Научная статья на тему 'ПАНТЮРКИЗМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

ПАНТЮРКИЗМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пантюркизм / страны Центральной Азии / Турция / культура / образование / Pan-Turkism / Central Asian countries / Turkey / culture / education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сайлиев Р.Ш.

В статье раскрыты идеология и роль пантюркизма, его влияние на образовательное пространство стран Центральной Азии. Открытия и закрытия турецких учебных заведений, а также влияние движения «Гюлен» в центра-азиатских странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the ideology and role of Pan-Turkism, its influence on the educational space of the countries of Central Asia. Opening and closing of Turkish educational institutions, as well as the influence of the Gulen movement in Central Asian countries.

Текст научной работы на тему «ПАНТЮРКИЗМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

УДК 39

Сайлиев Р.Ш.

студент ФГБОУ ВО "АГУ им В.Н. Татищева ",

город Астрахань.

ПАНТЮРКИЗМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация

В статье раскрыты идеология и роль пантюркизма, его влияние на образовательное пространство стран Центральной Азии. Открытия и закрытия турецких учебных заведений, а также влияние движения «Гюлен» в центра-азиатских странах.

Ключевые слова:

Пантюркизм, страны Центральной Азии, Турция, культура, образование.

Sayliyev R.S.

a student of the "Tatishchev Astrakhan State University",

the city of Astrakhan.

Abstract

The article reveals the ideology and role of Pan-Turkism, its influence on the educational space of the countries of Central Asia. Opening and closing of Turkish educational institutions, as well as the influence of the Gulen movement in Central Asian countries.

Keywords:

Pan-Turkism, Central Asian countries, Turkey, culture, education.

Пантюркизм — это культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Идеология пантюркизма в своей основе является наследием Османской империи. Идея объединения в мощный союз турок, живущих в Анталии, с другими тюркскими народами рассматривалась в начале XX в. в качестве одного из возможных путей спасения Османского государства, переживавшего очень сложные времена.

Сотрудничество тюркских стран СНГ с Турцией началось в 1992 г., сразу после распада СССР. В январе 1992 г. для его координации в рамках Министерства иностранных дел Турции было создано Агентство тюркского сотрудничества и развития (TIKA), которое включало два отдела, курировавшие экономические и культурные связи с новыми независимыми государствами. В январе 1993 г. был принят закон, по которому Турция взяла на себя финансирование двух совместных программ по образованию и культуре, рассчитанных на пять лет. В ходе реализации этих программ на обучение в Турцию была направлялись студенты и школьники из государств Центральной Азии. В Казахстане, Киргизии и Туркменистане была создана сеть анатолийских лицеев - средних учебных заведений с углубленным изучением турецкого и английского языков. В 14 средних школах тюркских стран СНГ было введено преподавание турецкого языка, а также ученикам рассказывали про турецкую культуру, традиции и образ жизни - многие выпускники лицеев впоследствии поступили в вузы на территории Турции. Многочисленные группы студентов из стран Центральной Азии стали направляться для учебы в Турцию, которая частично взяла на себя финансирование их обучения.

Первые турецкие лицеи в Центральной Азии открылись под эгидой движения «Гюлен»: за 19922000 годы в регионе их появилось около сотни. Было создано около 25 образовательных проектов в

Киргизии - включая турецкие школы, лицеи и два университета. В Казахстане появилось 32 школы, а также лицеи и университет Ясеви. По некоторым данным, в 1990-х годах около 65 образовательных учреждений Турции действовало в Узбекистане, 6 - в Таджикистане, 1 университет и 1 лицей - в Туркмении.

Влияние движения «Гюлен» в Центральной Азии росло на фоне идеологического вакуума, а также всестороннего кризиса в политике, экономике, социальной сфере. Одновременно росло дипломатическое влияние Анкары в регионе, которая стала налаживать отношения со странами «пятерки» в сфере торговли, энергетики и тюркского языкового пространства сразу после распада СССР.

Со временем власти стран Центральной Азии стали опасаться, что лицеи Гюлена насаждают религиозные и пантюркистские идеи, угрожающие светскому строю данных государств. В 1999 году, с ухудшением дипотношений между Анкарой и Ташкентом, были закрыты турецкие лицеи в Узбекистане. В 2011 году гюленовские лицеи закрылись в Туркменистане - на тот момент в республике оставалась только одна школа имени Ататюрка. В Таджикистане турецкие лицеи с 2015 года преобразовывали в школы для одаренных детей.

Закрытия гюленовских лицеев по дипломатическим каналам добивалась и Анкара - летом 2016 года в Турции произошла попытка военного переворота, в организации которого власти страны обвинили Фетхуллаха Гюлена.

Крах проектов Гюлена заставил Турцию переориентироваться на программы академической мобильности. Сегодня Анкара развивает проекты международного студенческого обмена, двойных дипломов, увеличивает количество вузовских квот для иностранцев.

Правительство Турции финансирует международную стипендиальную программу Тиг^уе ВиЫап по обучению в бакалавриате, магистратуре и докторантуре. К 2023 году Турция планирует принять больше четверти миллиона иностранных студентов из 100 стран мира. Одновременно растет и количество вузов: по словам президента Реджепа Тайипа Эрдогана, с 2002 по 2021 год число учебных заведений в стране возросло с 76 до 207, и число учащихся в них - с 1,6 млн до 8,4 млн.

Турецкое высшее образование считается престижным среди жителей Центральной Азии. Вузы Турции остаются участниками Болонского процесса, при этом обучение в них на порядок доступнее, чем на Западе. Так, иностранному студенту в Германии необходимо иметь как минимум $950 в месяц на покрытие базовых расходов - таких как жилье, питание и развлечения.

Турция, в свою очередь, решает сразу несколько проблем за счет притока студентов из Центральной Азии и других стран. Во-первых, траты учащихся-иностранцев обеспечивают стране приток иностранной валюты, стимулируя экономику и фискальную систему. Во-вторых, развивается сфера туризма: у студентов есть возможность посещать море, горы, культурные памятники.

В-третьих, Анкара получает производственные и демографические дивиденды. Турция предлагает иностранцам большое количество образовательных бизнес-программ, многие выпускники местных вузов создают свой бизнес и остаются жить в стране вместе с семьями. В основном их бизнес-проекты связаны с трикотажными изделиями, экспорт которых составляет значительную часть товарооборота между Турцией и странами Центральной Азии.

Турция видит себя государством с глобальным и региональным влиянием. Оно необходимо Анкаре для привлечения в страну инвестиций, туристов, квалифицированных рабочих, а также для сохранения нужного уровня экспортных потоков. Неотъемлемой частью такого влияния является «мягкая сила» -трансляция турецкой культуры, политических ценностей, что удобней всего сделать через образование.

Турецкий политический проект для Центральной Азии предполагает «пятерке» уход от европоцентризма, взамен предлагая тюркский интеграционный проект, основанный на историко-культурной и языковой близости.

При этом легитимация политических амбиций Анкары проходит под знаком реабилитации османского прошлого, которая началась в стране с 1992 года. Распад Советского Союза повлек усиление

пантюркистских притязаний Турции в регионе Центральной Азии.

Анкара использует образовательные проекты как удобный имиджевый ресурс, нацеленный на прагматическое решение собственных проблем. Экономика Турции в значительной степени зависит от ее взаимоотношений со странами Центральной Азии - поэтому турецкая soft power стремится «завоевать умы и сердца» внутри региона, что позволит Анкаре закрепить здесь свое политическое влияние.

И так, вопрос о культурном единстве тюркских народов сохраняет актуальность для Турции и в настоящее время, о чем свидетельствует ее активное участие в регулярных съездах тюркоязычных стран. Но вряд ли стоит ожидать от турецкого руководства каких-либо политических авантюр в этой области. Ведь даже в критические моменты истории Анкаре удалось удержаться от пантюркистского соблазна и не дать вовлечь себя в войну. Что касается сотрудничеству в сфере культурных обменов на сегодняшний день развивается, хотя и намного менее активно, в Туркменистане чем в Кыргызстане, Таджикистане и в Казахстане. В сфере школьного образования наблюдается значительное сокращение взаимодействия, но в системе высшего образования сотрудничество продолжается. Список использованной литературы:

1. Парубочая Е.Ф. Саммиты тюркских государств (1992-2001 гг.): реальная платформа для сближения? // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. № 11. С. 113-120.

2. Бесплатное образование в Турции по стипендии Türkiye Burslari. Hotcourses Russian // URL: https://www.hotcourses.ru/study-abroad-info/money/turkiye-burslari-scholarship-in-turkey/ (дата обращение 19.05.2023).

3. «ЗНАНИЕ - СИЛА»: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ТУРЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ia-centr // URL: https://ia-centr.ru/experts/iats-mgu/znanie-sila-obrazovatelnye-proekty-turtsii-v-tsentralnoy-azii/ (дата обращение 19.05.2023).

4. Вейцель Р. Влияние Турции на культуру и образование стран Центральной Азии // Ислам в современном мире. 2014. № 1. С. 33.

5. Чыналиева М. Культурное сотрудничество Кыргызстана и Турции. URL: http://todo.selyam.net/docs/78/index-82639.html (дата обращение 19.05.2023).

6. Туркменистан вновь стал местом встречи деятелей культуры и искусства тюркского мира. URL: http://www. turksoy.org.tr/RU/belge/5-11780/11780.html (дата обращение 19.05.2023).

7. Gundogar-news.com: Туркмено-турецкое сотрудничество в сфере образования. URL: http://gundogar-news.com/arhiw/ naukaiobrazovanie/block/2191/newsid/29179.aspx.html (дата обращение 19.05.2023).

8. Э.У. Шарофов. История таджикско-турецкого сотрудничества (1991-2011 гг.). Автореферат диссертации. URL: http:// discollection.ru/article/28102012_96860_sharofov (дата обращение 19.05.2023).

9. Asia-plus: Школы для будущего. URL: http://news.tj/ru/ newspaper/interview/shkoly-dlya-budushchego (дата обращение 19.05.2023).

© Сайлиев Р.Ш., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.