НАУКИ О ЗЕМЛЕ
А.В. Кашлев
ПАРАГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЛАНДШАФТНЫЕ РЯДЫ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПРОВИНЦИЙ РАВНИННОГО АЛТАЯ
Принцип контрастности, тип местности, парагенетический ландшафт, парагенетический
ряд.
Кроме ландшафтных геосистем морфоструктурного типа, которые выделяются по относительной повторяемости морфологических структур элементов и генетической однородности, существуют еще и геосистемы, организованные на градиентной или функционально-динамической основе. В результате существования латеральных связей, образованных вещественно-энергетическими потоками, формируются совокупности геосистем, которые как бы рассекают ландшафтные границы, объединяя морфоструктурные части разных природных комплексов в единое целое. Территориально сопряженные морфоструктурные природные комплексы, объединенные на градиентной (динамической) основе латеральными вещественно-энергетическими потоками, формируют парагенетические ландшафтные геосистемы.
Контраст — слово французского происхождения, означающее резкое различие, противоположность. Однако в науке и технике этим термином «часто выражают не противоположность, а только различие состояний каких-либо явлений». Понятие введено в комплексную физическую географию Ф.Н. Мильковым в 1966 г. [Мильков, 1981, с. 46].
Принцип контрастности в настоящее время имеет фундаментальное значение в познании закономерностей географической оболочки. Выделяется два типа контрастности сред — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная контрастность — одна из основных закономерностей географической оболочки. Эта контрастность достигает своего максимума в среднем (ландшафтном) ярусе. Наличие вертикальной контрастности, в свою очередь, обусловливает существование горизонтальной контрастности, выражение которой есть наличие парадинамических и парагенетических ландшафтных систем. Согласно Ф.Н. Милькову, под парадинамическим комплексом подразумевается система пространственно смежных региональных или типологических единиц, характеризующаяся наличием взаимообмена между веществом и энергией [Мильков, 1981, с. 46]. Особенность парадинамических комплексов состоит в том, что они выражены тем лучше и определённее, чем контрастнее их члены.
Исследования парадинамических ландшафтных систем и рубежей контрастности сред имеют большое научное значение в плане познания функционирования и динамики природных комплексов, а также закономерностей их пространственного расположения. Разновидностью парадинамических комплексов-систем являются парагенетические комплексы. В ландшафтоведении понятие парагенетического комплекса-системы введено также Ф.Н. Мильковым [Там же, с. 47].
Парагенетические ландшафтные комплексы — системы смежных, активно взаимодействующих региональных или типологических единиц, обладающих общностью происхождения. Под общностью происхождения здесь подразумевается одновременное или последовательное в ходе развития возникновение взаимосвязанных комплексов — членов парагенетической системы — под воздействием определенного вида процессов и факторов. Смежность в парагенетической системе включает не только пространственный (хорологический), но и временной (хронологический) аспект [Мильков, 1966, с. 24]. Результаты парагенетических ландшафтных исследований отражены в работах Ф.Н. Милькова, В.В. Козина, А.Ю. Ретеюма, М.А. Глазовской и других [Мильков, 1966; Козин, 1979; Ретеюм, 1977].
В 1974 г. В.В. Козин предложил самостоятельную таксономическую систему парагенетических комплексов флювиального происхождения, которая выглядела следующим образом: элементарные ПГК, внутридолинные ряды ПГК, долинные ПГК. Элементарный ПГК — совокупность морфологически и генетически взаимосвязанных урочищ, четко выделяющихся среди других комплексов устойчивым обменом вещества и энергии (обрывно-осыпные, прирусловые, бугристо-котловинные и др.). Внутридолинный ряд определяется как совокупность элементарных ПГК, объединенных определенным местоположением и общностью переживаемого этапа в рамках долинного цикла, общим характером миграции вещества и набором основных физико-географических процессов (пойменный, надпойменно-террасовый, склоновый ряды). По содержанию эти ряды в большинстве случаев соответствуют понятию «тип местности» Ф.Н. Милькова [Козин, 1979, с. 9].
Равнинный Алтай достаточно хорошо исследован в ландшафтном отношении как на региональном, так и на типологическом уровне. В то же время с точки зрения парагенетических связей природные комплексы данной территории практически не изучены. Рассмотрение структуры парагенетических ландшафтов нами проведено в рамках физико-географических провинций, охватывающих равнинную часть Алтайского края. В качестве исходной основы выбрана схема физико-географического районирования, предложенная Ю.М. Цимбалеем, согласно которой территория исследования расположена в пределах Кулундинской и Южно-Приалейской степных провинциях и Верхне-Обской лесостепной провинции [Цимбалей, 1997, с. 127]. Исследования проводились на основе использования полевых ландшафтных методов с работой на ключевых участках, ландшафтных профилях и картографических методов. В качестве объекта исследования, в том числе ландшафтного картографирования, выбран тип местности. В работе использовались программные продукты ГИС ObjectLand, графический редактор GIMP2, программа для измерения площадей Universal Desktop Ruler.
Наибольшее развитие в пределах Кулундинской провинции получили озёрно-тер-расовые парагенетические ландшафтные комплексы (ПЛК). Ядром парагенетической системы являются многочисленные высокоминерализованные озёра Кулундинской низменности. В состав данного ПЛК, кроме озёр, входят следующие типы местностей: низкие озерные террасы плоские и плоско-западинные с солонцово-солончаковыми лугами в комплексе со злаково-разнотравными болотно-солончаковыми лугами на лугово-болотных, солончаковато-солонцеватых почвах; высокие древние озерные террасы пониженные плоские и слабоволнистые с галофитными группировками на луговоболотных, солончаковатых почвах и каштаново-луговых солонцах; высокие древние озерные террасы плоские со сложным комплексом типчаково-полынных группировок на солонцеватых почвах, галофитной растительностью солончаков и солонцов и раз-нотравно-типчаково-злаковыми засушливыми степями на черноземах южных; склоны озерных котловин пологие, местами слабо выраженные, с полынно-типчаковыми сухими степями на каштановых почвах и озерно-аллювиальные равнины слабоволнистые с разнотравно-типчаково-ковыльными группировками на черноземах южных, солонцеватых и солонцах степных (рис. 1).
Рис. 1. Картосхема ландшафтного трансекта озерно-террасового парагенетического комплекса Кулундинской провинции
1 — озеро; 2 — низкие озерные террасы плоские и плоско-западинные с солонцово-солончаковыми лугами в комплексе со злаково-разнотравными болотно-солончаковыми лугами на лугово-болотных, солончаковато-солонцеватых почвах; 3 — высокие древние озерные террасы пониженные плоские и слабоволнистые с галофитными группировками на лугово-болотных, солончаковатых почвах и каштаново-луговых солонцах; 4 — высокие древние озерные террасы плоские со сложным комплексом типчаково-полынных группировок на солонцеватых почвах, галофитной растительностью солончаков и солонцов и разнотравно-типчаково-злаковы-ми засушливыми степями на черноземах южных; 5 — склоны озерных котловин пологие, местами слабо выраженные, с полынно-типчаковыми сухими степями на каштановых почвах и озерно-аллювиальные равнины слабоволнистые с разнотравно-типчаково-ковыльными группировками на черноземах южных, солонцеватых и солонцах степных
В отдельных районах Кулундинской провинции получили развитие ПЛК ложбин древнего стока. На уровне типов местностей проявляются следующие составляющие данной парагенетической системы: пониженные сильно заозеренные равнины дельт ложбин древнего стока с галофитными разнотравно-злаковыми, часто закустаренны-ми, остепненными лугами на солонцах и солончаках, луговых и луговых солончаковатых почвах; равнины дельт ложбин древнего стока всхолмленные, бугристо-грядовые с остепненными сосновыми борами на дерново-слабоподзолистых почвах; равнины дельт ложбин древнего стока плоские с полынно-типчаково-ковыльными сухими степями на темно-каштановых и каштановых почвах; склоны ложбин древнего стока пологие, слабо расчлененные с богато-разнотразнотравно-ковыльными и разнотравно-типчаково-ковыльными степями на черноземах южных солонцеватых (рис. 2).
Рис. 2. Картосхема ландшафтного трансекта ложбины древнего стока парагенетического
комплекса Кулундинской провинции
1 — ложбина древнего стока; 2 — пониженные сильно заозеренные равнины дельт ложбин древнего стока с галофитными разнотравно-злаковыми, часто закустаренными, остепненны-ми лугами на солонцах и солончаках, луговых и луговых солончаковатых почвах; 3 — равнины дельт ложбин древнего стока всхолмленные, бугристо-грядовые с остепненными сосновыми борами на дерново-слабоподзолистых почвах; 4 — равнины дельт ложбин древнего стока плоские с полынно-типчаково-ковыльными сухими степями на темно-каштановых и каштановых почвах; склоны ложбин древнего стока пологие, слабо расчлененные с богато-раз-нотразнотравно-ковыльными и разнотравно-типчаково-ковыльными степями на черноземах южных солонцеватых
На небольших площадях представлены флювиальные (долинно-речные) ПЛК. Выделены два варианты данных парагенетических систем. Первый характерен для долин таких рек, как Кулунда, отчасти Бурла, включает следующие типы местностей: поймы средних рек, расчлененные протоками и старицами, со злаково-разнотравными осоковыми и кустарниковыми лугами на лугово-аллювиальных солончаковатых почвах и первые надпойменные террасы больших и средних рек слабоволнистые с разнотравно-злаковыми лугами и полынно-злаковыми степями на лугово-черноземных, луговых засоленных почвах (рис 3).
Рис. 3. Картосхема ландшафтного трансекта долинно-речного парагенетического
комплекса Кулундинской провинции
1 — речная сеть; 2 — поймы средних рек, расчлененные протоками и старицами, со злаковоразнотравными осоковыми и кустарниковыми лугами на лугово-аллювиальных солончакова-тых почвах; 3 — первые надпойменные террасы больших и средних рек слабоволнистые с разнотравно-злаковыми лугами и полынно-злаковыми степями на лугово-черноземных, луговых засоленных почвах
Второй проявляется в бассейнах малых рек и представлен поймами малых рек с большим количеством озер и стариц с закустаренными и галофитно-злаковыми остеп-ненными лугами на солончаках луговых и солонцах, переходящими в надпойменные террасы малых рек, слабоволнистые с галофитно-злаковыми лугами, полынными и солянковыми сообществами на солончаках луговых и солонцах.
В Южно-Приалейской провинции на уровне типов местностей озёрно-террасовые ПЛК практически не выражены. В то же время широко представлены ПЛК ложбин древнего стока. Они включают; днища ложбин древнего стока плоские с солонцово-со-лончаковыми остепненными лугами на луговых и лугово-болотных, засоленных почвах, солонцах и солончаках; днища ложбин древнего стока бугристо-грядовые с сосновыми борами на дерновых, слабоподзолистых почвах и боровых песках; склоны ложбин древнего стока бугристо-грядовые с сосновыми борами на дерново-слабоподзолис-тых почвах и склоны ложбин древнего стока террасированные, пологие, слаборасчле-ненные с настоящими степями на южных черноземах с типчаково-полынными группировками на солонцах.
Значительное развитие получили долинно-речные П ЛК, представленные поймами средних рек плоскогривные, озерно-старичные с разнотравно-злаковыми, иногда солончаковыми, лугами и древесно-кустарниковыми сообществами на аллювально-лу-говых, лугово-болотных и аллювиальных слаборазвитых, частично засоленных почвах; первые надпойменные террасы средних рек выровненные с разнотравно-типча-ково-ковыльными степями в сочетании с галофитными комплексами на черноземах
южных, лугово-черноземных и луговых засоленных почвах; вторые надпойменные террасы больших и средних рек плоские с озерными котловинами, с типчаково-ко-выльными степями на черноземно-луговых почвах и черноземах южных с галофитны-ми сообществами на солонцах; третьи речные террасы с плоскими западинами и озерными котловинами с разнотравно-ковыльными степями на черноземах южных и га-лофитными сообществами в понижениях.
Широко представлен и склоновый тип ПЛК, включающий: пологие слаборасчленен-ные склоны плато с разнотравно-типчаково-ковыльными настоящими степями на черноземах южных и типчаково-полынными группировками на солонцах, склоны плато расчлененные с разнотравно-злаково-полынно-типчаковыми степями на черноземах южных и солонцах степных; плоские пологоволнистые водораздельные поверхности плато с разнотравно-типчаково-ковыльными степями на черноземах южных.
Верхне-Обская лесостепная провинция, по сути, представляет собой крупнейшую на юге Западной Сибири единую парагенетическую систему, ядром которой является река Обь, состоящую из развитой поймы, пяти надпойменных террас и прилегающих склонов Приобского плато и Бие-Чумышской возвышенности.
Приведёнными примерами разнообразие ПЛК равнинного Алтая не ограничивается, наблюдаются существенные локальные различия внутри провинций в зависимости от геоморфологических условий и расположения геосистем на уровне подпровин-ций. Результаты исследования парагенетических ландшафтных систем равнинного Алтая имеют большое значение при изучении процессов эволюции и динамики природной среды, а также могут найти широкое применение в геоэкологической оценки ландшафтов.
Библиографический список
1. Козин В.В. Парагенетический ландшафтный анализ речных долин: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1979. 87 с.
2. Мильков Ф.Н. Парагенетические ландшафтные комплексы // Научные записки Воронежского отдела Географического общества СССР. Воронеж, 1966. С. 24-32.
3. Мильков Ф.Н. Физическая география: современное состояние, закономерности, проблемы: монография. Воронеж: ВГУ, 1981. 400 с.
4. Ретеюм А.Ю. О факторах и формах упорядоченности пространства оболочки земли // Вопросы географии. М., 1977. Сб. 104: Системные исследования природы. С. 84—94.
5. Цимбалей Ю.М. Ландшафтный подход к решению региональных проблем природопользования // Сибирский экологический журнал. 1997. № 2. С. 127—134.