СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
Парадокс Шарля де Голля
М.Д. Романова
В статье рассматриваются события студенческого мятежа 1968г., который произошел во Франции в период правления Шарля де Голля с аксиологической точки зрения. Проанализированы основные причины волнений, изменение культурных ценностей общества после войны. В результате теоретического анализа делается вывод, что кризис внутренней политики Шарля де Голля был во многом обусловлен сменой культурных установок нового поколения.
Трудно переоценить личность Шарля де Голля, сыгравшего огромную роль в истории Франции. Президент Пятой республики до сих пор считается одним из самых выдающихся французских политиков. Сформировавший свое мировоззрение на идеях Бутру и Бергсона1, де Голль считал своей основной целью вернуть Франции былое величие. Придя к власти, де Голль сумел дважды вывести страну из кризиса и добился для нее звания «сверхдержавы». Однако политические методы де Голля и жесткий авторитаризм, на котором строилась его политика, не вызвали одобрения народа, особенно среди молодежи. Десять лет плодотворного правления привели к кровавым демонстрациям, мятежу образованной элиты и смене власти.
Основной общепризнанной причиной «красного мая» 1968 г. считается упущение из виду де Голлем интересов послевоенного поколения и промахи во внутренней политике. Однако в нашем понимании основным составляющим фактором стало изменение культурной атмосферы в обществе, что и явилось причиной включения молодежи в политическую систему. Изменились ценности, которые формировали нормы французского общества. Существуют различные подходы к определению понятия «ценность» в философии. Согласно типологии психолога Шалома Шварца, они подразделяются на коллективные и индивидуалистические.
Исходя из данной классификации, мы будем рассматривать ценности как фундаментальные принципы, формирующие поведенческие установки и мировоззрение человека, группы и, наконец, общества в целом.
Огромное влияние на события «красного мая» оказали идеи экзистенциалиста Жана Поля Сартра2. Бунтующую молодежь привлекла идея «тотальной свободы», однако с той оговоркой, что Сартр подразумевал под этой свободой также и ответственность человека за собственный выбор. Возникший после Первой мировой войны как протест против бессмысленной жестокости, дадаизм оказался как нельзя кстати после Второй мировой войны, когда произошла кардинальная смена ценностных ориентаций французской молодежи. Многие течения и идеи повлияли на умы возмущенной молодежи 1960-х гг. Большое влияние оказало ситуационистское движение, которое объединило в себе идеи дадаизма, сюрреализма и марксизма. Ситуационисты во главе с Ги Дебо-ром3 отрицали рациональность, не признавали каких бы то ни было канонов, отказывались от подчинения государству и общепризнанных социальных норм и устоев.
Однако большинство идей, которые были взяты за основу протестного движения, были восприняты интеллектуальной элитой Франции (образованные студенты) сквозь призму романтического бунта и трактовались с иным,
Романова Марина Давидовна - аспирант МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
■ Свежий взгляд
удобным для зарождавшегося движения смыслом, что позволяет объединить эти идеи под общим термином «гошизм» ^ашЫБше). Кардинальные перемены в общей картине мира 1960-х гг. способствовали изменению системы ценностей французской молодежи. Расцвет феминизма, раскрепощение нравов, послевоенный кризис - все это способствовало отрицанию существовавших традиций. Общество требовало новых морали, правил, норм.
Подводя итог, можно сказать, что неприятие внутренней политики Шарля де Голля обусловлено именно изменением культурных ценностей в новом, послевоенном обществе. Анархизм, который зародился в умах молодого, образованного поколения, основывался не на коллективных ценностях, таких, как безопасность, традиция, конформность, благожелательность. Эти ценности стали неактуальны для нового общества, которое больше не нуждалось в установлении стабильности, социальной гармонии и благополучия. Ведь де Голль сумел не только вывести страну из кризиса, но и восстановить репутацию Французской республики, вернуть ей статус сверхдержавы.
Новое поколение стало явно провозглашать те ценности, которые выражают интересы индивида. Власть - как желание предъявлять и диктовать свои собственные предпочтения. Гедонизм - как чувственная и эмоциональная раскрепощенность, наряду с удовольствием от
----------- Ключевые слова ---------------------
Культурные ценности, «гошизм», типология культур, внутренняя политика, Франция, «красный май».
насыщения своих биологических потребностей. И наконец, самостоятельность - как свобода мысли и действия, возможность делать независимый личный выбор, творить так, как хочешь, и познавать то, что жаждешь. И этот крен в сторону индивидуализма не случаен. Согласно индексам, изученным по методике Хофстеда4, Франция является одной из культур индивидуалистического типа.
Таким образом, закономерно, что политика де Голля, заботившегося прежде всего о величии Франции, вскоре перестала пользоваться популярностью. Противоборство «левых» и «правых» уже давно укоренилось в системе культурно-политических традиций Республики. Однако и события 1968 г., и последние выборы 2012 г. ясно демонстрируют, какие ценности на самом деле преобладают во французском самосознании.
Romanova M.D. Charles de Gaulle's Paradox.
Summary: In article events of student's mutiny of 1968 which happened in France in the period of Charles de Gaulle's board from the axiological point of view are considered. The main reasons for excitements, change of cultural values of society after war are analysed. As a result of the theoretical analysis the conclusion is drawn that crisis of domestic policy of Charles de Gaulle was in many respects caused by change of cultural installations of new generation.
------------- Keywords -------------
Cultural values, "gaushisme", cultural typology, domestic policy, France, "may 1968"
Примечания
1. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М.: «Международные отношения», 1980. 502 с.
2. Schwartz S.H. Value orientations: Measurement, antrecedents and consequences across nations. In Roger Jowell, Caroline Roberts, Rory Fitzgerald & Gillian Eva, Eds. Measuring attitudes cross-nationality: Lessons from the European Social Survey (pp. 169-203). London: Sage.
3. Jean-Philippe Legois. La Sorbonne avant mai 68 (Mémoire de maîtrise, Paris I, 1993), 163-164.
4. Hofstede G. Culture and organization: Software of the mind. - New York: McGraw-Hill. 1997.