УДК 327
Парадипломатия канадской провинции Онтарио в XXI веке
А.Ю. Косова
Косова Алина Юрьевна, аспирант кафедры американских исследований факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, st048426@student.spbu.ru
Статья посвящена парадипломатической деятельности канадской провинции Онтарио, которая является одним из наиболее активных субъектов Канады на международной арене в XXI веке. Автор уделяет внимание основным направлениям международной деятельности Онтарио и соотношению парадипломатии провинции с политикой федерального центра в XXI веке. Также в статье рассмотрены основные причины развития парадиплома-тии в Канаде. В результате делается вывод о том, что Онтарио является успешным внешнеполитическим игроком, при этом субъект находит компромиссы с федеральным центром; благодаря такому подходу он выстраивает прочные отношения с другими международными акторами: традиционно с США, а в качестве альтернативного направления - с Китаем. Ключевые слова: Канада, международная деятельность, Онтарио, федерализм, парадипломатия.
Paradiplomacy of the Canadian Province Ontario in the 21st Century
A. Ju. Kosova
Alina Ju. Kosova, https://orcid.org/0000-0001-7698-1384, St. Petersburg State University, 1/3 Smolny Str., 8 entrances, St. Petersburg, 191060, Russia, st048426@student.spbu.ru
The article examines the paradiplomatic activity of the Canadian province Ontario which is one of the most active entities of Canada in the international arena of the XXI century. The author pays attention to the main Ontario's directions of international activity and the relation of the province's paradiplomacy with the policy of the Federal center in the XXI century. The article also considers the main reasons for the development of paradiplomacy in Canada. As a result, it is concluded that Ontario is a successful foreign policy actor; the province finds compromises with the Federal center, thanks to this approach, it builds strong relations with other international actors: traditionally with the United States, and as the alternative direction - China. Keywords: Canada, international activities, Ontario, federalism, paradiplomacy.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-1 -93-96
Канада является одной из крупнейших федераций в мире, которая за последние годы существенно увеличила свою вовлеченность в мировые политические дела. Однако внешнеполитическая деятельность Канады не ограничивается только федеральным уровнем - в неё активно вовлечены провинции, что приводит к развитию такого процесса, как парадипломатия.
Иво Духачек впервые использовал термин в 1986 г. для обозначения «политических связей государств, которые формируются через контакты субнациональных правительств с разными акторами международных отношений в торговле, промышленности, культуре и других сферах»1.
Причины развития парадипломатии в Канаде
Одной из основных причин международной деятельности провинций в Канаде является то, что в канадской Конституции не содержится положений о разделении полномочий во внешней политике между субъектами и федеральным центром. Информация о международной деятельности в целом практически отсутствует в документе (за исключением статьи 92, где говорится о возможности провинций быть «связанными инфраструктурой не только с другими субъектами Канады, но и иностранными государствами»2; и статьи 95 - на уровне провинций «можно принимать решения относительно въезда граждан других стран на территорию субъекта»3).
К возможным факторам, оказавшим влияние на отсутствие положений о внешней политике Канады в Конституции государства, можно отнести следующие: при создании Акта о Британской Северной Америке 1867 г. Великобритания оказывала давление на «отцов-основателей» канадского доминиона; создатели Акта о Британской Северной Америке сомневались в идее независимости Канады от Великобритании в будущем; боязнь возникновения Гражданской войны в Канаде; нежелание вносить изменения в Конституционные Акты относительно внешней политики Канады.
При этом федеральные власти признают факт существования международной активности провинций, и вопрос об изменении положений Конституции в отношении международной деятельности провинций не поднимается.
Парадипломатия Онтарио
Онтарио - вторая по величине (после Квебека) провинция в Канаде, которая охватывает около миллиона квадратных километров от Великих озер до берегов залива Хадсон. Субъект расположен между провинциями Манитоба на западе и Квебеком на востоке, граничит с США на юге.
Онтарио, в отличие от многих других канадских провинций, еще в XX в. располагала большим количеством зарубежных представительств
© Косова Л. Ю, 2019
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 1
по всему миру для продвижения целей провинции за рубежом, для привлечения инвестиций и развития бизнеса и туризма. Однако в середине 1990-х гг. провинция закрыла их по причине экономии бюджета. Канадские правительственные учреждения (консульства, посольства и т.д.)4 взяли на себя обязательство представлять не только интересы федерального центра за рубежом, но и Онтарио. Поэтому субъект не закончил свою парадипломатическую деятельность, напротив, он стал развиваться еще интенсивнее, в частности, благодаря экономии денежных средств, которые раньше отправлялись на содержание зарубежных представительств. В свою очередь, в Торонто на сегодняшний день существуют более 100 представительств зарубежных государств5.
Международная деятельность Онтарио включает в себя организацию и проведение официальных торгово-экономических миссий в различных частях земного шара. Например, 28 ноября - 2 декабря 2016 г. в Японии и Южной Корее проходила бизнес-миссия провинции6. Основная задача - создание экономических связей и поиск новых возможностей в таких сферах, как производство автомобилей, информационные технологии, коммуникации.
Соотношение с политикой федерального центра
Несмотря на то что парадипломатия Онтарио является довольно активной, она не противоречит интересам страны в целом: провинция ставит своей задачей реализацию экономических интересов, но при этом не стремится привлекать к себе международное внимание, которое должно быть направлено на федеральный центр.
По словам премьер-министра Онтарио Кетлин Уинн, «сотрудничество и всесторонняя поддержка центральных властей Канады во внешнеполитической сфере»7 должны продолжаться.
При этом субъект может оказывать влияние на федеральные переговоры по внешней политике. Этот вид деятельности осуществляется двумя способами: напрямую - когда провинция играет активную роль в таких переговорах или, как чаще всего происходит, через оказание давления со стороны Онтарио на действия федерального правительства.
Основные направления международной деятельности
Для развития парадипломатии власти Онтарио видят необходимость в сотрудничестве с другими провинциями. Главная цель - укрепление экономики и стирание торговых барьеров.
Правительство субъекта не обходит стороной проблему «поощрения сильных сторон провинции»8 на международной арене: сотрудничество с США (главный торговый партнер), Европой,
Китаем, Индией, Кореей и Японией для привлечения инвестиций.
Так, например, в результате торговых миссий 2014-2015 гг. с Китаем были заключены соглашения на сумму почти 3,8 млрд долл.9, а в 2015 г. между Калифорнией и Онтарио были укреплены связи в области технологий и киноиндустрии.
Еще одним важным направлением является иммиграционная политика, здесь уделяется особое внимание адаптации мигрантов на территории провинции, согласно Закону об иммиграции в Онтарио10 и Программе отбора кандидатов на
иммиграцию11.
В настоящее время международная деятельность субъекта в первую очередь ориентирована на внутренние потребности: экономический рост и создание рабочих мест, что реализуется благодаря экономическому развитию и иностранным инвестициям. Так, по словам должностных лиц Онтарио, экспорт составляет примерно «25% ВВП провинции, и каждые 100 миллионов долларов, получаемые от экспорта, создают 1000 новых рабочих мест»12.
Правительство Онтарио прошло долгий путь для того, чтобы создать имидж провинции как идеального торгового партнера и инвестиционного направления. К примеру, в 2005-2013 гг. премьер-министром субъекта были совершены поездки в Китай, Гонконг, Индию, Пакистан, Израиль, в результате чего между сторонами были заключены контракты на сумму более 1,6 млрд долл.
Следствием этих поездок стал план «Онтарио выходит на глобальный уровень. Торговая страте-гия»13, направленный на расширение присутствия провинции на мировых рынках, рост экономики и создание рабочих мест, при этом делается акцент на помощи предприятиям малого и среднего бизнеса. Документ призван помочь компаниям субъекта захватить большую долю мирового экспорта. От этого зависит их будущее и будущее процветание провинции.
Сотрудничество Онтарио и США
Сотрудничество США и Онтарио во многом осуществляется через Конференцию губернаторов и премьеров района Великих озер и реки Св. Лав-рентия14, которая объединяет руководителей Онтарио, Квебека, Иллинойса, Индианы, Мичигана, Миннесоты, Нью-Йорка, Огайо, Пенсильвании и Висконсина для поощрения экологически ответственного экономического развития.
Великие Озера и река Св. Лаврентия являются не только магистралью, связывающей Канаду и США, но и главным источником пресной воды региона. Экологические проблемы все чаще становятся повесткой дня для мирового сообщества, поэтому участники Конференции пришли к выводу, что «управление окружающей средой на территориях Канады и США имеет решающее значение для жителей и роста экономики»15. Акцент
делается на региональный, а не глобальный подход - так можно эффективно решить поставленные задачи. Кроме того, политика осуществляется совместно с федеральными центрами.
Бесспорно, проводимые мероприятия дали положительные результаты: до 2009 г. была реорганизована деятельность гидроэлектростанций (внедрены новые технологии, позволяющие наносить меньший вред окружающей среде) и решены вопросы, связанные с сохранением биоразнообразия и чистоты воды. Сейчас главная цель - поддержание достигнутых результатов и адаптация экономики к установленным экологическим стандартам.
К сожалению, Конференция в 2017 г. столкнулась с трудностями, которые связаны с деятельностью Дональда Трампа: он планирует сократить финансирование экологической программы в районе Великих Озер с 300 млн долл. до 10 млн долл.16
Окончательное решение по этому поводу еще не принято, но главы штатов и провинций намерены повлиять на ситуацию, потому что, по мнению их руководителей, такие сокращения «разрушат усилия двух стран в течение последних пяти десятилетий по восстановлению ресурсов»17.
Если говорить об экономическом развитии, то еще в 1990 г. было открыто торговое представительство Конференции в Торонто по содействию реализации экспорта и импорта товаров и услуг, а также в целях поддержки предприятий малого и среднего бизнеса штатов и провинций. Интересно то, что в отличие от экологического направления экономическая сфера не ограничилась территориальными рамками США и Канады, напротив, участниками Конференции было принято решение о выходе на глобальный уровень. Данный шаг можно объяснить тем, что осуществление экономической деятельности не только в регионе, но и за его пределами, позволяет получать большее количество прибыли и, соответственно, повышать уровень благосостояния.
Что касается отношений США и Онтарио вне рамок Конференции, то за последние десять лет сотрудничество начало смещаться от провинции и отдельных американских штатов к Онтарио и США в целом. По мнению Кетлин Уинн, в настоящее время важно понять перспективы сотрудничества с США и сделать все необходимое для того, чтобы оно было эффективным и долгосрочным. Действительно, провинция является экспортным центром для двадцати американских штатов (ежедневно товары продаются на сумму более 800 млн долл.18).
Правда, пока сложно сказать, будет ли партнерство Онтарио и федерального американского центра настолько эффективным, как рассчитывают в Канаде. Проблема снова заключается в политике Дональда Трампа, который на встрече с Джастином Трюдо в феврале 2017 г. говорил о пересмотре НАФТА, где «главной заботой США является Мексика»19.
Исходя из сложившейся ситуации, вполне вероятно то, что Онтарио будет снова ориентироваться на кооперацию с отдельными американскими штатами или будет искать других партнеров, например в Азии. Там одним из самых перспективных в экономическом плане государств является Китай.
Сотрудничество Онтарио и Китая
Дипломатические отношения между Китаем и Канадой были установлены в 1970 г. Провинция Онтарио активно сотрудничает с КНР: Торонто и Чунцин, Гравенхерст и Танг стали городами-побратимами20, а в 2001 г. власти канадской провинции создали Международный рыночный центр в Шанхае и назначили постоянных представителей.
Несмотря на то что Китай является популярным направлением для международной деятельности провинций, Онтарио пока не ставит эту страну на первое место в своих внешних связях, но сотрудничество, прежде всего экономическое, развивается стремительно, преимущественно благодаря регулярным торговым миссиям сторон.
Рынок Китая быстро растет: с 2014 г. это государство является вторым по величине экспортером сельскохозяйственной продукции в Онтарио: 832 млн долл.21. В свою очередь, провинция поставляет в Китай разнообразные товары: вина, кондитерские изделия, замороженные продукты и т.д. Содействие расширению торговли и инвестиций в экономическом секторе Онтарио связано с желанием провинциального правительства удвоить свои темпы роста и создать 120 тыс. новых рабочих мест к 2020 г.22
Очевидно, что Китай поможет канадскому субъекту расширить границы своих экономических возможностей. Министр международной торговли Онтарио Майкл Чан заявил: «Я с нетерпением жду новых проектов Китая и Онтарио и новых инвестиций, которые принесут пользу для нашей провинции на долгие годы»23.
Вывод
Внешняя политика Канады не ограничена федеральным уровнем, провинции также вовлечены в международную деятельность. Одним из таких субъектов является провинция Онтарио, парадипломатия которой имеет ряд особенностей: во-первых, парадипломатия необходима провинции, прежде всего, для развития экономики и решения экологических проблем;
во-вторых, международная деятельность субъекта не противоречит интересам страны в целом. Онтарио поддерживает международную политику канадского правительства;
в-третьих, связь с федеральным центром не означает отсутствие самостоятельности субъекта. Онтарио не бросает вызовы правительству
Международные отношения
95
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 1
Канады и прислушивается к его советам, однако парадипломатия осуществляется, прежде всего, исходя из провинциальных интересов;
в-четвертых, умение находить компромиссные решения с канадскими властями позволяет Онтарио выстраивать прочные отношения с другими акторами международных отношений: традиционно - с США, а в качестве альтернативного направления - с Китаем.
Сегодня взаимодействие США и Онтарио осуществляется преимущественно через Конференцию губернаторов и премьеров района Великих озер и реки Св. Лаврентия, основные направления - экология и экономика. Также за последние десять лет сотрудничество начало смещаться от провинции и отдельных американских штатов к Онтарио и США в целом.
При этом в отношениях Соединенных Штатов и Онтарио возникли трудности: Дональд Трамп планирует сократить финансирование экологической программы в районе Великих озер и пересмотреть договор НАФТА. Исходя из сложившейся ситуации, вполне вероятно, что Онтарио будет снова ориентироваться на кооперацию с отдельными американскими штатами или будет искать других партнеров, например, в Азии. Там одним из самых перспективных в экономическом плане государств является Китай.
Примечания
1 Duchacek I. The territorial dimension of politics : within, among and across nations. Boulder ; L., 1986. P. 15.
2 Government of Canada. A Consolidation of the Constitution Acts 1867 to 1982. Ottawa, 2013. P. 29.
3 Ibid. P. 32.
4 Canadian Government Offices Abroad.URL: http://www. international.gc.ca/cip-pic/description_bureaux-offices. aspx?lang=eng (дата обращения: 24.02.2018).
5 Consular offices. A list of consular offices in Ontario. URL: https://www.ontario.ca/page/consular-offices (дата обращения: 21.02.2018).
6 Ontario Business Mission to Japan and South Korea. November 28 - December 02. 2016. URL: https:// ontariogovernmentmissions.ca/japankorea/ (дата обращения: 18.02.2018).
7 Mandate letter: Intergovernmental Affairs. Premier's instructions to the Minister on priorities. 2016. URL: https:// www.ontario.ca/page/september-2016-mandate-letter-intergovernmental-affairs (дата обращения: 18.02.2018).
8 Canada Going Global. Trade Strategy, 2013. URL: https:// dr6j45jk9xcmk.cloudfront.net/documents/665/tradestra-tegy-en.pdf (дата обращения: 24.02.2018).
9 Mandate letter progress: Intergovernmental Affairs. The Minister's response letter to Premier Wynne, outlining the results achieved on key mandate priorities in 2014-15. URL: https://www. ontario.ca/page/mandate-letter-progress-intergovernmental-affairs (дата обращения: 24.02.2018).
10 Ontario Immigration Act, 2015. URL: https://www.ontario. ca/laws/statute/15o08 (дата обращения: 20.02.2018).
11 Ontario Immigrant Nominee Program. URL: URL: http:// www.ontarioimmigration.ca/en/pnp/ (дата обращения: 20.02.2018).
12 Mandate letter : Intergovernmental Affairs. Premier's instructions to the Minister on priorities, 2016. URL: https:// www. ontario.ca/page/september-2016-mandate-letter-intergovernmental-affairs (дата обращения: 18.02.2018).
13 Ontario goes global: trade strategy. URL: https:// dr6j45jk9xcmk.cloudfront.net/documents/665/tradestrat-egy-en.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
14 The Conference of Great Lakes and St. Lawrence Governors and Premiers. Official Site. URL: http://www. cglslgp.org/ (дата обращения: 19.02.2018).
15 The Conference of Great Lakes and St. Lawrence Governors and Premiers. History. URL: http://www.cglslgp.org/ about-us/history/ (дата обращения: 20.02.2018).
16 Great Lakes mayors warn against Trump's potentially drastic cuts to ecological initiative. URL: http://www.chica-gotribune.com/news/nationworld/midwest/ct-great-lakes-ecological-cuts-20170305-story.html (дата обращения: 19.02.2018).
17 Ibid.
18 Ibid.
19 Prime Minister Justin Trudeau and U.S. President Donald Trump had their first official meeting in Washington. URL: http://www.cbc.ca/news/politics/trump-trudeau-presser-full-1.3980629 (дата обращения: 22.02.2018).
20 Relationships between China and the Province of Ontario. URL: http://toronto.china-consulate.org/eng/topics/t40569. htm (дата обращения: 18.02.2018)
21 Ontario's Trade mission to China, 2015. URL: http://www. omafra.gov. on.ca/english/about/chinamission.htm (дата обращения: 22.02.2018).
22 Ibid.
23 Ontario Begins Follow-Up Mission to China. Mission to Focus on Increased Trade and Investment in Ontario// Ministry of Citizenship and Immigration. URL: https:// news.ontario.ca/mci/en/2016/04/ontario-begins-follow-up-mission-to-china.html (дата обращения: 21.02.2018).
Образец для цитирования:
Косова А. Ю. Парадипломатия канадской провинции Онтарио в XXI веке // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 93-96. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-1-93-96
Cite this article as:
Kosova A. Ju. Paradiplomacy of the Canadian Province Ontario in the 21st Century. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2019, vol. 19, iss. 1, рр. 93-96 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-1-93-96