ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 338.01 Л.Н. Агеева
Lidia Ageeva
ПАРАДИГМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы смены парадигмы внешней отчетности о деятельности компаний в условиях глобальной экономики. Определена роль управленческого учета в подготовке отчетности. Выделен ряд проблем, решение которых будет способствовать активизации процессов развития управленческого учета в России, повышению прозрачности внешней отчетности, публикуемой российскими организациями. Ключевые слова: бухгалтерский учет, социальная отчетность, управленческий учет.
PARADIGM ACCOUNTING AND REPORTING CONDITIONS GLOBAL ECONOMY: RUSSIA'S PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS
Annotation. In the article, the questions of changing the paradigm of external reporting on the activities of companies in the global economy. The role of management accounting in the preparation of financial statements. Identified a number of issues that would contribute to the intensification of the processes of development of management accounting in Russia, increase transparency, external reporting, published by the Russian organizations. Keywords: accounting, social reporting, management accounting.
Среди существующих в мире моделей бухгалтерского учета наиболее распространенными являются две - континентальная и англо-американская. Использование первой модели означает исчисление налогов на базе данных бухгалтерской отчетности путем проведения ряда корректировок. При этом бухгалтерский учет выполняет не только учетную, но и фискальную функцию. Главная особенность данной модели состоит в том, что финансовая отчетность составляется в том числе и в интересах государственных налоговых органов.
Вторая, англо-американская модель предполагает параллельное сосуществование бухгалтерского и налогового учета как двух самостоятельных систем, преследующих различные цели. Бухгалтерская финансовая отчетность формируется в целях информационного обеспечения внешних пользователей, налоговый же учет призван обобщить информацию для определения налоговой базы для уплаты соответствующих налогов. Сумма бухгалтерской прибыли в этом случае существенно отличается от налогооблагаемой величины.
В первые годы реформирования российского бухгалтерского учета, в период действия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа1992 г. № 552 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, а также Постановления Правительства от 01 июля 1995 г. № 661 о внесении изменений в указанное Положение, Минфин России реализовывал континен-
© Агеева Л.Н., 2015
тальную модель бухгалтерского учета. В этот период налогооблагаемая прибыль рассчитывалась путем проведения ряда корректировок бухгалтерской прибыли.
Изменение первоначально избранного курса было начато с утверждением Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), установившей, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Тем самым была установлена норма, согласно которой бухгалтерский учет больше не являлся единственно возможным источником информации, необходимой для исчисления налогов и сборов. Начался переход к англо-американской модели учета. Этот курс был закреплен принятием на основании Федерального закона от 06 августа 2001 г. № 110-ФЗ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, впервые определившей понятие «налоговый учет». Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В настоящее время законодательством предусмотрена необходимость ведения как минимум двух видов учета - бухгалтерского и налогового. Каждый из них имеет собственную цель. Бухгалтерский учет призван представить достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации. Основным документом, определяющим порядок его ведения, является Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». [10]
Принципы ведения налогового учета, имеющего совершенно иную цель, прописаны в НК РФ. Именно такой и должна быть расстановка приоритетов в условиях применения англосаксонской модели учета. Но в настоящее время происходит сближение бухгалтерского учета с налоговым. Задача сближения правил налогового и бухгалтерского учета содержится в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной Приказом Минфина России от 01 июля 2004 г. № 180 [8].
Процесс сближения идет все активнее, в результате данные бухгалтерского учета все более приобретают налоговую направленность.
Как следствие, финансовой отчетности российских компаний все в меньшей степени удается реализовать свое предназначение. Несмотря на большое количество и разнообразие принятых за годы реформирования Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), ориентированных на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), отчетность большинства российских организаций по своей экономической сущности остается бухгалтерской.
Мировая же практика свидетельствует: финансовая отчетность все более перестает удовлетворять пользователей, активизируются процессы подготовки отчетов об устойчивом развитии, расширяется практика составления интегрированных отчетов.
Организация «Инициатива по глобальной отчетности» (англ. Global Reporting Initiative (GRI)) предложила концепцию отчетности по устойчивости компаний, которая в настоящее время широко используется во всем мире. Ключевой задачей GRI является признание раскрытия информации по деятельности предприятия в области окружающей среды, социальным вопросам и вопросам надзора повсеместным обязательным требованием к предприятиям. [7].
Отчет в области устойчивого развития представляет собой практику измерения, раскрытия информации о результатах экономической, экологической, социальной деятельности организации, включая как положительный, так и отрицательный вклады отчитывающейся компании.
В российской практике подобные отчеты начали готовиться более 10 лет назад, получив название «корпоративная социальная отчетность». Как и в большинстве зарубежных стран, в России представление социального отчета является добровольной инициативой. Компании сами решают:
какие темы раскрывать в отчете, использовать ли существующие стандарты, в каком виде публиковать отчетность, где и как ее размещать [4].
Социальная отчетность является средством публичного информирования всех заинтересованных пользователей - акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества - о том, какими способами и темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
Основной проблемой составления социальной отчетности публичными российскими компаниями на современном этапе развития является отсутствие единого подхода к ее составлению. На сегодняшний день в России существует ряд документов, которые регламентируют социально ответственное поведение организаций, в их числе:
— рекомендации по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути социальной устойчивости компаний», разработанные РСПП;
— Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности, подготовленный Ассоциацией менеджеров в России;
— Базовые индикаторы результативности - рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности.
В 2008 г. в России как результат совместной работы Департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП (в настоящее время - Департамент корпоративной социальной политики), Комитета по социальной и демографической политике РСПП и Комитета по природопользованию и экологии РСПП был подготовлен проект под названием «Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в корпоративной нефинансовой отчетности». Однако, широкого применения в отечественной практике названный документ не получил. [6]
В связи с отсутствием какого-либо отечественного методического сопровождения подготовки социальной отчетности компании вынуждены применять зарубежные разработки.
По результатам анализа качества информации корпоративной социальной отчетности (КСО) российских компаний можно сделать следующие выводы.
1. Единого формата представления социальных отчетов не существует, что затрудняет сопоставление информации, а, следовательно, и принятие решений заинтересованными сторонами. Указанное обстоятельство препятствует также проведению анализа качества отчетов по экономическому, экологическому и социальному направлениям.
2. Периодичность представления социальных отчетов не установлена. Многие компании выбирают двухгодичный цикл представления отчетов, другие публикуют отчеты ежегодно.
3. Принцип преемственности подготовки данных соблюдается не всегда. Так, ОАО «Газпром» с 2010 г. ограничилось публикацией экологического отчета, исключая вопросы энергоэффективности, технологической модернизации, проекты совместного осуществления и др.
4. Не все показатели, рекомендованные Руководством GRI, раскрываются в отчетах. Зачастую несущественным показателям уделяется избыточное внимание и, напротив, важные показатели результативности остаются не раскрытыми.
Очевидно, что назрела необходимость в подготовке методических рекомендаций в области представления социальной отчетности российскими компаниями и определении подходов к организации ее регулирования. На роль субъекта, представляющего интересы государства, могут быть возложены следующие функции:
— оказание помощи в развитии корпоративной социальной отчетности (КСО);
— содействие принятию решений в области корпоративной социальной ответственности, соответствующих потребностям и возможностям российских компаний;
— создание бизнес-групп, принимающих участие в решении социальных проблем;
— проведение рейтинговых оценок компаний по результатам составления социальных отчетов;
— анализ и использование опыта КСО других стран с целью применения наилучших практик в данной области;
— подготовка проведения диалога между государством, бизнесом и обществом [3].
В то время как накапливаются нерешенные проблемы в области раскрытия информации об устойчивом развитии, зарубежные подходы к подготовке отчетности стремительно движутся вперед. В мае 2013 г. появилась новая версия Руководства GRI ^4), и до 31 декабря 2015 г. будет осуществлен переход на нее с прежней ^3). Новый продукт ^4) - это результат эффективного сотрудничества GRI с различными заинтересованными сторонами.
Основным отличием новой версии Руководства GRI стало определение существенности. Компаниям рекомендуется сосредоточить свое внимание на существенных аспектах, которые должны оставаться в центре внимания на протяжении всего отчета и обозначить сферу влияния каждого из них. Также G4 рекомендует разъяснять, чем руководствовалась компания, когда определяла существенные аспекты, и представлять сведения об используемых ею подходах в области менеджмента. Именно в связи между существенностью и сведениями о подходах к менеджменту заключается основное отличие версии G4 от предыдущей версии G3. Существует и другое важное отличие новой версии стандарта от предыдущей: в рамках G3 требовалось сообщать лишь о тех воздействиях компании, которые она непосредственно контролирует, а G4 рекомендует отчитываться по более широкому спектру воздействий, в том числе с позиций поставщиков и подрядчиков, работающих с отчитывающейся компанией.
Руководство G4 содержит десять новых стандартных элементов по представлению сведений об управлении в компании и предъявляет новые требования к раскрытию данных о воздействии цепочки поставок на окружающую среду, социальную и общественную сферы жизни общества. При этом требуется раскрытие следующей информации:
— о количестве поставщиков (с применением критериев оценки воздействия их деятельности на окружающую среду);
— о негативных воздействиях, выявленных в работе цепочки поставок, и описание действий компании по их устранению;
— о количестве жалоб и конфликтов, которые рассмотрены и решены в официальном порядке.
Таким образом, то раскрытие информации, которое ранее относилось к отчитывающейся компании, в соответствии с G4 должно быть представлено и по ее поставщикам.
Современная парадигма глобального развития отчетности состоит в переходе к интегрированному отчету, инициатором разработки концепции которого стал Международный комитет по интегрированной отчетности (11ЯС) - объединение представителей Совета по Международным стандартам финансовой отчетности, Комитета по стандартам финансового учета США, Международной федерации бухгалтеров, международных институтов развития, аудиторских и консалтинговых компаний, экспертных организаций и компаний реального сектора [4; 5]. От России в разработке Международного стандарта по интегрированной отчетности участвуют две компании: госкорпорация «Роса-том» и ОАО «НК Роснефть».
При этом 11ЯС не ставит задачу предложить регламентированную форму или модель отчета. Ожидается, что содержание интегрированного отчета каждой компании будет уникальным, поскольку в первую очередь будет раскрывать ее бизнес-модель.
Принципы подготовки интегрированной отчетности состоят в следующем:
— отчеты будут строиться вокруг понимания бизнес-модели компании;
— при формировании отчетов предполагается усиленный фокус на будущее;
— предполагается детализация представления отчетности по вопросам корпоративной социальной ответственности с фокусом только на те аспекты, которые могут повлиять на долгосрочную успешность бизнеса.
Интегрированный отчет должен раскрывать характер воздействия менеджмента на шесть видов капитала компании (финансовый, производственный, человеческий, интеллектуальный, природный и социальный), от эффективного взаимодействия которых зависят будущие денежные потоки организации. Таким образом, интегрированная отчетность зафиксирует факт перехода от современного управления исключительно финансовым капиталом к управлению шестью перечисленными выше его видами.
В соответствии с современными глобальными тенденциями отчетность должна быть ориентирована не только на краткосрочную, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу с учетом стратегических целей компании. Предполагается, что интегрированная отчетность, основанная на новых принципах формирования, позволит собрать и комплексно проанализировать информацию о результатах деятельности компании в целом и на этой основе принимать более взвешенные решения в части стратегии компании, сопровождающих ее рисков и способах их минимизации.
В выработке методологических подходов к формированию интегрированной отчетности участвует и РСПП, предложивший под интегрированным отчетом понимать комбинированный годовой отчет и нефинансовый отчет, подготовленный с учетом международных рекомендаций по отчетности в области устойчивого развития. Интегрированный отчет призван показать стратегическое направление развития компании и то, как она работает и предполагает работать с ресурсами. Он включает четкий план действий на средне- и долгосрочный период, содержит информацию о прогнозах распределения денежных потоков, других ресурсов, о способах привлечения инвестиций, о методах движения к намеченной цели [6].
Интегрированная отчетность может существенно повысить инвестиционную привлекательность компании, так как потенциальные инвесторы заинтересованы в получении прозрачной информации, раскрывающей настоящие и будущие риски компании не только в финансовой, но и в социальной и экологической сферах.
Процесс смены парадигмы развития внешней отчетности в условиях глобальной экономики в перспективе до 2020 г. представлен на рисунке (см. рис. 1).
Финансовая отчетность
Социальный отчет
Отчет по устойчивому развитию
б
Финансовая отчетность
Интегрированная отчетность
Отчет по устойчивому развитию
Рис. 1 1а - Современный подход к формированию внешней отчетности, 1б - Перспективный подход
к формированию внешней отчетности
Подготовка отчетности об устойчивом развитии и интегрированной отчетности предполагает решение следующего вопроса: как оценить нефинансовые результаты деятельности компании в социальной и экологической сферах? Разработка таких метрических систем и методик оценки нефинансовых показателей - одна из основных задач.
Очевидно, что данных финансового учета становится недостаточно. Для того чтобы быть уверенным в успешном будущем, организации внедряют систему управленческого учета, информационно дополняющую данные финансового учета. Очевидно, что управленческий учет в ближайшей пер-
а
спективе должен стать важнейшим каналом поступления данных, необходимых для подготовки отчетности об устойчивом развитии и интегрированной отчетности, их надежной информационной базой. Подобно глобальным переменам в принципах и методах подготовки внешней отчетности возникла необходимость в уточнении сущности, цели и содержательного наполнения управленческого учета. Решая эту задачу, Институт присяжных бухгалтеров в области управленческого учета ( англ. The Chartered Institute of Management Accountants (CIMA)) совместно с Американским институтом дипломированных бухгалтеров (англ. American Institute of Certified Public Accountants (AICPA)) предприняли попытку разработать Международные принципы управленческого учета (англ. Global Management Accounting Principles). Эти принципы должны вывести управленческий учет на уровень, необходимый для решения задач, связанных с составлением внешней финансовой отчетности.
В основе опубликованного документа - бизнес-модель организации, знание которой необходимо специалисту по управленческому учету. В документе подчеркивается, что система управленческого учета должна лежать в основе каждой бизнес-модели, являющейся основой любой организации, и отмечается необходимость взаимодействия между управленческим учетом и бизнес-моделью.
Важнейшие компетенции специалиста, занятого в области управленческого учета, определ е-ны в дискуссионном документе следующим образом:
— сбор и анализ необходимых данных для принятия решения;
— разработка рекомендаций для развития предприятия;
— эффективная презентация развития предприятия.
Современный специалист в области управленческого учета должен обеспечивать руководство компании данными о состоянии бизнес-модели, уметь распознавать и оценивать возникающие риски, определять виды деятельности, которыми организация может заняться в будущем. Решение указанных задач предполагает анализ информации и выявление путей создания ценности бизнеса, оценку перспектив, фокусирование внимания на рисках, расходах и затратах, а также на стоимостном потенциале этих перспектив. При этом в современных системах управленческого учета должен соблюдаться баланс между:
— данными о прошлом, настоящем и будущем организации;
— внутренними и внешним данными;
— финансовыми и нефинансовыми данными.
На фоне глобального развития принципов управленческого учета в России здесь наблюдается явное отставание.
Управленческий учет российскими компаниями осваивается чрезвычайно медленно. Набл ю-дается нехватка квалифицированных кадров, доступных программных продуктов, а в ряде случаев и недопонимание важности решения указанных проблем менеджментом компаний. В условиях происходящего сближения бухгалтерского учета с налоговый управленческий учет зачастую рассматривается как продолжение бухгалтерского.
Несмотря на то, что процесс становления управленческого учета в нашей стране начался в конце прошлого столетия, в России до сих пор не создан орган, осуществляющий методологическое руководство его развитием. Очевидно, что таким органом должно стать Министерство экономического и социального развития Российской Федерации. По мнению автора, необходимо скорейшее решение ряда проблем:
— разработка комплекта национальных стандартов управленческого учета (подобных стандартам, существующим в США и Канаде, но учитывающих традиции и специфику российской учетной практики), включая терминологический словарь управленческого учета;
— создание современных методик по учету затрат, бюджетированию и калькулированию для организаций различных видов экономической деятельности в условиях активизации инновационной деятельности;
— разработка методических рекомендаций по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) для малого и среднего бизнеса в целях оказания методической помощи учетно-аналитическим службам данного сегмента бизнеса;
— систематизация и экспертиза предложений, поступающих в Министерство экономического развития Российской Федерации от научных организаций и диссертационных советов, по совершенствованию методов управленческого учета и анализа в целях выработки предложений по их практическому применению отечественными организациями;
— создание методических рекомендаций по подготовке сегментарной отчетности для крупных бизнес-структур, облегчающих составление отчетности в соответствии с требованиями МСФО;
— разработка подходов по организации управленческого учета в учреждениях бюджетной сферы, находящейся сегодня в стадии реформирования. Особого внимания заслуживают российские вузы, деятельность которых сопровождается ростом конкуренции, а, следовательно, возрастанием потребности в информации управленческого учета об эффективности [9].
Решение указанных проблем будет способствовать не только активизации процессов развития управленческого учета, но и повышению прозрачности внешней отчетности, публикуемой российскими организациями.
Библиографический список
1. Адамова, Г. А. Управленческий учет с позиции стратегического менеджмента / Г. А. Адамова // Universum: экономика и юриспруденция. 2014. - № 3 (4). - С. 6-13.
2. Бахтурина, Ю. И. Социальная отчетность корпораций: актуальные проблемы / Ю. И. Бахтурина // Современная экономика: проблемы и решения. 2010. - № 6. - С. 124-137.
3. Вахрушина, М. А. Парадигма бухгалтерского учета и отчетности в условиях глобальной экономики: проблемы России и пути их решения / М. А. Вахрушина // Международный бухгалтерский учет, 2014, - № 25, - С. 38-46.
4. КПМГ в России и СНГ. Корпоративное управление и устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kpmg.com/ru/pages/default.aspx (дата обращения: 28.02.2015).
5. КПМГ в России и СНГ. На пути к интегрированной отчетности в 21 веке. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teoria-praktica.ru/8-2012/economics/kryanova.pdf (дата обращения 28.02.2015).
6. Официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (http://рспп.рф) (дата обращения: 28.02.2015).
7. Официальный сайт GRI (Global Reporting Initiative). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalreporting.org (дата обращения: 28.02.2015).
8. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»
9. Управленческий учет / Под ред. Я В. Соколова. - М.: Магистр, 2011.- 428 с. ISBN: 978-5-9776-0177-1, 9785-16-004296-1
10. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете [Эленктронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70103036/ (дата обращения 28.02.2015)