Научная статья на тему 'Парадигма традиционных ценностей в современной чувашской литературе (на примере творчества Н. Ильиной)'

Парадигма традиционных ценностей в современной чувашской литературе (на примере творчества Н. Ильиной) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ ЧУВАШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАДЕЖДА ИЛЬИНА / VALUES / TRADITIONAL AND MODERN CULTURE / MODERN CHUVASH LITERATURE / NADEZHDA ILYINA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якимова (Афанасьева) Екатерина Романовна, Чекушкина Елена Петровна, Софронова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются произведения современной чувашской писательницы Н. Ильиной с точки зрения отражения аксиологической картины мира чувашского народа. На примере отдельных рассказов прослеживается трансформация традиционных ценностей современного общества под влиянием времени: утрата гуманизма, родственных связей, уважительного отношения к родному языку и культуре. В ходе исследования установлено, что Н. Ильина наиболее отчетливо отразила модели девиантного поведения современного человека, которое является прямым следствием утраты традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGM OF TRADITIONAL VALUES IN THE MODERN CHUVASH LITERATURE (BY THE EXAMPLE OF N. ILYINA’S CREATIVE WORK)

The article examines the works of the modern Chuvash writer N. Ilyina from the viewpoint of representing Chuvash axiological worldview. By the example of the certain stories the authors trace the transformation of traditional values of the modern society under the influence of time: the lack of humanity, kinship, respectful attitude to the native language and culture. The paper identifies that N. Ilyina represented most clearly the models of modern human’s deviant behaviour which is a direct consequence of the loss of traditional values.

Текст научной работы на тему «Парадигма традиционных ценностей в современной чувашской литературе (на примере творчества Н. Ильиной)»

Якимова (Афанасьева) Екатерина Романовна, Чекушкина Елена Петровна, Софронова Ирина Владимировна

ПАРАДИГМА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Н. ИЛЬИНОЙ)

В статье рассматриваются произведения современной чувашской писательницы Н. Ильиной с точки зрения отражения аксиологической картины мира чувашского народа. На примере отдельных рассказов прослеживается трансформация традиционных ценностей современного общества под влиянием времени: утрата гуманизма, родственных связей, уважительного отношения к родному языку и культуре. В ходе исследования установлено, что Н. Ильина наиболее отчетливо отразила модели девиантного поведения современного человека, которое является прямым следствием утраты традиционных ценностей. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/8-2/16.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 2. C. 60-62. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2017/8-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

THE SPECIFICITY OF LITERARY NONSENSE-FAIRY TALE

Shiryaeva Irina Nikolaevna

Lomonosov Moscow State University axmell@yandex. ru

The article is devoted to the consideration of the phenomenon of the literary nonsense fairy tale, which is of great interest for Russian literary criticism. The main attention is paid to the specific features of this genre, relating to composition, content and language. In particular, the author gives a large number of examples of the language game, taken from three most striking works of the literature of the nonsense - "Between Two Chairs" by E. Klyuev, "Suyer-Vyyer" by Yu. Koval and "Gentlemen and Dogs" by D. Rubina and R. Barinskii.

Key words and phrases: literary nonsense; nonsense-fairy tale; literary fairy tale; language game; artistic techniques; D. Rubina; Yu. Koval; E. Klyuev.

УДК 82.09

В статье рассматриваются произведения современной чувашской писательницы Н. Ильиной с точки зрения отражения аксиологической картины мира чувашского народа. На примере отдельных рассказов прослеживается трансформация традиционных ценностей современного общества под влиянием времени: утрата гуманизма, родственных связей, уважительного отношения к родному языку и культуре. В ходе исследования установлено, что Н. Ильина наиболее отчетливо отразила модели девиантного поведения современного человека, которое является прямым следствием утраты традиционных ценностей.

Ключевые слова и фразы: ценности; традиционная и современная культура; современная чувашская литература; Надежда Ильина.

Якимова (Афанасьева) Екатерина Романовна, к. филол. н., доцент Чекушкина Елена Петровна, к. филол. н. Софронова Ирина Владимировна, к. филол. н., доцент

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары katya-af@yandex.ru; enarpi@mail.ru; muxtar2@yandex.ru

ПАРАДИГМА ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Н. ИЛЬИНОЙ)

Сегодня человечество вступило в новую эпоху - эпоху глобализации и высоких технологий. Эти обстоятельства хотя и объединяют людей, но в то же время они изолируют, атомизируют их. В связи с этим меняется парадигма общения между людьми. Стремительно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека приспосабливаться к новым реалиям. Какие же ценности выводит на передовое место эта новая цивилизация? Человек в традиционной культуре старался жить общиной, коллективом. Индустриальный человек разрывает все свои «старые» связи, в том числе родственные. Для представителей традиционной культуры семья, племя, род являлись центральным стержнем и фундаментом всего существования. Приоритет здесь отдается «традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышления» [5, с. 185]. Не случайно поэмы «Род Аптрамана» П. Хузангая и «Дед Кельбук» Я. Ухсая, составляющие классическую сокровищницу чувашской литературы, восхваляют семейные ценности: связь поколений, почитание старших как пример для подрастающего поколения, почитание Природы, Земли, Родины. Тысячелетиями представители традиционной аграрной культуры придерживались опыта предков, старались не осквернять Землю, всячески показывали уважение к ней (традиционные календарные праздники в честь начала земледелия или окончания полевых работ), почитали Природу как Праматерь всего живого на земле. Для человека современного приоритетной является идея преобразования мира и подчинения человеком окружающего мира, поэтому природа рассматривается как неиссякаемый источник ресурсов и материалов для поддержания жизнедеятельности. Если даже в общих картинах рассмотреть современное искусство, то оно предстает как непрекращающаяся борьба с единым «страшным» врагом - природой (в западных триллерах живые существа на планете - деревья, насекомые - предстают некими страшными чудовищными тварями, которых во что бы то ни стало нужно уничтожить во имя торжества на планете единственного достойного существа - Человека). Традиционные общества, напротив, всех живых тварей и растения представляют одушевленными существами [1, с. 62]. Благодаря таким качествам, как динамичность, интенсивность и агрессивность, западная культура быстро распространяется по всему миру, поглощая постепенно все традиционные культуры. Массовая культура создает иллюзию доступности более легкого существования. Это приводит к его некритическому принятию и идеализации, вызывает пренебрежительное отношение к собственной культуре. Все чаще персонажами сегодняшних произведений становятся

10.01.00 Литературоведение

61

антигерои, брошенные, спившиеся или одинокие люди, потерявшие человечность в погоне за богатством и ищущие смысл жизни, тоскующие о потерянных родственных корнях.

В современной чувашской литературе модели девиантного поведения, на наш взгляд, отчетливо выразились в творчестве Надежды Ильиной. Так, например, в рассказе «Раскаленные угли» героиня - молодая девушка Ульяна - страдает из-за своего физического уродства по вине родного отца, который в состоянии алкогольного опьянения бросил ее - совсем еще младенца - в горячую печь. Но, повзрослев, она ухаживает за ним, теперь уже немощным стариком, от которого отказались остальные дети. Однако ее отец страдает не меньше -он осознает свою ошибку, допущенную в молодости, но ничего изменить уже не может, и его гложет чувство вины перед дочерью. Раскаиваясь в душе, он никак не может перебороть себя и попросить прощения у дочери. Так и уходит в мир иной, не поговорив с дочерью по душам. И единственным, кто оплакивает смерть отца, оказалась именно эта дочь, а не те дети, выросшие в любви. «Прозе Н. Ильиной наиболее характерно размышление над проблемой гуманизма в современном обществе. Молодой автор затрагивает морально-этические взаимоотношения людей, где во главу этих отношений ставятся противоположные понятия, такие как честь и бесчестие, верность и предательство, долг и трусость, грех и чистота, богатство и бедность» [6, с. 186]. На наш взгляд, такое противопоставление дает возможность наиболее отчетливо увидеть наболевшие проблемы сегодняшнего дня. Подобное противопоставление человеческих ценностей наблюдается и в других рассказах Н. Ильиной. Так, герой рассказа «Последняя осень» - собака Альма - всю свою жизнь верой и правдой служила хозяину, несколько раз спасала его от смерти. Но когда старость подступила к Альме, он оказался ненужным хозяину: по совету соседа хозяин дал ему яд... «Прозаик затрагивает проблему ожесточения человеческих душ и постепенного выхолащивания родственных отношений между людьми. В противовес этому образы животных настолько гармоничны, что "царям природы" впору у них учиться» [Там же, с. 187].

Исследователь современной чувашской прозы А. Мышкина замечает, что «в рассказах Н. Ильиной любое трагическое происшествие выступает как естественный отзвук трагической действительности и становится способом формирования структуры всего произведения. Например, в рассказе "Счастье, обретенное без бога" таким происшествием стало знакомство главного героя Семеккея со своим незаконнорожденным и недоразвитым сыном» [3, с. 145].

Разрушение оппозиций добро - зло, любовь - ненависть, смех - ужас, прекрасное - безобразное, жизнь -смерть, наблюдаемое в прозе Н. Ильиной, дает повод говорить о деканонизации традиционных ценностных центров в сегодняшнем обществе.

В рассказе «Девичья фигура» явственно вырисовывается противопоставление прекрасное - безобразное: с одной стороны, изящная девичья фигура из песка на берегу реки, с другой - воспоминания главной героини рассказа о былой своей красоте и испоганенной жизни. Наблюдая, как ночной ливень разрушает песчаную фигуру, героиня видит в ней себя, молча глотает слезы в раскаянье о беспутно прожитой жизни. Как короток путь от красоты до уродства! Примечателен образ Даниила из одноименного рассказа писательницы: и смешное, и ужасное идут рядом. В наркотическом опьянении его до смерти избивает собственный брат, к которому он приехал за успокоением. Как Даниил дошел до этого? Почему такое стало возможным? Ответ очень прост - наше бездействие и пассивность. Молчим и прячем глаза, когда видим несправедливость, ложь. Встаем на сторону тех, кто сильнее на данный момент, заведомо зная, что он не прав.

В традиционном понимании для чуваша дом отождествляется с детством. Он подобен святому месту, где можно очиститься и набраться сил. Человек, возвращаясь сюда, осознает свои ошибки, находит правильный выход из сложившейся ситуации. Здесь всегда присутствуют гармония и согласие. Дом готовит его к выходу во внешний мир, по возвращении очищает его, придает силы. В рассказе Н. Ильиной «Даниил» представлен преобразованный образ дома. Главный герой возвращается в родной дом для обретения смысла существования, набраться силы, чтобы жить дальше. «Он совершает это неосознанно. Преодолевает все возможные трудности на пути, совершает невозможное, но родительский дом не принимает его. Героя, который забыл о своих родителях, родном доме, языке, начал новую жизнь на новом месте, не всегда ожидает добрый прием. Все зависит от того, что связь между родителями и детьми прервалась, и в этом герой виновен сам» [4, с. 142]. Даниил отказался от своих ценностей. Изменился и его родительский дом, с которым он потерял связь. Поэтому дом вместо того, чтобы очистить души, вдохнуть новые силы, становится для него последним пристанищем. Под негативным влиянием он перестал выполнять свою основную функцию.

Особенно остро в рассказе «Даниил» поставлена проблема сохранения родного языка как части самобытной культуры народа. Даниил всю жизнь учил студентов родному языку, а своего сына ему не удалось научить. В итоге сын брезгливо относится не только к родной культуре, но и к родителям, как изжившим себя рудиментам. Проблема потери языка оголяет более глубокие истины: неуважение к старшим ведет к уничтожению семейных ценностей, потеря самобытности - к потере личного человеческого достоинства.

Как пишет А. Мышкина, в рассказе «Даниил» Н. Ильина повествует «о глубокой трагедии человеческой жизни, о безысходности создавшегося духовно-нравственного положения не столько в судьбе одного человека, сколько всей нации» [3, с. 142]. По мнению исследователя, «герой рассказа Н. Ильиной глубоко одинокий человек. Его трагедия, вероятно, и в том, что в современном мире человек устал от самого себя... Именно поиск идеала, идола (основанного на чувстве национальной принадлежности) и происходит в рассказе "Даниил"» [Там же, с. 144].

По мнению ряда исследователей, сохранить духовные ценности народа можно, лишь «опираясь на традиции, обычаи своего народа, на учения его просветителей, на выдающиеся произведения в области художественной

литературы» [2, с. 122]. Трагизм бытия в художественном пространстве Н. Ильиной, на наш взгляд, вызван утратой истоков, изначальных ценностей, ничем не замещенных. В связи с этим особенную актуальность приобретает проблема сохранения традиционных духовных ценностей или поиска новых ценностных ориен-таций. Это значит - поиска нового образа жизни, нового отношения к природе, к людям и к себе.

Список источников

1. Афанасьева Е. Р. Проявление деканонизации ценностных центров в современной литературе Урало-Поволжья // Проблемы филологии народов Поволжья: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А. Т. Сибгатуллина. М. - Ярославль: Ремдер, 2011. Вып. 5. С. 60-64.

2. Ермакова Г. А., Якимова Н. И., Сорокина О. В., Савирова М. П. Формирование духовных потребностей в поликультурной среде (образование души как стратегический проект) // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 5-6. С. 122-131.

3. Мышкина А. Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины XX века: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 275 с.

4. Софронова И. В. Семантика пространства дома-избы в чувашской литературе // Общество, культура, личность XXI века: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2016. С. 139-142.

5. Степин В. С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию // Этическая мысль. М.: ИФ РАН, 2002. С. 182-199.

6. Чекушкина Е. П. Особенности прозы молодых писателей в чувашской литературе конца ХХ - начала XXI в. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (48): в 2-х ч. Ч. 2. С. 184-187.

PARADIGM OF TRADITIONAL VALUES IN THE MODERN CHUVASH LITERATURE (BY THE EXAMPLE OF N. ILYINA'S CREATIVE WORK)

Yakimova (Afanas'eva) Ekaterina Romanovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Chekushkina Elena Petrovna, Ph. D. in Philology Sofronova Irina Vladimirovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor I. N. Ulyanov Chuvash State University katya-af@yandex.ru; enarpi@mail.ru; muxtar2@yandex.ru

The article examines the works of the modern Chuvash writer N. Ilyina from the viewpoint of representing Chuvash axiological worldview. By the example of the certain stories the authors trace the transformation of traditional values of the modern society under the influence of time: the lack of humanity, kinship, respectful attitude to the native language and culture. The paper identifies that N. Ilyina represented most clearly the models of modern human's deviant behaviour which is a direct consequence of the loss of traditional values.

Key words and phrases: values; traditional and modern culture; modern Chuvash literature; Nadezhda Ilyina.

УДК 82

В статье рассматривается тема поверженной родины в публицистике чечено-ингушского зарубежья. Для исследования взяты два произведения: книга «Трагедия героического чечено-ингушского народа», написанная в соавторстве Багаудином Ведзижевым и Наифом Арсланом, и статья Алаеттина Кутлу «Уничтожение чеченцев и ингушей». Эти издания представляют собой большой научный интерес, так как впервые становятся объектами исследования и вводятся в научный оборот. В работе определяется роль публицистов в формировании взглядов читательской аудитории.

Ключевые слова и фразы: чечено-ингушское зарубежье; публицистика; этническое самосознание; ингушская литература; чеченская литература; Б. Ведзижев; Н. Арслан; А. Кутлу.

Ялхароева Марем Ахметовна, к. филол. н.

Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук имени Ч. Э. Ахриева, г. Магас maremyalharoeva@mail. ги

ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ РОДИНЫ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

После демократических преобразований в России усилился рост этнического самосознания, начался процесс возрождения народных традиций. На первый план стали выступать вопросы, давно волновавшие общественность и национальную элиту. Настало время «собирать камни». После падения «железного занавеса» в России появилась возможность духовного воссоединения разрозненных частей этноса, представители которого в разные годы оказались за пределами исторической родины: в Турции, США, в странах Европы и Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.