Научная статья на тему 'Параллельная работа питающих трансформаторов автоблокировки на тяговых подстанциях смежных электрифицированных линий'

Параллельная работа питающих трансформаторов автоблокировки на тяговых подстанциях смежных электрифицированных линий Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
794
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
линия питания автоблокировки / параллельная работа трансформаторов / группа соединения обмоток / векторная диаграмма / качество напряжения / automatic lock-line supply / parallel operation of transformers / winding connection group / vector diagram / voltage quality

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — A. П. Кордин, В. А. Деркач, В. Г. Мандыч, B. Г. Сыченко, В. В. Кузнецов

При параллельной работе высоковольтных линий питания автоблокировки в зонах стыкования систем электрической тяги постоянного и переменного тока возникают сбои в работе устройств автоблокировки, вызванные несоблюдением условий параллельной работы трансформаторов. Несогласованность их работы вызвана различными схемами подключения тяговых подстанций постоянного и переменного тока к линиям внешнего электроснабжения, разным количеством ступеней трансформации, а также разными схемами и группами соединения обмоток трансформаторов автоблокировки. В статье проведен анализ условий параллельной трансформаторов автоблокировки на смежных тяговых подстанциях разных систем электрической тяги и решена проблема обеспечения их согласованной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARALLEL OPERATION OF THE POWER SUPPLY TRANSFORMERS OF THE AUTOMATIC BLOCK SYSTEM AT TRACTION SUBSTATIONS OF ADJACENT ELECTRIFIED LINES

In parallel operation of high-voltage power lines of automatic block system in the areas of splicing electric traction systems AC and DC there are failures in the auto-lock devices, caused by failure to conditions of parallel operation of transformers. Inconsistency of their work caused by various schemes of traction substations connecting AC and DC lines to the external power supply, a different number of transformation steps, as well as various schemes and groups of windings connection of automatic block system of transformers. The article analyzes the conditions of parallel transformers auto-lock on the adjacent traction substations different electric traction systems and solved the problem of providing their coordinated work.

Текст научной работы на тему «Параллельная работа питающих трансформаторов автоблокировки на тяговых подстанциях смежных электрифицированных линий»

УДК 621.331:621.311.05

A. П. КОРДИН, В. А.ДЕРКАЧ, В. Г. МАНДЫЧ (ПРИДНЕПРОВСКАЯ Ж.Д.),

B. Г. СЫЧЕНКО (ДНУЖТ), В. В. КУЗНЕЦОВ (НМЕТАУ)

Дорожная электротехническая лаборатория, Приднепровская железная дорога, 49124, г. Днепропетровск, ул. Илларионовская, 6-б, эл. почта: o.kordin@dp.uz.gov.ua

Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорты имени академика В. Лазаряна, кафедра «Электроснабжение железных дорог», 49010, ул. Лазаряна, 2, Днепропетровск, тел.: +38(056)793-19-11, эл. почта: elpostz@i.ua

Национальная металлургическая академии Украины, кафедра Электротехники и электропривода,

пр-т Гагарина, 4, г. Днепропетровск, 49600, Украина, тел.: (056) 374-84-46, эл. почта: wit jane2000@mail.ru

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РАБОТА ПИТАЮЩИХ ТРАНСФОРМАТОРОВ АВТОБЛОКИРОВКИ НА ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЯХ СМЕЖНЫХ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЛИНИЙ

Анализ существующих схем питания железнодорожной автоматики

Устройства железнодорожной автоматики (СЦБ), как потребители первой категории должны получать питание от двух взаимно резервируемых источников через две взаимно резервируемых линии. Питание устройств СЦБ осуществляют, как правило, по трехфазным линиях 10 кВ с изолированной нейтралью.

Основное питание устройства СЦБ получают от специальных линий автоблокировки (ВЛ СЦБ), резервное питание - на участках, электрифицированных по системе постоянного тока и не электрифицированных участках, как правило, от трехфазных линий продольного электроснабжения (ПЭ) 10 кВ, а на участках, электрифицированных по системе переменного тока от линий "два про-вода-рельс" (ДПР 27,5 кВ).

Для обеспечения необходимого уровня надежности электроснабжения и гальванической развязки с другими электрическими линиями на электрифицированных железных дорогах линия ВЛ СЦБ получает питание от шин собственных нужд тяговой подстанции через повышающий трансформатор ТСЦБ.

Применяют три схемы питания линий автоблокировки: односторонняя (консольная), встречно-консольная и двухсторонняя (параллельная) [1]. При схеме консольного питания напряжение в линию автоблокировки подается от одной из тяговых подстанций, питающих смежные межподстанци-онные зоны. В случае исчезновения напряжения на этой подстанции питание линии автоблокировки автоматически переводится на смежную тяговую подстанцию. С целью повышения надежности при повреждениях на подстанциях или на линиях консольную схему питания необходимо выполнять так, чтобы линии основного и резервного питания устройств СЦБ на каждой фидерной

зоне нормально получали питание от разных подстанций. Схема консольного питания ВЛ СЦБ и линий продольного электроснабжения получила широкое распространение и является основной для участков постоянного тока, длина которых эквивалентна расстоянию между смежными подстанциями и не превышает 15-25 км.

При схеме встречно-консольного питания в середине зоны между подстанциями на ВЛ СЦБ делается раздел и напряжение на каждый участок линии подается от одной из смежных подстанций. В сравнении с консольной эта схема более совершенна, потому что длина участков питающей линии уменьшается вдвое. При этом улучшается режим напряжения в линии, а при повреждениях отключается только половина участка ВЛ СЦБ между подстанциями.

Схема встречно-консольного питания получила распространение на участках, электрифицированных по системе переменного тока 25 кВ, где расстояния между подстанциями увеличены до 40-50 км. Однако качество напряжения в конце фидерной зоны при этом ниже [2]. Особенно это имеет большое значение в зонах стыкования разных систем электрической тяги.

При двусторонней схеме питания линия автоблокировки питается от двух смежных подстанций. Теоретически двусторонняя схема питания является наилучшей, потому что в этом случае наименьшие потери напряжения и потери мощности в линии, а при аварийном отключении одной подстанции линия без перерыва продолжает получать питание от другой. Но практически осуществить такую схему питания трудно через появление уравнительных токов, определяющихся векторной разницей напряжения на подстанциях и достигающих значений, при которых срабатывают токовые защиты фидеров ВЛ СЦБ или продольного электроснабжения. Кроме того, при отклю-

© Кордин А. П. и др., 2016

чении одной из подстанции при режимном или аварийном изменении напряжения на ней ток подтекания по ВЛ СЦБ и ПЭ 10 кВ резко растет и вызывает срабатывание защит и отключение линий на смежных подстанциях. В связи с этим схема двустороннего питания не получила распространения в эксплуатации.

Однако во всех схемах питания линий автоблокировки, продольного электроснабжения и ДПР пункты питания должны быть сфазированы между собой и допускать двустороннее питание после принятия мер по ограничению уравнительных токов. Для обеспечения нормального питания потребителей необходимо соблюдать одинаковое чередование фаз при условиях поочередного питания линий от смежных тяговых подстанций.

Линии продольного электроснабжения на участках постоянного тока подключаются к шинам двух смежных подстанций, фазировка которых, как правило, совпадает с фазировкой питающей сети энергосистемы.

Как известно, в системе внешнего электроснабжения тяговых подстанций переменного тока выполняется схема фазировки, которая дает возможность уменьшить в питающей сети 110-220 кВ несимметрию напряжения, обусловленную однофазной тяговой нагрузкой. Схема фазировки предусматривает три возможных варианта подключения выводов тяговых трансформаторов к фазам питающих линий. При этом на двух смежных тяговых подстанциях порядок чередования фаз вторичного напряжения, как правило, не совпадает, поэтому двустороннее питание трехфазных линий ДПР в большинстве случаев осуществить невозможно [3].

Основной схемой питания линии ДПР является схема одностороннего питания от одной из тяговых подстанций. При отключении питающего фидера (основного питания) линия может быть переведена на одностороннее питание от смежной тяговой подстанции (резервное питание). В случае присоединения линии ДПР к одноименным выводам трансформаторов смежных тяговых подстанций с несовпадающим чередованием фаз вторичного напряжения после переключения линии с основного питания на резервное изменится направление вращающегося магнитного поля и электродвигатели будут вращаться в противоположную сторону. Во избежание этого при переходе на резервное питание от смежных тяговых подстанций необходимо соблюдать порядок чередования фаз. Для этого при подключении проводов линии ДПР к шинам напряжением 27,5 кВ опережающую фазу сети подключают к опережающей

фазе подстанции и соответственно отстающую фазу - к отстающей.

Однако, как показывает опыт эксплуатации, при совместной работе резервных линий питания автоблокировки в зонах стыкования систем электрической тяги постоянного и переменного тока должна быть обеспечена не только правильная фазировка линий, но и соблюдены условия параллельной работы трансформаторов, питающих линии СЦБ.

Цель работы состоит в рассмотрении вопросов согласованной работы трансформаторов СЦБ при стыковании различных систем электрической тяги.

Изложение основного материала

Включением на параллельную работу трансформаторов считают такое подключение трансформаторов, при котором первичная и вторичная обмотки параллельно работающих трансформаторов подключены к одноименным фазам первичной и вторичной сети [4].

В соответствии с п. 6.4.30 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей допускается параллельная работа трансформаторов (автотрансформаторов) при условии, что ни одна из обмоток не будет нагружена током, который превышает допустимый ток для данной обмотки [5].

Параллельная работа трансформаторов разрешается при таких условиях:

- группы соединений обмоток одинаковы;

- соотношение мощностей трансформаторов не более чем 1:3;

- коэффициенты трансформации отличаются не более чем на ±0,5%;

- напряжения короткого замыкания отличаются не более чем на ±10%;

- проведена фазировка трансформаторов.

Для выравнивания нагрузки между параллельно работающими трансформаторами с разными напряжениями короткого замыкания допускается в небольших пределах изменять коэффициент трансформации путем переключения ответвлений при условии, что ни один из трансформаторов не будет перегружен.

Все эти условия справедливы при подключении трансформаторов к одной и той же шине (линии) и при условии, что между общей первичной сетью и общей вторичной сетью отсутствуют какие-либо трансформаторы, кроме подключаемого на параллельную работу, то есть соблюдается следующая схема: первичная сеть ^ трансформатор ^ вторичная сеть.

Следует отметить, что на тяговых подстанциях как переменного, так и постоянного тока электрифицированных железных дорог трансформаторы СЦБ, подключаемые на параллель-

© Кордин А. П. и др., 2016

ную работу со вторичной стороны, напрямую не имеют общей шины со стороны первичного напряжения трансформаторов СЦБ смежных тяговых подстанций. Общей первичной стороной цепи параллельной работы трансформаторов СЦБ является питающая линия. Как правило, трансформаторы СЦБ подключаются к шинам собственных нужд (СН) подстанции. В свою очередь трансформатор СН подключается к шинам высокого напряжения 6-10-35 кВ, за-питанным от главного понизительного трансформатора (ГПТ). Поэтому в цепи между трансформатором СЦБ и питающей линией тяговой подстанции могут быть задействованы трансформаторы, имеющие различные группы соединения, отличающиеся на смежных тяговых подстанциях, на которых включаются трансформаторы СЦБ на параллельную работу. Исходя из выше сказанного, следует, что параллельная работа трансформаторов СЦБ возможна при следующих условиях:

- независимо от группы соединений обмоток трансформаторов СЦБ и трансформаторов в

цепи до питающей линии тяговой подстанции, необходимо чтобы смещение векторов напряжения вторичной стороны трансформаторов СЦБ по отношению к векторам напряжения питающей линии (вводов) имело один и тот же угол на смежных тяговых подстанций, где осуществляется параллельная работа трансформаторов СЦБ;

- проведение фазировки трансформаторов СЦБ по отношению к питающей линии смежных тяговых подстанций.

Группа соединения обмоток трансформатора, как известно, показывает, на сколько градусов смещены друг относительно друга векторы напряжений первичной и вторичной стороны трансформатора. Рассмотрим условия и возможность осуществления параллельной работы трансформаторов СЦБ на участке между тяговыми подстанциями А-П-Ж-В (рис. 1-4) в зоне стыкования участков электрической тяги переменного и постоянного тока.

а) У0/ А - 11 (154кВ / 27,5кВ) A, UA

С, Uc

б) Y / Y0 - 0 (27,5 кВ / 0,4 кВ) A, UA

а, I

С, Uc

С, Uc

в) А/У-11 (0,4 кВ / 6 кВ) А

Рис. 1. Схема преобразования энергии на тяговой подстанции А и векторные диаграммы:

а) ГПТ - вектор напряжения первичной обмотки Цдв опережает вектор напряжения вторичной обмотки иаЬ на 30о;

б) ТСН-1 - напряжение вторичной обмотки ГПТ является напряжением первичной обмотки ТСН-1, вектор напряжения первичной обмотки Цдв совпадает по фазе с вектором напряжения вторичной обмотки иаЬ;

с) ТР ДЦ - напряжение вторичной обмотки ТСН-1 является напряжением первичной обмотки ТР ДЦ, вектор напряжения первичной обмотки Цдв опережает вектор напряжения вторичной обмотки иаЬ на 30о. В итоге угол между вектором напряжения питающей линии (первичной обмотки ГПТ) (154 кВ) и напряжением вторичной обмотки трансформатора СЦБ (ТР ДЦ) (6 кВ) составляет 60о.

© Кордин А. П. и др., 2016

РУ- 154 kB T-1 ТДТН - 40000

a) Y0/ Y - 0 (154кВ / 35кВ) ^Д UА

РУ - 35 кВ

С, Uc В, UB

б) Y / Y0 - 0 (35 кВ / 0,4 кВ)

A, UA

ТСН- 1 yj TM - 320

РУ - 0,4 кВ

ТРДЦ-2,3

у ; ТМ-160

ВЛ СЦБ (6 кВ)

Рис. 2. Схема преобразования энергии на тяговой подстанции П и векторные диаграммы: а) Т-1- вектор напряжения первичной обмотки Цдв совпадает по фазе с вектором напряжения вторичной обмотки иаЬ; б) ТСН-1 - напряжение вторичной обмотки Т-1 является напряжением первичной обмотки ТСН-1, вектор напряжения первичной обмотки Цдв совпадает по фазе с вектором напряжения вторичной обмотки иаЬ; в) ТР ДЦ-2,3 - напряжение вторичной обмотки ТСН-1 является напряжением первичной обмотки ТР ДЦ-2,3, вектор напряжения первичной обмотки Цдв совпадает по фазе с вектором напряжения вторичной обмотки иаЬ. В итоге угол между вектором напряжения питающей линии (первичной обмотки Т-1) (154 кВ) и напряжением вторичной обмотки трансформатора СЦБ (ТР ДЦ-2,3) (6 кВ) составляет 0о, т.е. совпадает по фазе.

а) У/А-11 (35кВ/6кВ)

РУ - 35 кВ а иА

ВЛ СЦБ (6 кВ)

Рис. 3. Схема преобразования энергии на тяговой подстанции Ж и векторные диаграммы: а) Т-31 - вектор напряжения первичной обмотки Цдв опережает вектор напряжения вторичной обмотки иаЬ на 30о; б) ТСН-1 - Напряжение вторичной обмотки Т-31 является напряжением первичной обмотки, вектор

напряжения первичной обмотки Цав совпадает по фазе с вектором напряжения вторичной обмотки иаЬ; в) ТР СЦБ-1,2 - напряжение вторичной обмотки ТСН-1 является напряжением первичной обмотки ТР СЦБ-

1,2, вектор напряжения первичной обмотки Цав опережает вектор напряжения вторичной обмотки иаЬ на 30о. В итоге угол между вектором напряжения питающей линии (первичной обмотки Т-31) (35 кВ) и напряжением вторичной обмотки трансформатора СЦБ (ТР СЦБ-1,2) (6 кВ) составляет 60о.

© Кордин А. П. и др., 2016

a) Y / А- 11 (35 kB/6 kB)

A, UA

\иАВ

^ ь \зо°

в, ив

6) Y / Y0 - 0 (6 kB / 0,4 KB) A, UA

а, !

С, Uc

в) A/Y-11 (0,4 kB/6 kB) Л

Рис. 4. Схема преобразования энергии на тяговой подстанции В и векторные диаграммы: а) Т-31 - вектор напряжения первичной обмотки Цав опережает вектор напряжения вторичной обмотки иаЬ на 30о; б) ТСН-1 - напряжение вторичной обмотки Т-31 является напряжением первичной обмотки ТСН-1, вектор напряжения первичной обмотки иАВ совпадает по фазе с вектором напряжения вторичной обмотки иаЬ; в) ТР СЦБ-1,2 - напряжение вторичной обмотки ТСН-1 является напряжением первичной обмотки ТР СЦБ-1,2, вектор напряжения первичной обмотки иАВ опережает вектор напряжения вторичной обмотки иаЬ на 30о. В итоге угол между вектором напряжения питающей линии (первичной обмотки Т-31) (35 кВ) и напряжением вторичной обмотки трансформатора СЦБ (ТР СЦБ-1,2) (6 кВ) составляет 60о.

Проведенным анализом векторных диаграмм по тяговым подстанциям А-П-Ж-В было установлено, что угол между векторами напряжения питающей линии (первичной обмотки силовых трансформаторов) и напряжением вторичной обмотки трансформаторов СЦБ на тяговых подстанциях А, Ж, В составляет 60о, а по тяговой подстанции П - равен 0о.

Для осуществления параллельной работы трансформаторов СЦБ на этом участке предлагается следующее:

1. На тяговой подстанции П подключить трансформатор ТСН с группой соединения «звезда - звезда с нулём» ко вторичной обмотке напряжением 27,5 кВ главного понизительного трансформатора Т-1 или Т-2. Трансформатор ТР ДЦ-2,3 (СЦБ) установить с группой соединения «треугольник - звезда», вместо установленного на данный момент с группой соединения «звезда - звезда с нулём». При такой схеме подключения угол между вектором напряжения питающей линии (первичной об-

мотки силовых трансформаторов) и напряжением вторичной обмотки трансформаторов СЦБ на тяговых подстанциях А, Ж, В и П составит 60о.

2. На тяговой подстанции П при существующей схеме подключения трансформатора ТСН с группой соединения «звезда - звезда с нулём» ко вторичной обмотке 35 кВ главного понизительного трансформатора Т-1 или Т-2 и трансформатора ТР ДЦ-2,3 (СЦБ) с группой соединения «звезда - звезда с нулём» необходимо выполнить перепайку высоковольтных вводов в трансформаторе ТР ДЦ-2,3 для получения 6-й группы соединения обмоток (рис. 5).

Далее путём переподключения (круговой перестановки выводов) внешних кабелей со стороны 6 кВ можно добиться угла сдвига между вектором напряжения питающей линии (первичной обмотки силовых трансформаторов) и напряжением вторичной обмотки трансформаторов СЦБ на 600 (рис. 6).

© Кордин А. П. и др., 2016 ISSN 2307-4221 Електрифгкацгя транспорту, № 11. - 2016.

А В С О

У0/ Y - 0 (0,4 кВ/бкВ)

А В С О

X

х\ у I z

а<Ь Ь<Ь с

У0/ Y - 6 (0,4 кВ/бкВ)

.A иА

С, Uc

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иаЬ\

Рис. 5. Получение 6-й группы с группы соединения обмоток Y0/Y-0

Y0/Y- 10 (0,4 кВ/6 кВ) А В С О A, UA

С, U,

Рис. 6. Получение 10-й группы с группы соединения обмоток Y0/Y-6

Выводы

В результате проведенного исследования установлено, что при резервировании питания линий питания СЦБ в зонах стыкования разных систем электрической тяги необходимо при параллельной работе трансформаторов обеспечивать, кроме прочих условий, одинаковый угол сдвига фаз и группу соединений обмоток

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сиченко, В. Г. Електроживлення пристроив заизнично!' автоматики. [Текст] / В. Г. Сиченко, В. I. Гаврилюк. - Дн-вськ.: Вид-во Маковецький, 2009. -372 с.

2. Сиченко, В. Г. Якють електрично!' енергп в мережах нетягових споживачiв електрифкованих заиз-ниць. [Текст] / В. Г. Сиченко, Д. О. Босий, В. В. Кузнецов. Прнича електромехашка та автоматика. Нау-ково-техшчний збiрник НГУ, Вип. 96 - 2015, с. 9-13.

трансформаторов. Приведенные практические рекомендации по обеспечению согласованной работы трансформаторов СЦБ смежных линий разного рода тока позволяют обеспечить надежную работу цепей автоблокировки при аварийных режимах в линиях питания и необходимое качество напряжения.

REFERENCES

1. Sychenko V. G. Elektrozhyvlennya prystroyiv zaliznychnoyi avtomatyky [Power supply of railway automatics equipment]. Dnipropetrovsk, Makovetskiy Publ., 2009. 372 p.

2. Sychenko V. H., Bosiy D. O., Kuznetsov V. V. Yakist' elektrychnoyi enerhiyi v merezhakh netyahovykh spozhyvachiv elektryfikovanykh zaliznyts' [Electric energy quality in non-tractive consumers networks of electrified railways]. Hirnycha elektromek-

© Кордин А. П. и др., 2016

3. Ратнер, М. П. Электроснабжение нетяговых потребителей железных дорог. [Текст] / М. П. Ратнер, Е. Л. Могилевский. М.: Транспорт, 1985. - 295 с.

4. Дубинець, Л. В. Електричш машини. Транс -форматори. Асинхронш машини. [Текст] / Л.В. Дубинець, О.1. Момот, О.Л. Маренич. - Д. : ДПТ, 2004. - 208 с.

5. Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей: Утв. 25.06.07, № 258 / Мин-во топлива и энергетики Украины. - Х.: Индустрия, 2007. - 288 с.

Поступила в печать 19.04.2016.

Внутренний рецензент Гетьман Г. К.

hanika ta avtomatyka - Mining electrical engineering and automation, 2015, vol. 96, pp. 9-13.

3. Ratner M. P., Mogilevskiy E. L. Elektrosnab-zhenie netyagovykh potrebiteley zheleznykh dorog [The power supply of railways non-tractive consumers]. Moscow, Transport Publ., 1985. 295 p.

4. Dubinets L.V., Momot O.I., Marenich O.L. El-ektrychni mashyny. Transformatory. Asynkhronni mashyny [The electric machine. Transformers. Asynchronous machine]. Dnepropetrovsk, DIIT Publ., 2004, 208 p.

5. Pravila tekhnicheskoy ekspluatatsii elektro-ustanovok potrebiteley [Rules of electrical consumers technical operation]. Kharkiv, Industria Publ., 2007. 288 p.

Внешний рецензент Сокол Е. И.

При параллельной работе высоковольтных линий питания автоблокировки в зонах стыкования систем электрической тяги постоянного и переменного тока возникают сбои в работе устройств автоблокировки, вызванные несоблюдением условий параллельной работы трансформаторов. Несогласованность их работы вызвана различными схемами подключения тяговых подстанций постоянного и переменного тока к линиям внешнего электроснабжения, разным количеством ступеней трансформации, а также разными схемами и группами соединения обмоток трансформаторов автоблокировки. В статье проведен анализ условий параллельной трансформаторов автоблокировки на смежных тяговых подстанциях разных систем электрической тяги и решена проблема обеспечения их согласованной работы.

Ключевые слова: линия питания автоблокировки, параллельная работа трансформаторов, группа соединения обмоток, векторная диаграмма, качество напряжения.

УДК 621.331:621.311.05

О. П. КОРД1Н, В. А. ДЕРКАЧ, В. Г. МАНДИЧ (ПРИДНЮТОВСЬКА ЗАЛ1ЗНИЦЯ), В. Г. СИЧЕНКО (ДНУЗТ), В. В. КУЗНЕЦОВ (НМЕТАУ)

Дорожня електротехшчна лабораторiя, Приднтровська залiзниця, 49124, м. Днтропетровськ, вул. 1ларюшвська, 6-б, ел. пошта: o.kordin@dp.uz.gov.ua

Днтропетровський нацюнальний ушверситет залiзничного транспорту iменi акад. В. Лазаряна, Кафедра Електропостачання залiзниць, вул. Лазаряна 2, Днтропетровськ, Укра'на, 49010, тел.: (056) 793-19-11, ел. пошта: elpostz@i.ua

Нацюнальна металургшна академп Укра'ни, кафедра Електротехшки i електроприводу, пр-т Гагарша, 4, м. Днтропетровськ, 49600, Укра'на, тел.: (056) 374-84-46, ел. пошта: wit jane2000@mail.ru

ПАРАЛЕЛЬНА РОБОТА ЖИВЛЯЧИХ ТРАНСФОРМАТОР1В АВТОБЛОКУВАННЯ НА ТЯГОВИХ П1ДСТАНЦ1ЯХ СУМ1ЖНИХ ЕЛЕКТРИФ1КОВАНИХ Л1Н1Й

При паралельнш робот високовольтних лшш живлення автоблокування в зонах стикування систем електрично' тяги постшного i змшного струму виникають збо' в робот пристро'в автоблокування, виклика-ж недотриманням умов паралельно' роботи трансформаторiв. Неузгоджежсть 'х роботи викликана рiзними схемами пщключення тягових пщстанцш постшного i змшного струму до лшш зовжшнього електропостачання, рiзною кiлькiстю ступежв трансформацií, а також рiзними схемами i групами з'еднання обмоток трансформаторiв автоблокування. У статтi проведено аналiз умов паралельно' трансформаторiв автоблокування на сумiжних тягових пiдстанцiях рiзних систем електрично' тяги i виршена проблема забезпечен-ня 'х узгоджено' роботи.

Ключовi слова: лiнiя живлення автоблокування, паралельна робота трансформаторiв, група з'еднання обмоток, векторна дiаграма, яюсть напруги.

Внутрiшнiй рецензент Гетьман Г. К. Зовшшнш рецензент Сокол С. I.

© Кордин А. П. и др., 2016 ISSN2307-4221 Електрифтащя транспорту, № 11. - 2016.

UDC 621.331:621.311.05

O. P. KORDIN, V. A. DERKACH, V. G. MANDYCH (PRYDNIPROVSKA RAILWAY), V. G. SYCHENKO (DNURT), V. V. KUZNETSOV (NMETAU)

Railway electrotechnical laboratory, Prydniprovska Railway, 49124, Dnipropetrovsk, Illarionivska Str. 6-b, e-mail: o.kordin@dp.uz.gov.ua

Dnepropetrovsk National University of Railway Transport named after academician V. Lazaryan, Department of Power supply of Railways, 2 Lazaryan Street, Dnepropetrovsk, Ukraine, 49010, tel.: (056) 793-19-11, e-mail: elpostz@i.ua

National Metallurgical Academy of Ukraine, The department of electrical engineering, 4 Gagarina Ave, Dnepropetrovsk, 49600, Ukraine, tel.: (056) 374-84-46, e-mail: wit jane2000@mail.ru

PARALLEL OPERATION OF THE POWER SUPPLY TRANSFORMERS OF THE AUTOMATIC BLOCK SYSTEM AT TRACTION SUBSTATIONS OF ADJACENT ELECTRIFIED LINES

In parallel operation of high-voltage power lines of automatic block system in the areas of splicing electric traction systems AC and DC there are failures in the auto-lock devices, caused by failure to conditions of parallel operation of transformers. Inconsistency of their work caused by various schemes of traction substations connecting AC and DC lines to the external power supply, a different number of transformation steps, as well as various schemes and groups of windings connection of automatic block system of transformers. The article analyzes the conditions of parallel transformers auto-lock on the adjacent traction substations different electric traction systems and solved the problem of providing their coordinated work.

Keywords: automatic lock-line supply, parallel operation of transformers, winding connection group, vector diagram, voltage quality.

Internal reviewer Getman G. K. External reviewer Sokol E. I.

© Кордин А. П. и др., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.