Научная статья на тему 'Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества'

Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
534
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРЕДЕЛЫ РОСТА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / GLOBAL ECOLOGICAL CRISIS / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / LIMITS OF GROWTH / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бурова Светлана Вячеславовна

В статье показана необходимость экологического образования и формирования экологической культуры для устойчивого общества. Рассмотрены основные понятия, входящие в структуру экологической культуры личности, определено содержание процесса ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paradigm of ecological education as a prerequisite for sustainable development of society

The article shows the need for ecological education and ecological culture development as essential condition of sustainable society. The main concepts included in the structure of person's ecological culture, the contents and the process of its development are studied.

Текст научной работы на тему «Парадигма экологического образования как необходимое условие устойчивого развития общества»

С. В. Бурова

(Санкт-Петербург)

ПАРАДИГМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

В статье показана необходимость экологического образования и формирования экологической культуры для устойчивого общества. Рассмотрены основные понятия, входящие в структуру экологической культуры личности, определено содержание процесса ее формирования

Одной из наиболее важных, насущных потребностей современного общества является потребность в экологическом образовании. Это продиктовано неблагоприятной экологической ситуацией, поскольку без природных предпосылок, необходимых для существования и развития человеческого общества, все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру образовательной системы, а стать одной из ее основ. Это необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения основных природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человеческого общества [2].

Каждая историческая эпоха в соответствии с условиями существования членов своего общества вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является «порождающей моделью», идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса всех возрастных групп населения. Основными вопросами при определении специфических черт содержания образовательной парадигмы той или иной эпохи являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время [6, с. 67]. Парадигма экологического образования базируется на насущной необходимости формирования как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей багажа экологических знаний в условиях глобального экологического кризиса и неустойчивости существования современного общества.

Исторически так сложилось, что, преследуя определенные цели - добычу ресурсов, производство различных материалов, прокладку дорог и др., люди ставили во главу

угла только данную конкретную цель. Они не задумывались об экологических последствиях,

об оказываемых при этом побочных воздействиях на окружающую среду. И пока народонаселение и масштабы производства были малы по сравнению с размерами Земли, экологические последствия воспринимались как приемлемый компромисс. Другими словами, природные пространства были столь обширны, что для достижения поставленных целей и получения прибыли вполне можно было пожертвовать частью нетронутой природы, равно как и некоторой степенью чистоты воздуха и воды. Но, очевидно, этот процесс в нашем небеспредельном мире не может продолжаться бесконечно.

По мере развития цивилизации непрерывно увеличивалось и число локальных и региональных экологических кризисов, но начиная с ХХ века и по настоящее время происходят изменения окружающей среды на планетарном уровне, которые продолжаются с растущей скоростью. Глобальный характер современного экологического кризиса обусловлен тем, что хозяйственная деятельность человека выходит за пределы устойчивости глобальной экосистемы Земли - биосферы. Разрушение биосферы, «сферы жизни», являющейся единственно возможной средой обитания живых организмов, сделает невозможным существование в первую очередь высокоорганизованных биологических видов, к которым относится Человек разумный [5].

Впервые понятие глобального экологического кризиса возникло в связи с деятельностью Римского клуба - неформальной, неправительственной организации, созданной в 1968 г. и объединившей около 80 ученых -математиков, социологов, экономистов, специалистов по теории управления и др. В ра-

ботах, выполненных участниками Римского клуба, указывалось на угрозу острого кризиса во взаимоотношениях человека и природы в случаи сохранения современных тенденций развития общества.

За время работы клуба в нем были заслушаны доклады ученых разных стран, посвященные прогнозированию различных аспектов мирового развития. Наибольшую известность получил доклад «Пределы роста» (1972 год], подготовленный многонациональной группой ученых во главе с сотрудником Массачусетского технологического института (США) Д. Медоузом. Применив метод компьютерного моделирования, авторы доклада использовали системный подход для изучения глобальной проблематики с целью исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человеческим обществом путями развития. В ходе работы они пришли к выводу, что современные тенденции развития цивилизации способны привести человечество к глобальной катастрофе уже в первой половине XXI века.

Быстрое истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды вызовет замедление роста промышленности и сельского хозяйства и в результате резкое падение численности населения - демографическую катастрофу. Это означает, что произойдет быстрое вымирание сотен миллионов, если не миллиардов, людей со скоростью, не достигавшейся ни при каких эпидемиях или войнах в истории человечества. Выражаясь иначе, в системе произойдет коллапс.

Президент Римского клуба Аурелио Печ-чеи отмечал: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого» [7, с.43].

Человечество сможет выполнить данную задачу, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого разви-

тия свои представления о свободе и ответственности. И в этом далеко не последнюю роль призваны сыграть экологическая культура и лежащее в ее основе экологическое образование.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого человека [2]. Экологическая культура представляет собой высшую стадию экологизации сознания, совместное гармоническое развитие природы и человека, отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности [8].

Сегодня ученые, специалисты в области окружающей среды гораздо чаще, нежели ранее, склоняются к мнению, что именно экологическая культура призвана стать основой для преодоления экологического кризиса. Российские ученые В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев считают, что современный человек должен думать не об управлении природой, а об управлении самим собой и безоговорочно следовать естественным законам, поддерживающим глобальное экологическое равновесие в окружающей среде. Человек должен принять тот факт, что он всего лишь один из множества биологических видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам существования биосферы, осознавать и четко соизмерять свою активность с возможностями природы [3].

Сегодня признано, что экологические принципы и теории относятся не только к диким растениям и животным в естественных условиях обитания. Они применимы и к человечеству, причем в глобальных масштабах. Эту отрасль экологии, т.е. изучение экологических принципов применительно к человеческому обществу, необходимое для его устойчивого развития, сейчас часто называют наукой об окружающей среде. Пока же при создании человеком искусственных экосистем (городов, сельскохозяйственных угодий и т.п.] условия долговременной устойчивости экосистем практически не учитываются. Следовательно, сегодня существование человеческой цивилизации является неустойчивым, и многочисленные экологические катастрофы и социальные потрясения служат тому подтверждением. Например, такая серьезная социальная проблема, как острая нехватка продовольствия в ряде регионов земного ша-

ра, является следствием незнания экологических понятий и процессов, лежащих в основе принципов функционирования экосистем [5].

Главная задача, которая должна быть решена современным обществом - формирование принципиально новых взаимоотношений человека с окружающей средой, развитие экологического мышления как составной части общей культуры. Только обладая знаниями о том, как устроен окружающий мир, и живя в гармонии с природой, человеческое общество сможет обеспечить себе устойчивое развитие. Под устойчивым развитием понимается способ природопользования, при котором будет сохраняться экономический рост и одновременно восстанавливаться окружающая среда с целью сохранения ее для будущих поколений.

В нашей стране экологическая безопасность граждан постоянно снижается. Это наиболее заметно проявляется в ухудшении качества окружающей среды, снижении продолжительности жизни, росте заболеваемости и генетических отклонений, а также в образовании новых обширных по территории зон экологического неблагополучия и бедствия, росте социальной напряженности в результате дефицита природных ресурсов. Поэтому в российском обществе на первый план выдвигается социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим мышлением и современной экологической культурой.

Сегодня в образовательной сфере российской государственной политики экологическое образование выступает как приоритетное направление средней и высшей школы, системы профессионального образования в целом. Образовательная система должна обеспечить постепенное внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания. При этом важно сохранять целостность процесса экологического образования, который включает в себя субъекта познания, учебный материал, формы и методы подачи знаний и организацию образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением. Практическая реализация предусматривает непрерывный характер экологического образования начиная с дошкольных лет и завершая взрослыми годами, экологизацию образовательного процесса, реализацию межпредметных связей и использование разнообразных форм

обучения с особым акцентом на практическую деятельность обучаемых.

Сущность экологической культуры личности может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной конкретно-практической деятельности. Ядром экологического сознания является экологическое мышление

- умственная аналитико-синтезирующая способность человека, дающая ему возможность осознания, понимания, выражения в понятиях, категориях, выводах и обобщениях закономерных связей и зависимостей, на основании которых возможно продуманное, научно обоснованное, взвешенное вмешательство в природу, сохранение экологического равновесия. Экологические эмоционально-психические состояния основаны на интуитивном ощущении единства человека и природы, ее чувственном восприятии. Экологическая деятельность предполагает осуществление практического действия в природе и обществе только с учетом экологически позитивных последствий, недопущения ущерба от вмешательства, отказа от преобразований в случаях риска и непредсказуемости последствий.

Рассмотрение основных понятий, входящих в структуру экологической культуры личности позволяет определить содержание процесса образования и ее воспитания. В него входит необходимость формирования: на основе широкого круга знаний экологического характера - сознательно-научного отношения к экологическим проблемам, на эмоционально-чувственной основе - нравственноэтического отношения к ним, на деятельностно-практической основе - их реального разрешения. При этом фундаментом сознательно-научного отношения являются экологические знания и знания, полученные из других научных областей. Прежде всего это касается основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, нарушение которых порождает в окружающей среде негативные необратимые процессы.

Другой фундаментальной содержательной составной частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, являются эмоционально-чувственные переживания. Экологическое сознание только тогда обретает действенно-стимулирующее значение, когда оно органично подкреплено чувством, эмо-

циональными состояниями. Это прежде всего эмоционально-ценностное, глубоко нравственное отношение к природе, обществу, человеку. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностнопрактического отношения к действительности, которое в тесном единстве с экологическим сознанием и чувствами формируется в трех направлениях. Во-первых, речь идет об образовании надежной психологической установки на целесообразное, экологически грамотное творчество в природе и обществе. Такая установка должна являться своеобразным нравственным контролером в сознании каждого человека в процессе его деятельности. Во-вторых, деятельностно-практическое отношение целесообразно тогда, когда оно неразрывно связано с развитием природы самой личности, ее способностей, талантов и дарований. В-третьих, очевидно, что деятельностно-практическое отношение не может быть осуществлено без соответствующих умений и навыков. Таким образом, в целом экологически культурную личность образуют собранные воедино развитое экологическое сознание, духовно-эстетическое и деятельностно-практическое отношения, основанные на высокой нравственности.

Говоря о формировании экологической культуры, имеем в виду такое сочетание пси-холого-педагогических приемов и способов, которое позволяет студенту продвинуться в личностном развитии, выйти на новый уро-

вень мышления, устранить экокультурный дисбаланс в отношениях с окружающей средой.

Важнейшая задача современного экологического образования - сформировать у учащихся уверенность в том, что выход из экологического тупика есть, избежать экологической катастрофы возможно. Но для этого надо познать законы строения и принципы функционирования экосистем, понять механизмы, поддерживающие естественное экологическое равновесие в экосистемах; проанализировать место и роль человека в окружающей среде, задуматься о биосферных функциях человечества и значении каждой личности в решении экологических проблем. Современный человек должен принять новые ценностные ориентиры, понять, что либо он сможет выстроить гармонические отношения с природой, в которых она будет выступать равноправным партнером, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

Выживание человечества станет возможным только в том случае, если будут воспитаны поколения личностей, обладающих биосферным мировоззрением, ноосферным сознанием, ориентированных на гуманистические ценности по отношению к природе, действующие в рамках экологической этики, способные выстраивать свои отношения с окружающей средой в соответствии с экологическими законами и нормами.

Литература

1. Бодиев А. Б., Бодиева Н. Ф. О формировании экологической культуры личности // Современные проблемы экологии и безопасности : Первая Всероссийская научно-техническая Интернет-конференция : сб. материалов. конф. В 4-х т. Т. IV. / под ред. Э. М. Соколова.

- Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - С. 36-38.

2. Глобалистика : энцикл. / гл. ред. И. И. Мазур., А. Н. Чумаков ; Центр научных и прикладных программ «Диалог». - М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.- 1328 с.

3. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие : учеб. пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -416 с.

4. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л. Пределы роста. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207 с.

5. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир : в 2-х т. Т.1. - М.: Мир, 1993. - 424 с.

6. Образование взрослых как феномен культуры, социальный институт и образовательная метасистема : коллективная моногр. / под ред. проф. В. В. Горшковой. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2008. - 200 с.

7. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.

8. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. - М.: Изд. центр «Россия молодая», 1992. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.