Научная статья на тему 'ПАРАДИГМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА'

ПАРАДИГМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАРАДИГМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА»

Г. В. Белов

ПАРАДИГМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА1

Парадигма постиндустриального развития общества или информационного общества зиждется в первую очередь на новом подходе к оценке места и роли интеллектуально-духовной сферы человека. В идеологии информационного общества активно заявляют о себе новые факторы: определяющими во всех сферах жизни становятся информация, интеллектуальная и, в широком смысле слова, инновационная деятельность, укрепление роли науки как непосредственной производительной силы и эффективного способа разрешения большинства проблемных ситуаций на путях нового этапа развития.

Из «фундаментальных» системообразующих качеств информационного общества следует назвать формирование технологического уклада, основанного на научном использовании информации и знаний, достижений современной науки, эффективных методов экономического и социального управления и т.п. Все это создает основу для получения прибавочной стоимости, обеспечивающей рост благосостояния населения при постоянном воспроизводстве информационно-инновационного ресурса общества. Меняется характер рынка - он становится более управляемым, а человеческая деятельность -разнообразнее, что сказывается на эффективности любой системы. Меняется лицо основного капитала - он приоб-ретает форму конгломерата трех видов: государственного, акционерного и частного.

1 Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. (Проект № 00-06-80114).

Изменения в системе экономического, хозяйственного управления, обусловленные «революцией менеджеров», обеспечи-вают более высокий уровень гибкого управления хозяйствующими субъектами, приближающийся к научно-оптимальному. Принцип получения максимальной прибыли на основе избыточной приба-вочной стоимости используется во всех сферах экономической жизни. Резко нарастает динамика инновационной составляющей промышленности на основе постоянного внедрения современных информационно- и наукоемких технологий. Формируется рынок ранее неизвестных предметов потребления, услуг и даже формируются новые потребности у людей, особенно в духовно-информационной сфере. Рождается специфическая культура инфор-мационного общества. В данной работе детально не обсуждаются ее положительные и отрицательные стороны. Во-первых, и это главное, парадигма информационного общества уже стала реальностью общественного сознания в большинстве развитых стран Нового и Старого Света, включая Россию и СНГ. Во-вторых, она опирается на технологические инновации и формирующиеся правовые механизмы регулирования социального поведения.

Рассмотренная выше картина представлена главным образом на основе анализа сведений о состоянии информационного общества на Западе. Информатизация всех сфер жизни привела к дальнейшему укреплению основ правового государства и общества в этих странах. Можно считать, что модели первых этапов создания информационного общества, современного технологического уклада и новой парадигмы реализованы и заимствуются в настоящее время другими регионами планеты с учетом их социально-исторических особенностей.

Вместе с тем следует отметить, что формирование парадигмы информационного общества происходит в условиях неравномерного экономического и социального развития стран современного мира. Однако как форма общественного сознания она имеет общие корне-вые структуры, одной из которых является широкомасштабная и системно-организованная информатизация и формирование соответ-ствующей правовой среды информационного общества и специаль-ных законодательно установленных для него правовых регуляторов и механизмов.

От общества индустриального типа информационное общество отличается, прежде всего, тем, что отрасли информационной экономики и сфера информационных услуг растут значительно более быстрыми

темпами, постоянно наращивая свой вклад в ВНП и образуя совершенно новые формы самодеятельности населения и новые рабочие места, основанные на особо наукоемких технологиях и видах деятельности. В инфраструктуре народного хозяйства становятся преобладающими телекоммуникация, массовое провод-ное и беспроводное, в том числе спутниковое, вещание, сетевой компьютинг и т. п.

Все это настолько изменяет традиционные сферы производства товаров и услуг, что в отдельных случаях приходится говорить не столько об их инновационном характере, сколько о явлениях ранее неизвестной коллективной деятельности. В определенном смысле информатизация как социальное явление проявляет себя как продолжение технологической революции, связанной с автомати-зацией и компьютеризацией производства, и имеет в своей основе технократический базис развития. Именно на наукоемкие и ресурсосберегающие технологии возлагается основная надежда по преодолению экологического глобального кризиса в ходе формиро-вания и распространения по планете нового цивилизационного уклада, выраженного в парадигме информационного общества.

Виртуальная реальность и социальная действительность

Информатизация с невероятной быстротой порождает новую «гуманитарную» революцию, связанную с изменением места и роли человека, личностного фактора в социально-технологическом разви-тии общества. Расширение информационного рынка приводит к изменению многих форм конкурентной борьбы на рынке, насаждает своеобразные способы продвижения товаров к покупателю. Появля-ются «электронные деньги», «электронные магазины», огромный спектр услуг, предоставляемых через Интернет. Формируется необычная сфера бытия человека - «виртуальная реальность», осно-ванная на действительном технологическом существовании объеди-няющего «всех и вся» «виртуальном пространстве», доступном каждому члену информационного общества.

Естественное право человека «на информацию» в условиях информационного общества приобретает многоплановый смысл и реальное содержание, соотносимое с положением «гомо информа-тикус» в создаваемой им синтетической реальности, состоящей из двух взаимосвязанных частей - традиционной, некомпьютерной, плюс

виртуальной, компьютерно-сетевой. Возникают фантасти-ческие возможности не только для индивидуального творческого развития и самореализации человека, но, к сожалению, и для совершения компьютерных преступлений, манипуляции индивиду-альным и коллективным сознанием, для новых изощренных форм «узурпации» личности человека, в том числе и в антигуманных целях. Отсюда следует, что информационная «виртуальная» среда обитания человека требует соответствующего регулирования, в том числе нормами информационного (может быть, по аналогии «виртуаль-ного») права как средства формирования реальной среды позитив-ного права каждого субъекта, действующего в этом пространстве.

Следует заметить, что понятие информатизации гораздо шире понятия компьютеризации. Подмена одного понятия другим часто происходит из-за того, что в англоязычной научно-технической литературе и практике термин «информатизация» используется крайне редко и в достаточно узком смысле «распространения информационных технологий», а современные информационные технологии неотъемлемы от применения компьютеров. В русской научной традиции в понятие информатизации вкладывается более широкий внетехнический контекст, тогда как термин «компьюте-ризация» целиком относится к области вычислительной техники.

В отечественной науке информатизацию принято связывать не столько с количественными показателями компьютеризации, сколько с целым рядом качественных изменений в обществе, которые играют причинную роль в стимулировании компьютеризации, а не наоборот. То есть общественная потребность принимается как первичная по отношению к удовлетворяющим ее техническим инновациям.

Информатизация, таким образом, определяется как новый этап в развитии производительных сил, при котором обмен информацией, ее оперативная обработка и эффективное применение являются определяющими условиями всестороннего развития общества. Для западной, и прежде всего американской, научной и професси-ональной традиции, которой хотя и признается определяющая гуманитарная суть информатизации, характерен более прагматичный подход к причинно-следственным связям между общественной потребностью и технологическими инновациями в целом и между информатизацией и компьютеризацией в частности. Достаточно сказать, что одна из крупнейших федеральных целевых программ США в области

компьтеризации, известная под названием «Инициатива по высокопроизводительным компьютерам и коммуни-кациям» (НРСС1), в значительной и все возрастающей степени интегрируется по целям и средствам с Программой национальной инфраструктуры информатизации (N11). Это сыграло не последнюю роль в том, что в США интенсивно развивалось именно компьютер-ное право, а характерным подходом к правовому содержанию процес-сов информатизации стал технократизм. Поэтому мы присоединя-емся к мнению ряда отечественных ученых, заключающемуся в том, что более определенным и достаточным признаком информатизации, отвечающим условиям информационного общества XXI в., может служить понятие «виртуальная реальность».

Действительно, информационное общество характеризуется сосуществованием двух миров - привычного физического мира, созданного Творцом (в религиозной концепции), или эволюцией (в атеистической концепции), и виртуального мира, созданного человеком и существующего в искусственной компьютерной среде. Виртуальный мир, или виртуальная реальность, является частичным отображением физического мира в памяти компьютеров, причем величина этой отображенной части стремительно возрастает. Прин-ципиально важным является не простое сосуществование этих двух миров, а их теснейшее взаимодействие и взаимовлияние: в информа-ционный век физический мир уже не может существовать и развиваться без виртуального мира и наоборот.

Термин «виртуальный» имеет однозначную компьютерную коннотацию, поэтому говорить о виртуальной реальности в докомпьютерную эпоху бессмысленно. Аргументируя уникальность виртуального мира как признака века информатизации, можно сказать, что в «доинформационных» общественных формациях кроме физического мира существовал лишь мир, созданный воображением и творчеством человека в его памяти, фольклоре, произведениях литературы и искусства. Этот воображаемый мир не носил универсального глобального характера и оказывал на физический мир лишь ограниченное опосредованное влияние через нравственно-воспитательные или культурологические механизмы.

Таким образом, виртуальный мир может быть определен как совокупное отображение объектов, явлений, процессов и связей физического мира в памяти компьютеров информационно-коммуни-

кационных систем. Так же, по нашему мнению, уже становится нелогичным называть наше время, наш век «техногенным». XXI век - век «информогенный», в котором генетической основой и «сутью всех вещей» становится ИНФОРМАЦИЯ.

Технической основой виртуальной реальности служит формализованное цифровое электронное представление объектов, явлений и процессов физического мира. Это отображение не статично и не пассивно, но тесно связано и активно взаимодействует с физическим миром, с человеком через системы датчиков, преобразователей, индикаторов и различных интерфейсов.

Развитые сетевые и телекоммуникационные технологии, универсальные протоколы, обеспечивающие объединение глобаль-ных и локальных сетей (Интернет-Интранет), способствуют тому, что отдельные «области виртуального пространства» объединяются в единое целое и формируется интегрированный на программно-аппаратном уровне «виртуальный мир» планетарного масштаба, в котором изменяются привычные для физического мира простран-ственно-временные отношения. Расстояние теряет свое значение. Связь и взаимодействие субъектов и объектов в виртуальном мире происходят практически мгновенно на любых расстояниях.

Виртуальный мир в той или иной мере распространяется сейчас практически на все сферы человеческой деятельности. В области науки это развитие систем информационного моделирования и вычислительного эксперимента, позволяющих проводить исследо-вания, невозможные или небезопасные в условиях физического мира. В производственной сфере - интегрированные информационно-управляющие системы, обеспечивающие все уровни автоматизации производства и управления, от отдельных технологических процессов и до целых промышленных предприятий и корпораций. Компьютеризируется весь жизненный цикл промышленных изделий, включа-ющий этапы проектирования, изготовления, сбыта, эксплуатации и утилизации. Отдельные автоматизированные линии и робототехни-ческие участки объединяются в гибкие производственные системы, обеспечивая переход к так называемому компьютеризированному интегрированному производству. На транспорте - автоматизи-рованные системы составления расписания и управления движения, системы маршрутизации и оптимизации перевозок, системы нави-гации и управления (в том числе и беспилотного) транспортными средствами.

Все более характерной составляющей информатизации становится виртуальная экономика: растет экономическая значи-мость информации в жизни миллионов людей, которые получают возможность самостоятельного принятия решений; информация становится экономической категорией, ее продают и покупают; постоянно растут инвестиции в информационную сферу, информа-ция способствует внедрению инноваций, служащих источником дополнительных прибылей; владение релевантной информацией легко трансформируется в экономические преимущества, обеспечи-вающие перераспределение природных ресурсов, труда и капитала. Информатизация открыла новые возможности для всех видов финансовой деятельности: банковской, кредитной, налоговой, биржевой, страховой, инвестиционной, аудиторской, бухгалтерской. Сеть банкоматов может служить примером симбиоза информаци-онной технологической и финансовой инфраструктур.

На мировую торговлю сильнейшее влияние оказывают огромные объемы коммерческой информации, доступные через глобальную сеть. Происходит универсализация торгово-экономи-ческой и посреднической деятельности, новые возможности получает маркетинг товаров и услуг. Вообще услуга приобретает универсаль-ный характер в виртуально-сетевой среде. Сеть будущего, по выражению Билла Гейтса, станет «центральным универсамом челове-чества». Растет ассортимент информационных услуг, включающий выдачу юридических справок, проведение тематико-фактографи-ческого поиска документов и фактов, изготовление копий документов, обработку и перевод текстов с языка на язык, аналитико-синтетическую переработку информации, разработку, продажу или передачу в аренду документальных форм и информационных систем. Развиваются компьютеризованные клиринговые системы, представ-ляющие собой самый сложный класс поисковых систем и осуществляющие двустороннее последовательное соотношение объектов из одного или нескольких потоков (товарный, бартерный, профессиональный, брачный и другой клиринг).

В области организации труда и производственных отношений важное значение имеет появление так называемого гибкого рабочего места и развитие надомничества, когда работник остается дома, работает на персональном компьютере, а его рабочее место называется гибким. Такое современное надомничество в англо-язычной специальной литературе определяется термином «теле-комьютинг» («telecommuting»).

Телекомьютинг повышает производи-тельность труда, по некоторым оценкам, на 25% (однако может приводить к ряду нежелательных проблем социально-психоло-гического и административного характера).

Виртуальная реальность все активнее проникает в сферы культуры, образования, досуга, быта. Появляются виртуальные (чаще называемые электронными) библиотеки, виртуальные музеи, виртуальные фоно- и кинотеки, развивается дистанционное и программированное обучение, получают широкое распространение виртуаль-ные игры, «домашний театр», интегрированные бытовые системы климатизации, контроля и регистрации потребления энергии, сигнализации и обеспечения безопасности. Однако при всех положительных моментах такой информатизации трудно пред-сказать, к каким последствиям может привести замена непосред-ственных личных человеческих контактов виртуальными.

Следует при этом отметить, что традиционное гражданское и уголовное право, ориентированное на реалии физического мира, оказывается неадекватным для регулирования многих ситуаций, связанных с виртуальным миром, что делает актуальным проблему формирования специализированной, а по нашему мнению, синтетической, отрасли права - информационного права.

Технократизм и гуманизм научно-технических революций. Законы развития техники и общества

Сегодня можно констатировать, что парадигма информа-ционного общества, отражая его многие сущностные стороны, еще не дает достаточно ясного представления о том, с чем столкнется общество в ходе его построения и развития. Имеющаяся по этому предмету литература, в основном фрагментарно, выхватывает его отдельные концепты, изучает лишь некоторые возможные фазы и пути его реализации либо анализирует их отдельные формы и направления, уже обретшие реальные очертания. Важно отметить, что при этом индивидуальное видение его отдельных проблемных сторон часто замыкается на технико-технологических особенностях, оттесняя на периферию многие вопросы, имеющие более общее социально-философское содержание.

По нашему мнению, такие категории парадигмы информационного общества, как виртуальная реальность, уже во многом реализованная в глобальной сети Интернет, представляет собой объект совершенно новой природы, ранее на планете не встречавшийся и не имеющий даже теоретических аналогов (прежде всего, в социальном понимании). Привлечение к ее анализу аппарата общей теории систем, синергетики, теории больших систем и т. п. часто лишь сужает восприятие необычности этого явления, отодвигая на время момент окончательного краха «доинформационного» мировоззрения, скрадывая ощущение нарастающей «катастрофич-ности» происходящих событий. Все это настоятельно требует существенного расширения фронта философских, социологических, культурологических исследований, поскольку именно на них, как на социально осмысленном фундаменте, должно строиться информа-ционное право (и законодательство) для информационного общества.

Действительно, техническая осязаемость виртуальной реаль-ности, ее технологическая основа поддаются формализации и модельному представлению, позволяющему понять и предсказать ее развитие как некоторого, хотя и очень сложного, объекта техничес-кой природы. Но, так же как до сих пор предельной загадкой современного естествознания являются человеческий мозг, высшая нервная деятельность и адекватные процедуры мышления, так «всемирная информационная паутина» предъявляет свои загадки в качестве «нервной системы» глобального «организма человечества», причем уже сегодня частично обладающего «собственным машин-ным» мышлением, сильно влияющим на процессы развития не только информационной, но и экономической, геополитической и культурной жизни планеты как единого «существа».

В связи с этим мы остановимся на такой стороне изучения процессов информатизации и развития информационного общества, которая, по нашему мнению, существенна для становления информационного права. Речь идет об объективных «эволюционно подобных» законах развития технических систем, отражающих «популяционный» характер многих конкретных видов техники. Например, «поколения вооружения», «поколения авиации», наконец «поколения компьютеров» и т.п. Здесь с очевидностью проявляют себя закономерности эволюционно-революционного развития, опирающиеся на объективность физических законов, преемст-венность технических решений и творческий прорыв к принци-пиально новым физическим принципам.

Это дает определенные возможности для научно-технического прогнозирования, правда, за исключением последнего этапа. Именно он определяет содержание научно-технической революции как «бифуркационной» (особой) точки на траектории жизненного цикла данного поколения техники конкретного вида.

Научно-технические революции существенным образом изменяли характер жизнедеятельности обществ индустриального типа, открывая новые резервы освоения природных и трудовых ресурсов. Однако при этом они оставались, как правило, в рамках того или иного классификационного типа, если только не происхо-дило радикального изменения технологического уклада. Повышение производительности труда, полноты использования материальных (читаем, природных) ресурсов, повышение комфортности среды обитания и качества жизни были основными результатами таких революций. В этом заключалась их технократическая сущность, оказывающая сильное влияние на гуманитарную сферу общества - появлялись новые виды вооружения, изменялись мораль и нравственность, стиль межличностных коммуникаций, формиро-валась культура урбанистического типа и т. д. Очевидно влияние научно-технического прогресса на такой традиционно консерва-тивный институт общества, как право. Так, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры породило целую гамму направлений развития транспортного права, развитие энергетического комплекса - энергетическое право и т. п. Парадигматическая же сущность общественного сознания при этом изменялась не радикальным образом, оставаясь по своей сути материалистической, ресурсопот-ребительской и конкурентно-конфликтной (из-за ограниченности ресурсов).

Лишь компьютерная революция изменила радикально пара-дигму развития, сделав технологически доступным совершенно новый вид ресурсов - информацию, который по своей природе неисчерпаем, возобновляем и имеет внутрисистемный генезис, т. е. и создается, и потребляется только в социальной среде.

Закон информатики и законы информационного общества.

Технократизм и гуманизм информационного права

В эпоху современных сетевых и телекоммуникационных технологий и их создатели, и многомиллионная армия потребителей все чаще в своей деятельности сталкиваются с нестабильностью и неопределенностью множества частных регулирующих законов в этой сфере, соответствующих различным национальным правилам и нормам, с всевозможными конфликтными ситуациями. Для инфор-мационной инфраструктуры отсутствие определенных «железных» правил поведения означает нарастание неопределенности в системе информационного сообщества, что по своей сути означает возникновение проблемной ситуации в несравнимо больших масштабах, нежели несогласованность ширины колеи западных и российских железных дорог. Эти проблемы серьезно тормозят становление информационного общества, ибо правила, нормы и стандарты, регулирующие прохождение и обработку информации, должны быть едиными, по возможности стабильными и согласованными, так чтобы все участники виртуального пространства были уверены в правомерности своих действий.

В ситуации с современными информационными технологиями существенно меняется взаимодействие специфических «законов» развития техники (назовем - технократизм) и социальной среды (назовем - гуманизм) и соответственно правовой среды обитания «гомо информатикус». В значительной степени опережающая все прогнозы скорость развития аппаратных и программно-техноло-гических средств уже сегодня начинает определенным образом «диктовать» отношения в информационном обществе, требующие, однако, своего правового и законодательного оформления.

Этот контекст развития информационного общества с разных сторон обсуждается в статье американского ученого Д.Р. Рейденберга «Закон информатики: Формулирование принципов информаци-онной политики через технологию»1. В настоящее время, по его мнению, имеются три главные области законодательной и правовой политики, где государство может эффективно повлиять на эволюцию сетевой информационной среды. Это: обработка содержания инфор-мационных блоков (файлов), циркулирующих в сети, обработка и защита персональной информации (персональных данных) и охрана прав интеллектуальной собственности. В каждой из этих областей конфликтуют национальные законодательства различных стран, а

1 Texas law review. - 1998. - Vol. 76. - N 3. - P. 553-593.

«экстерриториальность» «технократических» законов информатики, объективно действующих в телекоммуникационных сетях, размывает само понятие национальных границ и национального информа-ционного законодательства. Поскольку глобальная сеть Интернет не является юридическим лицом, то организационно не подпадает под юрисдикцию ни одной из стран, на территории которых функционирует, она как некий «закон всемирного информационного притяжения» оказывает своеобразное «давление» на национальные законодательства. Можно сказать, что мы имеем дело с объективной реальностью совершенно новой природы, имеющей универсальное значение для всей планеты и действующей в отличие от законов материальной природы в социальной среде. Технологические воз-можности, архитектура технической системы навязывают определен-ные правила поведения всем участникам, что подтверждается много-численными примерами и должно учитываться при формировании национального информационного законодательства всех стран.

Статья Д.Р.Рейденберга показывает, что сегодня целый ряд принципов и правил для регулирования информационных потоков «навязывается» технологией и сложившимися стандартами в коммуникационных сетях, в связи с чем и проявляет себя закон, именуемый в статье «Lex Informática (LI)». По справедливому мнению автора статьи, законодатели должны учитывать его влияние при формиро-вании законодательных актов системы информационного законо-дательства в своих странах.

Внутренние стандарты, юрисдикция властей, полномочия - все эти сферы испытывают противоречия и подвергаются конфликтам в ходе стремительного развития современных информа-ционных «новообразований» типа Интернет. Однако как технология порождает эти конфликты, так она же и предлагает новые решения для разработки и реализации принципов информационного права и законодательства в этих областях.

Законы информатики предлагают сегодня широкий арсенал программно-технологических решений - от систем криптогра-фической защиты информации до всевозможных масок-фильтров и броузеров, обеспечивающих избирательность доступа в информа-ционном потоке.

Фундаментальную проблему для «типовой модели» демократического общества представляет цензура информации. Так, она конституционно отвергается в США и ряде стран, однако, например,

существует в других (Сингапур и Китай). Вместе с тем в информационном обществе возникают такие специфические проб-лемы, что приходится искать подходы и новые компромиссы в основах социального устройства. Например, в США легкий доступ к сетевой информации привел к тому, что для охраны детей от порнографии и других непристойностей, проникающих в Интернет, пришлось принять особый Закон о защите коммуникаций, который устанавливает ответственность информационных служб и провайдеров доступа за допущенные нарушения. Существуют в американской практике и другие примеры того или иного решения проблемы регулирования доступа к содержанию информации. Подобные дебаты идут и во Франции вокруг Акта о реформировании телекоммуникаций. Закон требует от информационных провайдеров предоставлять пользователям технические средства по фильтрованию содержания.

Отсюда видно, что решить эту проблему чисто техническим (технократическим) путем, при этом переложив всю ответственность на «домашнего цензора-родителей», не удается. Возникает ситуация некоего «двойного стандарта»: с одной стороны, всякая внешняя цензура противна основе демократического общества, с другой - «демократия» для защиты своей нравственности вводит фактически «драконовскую» цензуру по контролю за содержанием гигантских объемов информации физически недоступных к аналитическому просмотру человеку, при этом устанавливая юридическую ответст-венность провайдеров доступа (т.е. одних людей) за допущенные нарушения других. Опять возникает необходимость в технических средствах для фильтрования содержания, т.е. своеобразная «машинная цензура», но привлечь сервер к юридической ответст-венности за пропуск такой информации из-за технического сбоя или вирусной атаки - все равно что высечь море за разбитые корабли.

Здесь, на наш взгляд, уместно вспомнить о том, что именно демократические общества наиболее активно выступили за сохра-нение экологии природной среды, тем самым вводя определенную «цензуру» и ограничивая свободу предпринимательства. И сделано это было правовым, законодательным путем. Так в противовес индустриальному давлению технократизма был создан правовой «щит» гуманитарного типа, направленный на реализацию правового идеала - достижения всеобщего блага за счет частичного ограничения отдельных видов свобод.

Информационная экология и информационная доктрина

России

Вступление мира в фазу информационного общества позволяет говорить о расширении среды обитания человека за счет виртуаль-ного пространства в информационную сферу, влияние которой на качество жизни, здоровье и социальные параметры резко усиливает-ся. Именно поэтому по аналогии с экологией материально-энергети-ческой среды обитания человека целесообразно и обоснованно введение такого понятия, как информационная экология. Прежде всего речь должна идти о влиянии информатизации на морально-нравственное, психофизиологическое, психологическое и психичес-кое состояние как отдельного человека, так и общества в целом1.

Мы считаем, что правовой идеал информационного права сегодня лежит в сфере обеспечения прав и свобод личности в информационном обществе, в создании правовых основ «информа-ционной экологии», ориентированной на сохранение баланса в сложной системе информационных свобод и их ограничений.

Распространение «информационно-экологической» идеологии может, на наш взгляд, дать определенный прогресс в понимании разумных и целесообразных установок в обсуждении путей выхода из цивилизационного кризиса современной эпохи компьютерно-технологической революции.

Действительно, экологический подход правомерен при обсуждении всех трех ипостасей человеческого бытия: материальной, энергетической и информационной. И если материально-энергети-ческие аспекты экологии обрели сегодня своеобразную идеологичес-кую и правовую основу и механизмы, в том числе отраженные в соответствующем законодательстве, то проблемы информационной экологии как идеологии выживания и развития человека в новой среде информационно-техногенного века требуют своего иссле-дования и широкого обсуждения.

В конце концов традиционная экология требует восстановления баланса в системе отношений человека, города, страны с Природой,

1 Подробнее см.: Белов Г.В. Информационная экология в контексте проблем информационного права // Человек в большом городе XXI века: Межд. конгресс: Тезисы докладов и сообщений. - М., 1998.

обеспечения контроля над формами и уровнями цивилизационного и техногенного давления на среду обитания. Человек - это элемент Природы, информация - форма проявления его существования и развития, следовательно, вышеприведенная формула пригодна и для этой сферы жизнедеятельности. Другое дело, что знания о природе информации, формах информационного бытия человека, как индивидуальных, так и общественных, сегодня еще не обрели системной целостности и продолжают интенсивно развиваться.

Информационная сфера многообразна и обширна - это практически вся разумная деятельность человека и его духовная сфера. Но условно выделенная в ней сфера информатизации и виртуальная реальность как информационно-техногенная среда обитания современного человека может и должна быть исследована на предмет «информационно-экологического» соответствия задаче сохранения человеческой цивилизации.

Сегодня стало уже очевидным фактом, что «необходим кодекс чести собственников, владельцев и пользователей открытых информационных систем (в том числе Интернет-сообщества), как клятва Гиппократа у врачей, Кодекс поведения в Интернет (Канада), Хартия Интернет (Франция). Основой для выработки такого кодекса может стать Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникаций, принятый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации»1.

Полагаем, что инструментом преодоления традиционных технократических подходов к формированию идеологии развития инфосреды правового демократического общества в России может стать разработка Информационной доктрины России, а одним из инструментов ее реализации - развитие в составе информационного права законодательных и иных нормативных правовых механизмов защиты человека от угроз, вызываемых информационными атаками на него любого вида.

В качестве отдаленного примера такого подхода (и не более) можно рассматривать фрагменты документа, одобренного Национальной комиссией США по библиотекам и информационной науке (от 29.06.90) после двух публичных слушаний в конгрессе, который носит название «Принципы обеспечения доступности информации». Этот

1 Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). - М., 1998. - 159 с.

документ иногда называют Биллем о праве на информацию в эру информации.

Информационная доктрина России должна стать своеобразной «информационной конституцией», из которой вытекали бы базовые принципы не только технологического развития и правового обеспечения информационной деятельности, безопасности и информаци-онного комфорта, но и морально-нравственные принципы и критерии существования цивилизованной информационной среды общества и государства.

В качестве центрального предмета в ней должны быть проработаны общечеловеческие, социокультурные, социальные цели и задачи информатизации, «информационной экологии», информа-ционной безопасности личности, ориентированные на обеспечение цивилизованного уровня информационного бытия каждого жителя страны. Нужно сформулировать новую парадигму информационного развития, согласованную с особенностями современного состояния общества и человека, с требованиями сохранения их информа-ционно-психологического здоровья. При таком подходе меняются практически все акценты в структуре взаимоотношений между государством, информационным сообществом, и прежде всего СМИ, и обществом, целями и средствами. Государственная информаци-онная политика в этом случае выступает уже как составная часть доктрины, как одно из средств ее реализации.

В контексте проблем информационного права необходимо, исходя из имеющихся наработок в области информационной и информационно-психологической безопасности, сформулировать приемлемые для юридической проработки определения и базовые направления совершенствования действующего информационного законодательства, ориентированные на преодоление нарастающего монополизма СМИ, повышение ответственности за намеренное искажение (недостоверность) информации, за умышленное манипу-лирование общественным сознанием, за сознательное использование психологических и/или психофизиологических методов и техничес-ких приемов навязывания личности через сферу бессознательного любых установок, будь то реклама продукции или агитация за какого-либо кандидата в ходе избирательной кампании.

Естественно, что в такой постановке проблемы «информа-ционной экологии» и соответствующего ей законодательства сегодня больше

вопросов, чем ответов. Однако мы считаем, что необходимо уже сегодня определиться в позиции к ней, развивать научные исследования, доопределяя факторы информационно-экологических атак и угроз, вырабатывая принципы и методы информационно-экологической экспертизы состояния инфосреды семьи, школы, города и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.