Научная статья на тему 'Парадигма формирования современного исламского банкинга'

Парадигма формирования современного исламского банкинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКИЕ БАНКИ / ISLAMIC BANKS / БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ / BANKING PRODUCTS / АКТИВЫ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ / THE ASSETS OF ISLAMIC BANKS / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / GLOBAL FINANCIAL MARKETS / ЛИЗИНГ / LEASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данченко Е. А.

С конца ХХ века исламские финансовые институты активно появляются на финансовых рынках Европы и Америки. В Великобритании, Германии, США появляются банки, которые предлагают продукты, основанные на нормах исламского права. Целью исследования является изучение парадигмы формирования исламских банков и их востребованность на мировом финансовом рынке. В статье сделан вывод о заинтересованности как западных финансистов в исламских банковских продуктах, так и исламских банков в расширении продуктовой линейки за счет адаптации продуктов англо-саксонской модели к нормам исламского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the late 20th century Islamic financial institutions actively appear in the financial markets of Europe and America. In the United Kingdom, Germany, the US banks appear to offer products based on the norms of Islamic law. The study aims to study the propagation of Islamic banking products and their relevance in the global financial market. The article concluded that the interest of both the Western financiers to Islamic banking products and Islamic banks in expanding product range by adapting products Anglo-Saxon model to the norms of Islamic law.

Текст научной работы на тему «Парадигма формирования современного исламского банкинга»

Е. А. Данченко

ПАРАДИГМА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА

Аннотация

С конца ХХ века исламские финансовые институты активно появляются на финансовых рынках Европы и Америки. В Великобритании, Германии, США появляются банки, которые предлагают продукты, основанные на нормах исламского права. Целью исследования является изучение парадигмы формирования исламских банков и их востребованность на мировом финансовом рынке. В статье сделан вывод о заинтересованности как западных финансистов в исламских банковских продуктах, так и исламских банков в расширении продуктовой линейки за счет адаптации продуктов англосаксонской модели к нормам исламского права.

Ключевые слова

Исламские банки, банковские продукты, активы исламских банков, мировой финансовый рынок, лизинг.

E. A. Danchenko

PARADIGM OF MODERN FORMING OF ISLAMIC BANKING

Annotation

Since the late 20th century Islamic financial institutions actively appear in the financial markets of Europe and America. In the United Kingdom, Germany, the US banks appear to offer products based on the norms of Islamic law. The study aims to study the propagation of Islamic banking products and their relevance in the global financial market. The article concluded that the interest of both the Western financiers to Islamic banking products and Islamic banks in expanding product range by adapting products Anglo-Saxon model to the norms of Islamic law.

Keywords

Islamic banks, banking products, the assets of Islamic banks, the global financial markets, lease.

Мировой банковский рынок представляет собой совокупность региональных рынков, специфические черты которых были практически стерты процессами глобализации. Однако исламский банковский рынок по-прежнему остается ярким представителем регионального

рынка, обладающего набором специфических характеристик, которые не только позволяют ученым называть его «альтернативной моделью» ведения банковского бизнеса, но и характеризовать его как более устойчивый к кризисным явлениям. По прогнозам, «объем совокуп-

2015 № 3 (51) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ных активов исламских банков к 2017 г. увеличится на 13,1 млрд долл.» [2, с. 123]. Ускоренные темпы роста активов исламских банков характеризуются не только высокими темпами развития Азиатских банковских рынков, лидером которого принято считать Малайзию, но и заинтересованностью западных банкиров в поиске инновационных для европейской модели продуктов. Особое внимание стоит обратить на взаимность интеграционных процессов: «с одной

Высокий уровень развития торговли на территории Вавилона обосновывает специфику банковских продуктов, которые основываются на финансировании торговой деятельности и инвестировании производства. В Вавилоне торговлей занимались тамкары, которые, по мнению голландского ученого У. Лиманса, выполняли функции купца, брокера, банкира, финансиста и государственного агента.

До распространения ислама на территории Вавилона была развитая экономическая система с четко сформулированными правилами — законами Хаммурапи, в том числе регламентирующими предоставление банковских продуктов. Особый интерес представляет схема финансирования торговых отношений, которая выглядела следующим образом: торговец брал у партнера в качестве займа серебро, масло и одежду, реализовывал его на внешнем рынке и возвращал партнеру долг с процентами.

стороны, происходит адаптация европейских банковских продуктов к нормам исламского права, с другой, внедрение исламских принципов ведения банковского бизнеса: разделение рисков и формирование партнерских отношений с клиентом» [1, с. 9].

Рассмотрим некоторые исламские банковские продукты, образованные путем интеграции механизмов и принципов европейского и исламского банкинга (табл. 1).

При этом кредитор не разделял ответственность за коммерческие потери должников. Так, если кредитор давал в долг 1200 грамм серебра, то за каждые 10 грамм серебра торговец должен был вернуть 2400 грамм меди. В караванной торговле кредитор имел право на 2/3 общего дохода, с гарантированным доходом около 50 % [4]. Стоит заметить, что в качестве кредитора обычно выступал храм, который исполнял обязанности современных банков, аккумулируя и перераспределяя денежные средства. В отличие от законов Хаммурапи, Шариат категорически запретил получать процентную надбавку за одолженную сумму. Однако схема финансирования торговой деятельности в условиях новой экономической системы не была упразднена, а только претерпела небольшие изменения: так, процентный механизм был заменен на долевое участие в финансовых результатах — современный исламский продукт мушарака.

Таблица 1 — Основные исламские банковские услуги, распространенные в мире

Банковский продукт Характеристика банковского продукта

Мудараба Доверительное финансирование. Банк попеременно выступает то управляющим (когда работает со средствами вкладчиков), то клиентом (когда финансирует проект)

Мушарака Совместная реализация проекта или сделки силами банка и предпринимателя

Мурабаха Финансирование операции (чаще всего торговой) по принципу «издержки банка плюс наценка», в основном, с рассрочкой возмещения клиентом

Мджара Операция лизинга

Важную роль в развитии международных отношений и трансформации исламского банкинга сыграли транснациональные компании, которые развивали систему международного кредитования с целью усиления своего влияния на различные территории мира.

Так, например, исламский банковский продукт мурабаха по своим характеристикам отличается от банковских продуктов, сформулированных в Коране и Сунне. Как известно, мурабаха — «продажа банком определенного актива клиенту» с наценкой, которая в итоге и является доходом банка. Однако «наценка» разрешена исламским правом только в том случае, когда один участник сделки передает актив на хранение или в залог, другой — использует полученные средства для обеспечения сохранности или создания особых условий хранения актива. В любом другом случае наценка приравнивается к проценту.

Еще одним примером адаптации банковских продуктов англо-саксонской модели к исламской модели может служить продукт иджара. В исламском праве есть понятие «айрийа» что означает передача актива для безвозмездного пользования. Однако продукты исламского банкинга иджара и иджара уа иктина являются по своей сути адаптированными под нормы шариата разновидностями лизинга. Главными отличиями сделки иджара от айрийа, во-первых, являются отсутствие арендных платежей за пользование активом, во-вторых, при сделке иджара возникает возможность безвозмезной передачи актива при минимальном размере остаточной стоимости.

Особую популярность на исламском региональном рынке приобрели банковские облигации — сукук, которые хотя и сохранили в себе приверженность базовым принципам исламской экономики, все же являются адаптированными под ее нормы аналогами ценных бумаг,

получивших широкое распространение в англо-саксонской модели.

Расширение деятельности исламских банков за пределы своего региона определило необходимость соблюдения требований не только региональных надзорных органов в области соблюдения исламских правовых норм (например, Совет по исламским финансовым услугам IFSB, Генеральный совет исламских банков и финансовых учреждений GCIBFI), но и международных организаций (таких как Всемирный банк, Базельский комитет).

Несмотря на большое влияние интеграционных процессов, исламский банкинг сохранил в себе базовые принципы, сформированные еще в VII веке с развитием исламского права:

- запрет на финансирование азартных учреждений;

- запрет на чрезмерный риск;

- запрет финансирования производства и распространения спиртных напитков, свинины, наркотических средств;

- запрет на предоставление неполной информации от участников сделки и на ее утаивание;

- запрет процента;

- формирование партнерских отношений с клиентом.

Указанные выше принципы на современном этапе способствовали активному распространению исламского банкинга и его банковских продуктов на мировой банковский рынок. Одним из первых банков, внедривших исламские банковские продукты, принято считать Citibank. Основными банковскими продуктами, адаптированными на американский банковский рынок, стали:

- Citibank's Guard Savings Account-i — агентский договор на управление от имени клиента его свободными денежными средствами;

- Citibank Home Partner-i — формирование совместно с клиентом капитала на приобретение недвижимости;

- Citibank Checking Account-i — инвестиционный счет, средства которого размещаются в соответствии с требованиями исламского права (прибыль распределяется по усмотрению банка);

- Time Deposit — срочный вклад, средства которого используются в инвестиционных целях в соответствии с требованиями Шариата (финансовые результаты распределяются пропорционально доле).

Таким образом, выявленные процессы сближения и интеграции двух центров формирования и развития рынка банковских продуктов: европейского и исламского — заключаются, в адаптации европейских банковских продуктов к нормам Шариата, а также во внедрении исламских принципов ведения банковского бизнеса: разделение рисков и формирование партнерских отношений с клиентом. Данный процесс позволяет генерировать пакеты новых банковских продуктов с минимальным уровнем риска и способствовать устойчивому развитию мировой банковской системы.

Библиографический список

1. Данченко, Е. А. Развитие рынка банковских продуктов на основе исламского банкинга [Электронный ресурс] : дисс. ... канд. экон. наук. — Ростов н/Д, 2015. — Режим доступа : http://rsue.ru/ avtoref/DanchenkoEA/DanchenkoEA.pdf (дата обращения 01.09.2015).

2. Вагизова, В. И., Игонина, А. С. Математико-статистическое прогнозирование исламских банковских активов // Сибирская финансовая школа. — 2014. — № 6 (107). — С. 120-124.

3. Керимов, Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб. : ДИЛЯ, 2012. — 512 с.

4. Саггс, Г. У. Ф. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья : пер. с англ. — М. : Центрполиграф, 2012. — 463 с.

5. Semenjuta, O. G., Danchenko, E. A. Transformation of modern banking on the basis of islamic banking // ISJ Theoretical & Applied Science. — 2015. — № 06 (26). — С. 76-84.

6. Официальный сайт Citi банка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://www.citibank.ru (дата обращения 1.09.2015).

Bibliographic list

1. Danchenko, E. A. The development of banking products on the basis of Islamic banking [Electronic resource]: diss. of candidate of economic sciences. — Rostov-on-Don, 2015. — Mode of access : http://rsue.ru/avtoref/DanchenkoEA/Danch enkoEA.pdf (date of access: 01.09.2015).

2. Vagizova, V. I., Igonina, A. S. Mathematical and statistical forecasting of Islamic banking assets // Siberian School of Finance. — 2014. — № 6 (107). — P.120-124.

3. Kerimov, G. M. Sharia: The law of life of Muslims. Answers to the problems of our Sharia. — SPb. : Dilya, 2012. — 512 p.

4. Suggs, H. W. F. Greatness of Babylon. The history of the ancient civilization of Mesopotamia. — M. : Tsentrpoligraf, 2012. — 463 p.

5. Semenjuta, O. G., Danchenko, E. A. Transformation of modern banking on the basis of islamic banking // ISJ Theoretical & Applied Science. — 2015. — № 06 (26). — Р. 76-84.

6. The official website for Citi Bank [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.citibank.ru (date of access: 01.09.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.