контрагентов параллельного рынка явля-

со .О

О

ется посредническая услуга продавца (фактического исполнителя), сопряженная с выполнением на платной договорной основе заказа покупателя — псевдоисполнителя контрольного аттестационного задания (реферата, расчетно-графической работы, эссе, курсового проекта и т . д. ), предусмотренного учебным планом специальности Поскольку на данном рынке товаром выступает выполненное посредником-продавцом контрольное аттестационное задание заказчика-покупателя, название «параллельный рынок образовательных услуг» условно . Более того, высокое качество услуг продавцов О параллельного рынка при попустительстве преподавателей вузов трансформируется в «качествен- о ные оценки» вкладыша в диплом и не соответствующий им уровень профессиональной подготовки выпускника, искажающий оценку прочими потребителями (в частности, работодателями) реальных образовательных услуг, оказываемых учебными заведениями .

Таким образом, под параллельным рынком образовательных услуг условимся понимать систему взаимодействия контрагентов, базирующуюся на делегировании студентами высших профессиональных учебных заведений (покупателями) сторонним лицам (продавцам) полномочий по производству на платной договорной основе специфического товара — выполненных и надлежащим образом оформленных контрольных аттестационных заданий (курсовых и контрольных работ, рефератов, расчетных заданий, дипломных проектов и т . д. ), предусмотренных учебными планами обучающихся

Детализованный сравнительный анализ рынка образовательных услуг и параллельного рынка образовательных услуг (по сути, рынка контрольных аттестационных заданий) представлен в таблице 1

В качестве объекта базового эксперимента для исследования параллельного рынка образовательных услуг нами был выбран город Бийск Алтайского края .

Аргументами, обосновывающими правомерность выбора данного объекта наблюдения, выступили:

1) переход экономики города на инновационный путь развития, базирующийся на экономике знаний;

2) позиционирование проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в качестве доминантной составляющей стратегии развития города;

3) расширение рынка образовательных услуг г . Бийска (появление новых учебных заведений, открытие новых специальностей), гипотетически способствующее увеличению потенциальных «покупателей» на параллельном рынке образовательных услуг

Таблица 1

Сравнительный анализ рынка образовательных услуг высшего профессионального образования и параллельного рынка

СО

OI

со

£

о о

(N

со ID

О

о

о о

ш

с

Кроме того, необходимость анализа ситуации на параллельном рынке образовательных услуг, 1— негативно влияющем на конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений города,

чрезвычайно актуализировала присвоение Бийску статуса наукограда РФ [9].

Исследование базировалось на информационной базе, представленной следующими источниками:

• частными объявлениями «продавцов» параллельного рынка, опубликованными в муниципальных периодических изданиях . Всего было проанализировано 533 предложения о готовности оказать услуги по выполнению контрольных аттестационных заданий (в том числе, 314 в 2006 г . и 219 — в 2008 г . );

• данными структурированных телефонных опросов «продавцов» параллельного рынка Всего было опрошено в 2006 г . — 25 «продавцов» параллельного рынка, в 2008 г . — 20 «продавцов»;

• результатами анкетирования и интервьюирования «покупателей» специфической продукции параллельного рынка образовательных услуг Всего было опрошено в 2006 г — 188 учащихся вузов, в 2008 г . — 365 респондентов, в том числе 293 студента и 72 выпускника вузов

Предложение на параллельном рынке образовательных услуг

Информационную базу исследования (табл . 2) составили частные объявления «продавцов», опубликованные в разделе «Обучение, репетиторство» муниципального периодического издания за период с января по июнь (период наибольшей активизации параллельного рынка) . Сводные результаты анализа предложения (в разрезе дисциплин и видов работ) отражены в таблицах 3 и 4

Анализируемый параметр Рынок образовательных услуг Параллельный рынок образовательных услуг

1. Объект купли-продажи (товар) Образовательная услуга Выполненное продавцом-исполнителем контрольное аттестационное задание покупателя-заказчика

2. Контрагенты рынка: — субъекты, формирующие предложение; — субъекты, формирующие спрос Официально зарегистрированные юридические лица (вузы) Студенты и слушатели вузов Частные (физические) лица Часть студентов и слушателей вузов

3. Период рабочей активности Учебный год Период с января по июнь

4. Правовой статус деятельности Обязательное наличие государственной лицензии Отсутствие лицензии на данный вид деятельности

5. Государственное регулирование деятельности Обязательное налогообложение деятельности, обеспеченное административной и уголовной ответственностью Деятельность продавцов параллельного рынка образовательных услуг не подлежит налогообложению

6. Вид услуг Платные и бесплатные Платные

7. Особенности платных услуг Фиксированная цена, не подлежащая корректировке со стороны субъекта, формирующего спрос Договорная цена, подлежащая корректировке со стороны субъекта, формирующего спрос

8. Форма оформления сделки между контрагентами Подписание договора установленного образца Устная договоренность, в отдельных случаях подкрепленная распиской продавца

9. Риск невыполнения условий сделки Низкий Высокий

10. Срок предоставления услуг Регламентируется профилем получаемой специальности и формой обучения, составляя несколько лет Составляет от нескольких часов до нескольких месяцев и зависит от трудоемкости выполняемой работы, «загруженности» продавца-исполнителя

11. Характер предоставления услуги Осуществляется на конкурсной основе Оказывается всем желающим

12. Документальное подтверждение оказанной услуги Документ об образовании установленного образца Отсутствие подтверждающих документов

Таблица 2

Классификация услуг параллельного рынка

Направления дисциплин Дисциплины

Точные дисциплины Информационно-математическое направление Высшая математика, информатика, теория вероятности, статистика и др.

Естественнонаучное направление Физика, химия, биология, КСЕ и др.

Техническое направление Инженерная графика, теоретическая механика, детали машин, материаловедение и др.

Гуманитарные дисциплины Общественное направление Философия, история, психология, социология и др.

Экономическое направление Экономическая теория, маркетинг, менеджмент, торговое дело и др.

Юридическое направление Все виды права

Иностранные языки Английский, немецкий и др.

Таблица 3

Дифференцированный по дисциплинам анализ предложения на параллельном рынке

образовательных услуг г. Бийска

Изменение предложения

Направления услуг по дисциплинам 2006 год 2008 год по направлениям услуг за счет направлений услуг

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

ы X еи Информационно-математические дисциплины 34 10,83 14 6,39 -20 -58,82 -20 -6,37

ыл нп о Ц" Тс Естественнонаучные дисциплины 19 6,05 15 6,85 -4 -21,05 -4 -1,27

а Технические дисциплины 33 10,51 18 8,22 -15 -45,45 -15 -4,78

Итого по точным дисциплинам: 86 27,39 47 21,46 -39 -45,35 -39 -12,42

О! 15 -о нн Общественные дисциплины 60 19,11 56 25,57 -4 -6,67 -4 -1,27

ри га ^ тп Экономические дисциплины 72 22,93 37 16,89 -35 -48, 6 -35 -11,15

ии ас Юридические дисциплины 45 14,33 37 16,89 -8 -17,78 -8 -2,55

ми Иностранные языки 51 16,24 42 19,18 -9 -17,65 -9 -2,87

Итого по гуманитарным дисциплинам: 228 72,61 172 78,54 -56 -24,56 -56 -17,83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего: 314 100 219 100 -95 - -95 -30,25

Согласно собранным данным (табл . 3), с 2006 по 2008 г. среднемесячное количество предложений уменьшилось на 30,25%, в том числе за счет сокращения по гуманитарным дисциплинам на 17,83%, по точным дисциплинам — на 12,42%, по экономическим дисциплинам — на 48,6% . Учитывая, что доля экономических дисциплин в базовой структуре составляла 22,93%, общее изменение

, -48 6%х 22 , ч „ „ „ го, „ предложения за счет данного направления составило ( - )(-) 11,15%. Снижение пред-

100%

ложения на параллельном рынке обусловлено увеличением уровня монополизации («агрессивности» и настойчивости постоянных продавцов), сопряженной с вытеснением с рынка неконкурентоспособных «продавцов»

В таблице 4 представлен анализ предложения по видам работ, позволяющий выделить следующие моменты:

• по всем видам работ произошло сокращение предложения;

• минимальное сокращение предложения характерно для естественнонаучного и социально-гуманитарного направлений, максимальное — для математического и экономического направлений;

• «сквозными» видами работ по всем направлениям являются рефераты, контрольные работы, курсовые и дипломные проекты, при этом наибольшее количество предложений как в базовом, так и в анализируемом периоде касается выполнения контрольных работ, наименьшее — выполнения дипломных проектов как наиболее трудоемкого вида работ (табл 5);

• на параллельном рынке появляются новые виды услуг, среди которых можно отметить составление бизнес-планов и технико-экономических обоснований в области экономических дисциплин, а также презентаций, электронных учебников и ответов на вопросы государственного экзамена по социально-гуманитарным дисциплинам .

со .0

О

сч

со ^

О

о

о о

ш

с

ск ск

Таблица 4

Дифференцированный по видам работ анализ предложения на параллельном рынке

образовательных услуг г. Бийска

СО .О

О

см

о

О

О о

ш

<

о: о:

Вид работы (по элементам) Анализируемый период 2006 г. Анализируемый период 2008 г. Изменение п редложения

по видам работ за счет видов работ

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Математическое направление

Контрольные работы 18 52,94 11 78,57 -7 -38,89 -7 -20,59

Курсовые работы 5 14,71 1 7,14 -4 -80 -4 -11,76

Рефераты 9 26,47 2 14,29 -7 -77,78 -7 -20,59

Дипломные работы 2 5,88 - - -2 -100 -2 -5,88

Итого: 34 100,0 14 100,0 -20 - -20 -58,82

Естественнонаучное направление

Контрольные работы 9 47,47 10 66,67 +1 +11,11 +1 +5,26

Курсовые работы 2 10,53 2 13,33 0 - 0 -

Рефераты 7 36,84 3 20,0 -4 -57,14 -4 -21,05

Дипломные работы 1 5,26 - - -1 -100 -1 -5,26

Итого: 19 100,0 15 100,0 -4 - -4 -21,05

Техническое направление

Контрольные работы 8 24,24 6 33,33 -2 -25,0 -2 -6,06

Курсовые работы 9 27,27 4 22,22 -5 -55,56 -5 -15,15

Рефераты 2 6,06 1 5,56 -1 -50,0 -1 -3,03

Чертежи 13 39,39 5 27,78 -8 -61,54 -8 -24,24

Дипломные работы 1 3,03 2 11,11 +1 +100,0 +1 +3,03

Итого: 33 100,0 18 100,0 -15 - -15 -45,45

Социально-гуманитарное направление

Рефераты 15 25,0 16 28,57 +1 +6,67 +1 +1,67

Курсовые работы 19 31,67 16 28,57 -3 -15,79 -3 -5,0

Контрольные работы 13 21,67 10 17,86 -3 -23,08 -3 -5,0

Дипломные работы 11 18,33 9 16,07 -2 -18,18 -2 -3,33

Доклады 2 3,33 3 5,36 +1 +50,0 +1 +1,67

Ответы на госэкзамены - - 1 1,79 +1 - +1 +1,67

Презентации, электронные учебники - - 1 1,79 +1 - +1 +1,67

Итого: 60 100,0 56 100,0 -4 - -4 -6,67

Экономическое направление

Рефераты 17 23,61 10 27,03 -7 -41,18 -7 -9,72

Курсовые работы 21 29,17 12 32,43 -9 -42,86 -9 -12,5

Контрольные работы 14 19,44 7 18,92 -7 -50,0 -7 -9,72

Дипломные работы 20 27,78 7 18,92 -13 -65,0 -13 -18,06

Бизнес-планы, ТЭО - - 1 2,70 +1 - +1 +1,39

Итого: 72 100,0 37 100,0 -35 - -35 -48,61

Юридическое направление

Рефераты 9 20,0 8 21,62 -1 -11,11 -1 -2,22

Курсовые работы 14 31,11 13 35,14 -1 -7,14 -1 -2,22

Контрольные работы 12 26,67 8 21,62 -4 -33,33 -4 -8,89

Дипломные работы 9 20,0 7 18,92 -2 -22,22 -2 -4,44

Доклады 1 2,22 1 2,70 0 - 0 -

Итого: 45 100,0 37 100,0 -8 - -8 -17,77

Направление, связанное с иностранными языками

Контрольные работы 26 50,98 17 40,48 -9 -34,62 -9 -17,65

Переводы 25 49,02 18 42,86 -7 -28,0 -7 -13,73

Рефераты - - 2 4,76 +2 - +2 +3,92

Курсовые работы - - 4 9,52 +4 - +4 +7,84

Дипломные работы - - 1 2,38 +1 - +1 +1,96

Итого: 51 100,0 42 100,0 -9 - -9 -17,65

Таблица 5

Ранжирование видов работ по количеству предложений

Вид работы Количество предложений в базовом периоде Ранг по удельному весу предложений в базовом периоде Количество предложений в анализируемом периоде Ранг по удельному весу предложений в анализируемом периоде

Контрольная работа 100 1 69 1

Реферат 59 3 42 3

Курсовая работа 70 2 52 2

Дипломная работа 44 4 26 4

Итого: 273 - 189 -

Напомним, что анализ предложения включает также мониторинг цен, сложившихся на параллельном рынке . Подчеркнем, что анализ цен проводился в матричной форме (табл . 6), в столбцах которой отражены цены на услуги параллельного рынка по профилю дисциплин, в строках — по видам работ . По каждому виду работ и профилю дисциплин указаны диапазон цен и «мода» (чаще всего встречающаяся цена) .

Таблица 6

Стоимость посреднических услуг в 2008 г. на параллельном рынке, руб.

Вид работы Профиль дисциплины

Математический Естественнонаучный Технический Социально-гуманитарный Экономический Юридический Иностранные языки

Контрольная работа (за 1 задание) 20-25 (25)* 20-50 (30) 25-100 (80) 50-80 (50) 50-150 (50) 50-120 (50) 10-30 (10)

Расчетное задание 200-500 (300) 350-800 (450) 400-600 (550) - 300-700 (400) - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реферат 300-500 (350) 150-300 (200) 180-400 (250) 250-450 (250) 250-350 (250) 250-300 (250) 300-500 (450)

Курсовая работа 1 000-2 000 (1 200) 650-1500 (1 200) 800-2000 (1800) 350-600 (500) 500-1500 (1 000) 900-1500 (1200) 1 0001 500 (1 300)

Презентация - - - 50-180 (80) - - -

Перевод (за 1 лист) - - - - - - 25-30 (30)

Графическая работа (за чертеж 1 детали - А3) 40-120 (80)

Дипломная работа 4 000-8 000 (6000) 6 5008 500 (7 000) 3 000-5 000 (3 000) 30006000 (5000) 3 0005 000 (3 000) 6 0008 000 (6 000)

Примечание: * — в скобках указаны значения «моды», т.е. той цены, которая встречается чаще всего по данному виду работы

Следует отметить, что уровни цен по разным видам работ, выявленные при анализе предложения, в ряде случаев в несколько раз превышают реальные цены приобретения, обозначенные «покупателями» . Это в наибольшей мере касается расчетных заданий и контрольных работ и объясняется, прежде всего, тем, что зачастую данные работы приобретаются группой студентов, получивших однотипные контрольные задания . В таких случаях стоимость заказа делится на общее количество покупателей .

Сравнение среднего уровня цен предложения 2006 и 2008 гг . позволяет выявить их динамику по каждому представленному виду работ и направлению дисциплин . Очевиден (табл . 7) рост стоимости многих видов работ, что объясняется инфляционными процессами . Однако на отдельные виды услуг она, напротив, понизилась или осталась прежней . В первую очередь это касается работ по дисциплинам гуманитарного профиля

Данный факт объясняет снижение уровня предложения на данном рынке и обусловливается, по-видимому, снижением потребительского спроса . Гипотетическими причинами последнего могут быть:

❖ во-первых, возросшая сознательность потенциальных потребителей, большинство из которых услугам параллельного рынка предпочли самостоятельное выполнение предусмотренных учебными программами работ;

❖ во-вторых, переключение потребительского спроса на иные источники предоставления подобного рода услуг (знакомые потребителей, сокурсники, старшекурсники, Интернет) .

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 Том 8 №3

Таблица 7

Мониторинг цен параллельного рынка образовательных услуг г. Бийска

Вид работы Профиль дисциплины

Математический Технический Естественно-научный Социально-гуманитарный Экономический Юридический Иностранные языки

Средняя стоимость Изменение стоимости Средняя стоимость Изменение стоимости Средняя стоимость Изменение стоимости Средняя стоимость Изменение стоимости Средняя стоимость Изменение стоимости Средняя стоимость Изменение стоимости Средняя стоимость Изменение стоимости

2006 г. 2008 г. руб. % 2006 г. 2008 г. руб. % 2006 г. 2008 г. руб. % 2006 г. 2008 г. руб. % 2006 г. 2008 г. руб. % 2006 г. 2008 г. руб. % 2006 г. 2008 г. руб. %

Контрольная работа (за 1 задание) 20 25 +5 +25 60 80 +20 +33 20 30 +10 +500 - 50 - - - 50 - - - 50 - - 10 10 - -

Расчетное задание 150 300 +150 +100 100 550 +450 +450 150 450 +300 +200 - - - - 350 400 +50 +14 - - - - - - - -

Реферат 150 350 +200 +133 150 250 +100 +67 150 200 +50 +33 300 250 -50 -17 300 250 -50 -17 300 250 -50 -17 - 450 - -

Курсовая работа 250 1200 +950 +380 2500 1800 -700 -28 250 1200 +950 +380 400 500 +100 +25 400 1000 +600 +150 400 1200 +800 +200 - 1300 - -

Презентация - - - - - - - - - - - - - 80 - - - - - - - - - - - -

Перевод (за 1л ист) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 40 30 -10 -25

Графическая работа (формат АЗ) - - - - 60 80 +20 +33 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Дипломная работа - - - - 6500 7000 +500 +8 - 6000 - - 4000 3000 -1000 -25 4000 5000 +1000 +25 4000 3000 -1000 -25 - 6000 - -

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ РЫНОК УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

129

Спрос на параллельном рынке образовательных услуг

Информационную базу исследования составили материалы опросной статистики покупателей (настоящих и бывших) специфического товара параллельного рынка образовательных услуг, полученные с помощью типовой формы .

В ходе обработки реквизитных данных анкет студентов и выпускников был обозначен совокупный социологический портрет попавших в выборку респондентов

Среди высших учебных заведений, оконченных респондентами, встречаются следующие учреждения1: БТИ АлтГТУ (36,1% респондентов), БПГУ (44,4%), а также филиалы и представительства краевых и центральных вузов

Годы окончания представленных вузов охватывают достаточно широкий диапазон времени: с 1993 по 2007 г . Однако для большей части попавших в выборку респондентов год окончания вуза приходился на период с 2000 по 2007 г . Для удобства обработки полученных данных все респонденты были разделены на три приблизительно равные по количеству группы: 1) окончившие вуз до 2000 г. ; 2) окончившие вуз в период с 2000 по 2003 г . ; 3) окончившие вуз в период с 2004 по 2007 г .

Большая часть всех респондентов (около 75%) оценивают доход своей семьи в период обучения как «средний», остальные приблизительно в равной мере распределяются между уровнями «выше среднего» и «ниже среднего»

Значительная часть респондентов (67% окончивших вуз и 53% современных студентов) обучаются (обучались) на бесплатной основе . Состав и структура выборки респондентов по образовательным учреждениям представлены в таблице 8 .

Таблица 8 сг-

О!

2

Структура респондентов по видам учебных заведений

Потенциальные потребители услуг Учебные Заведения Основные группы респодентов (курс, форма обучения) Кол-во Структура респондентов, % Применяемые методы

«Настоящие» (студенты) БТИ АлтГТУ 1-4 курсы дневной формы 176 60,1 Корреспондентский анкетный опрос

заочная форма 5 1,7 Структурированное интервью

второе высшее образование 25 8,5 Экспедиционный анкетный опрос

Итого по БТИ АлтГТУ: 206 70,3

БПГУ 1-4 курсы дневной формы 58 19,8 Корреспондентский анкетный опрос

заочная форма 13 4,4 Структурированное интервью

Итого по БПГУ: 71 24,2

Прочие вузы дневная, заочная формы 16 5,5 Структурированное интервью

Итого: 293 100

дневная форма 17 23,6

БТИ заочная форма 4 5,6

второе высшее образование 5 6,9

«Бывшие» (выпускники) Итого по БТИ АлтГТУ: 26 36,1 Структурированное интервью

БПГУ дневная форма 26 36,1

заочная форма 6 8,3

Итого по БПГУ: 32 44,4

Прочие вузы дневная, заочная формы, второе высшее образование 14 19,5

Итого: 72 100

Всего: 365 -

1 Систему высшего профессионального образования г. Бийска Алтайского края составляют два государственных вуза: Бийский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (БТИ АлтГТУ) и ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина» (БПГУ), а также филиалы и представительства «столичных» вузов, которых в городе насчитывается свыше 10.

По уровню успеваемости в период обучения около 65% позиционируют себя «хорошистами», около 20% — «троечниками», остальные — «отличниками» . Среди окончивших вуз доля «хорошистов» оказалась еще выше — более 70%, «троечниками» же себя назвали около 12% .

Среди респондентов наибольшую долю занимают выпускники с экономическим образованием (30,68%) В эту же группу попадает и часть респондентов с педагогическим образованием, общее количество которых составляет треть опрошенных . 22,82% выборки составляют лица с инженерным образованием, включая механическое, информационное, химическое, и др Для систематизации полученных данных все представленные специальности были сведены в группы по направлениям профильных дисциплин (табл . 9) .

Таблица 9

Структура респондентов по направлениям подготовки

Направления подготовки Структура выборки

Количество респондентов, чел. %

Точные Информационно-математическое 59 16,16

Техническое 93 25,48

Естественнонаучное 29 7,95

Гуманитарные Экономическое (торговое) 112 30,68

Юридическое 12 3,29

Социально-гуманитарное 47 12,88

Языковое 13 3,56

Итого: 365 100,00

о Среди всех опрошенных «выпускников» по полученной специальности работают только 29,55% .

о При этом среди лиц, имеющих экономическое образование, наблюдается наибольший процент ра-

ботающих по специальности (43,75%). Знаково, что по окончании образовательного учреждения планируют работать по специальности порядка 35% опрошенных студентов. Справедливости ради отметим, что около 10% обучающихся уже совмещают учебу с работой по специальности .

Анализ проведенных исследований позволил установить, что более 40% опрошенных выпуск-гз ников (бывших студентов) и более 60% нынешних студентов положительно относятся к параллель-

У ному рынку образовательных услуг, хотя не все из них, согласно результатам анкетирования, прибе-

0 гали к подобным услугам в период обучения . Среди респондентов, окончивших вуз, те, кто сознался,

^ что пользовался подобными услугами, составляют около трети опрошенных. При этом 48% из них

О ответили, что прибегали к данным услугам всего «1-2 раза», 42% — «изредка» и 10% — «часто» .

^ Среди нынешних студентов те, кто хотя бы раз пользовался подобного рода услугами, составляют

более половины опрошенных . При этом резко возросла среди них и частота потребления . Так, на ¡±! вопрос опросной анкеты о частоте пользования подобными услугами ответы распределились при-

близительно поровну между вариантами: «1-2 раза»; «изредка»; «часто» .

Рис. 1. Динамика спроса на услуги параллельного рынка

Если среди респондентов, окончивших вуз до 2000 г . , к услугам продавцов параллельного рынка прибегало только 13% (рис . 1), среди выпускников 2000-2007 гг . уже 44%, то среди будущих выпускников их доля составит более 70% .

Отметим, что главные причины потребления «специфического товара» параллельного рынка — это нехватка времени, возможность подстраховки и проверки собственных знаний, а также простое нежелание самостоятельно выполнять контрольное аттестационное задание (табл 10)

Подчеркнем, что в качестве основных причин, по которым респонденты не прибегали к подобным услугам, можно выделить «принципиальную позицию все делать самостоятельно», «недоверие сторонним исполнителям», «достаточный уровень собственной подготовки» .

Таблица 10

Мотивы приобретения «специфического товара» параллельного рынка образовательных услуг

Причины пользования образовательными услугами параллельного рынка «прошлыми» потребителями (выпускниками) «настоящими» потребителями (студентами)

% Ранг % Ранг

Нехватка времени 28,75 1 25,74 1

Подстраховка и проверка собственных знаний 20,42 2 19,64 3

Недостаточный уровень собственной подготовки (нехватка знаний) 17,92 3 16,83 4

Необязательность самостоятельного выполнения работ 17,08 4 17,49 5

Нежелание самостоятельно выполнять 15,83 5 20,30 2

Итого: 100,00 - 100,00 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СО

Кроме того, анализ результатов опросной статистики (табл . 11) позволил выявить влияние на ^

частоту потребления «специфического продукта» прочих социально-биографических факторов (в £

частности, формы и основы обучения, уровня успеваемости в вузе) . Так, среди лиц, обучающихся на заочном отделении и получающих второе высшее образование, пользование услугами параллельно- ^

го рынка наблюдается гораздо чаще, чем среди студентов дневной формы обучения, что объясняется 041

в первую очередь их трудовой занятостью .

Таблица 11

Факторный анализ изменения спроса на «специфический товар» параллельного рынка

образовательных услуг ^

Социально-биографические факторы Влияние факторов на реальный спрос

отмечено не отмечено

1. Пол +

2. Форма обучения +

3. Основа обучения +

4. Уровень успеваемости +

5. Уровень доходов +

6. Карьерная ориентация +

Среди лиц, обучающихся на контрактной основе, приобретение «специфического товара» в 1,5 раза выше, чем среди студентов бюджетной формы обучения . Интересным моментом является выявленная зависимость частоты пользования услугами параллельного рынка от уровня успеваемости (по самоопределению респондентов) . Установлено, что чаще всего к подобным услугам прибегают студенты-«хорошисты», что, по всей вероятности, обусловлено их нацеленностью на получение высоких оценок без приложения личных усилий; соответственно, реже других — «отличники», ориентированные на получение качественного уровня профессиональной подготовки

Среди видов работ, которые приходилось приобретать респондентам, чаще других встречаются курсовые проекты и рефераты (табл . 12) . Примечательно, что более половины нынешних студентов планируют воспользоваться услугами продавцов параллельного рынка при написании дипломной работы

Таблица 12

Результаты анализа предпочтений покупателей «специфического товара» параллельного рынка образовательных услуг

Наименование видов работ Для прошлых потребителей Для современных потребителей

Доля приобретения от общего количества, % Ранг Доля приобретения от общего количества, % Ранг

Курсовая работа 25,00 1 17,09 2

Реферат 15,90 2 20,51 1

Дипломная работа 13,64 3 - -

Контрольная работа 11,35 4 12,82 3

Расчетное задание 9,09 5 11,97 4

Перевод 6,82 6 4,27 7

Доклад 4,55 7 9,40 6

Чертеж 4,55 9,40

Задача 4,55 11,11 5

Отчет о практике 4,55 1,71 8

Презентация - - 1,71

СО .0

О

сч

о

О

О О

ш

с

ск ск

Среди учебных курсов, по которым респонденты прибегали к услугам параллельного рынка, явными «лидерами» выступают дисциплины социально-гуманитарного блока (табл . 13) .

Таблица 13

Ранжирование приобретения аттестационных работ по направлениям дисциплин

Направления дисциплин Ранг приобретения работ по направлениям дисциплин

Социально-гуманитарные 1

Информационно-математические 4

Естественнонаучные 5

Экономические 2

Технические 3

Иностранные языки 6

Юридические 7

Любопытным является то, что более 60% работ, согласно данным опросов «выпускников», и около 75% работ, согласно данным опросов нынешних студентов, было приобретено на «бартерной основе» у знакомых, сокурсников или старшекурсников (рис . 2) . Кроме того, прослеживается тенденция увеличения работ, скопированных из Интернета

Рис. 2. Структура источников предоставления услуг параллельного рынка

Подчеркнем, что при выборе «продавца-исполнителя» наиболее важными критериями для «покупателя-заказчика» являются его профессионализм и сроки исполнения заказа, наименее значимым — стоимость предоставляемой услуги . Примечательно, что около 60% опрошенных потребителей исследуемого рынка, как правило, устраивает качество выполненного заказа. При этом наименьшая удовлетворенность результатами работы выявлена у «продавцов по объявлениям» . Данный фактор, наряду с расширением сети Интернет, «конкурирующей» с «продавцами» образовательных

услуг, действующими посредством газетных объявлений, объясняет некоторое снижение покупательского спроса и, как следствие, цен и предложения на «газетном» рынке данных услуг .

Проанализированный нами материал, не претендующий на полноту и завершенность, нацелен на привлечение внимания научной и публичной общественности, соответствующих надзорных и правоохранительных органов к проблематике параллельного рынка образовательных услуг, который функционирует открыто и безбоязненно, а посему воспринимается большинством населения как некая норма постиндустриального развития

литература

1 . Балацкий Е.в. Мимикрия российских вузов // Платное образование . 2007 . № 3 . С . 36-43 .

2 . Борисова о.в. Инновационный подход к исследованию рынка образовательных услуг // Вестник

Белгородского университета потребительской кооперации . 2009 . № 1 . С . 352-356 .

3 . Борисова о.в., Повилягина Е.А., Миляева л.г. «Псевдоспециалист», или Кто в действительности

вовлечен в современный учебный процесс вуза // Реформирование экономики: проблемы и решения: Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (17 сентября 2008 года, грант РГНФ № 08-02-140-47 г) . Бийск: Изд-во Алт . гос . техн . ун-та, 2008 . С . 28-34 .

4 . Высшее образование в России: правила и реальность / Авт . коллектив: А . С . Заборовская,

Т . Л . Клячко, И . Б .Королев, В . А . Чернец, А . Е . Чирикова, Л . С . Шилова, С . В . Шишкин . М . : Независимый институт политики, 2004

5 . леонтьева э.о. Диплом «под ключ», или Неформальная практика опекунства в современных

российских вузах // Журнал социологии и социальной антропологии . 2006 . № 4 . С . 142-159 . со

6 . Миляева л., Борисова о. Как исследовать параллельный рынок образовательных услуг (опыт г . ^

Бийска Алтайского края) // Служба занятости . 2006 . № 8 . С . 10-22 .

7 . Мирский А.С. Для поступления в вуз нужны деньги, а не знания // Совет ректоров . 2008 . № 8 . «>

С . 11-12. 5

8 .НикитовА. Учимся без шпаргалок: как сделать самостоятельную работу студентов действительно

самостоятельной // Платное образование . 2006. № 9 . С . 20-22 .

9 . Постановление Правительства РФ № 688 от 21 ноября 2005 г . «О присвоении статуса наукограда °

Российской Федерации г . Бийску (Алтайский край)» .

10 . Сказов л.Б. Коррупция в вузе // Совет ректоров . 2007 . № 10 . С . 44-46 .

11 . Титаев К.Д. Почем экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании // Экономи- л

ческая социология . 2005 . Т 6 . № 2 . С . 69-82 .

12 . Шевченко И.О., Гаврилов А.А. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования //

Социологические исследования . 2005 . № 7 . С . 118-123 .

13 . Экономика образования и образование для экономики // Человек и труд . 2005 . № 8 . С . 40-45 . У

О z О О

ш <

Di Di

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.