ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.85:343.228 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-9-3-9
ПАРАДОКСЫ СРЕДСТВ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНЫ ПРИ ПОСЯГАТЕЛЬСТВЕ С КОЛЮЩЕ-РЕЖУЩИМ
ПРЕДМЕТОМ
Н.Н. Гончаров
Определена степень эффективности обороны с помощью огнестрельного оружия при неожиданном посягательстве с колюще-режущим предметом в зависимости от дистанции и скорости реагирования. Представлены результаты выполнения экспериментальных тестов, заключающихся в разных видах удара ножом. Доказано, что при неожиданном посягательстве с колюще-режущим предметом защита с помощью огнестрельного оружия неэффективна.
Ключевые слова: самозащита без оружия, необходимая оборона, рукопашный бой, колюще-режущий предмет, дистанция.
PARADOXES OF THE MEANS Гончаров Николай Николаевич, канд. пед.
OF NECESSARY DEFENSE IN CASE наук, тренер по рукопашному бою, [email protected],
OF ENCROACHMENT WITH Россия, Тула, Фитнес-центр «Life Time» A STABBING OBJECT
Goncharov N.N., candidate of pedagogical В криминаЛьной хр°нИКе новостей
sciences, hand-to-hand combat coach, ngo. в качестве орудий преступлений все чаще
[email protected], Russia, Tula, Fitness center фигурируют колюще-режущие предметы
"Life Time" _ rrv,
хозяйственно-бытового назначения [9]. The real degree of effectiveness of defense Это объясняется рядом следующих пред-with a firearm in case of an unexpected attack положений: невысокая стоимость колю-
with a piercing-cutting object is determined
depending on the length of the distance and ще-режущих предметов, доступность the speed of reaction. The results of the ex- приобретения и отсутствие в законода-perimental tests, consisting of different types
тельстве уголовной ответственности за их
of knife strikes, are presented. It is proven
that in case of an unexpected attack with a ношение. Есть и другие объяснения, ко-piercing-cuttmg object, defense with a fire- торые дополняют перечисленные. В част-
arm is ineffective.
ности, подобного рода информация в сети Key words: self-defense without weapons, Интернет, издания и спортивные центры
necessary defense, hand-to-hand combat, по обучению ножевому бою, где нож рас-
piercing-cutting object, distance.
сматривается в качестве эффективного средства как нападения, так и обороны. Все это так или иначе фокусирует внимание у некоторой части современного российского общества на колюще-режущих предметах [4, 5].
Складывается парадоксальная ситуация: количество преступлений с применением колюще-режущих предметов хозяйственно-бытового назна-
чения неуклонно растет, а правовая ответственность за их ношение в об -щественных местах остается административной. Проблема оказалась настолько серьезной, что ею заинтересовались депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, законодатель А.Б. Выборный сообщил корреспонденту «Российской газеты», что «пар -ламентарии планируют рассмотреть вопрос ужесточения ответственности за ношение холодного оружия». В этой связи заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме РФ С.Д. Леонов отметил: «По данным глобального исследования убийств, проведенного Управлением ООН по наркоти -кам и преступности, в России в 2019 году было совершено с применением ножей более 6,3 тысяч убийств». При этом ассортимент средств обороны от такого посягательства остается традиционным: огнестрельное оружие, специальные средства, самозащита без оружия, и ни одно из них не явля -ется идеальным. Что касается применения огнестрельного оружия в опера -тивно-служебной деятельности сотрудников силовых ведомств, то оно нередко вызывает определенные сложности [6, 7]. По этой причине поиск эффективной техники движений для невооруженного силового единоборства с посягающим находится в фокусе внимания исследователей.
Развивая мысль, следует заметить, что эта тема для науки не новая. Первая волна исследований самозащиты как инструмента обороны пришлась на начало ХХ века [2]. В качестве примера можно упомянуть создателя отечественной самозащиты В.П. Волкова. В своих теоретических выкладках он указывал: «борьба против вооруженного холодным оружием считается более сложной, чем борьба против вооруженного огнестрельным оружием». Наряду с этим представляет особый научный интерес неоправданно сегодня забытый вывод одного из исследователей того времени Н.Н. Ознобишина по этой проблеме. Он обнаружил любопытную корреляцию: «В руках неопытного противника нож лишь тогда представляет собой действительно опасное оружие, когда дело идет о неожиданном нападе -нии». Демонстрировать разнообразие мнений можно продолжить и далее, но здесь важно другое: поднятая много лет назад экспертами проблема сегодня не только не утратила своей практической значимости, а наоборот, стала проявляться более рельефно и не менее актуально. Таким образом, эта тема и сегодня остается предметом острой научной дискуссии. Однако чтобы осознать всю глубину исследуемой проблемы и сделать о ней объ -ективное представление, необходимо собрать как можно больше информации.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить реальную степень эффективности обороны с помощью огнестрельного оружия при неожиданном посягательстве с колюще-режущим предметом.
Задачи исследования:
- провести детальный анализ результатов ранее выполненных исследований;
- осуществить выбор эффективного способа противодействия нападению с режущим или колющим предметом.
Методика и организация исследования. Для реализации поставленной цели применялись следующие методы исследования: практический эксперимент и теоретическое сопоставление.
В практическом эксперименте приняли участие 10 человек мужского пола в возрасте 19-20 лет, которые до тестирования не изучали единоборства. Эксперимент предусматривал выполнение испытуемыми кон -трольных тестов Т и Т2. Программа теста Т выполнялась со средней дистанции. Испытуемым предлагалось ножом поразить мишень тестера прямо, снизу, сверху и сбоку. Ключевой отличительной особенностью программы теста Т2 от теста Т является то, что она выполняется с дальней дистанции. В связи с тем, что методика проведения тестов Т и Т2 достаточно проста, излагать ее не имеет смысла.
Результаты исследования и их обсуждение. Есть весомое основание полагать, что, несмотря на высокие тактико-технические характеристики колюще-режущего предмета, результат посягательства и способ реагирования на него во многом будет зависеть от дистанции, с которой оно происходит. Например, «дистанция до соперника в боксе - это тот метрический параметр, от которого в основном зависит эффективность удара, если рассматривать фазу атаки. Насколько быстро сможет сократить атакующий до обороняющегося соперника и точно выбрать расстояние в нужной фазе атаки, нанести удар, зависит результат этого технического действия» [3]. Спортивная практика единоборств по разным оценкам, в зависимости от тактической задачи, насчитывает несколько ключевых дистанций.
Ближняя дистанция - это такое положение посягающего и обороняющегося лица, когда они соприкасаются между собой какими-либо частями тела. В этом случае с большой степенью вероятности необходимая оборона перейдет в рукопашный бой.
Дальняя дистанция - в этом случае для физического контакта с объектом посягательства нападающему потребуется сделать в его сторону сзади стоящей ногой минимум один шаг [1]. Исходя из этого, можно полагать, что неожиданное нападение в этом случае представляется маловероятным.
Средняя дистанция - посягающий, оставаясь в исходном положении, имеет возможность атаковать обороняющееся лицо непредсказуемым ударом, при этом процесс необходимой обороны будет проходить в усло -виях неожиданного нападения.
Острота проблемы реагирования на такой вид нападения заключа -ется в следующем: если посягательство с дальней дистанции можно как-то
спрогнозировать и выбрать относительно адекватный способ реагирова-ния, то при неожиданном нападении со средней дистанции это сделать практически невозможно. Однако дистанция далеко не единственный фактор, влияющий на поражающую способность колюще-режущего предмета. Она также зависит от скорости удара и точности попадания в жизненно важную артерию или орган. В связи с этим исследователь Т. В. Удилов полагает, что «при описании защитных действий необходимо учитывать вид оружия либо предмета, используемого в качестве оружия, так как от конструктивных особенностей этих предметов во многом зависит техника безопасной защиты» [8]. Это обусловлено тем, что некоторые артерии кровеносной системы человека более уязвимы для поражения режущими и колющими предметами, чем другие, из-за того, что они располагаются близко от поверхности тела или не защищены, например, верхней одеждой.
Если роль дистанции при обороне время от времени обсуждается в научной литературе, то исследований скоростных параметров удара режущим или колющим предметом крайне мало как в России, так и за рубежом. Например, И.Н. Иванов, ссылаясь на зарубежных исследователей, приводит в биомедицинском журнале следующие данные: скорость удара ножом у мужчин в среднем находится в пределах от 5,1 до 10,4 мс, у женщин - от 3,68 до 6,2 мс. Логично предположить, что за этими цифрами стоит боль -шая научная составляющая, однако их нельзя считать конкретными. Они носят в большей части информационно-ориентировочный характер, потому что в зависимости от траектории движения режущего или колю -щего предмета и высоты поражаемой цели на биомишени удары подразде -ляются следующим образом: прямо в верхнюю или среднюю часть туловища, сверху или снизу, наотмашь или сбоку, в верхнюю или нижнюю часть туловища. Следовательно, скорость движения режущего или колю -щего предмета у таких ударов будет различной.
Чтобы восполнить этот очевидный пробел, автором данного исследования был разработан и изготовлен электронный тестер с датчиками, который позволяет измерять время с дискретностью d = 0,01 с, затраченное на удары колюще-режущим предметом и двигательную целевую точность испытуемого. В таблице в концентрированном виде представлены усред -ненные результаты тестирования.
Усредненные результаты выполнения тестов Ti и Т2
Тест Дистанция Единица измерения Вид удара ножом
Сверху Сбоку Снизу Прямо
Ti Средняя с 0,42 0,36 0,16 0,30
Т2 Дальняя с 0,69 0,61 0,43 0,53
Для ответа на вопрос, реально ли защититься, например, сотруд -нику силовых ведомств от посягательства с режущим или колющим предметом при помощи огнестрельного оружия в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, был проведен теоретический эксперимент. С этой целью сравнили полученные результаты тестирования с нормативами на изготовку к стрельбе из огнестрельного оружия. Данные для сравнения были взяты из «Наставления по огневой подготовке МВД РФ». Так, на изготовку к стрельбе из пистолета «Макаров» (ПМ) требуется от 4,0 до 6,0 с, из автомата «Калашников» (АК) - от 5,0 до 7,0 с. Далее сравнили средние значения теста Т1 из таблицы с числовыми значениями на изготовку к стрельбе из ПМ и АК:
- удар ножом сверху: для ПМ - 0,42 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,42 с (от 5,0 до 7,0 с);
- удар ножом сбоку: для ПМ - 0,36 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,36 с (от 5,0 до 7,0 с);
- удар ножом снизу: для ПМ - 0,16 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,16 с (от 5,0 до 7,0 с);
- удар ножом прямо: для ПМ - 0,30 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,30 с (от 5,0 до 7,0 с).
Результаты сравнительного анализа позволяют прийти к следую -щему заключению: при посягательстве с колюще-режущим предметом со средней дистанции в условиях временной и альтернативной неопределенности обороняющееся лицо не сможет воспользоваться огнестрельным оружием ПМ и АК, несмотря на их высокую поражающую способность. Затем сравнили средние значения выполнения теста Т2 из таблицы с числовыми значениями на изготовку к стрельбе из ПМ и АК:
- удар ножом сверху: для ПМ - 0,69 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,69 с (от 5,0 до 7,0 с);
- удар ножом сбоку: для ПМ - 0,61 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,61 с (от 5,0 до 7,0 с);
- удар ножом снизу: для ПМ - 0,43 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,43 с (от 5,0 до 7,0 с);
- удар ножом прямо: для ПМ - 0,53 с (от 4,0 до 6,0 с), для АК -0,53 с (от 5,0 до 7,0 с)
Результат сопоставления данных указывает на то, что при таком посягательстве с дальней дистанции обороняющееся лицо также не сможет воспользоваться огнестрельным оружием ПМ и АК.
Заключение. Развернутый анализ дает основание признать, что оборона с помощью огнестрельного оружия ПМ и АК при неожиданном посягательстве с колюще-режущим предметом, несмотря на их высокую поражающую способность, - задача крайне сложная и неэффективная. Этот парадокс объясняется тем, что возможности огнестрельного оружия при таком виде посягательства существенно нивелированы тактико -техни-
ческими характеристиками колюще-режущего предмета. Следовательно, альтернативы самозащите при обороне в условиях неожиданного посяга -тельства нет. Однако прежде чем самозащита станет эффективным инст -рументом для необходимой обороны, потребуется тщательная исследовательская работа, которую в этом случае допустимо рассматривать как важный социальный проект.
Список литературы
1. Герасимов И.В. Особенности защиты от правонарушителя, вооруженного опасными предметами // Наука-2020. 2020. № 4(29). С. 48-52.
2. Гончаров Н.Н. Взгляд на самозащиту без оружия сквозь призму истории // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6. С. 32-38.
3. Дистанция в боксе как элемент техники и упражнения, формирующие его качество / И.Ю. Сюзев [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. № 4(16). С. 45-50.
4. Колесников Р.В. Современное состояние преступности несовершеннолетних // Юридические науки. 2022. № 1(57). С. 47-56.
5. Меркурьев В.В., Тараканов И.А. Особенности оценки мнимой обороны // Мониторинг правоприменения. 2018. № 2(26). С. 15-19.
6. Ооржак Б.А. Насильственные преступления: понятия, признаки // Молодой ученый. 2021. № 50(392). С. 300-304.
7. Поспев К.Ю. Проблемы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при применении огнестрельного оружия // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. № 2(25). С. 108112.
8. Удилов Т.В. Обучение сотрудников полиции безопасному алго -ритму действий при угрозе нападения с предметами, используемыми в качестве оружия // Полицейская деятельность. 2020. № 2. С. 43-52.
9. Яровенко В.В. Уголовная ответственность за применение холод -ного оружия // Юридические исследования. 2018. № 3. С. 58-75.
References
1. Gerasimov I.V. Osobennosti zashchity ot pravonarushitelya, vooruzhennogo opas-nymi predmetami [Features of protection against an offender armed with dangerous objects] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2020. No. 4 (29). P. 48-52.
2. Goncharov N.N. Vzglyad na samozashchitu bez oruzhiya skvoz' prizmu istorii [A look at self-defense without weapons through the prism of history] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Issue 6. P. 32-38.
3. Distanciya v bokse kak element tekhniki i uprazhneniya, formiruyushchie ego ka-chestvo [Distance in boxing as an element of technique and exercises that shape its quality] / I.Yu. Syuzev [et al.] // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizi-cheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical, psychological and medical-biological problems of physical education and sports]. 2021. No. 4(16). P. 45-50.
4. Kolesnikov R.V. Sovremennoe sostoyanie prestupnosti nesovershennoletnih [The current state of juvenile delinquency] // Yuridicheskie nauki [Legal sciences]. 2022. No. 1(57). P. 47-56.
5. Merkur'ev V.V., Tarakanov I.A. Osobennosti ocenki mnimoj oborony [Features of assessing imaginary defense] // Monitoring pravoprimeneniya [Monitoring of law enforcement]. 2018. No. 2(26). P. 15-19.
6. Oorzhak B.A. Nasil'stvennye prestupleniya: ponyatiya, priznaki [Violent crimes: concepts, signs] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 50(392). P. 300-304.
7. Pospev K.Yu. Problemy obespecheniya lichnoj bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennih del pri primenenii ognestrel'nogo oruzhiya [Problems of ensuring personal safety of employees of internal affairs bodies when using firearms] // Pravoporyadok: istoriya, teo-riya, praktika [Law and order: history, theory, practice]. 2020. No. 2(25). P. 108-112.
8. Udilov T.V. Obuchenie sotrudnikov policii bezopasnomu algoritmu dejstvij pri ugroze napadeniya s predmetami, ispol'zuemymi v kachestve oruzhiya [Training police officers in a safe algorithm of actions in case of a threat of attack with objects used as a weapon] // Policejskaya deyatel'nost' [Police activity]. 2020. No. 2. P. 43-52.
9. Yarovenko V.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za primenenie holodnogo oruzhiya [Criminal liability for the use of bladed weapons] // Yuridicheskie issledovaniya [Legal research]. 2018. No. 3. P. 58-75.