Научная статья на тему 'ПАНКЕЛЬТИЗМ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЕЛЬТСКИХ НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

ПАНКЕЛЬТИЗМ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЕЛЬТСКИХ НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПАНКЕЛЬТИЗМ / КЕЛЬТСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / КЕЛЬТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ / КЕЛЬТСКИЙ КОНГРЕСС / СОТРУДНИЧЕСТВО / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шестакова Н.Ф.

Проанализировано становление и развитие панкельтизма как движения за солидарность и сотрудничество кельтских народов в возрождении их языков и культуры, а также как средства борьбы регионов британской периферии за автономию. Особое внимание уделяется анализу деятельности Кельтской ассоциации и Кельтского конгресса, а также идеологической составляющей этих организаций. Новизна исследования видится в том, что автор впервые в отечественной историографии обратился к проблеме паннациональных движений как возможной форме сохранения, поддержания и популяризации культуры и языка малых народов. Сделан вывод о том, что панкельтизм на рубеже XIX-XX веков имел как политическую, так и культурную направленность. Однако в результате последовавшей за Пасхальным восстанием 1916 года реакции британского правительства панкельтисты на время вынуждены были отказаться от политических целей. Результатом почти столетней деятельности панкельтских организаций можно считать рост самосознания кельтских народов, обретение независимости Ирландией в 1922 году и автономии Уэльсом и Шотландией в 1997 году, а также всплеск небывалого интереса к кельтскому наследию в мире в последнее десятилетие XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAN-CELTICISM AS A FORM OF CULTURAL COOPERATION OF CELTIC PEOPLES IN SECOND HALF OF 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article deals with the formation and development of pan-Celticism as a movement for solidarity and cooperation of the Celtic peoples in the revival of their languages and culture, as well as a means of struggle for autonomy in the regions of the British periphery. Particular attention is paid to the analysis of the Celtic Association and the Celtic Congress activities, as well as the ideological component of these organizations. The novelty of the study is seen in the fact that the author, for the first time in Russian historiography, turned to the problem of pannational movements as a possible form of preserving, maintaining and popularizing the culture and language of small peoples. It is concluded that pan-Celticism at the turn of the XIX-XX centuries had both a political and a cultural dimension. However, as a result of the reaction of the British government that followed the Easter Rising of 1916, the Pan-Celists were temporarily forced to abandon their political goals. The growth of self-awareness of the Celtic peoples, the independence of Ireland in 1922 and autonomy by Wales and Scotland in 1997, as well as the surge of unprecedented interest in the Celtic heritage in the world in the last decade of the 20th century can be considered as a result of almost a century of activity of pan-Celtic organizations.

Текст научной работы на тему «ПАНКЕЛЬТИЗМ КАК ФОРМА КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КЕЛЬТСКИХ НАРОДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

<9<

[Научный диалог = Check for updates

Шестакова Н. Ф. Панкельтизм как форма культурного сотрудничества кельтских народов во второй половине XIX — начале XX веков / Н. Ф. Шестакова // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 3. — С. 497—513. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-3-497-513.

Shestakova, N. F. (2023). Pan-Celticism as a Form of Cultural Cooperation of Celtic Peoples in Second Half of 19th — Early 20th Centuries. Nauchnyi dialog, ¡2 (3): 497-513. DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-3-497-513. (In Russ.).

О

EBSOOv

WEB OF SCIENCE

1ВЗШД

Il L R I С H'S periodicals Directory,.

i LIBRARY. BU

Журнал включен в Перечень ВАК

DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-3-497-513

Панкельтизм как форма Pan-Celticism as a Form

культурного сотрудничества of Cultural Cooperation

кельтских народов of Celtic Peoples

во второй половине in Second Half

XIX — начале XX веков of 19th — Early 20th

Centuries

Шестакова Надежда Федоровна Nadezhda F. Shestakova

orcid.org/0000-0003-2129-6325 orcid.org/0000-0003-2129-6325

кандидат исторических наук, PhD in History, Associate Professor,

доцент кафедры всеобщей истории Department of World History and

и методики преподавания Methods of Teaching

исторических дисциплин Historical Disciplines

shestakovanf@mail.ru shestakovanf@mail.ru

Уральский государственный Ural State Pedagogical University

педагогический университет (Yekaterinburg, Russia)

(Екатеринбург, Россия)

Благодарности: Acknowledgments:

Исследование выполнено The study is supported

при финансовой поддержке by Russian Science Foundation,

Российского научного фонда, project number 21-78-00038

проект № 21-78-00038 The "Celtic Renaissance"

«"Кельтское возрождение" (mid-18th — early 20th centuries):

(середина XVIII — начало pan-Celticism and the construction

XX веков): панкельтицизм of the national identity

и конструирование национальной of the peoples of the British Isles

идентичности народов

Британских островов»

© Шестакова Н. Ф., 2023

<9<

[Научный диалог =

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ Аннотация:

Проанализировано становление и развитие панкельтизма как движения за солидарность и сотрудничество кельтских народов в возрождении их языков и культуры, а также как средства борьбы регионов британской периферии за автономию. Особое внимание уделяется анализу деятельности Кельтской ассоциации и Кельтского конгресса, а также идеологической составляющей этих организаций. Новизна исследования видится в том, что автор впервые в отечественной историографии обратился к проблеме паннациональных движений как возможной форме сохранения, поддержания и популяризации культуры и языка малых народов. Сделан вывод о том, что панкельтизм на рубеже XIX—XX веков имел как политическую, так и культурную направленность. Однако в результате последовавшей за Пасхальным восстанием 1916 года реакции британского правительства панкельтисты на время вынуждены были отказаться от политических целей. Результатом почти столетней деятельности панкельтских организаций можно считать рост самосознания кельтских народов, обретение независимости Ирландией в 1922 году и автономии Уэльсом и Шотландией в 1997 году, а также всплеск небывалого интереса к кельтскому наследию в мире в последнее десятилетие XX века.

Ключевые слова:

панкельтизм; кельтский национализм; Кельтская ассоциация; Кельтский конгресс; сотрудничество; идентичность; язык; культура.

ORIGINAL ARTICLES

Abstract:

The article deals with the formation and development of pan-Celticism as a movement for solidarity and cooperation of the Celtic peoples in the revival of their languages and culture, as well as a means of struggle for autonomy in the regions of the British periphery. Particular attention is paid to the analysis of the Celtic Association and the Celtic Congress activities, as well as the ideological component of these organizations. The novelty of the study is seen in the fact that the author, for the first time in Russian historiography, turned to the problem of pan-national movements as a possible form of preserving, maintaining and popularizing the culture and language of small peoples. It is concluded that pan-Celticism at the turn of the XIX-XX centuries had both a political and a cultural dimension. However, as a result of the reaction of the British government that followed the Easter Rising of 1916, the Pan-Celists were temporarily forced to abandon their political goals. The growth of self-awareness of the Celtic peoples, the independence of Ireland in 1922 and autonomy by Wales and Scotland in 1997, as well as the surge of unprecedented interest in the Celtic heritage in the world in the last decade of the 20th century can be considered as a result of almost a century of activity of pan-Celtic organizations.

Key words:

Pan-Celticism; Celtic nationalism; Celtic Association; Celtic Congress; cooperation; identity; language; culture.

8

УДК 94(364)"185/192"

Научная специальность ВАК 5.6.2. Всеобщая история

Панкельтизм как форма культурного сотрудничества кельтских народов во второй половине XIX — начале XX веков

© Шестакова Н. Ф., 2023

1. Введение = Introduction

В результате принятого в 2016 году Великобританией решения о выходе из ЕС у лидера валлийской национальной партии «Плэйд Камри» Адама Прайса возникла идея создания Кельтского союза, который бы способствовал установлению тесного экономического и культурного сотрудничества между народами британской периферии. Выступая в Дублине, он предложил создать кельтский банк, совместно развивать инфраструктурные и инвестиционные проекты в области энергетики, транспорта, а также создать условия для сохранения и развития кельтских языков [Welsh party leader...]. Его поддержали шотландские и ирландские политики, у которых даже возникло предложение о создании в долгосрочной перспективе нового Соединенного королевства, включающего в себя Шотландию, Уэльс и всю Ирландию [David Hamill...]. Однако такой расклад возможен только при условии, если каждый из обозначенных регионов получит независимость от английской короны. Несмотря на то, что их выход из состава британского королевства выглядит маловероятным, тем не менее подвижки в этом направлении есть, учитывая, что Шотландия планирует провести референдум в 2023 году, а партия Шинн Фейн, одержавшая победу на выборах в Ассамблею Северной Ирландии в 2022 году, набирает политическую силу и выступает за объединение с остальной частью острова. Поэтому не исключено, что наступит время, когда вопрос относительно кельтского воссоединения будет поставлен на голосование [David Hamill...].

На самом деле идея сотрудничества кельтских наций и создания соответствующих для этого организаций не является чем-то новым. Своими корнями она уходит в Эпоху кельтского возрождения (середина XVIII — начало XX веков). Стоит заметить, что на сегодняшний день существует ряд действующих организаций, которые специализируются на сохранении и продвижении кельтских языков и самобытной культуры данных народов. Особый вклад в дело культурного сотрудничества вносят такие организации, как Кельтская лига, которая была основана в 1961 году, а также Кель-

8

тский конгресс, возникший в 1917 году. Деятельность последней структуры направлена на обеспечение сохранности языков и развитие культур шести кельтских регионов: Шотландии, Бретани, Уэльса, Ирландии, Корнуолла и острова Мэн [International Celtic Congress...]. В этих целях Кельтский конгресс организует ежегодную конференцию, посвященную одному из аспектов кельтской культуры, истории и окружающей среды. Кельтская лига ставит перед собой те же самые задачи, что и ранее упомянутая организация, но ее главным отличием является то, что она носит еще и политическую направленность, так как главными целями данного учреждения являются борьба мирными средствами за обеспечение политической, культурной, социальной и экономической свободы независимых кельтских наций, а также их активное сотрудничество в этих сферах.

В уставе организации указано, что ее деятельность направлена, во-первых, на содействие сотрудничеству между кельтскими народами и осознанию солидарности между ними, во-вторых, на освещение за рубежом их национальной борьбы, в-третьих, на объединение народов британской периферии после получения ими независимости; наконец, на использование национальных ресурсов каждого кельтского региона на благо своего народа [Costitution of The Celtic League...].

Кельтская лига и Кельтский конгресс являются важнейшими составляющими единого политического, социального и культурного движения, известного как панкельтизм. Начало ему было положено в Эпоху кельтского возрождения, а именно во второй половине XIX — начале XX веков, когда на территории Британских островов наблюдался рост националистических настроений и стремление народов периферии получить право на самоуправление или даже обрести независимость. Наиболее радикально настроенной являлась Ирландия, в которой существовало три политических направления: во-первых, юнионизм, сторонники которого поддерживали союз с Великобританией, во-вторых, реформаторское направление, в рамках которого Ирландская парламентская партия конституционным путем боролась за гомруль (самоуправление), в-третьих, революционное движение, представленное Шинн Фейн, Ирландским республиканским братством, Ирландской социалистической республиканской партией и др. Целью этих политических партий являлось достижение независимости Ирландии силовым способом [Дуров, 2018, с. 352].

В отличие от ирландского, валлийский и шотландский национализм рубежа XIX—XX веков носил более спокойный и мирный характер. В Уэльсе наиболее явно было представлено реформаторское направление, в рамках которого в 1886 году в Лондоне возникло движение «Молодой Уэльс». Его целью являлась борьба за получение валлийцами права на

8

самоуправление, упразднение англиканской церкви как государственной, развитие образования и др. [The Cymru Fydd conference...]. Что касается северного региона Британии, то там в 1885—1886 годах, как и в Ирландии, возникло движение за гомруль.

Росту национализма на территории Британских островов способствовал «кельтский ренессанс», а именно движение кельтских народов за восстановление своей культурной самобытности и сохранение родных языков. Источником вдохновения для писателей, художников и музыкантов Ирландии, Шотландии, Уэльса являлись традиции и мифологические сюжеты древних кельтов [Hunter, 2015, p. 4]. К этому движению пренебрежительно относились английские и французские соседи, которые окрестили данное явление «Кельтскими сумерками», а за регионами британской периферии закрепили название «кельтской окраины» [Ellis, 1993, p. 11]. Однако в ходе культурного возрождения в 1866 году Вестминстером было признано право жителей острова Мэн на самоуправление, а в 1922 году в результате национально-освободительной войны возникла республика Ирландия. Что же касается других регионов, то «кельтский ренессанс» дал импульс началу процесса деволюции в Уэльсе и Шотландии, который в итоге закончился референдумом 1997-1998 годов и учреждением Национальных Ассамблей.

Во второй половине XIX — начале XX веков, несмотря на рост национального самосознания, остро стояла проблема сохранения и поддержания кельтских языков, которые находились на краю гибели. Главной причиной этому был процесс англизации кельтской периферии, а также преподавание в школах английского языка, употребление которого представлялось более перспективным для подрастающего поколения представителей высших социальных категорий, так как занять какую-либо важную должность в политических и экономических структурах можно было только владея данным языком. Положительная языковая динамика наблюдалась только в Уэльсе. Например, в период 1841—1901 годов население этого края удвоилось и составило более 2 млн человек, из которых 50 % говорили на валлийском. В отличие от западного региона Британии население Ирландии в данный период сократилось почти вдвое с 8 175 000 до 4 459 000 человек, из которых только 19 % употребляли гэльский язык [Brinley, 1986, p. 422]. В Шотландии в 1891 году численность населения составила 4 млн, из которых примерно только 254 415 жителей региона признали себя гэлами [Hutchinson, 2017, p. 55]. Однако в последующее время, а именно в период с 1901 до 1931 года на севере Британии число носителей гэльского языка сократилось с 202 700 до 129 419 (2,7 % населения) [Hutchinson, 2011, p. 48].

Реакцией на сложившийся кризис стало возникновение организаций, деятельность которых была направлена на спасение кельтских языков. Та-

8

кие структуры, как Гэльская лига (основана в 1893 году), Общество молодых шотландцев, Молодой Уэльс и Союз бретонских регионалистов, являлись культурными учреждениями отдельных регионов, в то время как Кельтское литературное общество, Панкельтский конгресс и Кельтская ассоциация были нацелены на сотрудничество всех народов британской периферии [Stover, 2012, p. 286]. Это движение за солидарность и сотрудничество кельтских наций получило название панкельтизм. В данном исследовании мы обратимся к проблеме паннациональных движений как возможной форме борьбы за сохранение и поддержание культурной самобытности и языка. В статье будет предпринята попытка раскрыть сущность и значение данного политического и культурного феномена, обозначить его главных основоположников и проследить историю возникновения пан-кельтских организаций.

2. Материал, методы, обзор = Material, Methods, Review

В отечественной и зарубежной историографии исследуемая нами проблема не получила должного освещения. Среди работ по данной теме можно отметить труды ирландского историка Питера Берресфорда Эллиса. В книге «Кельтский рассвет: история панкельтизма» впервые представлена попытка обрисовать историю панкельтизма и проанализировать его различные философские концепции. Автор также выделил основные успехи этого движения и его влияние на жизнь населения британской периферии [Ellis, 1993]. Другая его книга «Кельтская революция» представляет собой «панкельтский букварь», который включает в себя обзор культурной и политической истории всех шести народов — наследников древней цивилизации, а также анализ значения их революционного самосознания в борьбе против централизма [Ellis, 1985]. В сборнике «Кельтизм» под редакцией Теренса Брауна рассматривается развитие кельтизма как культурного национализма в Европе с XVIII века и по сей день [Brown, 1996]. Американский же историк Дж. Д. Стовер сосредоточился на изучении панкельтиз-ма в период Первой мировой войны [Stover, 2012]. В коллективном труде «Модернизм и раса» также была затронута проблема зарождения культурного и политического движения и роль в этом процессе ирландского ученого французского происхождения Эдмунда Эдварда Фурнье Д'Альба [Platt, 2011, p. 63]. Тем не менее, несмотря на выше обозначенные нами труды, до сих пор нет фундаментального исследования по истории панна-ционального движения в кельтских регионах, которое бы охватывало все аспекты этого феномена начиная с его истоков в XVIII веке и по настоящее время. Стоит отметить, что в отечественной историографии отсутствуют труды, посвященные панкельтскому движению в Британии, поэтому наше

8

исследование, возможно, станет первым шагом в исследовании данной проблематики.

Источниковую базу исследования составили такие виды письменных источников, как актовый материал, источники личного происхождения, периодика. В статье был использован текст устава Кельтской Лиги, который позволил обозначить основные цели существования данной организации [Costitution of The Celtic League...]. На основе речи барона Каслтауна, произнесенной им в Карнавоне в 1904 году, удалось выделить идеологическую составляющую панкельтского движения [Inaugural Address...]. Британские средства массовой информации «The Scotsman» [David Kamill...], «RTE» [Welsh party...] предоставили сведения о влиянии панкельтизма на планы политиков британской периферии относительно будущего кельтских регионов после брекзита. Наконец, на основе публикаций в газете «The Llangollen advertiser» удалось раскрыть программу движения «Молодой Уэльс» [The Cymru Fydd conference...].

Методология исследования основана на принципе историзма, а также на применении системного и компаративистского подходов. В связи с этим были использованы историко-сравнительный, историко-системные и исто-рико-генетический методы.

3. Результаты и обсуждение = Results and Discussion

3.1. Идеологическая составляющая панкельтизма

Панкельтское движение сформировалось к концу XIX века. В рамках него обозначились три отдельных направления. Первое включало в себя ряд лиц (среди них был У. Б. Йейтс), рассматривавших кельтскую культуру как историческую сокровищницу, из которой можно черпать сюжеты для литературного творчества. Второе направление было представлено коллективом деятелей, которые, осознав, что кельтские языки находятся в опасности, направили свои усилия на их спасение от исчезновения, оказывая воздействие на британскую политику. Наконец, представители третьего направления считали, что сохранение и восстановление кельтских языков и культуры могут быть достигнуты только политическими средствами и созданием независимых государств [Ellis, 1993, p. 68].

Первым шагом к установлению связей и сотрудничества между кельтскими народами стало их участие в эйстетводе — валлийском фестивале музыки и поэзии. С 1834 года это мероприятие, которое было проведено в Абергавенни, стало излюбленным местом встреч представителей Уэльса, Бретани и других кельтских регионов. На основе эйстетвода в 1838 году в Абергавенни был проведен первый Панкельтский конгресс [Haywood, 2014, p. 189]. Стоит отметить, что эйстетвод был возрожден

8

в конце XVIII века валлийским антикваром Эдвардом Уильямсом с помощью красочной бардо-друидической церемонии Горседда [Charnell-White, 2007, p. 79]. В 1901 году эта церемония была заимствована бретонцами, а в 1928 году она была впервые проведена корнуолльцами. В 1971 году Горседды Уэльса, Бретани и Корнуолла объединились в единый Горседд бардов острова Британия, возглавляемый верховным друидом из Уэльса [Ellis, 1993, p. 56]. В свою очередь в Шотландии под влиянием эйстетвода в 1892 году возник фестиваль гэльской песни, искусства и культуры под названием «Mod» (Мод — 'конгресс'). В Ирландии же с 1897 года организуют «Feis Ceoil» — конкурсный фестиваль традиционной и классической музыки, созданный Энни Паттерсоном и Эдвардом Мартином. Таким образом, вышеобозначенные фестивали можно считать прообразом и основой возникновения в дальнейшем главных панкельтских организаций.

Среди основоположников панкельтизма в первую очередь стоит назвать Шарля де Голля и Бернарда Эдварда Барнаби Фицпатрика. Бретонского писателя Шарля де Голля (1837—1880), дядю первого президента Пятой Французской Республики, можно считать идеологом панкельтизма, так как он одним из первых обозначил цели этого движения. Он изложил их на втором Кельтском конгрессе, который состоялся в Сен-Бриё в Бретани в 1867 году. Именно им было предложено учредить ежегодный Кельтский конгресс и федерацию независимых кельтских стран.

Сформулировать же общую идею панкельтизма удалось Б. Фицпатри-ку, второму барону Каслтауну из Верхнего Оссори (1849—1937). Он был убежденным юнионистом и в то же время вместе с лордом Лонгфордом являлся основателем Ирландского патриотического союза (1885). Свое видение панкельтизма он изложил на Панкельтском конгрессе в Карнарвоне в 1904 году. Восхищаясь Британской империей, он в своей речи отметил, что над ее строительством трудилось множество народов и меньшую роль в этом процессе сыграли англосаксы. Барон Каслтаун, задаваясь вопросом о пользе объединения кельтских наций, выделил четыре аспекта: национальный, социальный, политический и религиозный. Первый аспект он раскрывает, ссылаясь на то, что ирландцы и бретонцы могут многому поучиться у валлийцев и шотландцев в плане противостояния англиза-ции. Малочисленные кельтские нации, объединившись, смогут выстоять перед интеграционной политикой британской короны и успешно бороться за свои права. Значение второго аспекта этот деятель видел в обмене социальным опытом и взаимодействии путем организации различного рода культурных фестивалей (по примеру валлийского эйстетвода), которые представляют большую ценность для изучения филологии, сравнительного анализа языков, поэзии, музыки и искусства. Барон Каслтаун отмечал,

8

что Кельтская ассоциация не имеет политической направленности. Тем не менее было бы неплохо предоставить кельтским регионам возможность влиять на политику государства [Inaugural Address...]. Наконец, под религиозным аспектом барон подразумевал непоколебимость кельтских наций в своей христианской вере (валлийцы — нонконформисты, ирландцы — католики, шотландцы — пресвитериане или католики). Требование этих народов состоит в предоставлении неоспоримого права свободы жить собственной национальной жизнью, развиваться по тому пути, который заложен в их природе.

Таким образом, панкельтизм был направлен главным образом против омертвляющего и деморализующего влияния современного англосаксон-ства, на внушение самоуважения и укрепление сплоченности кельтской расы. Это движение противопоставлялось экспансионистскому проекту Британской империи как совокупности «пяти наций» или федерации англоязычных колоний (Британия, Южная Африка, Канада, Австралия и Новая Зеландия). В отличие от англосаксонства, стремившегося ассимилировать малые народы, панкельтизм был нацелен на восстановление кельтской расы и предоставление ей свободы выбора своего пути развития.

В отличие от Мэтью Арнольда, который отмечал женоподобность кельтов, гармонично дополняющих англосаксов, барон Каслтаун характеризовал их как «крепкую» расу с долгой историей миграции и нацстроитель-ства [Platt, 2011, p. 63]. Он восхваляет духовность и воображение потомков этого древнего народа, считая, что с их помощью можно противостоять дегенеративным эффектам современной жизни, связанным с индустриализацией и техническим прогрессом. Он призывает кельтские народы ценить и культивировать свое духовное, языковое и культурное наследие и рассматривать это как акт, соответствующий «высшей форме патриотизма».

3.2. Возникновение Кельтской ассоциации и Кельтского конгресса

Действительно, к концу XIX века становился все более очевидным тот факт, что, если кельтские языки окажутся за гранью возможной реанимации, то и сама культура их носителей исчезнет. В связи с этой угрозой возникает ряд панкельтских организаций, которые должны были вывести кельтские языки из состояния кризиса. Самыми значимыми среди них были Кельтская ассоциация и Кельтский конгресс. В 1899 году была создана Кельтская ассоциация с целью организации совместных фестивалей и собраний представителей науки, литературы и искусства. Вдохновителем этого нового панкельтского движения и ее лидером являлся барон Каслта-ун. Он стал президентом Кельтской ассоциации, в то время как секретарем был назначен физик Ф. Д'Альба, французский гугенот по происхождению, уехавший жить в Ирландию и выучивший гэльский язык [Ibid, p. 75].

8

Идея создания данной структуры появилась у Ф. Д'Альба во время второго фестиваля «Feis Ceoil» в Белфасте, в котором впервые приняли участие представители Хайленда, Уэльса, Бретани и острова Мэн. Он воспользовался этой возможностью, чтобы сформировать предварительный Комитет по организации Кельтского конгресса в Дублине [Ibid, p. 60]. Вместе с бароном Каслтауном доктор Ф. Д'Альба работал над организацией Кельтской ассоциации и проведением Кельтского конгресса в Дублине в 1900 году. В марте этого же года началась публикация ежеквартального журнала под названием «Celtia» [Celtia...]. Главной целью ассоциации являлось «содействие кельтским исследованиям и поощрение сотрудничества между различными ветвями кельтской расы во всех вопросах, затрагивающих язык и национальные особенности». Организация также стремилась объединить все кельтские нации в рамках единого государства, противопоставив его «периферийной» Англии [Stewart, 2018, p. 4].

В 1900 году в Дублине был учрежден ежегодный Кельтский конгресс, в рамках которого организовывались лекции ученых, посвященные изучению различных аспектов кельтских языков и культуры. Несмотря на то, что на первой встрече присутствовали представители Корнуолла, считалось, что этот регион сильно англизирован, а его жители, утратившие родной язык еще в конце XVIII века, не могут считаться одним из кельтских народов по «лингвистическому критерию». В состав же конгресса входили только те регионы, в которых население говорило на родном языке. На втором конгрессе, состоявшемся 15 августа 1901 года, официальная заявка Корнуолла на членство была отклонена. В ответ на это было создано Кельтское корнуолльское общество, в результате деятельности которого началось возрождение корнуолльского языка. Жители этого края смогли продемонстрировать своим собратьям-кельтам, что их язык не мертв и на нем говорит достаточное количество людей. Наконец, 31 августа 1904 года члены конгресса приняли корнуолльцев в свой состав после того, как Генри Дженнер, один из основоположников «возрождения корнуолльского языка», выступил с речью под названием «Корнуолл: кельтская нация», которая убедила большинство делегатов поддержать заявку [Ellis, 1993, p. 78].

Кельтская ассоциация получила известность благодаря организованным ею трем Кельтским конгрессам: первый состоялся в августе 1901 года в Дублине, другой был проведен в Карнарвоне в 1904 году, и, наконец, в 1907 году еще один состоялся в Эдинбурге. Примечательно, что каждый Конгресс открывался «причудливой церемонией закладки «Lia Cineil», или «Камня Расы». Изначально он представлял собой конструкцию, которая состояла из пяти гранитных блоков, символизирующих пять кельтских наций: шотландцев, ирландцев, валлийцев, мэнцев и бретонцев. На

8

Конгрессе 1904 года, когда Корнуолл был признан еще одной кельтской нацией, к «Lia Cineil» был добавлен еще один. В ходе церемонии представители каждой нации по очереди устанавливали свой камень. По завершении создания конструкции валлийский архидруид, в соответствии с обрядами церемонии Горседда, подняв частично вынутый из ножен меч, трижды восклицал по-гэльски: «Есть ли мир?», на что все собравшиеся отвечали: «Мир». Затем он снова вставлял меч в ножны в знак того, что между народами воцарился мир. Создание «Lia Cineil» символизировало объединение разделенных морем кельтов [Platt, 2011, p. 62]. На каждом камне была отмечена начальная буква названия одного из кельтских регионов: E — Ирландии (Eire), C — Уэльс (Cymru), A — Шотландия (Alba), B — Бретань (Breizh), K — Корнуолл (Kernow).

Кельтская ассоциация пользовалась поддержкой многих видных членов Гэльской лиги, таких как Дуглас Хайд, Патрик Пирс и Майкл Девитт. Леди Грегори, мечтавшая о том, чтобы Ирландия стала душой великой панкельтской империи [Fleming, 2001, с. 206], вошла в состав Панкель-тского комитета, а известный ирландский писатель У Б. Йейтс посетил первый Кельтский конгресс в Дублине.

3.3. Раскол в панкельтском движении

Кельтская ассоциация нашла широкую поддержку в регионах британской периферии, однако в Ирландии среди представителей националистического движения были и те, кто отвергал панкельтизм и подвергал его критике. Кельтский конгресс с его торжественными церемониями и шествиями, в которых участвовали кельты со всей Британии и Бретани, облачившись в свои национальные костюмы, стал легкой мишенью для насмешек. Например, в статье «Панкельтский фарс», опубликованной в ирландском еженедельнике «Лидер», конгресс сравнивался с пантомимой: «Шесть арлекинов сложили друг на друга куски гранита, или какие-то каменные плиты, и назвали это творение "Lia Cineil"». Представители оппозиции считали, что ирландцы не должны иметь ничего общего ни с англо-ирландскими аристократами, ни с «британскими» кельтами, которые являлись сторонниками империи. На рубеже XIX—XX веков националистическая Ирландия была антимонархически настроена и открыто выступала в поддержку буров в англо-бурских войнах. Наиболее ярым противником панкельтизма и барона Каслтауна была Гэльская лига (Conradh na Gaeilge) — движение за сохранение ирландского языка, возникшее в 1893 году. Ее лидером был будущий первый президент Ирландии (с 1937 года) доктор Дуглас Хайд (1860—1949), который, высказываясь в поддержку панкельтизма, получил приглашение присоединиться к работе комитета Кельтского конгресса. Это приглашение он вынес на обсуждение в комитете исполнительной власти

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гэльской лиги. Его члены не стали накладывать никаких ограничений на посещение им в частном порядке Кельтского конгресса. Однако они заявили, что им «было бы жаль, если бы кто-либо из членов их организации уделял время или деньги предприятию, которое не может помочь выжить ирландскому языку». Доктор Д. Хайд из-за возможной критики в его сторону решил отказаться от поддержки конгресса, однако продолжал оставаться сторонником панкельтизма.

Центром раскола движения за сохранение гэльского языка стали два журнала, такие как еженедельник «Caoilfhionn Nic Phaidin» (1898— 1900) под редакцией панкельтиста Бернарда Дойла и еженедельник «An Claidheamh Soluis» (с 1899 года) под редакцией Оуэна Макнейла, который поддерживал связь с Гэльской лигой [Ellis, 1993, p. 76].

В июле 1899 года поэт, драматург и учитель П. Пирс, который в дальнейшем будет объявлен президентом временного правительства Ирландской республики и казнен в 1916 году за участие в Пасхальном восстании, был отправлен Гэльской лигой на валлийский эйстетвод в качестве своего представителя. Он, будучи сторонником панкельтизма, стал катализатором разрешения конфликта, возникшего между сторонниками и противниками сотрудничества кельтских народов. Поэт дал два-три интервью барону Каслтауну, что привело в ярость членов Гэльской лиги, которые без явного одобрения редактора О. Макнейла обрушились на поэта с критикой в публикациях журнала «An Claidheamh Soluis». Это заставило П. Пирса отправить телеграмму протеста редактору. Затем доктор О. Макнейл написал письмо в ирландскую националистическую ежедневную газету «Freeman's Journal», в которой он отрицал участие в нападках на поэта. 19 августа 1899 года в «Fainne an Lae» была опубликована редакционная статья в поддержку О. Макнейла. Именно этот инцидент привел к поражению антипан-кельтского лобби, в чьих руках сосредотачивалась исполнительная власть Кельтской лиги. Таким образом, П. Пирс, О. Макнейл и Д. Хайд вынудили их уйти в отставку, сформировав новую исполнительную власть, а также приняв декларацию, направленную на установление тесной связи между Гэльской лигой и Кельтской ассоциацией [Ibid, p. 77].

С течением времени Кельтский конгресс набирал силу. Среди его первых энтузиастов-участников был ирландский поэт и писатель Альфред Персеваль Грейвс (1846—1931 годы), который был основателем лондонского отделения Кельтской лиги и членом Ирландского литературного общества. Секретарь Грейвса, фольклорист Мона Дуглас с острова Мэн также стала ведущей панкельтской фигурой [Ellis]. На страницах журнала «Celtia» обсуждалась дальнейшая судьба Кельтского конгресса, а также цели и концепция панкельтизма.

8

3.4. Влияние Первой мировой войны на панкельтское движение

В 1914 году началась Первая мировая война, которая на время прервала культурные движения и борьбу кельтской периферии за автономию. В мае 1914 года, после второго чтения в Палате общин, обсуждение вопроса о шотландском самоуправлении было отложено. Деятельность Валлийского национального движения, которое до 1914 года было сосредоточено на решении проблем, связанных с развитием промышленности и образования, а также упразднением англиканской церкви в Уэльсе, во время войны была приостановлена, а продвижение билля о самоуправлении этого края потерпело крах.

Тем не менее война стала облегчением для тех, кто пытался решить ирландский вопрос. Все больше нарастала угроза гражданской войны между вооруженными и обученными ирландскими добровольцами, поддерживавшими идею самоуправления, и ольстерскими добровольцами, отвергавшими ее. Вскоре, в 1916 году, радикализм ирландцев по отношению к политике Вестминстера вылился в открытое восстание на улицах Дублина во время пасхальной недели. Пасхальное восстание представляло собой не только акт неповиновения, оно также стимулировало рост сепаратистского радикализма на кельтской периферии сразу после Великой войны [Stover, 2012, p. 286].

Во время Великой войны (1914—1918) заседания Кельтского конгресса перестали проводиться, они не состоялись в 1915—1917 годах. Однако конгресс был организован в 1917 году в Беркенхеде, неподалеку от Ливерпуля. Собрание проходило в разгар войны, через год после Пасхального восстания, в связи с чем ирландских участников было мало, так как многие из них были казнены или заключены в тюрьму за участие в мятеже. По очевидным причинам во время заседания Конгресса темам, посвященным национализму, было уделено мало внимания. Начиная с Кельтского конгресса в Беркенхеде 1917 года и по сей день данная организация регулярно проводит встречи. Однако на них больше не обсуждаются темы, посвященные политике. Отныне деятельность этой организации сосредоточилась на чтении ведущими учеными лекций по филологии, культуре и истории [Ellis, 1993, p. 86].

Панкельтисты, осознав, что Кельтский конгресс больше не является местом встречи для выражения политических взглядов, начали искать возможность для создания других структур. После войны писатель и политический активист-националист Руарайд Эрскин (Ruaraidh Erskin) предпринял попытку создать движение по объединению гэльских наций (ирландцев, мэнцев и шотландцев) и выступил за создание «гэльской конфедерации». Он также верил в идею построения Шотландской социалистической

8

республики. В связи с этим Эрскин поддерживал отношения с революционером Джоном Маклином (1879—1923), пионером марксизма в Шотландии и главным архитектором концепции «Красного Клайда», которому удалось сформировать Шотландскую рабочую республиканскую партию.

Поэт и основатель Шотландской национальной партии (1928 год) Хью Макдиармид (Кристофер Мюррей Грив, 1892—1978) также вынашивал идею создания на Британских островах Кельтского союза социалистических советских республик. Он стал одним из первых, кто придал политическому панкельтизму радикальный характер, считая, что это движение не только должно выступать за культурное сотрудничество между регионами британской периферии, но также обязано служить организацией, объединяющей партии, борющиеся за независимость и имеющие социалистическую направленность. Панкельтизм, по мнению Макдиармида, должен быть связан не только с борьбой за национальную независимость, но и за социальную свободу. Однако всем этим социалистическим проектам не было суждено осуществиться. Кельтский конгресс продолжал поддерживать только культурное сотрудничество между регионами британской периферии. Никому так и не удалось создать политически ориентированный панкельтский орган вплоть до 1947 года. В этом году в Дублине во время заседания Кельтского конгресса будет принято решение об организации Кельтского союза. Его возникновение положит начало деятельности политически ориентированных панкельтских изданий и учреждений, а также основанию в 1961 году современной Кельтской лиги, выступающей за политические, языковые, культурные и социальные права народов британской окраины [Ibidem].

4. Заключение = Conclusions

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что возрождение кельтской культуры, которое началось в середине XVIII века в отдельно взятых регионах Британских островов, способствовало на рубеже XIX—XX веков сплочению усилий всех кельтских наций в борьбе за сохранение своих родных языков. Признание валлийцами, шотландцами, ирландцами, мэнцами, корнуолльцами и бретонцами своего культурного и языкового родства привело к развитию панкельтизма. Это движение также возникло из-за желания этих народов чувствовать поддержку союзников в борьбе за сохранение своей самобытности. Панкельтизм, как и другие паннациональные движения в XIX веке, имел политическую направленность и был нацелен на получение большей свободы в рамках Британской империи или даже выход кельтских регионов из ее состава. Однако в дальнейшем акцент постепенно сместился с политической сферы на сферу культурную. Причи-

ной этому послужило ужесточение реакции британского правительства на всплеск национализма в период Первой мировой войны, который перерос в 1916 году в Пасхальное восстание. Стоит заметить, что обретение Ирландией в 1922 году независимости также способствовало спаду стремления панкельтистов к достижению политических целей. Поэтому в дальнейшем они будут нацелены в первую очередь на сотрудничество в сфере культуры вплоть до послевоенного периода, когда вновь жителями британской периферии будет поставлен вопрос о необходимости проведения деволю-ции. В последнее десятилетие XX века наметился новый «кельтский ренессанс», обусловленный всплеском интереса мировой общественности к историческому наследию древнего народа и его потомков. Это привело к созданию Кельтских обществ в Индии и Японии, а также проведению различных выставок, лекций, конференций и фестивалей во многих странах мира. Из этого можно сделать вывод о том, что начался новый виток в развитии панкельтизма и его выход на международную арену. Таким образом, выработанные кельтскими народами на рубеже XIX—XX веков формы сотрудничества могут служить хорошим примером по налаживанию культурного диалога между братскими народами и способствовать популяризации их культуры в мире.

Автор заявляет об отсутствии кон- The author declare no conflicts of inter-

фликта интересов. ests.

Источники и принятые сокращения

1. Celtia ; a Pan-Celtic monthly magazine. — Dublin : Dublin Celtic Associaton, 1901. — 246 p.

2. Costitution of The Celtic League [Electronic resource]. — Access mode : https://www. celticleague.net/constitution-of-the-celtic-league/ (accessed 16.01.2023).

3. David Hamill : A Celtic Union as a Brexit alternative? [Electronic resource]. — Access mode : https://www.scotsman.com/news/politics/david-hamill-celtic-union-brexit-alternative-1451572 (accessed 18.01.2022).

4. Inaugural Address on the The Pan-Celtic Idea, By Lord Castletown // Transactions of the Liverpool Welsh National Society. Nineteenth session, 1903—1904. — 1904. — Pp. 11—19.

5. The Cymru Fydd conference // The Llangollen advertiser. — 1894. — P. 3.

6. Welsh party leader calls for Celtic political union [Electronic resource]. — Access mode : https://www.rte.ie/news/2019/0110/1022489-welsh-party-leader-calls-for-celtic-political-union/ (accessed 08.01.2023).

Литература

1. Дуров В. И. Ирландский национализм и великая война : начало раскола Ирландии / В. И. Дуров // Известия Саратовского университета. — 2018. — Т. 18. — Вып. 3. — С. 351—355. — DOI: 10.18500/1819-4907-2018-18-3-351-356.

8

2. Brinley T. Cauldron of Rebirth, A : Population and the Welsh Language in the Nineteenth Century / T. Brinley // Welsh History Review. — Cardiff : Routledge, 1986. — T. 13. — P. 422. — ISBN 9780429228896.

3. Brown T. Celticism / T. Brown. — Amsterdam : Rodopi, 1996. — 299 p. — ISBN 90-5183-998-7.

4. Charnell-White C. A. Bardic Circles : National, Regional and Personal Identity in the Bardic Vision of Iolo Morganwg / C. A. Charnell-White. — Cardiff : University of Wales Press, 2007. — 296 p. — ISBN 978-0-7083-2195-9.

5. Ellis M. A short history of the Celtic Congress [Electronic resource] / Ellis. M. — Access mode : https://web.archive.org/web/20110725151845/http7/www.celtic-congress.org/cc-hist-mellis.html (accessed 10.01.2023).

6. Ellis P. B. The Celtic Dawn / P. B. Ellis. — Talybont : Y Lolfa, 1993. — 206 p. — ISBN 0094727708.

7. Ellis P. B. The Celtic Revolution. A Study in Anti-Imperialism / P. B. Ellis. — Talybont : Y Lolfa, 1985. — 224 p. — ISBN 978-0862430962.

8. FlemingD. W. B. Yeats ad Postcolonialism / D. Fleming. — New York : Locust Hill Press, 2001. — 338 p. — ISBN 978-0933951884.

9. Haywood J. The Celts. Bronze Age to New Age / J. Haywood. — New York : Taylor and Fracis, 2014. — 248 p. — ISBN 0-582-50578-0.

10. Hunter F. Celts : Art and Identity / F. Hunter. — London : British Museum Press, 2015. — 304 p. — ISBN 978-0714128351.

11. Hutchinson R. A Waxing Moon. The Modern Gaelic Revival / R. Hutchinson. — Edinburgh : Mainstream Publishing, 2011. — 272 p. — ISBN 978-1840187946.

12. Hutchinson R. The Butcher, the Baker, the Candlestick-Vaker / R. Hutchinson. — New York : Little, Brown Book Group, 2017. — 352 p. — ISBN 978-1408707012.

13. International Celtic Congress [Electronic resource]. — Access mode : https://interna-tionalcelticcongress.org/en/ (accessed 11.01.2023).

14. PlattL. Modernism and Race / L. Platt. — Cambridge : Cambridge University Press,

2011. — 219 p. — ISBN 978-0-521-51944-1.

15. Stewart I. B. Celticism and the Four Nations in the Long Nineteenth Century / I. B. Srewart // Four Nations Approaches to Modern British History. — London : Palgrave Macmillan, 2018. — 23 p.

16. Stover J. D. Modern Celtic Nationalism in the Period of the Great War : Establishing Transnational Connections / J. D. Stover // Proceedings of the Harvard Celtic Colloquium. —

2012. — Vol. 32. — Pp. 286—301.

Material resources

Celtia; a Pan-Celtic monthly magazine. (1901). Dublin: Dublin Celtic Associaton. 246 p. Costitution of The Celtic League. Available at: https://www.celticleague.net/constitution-of-

the-celtic-league/ (accessed 16.01.2023). DavidHamill: A Celtic Union as a Brexit alternative? Available at: https://www.scotsman.

com/news/politics/david-hamill-celtic-union-brexit-alternative-1451572 (accessed

Статья поступила в редакцию 12.02.2023, одобрена после рецензирования 29.03.2023, подготовлена к публикации 15.04.2023.

18.01.2022).

8

Inaugural Address on the The Pan-Celtic Idea, By Lord Castletown. (1904). Transactions of the Liverpool Welsh National Society. Nineteenth session, 1903—1904. 11—19.

The Cymru Fydd conference. (1984). The Llangollen advertiser. P. 3.

Welsh party leader calls for Celtic political union. Available at: https://www.rte.ie/ news/2019/0110/1022489-welsh-party-leader-calls-for-celtic-political-union/ (accessed 08.01.2023).

Brinley, T. (1986). Cauldron of Rebirth, A: Population and the Welsh Language in the Nineteenth Century. In: Welsh History Review, 13. Cardiff: Routledge. P. 422. ISBN 9780429228896.

Brown, T. (1996). Celticism. Amsterdam: Rodopi. 299 p. ISBN 90-5183-998-7. Charnell-White, C. A. (2007). Bardic Circles: National, Regional and Personal Identity in the Bardic Vision of Iolo Morganwg. Cardiff: University of Wales Press. 296 p. ISBN 978-0-7083-2195-9. Durov, V. I. (2018). Irish nationalism and the Great War: the beginning of the split of Ireland.

Bulletin Saratov University, 18 (3): 351—355. DOI: 10.18500/1819-4907-2018-183-351-356. (In Russ.).

Ellis, M. A short history of the Celtic Congress. Available at: https://web.archive.org/ web/20110725151845/http://www.celtic-congress.org/cc-hist-mellis.html (accessed 10.01.2023).

Ellis, P. B. (1993). The Celtic Dawn. Talybont: Y Lolfa. 206 p. ISBN 0094727708.

Ellis, P. B. (1985). The Celtic Revolution. A Study in Anti-Imperialism. Talybont: Y Lolfa.

224 p. ISBN 978-0862430962. Fleming, D. (2001). W B. Yeats ad Postcolonialism. New York: Locust Hill Press. 338 p.

ISBN 978-0933951884. Haywood, J. (2014). The Celts. Bronze Age to New Age. New York: Tay-lor and Fracis. 248 p. ISBN 0-582-50578-0.

Hunter, F. (2015). Celts: Art and Identity. London: British Museum Press. 304 p. ISBN 9780714128351.

Hutchinson, R. (2011). A Waxing Moon. The Modern Gaelic Revival. Edinburgh: Mainstream

Publishing. 272 p. ISBN 978-1840187946. Hutchinson, R. (2017). The Butcher, the Baker, the Candlestick-Vaker. New York: Little,

Brown Book Group. 352 p. ISBN 978-1408707012. International Celtic Congress. Available at: https://internationalcelticcongress.org/en/ (accessed 11.01.2023).

Platt, L. (2011). Modernism and Race. Cambridge: Cambridge University Press. 219 p. ISBN 978-0-521-51944-1.

Stewart, I. B. (2018). Celticism and the Four Nations in the Long Nineteenth Century. In: Four Nations Approaches to Modern British History. London: Pal-grave Macmillan. 23 p. Stover, J. D. (2012). Modern Celtic Nationalism in the Period of the Great War: Estab-lishing Transnational Connections. Proceedings of the Harvard Celtic Colloquium, 32:

References

286—301.

The article was submitted 12.02.2023; approved after reviewing 29.03.2023; accepted for publication 15.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.