УДК 298.9
ПАНОРАМНАЯ МОДЕЛЬ ПРАЗДНИЧНОГО КОМПЛЕКСА «КУПАЛА 2016»
(ОПЫТ 3D ПРЕЗЕНТАЦИИ)
© Шиженский Роман Витальевич, канд. ист. наук, доцент © Саберов Рушан Анвярович, старший преподаватель
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Россия)
heit@inbox.ru
С момента появления на территориальном пространстве бывшего СССР первых представителей конструируемого славянского языческого мировоззрения одним из наиболее ярких элементов проявления язычества в действии выступает праздничное действо -практически единственный апробированный и успешно реализуемый концепт урбанистических языческих объединений. Несмотря на длительную хронологию истории современного язычества (к примеру, Московская Языческая Община организовывала праздники уже в 1989 г.) и безусловную значимость изучения последнего как мировоззренческого феномена, тема языческого праздника, в качестве важнейшей составляющей славянского политеизма XX-XXI веков не получила должного освещения в отечественной научной среде. Особо следует подчеркнуть, что вне исследовательского поля остаются форманты, формирующие сам праздник.
Цель данного исследовательского проекта заключается в определении структурно формирующих элементов современного языческого праздника. В качестве наглядного примера авторами-составителями был использован купальский праздник 2016 г., организованный и проведённый союзом общин «Велесов Круг» и содружеством «Коло Яра». Выбор обусловлен «традиционностью» Купалы «Велесова Круга» (Первая Купала была организована «Велесовым Кругом» в 2000 г.) и возможностью именно в летнее торжество, являющееся наиболее удобным сезонным праздником, представить максимальное количество составных элементов языческого «свята».
Результатом совместной работы научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» и центра стратегического планирования Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина стала разработка панорамной модели праздничного комплекса «Купала 2016», включающая следующие разделы, содержащие краткую информацию об объекте: «Волхвы», «Капище», «Купалец», «Живой огонь», «Скоморохи», «Свадьба», «Имянаречение», «Храм», «Ярмарка», «Лики богов», «Игрища», «Требище», «Треба», «Ворота».
При создании модели авторы использовали фото- и видеоархив лаборатории за 20082016 годы, опубликованные нарративы представителей языческих групп, материалы интернет-сайтов, посвящённых современному русскому язычеству. Полученный исследовательский продукт является уникальным и может использоваться как рабочая модель при картировании подобных религиозно-культурных феноменов. Кроме того, данная работа будет способствовать популяризации использования современных методов представления результатов полевых научных исследований в гуманитаристике.