Научная статья на тему 'Пантеизм в художественном творчестве Гюстава Флобера'

Пантеизм в художественном творчестве Гюстава Флобера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
817
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пантеизм / вера / истина / материя / трансдентальность / монизм / грех / искушение. / pantheism / faith / truth / substance / transcendentality / monism / sin / temptation.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — В. Г. Кузнецов

В статье рассматривается влияние философии пантеизма на творчество французского писателя Г. Флобера. Пантеизм Флобера восходит к философскому учению Спинозы. Материалом исследования служит религиозно-философская драма Флобера «Искушение святого Антония», в которой автор ставит вопрос о природе Бога, о соотношении между божественным миром и человеческим, о поиске истины в религиозной вере и искусстве и путей ее постижения. В образе Антуана представлено миросозерцание писателя – Флобера, его морально-ценностное восприятие процесса поиска истины, которую следует понимать в более широком смысле и не ограничивать областью религии. Ответ на эти вопросы Флобер находит в пантеизме, который останавливает свой выбор на материальном мире, в противовес мнимому, трансдентальному. Эстетический пантеизм представляет собой попытку преодолеть антитезис между материальным и идеальным. Драма «Искушение святого Антония» отражает творческую индивидуальность Флобера, самопознание художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANTHEISM IN THE CREATIVE ACTIVITY OF GUSTAVE FLAUBERT

The article examines the impact of the philosophy of pantheism – the unification of God and nature – on the artistic creativity of the French writer Gustave Flaubert. Flaubert’ pantheism is rooted in Spinoza’s philosophical thinking. The research is made on the material of the religious-philosophical drama “The temptation of Saint Antony” by Flaubert, where the author takes up the problem of the nature of God, of the relation between the world of divine and the world of man, seeking the truth and finding the right way of getting at it in religion and art. The image of Antony represents world outlook of Flaubert as a writer, his understanding of morality and a system of values underlying the search of truth, which should be understood in broader sense and should not be limited by the field of religion. Flaubert finds answers to these questions in pantheism, which is rooted in the material world and not in the transcendental world of imaginary. The aesthetic pantheism represents an attempt to overcome the antithesis of the material and the ideal. The drama “The temptation of Saint Antony” reflects Flaubert’ creative individuality, the inner world of the artist.

Текст научной работы на тему «Пантеизм в художественном творчестве Гюстава Флобера»

УДК 81'38

В. Г. Кузнецов

доктор филологических наук, профессор;

профессор кафедры лексикологии и стилистики французского языка факультета французского языка МГЛУ; e-maiL: vgk.avamo@maiL.ru

ПАНТЕИЗМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ГЮСТАВА ФЛОБЕРА

В статье рассматривается влияние философии пантеизма на творчество французского писателя Г. Флобера. Пантеизм Флобера восходит к философскому учению Спинозы. Материалом исследования служит религиозно-философская драма Флобера «Искушение святого Антония», в которой автор ставит вопрос о природе Бога, о соотношении между божественным миром и человеческим, о поиске истины в религиозной вере и искусстве и путей ее постижения. В образе Антуана представлено миросозерцание писателя - Флобера, его морально-ценностное восприятие процесса поиска истины, которую следует понимать в более широком смысле и не ограничивать областью религии. Ответ на эти вопросы Флобер находит в пантеизме, который останавливает свой выбор на материальном мире, в противовес мнимому, трансдентальному. Эстетический пантеизм представляет собой попытку преодолеть антитезис между материальным и идеальным. Драма «Искушение святого Антония» отражает творческую индивидуальность Флобера, самопознание художника.

Ключевые слова: пантеизм; вера; истина; материя; трансдентальность; монизм, грех; искушение.

V. G. Kuznetsov

Doctor of FiLoLogy (Dr. habiL.), Professor;

Professor at the Chair of French LexicoLogy and StyListic,

FacuLty of French Language, MSLU; e-maiL: vgk.avamo@maiL.ru

PANTHEISM IN THE CREATIVE ACTIVITY OF GUSTAVE FLAUBERT

The articLe examines the impact of the phiLosophy of pantheism - the unification of God and nature - on the artistic creativity of the French writer Gustave FLaubert. FLaubert' pantheism is rooted in Spinoza's phiLosophicaL thinking. The research is made on the materiaL of the reLigious-phiLosophicaL drama "The temptation of Saint Antony" by FLaubert, where the author takes up the probLem of the nature of God, of the reLation between the worLd of divine and the worLd of man, seeking the truth and finding the right way of getting at it in reLigion and art. The image of Antony represents worLd outLook of FLaubert as a writer, his understanding of moraLity and a system of vaLues underLying the search of truth, which shouLd be understood in broader sense and shouLd not be Limited by the fieLd of reLigion. FLaubert finds answers to these questions in pantheism, which is rooted in the materiaL worLd and not in the

transcendental worLd of imaginary. The aesthetic pantheism represents an attempt to overcome the antithesis of the materiaL and the ideal. The drama "The temptation of Saint Antony" refLects FLaubert' creative individuaLity, the inner worLd of the artist.

Key words: pantheism; faith; truth; substance; transcendentaLity; monism; sin; temptation.

Пантеизм (греч. pan - всё и theos - бог) - философское учение сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. При этом существование Бога не отрицается, но скорее расширяется и усложняется. Истоки пантеизма можно обнаружить в античной философии - Гераклит, Зенон. В Средневековье пантеизм получил развитие в учении немецкого философа и теолога И. Экхарта (1260-1327). Одно из известных высказываний Экхарта гласит: «Глаз, которым я вижу Бога, является тем же глазом, которым Бог видит меня».

Один из первых сформулировал пантеистическое понимание мироустройства немецкий философ, крупнейший мыслитель эпохи Возрождения Н. Кузанский (1401-1464), которое выражено им в формуле «Бог во всем и всё в Боге» [Кузанский 1979-1980, с. 62]. Бог у Ку-занского представлен как Абсолют. Абсолют понимается как полнота бытия, присутствующее в каждом элементе предметного мира и обусловливающее его существование. Отождествление Бога как единого целого с миром и сущностью всего легло в основу пантеизма. Бог как Абсолют выступает у Кузанского как онтологическая конструкция всеединства. Максимум (Бог) выше любых конкретных определений. Идеи пантеизма Кузанского были продолжены и получили дальнейшее развитие в трудах итальянского философа Дж. Бруно (1548-1600). Наделяя материю духовностью, Бруно тем самым объединял земное с сакральным.

Значительный вклад в развитие философии пантеизма внес голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). У Декарта душа и тело -антиподы, а потому установить связь между ними под силу только Богу. В отличие от дуализма Декарта, у Спинозы душа - способ существования человеческого тела. Спиноза превращал Бога как антропоморфное существо в субстанцию, материю, другими словами, материализовал Святой Дух. У Спинозы атрибуты Бога проектируются на природу. Он считал, что «интеллект, даже и бесконечный, принадлежит к природе созданной (natura naturata), а не создающей (natura naturans» [Спиноза 1930, с. 70]. Таким образом, Бог не творец,

а субстанция мира. Бог и мир представляют собой единое, неразрывное целое. Цель религии - не познание природы вещей, а наставление веры и связанной с ней нравственностью.

Таким образом, Бог в пантеизме не может мыслиться сам по себе, в отрыве от материального мира. Личного бога для верующего не существует, ибо Бог подменяется природой. Бог и мир представляют собой единое, неразрывное целое. В философии пантеизма утрачивается смысл молитвы, цель которой обращение к Всевышнему. Тем самым объект молитвы утрачивается, становится неопределенным, расплывчатым. Таким образом, пантеизм представляет собой выбор реально существующего мира в противовес мнимому, вымышленному, трансдентальному миру. Пантеизм - преодоление дуалистичности религиозного сознания.

Сторонниками пантеизма были не только философы и теологи, но и известные писатели и поэты: Л. Н. Толстой, Ф. И. Тютчев, английские писатели Д. Лоуренс и Г. Уэллс, американский поэт Р. Джефферс.

На место Бога Л. Н. Толстой ставил «разумение жизни», которое есть любовь. Под религиозной жизнью он понимал жизнь во имя блага других, присущие ей страдания за эти блага. По Толстому, нет ни личной жизни, ни личного бессмертия, поскольку смысл может быть только в жизни, а не в ее исчезновении.

Ф. И. Тютчев сам называл себя пантеистом. Декларацией пантеизма можно, по праву, считать его стихотворение «Не то, что мните вы, природа ...» (1836).

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездуший лик. -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. [Тютчев 1987, с. 135]

Природа выступает у Тютчева как символ и образ вечности.

В творчестве Д. Лоуренса пантеизм представлен как материалистический, натуралистический монизм, признающий материю первичным началом. Р. Джефферс был не только писателем, но и натурфилософом. Он полагал, что человечество в состоянии преодолеть все свои невзгоды, проникая умом и чувствами в необъятную красоту вселенной.

Пантеизм присущ не только отдельным писателям, но и такому литературному направлению, как романтизм. Программа романтизма - всеобщая целостность, нивелирование всех различий. Он отрицает границу между Богом и природой, между субъектом и объектом, личностью и миром, сознанием и бессознательным.

Приверженцем пантеизма был создатель теории физической относительности А. Энштейн.

В конце ХХ в. пантеизм стал развиваться в новом направлении в соответствии с требованием времени. В центре его внимания - необходимость формирования экологического сознания в обществе. В 1999 г. было создано «Мировое пантеистическое движение», которое имеет собственный вебсайт. Сторонники этого движения общаются главным образом в социальных сетях.

Антиподом пантеизма является теизм, который утверждает участие Бога во всем, что происходит на Земле. С пантеизмом сближается и пересекается панпсихизм. Панпсихизм - это учение о всеобщей одушевленности, которое наделяет все вещи душой и психикой. Элементы панпсихизма представлены в философии Платона, они были характерны для представителей стоицизма и неоплатонизма. В эпоху Возрождения панпсихизм представлен именами Дж. Бруно, Т. Кам-панеллой. В Новое время панпсихизм получил распространение в немецкой идеалистической философии. Его черты присутствуют во взглядах Г. Лейбница, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, Э. Гартма-на, В. Вундта. Среди философов ХХ в. идей панпсихизма придерживались А. И. Уайтхед, Т. де Шарден. Идеи панпсихизма разделял К. Э. Циолковский. Активным сторонником панпсихизма был русский религиозный философ С. А. Аскольдов-Алексеев (1871-1945), который известен тем, что еще в 1928 г. ввел в научный оборот термин «концепт»: мыслительное образование, замещающее нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода [Аскольдов 1997].

Предметом нашего исследования является влияние философии пантеизма на художественное творчество Г. Флобера, которое в наибольшей степени присутствует в его философско-религиозной драме «Искушение святого Антония». Пантеизм Флобера восходит к философскому учению Спинозы. Жизнь в представлении Флобера ассоциируется с движением, являющимся активным началом. В этом

проявляется его близость пантеизму Спинозы, провозглашавшего эмоциональное восприятие бесконечного мира.

Выдающийся исследователь творчества Флобера Жан Брюно (1926-2003), сын известного грамматиста Шарля Брюно, писал, что эта драма остается «наименее изученным, наименее читаемым, самым таинственным из всех произведений Флобера, а перед исследователем стоят нерешенные до сих пор проблемы, связанные с генезисом, структурой и смыслом энигматического текста» [Вгцпеаи 1990, с. 11].

Над «Искушением святого Антония» Флобер работал всю жизнь и называл его «произведением всей моей жизни». Существует несколько версий этой книги. Книга вышла в апреле 1874 г. и была встречена враждебно некоторыми критиками. В то же время ее высоко оценили В. Гюго и И. С. Тургенев.

По мнению французского поэта, эссеиста и философа Поля Валери (1871-1945), написать свое произведение Флобера побудила не картина нидерландского художника XVI в. Брейгеля, как многие считают. Картину, изображающую чудовищных существ, олицетворяющих человеческие грехи, Флобер увидел в апреле 1845 г. во дворце Бальби в Женеве. Валери полагает, что стимулом написания книги послужило знакомство Флобера с «Фаустом» Гете, идейное содержание этих произведений в определенной степени переплетается. Французский писатель и художественный критик Эдмон де Гонкур в своем отзыве охарактеризовал произведение Флобера как оригинальность, неизменно напоминающая Гете.

Сюжет «Искушения святого Антония» основан на легенде об Антонии Фивском (251-356), святом христианине, отшельнике, подвергавшимся искушению. В первые века нашей эры, с распространением христианства, Фивы (древняя столица Египта) стали одним из крупнейших центров монашества. Основная фабула произведения - поиск истины в религиозной вере. Этот поиск истины Флобер приравнял к драме.

Главный персонаж отшельник Антуан, восторженно созерцающий во время молитвы Деву Марию, начинает испытывать сомнения в ее небесной сущности. Сомнение в исключительно духовной сущности Богоматери - это сомнение в том, что священное может родиться только от священного. Сомнение губит веру (истину). Тем самым духу как божественному началу Флобер приписывает не только небесное, но

и земное, нейтрализуя такой его признак, как трансдентальность. Таким образом, имеет место монизм: Антоний искушен желанием материализовать духовное, бестелесное. Материализация божественного имеет следствием восприятия его как части реальности. Более того, материализация Бога приводит к его исчезновению.

Si la Substance pouvait se diviser, elle perdrait sa nature, elle ne serait pas elle, Dieu n'existerait plus. Il est donc indivisible comme infini...[Flaubert 1913, p. 256].

Если бы Субстанция могла делиться, она лишилась бы своей природы, не была бы больше собой, и Бог перестал бы существовать. А он неделим, как бесконечность... [Флобер 1983, с. 518].

Феномен пантеизма следует рассматривать в тесной связи с религиозным концептом «вера». Вера лежит в основе религии. Большинство исследователей согласны с христианским писателем и оратором Лактанцием (около 250-320) в том, что термин «религия» восходит к латинскому глаголу religare связывать, привязывать и означает союз человека с Богом. В религии вера выступает как высшая духовная ценность, единение человека с Богом, как противопоставление телесного, материального бестелесному. В отличие от материального Бог не случайно носит название Святого Духа, поскольку он не имеет массы, протяженности, временной отнесенности, локализации в пространстве. Русский философ П. Флоренский сравнивал веру с зеркалом, в котором отражается для нас внешний мир. В то же время можно утверждать, что в Библии содержится трактовка Бога, сближающая его с понятием материи: Бог не имеет ни начала, ни конца.

Вера предполагает не только убежденность в существовании Бога, но и следование праведной жизни в соответствии с религиозными заповедями. Вера обеспечивает обратную связь между субъектом и объектом: путь, на который направил меня Бог; Бог поддержал меня, вселил надежду, укрепил мои силы, подбадривал меня; промысел Божий (непрестанное действие всемогущей воли Бога). Тем самым Бог выступает в качестве опоры. Бог накажет в случае нарушения веры.

Условием реализации феномена веры является наличие равновесия, своего рода гармонии, между субъектом и объектом веры. Аксиологическая составляющая может изменяться в результате подрыва

доверия к объекту веры. Это может проявляться сомнением или разочарованием в объекте веры. Пантеизм представлен у Флобера как искушение, отступление от строгой, слепой веры. Искусителем выступает дьявол, с которым Антуан вступает в диалог. Другие каузаторы отступления от веры: древние боги, фантастические, мифологические и исторические персонажи (царица Савская).

Роль дьявола в изображении Флобера неоднозначная и выходит за пределы его обыденного восприятия как злого духа. Его назначение - мотивировать познание мира. Причем это познание выходит за пределы божественного восприятия, за пределы божественной веры. Дьявол призывает св. Антония критически воспринимать христианские догмы, обращая внимание на противоречия в Евангелии. Он внушает мысль, что Бог не личность, а следовательно не обладает такими человеческими чувствами, как любовь, сострадание, гнев. Этим художественным приемом Флобер выражает сомнения в качествах, которыми наделяют Бога. Таким образом, дьявол в изображении писателя выступает не как искуситель, а как просветитель. Св. Антуан и дьявол соединяются необычным образом в сознании Флобера, который в состоянии допустить создателя Вселенной, но сомневается в существовании антропоморфного Бога. Дьявол выступает проповедником пантеизма. Это нашло отражение в следующем диалоге дьявола с Антуаном.

Le diable: Monte dans le ciel toujours et toujours; jamais tu n'ateindra pas le sommet ! ... et l'Etendu se trouve comprise dans Dieu qui n'est point une portion de l'espace, telle ou telle grandeur, mais l'immensité.

Antoine: La matière ... alors ... fait partie de Dieu?

Le diable: Pourquoi non? Peux-tu savoir où il finit? [Flaubert 1913, с. 254-255].

Дьявол: Поднимайся всё выше и выше в небо, ты никогда не достигнешь вершины! ... Протяженность заключена в Боге, а Он вовсе не какая-то часть пространства, Он - сама безмерность!

Антуан: Значит. материя. есть часть Бога?

Дьявол: А что тут удивительного? Разве ты можешь знать, где Он кончается? [Флобер 1983, с. 518].

Образ дьявола у Флобера сближается с образом Люцифера как носителя света, просвещения у Антуана Шандора Левея (1930-1997), идеолога оккультизма и сатанизма. Любопытно, что Дж. Мильтон, Б. Шоу и М. Твен описывали Сатану как изысканного джентельмена и интеллигента.

В образе Антуана представлено мировосприятие автора, его морально-ценностное восприятие процесса поиска истины, которую следует понимать в более широком смысле и не ограничивать областью религии. Русский религиозный философ В. С. Соловьев (1853-1900) писал, что понятие истины становится проникнутым сакральным, этическим и эстетическим содержанием, выражая желаемое - требуемое и предполагаемое - единство святости, добра, истины, справедливости и красоты [Соловьев 1988].

Обращает на себя внимание сходство пантеизма у Н. Кузанского и Г. Флобера с точки зрения соотношения знания и веры, путей постижения истины. Знание дано человеку Богом, но поскольку Бог как духовное, нематериальное начало непознаваем, знание о нем следует рассматривать как предел познания. До этого предела мы можем знать, а дальше начинается вера, т. е. мы можем только верить и должны ограничиваться этим состоянием. Поэтому вера является постижением божественной сущности в свернутом виде.

С другой стороны, человек в состоянии возвыситься над слепой верой, трансформируя ее в интеллектуальную, творческую. Таким образом, релевантным признаком понятия веры является ее активное начало, инсценируемое субъектом веры. «Сфера sacrum, сфера священного, имеет свой собственный, своеобразный род перцепции, объединяющий нравственные и когнитивные аспекты актов восприятия» [Мариан 2017, с. 15].

Аксиологическая составляющая может изменяться в результате подрыва доверия к объекту веры. Сомнение в природе Бога нашло отражение в философии пантеизма, восходящего к средневековым философам. Таким образом, концепт «вера» наделяется таким релевантным признаком, как «активное начало». Пантеизм модифицирует ортодоксальную веру.

С отшельником Флобер отождествлял художника, в том числе и себя самого. Он говорил: «Святой Антоний - это я». В этом отношении этот символ напоминает образ Мастера в романе М. Булгакова

«Мастер и Маргарита». Оба произведения сближает также форма мистерии. Флобер стремился проникнуть во внутренний мир человека, который сознательно отрекся от всего земного.

Флобер негативно воспринимал такие стороны христианской религии, как ортодоксальность, дух непримиримости, нетерпимости. Обвинение религии и ее ценностей нашло отражение в романе Флобера «Госпожа Бовари». В 1877 г. его за это даже судили. Произведение «Искушение святого Антония» можно рассматривать как скептическое отношение к религии, ее догмам. Искушениям в лице Антония подвергается человеческая природа, сама суть человека.

Произведение Флобера заканчивается своего рода гимном пантеизму, единством всего сущего, включая человека, сотворенного Богом по его образу и подобию.

O Bonheur! Bonheur! ... Je voudrais avoir des ailes, une carapace, une écorce, souffler de la fumée, porter une trompe, tordre mon corps, me diviser partout, être en tout, m'émaner avec les odeurs, me développer comme les plantes, couler comme l'eau, vibrer comme le son, briller comme la lumière, me blottir sur toutes les formes, pénétrer dans chaque atome, descendre jusqu'au fond de la matière, - être la matière! [Flauber 1913, c. 294-295].

О счастье! О счастье! ... Я желал бы обладать крыльями, чешуею, корой, выдыхать пар, иметь хобот, извиваться всем телом, быть повсюду, быть во всем, испаряться вместе с запахами, разрастаться вместе с растениями, течь, как вода, дрожать, как звук, сиять, как свет, укрыться во всем сущем, проникнуть в каждый атом, погрузиться до дна материи -быть самой материей! [Флобер 1983, с. 535].

Г. Флобер заканчивает свою драму появлением на солнце лика Христа. В Библии утверждается огненная природа Бога: Бог есть огонь поедающий. В христианстве Бог - это Святой Дух, первичная энергия, которая в основе всего материального мира. Из этого можно сделать заключение, что Бог - это часть природы. С другой стороны, утверждается, что Бога нельзя увидеть, ибо Он есть Дух, и следовательно нематериален, бестелесен. Пантеизм у Флобера не исключает существование Бога, а представляет его как форму субстанции.

Mais la Substance étant unique, pourquoi les formes sont-elles variées? ... Moi-même, j'ai quelques fois aperçu dans le ciel comme des formes d'esprits [Flaubert 1913, с. 274].

Но раз Субстанция едина, почему формы ее столь разнообразны?.. Я сам иной раз замечал на небе как бы очертания духов [Флобер 1983, с. 526].

У Флобера религиозное сознание перекликается с художественным. Главная цель художественного творчества писателя - поиск истины. Но если в религии объект истины - вера, то в искусстве человек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М. : Academia, 1997. C. 267-279.

Кузанский Н. Об ученом незнании // Кузанский Н. Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1979-1980. Т. 1. 488 с.

Мариан Б. Мысль Ф. М. Достоевского в русской интеллектуально-культурной традиции (посткантианская философская перспектива) // Исследовательский журнал русского языка и литературы (Вестник ИА РЯЛ). Vol. 9, 2017 (1). C. 7-26.

Соловьев В. С.. Сочинения : в 2 т. М. : Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.

Спиноза Б. Переписка. М. : Партийное изд-во, 1932. 276 с.

Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. Л. : Советский писатель, 1987. 447 с.

Флобер Г. Искушение святого Антония // Собр. соч. Т. 2. М. : Художественная лит-ра, 1983. С. 409-535.

Bruneau J. Préface. La tentation de saint Antoine. Version de 1849. Genèse et structure. Kangweon University Press. Chancheon, 1990. P. 11.

Flaubert G. La tentation de Saint Antoine. Paris : E. Fasquelle, 1913. 295 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.