Научная статья на тему 'ПАО СБЕРБАНК: КРЕДИТОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ КЛИЕНТОВ'

ПАО СБЕРБАНК: КРЕДИТОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ КЛИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / РОЗНИЧНЫЕ КЛИЕНТЫ / ИПОТЕЧНЫЕ КРЕДИТЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КРЕДИТЫ / АВТОКРЕДИТЫ / ССУДНАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПАО СБЕРБАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурфова С.А.

Кредит выступает системообразующей категорией рыночной экономики, достаточно популярным и востребованным проявлением движения ссудного капитала [1, 2]. Банковское кредитование позиционируется как основная форма кредита, представляя собой значимый фактор развития экономики современной России. Оно дает возможность предприятиям и организациям использовать дополнительные заемные ресурсы для того, чтобы периодически расширять или совершенствовать производство и обращение продукции. Физические лица, прибегая к рассматриваемым в контексте данного исследования услугам банков, также могут удовлетворять свои потребности в дополнительных средствах, тем самым решая вопросы социально-экономического характера [3]. Среди 561 кредитной организации, входящих в банковский сектор Российской Федерации, на рынке кредитования розничных клиентов особое место занимает Публичное акционерное общество «Сбербанк России». Работа с физическими лицами традиционно присутствует в деятельности этого банка практически с начала его образования. В статье рассмотрены основные моменты кредитования Сбербанком розничных клиентов за 2015-2017 годы. Проанализирован розничный кредитный портфель, в том числе в разрезе целей кредитования, определено место банка на российском рынке кредитования физических лиц по каждому из направлений, охарактеризованы просроченные ссудные задолженности, в том числе в планесроков погашения кредитов, а также динамика данного показателя в территориальном разрезе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PJSC SBERBANK: CREDITING OF RETAIL CLIENTS

The credit acts as a system-forming category of the market economy, quite a popular and sought-after manifestation of the movement of loan capital [1, 2]. Bank lending is positioned as the main form of credit, representing a significant factor in the development of the economy of modern Russia. It enables enterprises and organizations to use additional borrowed resources in order to periodically expand or improve the production and circulation of products. Individuals, resorting to the services of banks considered in the context of this study, can also meet their needs for additional funds, thereby solving issues of a socio-economic nature [3]. Among the 561 credit institutions that are part of the banking sector of the Russian Federation, the Sberbank of Russia Public Joint-Stock Company occupies a special place in the market for lending to retail customers. Work with individuals has traditionally been present in the activities of this bank almost from the beginning of its formation. The main points of crediting of retail clients for 2015-2017 by Sberbank are considered in the article. The retail loan portfolio has been analyzed, including in terms of lending goals, the bank's place on the Russian market for lending to individuals in each area has been determined, overdue loan debts have been characterized, including in terms of loan maturities, also this indicator in territorial aspect.

Текст научной работы на тему «ПАО СБЕРБАНК: КРЕДИТОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ КЛИЕНТОВ»

УДК 336.722:336.77

Гурфова С. А. Gurfova S. A.

ПАО СБЕРБАНК: КРЕДИТОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ КЛИЕНТОВ PJSC SBERBANK: CREDITING OF RETAIL CLIENTS

Кредит выступает системообразующей категорией рыночной экономики, достаточно популярным и востребованным проявлением движения ссудного капитала [1, 2]. Банковское кредитование позиционируется как основная форма кредита, представляя собой значимый фактор развития экономики современной России. Оно дает возможность предприятиям и организациям использовать дополнительные заемные ресурсы для того, чтобы периодически расширять или совершенствовать производство и обращение продукции. Физические лица, прибегая к рассматриваемым в контексте данного исследования услугам банков, также могут удовлетворять свои потребности в дополнительных средствах, тем самым решая вопросы социально-экономического характера [3].

Среди 561 кредитной организации, входящих в банковский сектор Российской Федерации, на рынке кредитования розничных клиентов особое место занимает Публичное акционерное общество «Сбербанк России». Работа с физическими лицами традиционно присутствует в деятельности этого банка практически с начала его образования.

В статье рассмотрены основные моменты кредитования Сбербанком розничных клиентов за 2015-2017 годы. Проанализирован розничный кредитный портфель, в том числе в разрезе целей кредитования, определено место банка на российском рынке кредитования физических лиц по каждому из направлений, охарактеризованы просроченные ссудные задолженности, в том числе в планесроков погашения кредитов, а также динамика данного показателя в территориальном разрезе.

The credit acts as a system-forming category of the market economy, quite a popular and sought-after manifestation of the movement of loan capital [1, 2]. Bank lending is positioned as the main form of credit, representing a significant factor in the development of the economy of modern Russia. It enables enterprises and organizations to use additional borrowed resources in order to periodically expand or improve the production and circulation of products. Individuals, resorting to the services of banks considered in the context of this study, can also meet their needs for additional funds, thereby solving issues of a socio-economic nature [3].

Among the 561 credit institutions that are part of the banking sector of the Russian Federation, the Sberbank of Russia Public Joint-Stock Company occupies a special place in the market for lending to retail customers. Work with individuals has traditionally been present in the activities of this bank almost from the beginning of its formation.

The main points of crediting of retail clients for 2015-2017 by Sberbank are considered in the article. The retail loan portfolio has been analyzed, including in terms of lending goals, the bank's place on the Russian market for lending to individuals in each area has been determined, overdue loan debts have been characterized, including in terms of loan maturities, also this indicator in territorial aspect.

Ключевые слова: кредитные операции, розничные клиенты, ипотечные кредиты, потребительские кредиты, автокредиты, ссудная задолженность, просроченная задолженность, ПАО Сбербанк.

Key words: credit operations,retail customers, mortgage loans, consumer loans,car loans, outstanding loans,overdue debt, PJSC Sberbank.

Гурфова Светлана Адальбиевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 691 99 04 E-mail: gurf.sa@mail.ru

Gurfova Svetlana Adalbievna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professorof the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 691 99 04 E-mail: gurf.sa@mail.ru

Введение. Публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО Сбербанк) -один из крупнейших, динамично развивающихся российских банков.

Банк имеет Генеральную лицензию №1481, выданную Банком России 11 августа 2015 года, на основании которой в рамках основной деятельности и в соответствии сдей-ствующим Уставом, утвержденным на Общем собрании акционеров 14 июня 2018 г. [4, с. 3], Сбербанк выполняет следующие банковские операциис розничными клиентами:

- привлекает денежные средства физических лиц во вклады и ценные бумаги банка;

- выдает кредиты от своего имени и за свой счет;

- открывает и ведет банковские счета физических лиц;

- переводит денежные средства по поручению физических лиц;

- обслуживает банковские карты;

- проводит операции с драгоценными металлами; покупает и продает иностранную валюту; осуществляет платежи, хранение ценностей и др.

Среди этих операций в настоящее время особую актуальность приобретаетвыдача кредитов физическим лицам.

Методология проведения исследования.

При проведении исследования и изложении материала применялись общие/универсальные методы познания (анализ и синтез, аналогия, наблюдение, описание и обобщение).

Ход исследования. По данным Центрального Банка РФ, «самая высокая доля просроченной задолженности в розничном и корпоративном портфелях ... наблюдается в кластере санируемых банков - более 30% соответствующих кредитных портфелей.. Самый низкий уровень просроченной задолженности - у Сбербанка» [5, с. 40] (рис. 1).

Сбербанк позиционируется как один из главных поставщиков финансовых ресурсов в экономику страны.

Рассмотрим розничный кредитный портфель ПАО Сбербанк (табл. 1).

Анализ трехлетней динамики показал, что объем портфеля кредитов физическим лицам до вычета резервов на возможные потери увеличился на 19,1%. Ежегодно стабильно растут жилищные кредиты. В целом за анализируемый период их рост составил 27,1%. По потребительским кредитам наблюдается колебательная динамика: в 2016 г. по сравнению с 2015 г. их объемы сократились на 47,1 млрд. руб. или 2,4%, а в 2017 г. - выросли на 223,8 млрд. руб. или 11,6%.

Источник: расчеты ЦБ РФ.

Рисунок 1 — Доля просроченной задолженности по розничному кредитному портфелю в разрезе кластеров кредитных организаций, %

Таблица 1 — Кредитование физических лиц в разрезе целей кредитования

Показатели 1.01.2016 г. 1.01.2017 г. 1.01.2018 г.

млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %

1 2 3 4 5 6 7

Ипотечные кредиты 2174,8 52,6 2392,4 55,2 2764,5 56,1

На потребительские цели 1979,8 46,7 1932,7 44,5 2156,5 43,8

Автокредиты 30,2 0,7 12,3 0,3 4,8 0,1

Кредиты физическим лицам до вычета резервов на 4134,8 100,0 4337,8 100,0 4925,8 100,0

возможные потери

Величина автокредитов уменьшилась в 6,3 раза по сравнению с уровнем 2015 г. и в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2016 г. Практически всем бизнесом автокредитования Банковской группы Сбербанка в России с 2013 г. занимается Сетелем Банк. Он является дочерним банком Сбербанка, специализирующимся на выдаче автокредитов, кредитов в точках продаж (POS-кредитование), а также на операциях финансирования автопроизводителя под уступку денежных требований к дилерам (факторинг). Приоритетные каналы продаж Сетелем Банка представлены в виде дилерских центров-партнеров [6].

Основным ускорителем роста объема портфеля розничных клиентов выступило ипотеч-

ное кредитование, которое продолжает занимать наибольший удельныйвес в розничном кредитном портфеле ПАО Сбербанк - 56,1% в 2017 году. Второе место (43,8%) принадлежит кредитам, выдаваемым на потребительские цели.

Доля Сбербанка в ипотечном кредитовании составляет 55,6% (табл. 2). Лидирующие позициина российском рынке розничного кредитования банк сохраняет и по потребительскому кредитованию с долей в 31,8%, несмотря на некоторое ее уменьшение по сравнению с 2016 г., и в целом по объему кредитов физическим лицам с долей в 40,5%.

Таблица 2 - Доля ПАО Сбербанк на российском рынке розничного кредитования, %

Показатели 2015 2016 2017 Изменения, +,-(гр.4-гр.2)

1 2 3 4 5

Кредиты розничным клиентам 38,7 40,1 40,5 +1,8

Доля Сбербанка на российском рынке потребительского кредитования, % 33,2 33,2 31,8 -1,4

Доля Сбербанка на российском рынке жилищного кредитования, % 55,0 54,6 55,6 +0,6

Совместная доля Сбербанка и Сетелем Банка на российском рынке автокредитов, % 15,2 14,4 13,7 -1,5

Теперь проведем анализ качества розничного кредитного портфеля ПАО Сбербанк. В структуре ссудной задолженности до вычета резервов на возможные потери, как видно из таблицы 3, долякредитов физическим лица-межегодно повышается (23,1% ^ 25,1% ^ 26,5%). В абсолютном выражении также отслеживается их стабильный рост. Это говорит о проводимой банком успешной кредитной политике, нацеленной на расширение предложения кредитных ресурсов и востребованности клиентами данной банковской услуги.

Однако, наличие просроченной задолженности не является положительной характеристикой процесса кредитования заемщиков [9]. Хотя, следует отметить, что в целом за анализируемый период она существенно уменьшилась - на 29,4% (с 871,4 млрд. руб. в 2015 г. до 615,3 млрд. руб. в 2017 г.). По состоянию на 01.01.2018 г. физические лица имели просроченную задолженность по кредитам в размере 257,9 млрд. руб., что составляет 42% от общей ее суммы.

Таблица 3 - Ссудная и приравненная к ней задолженность физических лиц

Показатели 1.01.2016 г. 1.01.2017 г. 1.01.2018 г.

млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. %

1 2 3 4 5 6 7

Ссудная и приравненная к ней задолженность физических лиц 4134,8 23,1 4337,4 25,1 4925,8 26,5

Ссудная задолженность до вычета резервов на возможные потери 17880,6 100,0 17260,3 100,0 18560,3 100,0

Большая часть просроченной задолженности приходится на две группы: кредиты со сроками погашения более 180 дней и до 30 дней (табл. 4). Причем доля первой группы ежегодно увеличивается, рост за период - 10 процентных пунктов. Удельный вес второй группы постоянно уменьшается, снижение за период составило 4,6 процентных пунктов.

Объемы задолженностей по кредитам, предоставленным физическим лицам, в Кабардино-Балкарском отделении Сбербанка №8631 (рис. 2), также увеличились. Безусловно, и на региональном уровне показатель просроченной задолженности по кредитам ухудшает качество кредитного портфеля Банка.

Таблица 4 - Ссудная задолженность физических лиц с просроченными сроками погашения, %

Сроки погашения кредитов 1.01.2016 г. 1.01.2017 г. 1.01.2018 г. Изменения. +,- (гр.4-гр.2)

1 2 3 4 5

До 30 дней 26,4 25,2 21,8 -4,6

31-90 дней 11,7 11,1 8,5 -3,2

91-180 дней 8,6 6,2 6,4 -2,2

Более 180 дней 53,3 57,6 63,3 +10,0

Итого 100,0 100,0 100,0

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Объем кредитов физическим лицам

Задолженность по кредитам физическим лицам

Просроченная задолженность

на 01.01.2016г. на 01.01.2017г. на 01.01.2018

Рисунок 2 — Задолженность по кредитам, предоставленным

физическим лицам в КБР, млн. руб.

В территориальном разрезе доля просроченной задолженностисоответственно в 2015, 2016 и 2017 годах в общем объеме задолженности в рамках данной группы заемщиков (рис. 3) может быть представлена следующим образом:

РФ 8,1% ^ 7,9% ^ 7,0%; СКФО 10,6% ^ 10,3% ^ 9,0%; КБР 12,7% ^ 11,5% ^ 9,2%.

Рисунок 3 — Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, по состоянию на 01.01.2018 г.

Результаты исследования. Мы можем сделать вывод, что доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам в КБР, в общем ее объеме вполне сопоставима по разным уровням иерархии ПАО «Сбербанк». Тем более, что данный показатель стабильно сокращается, а это означает уменьшение его негативного влияния на качество кредитного портфеля розничных клиентов.

В любом случае надо определить, по какой причине образуется просроченная задолженность. Такими причинами одинаково могут выступать и увеличение объемов кредитного портфеля, и снижение платежеспособности заемщиков.

Область применения результатов. Учебный процесс (дисциплина «Деньги, кредит, банки»); прохождение производственной практики.

Выводы. Таким образом, анализ кредитного портфеля ПАО «Сбербанк», проведенный в рамках данного исследования, показал, что кредитование физических лиц в нем за-нимаетболее25% общегообъема. Оказываемые кредитные услуги физическим лицам фактически состоят из жилищных кредитов -более 56% и кредитов на потребительские цели - около 43%.

Задолженность по кредитам растет, что означает активизацию кредитной деятельности банка, но велика доля просроченной задолженности, особенно на региональном уров-не.Чтобы свести к минимуму величинупрос-роченной задолженности, банку следует использовать все возможности на всех этапах кредитного процесса:

- проводить более тщательный анализ кредитоспособности заемщика на основе традиционных методов и новых методов, разрабатываемых с помощью банковских 1Т-технологий;

- регулярно отслеживать уже выданные кредиты и оценивать причины возникающих задолженностей еще на ранних стадиях их образования; оказывать всемерную поддержку и помощь в определении выхода из создавшейся ситуации, применяя индивидуальный подход в каждом конкретном случае, основываясь на знаниях о клиенте;

- осуществлять в случае необходимости реструктуризацию долга;

- быть готовым обратиться в судебные органы и, наконец, продать долг коллекторским фирмам.

При этом, однако, не стоит забывать, что «клиент - основа бизнеса».

Литература

1. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова. М.: Финансы и статистика, 2014. 209 с.

2. Гурфова С.А., Пшихачева Э.З. Понятие, содержание и этапы кредитного процесса в коммерческом банке // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. №7. http://www.авсэ.рф.

3. Гурфова С.А., Пшихачева Э.З. Банковское кредитование: сущность, принципы и роль // Актуальные вопросы современной экономики. 2018. №7. Ийр://'^^^авсэ.рф.

4. Устав Публичного акционерного общества «Сбербанк России» ПАО Сбербанк. М., 2018. 25 с. URL: https://www.sberbank. com/common/img/uploaded/files/pdf/normative _docs/ustav_pao_sberbank.pdf

5. Итоги десятилетия 2008-2017 годов в российском банковском секторе: тенденции и факторы. URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/43933/wps31.pdf

6. Официальный сайт ПАО «Сбербанк». http://www.sberbank.ru (дата обращения 25.10.2018).

7. Официальный сайт Центрального банка РФ. http://www.cbr.ru (дата обращения 25.10.2018).

8. Лазарева Л.Б., Шанаев Г.Т., Пухае-ва А.А. Проблемы развития рынка потребительского кредитования. URL: https:// mysocrat.com (дата обращения 25.10.2018).

9. Ивакина К.Р., Черненко-Фролова Е.В. К вопросу просроченной задолженности кредитования физических лиц в ПАО «Сбербанк России». URL: http://pnu.edu.ru (дата обращения 17.10.2018).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bankovskoedelo / Pod red. V.I. Kolesni-kova. M.: Finansy i statistika, 2014. 209 s.

2. Gurfova S.A., Pshikhacheva E.Z. Ponya-tie, soderzhanie i etapy kreditnogo protsessa v kommercheskom banke // Aktualnye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2018. №7. http://www. avse.rf.

3. Gurfova S.A., Pshikhacheva E.Z. Bank-ovskoe kreditovanie: suschnost, printsipy i rol // Aktualnye voprosy sovremennoj ekonomiki. 2018. №7. http://www.avse.rf.

4. Ustav Publichnogo aktsionernogo ob-schestva «Sberbank Rossii» PAO Sberbank. M., 2018. 25 s. URL: https://www.sberbank.com/ common/img/uploaded/files/pdf/normative_ docs/ustav_pao_sberbank.pdf

5. Itogi desyatiletiya 2008-2017 godov v rossijskom bankovskom sektore: tendentsii i faktory. URL: https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/43933/wps31.pdf

6. Ofitsialnyj sajt PAO «Sberbank». http://www.sberbank.ru (data obrascheniya 25.10.2018).

7. Ofitsialnyj sajt Tsentralnogo banka RF. http://www.cbr.ru (data obrascheniya 25.10.2018).

8. Lazareva L.B., Shanaev G.T., Pukhae-va A.A. Problemy razvitiya rynka potrebitelsko-go kreditovaniya. https://mysocrat.com (data obrascheniya 25.10.2018).

9. Ivakina K.R., Chernenko-Frolova E.V. K voprosu prosrochennoj zadolzhennosti kredito-vaniya fizicheskikh lits v PAO «Sberbank Ros-sii». URL: http://pnu.edu.ru (data obrascheniya 17.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.