Научная статья на тему 'Парадоксы «Перестройки»: государственная политика и региональная практика в отношении религии'

Парадоксы «Перестройки»: государственная политика и региональная практика в отношении религии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПЕРЕСТРОЙКА" / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА / 1000-ЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ / ТУЛЬСКАЯ / БЕЛГОРОДСКАЯ / КУРСКАЯ / ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТИ / "PERESTROIKA" / STATE POLICY / ATHEISTIC PROPAGANDA / 1000-YEARS CHRISTENING OF RUSSIA / TULA / BELGOROD / KURSK / LIPETSK REGIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедева O. B., Ильина З. Д.

На историко-архивном материале рассмотрены изменения государственной политики в отношении религии и региональная практика по возрождению православной культуры в Центральной России в 1985 1990 гг. Проанализированы противоречия, проявившиеся на местах в условиях отказа в СССР от атеистической позиции и возрождения интереса к историческим истокамрегиональной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradoxes of "perestroika": state policy and regional practice regarding religion

Changes of state policy regarding religion and regional practice in reviving of orthodox culture in regions of Central Russia in 1985 1990 are analyzed on the basis of historic-archival material. Contradictions, shown under conditions of atheism refusal in the USSR and revival of interest for historical sources of regional culture, are analyzed.

Текст научной работы на тему «Парадоксы «Перестройки»: государственная политика и региональная практика в отношении религии»

27. Платонов Г.М. Православная и общественно-политическая жизнь провинциальной России. 1900-1914 гг. На материалах Саратовской губернии. Саратов, 2005.

28. Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX - конец 1917 г.). М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2007. 532 с.

29. Семашко А.Г. Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи XIX века: историко-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: М., 2007.

E.I. Kochetkova

Church-state relations (1861 - 1904): To the historiography of the problem.

The article represents the historiographic analysis of native researches during the second half of XX - the beginning of XXI centuries on the topic "Confessional policy of the state and the church and church-state relations from 1861 till 1904". The studies are divided in two periods: soviet and modern (from the end of 80-s till present time).

Получено 20.02.2011 г.

УДК 930:2

O.B. Лебедева, канд. ист. наук, доцент, (4712) 39-40-00, lebedeva [email protected] (Россия, Курск, Курская ГСХА),

З.Д. Ильина, д-р ист. наук, проф., зав. каф., (4712) 58-09-66, [email protected] (Россия, Курск, Курская ГСХА)

ПАРАДОКСЫ «ПЕРЕСТРОЙКИ»: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ

На историко-архивном материале рассмотрены изменения государственной политики в отношении религии и региональная практика по возрождению православной культуры в Центральной России в 1985 - 1990 гг. Проанализированы противоречия, проявившиеся на местах в условиях отказа в СССР от атеистической позиции и возрождения интереса к историческим истокамрегиональной культуре.

Ключевые слова: «перестройка», государственная политика, атеистическая пропаганда, 1000-летие Крещения Руси, Тульская, Белгородская, Курская, Липецкая области.

Эпоха «перестройки», распад Советского Союза и создание нового государства - России - время, сложнейшее для исторического анализа. Отказ от советских идеологических штампов, либеральные преобразования 1990-х гг., освобождение социальной сферы от политического давления -трудно провести беспристрастный анализ этих сравнительно недавних событий, так сильно изменивших облик России. В СССР началось

возрождение религиозной культуры. С точки зрения современного русского языка слова «советский» и «православный» не являются антонимами, однако с позиций исторической науки на определенном этапе - эпохе существования СССР - эти понятия были четко противопоставлены друг другу: в советской культуре не было место культуре православной. Обращение жителей Центральной России к Православию, традиционной религии своих предков, интерес к истории своих пращуров как раз и явилось тем новым, что принципиально отличает культурную жизнь российского общества XXI в. от культурного контекста советского периода.

Начавшееся в эпоху «перестройки» изменение государственной политики в отношении религии, рост в обществе авторитета Русской православной церкви, возможность ее участия в благотворительной, культурной, образовательной, воспитательной сферах позволили населению открыто говорить о своих потребностях в возрождении и освоении православной культуры. Празднование 1000-летия Крещения Руси на государственном уровне стало для всего мира подтверждением изменений позиции руководства страны в отношении религии, явилось свидетельством соблюдения в СССР свободы совести, что в эпоху гласности и нового политического мышления имело большое значение для поддержания имиджа М.С. Горбачева в своей стране и на международной арене.

В это время в провинции растерянность партийных идеологических работников выразилась в полном смешении взглядов: с одной стороны, правительство не возражало против празднования в стране 1000-летия Крещения Руси, и в этой связи появилось много публикаций, заставлявших задуматься об историческом прошлом страны и роли религии, а с другой -постановления ЦК КПСС об усилении атеистической пропаганды 1985 г. продолжали требовать отчетности. Ситуация в связи с этим складывалась весьма противоречивая. Так, Воронежский Дом политпросвещения и областная библиотека рекомендовали прямо противоположные по взглядам статьи и книги под рубрикой «Атеизм» - как с прежних атеистических позиций (об использовании империализмом религии в антигуманных целях, об обычаях и обрядах, их социальных функциях, о религиозных сектах США и Западной Европы и их стремлении привлечь в свои ряды молодежь, о разоблачении приемов буржуазно-клерикальной пропаганды и др.), так и с новых государственных, представляя материал об историческом опыте российского Православия, появившийся к 1000-летию Крещения Руси (выступления в СМИ ученых, представителей интеллигенции, интервью с высокопоставленными служителями Русской православной церкви в СССР и др.).

Кардинальные изменения в отношениях между государством и Церковью, возникшие во второй половине 1980-х гг. на высшем уровне, на

местах зачастую не приносили ожидаемых результатов. Свидетельством продолжавшегося в регионах если не негативного, то настороженного отношения к религии, к возрождению церковно-приходской жизни являются отчеты Уполномоченных по делам религий в Совет по делам религий при Совете Министров СССР с информацией о прохождении в городах и селах Центральной России религиозных праздников, о количестве посещающих храмы, составе верующих и др. Главный мотив отчетов 1988 г. - показать соблюдение в Советском Союзе

законодательства о культах, однако тенденция советских лет -формирование атеистического мировоззрения граждан, тем более молодежи, - сохранялась. Так, Уполномоченный Совета по делам религий Тульской области М.Н. Новиков в начале января 1988 г. информировал вышестоящие инстанции о том, что предупредил рай(гор)исполкомы об усилении контроля за соблюдением законодательства о культах, обеспечении общественного порядка в дни прохождения религиозных праздников Рождества и Крещения. В частности, 19 января 1988 г. работники исполкомов Тульской области, члены общественных комиссий «присутствовали на богослужебных собраниях, прослушали проповеди священников», во всех религиозных объединениях, действующих на территории области, праздник прошел «без нарушения законодательства о культах». Увеличение числа верующих на праздничном богослужении, в том числе и «лиц среднего возраста», М.Н. Новиков объяснял «отпуском "святой воды"» [1, л. 225-226].

Уполномоченный по Липецкой области И.В. Люков в информации от 15 апреля 1988 г. о прохождении в регионе праздника Пасхи отмечал, что «изучение числа и состава верующих, освящавших куличи, стоявших в очереди к т.н. плащанице, присутствующих на ночном богослужении, было несколько меньше уровня предыдущего года» [2, л. 1]. Он сообщал, что на богослужении присутствовало очень малое количество мужчин, а участие молодежи в Крестном ходе объяснял в духе советской идеологии: молодежь приходила в церковь «ради любопытства, часть ее попадала в церкви, но вскоре уходила домой». И на фоне подготовки к празднованию на государственном уровне юбилея христианства - вывод Уполномоченного о том, что «праздник пасха - первый в ряду праздников, которая Русская Православная Церковь отметит в свое 1000-летие, не показал какой-либо всплеск повышенной религиозности» [3, л. 1].

Упрощенная трактовка увеличения интереса населения к Православию, представленная в отчетах «с мест», не отражала происходившие в сознании людей перемены. Совсем по-другому эти изменения представлены в письмах граждан. Так, гр. М.В. Антясова направила 1 июля 1989 г. в ЦККПСС письмо с просьбой вернуть Церкви икону Владимирской Божией Матери. Называя себя «бывшей атеисткой», которая, «считая себя носителем передового мировоззрения, веселилась в

храмах, превращенных в клубы, равнодушно проходила мимо разрушенных церквей...», она пишет: «Мне теперь горько и стыдно вспоминать об этом моем невежестве. И так начинают думать все больше и больше людей» и обращается в ЦК КПСС с просьбой «православному народу вернуть его святыню» [4, л. 28-29].

Несмотря на заявление М.С. Горбачева о возможной деятельности Церкви в соответствии с конституционными принципами [5], на фоне начавшегося в стране «церковного ренессанса» строительство храмов и открытие новых приходов на местах происходило «медленнее, чем в свое время закрытие храмов», возникала «проблема регистрации православных общин, особенно в тех местах, где нет храмов», в ряде районов отмечались «неоправданные сложности в решении насущных вопросов церковной жизни», не решались вопросы «получения разрешений на реставрацию храмов...» [6, с. 13, 19]. Это при том, что в 1988 г. на территории Российской Федерации находилось почти 4000 пустующих и более 2500 аварийных культовых зданий [7, л. 121а].

Конфликтная ситуация в связи с невозвращением храмов Церкви складывалась во многих областях Центральной России. Так, в сентябре 1988 г. Ивановский горисполком, облисполком отказали группе верующих в регистрации религиозного объединения Русской православной церкви и передаче в их пользование Введенского храма, в котором располагался архив облисполкома. В полумиллионном городе с 1944 г. действовало лишь одно общество Русской православной церкви, пользовавшееся Преображенским собором; здание не могло удовлетворить потребности верующих (большое количество верующих в Ивановской области подтверждалось и тем, что «ежегодные денежные поступления Преображенского собора составляли около миллиона рублей») [8, л. 121]. Однако местные власти Ивановской области не поддержали просьбу верующих о передаче им Введенского храма, не предложили альтернативного решения.

Аналогично действовали местные власти и в других областях Центральной России. Так, жители пос. Ровеньки Ровеньского района Белгородской области неоднократно обращались в местные органы власти с просьбой передать им вторую часть расположенной в поселке Троицкой церкви, однако положительного ответа не получали. Под каждым письмом - около 500 подписей. В течение всего послевоенного времени одна часть храма была в ведении Русской православной церкви, во второй размещался районный отдел народного образования. За все время «"совместного существования" налог со строений и страховку» платил церковный совет. В 1987 г. на половине храма, которую занимало районо, «сняли крест и водрузили пику». Рядом с той частью храма, где шли богослужения, местные власти организовали танцевальную площадку. Жители писали: «Для нас, верующих, это является оскорблением наших чувств. Наши

предки создавали эту красоту не для того, чтобы относились надругательски над святыней...» [9, л. 53-54].

Изменение государственной политики в религиозном вопросе и отсутствие положительной - ожидаемой верующими - реакции властей на местах вызвали шквал людских писем в Москву, в которых выражалась надежда быть услышанными, уверенность, что правительство поддержит, а препятствия, чинимые на местах, будут устранены. Так, жители Белгородской области писали в столицу: «Приближается юбилей

Тысячелетия Крещения Руси. Поэтому убедительно просим Вас к тому времени сделать все возможное, чтобы могли пользоваться всем храмом. Верим и надеемся на Ваше справедливое решение» [10, л. 54]. Жители с. Красное Алексеевского района Белгородской области просили помочь вернуть им здание бывшего храма, в котором в советские годы располагался сельский клуб, надеясь на положительное решение высших властей (они писали: «.наше правительство поощряет ныне верующих») и взывали о помощи: «Христа ради, просим вас, помогите старикам, а то молиться нам, немощным, негде» [11, л. 13]. Жители с. Бобровка Беловского района Курской области направили в 1988 г. письмо Председателю Президиума Верховного Совета СССР A.A. Громыко, подписанное 150-ю селянами, с просьбой открыть церковь, которая расположена в центральной усадьбе с. Бобровка. Больше года они пытались решить этот вопрос с местными властями: «В мае 1987 г. мы обратились в Беловский райисполком к тов. Трусову Борису Петровичу. Где до сего времени мы побывали на приеме 35 раз. На всех этих приемах Борис Петрович крутил, мужил, надсмеиваясь над нами, и придумывал разные незаконные отговорки, постоянно угрожая нам. 15 мая 1987 года мы обратились в г. Курск к тов. Юрковетскому, который принимал нас вместе с тов. Корневым, накричали, нагрубили на нас и сказали, что приближаются выборы, нам с вами некогда разбираться. И так с того времени и по сегодняшний день мы побывали у них 25 раз». В письме селяне жалуются, что в домах жителей, которые ездили по поводу открытия церкви в Москву, представители партийной организаций Курской области и Беловского района «устроили подворный обход в 20 час. вечера. они пытались накричать, запугать, чтобы люди отказались от открытия церкви», а пенсионерам угрожали «лишением пенсии» [12, л. 63-66].

В конце письма - уверенность жителей в том, что они будут услышаны высшей властью: «А ведь же дорогие товарищи идет сейчас перестройка. Везде гласность и демократия. Во всем решает рабочий народ. Который за год сколько раз собирался и просил открыть храм».

Применяемые местными властями административные, силовые методы при решении религиозных вопросов озлобляли людей, возбуждали негативные чувства. 1600 верующих г. Тулы в 1988 г. обратились к

Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову по вопросу регистрации общины граждан Православного вероисповедания и открытия дополнительного храма в центре г. Тулы со словами: «Есть что-то унизительное в положении верующих граждан в своей собственной стране, и официальные органы, особенно на местах, стараются это положение подчеркнуть действием. Какая-то ложь отношений, немыслимая в деловом сотрудничестве. Особенно неприятна эта ложь, когда вам не возражают, вежливо слушают, даже улыбаются и ничего не предпринимают. Верующие граждане, оставаясь гражданами, в прямом смысле этого слова, несмотря на то, что пережили гонения 30-х годов, а в последующие годы недоброжелательность органов власти, клевету, запугивание и дискриминацию, не озлобились, не выпячивают обиды, а принимают к сердцу своих утеснителей как немощных верою братьев, искренне сотрудничают с ними, вкладывая без утайки, все силы в общее дело» [13, л. 69].

Позиция местных властей в религиозном вопросе не была неизвестной ни для высшей власти, ни для широкой общественности. Так, в Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР в 1989 г. было направлено открытое обращение «Все храмы - Церкви», которое подписали тысячи советских людей, в т.ч. депутаты С. Аверинцев,

A. Адамович, писатель Б. Можаев, актер В. Золотухин, скульптор

B. Клыков. В письме говорилось, что «сейчас в эпоху гласности и демократии местные власти не спешат возвращать Храмы верующим, несмотря на их многочисленные просьбы и затяжные «хождения по мукам». Храмы по-прежнему используются как производственные помещения, склады, рестораны, бани» [14, л. 22-23]. В качестве примера называли Казанский собор в Ленинграде и Преображенский в Днепропетровске, которые стали музеями атеизма, Церковь Флора и Лавра в Туле, превращенную в общественный туалет.

Ситуации, когда открытие храмов в селах вызывало сопротивление местных властей, не были редкостью, хотя на государственном уровне говорилось о необходимости прекращения такого подхода на местах. Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР K.M. Харчев в декабре 1988 г., после проведения на государственном уровне юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, отмечал: «Ведь это же в самом деле абсурд: религиозное общество получило законное право на жизнь, в городе (поселке) есть церковь, а местное руководство вынуждает верующих или арендовать помещение, или строить новый молитвенный дом. Зачем? Совет по делам религий будет добиваться отмены подобных решений местных органов власти» [15].

Такая позиция местных властей приводила к утрате инициативы в работе с верующими гражданами, провоцировала напряжение

общественной ситуации. В связи с тем что религиозные вопросы не решались в регионах, верующие после неоднократных обращений в местные органы власти писали в ЦК КПСС, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Однако «сверху» письма верующих направлялись опять в областные, городские и районные органы власти, Уполномоченным по делам религий по областям с припиской «О результатах рассмотрения просим дать ответ заявителям». Высшая власть в целом предпочитала не вмешиваться, на просьбы с мест назначить в храм того или иного священника давался следующий ответ: «Вопросы о назначении или перемещении священнослужителей рассматриваются правящим архиереем», на жалобы о высоких поборах сообщали: «Вопросы учета церковных материально-денежных средств входят в компетенцию самого религиозного общества». Верующие писали многократные повторные обращения в Москву. Так, в письме K.M. Харчеву говорилось: «Мы Вам писали жалобу. Большое сердечное спасибо, что Вы обратили внимание на нашу жалобу и переслали в Белгородскую область уполномоченному Совета по религии. Но они никакого внимания на это не обращают. Как занимался бюрократизмом, так и занимается» [16, л. 16], а Комитет народного контроля СССР в ответ на жалобу верующих «о финансово-хозяйственных беспорядках в кафедральном соборе г. Белгорода» направил письмо Уполномоченному по Белгородской области со следующей формулировкой: «Просим рассмотреть и о результатах сообщить заявителю» [17, л. 19-20].

Таким образом, противоречия эпохи «перестройки» особенно остро проявились в СССР при решении религиозного вопроса, что выразилось в различиях между проводимой государственной политикой в отношении Церкви и действиями местных властей провинциальных областей Центральной России. Начавшиеся Советском Союзе во второй половине 1980-х гг. изменения государственной политики в отношении религии сопровождались ростом религиозности населения, усилением авторитета Русской православной церкви, однако на местах партийноправительственный аппарат продолжал противостоять возрождению религии и росту религиозности населения. Имевшее место в отчетах из областей замалчивание фактов возрастания интереса населения к Православию, возрождения религиозной жизни уже не было востребовано высшей властью, но новые реалии «перестройки» еще не осознавалось многими представителями власти в провинции. Несмотря на тенденции к положительному решению религиозных вопросов на государственном уровне, на местах проблемы церковной жизни еще рассматривались в духе советской идеологии, особенно болезненными оставались регистрация новых общин и передача храмов церкви. Жители провинциальных областей Центральной России были уверены в поддержке в Москве их

инициативы по передаче храмов Церкви и в проблемах в религиозных вопросах винили местную власть.

Список литературы

1. Документы о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Т. 2 // Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3666. 274 л.

2. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Липецкой и Магаданской областям // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3734. 148 л.

3. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Липецкой и Магаданской областям // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3734. 148 л.

4. Письма с ЦК КПСС, переписка с центральными и местными органами власти». Т. 1 // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3888. 58 л.

5. Известия. 1989. 20 сентября.

6. Празднование Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 9. С. 3-42

7. Информации, представления и проекты, направленные в ЦК КПСС, СМ СССР и РСФСР, Президиума Верховного Совета СССР // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3887. 324 л.

8. Информации, представления и проекты, направленные в ЦК КПСС, СМ СССР и РСФСР, Президиума Верховного Совета СССР // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3887. 324 л.

9. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным

Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по

Белгородской области // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3717. 54 л.

10. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным

Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по

Белгородской области // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3717. 54 л.

11. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным

Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по

Белгородской области // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3717. 54 л.

12. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Курской и Курганской областям // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3732. 100 л.

13. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Тульской области // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3749. 109 л.

14. Письма с ЦК КПСС , переписка с центральными и местными органами власти. Т. 2 // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3889. 150 л.

15. Огонек. № 50. Декабрь. 1988.

16. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Белгородской области // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3717. 54 л.

17. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Белгородской области // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3717. 54 л.

O. V. Lebedeva,

Z. D. Ilyina

Paradoxes of “perestroika”: state policy and regional practice regarding religion. Changes of state policy regarding religion and regional practice in reviving of orthodox culture in regions of Central Russia in 1985 - 1990 are analyzed on the basis of historic-archival material. Contradictions, shown under conditions of atheism refusal in the USSR and revival of interest for historical sources of regional culture, are analyzed.

Key words: “perestroika”, state policy, atheistic propaganda, 1000-years christening of Russia, Tula, Belgorod, Kursk, Lipetsk regions.

Получено 20.02.2011 г.

УДК 821.161;182-992.

M.B. Майоров, литературовед, документалист, издатель, 8 (953) 957 04 20; (8-4872) 39 34 11, [email protected] (Россия,Тула).

НЕРАСКРЫТЫЙ ПСЕВДОНИМ,

ИЛИ КТО НАПИСАЛ «ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ СТРАННИЦЫ»?

Тема публикации — раскрытие литературного псевдонима середины XIX века. На основе биографических фактов выдвигается версия об авторстве анонимных «Путевых записок странницы» (1860). Попутно восполняется пробел в церковностатистическом издании «Приходы и церкви Тульской епархии» (1895).

Ключевые слова: путевые очерки, текст, церковь, странник, дорога, крест.

Расшифровка литературных псевдонимов прошлых веков - для современности явление достаточно редкое. Публикаций на эту тему встречается мало, к тому же они, как правило, размещаются в профильных журналах («Библиотекарь», «Библиограф», «Библиотечное дело»,

«Книжное обозрение»), из которых сегодня уже и не ясно, какие из них существуют.

Поэтому материал, помещаемый ниже, мы без всяких сомнений решили опубликовать в журнале, совмещающем, на наш взгляд, несколько

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.