Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ COVID-19: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТРАНСФОРМАЦИЮ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПАНДЕМИЯ COVID-19: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТРАНСФОРМАЦИЮ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
457
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РОССИЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМАТ УДАЛЕННОЙ РАБОТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вакула Иван Михайлович, Гафиатулина Наталья Халиловна

Пандемия COVID-19, охватившая все мировое сообщество и ставшая одним из серьезнейших экзистенциальных глобальных рисков, повлекла за собой кардинальные изменения всех сторон жизненного уклада общественности: от функционирования государств и социальных институтов в нем, до изменения жизни каждого индивида. Статья посвящена социологическому осмыслению трансформационного влияния пандемии COVID-19 на основные сферы общественной жизнедеятельности. Глобальными трендами пандемического кризиса становятся телемедицина, образование онлайн, формат удаленной работы, социально-экономическая трансформация общества. Делается вывод о необходимости действенных мер по снижению трансформационных изменений основных сфер общественной жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вакула Иван Михайлович, Гафиатулина Наталья Халиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 PANDEMIC: A SOCIOLOGICAL LOOK AT THE TRANSFORMATION OF PUBLIC LIFE

The COVID-19 pandemic, which has engulfed the entire world community and has become one of the greatest existential global risks, has brought about dramatic changes in all aspects of the public life, from the functioning of states and social institutions in it to the change in the lives of every individual. The article is devoted to the sociological understanding of the transformational impact of the COVID-19 pandemic on the main spheres of public life. Telemedicine, online education, the format of remote work, and the socio-economic transformation of society are becoming global trends in the pandemic crisis. The conclusion is made about the need for effective measures to reduce transformational changes in the main spheres of public life.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ COVID-19: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТРАНСФОРМАЦИЮ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 316

DOI 10.23672^0575-0198-2001-

Вакула Иван Михайлович

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации mvarula@gmail.ru

Гафиатулина Наталья Халиловна

кандидат социологических наук, доцент,

докторант кафедры региональной социологии и моделирования социальных процессов, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет gafiatulina@yandex.ru

Ivan M. Vakula

Doctor of Philosophy,

Professor of the Department of Humanities and socio-economic disciplines, Rostov Law Institute Ministry of the Interior of the Russian Federation mvarula@gmail.ru

Natalya Kh. Gafiatulina

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Doctoral Student of the Department

Regional Sociology

and Modeling Social Processes,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University

gafiatulina@yandex.ru

Пандемия covid-19: социологический взгляд на трансформацию сфер общественной жизнедеятельности

The covid-19 pandemic:

a sociological look at the transformation of public life

Аннотация. Пандемия COVID-19, охватившая все мировое сообщество и ставшая одним из серьезнейших экзистенциальных глобальных рисков, повлекла за собой кардинальные изменения всех сторон жизненного уклада общественности: от функционирования государств и социальных институтов в нем, до изменения жизни каждого индивида. Статья посвящена социологическому осмыслению трансформационного влияния пандемии COVID-19 на основные сферы общественной жизнедеятельности. Глобальными трендами пандемического кризиса становятся телемедицина, образование онлайн, формат удаленной работы, социально-экономическая трансформация общества. Делается вывод о необходимости действенных мер по снижению трансформационных изменений основных сфер общественной жизнедеятельности.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, общественная жизнедеятельность, трансформация, российское население, общество, система здравоохранения, сфера образования, формат удаленной работы, социально-экономические трансформации.

Annotation. The COVID-19 pandemic, which has engulfed the entire world community and has become one of the greatest existential global risks, has brought about dramatic changes in all aspects of the public life, from the functioning of states and social institutions in it to the change in the lives of every individual. The article is devoted to the sociological understanding of the transformational impact of the COVID-19 pandemic on the main spheres of public life. Telemedicine, online education, the format of remote work, and the socio-economic transformation of society are becoming global trends in the pandemic crisis. The conclusion is made about the need for effective measures to reduce transformational changes in the main spheres of public life.

Keywords: COVID-19 pandemic, public life, transformation, Russian population, society, health care system, education, remote work format, socio-economic transformations.

Пандемия COVID-19, охватившая все мировое сообщество и ставшая одним из серьезнейших экзистенциальных глобальных рисков, повлекла за собой кардинальные изменения всех сторон жизненного уклада общественности: от функционирования государств и социальных

институтов в нем, до изменения жизни каждого индивида [1].

Сегодня появляется все больше публикаций, посвященных теме пандемии COVID-19, в которых отражается картина смысложизненных транс-

формаций и изменений сфер общественной жизнедеятельности [2; 3]. Пандемический кризис, по мнению А.А. Озерова, «внес и продолжает вносить дестабилизирующий вклад в российское общество, оставляя отпечаток на мировоззрении населения, изменяя общепринятые воззрения общества на мир и смысл существования» [3, с. 68].

Пандемия СОУЮ-19 привела к ускоренной и масштабной модернизации технологий дистанционной коммуникации одновременно по многим направлениям, связанным с изменениями глобальных трендов в рамках различных сфер общественной жизнедеятельности. Как подчеркивают В.А. Зернов, А.Ю. Манюшис и др., пандемия СОУЮ-19 осуществила тройной удар по функционированию здравоохранения, образования, а также по социально-экономическому развитию -по доходам населения [4].

Таким образом, происходит трансформация жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности, в рамках которой глобальными трендами (ранее неприоритетными) становятся телемедицина, образование онлайн, формат удаленной работы.

Какие же изменения сфер общественной жизнедеятельности повлекла за собой пандемия СОУЮ-19? Какие новые вызовы она бросила обществу?

Начнем, пожалуй, с такой жизненно важной сферы социальной жизнедеятельности, как система здравоохранения.

Актуальная для XX в. концепция здравоохранения, трактовавшая здоровье в качестве отсутствия болезни, и налагавшая ответственность за эффективное предотвращение болезни или восстановление здоровья специалистам в рамках медико-здравоохранительной сферы [5], в социальных реалиях, связанных с пандемией СОУЮ-19, утратила свой смысл и трансформировалась.

Концепция нового понимания здоровья, активизировавшаяся в период пандемии, провозглашает идею личной ответственности индивидуума за формирование, сохранение и поддержание уровня своего здоровья и ратует за продвижение телемедицины. Как подчеркивает А.С. Захарова, благополучное состояние здоровья индивида представляется целью, которая достигается за счет его осознанного и активного формирования «правильных» привычек. «Оптимизация внешней среды, превенция болезни, постоянное совершенствование показателей здоровья становятся возможными с помощью селф-трекинга - самостоятельного отслеживания биометрических показателей человека, которое становится все более точным и эффективным благодаря цифровым технологиям» [б, с. 51]. Радикально меняется работа системы здравоохранения, обнаруживается переход к телемедицине, которая определяется как «предоставление медицинских услуг на расстоянии», что включает в себя медицинские консультации посредством видеоконференции, введение электронных историй болезни и дистанционной передачи медицинских данных [7].

Однако именно здесь и кроется очевидная опасность и угроза общественной жизнедеятельности. В числе общепризнанных проблем телемедицины следует выделить:

- отсутствие фундаментальных исследований и испытаний электронных медицинских инструментов;

- отсутствие знаний и уверенности в решениях электронной системы здравоохранения;

- региональные различия в доступе к услугам телемедицины;

- «отсутствие образовательных стандартов и самого образования для врачей по вопросам телемедицины» [7, с. 107].

По мнению Е.Г. Нима [8], различные мобильные приложения предоставляют только количественные показатели здоровья населения, которые сегодня, к сожалению, воспринимаются как более надежные и объективные по сравнению с телесно-чувственным опытом, по совершенно справедливому замечанию Д.В. Михеля, превращаясь в неотъемлемую часть общественной жизнедеятельности человека вследствие процессов «ме-дикализации повседневности» [9], устройства для селф-трекинга представляют собой инструменты поощрения всестороннего социального надзора и тотального контроля.

Другой важной социальной сферой жизнедеятельности общества, которую потрясли трансформационные изменения, связанные с введением ограничительных мер в период пандемии СОУЮ-19, - это сфера образования, оказавшаяся в принципиально новой, стрессогенной ситуации, связанной с запуском трансформации образовательного процесса, когда вся образовательная деятельность стала переводиться в удаленный формат, предполагающий организацию обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Пандемия СОУЮ-19 стала глобальным вызовом, повлекшим за собой переход образовательных учреждений на принципиально инновационную -организацию своей деятельности, включающую «обеспечение качественного образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий; обеспечение удаленного функционирования самой образовательной организации как объекта управления» [4, с. 307].

С точки зрения А.В. Плотникова, в условиях пандемии резко произошла глубокая трансформация сферы образования в результате снижения академической мобильности студентов, ослабления партнерства между высшими учебными заведениями, обнаружился «серьезный разрыв в технической грамотности и оснащенности преподавателей и студентов» [10, с. 41]. Новые вызовы не просто осложнили, но и трансформировали функционирование всей системы образования.

И.Р. Гафуров и его коллеги подчеркивают, что в условиях перевода обучения в онлайн-формат существенно ограничились возможности

реализации воспитывающей и развивающей функции обучения; возможности непосредственного взаимодействия всех участников образовательного процесса [11].

Следующей сферой жизнедеятельности, реально ощутившей влияние пандемии и трансформировавшей формат трудовой деятельности, стала удаленная (дистанционная) работа как тренд пан-демийного времени.

Удаленная (дистанционная) работа сегодня определяется как особая форма организации трудового процесса, при котором штатные сотрудники той или иной организации исполняют свои профессиональные обязанности за пределами привычного рабочего пространства, а главные коммуникации в рамках профессионально-трудовой деятельности осуществляются с помощью цифровых технологий, ранее не имевших повсеместного распространения [12, с. 129].

С момента объявления пандемии были проведены исследования, со всей очевидностью вскрывшие проблемы, с которыми столкнулось население в формате удаленной работы:

- недостатки организации рабочего места и самого трудового процесса на дистанции, отсутствие оперативной обратной связи и непосредственной профессиональной коммуникации в процессе решения рабочих вопросов;

- трудности самоорганизации в связи со сложностями совмещения личной и профессиональной жизнедеятельности;

- присутствие различных отвлекающих и мешающих плодотворной работе факторов (неподобающее оснащение рабочего места, плохое качество связи, трудности концентрации внимания на работе в домашней атмосфере, присутствие детей, других членов семьи, увеличение психоэмоциональной нагрузки и пр.) [12, с. 134].

Что же касается преимуществ работы в удаленном формате, то большинство исследователей подчеркивают буквально два-три: отсутствие финансовых затрат на дорогу и питание в офисе, высвобождение времени на дорогу и гибкий график работы.

Еще одним проблемным моментом для успешной адаптации к удаленному формату работы является уровень владения сотрудниками цифровыми технологиями и эффективность деятельности в удаленном формате. Согласно исследованиям И.М. Гуровой, порядка 50 % работодателей отметили снижение качества работы. Кроме того, обнаружены изменения, происшедшие в продолжительности трудового дня в удаленном формате: оно значительно увеличилось по сравнению со стандартным временем. При этом вопросы организации рабочего процесса самими руководителями были отнесены к недостаткам удаленного режима работы [12].

Влияние пандемии COVID-19 сказалось и на российской экономической сфере, причем по прогнозам специалистов, ожидаются существенные затруднения: уменьшение инвестиций, рост инфляции, падение мировых цен на определенную часть товаров, «прогнозируемое падение экспорта и импорта в результате рецессии мировой экономики составит 12,5 %». По мнению А.Н. Шеремет, бедность - это важный экономический аспект современной пандемии COVID-19, произошел «вирусный» скачкообразный рост социально-экономического неравенства. «Социальные группы, находящиеся у основания пирамиды, вирус поражает гораздо сильнее», «реальные располагаемые доходы населения России упали на 8 % в годовом выражении» [13, с. 140].

Отвечая на вопрос: Какие социально-экономические трансформации ожидают общество? исследователи полагают, что трансформации коснуться будущей строгой экономии на затратах и уменьшении количества работников; речь идет о безработице как социальном вызове и угрозе; о торговле без аренды и рост объемов услуг по доставке товаров [14]; «о перезагрузке государства; о новой медицине и морали; расцвете университетов - глобальных распределенных, университетов-интеграторов» [13, с. 140]; об углублении социального неравенства в связи с введением цифровых технологий и цифровизации ведущих сфер социальной жизнедеятельности [15; 16].

В целом, для понимания и прогнозирования влияния пандемии на сферы социальной жизнедеятельности и общество, в целом, необходимо принять во внимание тот факт, что не только Россия, но и подавляющее большинство стран вошли в эпоху COVID-19 с низким уровнем институционального доверия [17]. Как российские, так и международные исследования свидетельствуют о том, что большинство населения уже не верит в то, что жизнь станет лучше [16; 17; 18; 20].

Таким образом, глобальная ситуация, связанная с пандемией, указала на трансформационные изменения, происшедшие в различных сферах общественной жизни: экономической, здравоохранительной, образовательной, социальной. Отсутствие действенных мер по снижению трансформационных изменений основных сфер общественной жизнедеятельности, отсутствие эффективных мер по борьбе с избыточным социальным неравенством, способно повлечь за собой не только социальную нестабильность и протестные настроения, но и ограничить возможности человеческого развития, что, в целом, угрожает национальной безопасности [19].

В связи с этим, новую актуальность обретает интеграция усилий научного сообщества и общественности для поиска путей преодоления трансформационного влияния пандемии на все сферы социальной жизни.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Социология пандемии: отечественные и зарубежные сценарии и тренды по-слекоронавирусного мира / Ю.Г. Волков, В.И. Курбатов // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9 (42). № 2. С. 17-32.

2. Гафиатулина Н.Х. Российское общество в условиях самоизоляции. Социальные эффекты и последствия пандемии COVID-19 : монография / Н.Х. Гафиатулина [и др]. М., 2020.

3. Озеров А.А. Смысложизненный компонент российского социума в условиях пандемии COVID-19 / А.А. Озеров // Власть. 2020. № 6. С. 67-72.

4. Зернов В.А. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности / В.А. Зернов [и др]. // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 223. С. 304-321.

5. Кляйнеберг М. Болезнь и здоровье в эпоху велнеса, селф-трекинга и самооптимизации на пути к обществу здоровья? / М. Кляйнеберг // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. №.1. С. 21-22.

6. Захарова А.С. Цифровое общество - новый формат социальной реальности: структуры, процессы и тенденции развития / А.С. Захарова; Отв. ред.: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков // Материалы Всероссийской научной конференции XIV Ковалевские чтения. СПб., 2020. C. 51-52.

7. Максимов И.Б. История, анализ состояния и перспективы развития телемедицины / И.Б. Максимов [и др.]. // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. С.103-110.

8. Ним Е.Г. Селф-трекинг как практика квантифи-кации телесности: концептуальные контуры / Е.Г. Ним // Антропологический форум. 2018. №. 38. С. 172-192.

9. Михель Д.В. Персонализированные лекарства: идеология, маркетинг и социальные последствия распространения / Д.В. Михель // Философ-ско-антропологические основания персонализированной медицины (междисциплинарный анализ). 2017. С. 7-25.

10. Плотников А.В. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4(46). С. 40-44.

11. Гафуров И.Р. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки / И.Р. Гафуров [и др]. // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112.

12. Гурова И.М. Дистанционная работа как тренд времени: результаты массового опыта / Гурова И.М. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11. № 2. С. 128-147.

Literature:

1. Volkov Yu.G. Sociology of a pandemic: domestic and foreign scenarios and trends in the post-corona-virus world / Yu.G. Volkov, V.I. Kurbatov // Humanitarian of the South of Russia. 2020. Vol. 9 (42). № 2. Р. 17-32.

2. Gafiatulina N.Kh. Russian society in conditions of self-isolation. Social effects and consequences of the COVID-19 pandemic : monograph / N.Kh. Gafiatulina [et al.]. M., 2020.

3. Ozerov A.A. The life-meaning component of Russian society in the context of the COVID-19 pandemic // Power. 2020. № 6. Р. 67-72.

4. Zernov V.A. Educational space of Russia after the pandemic: challenges, lessons, trends, opportunities / V.A. Zernov [et al.] // Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2020. Vol. 223. Р. 304-321.

5. Kleineberg M. Disease and Health in the Age of Wellness, Self-Tracking and Self-Optimization Towards a Health Society? / M.Kleineberg // Bulletin of St. Petersburg University. Philosophy and Conflictol-ogy. 2018.Vol. 34. № 1. Р. 21-22.

6. Zakharova A.S. Digital society - a new format of social reality: structures, processes and development trends / A.S. Zakharova; editor-in-chief: N.G. Skvort-sov, Yu.V. Asochakov // Materials of the All-Russian Scientific Conference XIV Kovalev Readings. SPb., 2020. Р. 51-52.

7. Maksimov I.B. History, analysis of the state and prospects of development of telemedicine / I.B. Maksimov [et al.] // Journal of telemedicine and e-health. 2018. Р. 103-110.

8. Nim E.G. Self-tracking as the practice of quantification of corporeality: conceptual contours / E.G. Nim // Anthropological forum. 2018. № 38. Р. 172-192.

9. Mikhel D.V. Personalized medicines: ideology, marketing and social consequences of distribution / D.V. Mikhel // Philosophical and anthropological foundations of personalized medicine (interdisciplinary analysis). 2017. Р. 7-25.

10. Plotnikov A.V. Service theory and practice: economics, social sphere, technology. 2020. № 4(46). Р. 40-44.

11. Gafurov I.R. Transformation of education in higher education during a pandemic: pain points / I.R. Gafurov [et al.] // Higher education in Russia. 2020.Vol. 29. № 10. Р. 101-112.

12. Gurova I.M. Distance work as a trend of time: the results of mass experience / I.M. Gurova // MIR (Modernization. Innovation. Development). 2020. Vol. 11. № 2. Р. 128-147.

13. Шеремет А.Н. Пандемия неравенства. Социально-экономические аспекты и последствия COVID-19 / А.Н. Шеремет // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 4. С. 136-141.

14. Максимов С.В. Последствия пандемии COVID-19 для конкуренции - главные выводы впереди / С.В. Максимов // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 2(22). С. 4-5.

15. Касьянов В.В. Особенности и проблемы социального поведения в условиях режима самоизоляции российского населения / В.В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин // Гуманитарий Юга России. 2020. № 2. С. 51-63.

16. Касьянов В.В. Пандемия и система ограничительных мер как фактор травматизации социального здоровья населения / В.В. Касьянов, Н.Х. Гафиатулина, И.М. Вакула // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1.

17. Нестик Т.А. Влияние пандемии covid-19 на общество: социально-психологический анализ / Т.А. Нестик // Институт психологии российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. № 2. С. 47-83.

18. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova [et al.] // Revista Inclusiones. 2019. Т. 6. № 2. P. 296-305.

19. Вакула И.М. Современные вызовы социализации молодежи в контексте национальной безопасности / И.М. Вакула, Д.С. Загутин. М. : Ру-сайнс, 2018.

20. Попов М.Ю. Пандемия коронавируса: риски, угрозы и перспективы выхода из кризиса / М.Ю. Попов, С.Н. Есауленко // Национальное здоровье. 2020. № 3.

13. Sheremet A.N. Pandemic of inequality. Socioeconomic aspects and consequences of COVID-19 / A.N. Sheremet // Medicine. Sociology. Philosophy. Applied research. 2020. № 4. Р. 136-141.

14. Maksimov S.V. Competition Implications of the COVID-19 Pandemic - Key Findings Ahead / S.V. Maksimov // Russian Competition Law and Economics. 2020. № 2(22). Р. 4-5.

15. Kasyanov V.V. Features and problems of social behavior in the conditions of the regime of self-isolation of the Russian population / V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, S.I. Samygin // Humanitarian of the South of Russia. 2020. № 2. Р. 51-63.

16. Kasyanov V.V. Pandemic and the system of restrictive measures as a factor of traumatizing social health of the population / V.V. Kasyanov, N.Kh. Gafiatulina, I.M. Vakula // State and municipal management. Scholarly notes. 2021. № 1.

17. Nestik T.A. The impact of the covid-19 pandemic on society: a socio-psychological analysis / T.A. Nestik // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and economic psychology. 2020. № 2. Р. 47-83.

18. Shakhbanova M.M. The role of trust in the formation of ethnic tolerance and social health in the modern Russian society / M.M. Shakhbanova [et al.] // Revista Inclusiones. 2019. T 6. № 2. P. 296-305.

19. Vakula I.M. Modern challenges of youth socialization in the context of national security / I.M. Vakula, D.S. Zagutin. M. : Rusines, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Popov M.Y. Pandemic Coronavirus: Risks, Th reats and Prospects of a Crisis / M.Y. Popov, S.N. Yesaulenko // National Health. 2020. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.