Научная статья на тему 'Парадоксы маскулинной социализации: от патриархата к гендерно-ролевому конфликту'

Парадоксы маскулинной социализации: от патриархата к гендерно-ролевому конфликту Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
618
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПАТРИАРХАТ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / МАСКУЛИННОЕ И ФЕМИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ МОДЕЛИ СЕМЬИ / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / SOCIALIZATION / PATRIARCHY / GENDER / GENDER ROLES / GENDER STEREOTYPES / MASCULINE AND FEMININE INTERACTION / FAMILY MODEL TRANSFORMATION / GENDER CULTURE OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кононова Т.М., Акулич Е.М., Ситёва С.С.

В статье рассматриваются причины и проблемы маскулинной социализации, трансформации гендерных ролей в социуме, проводится анализ этих процессов во взаимодействии мужчин и женщин, констатировано изменение гендерной культуры общества. Подчеркивается необходимость гендерного анализа институтов семьи, образования, сферы занятости, политики и выявления изменений в системе гендерного порядка в нашей стране, что детерминировано новыми тенденциями в системе жизненных стратегий и ценностных ориентаций женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадоксы маскулинной социализации: от патриархата к гендерно-ролевому конфликту»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.004 YAK 316.614 ББК 60.542.2

T.M. КОНОНОВА, E.M. АКУАИЧ, C.C. СИТЕВА

T.M. KONONOVA, E.M. AKULICH, S.S. SITYOVA

ПАРАДОКСЫ МАСКУАИННОЙ СОЦИААИЗАЦИИ: ОТ ПАТРИАРХАТА К ГЕНДЕРНО-РОАЕВОМУ КОНФАИКТУ

THE PARADOXES OF MASCULINE SOCIALIZATION: FROM PATRIARCHY TO GENDER-ROLE CONFLICT

В статье рассматриваются причины и проблемы маскулинной социализации, трансформации гендерных ролей в социуме, проводится анализ этих процессов во взаимодействии мужчин и женщин, констатировано изменение гендерной культуры общества. Подчеркивается необходимость гендерного анализа институтов семьи, образования, сферы занятости, политики и выявления изменений в системе гендерного порядка в нашей стране, что детерминировано новыми тенденциями в системе жизненных стратегий и ценностных ориентаций женщин.

In the article the causes and problems of masculine socialization, the transformation of gender roles in society are discussed, these processes in the interaction of men and women are analyzed; also the change in the gender culture of society is regarded. The need for gender analysis of family, education, employment, politics institutions, and the identification of changes in the gender order in our country is emphasized. The need is determined by new trends in the system of life strategies and value orientations of women.

Ключевые слова: социализация, патриархат, гендер, гендерные роли, гендерные стереотипы, маскулинное и феминное взаимодействие, трансформация модели семьи, гендерная культура общества.

Key words: socialization, patriarchy, gender, gender roles, gender stereotypes, masculine and feminine interaction, family model transformation, gender culture of society.

Введение. До начала процессов индустриализации гендерные роли и стереотипы в социуме и культуре были достаточно четко регламентированы. В ходе исторического развития радикальному изменению подверглось и содержание гендерных ролей. На формирование и трансформацию гендерных ролей в современности воздействуют социальные и культурные контексты и процессы; а конкретнее, соответствующие им представления о сущности анализируемого понятия. В ходе развития общества в связи с неустойчивостью в регламентации социальных ролей происходит трансформация последних. Отчетливо наблюдается гендерная асимметрия в ролевых функциях полов.

Цель статьи. Определяющими задачами данной статьи являются: выявление факторов маскулинной социализации, причины трансформации ген-дерных ролей в социуме, анализ этих процессов в интеракциях мужчин и женщин и в социальных практиках.

Тот факт, что гендер не столько определяется половыми различиями, а конструируется социумом, нашел отражение в содержании целого направления как западных, так и отечественных исследований. В соответствии с вышеизложенным многочисленные трактовки термина «гендерная идентичность» сводятся к тому, что она определяется как результат сложного взаимодействия природных задатков личности и процессов ее социализации.

Как отмечает Е. Здравомыслова [7, а 213], трансформации гендера осуществляются наиболее ярко в следующих сферах: 1) семья (стереотипы поведения); 2) социальные отношения (наиболее ярко такие трансформации выражены в профессии); 3) индивидуальные стереотипы поведения. Исследователь справедливо считает, что существует важность гендерного анализа институтов семьи, образования, сферы занятости, политики и выявления из-

менений в системе гендерного порядка в нашей стране, что обусловлено абсолютно новыми тенденциями в системе жизненных стратегий и ценностных ориентаций женщин.

Проблемы гендерной социализации, учитывая результаты ряда серьезных исследований (Д. Громова, И.С. Клецина, И.Н. Тартаковская, Л.В. Попова, Д.Ю. Правник, Н.К. Радина, Л.Э. Семенова, Л.В. Штылёва, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), остаются по-прежнему недостаточно изученными.

Согласно Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой, гендерную социализацию возможно детерминировать как усвоение, воспроизведение и творческое преобразование личностью гендерной культуры общества [3, с. 67]. При этом выделяют индивидуальный уровень, в котором гендерная социализация - важнейший процесс для формирования гендерной идентичности и групповой, при этом гендерная социализация есть компонент гендерной культуры общества, выраженной в материальных и нематериальных «носителях» (одежде, украшениях, стереотипах, нормах поведения, присущих той или иной гендерной группе) [14, с. 33]. Отмечаем, что в ходе трансформаций гендерных ролей мужчины и женщины стараются адаптироваться в сложнейших катаклизмах социума.

Далее проведем обзор семейных отношений и возникающих внутрисемейных договоренностей по вопросам главенства в семье и обязанностей по дому. В российском социуме и культуре общеизвестен и распространен стереотип роли мужа и отца - кормильца, что идентифицируется с важной ген-дерной границей и определяет имидж «настоящего мужчины». При этом, гендерные границы в современном обществе явно гибки и размыты, поскольку функция кормильца определяет самоидентификацию мужчины - мужа и семьянина, в основе интеракции муж-жена - согласованность важных семейных стратегий.

Можно вести речь о появлении различных моделей интеракции членов семьи, что соответствует понятиям эгалитарной семьи, а также семьи, где есть договор мужа и жены, определяющий нормы, права и обязанности. Осуществление процесса гендерной социализации происходит в следующих сферах (семья, детский сад, школа, внешкольные группы, СМИ). «Агенты социализации», важные «проводники культуры», «значимые», в соответствии с исследованиями Л.С. Выготского и Г. Салливана на различных этапах жизненного пути становятся друзья, родители, группы сверстников, педагоги, (агенты микроуровня), а также язык и СМИ (агенты макроуровня) [14, с. 41].

Воздействие со стороны агентов социализации макро и микроуровня определяет стереотипы и требования гендерной культуры социума. В современных гендерных исследованиях дифференцируют традиционный (патриар-хатный) и нетрадиционный (альтернативный / эгалитарный) типы гендерной культуры [9, с. 78; 13]. Согласно Х. Хартман, патриархат - это система социальных отношений, в которой, как социальная группа, мужчины владеют материальными ресурсами и утверждают иерархию взаимозависимости и солидарности мужчин с целью доминирования над женщинами как гендерной группой [14, с. 60]. Родители и воспитатели, учителя транслируют, как правило, один из вариантов гендерной культуры.

Для традиционной патриархатной системы социализации характерно: установление женских социальных статусов и ролей в подчинении мужским статусам и ролям; осуществление строго контроля за выполнением социальных норм; пренебрежительное отношение или полное игнорирование индивидуальности; упрочение гендерных стереотипов; воспитание гендерно схематизированных детей [9, с. 86; 13].

Альтернативный же вариант гендерной социализации предполагает: учет индивидуальных способностей, обусловленный равенством между мужчинами и женщинами; отказ от разделения воспитания по половому признаку; реализация идей гендерного равенства в разных сферах жизнедеятельности; поощрение индивидуальных интересов и предпочтений личности; воспитание гендерно несхематизированных детей [2, с. 125].

Рассмотрим влияние агентов микроуровня в процессе гендерной социализации мальчиков. Семья - наиважнейший социальный институт, где родительское воздействие - определяющий фактор социализации. Этому аспекту посвящены многочисленные исследования Ю.Е. Алешиной, С. Бем, А.С. Волович, Т.В. Виноградовой, В.Е. Каган, И.С. Кона, И.С. Клециной, Н.К. Радиной, В.В. Семенова, Л.Э. Семеновой, Е.Ю. Тершенковой и др. Процесс социализации мальчиков с гендерных позиций, согласно ряду исследований (Ю.Е. Алешиной, А.С. Волович, Т.В. Виноградовой, В.В. Семенова и др.) более жесткий, нежели у девочек. Речь идет о том, что идентификация с матерью [1, с. 74-75; 9] в дальнейшем у мальчиков изменится с женской идентификации на мужскую, в связи с существованием культурных стандартов маскулинности и образцов поведения мужчин в социуме.

Согласно классическому психоанализу, роль отца в социализации мальчика представляется через «Эдипов комплекс» [2, с. 144]. Один из представителей современного психоанализа, Нэнси Чодороу, обращает внимание, что мать воспринимает сына как свою противоположность, а значит, мальчик, идентифицируя себя с мужчиной, отделяет себя от матери. Отсюда следует, что в процессе взросления мальчики будут строить свои отношения с окружающими людьми, определяя мужественность как автономию и воспринимая близкие отношения с другими как угрозу гендерной идентичности мужчины [15, с. 401].

Согласно выводам И.С. Клециной, главная проблема гендерной социализации мужчин заключается в популяризации мифа о социальной значимости мужчин в обществе, что вызывает давление со стороны взрослых, связанное с повышенными ожиданиями от мальчиков [9, с. 88]. Парадоксально то, что родители допускают несоответствие гендерных нормативов социума и проявлений поведения своего ребенка, так как сами родители более ценят индивидуальность ребенка, нежели это ценит социум, активно принуждающий стандартизировать процессы гендерной социализации. Яркими примерами факторов гендерной социализации в школе становятся стереотипы поведения мужчин-преподавателей, а также то, что предлагает контент учебников. Учителя формируют «мужское» поведение мальчиков, коррелируя представления о маскулинности в социуме. В соответствии с результатами исследований, именно в школе педагоги уделяют мальчикам больше внимания. Так, Т.В. Виноградова и В.В. Семенов отмечают, что мальчикам уделяется на 20% больше времени со стороны педагогов, чем девочкам, от них ждут лучших результатов и в целом более высоко оценивают их [5, с. 65]. Помимо этого учителя способствуют активности мальчиков, формируя высокий уровень притязаний, достижений и настрой на борьбу [11, с. 30]. К сожалению, последствия «школьного давления» на мальчиков практически не описываются в социально-психологических исследованиях. Высокая самооценка и завышенные ожидания, которые не реализуются в жизни, могут стать основой невротического, а не продуктивного поведения у будущих мужчин, причиной «гендерно-ролевого конфликта» (О'Нил) [11, с. 34].

Общепринято и очевидно, что в юношеском возрасте наиболее авторитетными агентами социализации, и гендерной в том числе, становятся группы сверстников и друзья. В соответствии с теорией Э. Эриксона, это стадия психосоциального развития, предполагающая интеграцию в сознание социальных ролей, приемлемых для будущей жизни. В итоговых результатах изучения подросткового и юношеского возраста установлено снижение возрастания авторитета сверстников [8, с. 57; 10, с. 158; 13]. Таким образом, важнейший индикатор формирующейся гендерной идентичности в этом возрастном промежутке - отношения с представителями одних возрастных групп, когда идет идентификация мальчика с ребятами того же пола [13, с. 53]. Следовательно, именно ровесники, одновозрастные ребята, подростки становятся своего рода «общественным регулятором», способствующим воздействию на поведение мальчика, продуцируя гендерно соответствующее

поведение, не допуская при этом гендерно-несвойственные паттерны поведения, выстраивая образцы и типы «мужского» поведения. Кроме того, маскулинные образцы поведения могут формировать как гласное, так и скрытое соревнование [10, с. 167].

Общеизвестны и формы негативного поведения: агрессивность, алкоголизация и наркомания, неоправданный риск и девиации в попытках лидерства и репрезентации маскулинности. Речь, таким образом, идет о принятии и воспроизведении «традиционной мужской культуры».

Агенты макроуровня (учебники, художественная литература, СМИ и т.д.) также определяют воспроизводство гендерной культуры в социуме. Содержание школьных учебников подтверждает установку о дифференцированном подходе к мальчикам и девочкам. В учебниках главный персонаж -мужчина, активно проявляющий себя в социуме, женщина же - чаще хозяйка и мать, что подтверждает тезис о большей социальной значимости мужчин и пассивности женщины, любые отклонения от стереотипа могут вызвать непонимание и негатив в социуме. В других исследованиях также можно встретить подтверждения тому, что учебники для старшеклассников транслируют патриархатные стереотипы. Т.В. Виноградова и В.В. Семенов отмечают, что даже те женщины-ученые, которые получили мировую известность и признание, в учебниках практически не представлены [5, с. 66].

Трудно переоценить роль СМИ в качестве агента социализации, и в особенности гендерной, так как в данном контенте представлены стереотипы образов мужчин и женщин. А. Бандура, один из авторов теории социального научения, отмечал соперничество телевидения с родителями, учителями, где есть контент паттернов для подражания [4, с. 130].

Материалы и методы. Материалами для исследования процессов формирования и демонстрации гендерных стереотипов послужили видеоролики телерекламы, представленной в контенте Первого канала в октябре 2018 г. С помощью метода наблюдения в течение двух выходных дней были изучены сюжеты рекламных роликов с целью изучения гендерных ролей героев. А также контент-анализ фильмов на предмет реализации определенного типа героя, не отражающего традиционный, патриархальный, образ мужчины.

Результаты и обсуждение результатов. Исследования продуктов СМИ (художественных фильмов, мультфильмов, журналов и др.) [6, с. 265; 7] и влияния рекламной продукции [9, с. 70; 16] проводились психологами и социологами. Нами были изучены гендерные характеристики героев рекламных видеороликов (табл.).

Таблица

Формирование тендерных стереотипов телерекламы

Продукт Мужчины Женщины

1 2 3

Автореклама

Машина Ford Cuga Семьянин -

Машина Nissan Qashqai Сексуальный, успешный мужчина -

Реклама косметических средств

Шампунь для волос TREsemme - Красивая, успешная женщина

Дезодорант NIVEA - Успешная, уверенная в себе девушка, ведет активный образ жизни

Реклама шампуня H&S Самодостаточный мужчина/ футболист -

Реклама геля для душа Palmolive - Девушка, поющая в душе

Окончание табл.

1 2 3

Реклама духов Chanel - Уверенная, красивая девушка, которая очаровывает мужчин

Реклама духов Kenzo - Уверенная девушка, которая танцует как хочется ей

Духи Paco Rabanne Pure XS Сексуальный мужчина, который очаровывает всех женщин вокруг -

Реклама банковских услуг

Банк ВТБ Успешный мужчина, ориентированный на карьерный рост/охотник -

Банк Открытие Уверенный в себе мужчина, открывающий свой бизнес с нуля -

Реклама лекарственных средств

Лекарство Омникус - Хорошая, заботливая мама

Лекарство Терафлю Экстра Мужчина, который любит футбол Заботливая мама

Реклама продуктов питания

Печенье Balvita - Хорошая домохозяйка, успешная бизнес-леди, ухоженная красивая женщина

Кофе «Жокей» Мужчины, работающие на ледоколе

Сок «Добрый» - Заботливая мама, создающая уют в доме

Реклама Нутелла - Домохозяйка, готовящая завтрак

Реклама ресторанов

Бургер Кинг Суровый русский мужчина -

Макдональдс Компания футбольных болельщиков -

Интернет-магазины и Интернет-коммуникации

Интернет-магазин Joom - Шопоголик

Google Любящий, заботливый отец -

Прочее

Орион (магазин для интерьера) - Беременная женщина, создающая уют

Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что контент массового рынка рекламы есть проекция преобладающей тенденции патриархата в культуре. Реклама передает знакомый, укоренившийся образец «правильных» семейных отношений в традициях патриархата: главенство и превосходство у мужчин, женщины и дети - тихие, нежные, подчинены мужчине - мужу и отцу. «Настоящие мужчины» в СМИ - творцы, профессионалы, «настоящие женщины» в большей степени зависят от мужчин, проявляют нежность и заботу, думы и помыслы их - о семье [16, с. 392].

Однако следует принимать во внимание, что в последнее время существует и иная тенденция - происходят изменения в содержании «месседжей» некоторых СМИ. Контент передач телеканалов, модные журналы для молодежи преподносят репрезентацию обновленных «гламурных» образов маскулинности, абсолютно не совпадающих с канонами патриархата. Так,

авторами проанализирован контент голливудских фильмов, в которых протагонист - ярко выраженный метросексуал: 1. «План игры» (The Game Plan) -фильм 2007 г., режиссер Энди Фикмен. Джо Кингман - главный герой в исполнении Дуэйна Джонсона. 2. Серия фильмов о Бэтмэне - любой из фильмов. Герой, миллионер Брюс Уэйн, - яркий пример метросексуала. 3. «Железный человек» - фильма 2008 г., Роберт Дауни-мл. в роли Тони Старка. 4. «Великолепный» - фильм 1999 г., режиссёр В. Кок, в главных ролях -Дж. Чан и Шу Дзы. 5. «Линкольн для адвоката» - фильм 2011 г., режиссёр Бред Фурман. Герой - успешный адвокат Микки Холлер (М. Макдона-хи). 6.«Танго и Кэш» - комедийный боевик 1989 г. Андрея Кончаловско-го. Рэймонд (Рэй) Танго (Сильвестр Сталлоне) - обеспеченный полицейский-интеллектуал. 7. «Американский психопат» - криминальная драма 2000 г. Герой, Патрик Бэйтман (Кристиан Бейл), делает всё, чтобы быть первым: ухаживает за своей кожей, лицом и телом. По ночам же страсть к перфек-ционизму трансформируется в тягу к насилию. 8. «Космополис» (режиссер Д. Кроненберг, 2003 г.). Герой (в исполнении Роберта Паттинсона) богат, красив, ухожен, при этом сюжет фильма выявляет фатальную пустоту, отсутствие цели в жизни.

Таким образом, под воздействием СМИ, например, статей в «глянцевых» журналах для мужчин и продуктов кинематографа происходит смешение усвоенных стереотипов и ролей гендера с контентом новых форм маркетинга. Абсолютно иные мужские - метросексуальные - образы начинают закрепляться в сознании в качестве идеала для современного мужчины. Как результат, вариант конструирования современной, альтернативной мужской идентичности - идентичность мужчины-метросексуала. Еще одна тенденция - явный рост числа семей, где в результате общественных трансформаций современный мужчина-отец становится эгалитарным, например, может уйти в декрет по уходу за ребенком.

Выводы. Таким образом, можно предположить, что трансформация норм социализации мужчин, находящая отражение в воздействии агентов микро- и макроуровней, способствует преодолению «гендерно-ролевого конфликта», более продолжительной жизни мужчин (в настоящее время в России по статистике мужчина не доживает до пенсионного возраста) [14, с. 23].

Необходимо принимать во внимание и коллизии трансформации социального института семьи, обусловленные модернизацией (переход к нуклеар-ной, «супружеской» семье). В новом периоде развития социума семья также подвержена изменениям: теряя «автономность» в обществе, она становится более открытой трансформациям в публичной сфере и более не является «убежищем» от мира. Все более сложным становится следовать «нормативным требованиям пола» современным мужчинам и женщинам в связи с тенденцией к индивидуализации. На сегодняшний день отсутствует нормативная модель семьи.

Можно прийти к выводу о том, что в парадигме новых теорий в данной сфере исследований идет речь уже о концепте постсовременной семьи, характеристиками которой становится «размытость» норм, детерминирующих маскулинное и феминное взаимодействие: исчезает патриархатная субординация, первостепенными становятся эмоциональные потребности и индивидуализация. Трансформируются стабильность, солидарность, взаимодополняемость гендерных ролей. Трансформируются механизмы проектирования жизненных стратегий. Возникают так называемые гендерные конфликты постсовременной семьи. Связаны они зачастую с физическими и психологическими перегрузками. Немаловажную роль в определении места супругов в семье играет и конкуренция между ними. Безусловно, вызовы глобализации определяют новые проблемы постсовременной семьи, что требует особого анализа для их решения.

В соответствии с выводами Е. Здравомысловой, которые разделяют и авторы, в ходе модернизации, происходящей в российской семье, с середи-

ны прошлого века изменяется модель семьи: возникает так называемая «семья с двумя зарплатами», или семья «работающей матери». Кризис 90-х годов определил политику выживания для большинства семей, что негативно отразилось на институте семьи. В итоге именно семья стала функционировать как источник обеспечения ее членов. Следовательно, социальные катаклизмы резко усилили значимость как экономических, так и психологических функций данного социального института. Важным и определяющим становится императив эмоциональной поддержки и доверия, что вызывает переоценку ценностей в современной семье, это связано с возрастанием ценности профессии в системе ценностей женщины.

В результате происходящих изменений в различных сферах социума изменяется гендерная культура общества, а значит - и содержание, равно как и сама суть гендерной социализации. В связи с вышеизложенным можно заключить, что научные исследования, обусловленные изменениями содержательных и процессуальных сторон гендерной социализации, их влиянием на формирование личности, остаются крайне востребованными и требуют дальнейшего изучения.

Литература

1. Алешина Ю.Г., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.

2. Бем С. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Росспен, 2004. 336 с.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-еврознак; М.: Олма-пресс, 2004. 320 с.

5. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63-71.

6. Голик М. Влияние сказок и мультфильмов на формирование системы ценностей у старших дошкольников // Гендерные отношения в современном российском обществе: материалы второй межвузовской студенческой конф. / отв. ред. Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаева. СПб., 2002. С. 264-268.

7. Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. 767 с.

8. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 53-62.

9. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им А.И. Герцена, 1998. 92 с.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 271 с.

11. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М. 1996. 42 с.

12. Радина Н.К. Гендерное неравенство. Мужская идентичность // Словарь ген-дерных терминов / под ред. А.А. Денисовой; Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.

13. Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 49-59.

14. Радина Н.К. Гендерная психология. Н. Новгород: Издательство НИМБ, 2010. 86 с.

15. Чодороу П. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология ген-дера. М.: Росспен, 2006. 496 с.

16. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине // Семья, ген-дер, культура / под ред. В. Тишкова. М., 1997. С. 389-400.

References

1. Aleshina Yu.G., Volovich A.S. Problemy usvoeniya rolej muzhchiny i zhenshchiny, Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1991, N 4, pp. 74-82 (in Russian).

2. Bem S. Linzy gendera: Transformaciya vzglyadov na problemu neravenstva po-lov [The Lenses of gender: transforming the debate on sexual inequality]. Moscow: Rosspen, 2004. 336 p.

3. Belinskaya E.P., Tihomandrickaya O.A. Social'naya psihologiya lichnosti [Social psychology of personality]. Moscow, Aspekt Press, 2001. 301 p.

4. Bern Sh. Gendernaya psihologiya [Gender psychology]. SPb.: Prajm-evroznak. Moscow: Olma-press, 2004. 320 p.

5. Vinogradova T.V., Semenov VV Sravnitel'noe issledovanie poznavatel'nyh pro-cessov u muzhchin i zhenshchin: rol' biologicheskih i social'nyh faktorov, Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1993, N 2, pp. 63-71 (in Russian).

6. Golik M. Vliyanie skazok i mul'tfil'mov na formirovanie sistemy cennostej u starshih doshkol'nikov, Gendernye otnosheniya v sovremennom rossijskom ob-shchestve: Materialy vtoroj mezhvuzovskoj studencheskoj konferencii [Gender relations in modern Russian society: materials of the second interuniversity student Conf] / eds. T.A. Meleshko, M.V Rabzhaeva. SPb., 2002, pp. 264-268.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zdravomyslova E.A., Tyomkina A.A. 12 lekcij po gendernoj sociologii [12 lectures on gender sociology]. SPb.: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2015. 767 p.

8. Kagan VE. Stereotipy muzhestvennosti-zhenstvennosti i «obraz Ya» u podro-stkov, Voprosy psihologii [Questions of psychology]. 1989, N 3, pp. 53-62 (in Russian).

9. Klecina I.S. Gendernaya socializaciya [Gender socialization]. SPb.: Publ. house of Herzen state pedagogical University, 1998. 92 p.

10. Kon I.S. Rebenok i obshchestvo [Child and society]. Moscow, 1988. 271 p.

11. Popova L.V Gendernye aspekty samorealizacii lichnosti [Gender aspects of personal self-realization]. Moscow, 1996. 42 p.

12. Radina N.K. Gendernoe neravenstvo. Muzhskaya identichnost, Slovar' gen-dernyh terminov / ed. A.A. Denisovoj; Regional public organization "East-West: Women's Innovation Projects". Moscow: Informaciya XXI vek, 2002. 256 p.

13. Radina N.K., Tereshenkova E.Yu. Vozrastnye i sociokul'turnye aspekty gendernoj socializacii podrostkov, Voprosy psihologii [Questions of psychology], 2006, N 5, pp. 49-59.

14. Radina N.K. Gendernaya psihologiya [Gender psychology]. N. Novgorod: NIMB Publishing house, 2010. 86 p.

15. Chodorou P. Vosproizvodstvo materinstva: psihoanaliz i sociologiya gendera [Reproduction of motherhood: psychoanalysis and sociology of gender]. Moscow: Rosspen, 2006. 496 p.

16. Yurchak A. Mif o nastoyashchem muzhchine i nastoyashchej zhenshchine, Sem'ya, gender, kul'tura [Family, gender, culture] / ed. V Tishkov. Moscow, 1997, pp. 389-400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.