Научная статья на тему 'Панорамный анализ творчества композиторов Белгородчины и их вклад в развитие профессионального искусства на народных инструментах'

Панорамный анализ творчества композиторов Белгородчины и их вклад в развитие профессионального искусства на народных инструментах Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
601
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИТОР / ТВОРЧЕСТВО / ЖАНРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ТЕМЫ / СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мищенко Л.А.

В данной статье исследуется творчество Белгородских композиторов, внесших большой вклад в развитие инструментального искусства региона и страны. Созданные ими произведения имеют не приходящее значение как для музыкального инструментального искусства, так и для применения их в образовательно-творческом процессе в учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to creativity of Belgorod composers who made a great contribution to the development of the instrumental art of the region and the country. Their works are very important music and instrumental art and can be used in educational and art processes in educational institutions.

Текст научной работы на тему «Панорамный анализ творчества композиторов Белгородчины и их вклад в развитие профессионального искусства на народных инструментах»

УДК 78.07

ПАНОРАМНЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ БЕЛГОРОДЧИНЫ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА НАРОДНЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ

Л. А. Мищенко

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mishenko.1948 @ mail.ru

В данной статье исследуется творчество Белгородских композиторов, внесших большой вклад в развитие инструментального искусства региона и страны. Созданные ими произведения имеют не приходящее значение как для музыкального инструментального искусства, так и для применения их в образовательно-творческом процессе в учебных заведениях.

Ключевые слова: композитор, творчество, жанры произведений, темы, содержание.

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках (И. Тургенев)

Актуальность избранной темы продиктована необходимостью познакомить музыкантов с творчеством известных композиторов Белгородской области, которые осуществляют огромный вклад в развитие народно-инструментального искусства и исполнительства на народных инструментах. Многие произведения белгородских композиторов исполняются далеко за пределами области, региона известными музыкантами и коллективами, а некоторые стали использоваться в качестве обязательного произведения на исполнительских конкурсах разного уровня.

Рассмотрение данной темы обусловлено прикладным и утилитарных характером исследования - требование учебных планов предполагают использовать в обучении музыкантов в вузе региональный компонент. Другой аспект проблемы -застой в области репертуара для русских народных оркестров и сольных инструментов, мотивирует музыкантов на создание нового репертуара с учетом подготовки профессиональных музыкантов-народников, а также с учетом современных тенденций в музыке и исполнительстве.

В процессе панорамного анализа истории края установлено, что с давних времен Белгородская земля славилась талантами. В историю музыкального искусства вошли имена уроженцев нашего региона - это Дегтярев, Ломакин, Трутовский, которые были композиторами, музыкантами, дирижерами, для которых музыка и исполнительство на инструменте, сочинение музыки стало профессией и смыслом их жизни и творчества.

Но все же издревле главным композитором в нашем крае был народ и его народно-музыкальное творчество, которое впоследствии ученые определили как синкретичное искусство южнорусской фольклорной традиции. Это народное искусство отличалось самобытностью, яркостью, неповторимостью.

Народное музыкальное творчество наших предков стало благодатной почвой современному композиторскому творчеству. Как тут не вспомнить крылатые слова великого композитора, основоположника классической музыки в России М.И. Глинки: «Музыку создает народ, а мы, художники, её только аранжируем».

Совсем недавно тема региональное композиторское творчество стало предметом практического освоения творений местных композиторов педагогами-музыкантами, дирижерами оркестров.

В данной статье предметом нашего исследования являются творчество композиторов, написавших музыку для народных инструментов и для оркестра русских народных инструментов. В этой связи следует сказать, что в прошедшем столетии данный вопрос для обсуждения даже не стоял, да и в настоящее время исследований крайне мало. Справедливости ради, стоит сказать о том, что в институте искусств и культуры есть дисциплина «История исполнительства на народных инструментах в Центрально-Черноземном регионе», в которой нашлось место для изучения творчества композиторов Белгородчины. Кстати сказать, программу и учебное пособие по этой дисциплине были созданы автором данной статьи.

Цель данной работы рассмотреть творчество композиторов Белгородчины, пишущих музыку для народного оркестра и народных инструментов. Задача -показать и рассмотреть формы произведений, тематику и содержание различных жанров произведений, написанных для русского народного оркестра и народных инструментов.

Сегодня, когда в области создан институт искусств и культуры, профессиональный оркестр русских народных инструментов при Белгородской государственной филармонии, а также ряд гастролирующих ансамблей, в области стали появляться новые имена талантливых музыкантов, композиторов. В этой связи наш регион становится весьма привлекательным для творческой деятельности талантливых композиторов - это такие музыканты и композиторы как: Н. Бирюков, Е. Латыш-Бирюкова, В. Новиков, Ю. Мишин, А. Нижник и др.

В России во все времена творческая личность музыканта, художника играла большую роль в решении значительных проблем общества, а для этого была необходима четкая и ясная, вполне определённая общественная и идеологическая позиция. Нынешнее время не является исключением.

Результатом музыкально-сочинительской деятельности композитора следует считать законченные произведения, которые могут быть различными по форме, стилю, жанру. Такая работа является основным смыслом деятельности и законом в реализации содержания сочинений композитора.

Прежде чем мы погрузимся в существо вопроса, не лишне будет напомнить, что включает в себя современное понятие «композитор». Как дают толкование слову «композитор» различные словари, то оно произошло от латинского языка и обозначает «составитель», «сочинитель». Это слово стали широко использовать в Европе в XVI веке, когда стали появляться имена создателей музыки. В то время к композитору относился человек, сочинявший музыку, умевший играть её на инструменте и записывать на нотном стане.

Ученые всех времен и народов старались постичь сущность и специфику композиторского творчества и роли музыки в жизнедеятельности человека. Еще со времен античности музыкальное искусство являлось предметом изучения как практика философии. Для Аристотеля музыкальное искусство - подражание действительности. У Пифагора была разработана целая система моральных

предписаний и учение об очистительном воздействии музыкального искусства на человека. Музыкальное искусство учеными исследовалось во все исторические времена и разными науками.

Начиная с XIX века, музыкальное искусство рассматривалось преимущественно как продукт взаимодействия между истиной и красотой.

Искусство, с точки зрения современной социологии, - это исследование взаимосвязей состояния общества и специфической сферы (композиторского творчества) общественно-значимой деятельности. Музыка, отражающая реальную действительность специфическими средствами, считается явлением социальным. Осваивая мир и его явления по законам красоты, композитор оценивает их с точки зрения значения человечества. Общечеловеческое начало лежит в фундаменте композиторского творчества, для которого естественны национальная природа, гуманизм и интернационализм.

Так о чем пишут композиторы и про что рассказывают их произведения? На наш взгляд более конкретным является определение, данное А. Алексеевым: «музыка талантливых композиторов - конденсатор идей и чувств эпохи, особенно тех «эмоциональных токов», которые характеризуют её атмосферу и, пожалуй, только музыкой могут быть переданы с такой волнующей силой. Необходимо помнить, что каждое искусство воссоздаёт явления жизни в индивидуальной, одному ему присущей художественной форме и что в музыке эта форма обладает своими особенностями»1.

Яркая образность произведений многих наших композиторов, пишущих музыку для народных инструментов, даёт широкое представление о жизни русского народа, общества в целом, при этом акцентируется внимание на положительные и отрицательные стороны жизни человека и общества. Особыми музыкальными средствами, приемами подчеркиваются те или иные проблемы.

Исследовав произведения Белгородских композиторов, мы пришли к выводу, что в их творческом багаже имеются произведения различных форм - от малых до крупных. На наш взгляд особого внимания заслуживают произведения крупной формы - концерты, партита, сюиты, фантазии, увертюры, вариации.

Первым белгородским композитором, написавшим произведения крупной формы, был В.А. Щербаков (1933-2010) - педагог, композитор, Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (1957), Лауреат Всероссийского конкурса композиторов (1985), Заслуженный артист РФ (1993). Им были написаны - сюита для балалайки-соло «Белгородские песни», Три пьесы для балалайки-соло, Вариации на украинскую тему для балалайки и гитары, Концертные вариации на тему русской народной песни «Тонкая рябина». К оркестровым произведениям следует отнести: «Белгородская фантазия», «Прощание с Ленинградом», «Весенний хоровод», «Фантазия на военные темы», Концерт для балалайки с оркестром.

О художественной ценности произведений В. Щербакова, написанных для народных инструментов, говорят такие факты - многими оркестрами, в том числе Национальным академическим оркестром русских народных инструментов им. Н. Осипова, стали исполняться такие произведения как «Белгородская фантазия», «Прощание с Ленинградом» и до сих пор не выходят из репертуара коллективов.

1 Алексеев А. Музыкант-исполнитель и его время // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: сб. ст. М.: Сов. композитор, 1985. С. 11.

В. Щербаковым также написано ряд произведений малой формы - это произведения для баяна «Кадриль», «Полька», «Выйду на реченьку», много авторских обработок для соло балалайки, ансамбля, а также переложений (Глазунов «Пиццикато», Боккерини «Менуэт», Моцарт «Рондо», много романсов Алябьева, Глинки. Чайковского).

Яркой творческой личностью в музыкальной культуре Белгородчины является Бирюков Н.Г. - автор крупных и камерных произведений, связанных с историей Белгородского края. В соавторстве с членом Союза композиторов России Е.Ю. Латыш-Бирюковой созданы песни-гимны, прославляющие героическое прошлое Белгородского края, индустриальную мощь и научный потенциал Белгородской области, созидательную жизнь сегодняшнего дня. Этими авторами была написана опера «Белгородский полк», посвященная 300-летию Полтавского сражения (20082009).

В творческом багаже Н. Бирюкова есть Поэтория «Сказание о святом Белогорье» по поэме И.А.Чернухина «Белгород» для чтеца, солистов, камерного хора и оркестра русских народных инструментов (2000). Рассматривая творчество этих композиторов, следует сказать о разнонаправленной творческой деятельности. В их списке сочинений есть и Рождественская опера-балет «Госпожа Роз» и мюзикл «На чудесном острове Буяне» по сказкам А.С.Пушкина, посвященный 210-летию со дня рождения великого русского поэта.

Для народных инструментов и ОРНИ написаны - «Скоморошина», Концерт для балалайки с оркестром, «Две фрески», Сонатина для 4-хструной домры и фортепиано, Сюита «Сказ о Белогорочке», состоящая из 13 частей и предназначенная для детской аудитории. Основная цель данного проекта - знакомство с русским народным оркестром и его инструментами, а задача - приобщить детей к народному инструментальному исполнительству, привить интерес к народному искусству через доступную для этого возраста форму подачи, а также расширить кругозор детей, творческое воображение, уважение к собственной культуре, чувство сопричастности к истории родного края.

Для детской аудитории Е. Латыш-Бирюкова написала замечательное музыкальное произведение сюиту «Золотой ключик». Это произведение написано для оркестра русских народных инструментов.

Важное место среди сочинений композиторов Белгородчины занимают произведения лирического склада. Многие композиторы, работающие в народном жанре, обладают даром мелодистов, способных тонко передавать душевные состояния, впечатления, эмоции. Как правило, большую популярность среди слушателей имеют произведения малой формы, с истинно русскими интонациями. Как пример можно назвать произведения Е. Старченко, особенно аранжированные русские народные песни для оркестра «Виновата ли я», а также авторские -Музыкальная картинка «Проводы», «Белгородская матаня», Экспромт, написанные для оркестра русских народных инструментов, а также ряд произведений для баяна, ансамблей и вокалистов.

Сегодня многие композиторы Белгородчины создают произведения не только в рамках своего жанра, но используют разные стили и жанры, различные новомодные ритмы, гармонии, пишут музыку в эстрадно-джазом стиле. Опираясь на традиции народно-инструментальной музыки, композиторы наполняет свои сочинения дыханием современной жизни.

К числу таких композиторов следует отнести В. Новикова, в творчестве которого представлены произведения, отражающие большой спектр тем, жанров,

стилей. Вот лишь небольшой перечень его произведений для оркестра: «Легендарный вальс» (посвящается героям-морякам (1994)), Русская миниатюра» (1994), «Молдавская свадьба» (1995), Самба «Карнавал» (1996), «Парафраз на темы кубанских казачьих песен»(1984), «Вечерний звон» (2007), Поэма «Цыган» на музыку В. Зубкова к одноименному кинофильму(1994), «У самовара» концертная пьеса для баяна с оркестром (1992), Удмуртские плясовые наигрыши(1985), «Сельский бал» Вальс-мюзет (1995), «Галоп» на музыку Г. Гладкова к кинофильму «12 стульев» (1995).

Большое значение Виктор Ефимович уделяет созданию произведений для ансамблей и баяна, часто эти произведения звучат не только в учебных программах студентов, но и на престижных исполнительских конкурсах в России и за рубежом.

Популярными у исполнителей являются ансамблевые произведения В. Новикова: «Старая мельница» концертная пьеса для дуэта баянов (2013), «Девичьи страдания» концертная пьеса для домры и баяна (2005), «Школьный бал» пьеса для домры и баяна (2004), «Фортепианные открытки» ансамблевые пьесы для ф-но в 4 руки (2002), «Чибис» концертная пьеса для 2-х фортепиано на тему М. Иорданского (2001), «На арене» Концертная пьеса для трио баянов (2010), «Лунный цветок» Пьеса для домры с фортепиано (2003), «Блюз» (2000).

Перу автора принадлежат сочинения для баяна и аккордеона: Донская молодежная («Музыка» Москва) (1986), Баллада Караван («Музыка» Москва) (1987), Цыганский парафраз («Музыка» Москва) (1988), Одесская кадриль («Музыка» Москва) (1989), Распрягайте хлопцы коней («Музыка» Москва) (1983), «Черноглазая казачка» концертная пьеса на тему песни М. Блантера («Музыка» Москва) (1983), «Прости меня, Моцарт» Концертное рондо («Музыка» Москва) (1992), Французская баллада «Осенние листья» («Музыка» Москва) (1993), «Казаки в Берлине» Фантазия на темы военных песен («Музыка» Москва) (1984), «Вечерняя панорама» Сюита в 4-х частях («Музыка» Москва) (1999), «Чешские картины» Сюита в 3-х частях (2003), «Русский регтайм» (2002), Французский вальс-мюзет (1992), «Ехал я из Берлина» Концертная пьеса на тему песни И. Дунаевского (1988), Две пьесы на удмуртские темы: «Зимняя прогулка» и Танец «Ялыке» (1986), Танго «Солнечная Венеция» (2003), «Детские зарисовки» Сюита в 5-ти частях. И тот список произведений можно продолжать.

Произведениям В. Новикова свойственен характерный для нашего времени накал чувств, импровизационность, напряжённость переживаний, высокая духовность и мудрость. В целом вся музыка В. Новикова проста и доступна для восприятия слушателям.

Идеи «собирания добра», стремления разглядеть в мире природы и истории светлые жизнеутверждающие начала, помогающие восхождению людей к общечеловеческим нравственным идеалам», глубокая демократичность - главное направление, одно из ведущих идей в творчестве Белгородских композиторов. Примером тому является «Весенняя увертюра» Мишина Юрия Леонидовича. В 1995 г. он стал лауреатом Всероссийского конкурса (г. Москва) за произведение «Весенняя увертюра», написанная для Национального академического оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова.

«Весенняя увертюра», по мнению композитора Г. Чернова, члена жюри фестиваля «Музыка России», где было представлено «это произведение, имеет жизнеутверждающий характер, полное юношеского задора и оптимизма, строй чувств и музыкальных образов, которого отвечает данному композитором программному названию. Музыка увертюры представляет собой красочную оркестровую палитру, в

которой преобладают яркие и светлые тона. Буйство весенних красок передано автором через ладогармоническое, тембровое и ритмическое разнообразие. Лаконизм изложения тем-образов, ясность, формы, контрастность в сопоставлении оркестровых групп придает музыке увертюры еще большую изысканность и привлекательность»2.

Новым словом в области современного композиторского творчества являются произведения А. Нижника - баяниста, педагога. Его музыка современная, новаторская, отражающая понимание автора современной действительности. Часто в его произведениях отражается внутренний мир человека, неравнодушного к истории страны, как например произведение «Lamento» для народного оркестра. Философский посыл этого произведения - это примирение борющихся сторон в гражданской войне. Необычность произведения состоит в использовании фонограммы фольклорной песни в середине авторского произведения.

Перу композитора А. Нижника принадлежат такие сочинения для баяна: Соната, Партита №1, №2 («Мактуб»), Lamento, Miserere, Sansara, Колыбельные для Элианы (скрипка, арфа, баян) и др. За время работы в Белгородском институте искусств и культуры им написаны: музыкальное произведения «Алхимик» по мотивам одноименного романа Пауло Коэльо для ОРНИ, музыкальная иллюстрация к драматической сказке С.Маршака «12 месяцев», Партита №2 «Макбут» (Судьба) для баяна и оркестра русских народных инструментов. Кстати сказать, есть четыре варианта этого произведения - для симфонического оркестра с баяном, для соло баяна, для дуэта баянов и для баяна с русским народным оркестром.

За последние три года были написаны детская сюита для баяна «Жизнь насекомых», сюита в трех частях «Избяные песни» для ансамбля русских народных инструментов, пьеса «Карагоды весны» на тему фольклорной песни Вейделевского района.

Каждый автор искренне верит в те идеи, которые он воплощает в своих произведениях, так как они соответствуют его собственным мыслям и чувствам. В творчестве композиторов воплощаются, во-первых, подлинные человеческие ценности. Во-вторых, музыка выражает лучшие стороны человеческой сущности, которые борются за общечеловеческие идеалы и ценности. В произведениях отражаются напряжение человеческих сил, чувства единении, мечты о всеобщем человеческом счастье. Музыка, вдохновленная такими мыслями, обогащает художественную сокровищницу человечества.

В творчестве Белгородских композиторов отразились лучшие стороны национальной психологии, характерные черты людей времени. При этом они выражены таким «языком», который был и остаётся понятен широким слоям слушателей.

Продукт разума композитора, его ценность определяется временем, слушателями и определенными критериями. Для того, чтобы решать философские, культурологические, исторические, социальные проблемы, необходимо быть всесторонне развитым человеком и музыкантом-композитором.

Важным условием жизни творений композиторов является исполнение для широкой публики. Музыкальное произведение тогда оживает и живет, когда оно исполняется.

Подводя итог изложенному, следует еще раз сделать акцент на самом важном. Композитор - это личность, состоящая из огромной палитры чувств и эмоций,

2 Музыка России. Программа IX Всероссийского фестиваля современной музыки для русского народного оркестра. М., 2011. С. 9.

обусловленных различными обстоятельствами, целями, мотивами, намерениями, стремлениями, а также особенностями характера. Если не все это находит отражение в их музыке, то основная часть - наверняка.

Правы психологи, утверждая, что вдохновение сопровождается мобилизацией всех лучших душевных сил личности композитора. Талант, помноженный на труд, плюс богатый внутренний мир - все это нашло достойное воплощение в произведениях композиторов Белгородчины. Многие произведения для различных народных инструментов, равно как и для оркестров, прошли апробацию на сценических площадках городов и сел, исполнялись на престижных фестивалях и конкурсах в России и за рубежом.

Список литературы

1. Алексеев А. Музыкант-исполнитель и его время // Современные проблемы советского музыкально-исполнительского искусства: сб. ст. - М.: Сов. композитор, 1985.

PANORAMIC ANALYSIS OF COMPOSERS CREATIVITY OF BELGOROD REGION AND THEIR CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PERFORMING ART ON FOLK INSTRUMENTS

L.A. Mishchenko

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: mishenko.1948@mail.ru

This article is devoted to creativity of Belgorod composers who made a great contribution to the development of the instrumental art of the region and the country. Their works are very important music and instrumental art and can be used in educational and art processes in educational institutions.

Keywords: composers, creativity, art, kinds of compositions, themes, content.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.