Научная статья на тему 'Парадигма общественного участия в управлении и оценке качества образования'

Парадигма общественного участия в управлении и оценке качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / EDUCATION / PUBLIC PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голосов Олег Викторович, Смагина Валентина Викторовна

Одной из главных тенденций развития государственной образовательной политики, а в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Общественное участие в управлении и оценке качества образования призвано стать моделью будущей системы отношений в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голосов Олег Викторович, Смагина Валентина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGM OF PUBLIC PARTICIPATION IN MANAGEMENT AND EVALUATION OF QUALITY OF EDUCATION

One of the main trends of the state's educational policy, and among the priority tasks of upgrading the educational sector is the development of education as an open state and social system. It is emphasized that the strategic objectives of education can be achieved only through constant interaction with the educational system of economy, science, culture, health, all the concerned agencies and community organizations, parents and employers. Public participation in managing and evaluating the quality of education is intended to serve as a model of the future system of relations in Russian society.

Текст научной работы на тему «Парадигма общественного участия в управлении и оценке качества образования»

УДК 338:37

ПАРАДИГМА ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ И ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© Олег Викторович ГОЛОСОВ

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, главный ученый секретарь, e-mail: [email protected] © Валентина Викторовна СМАГИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор, проректор по корпоративной политике, e-mail: [email protected]

Одной из главных тенденций развития государственной образовательной политики, а в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Общественное участие в управлении и оценке качества образования призвано стать моделью будущей системы отношений в российском обществе.

Ключевые слова: образование; общественное участие.

Смена этапов цивилизация диктует необходимость смены парадигмы образования.

Миссия образования как фактора социально-экономического развития не может быть реализована, если общеобразовательные учреждения по-прежнему будут оставаться закрытыми по отношению к местному сообществу. Цели и результаты образования находятся за пределами образовательной системы, поэтому важнейшим фактором обеспечения качества образования является развитие партнерских отношений образовательных систем с другими сферами общественной практики. Долгосрочное, продуктивное партнерство может быть построено только на основе взаимной выгоды и взаимной ответственности. Однако в настоящий момент примеры развитого партнерства школ с субъектами внешней среды остаются скорее исключением, чем правилом. Причина такого положения дел заключается в отсутствии методов и механизмов участия социальных партнеров в решении задач образования.

В связи с чем одной из главных тенденций развития государственной образовательной политики, а в числе приоритетных задач модернизации образовательной сферы называется развитие образования как открытой государственно-общественной системы. При этом подчеркивается, что стратегические це-

ли образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

На государственном уровне уже заявлено, что развитие системы образования направлено на создание открытой государственно-общественной системы, основывающейся на распределении ответственности между субъектами образовательной политики и на повышении роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Однако позиция «общественного управления образованием» не определена. Ее конструированием и внедрением вынуждено заняться само образование. Соответственно, искомое «государственно-общественное

управление» формируется в многообразных реальных практиках. Основным путем содействия становлению нового типа управления является поддержка очагов и рефлексивное выделение ростков нового, объяснение, обобщение, сообразное культуре оформление и диссеминация.

Для переориентации образовательных учреждений (и всей сферы образования) на достижение социально значимых результатов своей деятельности необходимо включение и активное участие в управлении образованием общественных структур, что составляет основу для социального партнерства в образовании.

Подготовка персонала образовательного учреждения к работе по изучению образовательных потребностей местного сообщества становится одной из важных задач школы. Основные идеи, положенные в основу решения этой задачи, предусматривают развитие инициативы в организации взаимодействия школы и местного сообщества, которая исходит от учреждения образования как более заинтересованной в партнерских отношениях стороны.

Определяя субъектов для возможного социального партнерства, работники образования могут ставить социально значимые цели взаимодействия, реализация которых возможна через социально ориентированные проекты, разработанные образовательным учреждением совместно с различными субъектами внешней среды.

Таким образом, новая парадигма управления образовательных учреждений может быть построена на принципе равноценности и комплиментарности государственного управления и общественного самоуправления. В этой связи целью общественно-государственного управления образованием, как некоего общественного договора, необходимого в условиях перераспределения ответственности за образование и превращения школы в политический актив и культурную ценность, является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах отдельного гражданина, местного сообщества и социума, а в широком смысле -государства.

Создание системы общественно-государственного управления является необходимым стимулом становления нового качества образования. Партнерский диалог общества, государства и профессионалов-педаго-гов позволит создать систему анализа и обоснования необходимости новых аспектов качества образования, что позволит преодолеть «конвейерный» характер в процессе переподготовки и повышения квалификации

педагогических и управленческих кадров. Постоянный анализ и обоснование новых аспектов содержания образования - насущные потребности современной педагогической практики. Все это потребует создания государственно-общественных институтов

образовательной экспертизы, которая должна стать одной из основ оценки качества образования.

Качество образования любой образовательной системы, в т. ч. и школы может быть рассмотрена, по крайней мере, в двух аспектах: в связи с соответствием государственным стандартам и запросам потребителей. И здесь важно понимать как можно управлять качеством образования. Сегодня существует два подхода к управлению образования: механизм внешнего контроля и стимулирования и механизм согласования.

Механизм внешнего контроля и стимулирования, оценивание в этом случае носит внешний характер, функции субъекта и объекта жестко разделены.

В настоящее время в чистом виде механизм внешнего контроля реализован в таких, ставших уже привычными, процедурах оценивания, как лицензирование и государственная аккредитация.

Механизм согласования основан на тесной кооперации исполнителя и оценщика. Оценивание строится как совместная деятельность внешних экспертов, администрации, педагогического коллектива.

При этом необходимо помнить: механизм согласования работает эффективно в том случае, если образовательное учреждение само инициирует проведение экспертизы с целью анализа ситуации, определения направления и средств развития, формирования вариативной составляющей образовательной программы и т. п.

Общественное участие в управлении и оценке качества образования должно носить столько контроля и оценки, сколько общественной экспертизы, публичного обсуждения решений, принимаемых по ключевым вопросам функционирования и развития, «выращивания» партнерских отношений в образовании и партнерского отношения к образованию. И этот теоретический вывод на сегодняшний день подтверждается практикой.

В настоящее время доминирующие у нас в стране - это внешний контроль и стимули-

рование (лицензирование, аккредитация,

рейтингование образовательных учреждений, в т. ч. в рамках конкурсов). Оценочные процедуры, в основе которых лежит механизм согласования, в отечественном образовании представлены слабо. В той или иной мере они могут быть реализованы при развитии практики публичной отчетности и общественной (общественно-профессиональной)

аккредитации.

Общественную аккредитацию в соответствии с п. 25 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» образовательные учреждения могут получать в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Она не влечет за собой дополнительных финансовых обязательств со стороны государства.

По-видимому, в связи с этим и в силу неразвитости института гражданского общества в нашей стране, отсутствия признания его оценки в системе образования общественная аккредитация пока слабо востребована. Последнее не означает, впрочем, отсутствия потенциала. Условием его раскрытия может стать разработка механизмов, учитывающих общественную аккредитацию в процедуре государственной аккредитации (ГА). По-видимому, данный путь более перспективен, чем расширение участия общественности в ГА.

Таким образом, развивающаяся практика основывается на приоритетном использовании в оценочной деятельности механизма согласования. Если эту линию продолжить, а прецеденты дублирования содержания и организации общественной и государственной аккредитации устранить, то рассматриваемые процедуры будут органично дополнять друг друга и способствовать повышению качества.

Для развития предлагаемой системы требуется решение многих задач.

Во-первых, государство должно делегировать часть полномочий общественным (общественно-профессиональным) организациям и разработать нормативные основы

признания результатов общественной аккредитации и негосударственной оценки качества образования при проведении ГА.

Во-вторых, необходимо разработать требования к организациям, проводящим экспертизу образовательных программ и оценку качества, которые будут гарантировать профессионализм и объективность, а также соответствие деятельности организации законодательству Российской Федерации и региональным законодательным актам.

В-третьих, важно обеспечить научнометодическую и организационно-правовую поддержку.

Общественные (общественно-профес-

сиональные) структуры должны обязательно проходить процедуру внешней оценки и получать признание Рособрнадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в образовательной сфере. Это не значит, что государство станет руководить организацией. Речь идет о признании качества оценивания, соответствия законодательным и нормативным требованиям. В ином случае использование результатов такой аккредитации при проведении ГА невозможно.

Итак, общественное участие в управлении и оценке качества образования призвано стать моделью будущей системы отношений в российском обществе. Существенно, что взаимодействие общества и образования должно осуществляться по типу конструктивного диалога, совместного решения общих проблем. Это предполагает становление коллективных субъектов образовательной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без отработки форм создания и функционирования попечительских советов, иных государственно-общественных органов

управления образованием, практики договорных отношений в образовании, которые являются предпосылками становления в обществе правовой культуры, традиций социального партнерства, основных ориентиров гражданского информационного общества.

Поступила в редакцию 16.11.2011 г.

UDC 338:37

PARADIGM OF PUBLIC PARTICIPATION IN MANAGEMENT AND EVALUATION OF QUALITY OF EDUCATION

Oleg Viktorovich GOLOSOV, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Chief Scientific Secretary, e-mail: [email protected]

Valentina Viktorovna SMAGINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor, Pro-rector for Corporate Policy, e-mail: [email protected]

One of the main trends of the state’s educational policy, and among the priority tasks of upgrading the educational sector is the development of education as an open state and social system. It is emphasized that the strategic objectives of education can be achieved only through constant interaction with the educational system of economy, science, culture, health, all the concerned agencies and community organizations, parents and employers. Public participation in managing and evaluating the quality of education is intended to serve as a model of the future system of relations in Russian society.

Key words: education; public participation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.