лицензию, со сроком использования в 10 лет. Впрочем, наша компания проводит гибкую ценовую политику, и у нас есть специальные решения для вузов и крупных компаний.
Установка сервера лицензий LePricon будет стоить 1500 евро. И, как уже было сказано, эти инвестиции возвращаются довольно быстро.
Наконец, полноценная установка LERSUS Text-to-Speech Server стоит 6000 евро. Если такая сумма вам кажется чересчур крупной, мы можем предложить альтернативное решение: за 100
евро в месяц мы выполняем озвучивание неограниченного количества учебных модулей, созданных с помощью одной оплаченной лицензии ЬЕКБиБ.
- Благодарим за предоставленную информацию. Остается надеяться, что наши читатели не останутся равнодушными к вашим разработкам.
- Спасибо и вам. Удачи и успехов во всем!
Материал подготовил С. Бондаренко
Д. АХМЕТОВА, профессор, проректор
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Д истанционное обучение в России бур/ \нпразвивается вот уже в течение почти 15 лет, охватывая все больше регионов и учебных заведений. Следовательно, как и во всех цивилизованных странах, дистанционное обучение у нас вроде бы есть. Однако сегодня часто утверждают и обратное: в России дистанционного обучения нет! Хотя бы по той простой причине, что «дис-танционка» как форма обучения не закреплена законодательно и развивается не благодаря, а вопреки официальному признанию. Парадокс заключается в том, что дистанционное обучение именуется сегодня «дистанционной технологией»...
Рассмотрим некоторые аспекты данной проблемы. В чем главное отличие дистанционного обучения от традиционного?
Обучение «лицом к лицу» в реальном времени, реализуемое в форме классно-урочной системы в течение более чем трехсот лет, несомненно, прошло этапы модернизации и гуманизации. Например, традиционная лекция имеет множество разновидностей: лекция с элементами деловой игры, лекция-тренинг, лекция с проблемными вопросами, лекция с включением
Парадоксы
дистанционного
обучения
брейнсторминга и т.д. Семинарские занятия, организуемые с включением «кейс-ста-ди» (конкретных учебных ситуаций), деловые и ролевые игры, семинары-тренинги -далеко не полный перечень новшеств, которые, безусловно, способствуют повышению интереса обучающихся к учебному материалу. В последние годы эффективность аудиторных занятий усиливается применением аудиовизуальных, инфоком-муникационных технологий (презентационных материалов, интернет-источников, электронных учебных пособий, видеосюжетов и т.д.). Несмотря на внедрение в учебный процесс инноваций, практически не меняется главное - видение в обучающемся субъекта собственного учения.
Вместе с тем современная парадигма личностно-ориентированного обучения, несмотря на ее востребованность в новых социально-экономических условиях, на практике реализуется весьма слабо. Посещение занятий преподавателей общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений (колледжей, вузов) позволяет утверждать, что всего лишь около трети обучающихся проявляют личност-
ную активность в учебном процессе, большинство мотивированы не на самостоятельное учение, а на получение готовой информации через преподавателя. Необходимо признать, что традиционное обучение в определенной степени порождает иждивенческое отношение к учебе. К этому необходимо добавить, что далеко не все преподаватели способны преподносить материал интересно. Талантливый преподаватель (учитель) не просто владеет учебным материалом, он вовлекает всю аудиторию в совместную деятельность, побуждая мыслить, рассуждать, выступать, спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Он прекрасный оратор, мыслитель, импровизатор, организатор, аналитик, психолог. Таких педагогов, увы, немного, поэтому эффективность традиционного обучения невысока.
Необходимо к тому же учесть, что знания, получаемые студентами в начале обучения, к моменту окончания вуза по многим отраслям (экономика, право, менеджмент и др.) устаревают. Опыт показывает, что учебные заведения недостаточно воспитывают культуру умственного труда, прежде всего, недостаточно уделяют внимания формированию навыков учиться, причем учиться постоянно, в течение всей жизни человека.
«Дистанционное обучение» - обучение на расстоянии - явление в педагогике не новое. С 60-х гг. прошлого столетия в Великобритании, США, Австралии и в других западных странах блестяще развиваются различные формы дистанционного обучения. Давно поняли определенные преимущества и приоритеты ДО наши соседи на Украине, в Казахстане и в других странах -бывших союзных республиках.
Такое мнение сложилось у меня на Международной научно-практической конференции «Дистанционное обучение: проблемы и перспективы», состоявшейся в г. Алматы в 2005 г. Рефлексируя по поводу происходящего на конференции, пыталась проанализировать суть и последствия развития ДО в этом обширном регионе: во-пер-
вых, «дистант» развивается по западным моделям, что имеет как плюсы, так и минусы, связанные с разным менталитетом народов и разными целями, культурными ценностями; во-вторых, наблюдалась явная экспансия западных образовательных технологий и услуг; в-третьих, многие вузы начали внедрять дистанционные технологии обучения без диагностики и учета местных особенностей, специфики образовательной среды учебного заведения.
Между тем при построении модели дистанционного обучения в вузе необходимо прежде всего проанализировать по определенным параметрам готовность учебного заведения к использованию дистанционных технологий.
Успешное развитие дистанционных технологий зависит от правильно организованной образовательной среды (ОСДО), под которой мы понимаем совокупность (комплекс) психолого-педагогических, материально-технических, природно-социальных и организационно-педагогических условий, в которых протекают обучение и воспитание, оказание образовательных услуг, реализуемых с применением дистанционных технологий.
Мы выделяем следующие компоненты образовательной среды дистанционного обучения: личностный; информационный; профессиональный; социально-средовый; материально-технический.
• Личностный компонент
Студент. Качество учения студента (т.е. его обученность) зависит от его обучаемости (способностей, зоны актуального и ближайшего развития, наличия или отсутствия навыков выполнения самостоятельных работ, коммуникативных и когнитивных умений, мотивации, скорости мышления, честолюбия, волевых качеств, целеустремленности и др.).
Методы диагностики: анкетирование, тесты на интеллект, собеседование, наблюдение, социометрия.
Преподаватель. Диагностика профессионализма, включающая выявление про-
фессиональных умений: когнитивных, организаторских, коммуникативных, проектировочных и конструкторских. В системе открытого дистанционного обучения (ОДО) диагностируется также владение компьютером, умение работать с большим массивом информации, владение методами психологической поддержки, способности и умения создавать учебные модули (кейсы, учебно-практические пособия, электронные учебники, аудиовизуальные средства обучения и др.).
Методы исследования: наблюдение, экспертная оценка, самонаблюдение, анкетирование, оценка деятельности преподавателя студентами, беседа и др.
• Информационный компонент
От качества размещенной на сервере или предоставляемой обучаемому в виде кейсов на дисках или на любом другом носителе информации (теле-, видеосредства), от ее структурированности зависит степень активности субъектов учения,уровень усвоения материала.
ОДО способствует использованию в образовательном процессе массива информации, которая может совершенствоваться, перманентно пополняться. Это весьма актуально, ибо, как известно, многие полученные студентом знания устаревают к моменту окончания им вуза.
Технологии обучения, педагогические средства и приемы ДО, соответствующие содержанию и характеру информационного модуля, во многом отличаются от традиционных, ибо в системе ДО процесс учения специфичен: во-первых, обучение носит интерактивный характер, во-вторых, оно организуется на основе индивидуализации и управления учебной деятельностью обучающихся, в-третьих, большая роль отводится системе самостоятельных работ.
• Профессиональный компонент
В системе ДО возрастает роль коммуникативных умений преподавателя, которые, помимо коммуникативных способностей и навыков, вбирают в себя умения и навыки передачи информации в интерактив-
ном режиме, оперативно, личностно и позитивно ориентированно.
Оперативное реагирование на изменения в настроении обучающегося, на возрастание или убывание учебной мотивации обучаемых - важнейший аспект профессиональной компетентности преподавателя.
Диагностика этого компонента осуществляется с применением анкетирования, рейтинговой оценки, рефлексии, наблюдений, самооценки и других доступных методов.
• Социально-средовый (институциональный) компонент
ОДО необходимо рассматривать в контексте ментальности общества, существующей в нем системы ценностей, приверженности к традициям и системам обучения, сформировавшимся в том или ином образовательном учреждении или регионе.
Отрицательное отношение к системе ДО во многих регионах объясняется экспансией образовательных услуг рядом столичных и зарубежных вузов, реализующих свои образовательные программы с использованием «юнит» на некачественном уровне, при недостаточном профессионализме «местных» преподавателей, на фоне несовершенства технологий, отсутствия оперативного управления учебным процессом.
• Материально-технический компонент
Техническое оснащение ОСДО как важнейшая составляющая качества ДО должно быть одним из главных условий подготовки к реализации образовательных программ по дистанционной форме. Опытряда лучших вузов зарубежных стран и России показывает, что предела техническому оснащению системы ДО нет, и этот процесс непрерывен. Чемсовершеннее технические, информационные каналы связи, технологии, тем эффективнее результаты обучения.
Дистанционное обучение - форма или технология? В научных публикациях последних лет ДО рассматривается и как технология, и как форма обучения. И та, и
другая точка зрения имеют своих сторонников и оппонентов. Все зависит от того, что мы понимаем под дистанционным обучением. Если речь идет о разновидности традиционного обучения, в процессе которого применяются «нетрадиционные» (дистанционные) формы организации занятий, то можно условно говорить о дистанционных технологиях.
Если мы говорим о принципиально новых подходах к организации занятий с обучающимися - обучении на расстоянии с применением, прежде всего, интернет-технологий, то необходимо рассматривать ДО как форму, отличную и от дневного (очного), и от заочного обучения. Такая точка зрения сложилась у многих ученых, изучающих зарубежный (прежде всего, американский) опыт дистанционного образования. Первая позиция носит официальный характер: ряд депутатов Государственной думы, официальные лица Министерства образования и науки в своих выступлениях ставят знак равенства между технологиями и дистанционным обучением (ДО), при этом отрицая статус ДО как самостоятельной системы обучения. Официальная точка зрения Минобрнауки, которое до сих пор не может подготовить нормативно-правовой базы ДО, на мой взгляд, толкает учебные заведения на различные ухищрения, чтобы реализовывать дистанционные образовательные программы, как того требует жизнь. Реальная практика ушла далеко вперед от управленческих подходов образовательного ведомства, ибо сама жизнь диктует необходимость применения новых форм обучения. Получается двойной подход, следовательно, двойная политика в этой области, что порождает и двойные стандарты.
Причин выжидательно-осторожной позиции Минобрнауки РФ несколько. Основная заключается в том, что ряд крупных вузов (прежде всего, московских), начиная реализовывать свои программы по заочной (дистанционной) форме в 90-е гг., «наломали дров», главным образом в реги-
онах, не создав для образовательного процесса надлежащих материальных условий, не подготовив профессиональный преподавательский состав для работы в этой системе. Таким образом, ДО превратилось в изощренный способ поборов с населения. Я лично смотрела подвальные «институты» в разных городах, например в Соликамске Пермской области, в некоторых городах Татарстана. Отсюда - скептическое отношение населения, прежде всего работодателя, к дистанционной форме получения знаний и, как следствие, официальные запреты наее реализацию. При нынешнем скудном финансировании государственной системы образования о полноценном дистанционном обучении, действительно, говорить сложно.
В России мощная система ДО создается не благодаря поддержке официальных органов управления, а вопреки их запретам и ограничениям. А в вузах, где уделяется серьезное внимание реформированию существующей системы обучения, дистанционное обучение пробивает себе дорогу в полном смысле этого слова. Показателен в этом плане опыт нашего Института экономики, управления и права (г. Казань).
За три года внедрения в образовательный процесс информационных технологий нам удалось создать материальные, дидактические, научно-методические, кадровые основы успешной реализации заочного обучения с применением элементов ДО по образовательным программам специальностей «Финансы и кредит», «Юриспруденция», «Менеджмент организации», «Педагогика и психология». Впервые в Татарстане нам удалось создать развернутую мультимедийную корпоративную сеть, включающую 1Р-телефонию, телекоммуникационную систему, высокоскоростную Интернет-сеть, позволяющую проводить прямые телемосты и видеоконференции в реальном режиме времени с любой точкой мира. Для обучения студентов созданы авторские учебно-практические пособия с электронным приложением. Учебный процесс орга-
низуется с применением соответствующих технологий. При этом осуществляется непосредственное руководство работой обучающихся дистанционно,консультирование обучающихся как в индивидуальном режиме, так и в процессе группового обучения, практикуется проведение очных занятий (обзорные лекции, семинары, коллоквиумы), тренинги, тьюториалы, круглые столы, применяются игровые технологии, консультации с использованием off-line или online-технологий. Продолжается работа по созданию информационно-методического центра, который оснащен современным оборудованием: компьютерами последнего поколения, аудио-, видео-, мультимедийной аппаратурой, программными средствами. Учебный портал содержит страницы о преподавателях ИЭУП, учебно-методические комплексы, программы учебных дисциплин, электронную библиотеку (более 200 электронных учебных пособий), информационные ресурсы для контроля знаний студентов (тестовые задания), методические материалы для самостоятельного усвоения знаний. Портал дополняется отдельными сайтами филиалов и представительств института, содержащими всю учебную информацию.
Одним из направлений учебно-методической работы является обучение преподавателей работе с использованием информационных технологий.
В целях поддержки системы ДО создана лаборатория мультимедиатехнологий, оснащенная самым современным оборудованием, предназначенная для поддержки учебного процесса, широкого внедрения ИТ в образовательную деятельность.
Бытует мнение, что неконтактная форма обучения выполняет лишь задачу передачи информации с использованием различных носителей (аудио, видео, Интернет) или кейсовых технологий. Преподаватели, приверженные традиционным технологиям, в вину дистанционной форме организа-
ции учебного процесса ставят отсутствие возможностей для воспитательной работы с обучающимися.
Между тем знание специфики дистанционного обучения позволяет выявить воспитательный потенциал такой формы организации учебной деятельности.
Возьмем предварительный этап подготовки к ДО. Будущий студент как пользователь образовательных услуг, выбирая дистанционную форму обучения, делает ставку на преимущественно самостоятельное усвоение учебного материала, тем самым проявляя позитивную самооценку, т.е. позитивную Я-концепцию. Выбор осуществляется с учетом своих возможностей, интеллектуальных ресурсов, самосознания и целеустремленности.
Рассмотрим воспитательный потенциал ДО с позиции организации учебного процесса. Обучающийся для успешного овладения знаниями обязан правильно распределять свое собственное время. (Несмотря на то, что ДО - это гибкая форма обучения, в ней присутствует «жесткий» график прохождения учебного материала, что требует организации регулярных занятий с обучающимися, своевременного представления промежуточных и контрольных результатов обучения и срезов знаний.) Неумение организовывать свою учебную работу становится одной из причин слабой успеваемости, поэтому организаторы ДО должны уделять этому вопросу особое внимание. В нашем институте в курсе «Введение в дистанционное обучение» (разработчик - Х.Ш. Гайнутди-нов) предусмотрено научение студента-«дистанционника» правильной организации учебной деятельности, равномерному распределению учебного материала, технологиям выполнения различных видов заданий.
В процессе учебы по дистанционной форме студент осваивает культуру переписки по электронной почте. В современной школе эпистолярный жанр практически отсутствует, очень многие школьники
практически не осваивают правил и навыков передачи своих мыслей письменно, формы общения с преподавателями ограничены.
ДО в силу организации коммуникаций по Интернету или другим каналам связи (телефон, мобильник, почтовые пересылки и др.) предоставляет широкие возможности для развития речемыслительной деятельности обучающихся.
Правильная организация ДО предполагает также активизацию групповой работы студентов. Реализация группового взаимообучения возможна в режиме форума (off-line-семинара) и чата (online). Эти формы работы требуют специальной подготовки группы - создания мотивационной основы учебной деятельности, формирования установки на толерантное отношение к точке зрения других. Следовательно, данная форма способствует социальному воспитанию обучающихся, формированию у них коммуникативной культуры.
ДО при правильной его постановке -непревзойденное средство развития эстетических чувств и этических норм взаимоотношений. Пользуясь материалами Интернета, общаясь по электронной почте, обучающиеся встраиваются в общепринятую систему отношений, то есть в строго продуманный педагогический дизайн, который, безусловно, должен быть освоен и обеспечен преподавателями-тьюторами.
Необходимо отметить и возможности формирования интеллектуальной культуры в системе ДО. Богатство и разнообразие информационных ресурсов, неограниченные возможности пополнения своих знаний и удовлетворения познавательных интересов, овладения навыками поиска информации в интернет-ресурсах и активизация этих знаний способствуют интеллектуальному развитию и формированию культуры умственного труда.
И наконец, система ДО как никакая другая обеспечивает информационную культуру личности, расширяет кругозор и дает ощущение своей причастности к миру больших идей, к информационному сообществу.
Известный приказ Министерства образования и науки РФ №137 от 6 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г.) определил порядок использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, организованном по любой форме (очной, заочной), однако этот приказ, по убеждению руководителей образовательных учреждений, носит декларативный характер и не подтвержден существующим законодательством, что оставляет возможность наказания за невыполнение нормативных норм тех учреждений, которые будут пытаться обучать дистанционно. Между тем необходимо помнить, что у ДО есть свой контингент обучающихся. К нам, например, не раз обращались граждане разных национальностей и разных возрастов, проживающие в самых разных городах России, за границей, которые хотели бы обучаться через Интернет. Наш институт располагает всеми необходимыми ресурсами для интернет-обучения, но тем не менее мы не можем создавать систему обучения «по Интернету» ввиду отсутствия законодательной базы.
Образование должно опережать развитие общества, а не «плестись в хвосте» общественного развития, готовя кадры для завтрашнего дня. Настала пора мощного внедрения в образовательный процесс ИКТ, а потому - скорейшего принятия нормативно-правовой базы дистанционного обучения.
g