УДК 14
Корнилов Ю.А.
старший преподаватель кафедры теологии Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток, Россия)
ПАРАДИГМАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА НАТУРФИЛОСОФИИ В РУССКОМ ДУХОВНО-АКАДЕМИЧЕСКОМ ТЕИЗМЕ ВТОР. ПОЛ. XIX - НАЧ. XX ВВ.
Аннотация: в данной статье раскрываются наиболее существенные особенности натурфилософии в русском духовно-академическом теизме рубежа XIX- нач. XX вв. Данный период характеризуется расцветом православно-теистическом мысли в Российской империи и позволяет выявить специфику понимания философии природы в этой философской традиции, которая в указанном отношении уникально синтезировала в себе различные теоретические направления (восточнохристианское, западное схоластическое и новоевропейское).
Ключевые слова: духовно-академический теизм, православная философия, натурфилософия, философия природы, восточное христианство.
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что русская духовно-академическая философия по сей день остается не до конца изученным направлением отечественной мысли. Также заявленная тема является актуальной по причине непрекращающихся дискуссий на тему взаимоотношения религиозного-философского понимания реальности и естественнонаучного знания.
Натурфилософские воззрения русских православных духовно-академических авторов, как правило, рассматриваются исследователями в каком-то определенном контексте. Прежде всего, нас интересуют работы, посвященные онтологическим воззрениям представителей русской православно-
теистической философии: И. В. Гунькина [4], В. А. Поль [6], Я. В. Бондаревой, И. И. Семаевой, Т. А. Моисейкиной [2]. Значимыми в интересующем нас отношении являются работы, анализирующие реакцию духовно-академической мысли на наследие немецкой классической философии, в частности на пантеистические системы. Этому вопросу посвящены работы В. В. Антиповой [1], В. В. Гилевой [3], О. Д. Мачкариной [5] и др.
Анализ рукописного и печатного фондов дореволюционных духовных академий, проведенный нами, позволил восполнить разрозненные сведения о состоянии православно-теистической философии природы в указанный в заглавии статьи период.
Стало очевидно, что русская духовно-академическая натурфилософия втор. пол. XIX - нач. XX вв. представляет собой оригинальное историко-философское явление, сопоставимое с известными системами философии природы отечественного и зарубежного происхождения. Об этом свидетельствует обстоятельная православно-теистическая критика пантеистической космологии, ньютоно-картезианских представлений о пространственно-временном континууме, кантианского понимания пространства и времени, материалистического атомизма, позитивистского сциентизма, дарвинистской натурфилософии и других течений, осмысляющих феномен природы.
С историко-философской точки зрения православная духовно-академическая философия природы указанного периода находится на линии развития христианизированного платонизма и аристотелизма, в определенной мере соответствуя натурфилософским разработкам представлений о материи, атоме, пространстве и времени патристического и схоластического периода и отстаивая позиции библейского теистического креационизма и провиденциализма.
В то же время православно-теистическая мысль исторически встроилась в общеевропейский процесс становления новоевропейской науки, сумев вобрать в свой философский оборот новый язык описания природной действительности,
порожденный экспериментальным математизированным естествознанием. Важными для православных академистов были не только критические замечания в адрес светской натурфилософии, но также и опыты положительного согласования библейско-христианской картины мира с пониманием реальности в рамках естественных наук. Теисты не воспринимали естествознание как безусловно враждебную по отношению к религиозному мировоззрению силу.
Русская духовно-академическая натурфилософия базировалась на оригинальной теоретико-методологической парадигме, которая ориентировалась на принципы дисциплинарного синтеза, целостного знания, преодоления крайних метафизических концепций (фидеизма и рационализма, витализма и механицизма, идеализма и материализма, догматизма и критицизма), обнаружения ограниченности человеческого разума, внимание к субъективно-психологической детерминации процесса познания. Указанный подход позволил православно-теистической мысли во многом совпасть с пониманием природы в науке XX в.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипова В.В., Гилёва А.В. Наследие Шеллинга и русская духовно-академическая философия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №2-1. С. 206-209;
2. Бондарева Я.В., Семаева И.И., Моисейкина Т.А. Онтологические искания в русской религиозной философии XIX - первой половины XX вв. // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. №4. С. 49-58;
3. Гилева В.В. Влияние немецкого философского идеализма XVШ - начала XIX веков на русский духовно-академический теизм: автореферат дис. ... канд. филос. н.: 09.00.13 / Гилева Виктория Валериевна. Благовещенск, 2009. 23 с;
4. Гунькин И.В. Онтология в русском духовно-академическом теизме XIX века: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.03. Хабаровск, 2006. 23 с;
5. Мачкарина О.Д. Критическая философия И. Канта в Санкт-Петербургской духовной академии: критика и интерпретация // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2011. №14 (1). С. 155-160;
6. Поль В. А. Особенности философской онтологии в казанской духовной академии // Вологдинские чтения. 2006. №60. С. 45-47.
Kornilov Yu.A.
Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia).
PARADIGM SPECIFICITY OF NATURAL PHILOSOPHY IN RUSSIAN SPIRITUAL AND ACADEMIC THEISM OF SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURIES
Abstract: this article reveals the most significant features of natural philosophy in Russian spiritual and academic theism of the turn of the XIX - early XX century. XX centuries. This period is characterized by the flourishing of Orthodox theistic thought in the Russian Empire and allows us to identify the specifics of understanding the philosophy of nature in this philosophical tradition, which in this regard uniquely synthesized various theoretical directions (Eastern Christian, Western Scholastic and New European).
Keywords: spiritual academic theism, Orthodox philosophy, natural philosophy, philosophy of nature, Eastern Christianity.