Научная статья на тему 'Парадигмальные стратегии проектирования личностного развития обучающихся'

Парадигмальные стратегии проектирования личностного развития обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКА ГИБКОГО НОРМИРОВАНИЯ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / COMPETITIVENESS / PERSONAL DEVELOPMENT / INTEGRATED EDUCATIONAL SYSTEM / FLEXIBLE RATIONING METHODS / TRAINING INTENSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрончев Иван Константинович, Рябинова Елена Николаевна, Тимощук Нина Александровна

Предмет статьи парадигмальные стратегии проектирования личностного развития обучающихся. Основная тема значимость личностного развития обучающихся для потенциальных абитуриентов технических университетов. Цель работы анализ стратегических подходов, используемых в процессе формирования и личностного развития будущих конкурентоспособных специалистов. Методология проведения работы состоит в поиске совокупности парадигмально-стратегических подходов, на основе которых определяются принципы и способы формирования и личностного развития будущих высококвалифицированных инженерных кадров. Результаты работы содержит аналитический обзор парадигмально-стратегических подходов, используемых в процессе формирования и личностного развития будущего конкурентоспособного инженера. Областью применения результатов является процесс подготовки и развития высококвалифицированных, конкурентоспособных инженеров. Вывод. Совокупность рассмотренных парадигмально-стратегических подходов, используемых при формировании и личностном развитии будущих инженерных кадров, способствует генерации образовательного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрончев Иван Константинович, Рябинова Елена Николаевна, Тимощук Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGM STRATEGIES FOR DESIGNING STUDENTS ' PERSONAL DEVELOPMENT

The subject of the article is paradigm strategies for designing students ' personal development. The main topic is the importance of personal development of students for potential applicants to technical universities. The purpose of the work is to analyze the strategic approaches used in the process of formation and personal development of future competitive specialists. The methodology of the work consists in searching for a set of paradigm-strategic approaches, based on which the principles and methods of formation and personal development of future highly qualified engineering personnel are determined. The results of the work contain an analytical review of paradigm-strategic approaches used in the process of formation and personal development of a future competitive engineer. The scope of the results is the process of training and developing highly qualified, competitive engineers. Conclusion. The set of considered paradigm-strategic approaches used in the formation and personal development of future engineering personnel contributes to the generation of educational results.

Текст научной работы на тему «Парадигмальные стратегии проектирования личностного развития обучающихся»

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ

===========================SOCIAL SCIENCES==========================

УДК 378 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение.)

ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2020 И.А. Андрончев1 , Е.Н. Рябинова1, Н.А. Тимощук2

Андрончев Иван Константинович, ректор, доктор технических наук, профессор

E-mail: andronchev@samgupsl.ru Рябинова Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

«Высшая математика». E-mail: eryabinova@mail.ru Тимощук Нина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Лингвистика, межкультурная коммуникация и русский язык как иностранный».

E-mail: 7.60n@mail.ru

1Самарский государственный университет путей сообщения.

Самара, Россия 2Самарский государственный технический университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 06.05.2020

Предмет статьи - парадигмальные стратегии проектирования личностного развития обучающихся. Основная тема - значимость личностного развития обучающихся для потенциальных абитуриентов технических университетов.

Цель работы - анализ стратегических подходов, используемых в процессе формирования и личностного развития будущих конкурентоспособных специалистов.

Методология проведения работы состоит в поиске совокупности парадигмально-стратегических подходов, на основе которых определяются принципы и способы формирования и личностного развития будущих высококвалифицированных инженерных кадров.

Результаты работы содержит аналитический обзор парадигмально-стратегических подходов, используемых в процессе формирования и личностного развития будущего конкурентоспособного инженера. Областью применения результатов является процесс подготовки и развития высококвалифицированных, конкурентоспособных инженеров.

Вывод. Совокупность рассмотренных парадигмально-стратегических подходов, используемых при формировании и личностном развитии будущих инженерных кадров, способствует генерации образовательного результата.

Ключевые слова: конкурентоспособность, личностное развитие, интегрированная образовательная система, методика гибкого нормирования, интенсивность обучения.

DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-72-3-10

Современные стратегические тенденции высшего профессионального образования требуют опережающего развития будущих инженеров: со студенческой скамьи они должны мыслить как учёные-реформаторы, предлагая и реализуя новые идеи [1]. Понимая под стратегией долгосрочное ценностно-качественное направление развития университета, рассмотрим организацию внутреннего образовательного пространства, системы взаимоотношений внутри него, средства и формы образовательной дея-

тельности, а также позиции университета по отношению к окружающей, внешней среде, способные привести образовательное учреждение к поставленным целям. Другими словами, стратегия университета определяет генеральный план действий, определяющий приоритеты поставленных задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению целей.

Выбранная стратегия концентрированного роста связана с привлечением в вуз талантливой молодёжи с возможностью дальнейшего рас-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

крытия и развития своего потенциала. В связи с этим Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) разработал проект программы развития научно-исследовательской и инновационной деятельности до 2024 года, концепция которого одобрена Федеральным агентством железнодорожного транспорта [2]. Суть программы в следующем: научно-инновационная деятельность вуза ориентирована на пять парадигмальных направлений, на топ-5 направлений прикладных фундаментальных исследований. Перечислим их: «Человек», «Космос», «Транспорт», «Энергетика», «Город». Под каждое из этих направлений созданы научно-исследовательские институты и их отделения, руководить которыми будут как российские, так и зарубежные учёные. Каждое направление -это спектр научных знаний со своей парадигмой: исследования, взаимодействующие на стыке различных наук.

Рассмотрим такое парадигмальное направление, как «Человек». Оно включает в себя изучение основ психологии, истории, философии, социологии и медицины. Научно-исследовательский институт Человека имеет три отделения: метапредметных компетенций, искусственного интеллекта и отделение медицины и здорового образа жизни. Направление «Космос» также состоит из трёх отделений: дистанционного зондирования Земли, что связано с активным использованием возможностей аэрофотосъёмки, космических технологий для трассировки балластной призмы, объектов инфраструктуры; а также, отделения точной механики и медико-биологическое, связанное с физиологией человека.

Парадигма «Транспорт» связана с созданием транспортно-логического центра «Журавли». Научно-исследовательский институт транспорта состоит из отделения интерсубъективной надёжности сложных систем, отделения организации перевозочного процесса и отделенимя систем обеспечения движения поездов.

Парадигма «Энергетика» имеет свой научно-исследовательский институт с отделениями газомоторных технологий, возобновляемых источников энергии и энергетического эффекта и энергосбережения. Данное парадигмальное направление занимается развитием технологий газотурбовозов как гибридного вида тяги поездов, локомотивостроения, переходам к новым видам энергии. В недалёком будущем СамГУПС

способен разработать транспортную инфраструктуру для эксплуатации локомотивов на новых видах топлива с созданием сети заправочных станций. Следующий этап в развитии газотурбовоза - создание гибридной тяги на сжиженном природном газе и жидком водороде.

Парадигма «Город» призвана решать социальные проблемы жителей города. Научно-исследовательский институт города имеет отделение цифровых технологий, отделение городской инфраструктуры, включающее в себя строительство и экологию, а также отделение бизнес-моделирования. Использование цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве города, развитие технологий энергоресурса сбережения и другие технические решения прописаны в программе «Самара цифровая - 2020».

Особого подхода и внимания требует парадигма, связанная с личностным развитием потенциальных абитуриентов, которая на данном этапе не вошла в пятёрку перечисленных выше. Она является шестым парадигмальным направлением, призванным заложить и обеспечить фундаментальные основы реализации перечисленных выше пяти парадигм. Это связано с тем, что, как правило, конкурентоспособные специалисты вырастают из обучающихся с опережающим развитием, формирование которых начинается со школьной скамьи.

Приоритетным направлением в работе государственных и областных структур Самарской области является привлечение творчески одарённой молодёжи к занятиям научно-исследовательской деятельностью [3]. В рамках XVIII Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах» и Совета по вопросам управления и развития Самарской области была представлена Концепция Единой Самарской областной системы мер по выявлению и развитию творчески одарённой молодёжи в сфере науки, техники и технологий и инновационному развитию Самарской области [4]. Она была разработана в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 30.10.2013 №272 «Об образовании Координационного совета по работе с одарённой молодёжью в сфере науки и техники при Администрации Губернатора Самарской области» и утверждена 27 января 2016 года. Детально разработанные и утверждённые Министерством образования и науки Самарской области программы «Взлёт» и «Полёт» сопровождения и

поддержки развития одарённой молодёжи, начиная со средней школы и заканчивая её обучением в аспирантуре и докторантуре, предусматривают большое число организационных и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих их эффективное и устойчивое функционирование.

В настоящее время обучающиеся СамГУПС принимают участие в научно-образовательной программе конкурсного отбора школьников в губернаторский реестр творчески одарённой молодёжи. Отбор проводится по результатам конкурса исследовательских проектов программы «Взлёт». Для разработки такого проекта школьник, учитель и консультант из вуза объединяются в команду и в течение года трудятся вместе. Кроме этого, в СамГУПС реализуется проект «Университетские субботы»: созданы классы инженерного и экономического профиля, в которых ряд предметов изучается углублённо, что способствует развитию индивидуума и повышает его шансы на поступление в вуз [1].

Однако требуется и особый подход для раскрытия молодёжного потенциала в системе среднего профессионального образования (СПО), который в настоящее время ещё не решён. Российские железные дороги (РЖД) имеют разветвлённую цепь СПО, выпускники которых стремятся пополнить ряды студентов СамГУПС. Одной из задач является отбор и приобщение потенциальных абитуриентов из будущих выпускников СПО к расширению своего мировоззренческого горизонта и компетентностного багажа, приобретению и развитию конкурентоформи-рующих компетенций, включая навыки лидерства и активности.

Очевидно, что парадигмальная направленность личностного развития обучающихся будет следовать в русле формирования приоритетной для СамГУПС образовательной среды, которая характеризуется доступностью образования и наличием научно-инновационной деятельности.

В образовательной деятельности основной акцент делается на культурной составляющей, становлении и развитии личности, формировании метапредметных компетенций. Приобретённые в период научно-инновационной деятельности профессиональные и конкурентофор-мирующие компетенции помогут обучающимся определиться с темой квалификационной работы и получить приглашение на работу в инновационные структуры, созданные на базе Сам-ГУПС.

Одним из возможных подходов к созданию концепции личного развития обучающихся является весьма кардинальное направление поддержки и развития одарённой молодёжи - их продвинутое и ускоренное обучение [5-7]. Успешный педагогический опыт функционирования академического колледжа по продвинутому и ускоренному обучению одарённых обучающихся в интегрированной системе непрерывного образования «школа-вуз» [8-13] осуществлялся в соответствии с «Законом Российской Федерации об образовании» [14]. При этом учитывался положительный опыт обучения одарённых детей в школах Великобритании [15,16], Германии [17], Японии [18] и ряда американских школ, в старших классах которых для творчески-одарённых индивидуумов создаются академические группы, в которых одновременно с освоением школьных образовательных программ осваивают первый, а иногда и второй курсы университета [19-21]. После окончания школы такие выпускники зачисляются соответственно на второй или третий курсы университетов. Обычно это бывают вузы, с которыми сотрудничает школа по обучению с одарённой молодёжью, но говоря вообще, это может быть любое высшее учебное заведение.

Проблема распределения обучающихся по группам в соответствии с их умственными способностями и продвинутым уровнем подготовки является нерешённой до настоящего времени [21]. Почти век исследователи собирают данные об эффективности такого распределения. Однако, до сих пор не пришли к единому мнению: одни считают, что формирование отдельных групп для одарённых обучающихся необходимым условием их успешного обучения; другие объявляют этот метод недемократичным и не рациональным.

Ещё в 20-е годы прошлого столетия психолог В.М. Экземплярский [23], сторонник специальных школ для одарённых обучающихся, систематизировал доводы «за» и «против» создания таких школ.

Доводы, приводимые в пользу обучения в специализированных классах для одарённых обучающихся сводятся к следующему:

- продвижение в обучении возможно со свойственной для обучающегося скоростью;

- инициирование стабильного интереса к познавательной деятельности у обучающихся и их регулярное сотрудничество с одноклассниками;

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

- использование учебных материалов и образовательных технологий, соответствующих познавательным потребностям и умственному уровню обучающихся в силу однородного состава класса.

Аргументы «против» повторяются с удивительным постоянством:

- выделение одарённых обучающихся в отдельные группы неблагоприятно отразится на их эмоционально-волевой сфере, вызывая у них высокомерие и развитие чрезмерного самомнения;

- обучающиеся в обычных школах будут лишены положительных примеров, стимулов к усиленной работе, имея в качестве образца учебную деятельность и поведение успешных индивидуумов.

Следствием этих доводов считают неблагоприятным социально-культурный результат -общее понижение культурного уровня массовых школ; создание «элиты», «аристократии духа», лишённой интереса и понимания обычных людей. Поскольку же жизнь взрослых проходит во взаимодействии с людьми разного уровня способностей, то необходимо с детских лет приучаться к этому.

В нашей стране с шестидесятых-семидесятых годов прошлого века существуют специализированные классы и школы, обучение в которых ведётся по специально разработанным программам по определённым учебным дисциплинам. Результаты показывают, что, в целом, успехи обучающихся и окончивших такие учебные заведения гораздо выше их сверстников из обычных классов [24-26]. Замечено, что влияние обучения в группах, однородных по степени одарённости, на академические успехи обучающихся сказывается положительно только в случае специально разработанных программ.

Исследования также показали, что обучение одарённых обучающихся в группах с равным умственным уровнем благоприятно влияет на их самооценку: в такой ситуации приходится учиться с полной отдачей сил, ощущая постоянную стимуляцию со стороны одноклассников. При обучении одарённых в обычных классах наиболее часто создаётся ситуация высокомерного отношения к сверстникам, не понимающим азбучных истин, что формирует завышенную самооценку.

«Другой стороной медали» обучения одарённого обучающегося в обычном классе является

его отказ от личного интереса к познавательной деятельности и «сползание» к уровню «середнячка». Имеются данные и для одарённых подростков, испытывающих дискомфорт среди равных себе: это связано с созданием собственных нервных перегрузок для подтверждения своей исключительности в ситуациях постоянного интеллектуального соревнования. В таких случаях требуется психологическая поддержка по правильной корректировке «Я-концепции». Очевидно, что эта дискуссионная проблема должна решаться с учётом конкретных социально-психологических обстоятельств. Одарённость настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого индивидуума должен рассматриваться персонально.

Организационная концепция проектирования личностного развития состоит в разработке интегрированной образовательной системы (ИОС), являющейся одной из разновидностей систем непрерывного образования типа «среднее профессиональное учреждение - вуз». Концепция ИОС будет содержать самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные методологические, организационно-методические, дидактические, социально-коммуникационные и другие подсистемы и звенья.

Одним из важнейших исходных условий для организации и успешного функционирования ИОС является формирование отдельных групп из числа наиболее способных обучающихся с использованием комплекса предметных и психодиагностических тестов, экспертных систем и рекомендаций ведущих педагогов. Формирование и развитие компетенций у обучающихся ИОС немыслимо без использования новых, нетрадиционных, интенсивных, компьютерных технологий. Следовательно, образование способных обучающихся предполагает привлечение к такой педагогической работе способных учителей-преподавателей, являющихся энтузиастами своего дела.

Важное место в концепции проектирования личностного развития обучающихся занимают организационно-методические вопросы, обусловленные требованиями ограниченной загрузки обучающихся суммарной (академической аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной) образовательной деятельностью. Это требование обеспечивается применением методики гибкого нормирования среднестатистической загрузки

обучающихся, базирующейся на вариативности применения тех или иных интенсивных образовательных технологий, разработке и применении интегрированных монодисциплинарных и трансдисциплинарных курсов, а также принципов преемственности и повторяемости.

Дисциплины монодисциплинарной интеграции разрабатываются на основе объединения и взаимной интеграции содержания двух одноимённых дисциплин школьного и вузовского учебных планов (математика, физика, химия, физическая культура и т.д.) и имеют единую систему структурно-логических связей интегрированного в ней учебного материала. Дисциплины трансдисциплинарной интеграции разрабатываются на основе объединения и взаимной интеграции содержания различных дисциплин учебного плана ИОС (например, математика и иностранный язык, математика и физика, черчение и компьютерная графика, культурология и иностранный язык и т.д.) и имеют единую систему структурно-логических связей излагаемого в ней учебного материала.

Жёсткий конкурсный отбор при зачислении в ИОС, включающий в себя психодиагностические исследования индивидуальных качеств абитуриентов и тестовые испытания по профильным предметам, позволяет объективно выявить одарённых подростков и их возможности обучаться по интегрированным программам.. Одарённые дети осваивают учебный материал намного быстрее, чем среднестатистические школьники [18-23].

Таким образом, технические университеты с многоуровневыми структурами высшего технического образования станут интеллектуальным ядром интегрированных систем непрерывного образования, включая в организационно-методические структуры различные образовательные учреждения довузовского и дополнительного послевузовского обучения. Опыт образовательных учреждений Самарской области по созданию и функционированию интегрированных систем непрерывного образования самых разнообразных типов убедительно подтверждает их целесообразность и эффективность.

1. Андрончев, И. К. Хроника. Ежемесячная газета Самарского государственного университета путей сообщения; №5 (214 ) -. 20 мая 2019г

2. Сайт Самарского государственного университета путей сообщения

3. Овчинников, Д. Е., Загребова, Л. Е., Бальзанников, М. И., Пиявский, С. А., Акопов, Г. А., Смирнов, С. В., Шаталов, Р. Б., Глушков, А. А. Концепция развития творческого потенциала Самарской области. /Труды научно-практическойконф. «Проблемы управления и развития Самарской области».- Самара: АНО «Совет по вопросам управления и развития Самарской области», ООО «ОФОРТ», 2016. - С. 36 -44.

4. Проблемы управления и развития Самарской области: Труды научно-практической конференции (2025 сентября 2016 г. Самара, Россия) / Под общ. ред. В.А. Виттеха. - Самара: АНО «Совет по вопросам управления и развития Самарской области», ООО «ОФОРТ», 2016. - 120 с.

5. Богословский, В. И, Аниськин, В. Н., Михелькевич, В. Н.,. Рябинова, Е. Н., Тимощук, Н. А. Опыт и проблемы реализации продвинутого и ускоренного обучения одарённых обучающихся в техническом вузе / Тимощук, Н. А., Богословский, В. И., Аниськин, В. Н., Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. - Текст : непосредственный // Вестник Академии права и управления. - Москва, 2017. - № 3 (48). - С. 147-154 .

6. Тимощук, Н. А., Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. Междисциплинарная интеграция как метод обеспечения высокой интенсивности обучения одарённых обучающихся / Тимощук, Н. А., Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. - // Самарский научный вестник. - 2017. - № 2 (19). - С. 252-258.

7. Тимощук, Н. А., Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. Обучение одарённой молодёжи в интегрированной образовательной системе. / Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. - М.: Изд-во «Перо»: Вольск: Тип. ВВИМО, 2017. Актуальные проблемы психологии и педагогики. В 2 кн. Кн. 2. - С.89-94.

8. Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. Концепция и организационно-методические основы интегрированной образовательной системы «технический лицей - младший колледж технического вуза». Отчёт из 2-х частей. Самара: СамПИ, 1992. - Ч.1- 41с.; Ч.2-31с.

9. Беднова, Л. Н., Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. Концепция и опыт интегрированной образовательной системы «Технический лицей - младший колледж технического вуза» // Тезисы докладов научно-прак. конф. - Пермь: ППИ, 1992. - С.84-85.

10. Евдокимов, М. А., Рябинова, Е. Н. Опыт работы академического колледжа // Тезисы докладов научно-метод. конф. «Актуальные проблемы университетского образования», Самара: СамГТУ, 1998.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

11. Мегедь, В. М., Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н. Академический колледж - образовательная система для целевой подготовки специалистов. // Тезисы докладов научно-метод. конф. «Целевая индивидуальная подготовка специалистов в условиях рыночной экономики», Санкт-Петербург, 1992. - С. 84 -85.

12. Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н., Петрованова, Л. М. Психологическое сопровождение продвинутого и ускоренного обучения одарённых учащихся. // Тезисы докладов Российской научно-метод. конф «Психологическая поддержка в развитии творческой одарённой личности», Челябинск: ЧГТУ, 1993. -С. 15 -16.

13. Рябинова, Е. Н. Интегрированные образовательные системы «Средняя школа - вуз» // Тезисы докладов международного семинара «Двухступенчатое образование и самофинансирование вузов» - Балтик Ле-гис интернешнл Латвия, Юрмала, 1992. -С.53-54.

14. Положение об областном академическом колледже Самарского государственного технического университета. / Разработчики Михелькевич, В. Н., Рябинова, Е. Н., Мегедь, В. М.. Самара: Управление образования администрации Самарской области, 1992. - 9 с.

15. Цейкович, К. Н. Система образования в Великобритании. Проблемы зарубежной высшей школы: об-зорн. инф. / НИИ ВШ, вып.2,1989. - 64 с.

16. Сергеева, Н. И. Обучение одарённых детей в школах Великобритании. - М.: Вопросы психологии, №1, 1991.

17. Ворожейкина, О. Л. Система образования в ФРГ. Проблемы зарубежной высшей школы: обзорн. инф. / НИИ ВШ, вып.1, 1991. - 132 с.

18. Галаган, А. И. Система образования в Японии. Проблемы зарубежной высшей школы: обзорн. инф. / НИИ ВШ, вып.1, 1989. - 60 с.

19. Малькова, З. А. Современная высшая школа США. - М.: Педагогика, 1971. - 368 с.

20. Тартарашвили, Т. А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США / Под науч.ред. Ю.А. Клехо. -М.: 1988. - 68 с.

21. Одарённые дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Бурменской, Б. М. и Слуцкого, В. М. М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

22. Доровский, А. И. Дидактические основы развития одарённых учащихся: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агенство,1998.- 210 с.

23. Экземплярский, В. М. Проблемы школ для одарённых. - М.-Л.: 1927. - 82с.

24. Рабочая концепция одарённости. / Научн. ред. Шадриков, В.Д.. М.: Магистр, 1998. - 68 с.

25. Возможные миры или создание практики творческого мышления: пособие для преподавателей. / Бон-мов, В. С., Лаптева, А.В., Ермаков, С. В. и др. М.: Интерпракс, 1994. - 128 с.

26. Рабочая концепция одарённости. / Под ред. Богоявленской, Д. Б. Самара: президентская программа «Дети России», 2000. - 41 с.

PARADIGM STRATEGIES FOR DESIGNING STUDENTS ' PERSONAL DEVELOPMENT

© 2020 I.A. Andronchev1, E.N. Ryabinova1, N.A. Timoshchuk2

Andronchev Ivan Konstantinovich, Rector, Doctor of Technical Sciences, Professor E-mail: andronchev@samgupsl.ru Ryabinova Elena Nikolaevna, Doctor of Рedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Higher mathematics. E-mail: eryabinova@mail.ru Nina A. Timoshchuk, Сandidate of Рhilological Sciences, Аssociate Professor, Аssociate Professor of the Department "Linguistics, intercultural communication and Russian as a foreign language".

E-mail: 7.60n@mail.ru

1Samara state University of railway transport.

Samara, Russia

2Samara state technical University.

Samara, Russia

The subject of the article is paradigm strategies for designing students ' personal development.

The main topic is the importance of personal development of students for potential applicants to technical

universities.

The purpose of the work is to analyze the strategic approaches used in the process of formation and personal development of future competitive specialists.

The methodology of the work consists in searching for a set of paradigm-strategic approaches, based on which the principles and methods of formation and personal development of future highly qualified engineering personnel are determined.

The results of the work contain an analytical review of paradigm-strategic approaches used in the process of formation and personal development of a future competitive engineer.

The scope of the results is the process of training and developing highly qualified, competitive engineers. Conclusion. The set of considered paradigm-strategic approaches used in the formation and personal development of future engineering personnel contributes to the generation of educational results. Keyword: competitiveness, personal development, integrated educational system, flexible rationing methods, training intensity. DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-3-10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andronchev, I. K. Hronika. Ezhemesyachnaya gazeta Samarskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya; №5 (214 ) -. 20 maya 2019g. (Chronicle. Monthly newspaper of the Samara state University of railway transport; No. 5 (214 ) -. may 20, 2019)

2. Sajt Samarskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya (Website of Samara state University of railway transport)

3. Ovchinnikov, D. E., Zagrebova, L. E., Bal'zannikov, M. I., Piyavskij, S. A., Akopov, G. A., Smirnov, S. V., SHatalov, R. B., Glushkov, A. A. Koncepciya razvitiya tvorcheskogo potenciala Samarskoj oblasti. (The Concept of development of the creative potential of the Samara region.) / Trudy nauchno-prakticheskojkonf. «Problemy upravleniya i razvitiya Samarskoj oblasti».- Samara: ANO «Sovet po voprosam upravleniya i razvitiya Samarskoj oblasti», OOO «OFORT», 2016. - S. 36 -44.

4. Problemy upravleniya i razvitiya Samarskoj oblasti: Trudy nauchno-prakticheskoj konferencii (20-25 sentyabrya 2016 g. Samara, Rossiya) (Problems of management and development of the Samara region: Proceedings of the scientific and practical conference (September 20-25, 2016 Samara, Russia)/ Pod obshch. red. V.A. Vittekha. - Samara: ANO «Sovet po voprosam upravleniya i razvitiya Samarskoj oblasti», OOO «OFORT», 2016. - 120 s.

5. Bogoslovskij, V. I, Anis'kin, V. N., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N., Timoshchuk, N. A. Opyt i problemy realizacii prodvinutogo i uskorennogo obucheniya odaryonnyh obuchayushchihsya v tekhnicheskom vuze (Experience and problems of implementation of advanced and accelerated training of gifted students in a technical University) / Timoshchuk, N. A., Bogoslovskij, V. I., Anis'kin, V. N., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. - Tekst : ne-posredstvennyj // Vestnik Akademii prava i upravleniya. - Moskva, 2017. - № 3 (48). - S. 147-154 .

6. Timoshchuk, N. A., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. Mezhdisciplinarnaya integraciya kak metod obespecheniya vysokoj intensivnosti obucheniya odaryonnyh obuchayushchihsya (Interdisciplinary integration as a method of providing high-intensity training for gifted students) / Timoshchuk, N. A., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. - // Samarskij nauchnyj vestnik. - 2017. - № 2 (19). - S. 252-258.

7. Timoshchuk, N. A., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. Obuchenie odaryonnoj molodyozhi v integri-rovannoj obrazovatel'noj sisteme.( Training of gifted youth in an integrated educational system.) / Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-ekonomicheskih nauk: Sbornik materialov HI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: Izd-vo «Pero»: Vol'sk: Tip. VVIMO, 2017. Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki. V 2 kn. Kn. 2. - S.89-94.

8. Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. Koncepciya i organizacionno-metodicheskie osnovy integriro-vannoj obrazovatel'noj sistemy «tekhnicheskij licej - mladshij kolledzh tekhnicheskogo vuza» (The concept and organizational-methodical bases of integrated educational system "technical school Junior College technical College".) Otchyot iz 2-h chastej. Samara: SamPI, 1992. - CH.1- 41s.; CH.2-31s.

9. Bednova, L. N., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. Koncepciya i opyt integrirovannoj obrazovatel'noj sistemy «Tekhnicheskij licej - mladshij kolledzh tekhnicheskogo vuza» (Concept and experience of the integrated educational system "Technical Lyceum-Junior College of technical University") // Tezisy dokladov nauchno-prak. konf. -Perm': PPI, 1992. - S.84-85.

10. Evdokimov, M. A., Ryabinova, E. N. Opyt raboty akademicheskogo kolledzha // Tezisy dokladov nauchno-metod. konf. «Aktual'nye problemy universitetskogo obrazovaniya» (Abstracts of scientific-method. Conf. "Actual problems of University education"), Samara: SamGTU, 1998.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 22, № 72, 2020 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, Humanities, Biomedical Sciences, Vol. 22, no. 72, 2020

11. Meged', V. M., Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N. Akademicheskij kolledzh - obrazovatel'naya sistema dlya celevoj podgotovki specialistov. (an educational system for targeted training of specialists.)// Tezisy dokla-dov nauchno-metod. konf. «Celevaya individual'naya podgotovka specialistov v usloviyah rynochnoj ekonomiki», Sankt-Peterburg, 1992. - S. 84 -85.

12. Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N., Petrovanova, L. M. Psihologicheskoe soprovozhdenie prodvinutogo i uskorennogo obucheniya odaryonnyh uchashchihsya (Psychological support for advanced and accelerated learning of gifted students.)// Tezisy dokladov Rossijskoj nauchno-metod. konf «Psihologicheskaya podderzhka v razvitii tvorcheskoj odaryonnoj lichnosti», CHelyabinsk: CHGTU, 1993. - S. 15 -16.

13. Ryabinova, E. N. Integrirovannye obrazovatel'nye sistemy «Srednyaya shkola - vuz» (Integrated educational systems "Secondary school-University")// Tezisy dokladov mezhdunarodnogo seminara «Dvuhstupenchatoe obrazovanie i samofinansirovanie vuzov» - Baltik Legis interneshnl Latviya, YUrmala, 1992. -S.53-54.

14. Polozhenie ob oblastnom akademicheskom kolledzhe Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. (Regulations on the regional academic College of Samara state technical University.) / Razrabotchiki Mihel'kevich, V. N., Ryabinova, E. N., Meged', V. M.. Samara: Upravlenie obrazovaniya administracii Samarskoj oblasti, 1992. - 9 s.

15. Cejkovich, K. N. Sistema obrazovaniya v Velikobritanii. Problemy zarubezhnoj vysshej shkoly: obzorn. inf. (the education System in great Britain. Problems of the foreign higher school: review of inf) / NII VSH, vyp.2,1989. -64 s.

16. Sergeeva, N. I. Obuchenie odaryonnyh detej v shkolah Velikobritanii (Training of gifted children in UK schools.) - M.: Voprosy psihologii, №1, 1991.

17. Vorozhejkina, O. L. Sistema obrazovaniya v FRG. Problemy zarubezhnoj vysshej shkoly: obzorn. inf. (The system of education in FRG. Problems of the foreign higher school: review of inf.) / NII VSH, vyp.1, 1991. - 132 s.

18. Galagan, A. I. Sistema obrazovaniya v YAponii. Problemy zarubezhnoj vysshej shkoly: obzorn. inf. (Education System in Japan. Problems of the foreign higher school: review of inf.)/ NII VSH, vyp.1, 1989. - 60 s.

19. Mal'kova, Z. A. Sovremennaya vysshaya shkola SSHA (Modern higher school of the USA.) - M.: Peda-gogika, 1971. - 368 s.

20. Tartarashvili, T. A. Sistema podgotovki intellektual'noj elity v SSHA (System of preparation of intellectual elite in the USA)/ Pod nauch.red. YU.A. Klekho. - M.: 1988. - 68 s.

21. Odaryonnye deti: Per. s angl. (Gifted children: TRANS. from English) / Obshch. Red. Burmenskoj, B. M. i Sluckogo, V. M. M.: Progress, 1991. - 376 s.

22. Dorovskij, A. I. Didakticheskie osnovy razvitiya odaryonnyh uchashchihsya: Uchebnoe posobie (Didactic foundations of the development of gifted students: Textbook.) M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agenstvo,1998.-210 s.

23. Ekzemplyarskij, V. M. Problemy shkol dlya odaryonnyh. (Problems of schools for the gifted.) - M.-L.: 1927. - 82s.

24. Rabochaya koncepciya odaryonnosti (Working concept of giftedness.) / Nauchn. red. SHadrikov, V.D.. M.: Magistr, 1998. - 68 s.

25. Vozmozhnye miry ili sozdanie praktiki tvorcheskogo myshleniya: posobie dlya prepodavatelej (Possible worlds or creating a practice of creative thinking: a guide for teachers.) / Bonmov, V. S., Lapteva, A.V., Ermakov, S. V. i dr. M.: Interpraks, 1994. - 128 s.

26. Rabochaya koncepciya odaryonnosti (The working concept of giftedness.) / Pod red. Bogoyavlenskoj, D. B. Samara: prezidentskaya programma «Deti Rossii», 2000. - 41 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.