С. В. Бурова
(Санкт-Петербург)
ПАРАДИГМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье показана необходимость экологического образования и формирования экологической культуры для устойчивого общества. Рассмотрены основные понятия, входящие в структуру экологической культуры личности, определено содержание процесса ее формирования
Одной из наиболее важных, насущных потребностей современного общества является потребность в экологическом образовании. Это продиктовано неблагоприятной экологической ситуацией, поскольку без природных предпосылок, необходимых для существования и развития человеческого общества, все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру образовательной системы, а стать одной из ее основ. Это необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоения основных природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человеческого общества [2].
Каждая историческая эпоха в соответствии с условиями существования членов своего общества вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является «порождающей моделью», идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса всех возрастных групп населения. Основными вопросами при определении специфических черт содержания образовательной парадигмы той или иной эпохи являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время [6, с. 67]. Парадигма экологического образования базируется на насущной необходимости формирования как у подрастающего поколения, так и у взрослых людей багажа экологических знаний в условиях глобального экологического кризиса и неустойчивости существования современного общества.
Исторически так сложилось, что, преследуя определенные цели - добычу ресурсов, производство различных материалов, прокладку дорог и др., люди ставили во главу
угла только данную конкретную цель. Они не задумывались об экологических последствиях,
об оказываемых при этом побочных воздействиях на окружающую среду. И пока народонаселение и масштабы производства были малы по сравнению с размерами Земли, экологические последствия воспринимались как приемлемый компромисс. Другими словами, природные пространства были столь обширны, что для достижения поставленных целей и получения прибыли вполне можно было пожертвовать частью нетронутой природы, равно как и некоторой степенью чистоты воздуха и воды. Но, очевидно, этот процесс в нашем небеспредельном мире не может продолжаться бесконечно.
По мере развития цивилизации непрерывно увеличивалось и число локальных и региональных экологических кризисов, но начиная с ХХ века и по настоящее время происходят изменения окружающей среды на планетарном уровне, которые продолжаются с растущей скоростью. Глобальный характер современного экологического кризиса обусловлен тем, что хозяйственная деятельность человека выходит за пределы устойчивости глобальной экосистемы Земли - биосферы. Разрушение биосферы, «сферы жизни», являющейся единственно возможной средой обитания живых организмов, сделает невозможным существование в первую очередь высокоорганизованных биологических видов, к которым относится Человек разумный [5].
Впервые понятие глобального экологического кризиса возникло в связи с деятельностью Римского клуба - неформальной, неправительственной организации, созданной в 1968 г. и объединившей около 80 ученых -математиков, социологов, экономистов, специалистов по теории управления и др. В ра-
ботах, выполненных участниками Римского клуба, указывалось на угрозу острого кризиса во взаимоотношениях человека и природы в случаи сохранения современных тенденций развития общества.
За время работы клуба в нем были заслушаны доклады ученых разных стран, посвященные прогнозированию различных аспектов мирового развития. Наибольшую известность получил доклад «Пределы роста» (1972 год], подготовленный многонациональной группой ученых во главе с сотрудником Массачусетского технологического института (США) Д. Медоузом. Применив метод компьютерного моделирования, авторы доклада использовали системный подход для изучения глобальной проблематики с целью исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человеческим обществом путями развития. В ходе работы они пришли к выводу, что современные тенденции развития цивилизации способны привести человечество к глобальной катастрофе уже в первой половине XXI века.
Быстрое истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды вызовет замедление роста промышленности и сельского хозяйства и в результате резкое падение численности населения - демографическую катастрофу. Это означает, что произойдет быстрое вымирание сотен миллионов, если не миллиардов, людей со скоростью, не достигавшейся ни при каких эпидемиях или войнах в истории человечества. Выражаясь иначе, в системе произойдет коллапс.
Президент Римского клуба Аурелио Печ-чеи отмечал: «Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого» [7, с.43].
Человечество сможет выполнить данную задачу, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с требованиями концепции устойчивого разви-
тия свои представления о свободе и ответственности. И в этом далеко не последнюю роль призваны сыграть экологическая культура и лежащее в ее основе экологическое образование.
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого человека [2]. Экологическая культура представляет собой высшую стадию экологизации сознания, совместное гармоническое развитие природы и человека, отношение к природе не только как к материальной, но и как к духовной ценности [8].
Сегодня ученые, специалисты в области окружающей среды гораздо чаще, нежели ранее, склоняются к мнению, что именно экологическая культура призвана стать основой для преодоления экологического кризиса. Российские ученые В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосев считают, что современный человек должен думать не об управлении природой, а об управлении самим собой и безоговорочно следовать естественным законам, поддерживающим глобальное экологическое равновесие в окружающей среде. Человек должен принять тот факт, что он всего лишь один из множества биологических видов, который, как и все остальные, обязан подчиняться законам существования биосферы, осознавать и четко соизмерять свою активность с возможностями природы [3].
Сегодня признано, что экологические принципы и теории относятся не только к диким растениям и животным в естественных условиях обитания. Они применимы и к человечеству, причем в глобальных масштабах. Эту отрасль экологии, т.е. изучение экологических принципов применительно к человеческому обществу, необходимое для его устойчивого развития, сейчас часто называют наукой об окружающей среде. Пока же при создании человеком искусственных экосистем (городов, сельскохозяйственных угодий и т.п.] условия долговременной устойчивости экосистем практически не учитываются. Следовательно, сегодня существование человеческой цивилизации является неустойчивым, и многочисленные экологические катастрофы и социальные потрясения служат тому подтверждением. Например, такая серьезная социальная проблема, как острая нехватка продовольствия в ряде регионов земного ша-
ра, является следствием незнания экологических понятий и процессов, лежащих в основе принципов функционирования экосистем [5].
Главная задача, которая должна быть решена современным обществом - формирование принципиально новых взаимоотношений человека с окружающей средой, развитие экологического мышления как составной части общей культуры. Только обладая знаниями о том, как устроен окружающий мир, и живя в гармонии с природой, человеческое общество сможет обеспечить себе устойчивое развитие. Под устойчивым развитием понимается способ природопользования, при котором будет сохраняться экономический рост и одновременно восстанавливаться окружающая среда с целью сохранения ее для будущих поколений.
В нашей стране экологическая безопасность граждан постоянно снижается. Это наиболее заметно проявляется в ухудшении качества окружающей среды, снижении продолжительности жизни, росте заболеваемости и генетических отклонений, а также в образовании новых обширных по территории зон экологического неблагополучия и бедствия, росте социальной напряженности в результате дефицита природных ресурсов. Поэтому в российском обществе на первый план выдвигается социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим мышлением и современной экологической культурой.
Сегодня в образовательной сфере российской государственной политики экологическое образование выступает как приоритетное направление средней и высшей школы, системы профессионального образования в целом. Образовательная система должна обеспечить постепенное внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания. При этом важно сохранять целостность процесса экологического образования, который включает в себя субъекта познания, учебный материал, формы и методы подачи знаний и организацию образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением. Практическая реализация предусматривает непрерывный характер экологического образования начиная с дошкольных лет и завершая взрослыми годами, экологизацию образовательного процесса, реализацию межпредметных связей и использование разнообразных форм
обучения с особым акцентом на практическую деятельность обучаемых.
Сущность экологической культуры личности может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной конкретно-практической деятельности. Ядром экологического сознания является экологическое мышление
- умственная аналитико-синтезирующая способность человека, дающая ему возможность осознания, понимания, выражения в понятиях, категориях, выводах и обобщениях закономерных связей и зависимостей, на основании которых возможно продуманное, научно обоснованное, взвешенное вмешательство в природу, сохранение экологического равновесия. Экологические эмоционально-психические состояния основаны на интуитивном ощущении единства человека и природы, ее чувственном восприятии. Экологическая деятельность предполагает осуществление практического действия в природе и обществе только с учетом экологически позитивных последствий, недопущения ущерба от вмешательства, отказа от преобразований в случаях риска и непредсказуемости последствий.
Рассмотрение основных понятий, входящих в структуру экологической культуры личности позволяет определить содержание процесса образования и ее воспитания. В него входит необходимость формирования: на основе широкого круга знаний экологического характера - сознательно-научного отношения к экологическим проблемам, на эмоционально-чувственной основе - нравственноэтического отношения к ним, на деятельностно-практической основе - их реального разрешения. При этом фундаментом сознательно-научного отношения являются экологические знания и знания, полученные из других научных областей. Прежде всего это касается основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, нарушение которых порождает в окружающей среде негативные необратимые процессы.
Другой фундаментальной содержательной составной частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, являются эмоционально-чувственные переживания. Экологическое сознание только тогда обретает действенно-стимулирующее значение, когда оно органично подкреплено чувством, эмо-
циональными состояниями. Это прежде всего эмоционально-ценностное, глубоко нравственное отношение к природе, обществу, человеку. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностнопрактического отношения к действительности, которое в тесном единстве с экологическим сознанием и чувствами формируется в трех направлениях. Во-первых, речь идет об образовании надежной психологической установки на целесообразное, экологически грамотное творчество в природе и обществе. Такая установка должна являться своеобразным нравственным контролером в сознании каждого человека в процессе его деятельности. Во-вторых, деятельностно-практическое отношение целесообразно тогда, когда оно неразрывно связано с развитием природы самой личности, ее способностей, талантов и дарований. В-третьих, очевидно, что деятельностно-практическое отношение не может быть осуществлено без соответствующих умений и навыков. Таким образом, в целом экологически культурную личность образуют собранные воедино развитое экологическое сознание, духовно-эстетическое и деятельностно-практическое отношения, основанные на высокой нравственности.
Говоря о формировании экологической культуры, имеем в виду такое сочетание пси-холого-педагогических приемов и способов, которое позволяет студенту продвинуться в личностном развитии, выйти на новый уро-
вень мышления, устранить экокультурный дисбаланс в отношениях с окружающей средой.
Важнейшая задача современного экологического образования - сформировать у учащихся уверенность в том, что выход из экологического тупика есть, избежать экологической катастрофы возможно. Но для этого надо познать законы строения и принципы функционирования экосистем, понять механизмы, поддерживающие естественное экологическое равновесие в экосистемах; проанализировать место и роль человека в окружающей среде, задуматься о биосферных функциях человечества и значении каждой личности в решении экологических проблем. Современный человек должен принять новые ценностные ориентиры, понять, что либо он сможет выстроить гармонические отношения с природой, в которых она будет выступать равноправным партнером, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.
Выживание человечества станет возможным только в том случае, если будут воспитаны поколения личностей, обладающих биосферным мировоззрением, ноосферным сознанием, ориентированных на гуманистические ценности по отношению к природе, действующие в рамках экологической этики, способные выстраивать свои отношения с окружающей средой в соответствии с экологическими законами и нормами.
Литература
1. Бодиев А. Б., Бодиева Н. Ф. О формировании экологической культуры личности // Современные проблемы экологии и безопасности : Первая Всероссийская научно-техническая Интернет-конференция : сб. материалов. конф. В 4-х т. Т. IV. / под ред. Э. М. Соколова.
- Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. - С. 36-38.
2. Глобалистика : энцикл. / гл. ред. И. И. Мазур., А. Н. Чумаков ; Центр научных и прикладных программ «Диалог». - М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.- 1328 с.
3. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие : учеб. пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -416 с.
4. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л. Пределы роста. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 207 с.
5. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир : в 2-х т. Т.1. - М.: Мир, 1993. - 424 с.
6. Образование взрослых как феномен культуры, социальный институт и образовательная метасистема : коллективная моногр. / под ред. проф. В. В. Горшковой. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2008. - 200 с.
7. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
8. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества: концептуальная экология. - М.: Изд. центр «Россия молодая», 1992. - 368 с.