Научная статья на тему 'Парадигма отечественного медиаобразования'

Парадигма отечественного медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сальный Р. В.

Сегодня медиа создают представление о реальной действительности, что определяет необходимость особого отношения к проблеме развития медиакультуры современного человека. Формируемый «миф» реальности отстраняет человека от нее, оказывая огромное влияние на возможность осуществления деятельности с осознанным принятием ответственности за собственную жизнь и интересом к ней. Результатом этого становится искаженное, дифференцированное мировоззрение, не позволяющее человеку понять и реализовать собственный потенциал. Понимание этой проблемы пришло как к российским, так и к зарубежным педагогам и ученым, и сейчас происходит заимствование методов, теоретических концепций школами разных стран. Но результаты этого процесса не всегда соответствуют национальным традициям воспитания и образования, направленным на формирование ментальной идентичности учащихся. В связи с этим крайне необходимо понять принципы адаптации зарубежных теорий медиаобразования к отечественным особенностям процесса воспитания молодого поколения. В монографии есть примеры заимствования технологий и методик медиаобразования иностранных школ, но в описанных исследованиях просматривается вектор, характеризующий своеобразие российского медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадигма отечественного медиаобразования»

Книжная полка

Парадигма отечественного медиаобразования

Р.В.Сальный

Рецензия на книгу: Федоров А.В., Челышева И.В., Новикова А.А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В. Федорова). Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2007. 212 с.

Сегодня медиа создают представление о реальной действительности, что определяет необходимость особого отношения к проблеме развития медиакультуры современного человека. Формируемый «миф» реальности отстраняет человека от нее, оказывая огромное влияние на возможность осуществления деятельности с осознанным принятием ответственности за собственную жизнь и интересом к ней. Результатом этого становится искаженное, дифференцированное мировоззрение, не позволяющее человеку понять и реализовать собственный потенциал.

Понимание этой проблемы пришло как к российским, так и к зарубежным педагогам и ученым, и сейчас происходит заимствование методов, теоретических концепций школами разных стран. Но результаты этого процесса не всегда соответствуют национальным традициям воспитания и образования, направленным на формирование ментальной идентичности учащихся. В связи с этим крайне необходимо понять принципы адаптации зарубежных теорий медиаобразования к отечественным особенностям процесса воспитания молодого поколения. В монографии есть примеры заимствования технологий и методик медиаобразования иностранных школ, но в описанных исследованиях просматривается вектор, характеризующий своеобразие российского медиаобразования.

В этом отношении интересно рассмотреть специфику подходов к решению проблем медиаобразования отечественными и зарубежными учеными. В представленной книге довольно отчетливо, по нашему мнению, видно различие во взглядах на потенциал эстетической теории медиаобразования. Для российских исследователей и педагогов она является основой, на которой возможно осуществление воспитательного воздействия на учащихся. Для западных представителей медиаобразования эстетическая теория, скорее, основа для формирования защитных (против некачественных медиатекстов) реакций учащихся, развития их эстетического вкуса, умений интерпретировать медиатексты. Отечественные медиапедагоги большее внимание уделяют таким понятиям как мировосприятие, развитие которого -одна из основных целей, осуществляемых в рамках эстетической теории медиаобразования.

Методологической основой для реализации этого направления в рамках представленных в монографии работах является теория диалога культур М.М. Бахтина - В.С. Библера, где ключевой представляется возможность диалога автора и читателя (зрителя, слушателя). Концепция диалога культур лежит в основе культурологической теории медиаобразования, поэтому в исследованиях, представленных в монографии, эстетическая и культурологическая теории используются совместно. Это дает возможность построить такую методику, в результате реализации которой у учащихся будут развиваться способности к пониманию автора и самого себя в диалоге, строящемся на основе медиатекста. И, по мнению многих педагогов и ученых, только в такой ситуации возможно духовно-эстетическое обогащение личности.

Если культурологическая теория в качестве основной цели предполагает установление воспринимающим дискурса текста, то эстетическая понимание - личностного переживания. В связи с этим необходимо отметить используемые авторами работ, собранных в данном издании, такие показатели медиакомпетентности, как «интерпретационный/оценочный» и «перцептивный». Можно проследить влияние между обозначенными теориями и этими показателями. На основе первого показателя можно установить способность анализировать медиатекст, а на основе второго определить возможность сопереживать автору. И если «интерпретационный/оценочный» показатель в большей степени основан на измерении степени умений анализировать структуру текста, то «перцептивный» способности чувственного сближения с миром художника. Но, безусловно, прослеживается их взаимное влияние (как, впрочем, эстетической и культурологической теорий).

Если «интерпретационный/оценочный» показатель характеризует способность анализировать большинство медиатекстов, то «перцептивный» раскрывает свой потенциал, когда речь идет о взаимодействии учащихся с художественными сферой медиа. Здесь на первый план выходит такое направление в рамках медиаобразования как кинопедагогика, которое в качестве основного предмета своей деятельности определяет возможности киноискусств в воспитании аудитории. Произведения экранных искусств представляют собой огромный потенциал для воспитания молодежи, так как предполагают в процессе восприятия интимно-личностный контакт с медиатекстом, актуализируя тем самым жизненный опыт, что делает возможным его обогащение и активное формирование мировоззрения.

Мировоззрение - это, прежде всего, механизм, который дает возможность человеку «идентифицировать себя с самим собой» и определить «свое место в жизни». Мировоззрение состоит из устойчивых образований, процесс познания которых происходит в течение всей жизни и основан на возможности отличать приходящие, уходящие и неизменные сферы мировосприятия, определяющие уникальность личности. Процесс такого познания актуализируется во время диалога с произведениями искусства как сферой, в которой наиболее глубоко и многоаспектно познается сущность

объективной реальности. Поэтому необходимо обратить внимание на то, как воспринимается художественный медиатекст, и как с ним осуществляется интимно-личностный контакт.

Структура высокохудожественного текста организуется таким образом, что уникальность личности автора обнаруживается на разных уровнях, тем самым, воссоздание глубины проникновения художника в рассматриваемую проблему делает возможным соизмерение зрителем разных аспектов собственного и авторского мировосприятия, актуализируя разные компоненты его мировоззрения, а диалог собирает эти компоненты в целое, воссоздавая уникальность его субъектов. Только при таком проникновении в структуру художественного медиатекста можно отождествлять себя с автором, и осознавать своеобразие в собственном и авторском мировосприятии.

Думается, что формирование мировоззрения - это основа отечественного медиаобразования, что весьма важно для образования структуры каждой гармонично развивающейся личности. Отсюда становится очевидным, что российское медиаобразование в больше степени, нежели зарубежное, тяготеет к эстетической парадигме, тем самым, уделяя особое внимание воспитательным возможностям медиакультуры. Примером тому могут послужить слова А.В.Федорова, что «некоторые педагоги (в основном западные - Р.С.) слишком упрощенно понимают медиаобразование как развитие «критического мышления», сужая спектр изучения до работы с рекламой или телевизионными информационными программами (...) и полностью оставляя в стороне художественную сферу медиа» [с.33]. Именно в художественной сфере медиа может осуществляться контакт, который российские медиапедагоги и ученые называют «идентификацией с автором», способствующий тому, что учащиеся каждый раз могут по-новому взглянуть на себя, открыть невидимые компоненты уникального в собственном мировоззрении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.