DOI: 10.24412/1994-3776-2022-3-161-167 УДК: 316
В.Г. Купенко
ПАРАДОКС ВЫБОРА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ САЙТА
ЗНАКОМСТВ
V.G. Kupenko. The paradox of choice on the example of studying a
dating app
Аннотация. В наши дни парадокс выбора становится все более распространенным. Изначально это прослеживалось преимущественно в коммерческой области. Развитие производства привело к тому, что потребители, имея больший выбор, не становились более удовлетворенными. Что касается сайтов знакомств, ежемесячно подобными сервисами пользуются более 300 миллионов человек. Но действительно ли обилие альтернатив делают пользователей счастливее? Можно с уверенностью сказать о том, что вопрос наличия парадокса выбора на сайтах знакомств достаточно актуален в современном мире.
Ключевые слова: парадокс выбора, иллюзия выбора, теория дуального процесса мышления, избыток выбора, знакомства, сайты знакомств. Контактная информация: 193023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21; e-mail: [email protected]
Abstract. These days, the paradox of choice is becoming more common. Initially, this was traced mainly in the commercial field. The development of production led to the fact that consumers, having more choice, did not become more satisfied. As for dating apps, more than 300 million people use such services every month. But does the abundance of alternatives really make users happier? It is safe to say that the question of the paradox of choice on dating apps is quite relevant in the modern world.
Keywords paradox of choice, illusion of choice, theory of the dual process of thinking, excess of choice, dating, dating apps.
Contact information: 21 Sadovaya street, Saint
Petersburg, 193023;
e-mail: [email protected]
Введение
В научной литературе на данный момент не существует исследований на тему парадокса выбора на сайтах знакомств. Но тем не менее, подобного рода сервисы начали привлекать внимание исследователей со всего мира с момента их появления. Одними из самых первых работ были по теме связи приложений для знакомств и такими последствиями, как инфекции, которые передаются половым путем, экстремальные формы сексуальной объективации и психологический стресс. Впоследствии стали изучаться более сложные явления, например мотивы использования людьми приложений для знакомств, вопросы сексуальности, цифровой близости, токсичности и пола [11].
Что касается исследований по парадоксу выбора, разными исследователями проводился ряд экспериментов, которые подтверждали его наличие. А психолог Барри Шварц написал книгу об этом явлении, которая включает в себя имеющиеся современные исследования на эту тему.
В целом, можно сделать вывод о том, что приложения для знакомств и парадокс выбора достаточно освещены в научных трудах по отдельности. Но исследования, которые объединяют обе темы, пока не были проведены.
Купенко Валерия Геннадьевна - студент Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
V. Kupenko. - student of the St. Petersburg State Economic University. © Купенко В.Г., 2022.
Гипотеза
Парадокс выбора присущ людям, которые зарегистрированы на сайтах знакомств.
Методы
Автором были проанализированы теоретические данные по теме парадокса выбора и его предпосылок исходя их особенностей мыслительной деятельности человека, а также изучены проведенные исследования на подобные темы.
Для проверки гипотезы было проведено исследование с использование метода включенное наблюдение на одном из самых распространенных сайтов знакомств - Tinder. На основе полученных данных были предложены рекомендации.
Результаты и обсуждение
Знакомство - это один из видов межличностных отношений, который включает в себя узнавание людьми друг друга, приветствие и наличие общих увлечений, ценностей [4].
Рассматривая определение в контексте романтических отношений, можно сделать вывод о том, что в процессе знакомства происходит оказание знаков внимания другому человеку. Знакомство выступает в качестве составляющей части ухаживания. Но, рассматривая знакомство в общем смысле, можно понять, что это необходимый элемент человеческой жизни, что выражается в потребностях всех людей. Каждому индивиду не обойтись без коммуникации, принадлежности к обществу, ощущения нужности другому человеку/другим людям. Это все обусловлено тем, что человек является не только биологическим, но и социальным существом. Если вспоминать о развитии человечества в древности, то будет очевидно, что именно сплоченность и взаимодействие с другими представителями племени/общины способствовало выживанию и удовлетворению базовых потребностей в пище, безопасности и прочее. Людям, которые жили в одиночестве, было гораздо сложнее выживать [1]. Было невозможным действовать одному, но тем не менее быть самодостаточным человеком, который может обеспечить себя всем необходимым для жизнедеятельности [3].
В современных реалиях проблема одиночества не перестает быть актуальной, что можно проследить на рисунке (Рисунок 1) [3].
Когда человек остается одиночкой, он закрывается от других людей и сосредотачивает все свое внимание на себе самом, из-за чего со временем теряет возможность к проявлению таких положительных чувств, как любовь, переживание другим и сострадание, без мыслей получения какой-либо выгоды для себя [3].
Рисунок 1. Соотношение одиночек и людей, имеющих пару [1]
Наиболее актуальным и простым способом для начала общения в настоящие дни является интернет. Люди часто практикуют знакомства на различных форумах, которые соответствуют их интересам, в социальных сетях, где можно найти человека по заданным критериям, и, конечно же, на сайтах знакомств, целью которых и является поиск потенциального партнера. Процесс знакомства стал намного проще, чем было раньше. Сейчас, приложив намного меньше усилий, можно найти человека, который тебе симпатичен, узнать про него, благодаря его профилю и пообщаться, не выходя из дома [6].
В современном мире приложения для знакомств являются одним из самых распространенных способов для знакомства, поскольку процедура в действительности достаточно простая, не требующая вложения большого количества ресурсов, а также позволяющая узнать человека до первой встречи и понять, насколько вы подходите друг
другу [5].
Сайты знакомств получили настолько большое распространение среди пользователей практически из всех стран мира, что впоследствии начали появляться сервисы, ориентированные на какую-либо узкую категорию людей [5].
Все предрассудки и стереотипы, которые раньше существовали у людей относительно сайтов знакомств, начинают исчезать. Приложения для знакомств дают больший выбор партнеров и убирают все табу. В современном мире приложениями для знакомств пользуются сотни миллионов человек (что прослеживается на Рисунок 5 ниже) из более чем 190 стран мира, что тоже является показателем важности и нужности подобного рода сервисов. С 2013 года по сей день количество пользователей возросло более чем в 3 раза, а среднее время пользования такими приложениями составляет около 10 часов в неделю [9].
Рисунок 2. Количество пользователей сайтов знакомств в мире [10]
Прежде чем рассмотреть сущность парадокса выбора, необходимо понять теорию дуального процесса мышления.
В 1890 году У. Джеймс, американский философ и психолог, высказал свою гипотезу о том, что у человека есть два типа мышления. Первому более свойственно интуитивное принятие решений, обработка информации происходит достаточно поверхностно, в то время как второму - рационально-логическое, которое сфокусировано на деталях, но проходит довольно медленнее [2].
Эта гипотеза заинтересовала Дэниэла Канемана, который впоследствии получил нобелевскую премию за теорию дуального процесса мышления в области поведенческой экономики. Дуальный процесс мышления заключается в том, что изначально поступающая в мозг информация обрабатывается Системой 1 (интуитивное понимание), которой свойственно бессознательное принятие решений на основе интуиции, и только после этого оставшаяся информация обрабатывается Системой 2 (логическое рассуждение), которой свойственно сознательное принятие решений, основанное на внимательной и более долгой обработке информации [2].
Система 1 и Система 2 задействованы при принятии человеком решений. Например, при выборе театра мы сначала находим все возможные варианты. После этого некоторые из них интуитивно исключаются из списка (в этом случае задействована Система 1), и уже после этого в работу включается Система 2, когда рассматриваются важные для человека характеристики, на основе анализа которых впоследствии и принимается окончательное решение.
В современном мире человеку предоставляется огромный выбор во всем. Системам мышления становится тяжелее сокращать количество вариантов. Это называется избытком выбора. [7]
Далее рассмотрим два проведенных исследования, которые уже иллюстрируют парадокс выбора.
Первое исследование было проведено в 2000 году психологами Марком Леппером и Шином Айенгаром. Эксперимент был проведен с целью понимания того, насколько сильно избыток выбора снижает способность людей принимать какие-либо решения.
Покупателям в магазине предлагалось попробовать джемы. В первом случае видов джема было 6 (ограниченный выбор), а во втором - 24 (широкий выбор). Покупатели имели возможность попробовать все джемы, если они того захотят, а также получить купон на скидку при покупке любого из представленных вариантов. После этого всем, кто желал приобрести джем, необходимо было взять его и приобрести на кассе, посредством чего осуществлялся анализ результатов эксперимента [7].
Делая вывод по итогам, покупателей больше привлекал стенд с широким выбором (60% против при расширенном выборе против 40% при ограниченном), но при этом покупку намного чаще совершают именно люди в условиях ограниченного выбора (3% от подошедших к стенду с расширенным выбором против 30% от подошедших к стенду с ограниченным выбором) [7].
Более того, был проведен эксперимент касаемо удовлетворенности человека в условиях избыточного выбора, ограниченного и отсутствия выбора.
В процессе проведения эксперимента участвовали 3 группы. Первой предлагалось сделать выбор в пользу одного вида конфет из 6 (ограниченный выбор). Второй - из 30 (широкий выбор). А третьей группе давали шоколадные конфеты специально для них без возможности выбора (отсутствие выбора) [7].
Одной из задач эксперимента являлось отслеживание удовлетворенности конфетами. Наиболее удовлетворены были участники первой группы (средний балл 6,28 из 10 возможных). Участники второй группы были на второй позиции (средний балл 5,46). Наименьшая удовлетворенность была у участников третьей группы (средний балл 4,92) [7].
Таким образом, можно увидеть, что наибольшее удовлетворение результатом получают люди, принимающие решение в условиях ограниченного выбора. Удовлетворенность выбором в условиях широкого выбора значительно меньше, но в условиях его отсутствия человек скорее будет неудовлетворен.
Это можно назвать парадоксом выбора, который ввел психолог Барри Шварц, -несмотря на большое количество вариантов для выбора, которые должны позволить достичь
лучших результатов, человек остается более неудовлетворенным, чем если бы принимал решение в условиях ограниченного выбора. То есть чем больше альтернатив имеет человек, тем меньше он доволен конечным выбором [8].
На первый взгляд кажется, что широкий выбор предоставляет множество возможностей для принятия решения, которой принесет большее удовлетворение. Но в действительности оказывается, что широкий выбор, каждый со своими преимуществами и недостатками, значительно затрудняет процесс принятия решений. Более того, это вызывает беспокойство, которое сохраняется как при оценке всех возможных альтернатив, так и после принятия решения. Процессы длительных размышлений могут привести к аналитическому параличу. А после принятия решения человек может испытывать стресс, переживая о правильности осуществленного выбора [12].
Возможность воспроизводить в мыслях идеальные сценарии, которые могли бы произойти при другом выборе, становятся источником для бесконечных переживаний и сожалений [8].
Когда варианты выбора человека постоянно увеличиваются, это приводит не к счастью от свободы выбора, а к беспомощности и негативным чувствам, поскольку альтернатив становится насколько много, что человек становится перегружен многообразием выбора. Это начинает подавлять [8].
Нереалистичные ожидания от будущего выбора в условиях широких возможностей приводят к большей ответственности за неудачу [8].
Возвращаясь к сайтам знакомств, проведем параллель между индикаторами парадокса выбора и поведением людей, которые предпочитают именно этот формат знакомства.
В условиях парадокса выбора людям присущи завышенные ожидания. Это объясняет тот факт, что многие собеседники в приложении неестественно реагируют на совершенно обычные вещи: удаление из пар, либо негативные сообщения из-за ответов автора спустя всего несколько часов; неадекватная реакция на вопросы, заданные для того, чтобы узнать собеседника получше; отказ от общения в принципе из-за несогласия автора перейти в другую социальную сеть, до того момента, как узнаешь собеседника лучше и другие.
Другим признаком парадокса выбора является непринятие компромиссов, что частично было затронуто выше. Пользователи не выдвигали условия прямым текстом, но в их сообщениях это подразумевалось. Например, ситуации, когда человек отказывался общаться на сайте знакомств, предлагая встретиться первыми же сообщениями несмотря на то, что он сам принял решение зарегистрироваться в приложении для знакомств, откуда он так стремительно желает уйти.
Еще одним проявлением парадокса выбора является максимизация, когда человек одержим поиском наилучшего варианта вместо того, чтобы принять «достаточно хороший». Это соприкасается с признаками, рассмотренными выше, и также свойственно для пользователей сайтов знакомств.
Невысокий уровень заинтересованности в общении также служит индикатором в приложениях для знакомств. В процессе общения собеседники автора действительно были не сильно вовлечены, что было подтверждено несколькими данными, а именно:
- первый шаг делали только 47,01% людей из взаимных симпатий. В случае, когда автор проявил инициативу в начале общения, 22,56% пользователей оставили первое сообщение автора без ответа;
- наибольшее количество пользователей, а именно 41,88%, прекратили общение в первый день знакомства. Стоит отметить, что средняя длительность общения составила 2,79 дней;
- лидирующей причиной прекращения общения на сайте знакомств являлось прекращение общения ввиду того, что автор перестал задавать вопросы, поскольку от
собеседника не было видимой заинтересованности. Почти треть диалогов, а именно 29,91%, закончились по этой причине;
- 66,67% от всех, кому была предложена встреча (спустя несколько дней после общения), проигнорировали приглашение, прекратив после этого общение.
Парадокс выбора заключается в том, что обилие альтернатив привлекает людей, что в случае сайтов знакомств подтверждено статистическими данными (сервисами для знакомств ежемесячно пользуются более 100 миллионов людей по всему миру), но несмотря на это, выбор делать гораздо сложнее, некоторые люди в принципе не могут его сделать в таких условиях, а в случае принятия решения остается неудовлетворенность и переживания о том, что при ином выборе все было бы гораздо лучше.
Таким образом, индикаторами парадокса выбора на сайте знакомств являются:
- завышенные ожидания;
- непринятие компромиссов;
- максимизация;
- невысокий уровень заинтересованности в общении и собеседнике;
- неудовлетворенность сделанным выбором.
По результатам проведенного исследования автором сформулирован ряд рекомендаций.
1.Провести дополнительное исследование в форме опроса, которое позволяло бы определить степень удовлетворенности людей, которые использовали приложения для знакомств, их выбором на этом сервисе/смогли ли они сделать выбор в принципе.
2. Сайты для знакомств - это отличный современный инструмент, несмотря на наличие парадокса выбора. Важно действовать рассудительно: если собеседник не проявляет заинтересованности в общении, то не стоит тратить на него время. Лучше вложить его в поиск партнеров в приложении, которые действительно будут ценить общение.
3. Также важно самому не поддаваться иллюзии выбора. Стоит проявлять инициативу в начале общения, развитии диалога, во встрече. В этом случае существуют хорошие шансы найти собеседника по душе.
Таким образом, парадокс выбора на сайтах знакомств действительно существует, но каждый человек может препятствовать этому. Стоит воспринимать подобные сервисы, как хорошую возможность встретить близкого по духу человека, не выходя из дома. Но при этом самому не поддаваться иллюзии выбора: не гнаться за чем-то нереальным.
Литература
1 Анализ российского рынка Dating [Электронный ресурс] // FranchFamily.com URL: https://lsg.lifestylegroup.ru/analys-dating.pdf?ysclid=l3rrwqbxjh (дата обращения: 31.05.2022).
2 Воюцкая А.А. Процесс принятия решений в переводе: теория дуального процесса мышления // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7protsess-prinyatiya-resheniy-v-perevode-teoriya-dualnogo-protsessa-myshleniya (дата обращения: 31.05.2022).
3 Кирсанова, О. Причины и последствия одинокого образа жизни в современном мире [Электронный ресурс] // психологи на b17.ru URL: https://www.b17.ru/article/339519/?ysclid=l3t48oa1p8 (дата обращения: 31.05.2022).
4 Межличностные отношения [Электронный ресурс] // Понятие «межличностные отношения» URL: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-6-klass.html? (дата обращения: 31.05.2022).
5 Откуда появились сайты знакомств: история, их виды и различия [Электронный ресурс] topdating.ru URL: https://topdating.su/%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B/otkuda-poyavilis-sayti-znakomstv-istoriya-ih-vidi-i-razlichiya/ (дата обращения: 31.05.2022).
6 Ром, Н. Интернет знакомства [Электронный ресурс] // Вики Чтение URL: https://psy.wikireading.ru/54450 (дата обращения: 31.05.2022).
7 Цыганков, И. Повышение конверсии и удовлетворенности через ограничение выбора: эксперимент Айенгар-Леппера [Электронный ресурс] // vc.ru URL: https://vc.ru/u/991882-ivan-tsygankov/317871-povyshenie-
konversii-i-udovletvorennosti-cherez-ogranichenie-vybora-eksperiment-ayengar-leppera?ysclid=l3umbxrvfc (дата обращения: 31.05.2022).
8 Шварц, Б. Парадокс выбора [Текст]: книга // Добрая книга - Москва - 2005.
9 Kuefler, K. Love at First Swipe: The Evolution of Online Dating [Элекронный ресурс] // Stylight URL: https://www.stylight.com/Magazine/Lifestyle/Love-First-Swipe-Evolution-Online-Dating/ (дата обращения: 31.05.2022).
10 Most Popular Dating Sites - 2012/2022 [Электронный ресурс] // Statistics and Data URL: https://statisticsanddata.org/data/most-popular-dating-sites-2012-
2022/#:~:text=The%20most%20popular%20dating%20site,place%20worldwide%20we%20find%20Tinder (дата обращения: 31.05.2022).
11 Orchard, T. Dating Apps [Электронный ресурс] // researchgate.net URL: https://www.researchgate.net/publication/336495952_Dating_Apps (дата обращения: 31.05.2022).
12 Wigmore, I. Paradox of choice [Электронный ресурс] // whatis.com URL: https://www.techtarget.com/whatis/definition/paradox-of-choice (дата обращения: 31.05.2022).