ПАНДЕМИЯ КАК КАТАЛИЗАТОР ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ МИРОВОГО
БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Д.В. Филиппов, магистр
Финансовый университет при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-3-150-152
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию тенденций цифровизации современного банковского сектора. Сервисы искусственного интеллекта в настоящее время быстро развиваются в сфере корпоративных технологий. В тексте статьи рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются вышестоящие лица банков в эпоху внедрения новых технологий. В статье описывают рекомендации, которые могли бы быть полезными для решения сложившейся проблемы. Приводятся и анализируются статистические данные.
Ключевые слова: цифровизация, пандемия, COVID-19, банковский бизнес, искусственный интеллект.
Потребность в различных стратегиях в отношении инноваций и цифрового банкинга была очевидна в банковском деле задолго до пандемии. По мере развития технологий ожидания клиентов в отношении банковских услуг росли, не в последнюю очередь благодаря мгновенным и персонализированным услугам, предоставляемым ведущими технологическими фирмами.
Согласно недавнему глобальному опросу руководителей банковских организаций, проведенному KPMG International, пандемия способствовала ускорению про-
цессов реализации цифровых программ в инфраструктуру обслуживания и оказания услуг. Около 85% руководителей страховых организаций утверждают, что COVID-19 ускорил оцифровку их операций и создание операционных моделей следующего поколения. Восемь из десяти (78%) говорят, что у них есть стремительный прогресс в создании безупречного цифрового взаимодействия с клиентами. Примерно столько же (79%) заявили, что это придало новую актуальность созданию новых бизнес-моделей и потоков доходов [1].
Рис. 1. Цифровая акселерация в период пандемии COVID-19
По всей отрасли страхования мы наблюдаем признаки массового и беспрецедентного прогресса. Многие ищут способы просто ускорить выполнение существующих цифровых дорожных карт. А некоторые изучают новые и различные аутсорсинговые решения для повышения гибкости деятельности [2]. За последние несколько месяцев мы стали свидетелями того, как особое внимание уделяется оцифровке контактных центров и функций обработки претензий клиентов. Стоит обратить внимание на то, что это две области, наиболее подверженные стрессу с начала пандемии. Мы также стали свидетелями фантастического прогресса внедрения автоматизации и оптимизации процессов (особенно в отношении интеллек-
туального андеррайтинга), улучшении использования структурированных и неструктурированных данных, внешних данных и исследовательского использования графов знаний (развивающаяся область, которая помогает выявлять коррелированные тенденции. в данных).
Руководители, участвовавшие в опросе, признают, что самой большой проблемой в продвижении своей цифровой трансформации является то, что им не хватает понимания будущих операционных сценариев. Они также говорят, что испытывают трудности с быстрым принятием технологических решений при пересмотре операционных моделей своего будущего состояния [3].
Lack of insight into the future of operational scenarios
39%
Difficulty making quick technology related decisions
Challenges in moving from pilots and experiments to scaled deployment
No coherent view on key technology trends on which to act
Lack of skills and capability in IT organizations
Рис. 2. Проблемы цифрового ускорения
Проблема в том, что мир продолжает очень быстро развиваться. Потребности и ожидания клиентов меняются. Теперь они ожидают, что их «лучший цифровой опыт» станет нормой, независимо от того, в какой отрасли они представлены [4]. А это означает, что банковские организации больше не конкурируют с другими участниками рынка, а, скорее, с широким спектром цифровых технологий, которыми клиенты теперь наслаждаются в своей жизни.
Терпение и лояльность клиентов также иссякли. Сейчас на рынке существует
большая цифровая конкуренция, и клиенты все больше склонны пересматривать свои варианты страхования. Вынужденные делать все остальные покупки в Интернете, клиенты все более комфортно покупают продукты (даже сложные с финансовой точки зрения) виртуально. Новые или более опытные в цифровой сфере клиенты, естественно, будут привлечены компаниями с лучшими цифровые предложениями.
Для поддержания "цифрового спроса" руководителям необходимо перевести свою технологическую архитектуру на платформенный подход. В современной
быстро меняющейся технологической среде банкам нужна технологическая архитектура, которая может быстро адаптироваться и развиваться. Некоторые из лидеров сейчас начинают переходить к архитектуре типа «платформа», где могут быть добавлены новые инструменты и технологии, а старые технологии удалены без нарушения работы базовой системы [5]. Это позволит компаниям снизить свои
шения, которые продвигаются к конечной цели, создавая при этом более гибкую среду, в которой можно процветать как организация.
Многие руководители разрабатывают сценарии с начала пандемии. В настоящее время требуется превратить эти сценарии в серию беспроигрышных действий и инвестиций, которые приведут к целому ряду будущих операционных потенциалов.
риски, по сути, принимая модульные ре-
Библиографический список
1. Digital banking statistics 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.finder.com/uk/digital-banking-statistics (Дата обращения: 05.05.2021)
2. The COVID-19 catalyst: Insurers race to digitize. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://home.kpmg/xx/en/home/insights/2020/11/the-covid-19-catalyst-insurers-race-to-digitize.html (Дата обращения: 03.05.2021)
3. The impact of digitalisation on bank profitability. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bofbulletin.fi/en/2019/2/the-impact-of-digitalisation-on-bank-profitability/ (Дата обращения: 08.05.2021)
4. Banking supervision and external auditors: Theory and empirics. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1572308919306734?casa_token=Ub_6K4W ZS 10AAAAA:4n1QnkxqHBhzuwpeOG872r9o-YZeKRnmii3rx-qU7yVmOmBSI9ZwClcDETfIFk9SWu5dvCae (Дата обращения: 08.05.2021)
5. How COVID-19 has sped up digitization for the banking sector. - [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.ey.com/en_gl/financial-services-emeia/how-covid-19-has-sped-up-digitization-for-the-banking-sector (Дата обращения: 11.05.2021)
PANDEMIC AS A CATALYST FOR THE DIGITALIZATION OF THE INTERNATIONAL BANKING SECTOR
D.V. Filippov, Master
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. This article is devoted to the study of digitalization trends in the modern banking sector. Artificial intelligence services are rapidly evolving in the enterprise technology space. The text of the article examines the main problems faced by the senior officials of banks in the era of the introduction of new technologies. The article discusses various methods and tools that could be helpful in solving this problem. Statistical data are presented and analyzed.
Keywords: digitalization, pandemic, COVID-19, banking business, artificial intelligence.