В. А. Плотников1
ПАНДЕМИЯ COVID-19, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И ЦИФРОВИЗАЦИЯ2
Пандемия Covid-19 кардинально изменила многие социально-экономические процессы на международном, национальном и территориальном уровнях и оказала существенное влияние на российский потребительский рынок, механизмы его развития и функционирования. На потребительский рынок повлияла не только собственно пандемия, но и вызванные ею регулятор-ные ограничения. Рассмотрены факторы этого влияния, формирование новых рыночных тенденций, связанных прежде всего с опережающим развитием инструментов цифрового (онлайн) взаимодействия на потребительском рынке. Излагается сущность этих тенденций, формулируются рекомендации по их учёту в экономической политике и практике менеджмента.
Ключевые слова: пандемия Covid-19, потребительский рынок, социально-экономическое развитие, цифровизация экономики.
DOI: 10.37930/1990-9780-2021-3-69-92-104 УДК 330.352
Введение
Пандемия новой коронавирусной инфекции Covid-19 стала самым заметным экономическим и социально-политическим событием 2020 г. [1 - 4 и др.]. Эта пандемия далека от завершения, поэтому говорить о «постпандемийных» реалиях и о том, какими станут общество и экономика после пандемии, сегодня можно лишь с большой долей условности.
В этой связи, например, включение в деловую программу ПМЭФ-2021 сессии «Потребительский рынок после пандемии: что не убивает, делает нас сильнее»3, на наш взгляд, выглядит преждевременным (в дальнейшем для краткости будем исполь-
1 Владимир Александрович Плотников, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета (191023, РФ, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21), д-р экон. наук, профессор, e-mail: [email protected].
2 При подготовке статьи использовались материалы Петербургского международного экономического форума - 2021 «Потребительский рынок после пандемии: что не убивает, делает нас сильнее», где автор выступал экспертом на указанной сессии, в связи с чем ряд обобщающих положений, приводимых в статье, включены в текст авторского экспертного заключения, подготовленного по заказу Фонда Росконгресс - основного организатора ПМЭФ-2021.
3 Потребительский рынок после пандемии: что не убивает, делает нас сильнее. Режим доступа: https://forumspb.eom/programme/business-programme/91406/#broadcast (дата обращения: 13.06.2021).
зовать оборот «сессия «Потребительский рынок...»»). Справедливо говорить не о развитии «после» пандемии, а о трансформации трендов развития потребительского рынка «под влиянием» пандемии.
Наше суждение основано на том, что динамика заболеваемости и смертности от новой коронавирусной инфекции Covid-19, несмотря на некоторые положительные тенденции, по-прежнему угрожающая. Ряд зарубежных стран пережили уже три волны этого заболевания (рис. 1 и 2), Россия, судя по публикуемой статистике, также стоит на пороге третьей волны (рис. 3).
О степени серьёзности ситуации можно судить по появлению Указа мэра Москвы от 12 июня 2021 года № 29-УМ «О внесении изменений в указ мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ», согласно которому на территории Москвы с 13 июня 2021 г. вновь вводится ряд ограничений, направленных на сокращение контактов людей (перевод работников на дистанционный режим работы, приостановка оказания гражданам услуг общественного питания в фудкортах, посещения детских игровых комнат и зоопарков, оказания услуг общественного питания (в ночное время), работы ночных клубов и т. д.).
Рис. 1. Динамика выявленных новых случаев инфицирования Covid-19 в мире, чел. (источник: Университет Джона Хопкинса, https://ourworldindata.org/ coronavirus-data) (дата обращения: 13.06.2021)
Ужесточение антиковидных ограничительных мер произошло или было анонсировано и в ряде других субъектов Федерации. Это означает, что о победе над новой коронавирусной инфекцией Covid-19 говорить пока рано, можно говорить лишь о тактических, временных успехах в этом вопросе. Нам предстоит в течение среднесрочного периода жить в условиях перманентной угрозы обострения пандемии, что существенно изменяет условия функционирования и развития социально-экономической системы в целом и её частных подсистем (домохозяйств, предприятий, отраслей и др.).
Wbdd
Jan 22, 2020 Apr 30, 2020 Aug 8, 2020 Nov 16, 2020 Feb 24, 2021 Jun 12, 2021 Рис. 2. Динамика смертности от Covid-19 в мире, чел. (источник: Университет Джона Хопкинса, https://ourworldindata.org/coronavirus-data) (дата обращения: 13.06.2021)
30000'
25000'
20000'
15000'
10000'
5000'
Рис. 3. Динамика выявленных новых случаев инфицирования Covid-19 в России, чел. (источник: «КоммерсантЪ», https://www.kommersant.ru/doc/4314405)
(дата обращения: 13.06.2021)
Механизмы воздействия пандемии Covid-19 на потребительский рынок
Говоря о влиянии пандемии Covid-19 на потребительский рынок, в первую очередь укажем на неоднозначность трактовки самой категории «потребительский рынок» на практике. Это обусловлено его существенной сегментированностью по типам реализуемых товаров и услуг. Действительно, с позиций экономической науки (см., например: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ dic_economic_law/11367/ПОТРЕБИТЕЛЬ-СКИИ) «потребительским» следует называть рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи конечных благ, т. е. товаров и услуг, используемых для удовлетворения личных (индивидуальных и групповых) потребностей людей.
Реализуемые на этом рынке товары и услуги не используются в дальнейших производственных цепочках, а если и подвержены какому-то преобразованию, то это происходит в нерыночном секторе (внутри домохозяйств). Примером такого рода преобразования может служить приготовление готовых блюд из сырых продуктов питания, приобретённых в розничном магазине. В большинстве же случаев приобретённые товары и услуги потребляются без последующих технологических преобразований, после чего выводятся из экономического оборота (очевидным примером является потребление готовой пищи, заказанной в ресторане, или ношение готовой одежды, купленной в магазине).
В современной экономике номенклатура конечных благ весьма обширна: продовольствие, одежда и обувь, легковые автомобили, жилые дома и помещения, бытовая техника, смартфоны, туристические, образовательные, медицинские, транспортные и многие другие услуги и т. д. Такое многообразие приводит к тому, что способы организации и методы взаимодействия продавцов и покупателей на потребительском рынке в целом весьма дифференцированны, а тенденции развития потребительского рынка многовекторны и слабоунифицируемы. Поэтому для их выявления необходим комплексный анализ, в том числе с применением экспертных методов.
Именно к такому приему прибегли организаторы дискуссии на ПМЭФ-2021, пригласив для участия в сессии «Потребительский рынок...» представителей различных бизнесов, представленных на разных продуктовых сегментах потребительского рынка (продукты питания, детские товары и игрушки, одежда, обувь, товары для ухода и др., финансовые услуги, товары для гигиены и др.), а также профильного федерального органа исполнительной власти - Минпромторга России (см. таблицу).
Состав участников сессии «Потребительский рынок...» ПМЭФ-2021*
Эксперт Должность Организация
Макс Сэддон (модератор) Корреспондент в России Financial Times
Юрий Алашеев Член совета директоров ВкусВилл
Мария Гордон Старший независимый директор ПАО «Полюс»
Старший независимый директор АК «АЛРОСА»
Председатель совета директоров, независимый директор ПАО «Детский мир»
Независимый директор ПАО «Московская Биржа»
Виктор Евтухов Статс-секретарь - заместитель министра Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Анна Михина Вице-президент, руководитель управления развития сервисов экосистемы АО «Тинькофф Банк»
Окончание таблицы
Эксперт Должность Организация
Игорь Радакович Генеральный директор Reckitt Benckiser Healthcare в России, на Украине и в странах СНГ
Георгий Соловьев Генеральный директор, сооснователь Skyeng
Игорь Шехтерман Главный исполнительный директор, председатель, член правления X5 Retail Group N.V
Даниил Шулейко Директор бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам Яндекс
Александр Шульгин Генеральный директор Ozon
* Составлено автором по материалам Программы ПМЭФ-2021.
Анализ дискуссии, развернувшейся на упомянутой сессии и других аналогичных мероприятиях, а также литературных источников, экспертных мнений, представленных в деловых СМИ; разработок информационно-аналитических агентств и центров; официальных публикаций органов власти4 [5-9] показал, что пандемия Covid-19 существенно преобразила потребительский рынок, по-разному повлияв на его отдельные сегменты.
Подчеркнём, что основным влияющим фактором послужила не собственно пандемия коронавируса (её влияние весьма незначительно), а ограничительные действия федеральных и региональных властей, направленные на сдерживание распространения этого инфекционного заболевания:
• прямые запреты некоторых видов деятельности на потребительском рынке (например, работы компаний общественного питания в фудкортах торговых и торгово-раз-влекательных центров, а в ряде случаев закрытие и самих этих центров; запрет на допуск зрителей на трибуны стадионов при проведении спортивных соревнований или отмена самих соревнований, как произошло с Олимпийскими играми, которые должны были пройти в Токио в 2020 г., и др.);
• введение дополнительных требований к процедурам сделок на потребительском рынке (например, «шахматная» рассадка при проведении массовых зрелищных мероприятий, что задаёт ограничения на их посещаемость; обязательная периодическая обработка антисептическими средствами поверхностей в торговых залах розничных магазинов; требование нанесения специальной разметки в помещениях, где реализуются потребительские товары и оказываются услуги, для ориентирования клиентов относительно социального дистанцирования и др.);
• ограничения на привлечение персонала (квотирование присутствия работников на рабочих местах, ограничение на привлечение работников-мигрантов, запреты на использование труда работников из групп риска - в возрасте 65+, имеющих хронические заболевания и т. д.), что снизило производственные возможности компаний, рабо-
4 Пандемия приучила экономить. Потребительский рынок в Татарстане пока не может восстановиться. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4801161 (дата обращения: 23.06.2021); Потребительский рынок России: итоги 2020 года, перспективы на 2021 год: ежегодный доклад / Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Совет ТИП РФ по развитию потребительского рынка. М., 2021. 57 с.
тающих на потребительском рынке и привело в ряде случаев к ухудшению их финансовых и экономических показателей, срыву реализации инициированных проектов;
• установление ограничений на мобильность потребителей товаров и услуг («комендантский час», введение системы разрешений на перемещение в рамках населённого пункта, временная приостановка транспортного сообщения как внутри, так и межпоселенческого, а также трансграничного), что привело к принудительной локализации потребительских рынков и территориальному перераспределению покупательской активности.
Помимо прямых каналов воздействия пандемического шока на потребительский рынок можно выделить и ряд косвенных влияний:
• активизация информационно-пропагандистской компании, проводимой государственными и муниципальными органами в целях формирования у населения моделей поведения, сдерживающих распространение новой коронавирусной инфекции Covid-19, привела к тому, что часть населения, испытывающая тревогу относительно жизни и здоровья своего и своих близких, резко сократила социальные контакты, перешла в режим добровольной самоизоляции (разной степени строгости), следствием чего стало сокращение спроса на потребительские товары и услуги, изменение его структуры, в том числе среднесрочное.
Существенность сокращения спроса можно проиллюстрировать официальными данными Росстата5. Так, оборот розничной торговли в апреле 2020 г. снизился относительно марта 2020 г. на 28,1 %, а относительно апреля 2019 г. - на 22,0 %. По показателю «объём платных услуг населению» падение еще значительнее - 33,6 и 38,2 % соответственно. То есть в начальной стадии введения антиковидных ограничений наблюдалось существенное падение спроса в режимах «год к году» и «месяц к месяцу». На этом фоне наблюдаемый в 2021 г. рост рассматриваемых показателей - это в большей степени «посткризисный отскок», чем органический рост рынка. Оборот розничной торговли в апреле 2021 г. относительно апреля 2020 г. вырос на 34,7 % (относительно предыдущего месяца рост составил лишь 0,3 %), а объём платных услуг населению - на 52,1% (относительно марта 2021 г. произошло снижение на 2,2 %);
• из-за пандемии и вызванных ею последствий, а также вследствие мер по противодействию распространению Covid-19 произошло снижение реальных располагаемых денежных доходов населения. По официальным данным Росстата (см.: https:// rosstat.gov.ru/folder/13397, дата обращения: 13.06.2021), поквартальная динамика этого показателя (по отношению к аналогичному периоду предшествующего года) такова: I квартал 2020 г. (пандемия еще не успела оказать существенного влияния на экономику Российской Федерации) - 101,3 %; II квартал - 92,5 %; III квартал - 95,0 %; IV квартал - 99,1 %; I квартал 2021 г. - 96,4 %. Отсюда видно, что восстановления доходов не произошло до настоящего времени.
В целом за 2020 г. реальные располагаемые денежные доходы населения сократились относительно 2019 г. на 3,0 %. Кроме того, выросла безработица (рис. 4). Динамика численности безработных за последние полтора года указывает на наличие пика незанятости в период активного противодействия властей распространению Covid-19 в 2020 г. Утрата и/или снижение доходов, а также неуверенность относительно доходов и занятости в ближайшей перспективе привели к тому, что, по данным, приведённым
5 Социально-экономическое положение России: январь-апрель 2021 года / Росстат. М., 2021. 410 с.
4800,0 4600,0 4400,0 4200,0 4000,0 3800,0 3600,0
3400,0'
*
•
«—» ---
чТ п^ Л ¿У ¿V L& ГчТ чТПТ rvT
& ^ SV
Рис. 4. Численность безработных в РФ в возрасте 15 лет и старше в среднем за три месяца (построено автором по данным Росстата, https:// rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 13.06.2021)
на сессии «Потребительский рынок...», около 70 % россиян в период пандемии стали экономить;
• введение в конце марта 2020 г. Президентом РФ первого пакета антиковидных ограничений, а также нагнетание тревожных ожиданий в СМИ путём демонстрации и обсуждения сюжетов относительно потребительского ажиотажа, сопровождаемого ростом цен и дефицитом товаров в ряде зарубежных стран, где начался стремительный рост заболеваемости Covid-19, привели к вспышке ажиотажного спроса на российском потребительском рынке в этот период.
Например, по оценке Игоря Шехтермана, главного исполнительного директора, председателя, члена правления X5 Retail Group N. V., данной на сессии «Потребительский рынок.», в управляемой им розничной торговой сети в марте 2020 г. продажи социально значимых товаров (круп, консервов и пр.) выросли в 30 раз относительно средних значений. Аналогичные оценки дает Минпромторг России, по данным которого «для продуктовых сетей испытанием стал ажиотажный спрос . на пике продажи «бакалеи» увеличились в 3,5 раза, мяса и консервов - в 2,5 раза» (цит. по: https://www. kommersant.ru/doc/4565257, дата обращения: l3.06.2021). Это означает, что в домах у россиян созданы значительные запасы указанных товаров, что в условиях стагнации реальных располагаемых доходов неизбежно приведет к снижению спроса на эти товары в среднесрочной перспективе.
Изменение государственного регулирования в условиях пандемии
Рассмотренные выше факторы существенно изменили ситуацию на потребительском рынке: ряд компаний - операторов этого рынка - прекратили свою деятельность. Например, по оценке министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, в России после введения властями ограничений из-за пандемии коронавируса Covid-19 «до 20 % кафе и ресторанов не пережили ограничений и закрылись» (цит. по: https://www.kommersant.ru/doc/4565257, дата обращения: 13.06.2021).
Те компании, которые продолжили свою деятельность, были вынуждены серьёзно перестроить бизнес-модели. В частности, интернет-торговля с марта по ноябрь 2020 г. выросла в 2-3 раза по сравнению с 2019 г., но «это не дополнительный спрос, а его смещение от малой офлайн-розницы в сторону онлайна и супермаркетов» [там же].
Отметим важность роли государства в сохранении и развитии бизнеса на потребительском рынке. Значимость этого рынка велика как с социальных, так и с экономических позиций. Очевидно, что невозможность населения удовлетворить свои потребности путём приобретения тех или иных товаров или услуг является фактором социального недовольства и может при определённых условиях приводить к социально-политической нестабильности [10].
С экономической точки зрения потребительские расходы населения в современной экономике - ключевой фактор её развития. Доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП РФ по годам, %: 2011 г. - 54,3; 2012 г. - 56,2; 2013 г. -58,1; 2014 г. - 58,8; 2015 г. - 54,3; 2016 г. - 52,8; 2017 г. - 53,8; 2018 г. - 54,6; 2019 г. - 55,2; 2020 г. - 52,0 (рассчитано нами по данным Росстата, https://rosstat.gov.ru/accounts (дата обращения: 13.06.2021). В среднем за последнее десятилетие в структуре российского ВВП, исчисленного по расходам, на долю конечного потребления домохозяйств приходится 55,0 %. Это означает, что даже относительно незначительные подвижки на потребительском рынке способны существенно изменить динамику экономического роста в России. А это прямо отразится на решении стратегических задач развития Российской Федерации.
То есть, при регулировании потребительского рынка даже в сложных условиях пандемии государственные органы должны ориентироваться на достижение баланса интересов всех заинтересованных сторон: предпринимательского сообщества, населения, а также собственно государства. К сожалению, анализ действий властей, особенно на начальном этапе развития пандемии Covid-19, указывает на их противоречивость и зачастую бессистемность. Согласимся с мнением Бориса Титова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, отражённом в его докладе 2020 г., о том, что властям надо «применять эффективные, а не избыточные [курсив наш - В. А.] санэпидтребования» [11].
Это относится в целом к организации взаимодействия власти и бизнеса, а не только в период пандемий или иных чрезвычайных обстоятельств. Справедливости ради отметим, что проблема неэффективного антипандемического сверхрегулирования не является исключительно российским феноменом. Власти многих стран мира оказались не готовы к принятию эффективных мер противодействия распространению Covid-19 и прибегли к широкому спектру прежде всего запретительных, но не стимулирующих мер.
Например, проведенное Спиросом Ниависом с соавторами на эмпирических материалах нескольких десятков стран исследование [12] показало, что вводившиеся в разных странах мира штрафы за нарушение антиковидных ограничений не были основаны на разумных экономических соображениях и были существенно завышены относительно оптимальных размеров, отражающих реальные социальные издержки несоблюдения мер изоляции.
Трансформация бизнеса на потребительском рынке
Проведённый нами анализ позволяет утверждать, что основные изменения на потребительском рынке, триггером для ускоренного внедрения которых стала пандемия Covid-19, связаны со сменой форм взаимодействия продавца и покупателя путём
перевода этого взаимодействия целиком или полностью в дистанционную электронную (цифровую) форму. При этом онлайн-продажи (и шире - онлайн-взаимодей-ствие) способны заместить традиционные модели взаимоотношений продавцов и покупателей на потребительском рынке лишь частично. Это - весьма важный момент, который у некоторых прогрессистски настроенных экспертов может не встретить понимания.
На чем базируется наше суждение? Во-первых, на комплексном понимании существа процедур взаимодействия продавца и покупателя, в ходе которого не только выполняются технические по своей сути операции, связанные с заключением и исполнением сделки купли-продажи. Это взаимодействие имеет также эмоциональный, социально-психологический компонент, от наполненности которого во многом зависят субъективное ощущение и оценка потребителем ценности своего приобретения. Природа некоторых продуктов, реализуемых на потребительском рынке, такова, что без межличностного общения они превращаются в эрзац-продукты и теряют свою ценность.
Например, посещение стадиона или театра - это не только получение информации и эмоций от наблюдения за соревнованиями или просмотра спектакля, но и возможность общения с другими зрителями, сопереживания и соучастия событиям, проходящим на газоне или сцене; в конце концов - для некоторых театралов важная роль в посещении театра отводится буфету и погружению в его специфическую атмосферу. Во-вторых, по нашему мнению, налицо организационно-техническая и социокультурная неготовность субъектов рынка к полному переходу в онлайн.
Потребительская аудитория существенно различается по возрасту, опыту, наличию и умению пользоваться гаджетами и др., а продавцы не всегда имеют в наличии необходимый контент, не сформировали коллективы работников для его создания и актуализации. Кроме того, в случае продажи большинства потребительских товаров их физическая, вещная форма требует наличия развитой логистики «последней мили», которая подразумевает создание соответствующей физической инфраструктуры, ориентированной на оффлайн-взаимодействие [13].
То есть, трендом развития потребительского рынка ближайшего времени станет развитие омниканальности механизмов взаимодействия с постепенным увеличением доли онлайн-продаж, которые будут в тех или иных пропорциях замещать традиционные сделки. Каковы пропорции такого рода сбалансированного развития форматов торговли? Ответ на этот вопрос пока что отсутствует, он «рождается» в практике текущего рыночного взаимодействия.
Ещё одной тенденцией, по нашему мнению, станет дальнейшее развитие он-лайн-агрегаторов, действующих на потребительском рынке. Как отметил на сессии «Потребительский рынок...» генеральный директор Ozon Александр Шульгин, бизнес агрегаторов становится всё более сложным и капиталоёмким (плановые инвестиции, например Ozon, в развитие инфраструктуры на 2021 г. оцениваются в 20...25 млрд рублей), так как он ориентирован на создание не только электронной, информационно-коммуникационной инфраструктуры, но и инфраструктуры физической. Например, Ozon приобрел и интегрировал в свою корпоративную структуру и информационно-коммуникационную инфраструктуру банк в расчёте на упрощение взаиморасчётов и платежей клиентов агрегатора.
По сути агрегаторы являются посредниками между поставщиками потребительских товаров и услуг и населением. В этой связи, чтобы выжить на рынке, который теряет свою маржинальность (мы указывали выше на снижение доходов населения,
в связи с чем потребление становится более экономным и взвешенным), цифровой агрегатор должен предложить и поставщикам, и покупателям дополнительную ценность: удобство взаимодействия, оперативность решения возникающих вопросов, «сквозная прозрачность» процедур, наличие возможностей развития для поставщиков, широкого ассортимента для покупателей и т. д.
Эта дополнительная ценность проистекает из умения грамотно управлять информационно-коммуникационной инфраструктурой и своевременно улучшать её. К агрегации и омниканальности тяготеют и традиционные компании ритейла. Речь идет о построении потребительских экосистем, позволяющих не только удовлетворить разнообразные потребности розничных клиентов, но и помочь последним с их выявлением и поиском альтернативных способов удовлетворения (приведём пример такого рода альтернативности: заказ готовой еды в ресторане и её доставка - посещение кулинарного онлайн-семинара с последующим приобретением комплекта продуктов для приготовления конкретного набора блюд - онлайн-покупка продовольственных товаров широкого ассортимента).
В то же время сохраняется значимость традиционных форматов торговли, в том числе малых, с ограниченным и понятным ассортиментом. Посещение таких небольших магазинов позволяет не только совершить покупки быстро, но и получить опыт социального взаимодействия, важность которого убедительно показала пандемия.
Заключение
Таким образом, пандемический шок вызвал серьёзные структурные изменения на потребительском рынке, инициировал трансформацию как самого рынка, так и основных его участников, которые меняют свои бизнес-модели, опираясь на своё видение дальнейших изменений. Основным драйвером этих изменений стала цифровизация как внутренних процессов компаний, так и процедур их взаимодействия с покупателями, потенциальными клиентами и между собой - в рамках цепочек совместного создания ценности, в том числе формируемых в рамках цифровых экосистем.
Ожидать полного перевода продаж в онлайн не следует, модели взаимодействия продавцов и покупателей будут омниканальными, причём число этих каналов и механизмы их сочетания будут усложняться, что потребует новых, более современных цифровых сервисов. Все эти аспекты должны учитывать не только игроки рынка, но и власти, чтобы создать благоприятную институциональную среду для сбалансированного и эффективного социально-экономического развития в новых условиях.
Список литературы
1. Бодрунов, С. Д. Глобальные риски в пространстве пандемии: практика подтверждает теорию ноономики / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. - 2020. - № 2 (64). -С. 4-14.
2. Вертакова, Ю. В. Реализация антикризисных мер для населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса СОУГО-19 / Ю. В. Вертакова, Т. В. Феоктистова // Экономика и управление. - 2020. - Т. 26, № 5 (175). - С. 444-454.
3. Максимцев, И. А. Мировая экономика после шока первого полугодия 2020 года: старые проблемы в новых условиях / И. А. Максимцев, Н. М. Межевич // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - № 3 (123). - С. 22-27.
4. Плотников, В. А. Пандемия COVID-19 и поведение россиян: некоторые наблюдения /
B. А. Плотников // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. -2020. - № 2 (44). - С. 19-23.
5. Бахова, А. П. Потребительский рынок регионов на фоне пандемии COVID-19 / А. П. Бахова, Л. Т. Тлехурай-Берзегова, Е. А. Бюллер, З. А. Водождокова // The Scientific Heritage. - 2020. - № 52-3 (52). - С. 42-44.
6. Горгодзе, Т. Е. Эпоха новой еды, или как COVID-19 повлиял на рынок продуктов питания и потребительские предпочтения / Т. Е. Горгодзе, А. В. Дектярева // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвуз. сб. науч. тр. - 2020. - № 2. - С. 51-58.
7. Кослоу, Л. Как меняется потребительский рынок в связи с пандемией коронавируса COVID-19 / Л. Кослоу, Дж. Ли, А. Бхарадвадж, К. Сангхи, Н. Джайн // Вып. 4: Бой в темноте. Режим доступа: https://media-publications.bcg.com/COVID-19-Consumer-Sentiment-Snapshot-4-RUS.pdf (дата обращения: 23.06.2021).
8. Смирнов, С. Н. Влияние пандемии COVID-19 на потребительский рынок России: статистический анализ / С. Н. Смирнов // Социальные новации и социальные науки. - 2020. -№ 2 (2). - С. 149-159.
9. Халилов, Д. Российский рынок потребительских товаров: реальность после COVID-19. Режим доступа: https://www.ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/russian-consumer-products-sector-after-covid-19 (дата обращения: 23.06.2021).
10. Plotnikov V., Nikitin Y., Maramygin M., Ilyasov R. National food security under institutional challenges (Russian experience) // International Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 41 (1/2). P. 139-153. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0074
11. COVID-19: последствия для бизнеса и экономики: приложение к докладу Президенту Российской Федерации / Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б. Титов. - М., 2020. - 32 с.
12. Niavis S., Kallioras D., Vlontzos G., DuquenneM.-N. COVID-19 Pandemic and Lockdown Fine Optimality // Economies. 2021. Vol. 9. P. 36. https://doi.org/10.3390/economies9010036
13. Курбанов, А. Х. Оценка перспектив развития логистики в условиях цифровизации экономики и трансформации социальной сферы / А. Х. Курбанов, В. А. Плотников // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2020. - № 3 (123). -
C.94-101.
References
1. Bodrunov S. D. (2020). Global'nyye riski v prostranstve pandemii: praktika podtverzhdayet teoriyu noonomiki [Global Risks in the Scope of a Pandemic: Practice Confirms the Theory of Noonomy] // Economic Revival of Russia, 2 (64). pp. 4-14.
2. Vertakova Yu. V., Feoktistova T. V. (2020). Realizatsiya antikrizisnykh mer dlya naseleniya i biznesa v usloviyakh pandemii koronavirusa COVID-19 [Implementation of Anti-crisis Measures for the Population and Business in the Context of the COVID-19 Coronavirus Pandemic] // Economy and Management, 26 (5). pp. 444-454.
3. Maksimtsev I. A., Mezhevich N. M. (2020). Pandemiya COVID-19 i povedeniye rossiyan: nekotoryye nablyudeniya [The World Economy after the Shock of the First Half of2020: Old Problems in New Conditions] // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, 3 (123). pp. 22-27.
4. Plotnikov V. A. (2020). Pandemiya COVID-19 i povedeniye rossiyan: nekotoryye nablyudeniya [The COVID-19 Pandemic and the Behavior of Russians: Some Observations] // Theory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies, 2 (44). pp. 19-23.
5. Bakhova A. P., Tlekhurai-Berzegova L.T ., Buller E. A., Vodozhdokova Z. A. (2020). Potrebitel'skiy rynok regionov na fone pandemii COVID-19 [The Consumer Market of the Regions amid the COVID-19 Pandemic] // The Scientific Heritage, 52-3. pp. 42-44.
6. Gorgodze T. E., Dektyareva A. V. (2020). Epokha novoy yedy, ili kak COVID-19 povliyal na rynok produktov pitaniya i potrebitel'skiye predpochteniya [The Era of New Food, or How COVID-19 Influenced the Food Market and Consumer Preferences] // Problems of Improving the Organization of Production and Management of Industrial Enterprises: Interuniversity Collection of Scientific Papers, 2. pp. 51-58.
7. Koslow L., Lee J., Bharadwaj A., Sanghi K., Jain N. (2021). Kak menyayetsya potrebitel'skiy rynok v svyazi s pandemiyey koronavirusa COVID-19 [How the Consumer Market is Changing in Connection with the COVID-19 Coronavirus Pandemic] // Issue 4: Fight in the Dark. URL: https:// media-publications.bcg.com/COVID-19-Consumer-Sentiment-Snapshot-4-RUS.pdf (date of access 06/23/2021).
8. Smirnov S. N. (2020). Vliyaniye pandemii COVID-19 na potrebitel'skiy rynok Rossii: statisticheskiy analiz [Impact of the COVID-19 Pandemic on the Russian Consumer Market: Statistical Analysis // Social Innovations and Social Sciences, 2 (2). pp. 149-159.
9. Khalilov D. (2021). Rossiyskiy rynok potrebitel'skikh tovarov: real'nost' posle COVID-19 [Russian Consumer Goods Market: Reality after COVID-19]. [Electronic resource]. URL: https:// www.ey.com/ru_ru/consumer-products-retail/russian-consumer-products-sector-after-covid-19 (date of access 06/23/2021).
10. Plotnikov V., Nikitin Y., Maramygin M., Ilyasov R. National food security under institutional challenges (Russian experience) // International Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 41 (1/2). P. 139-153. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0074
11. COVID-19: Implications for Business and Economy: An Annex to the Annual Performance Report to the President of the Russian Federation. / Presidential Commissioner for Entrepreneurs' Rights B. Titov - M., 2020. - 32 p.
12. Niavis S., Kallioras D., Vlontzos G., Duquenne M.-N. COVID-19 Pandemic and Lockdown Fine Optimality // Economies. 2021. Vol. 9.P. 36.https: //doi.org/10.3390/economies9010036
13. Kurbanov A. Kh., Plotnikov V. A. (2020). Otsenka perspektiv razvitiya logistiki v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki i transformatsii sotsial'noy sfery [Assessment of the prospects for the development of logistics in the context of digitalization of the economy and transformation of the social sphere] // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics, 3 (123). pp. 94-101.
V. A. Plotnikov.6 The Covid-19 pandemic, consumer market and digitalization. The Covid-19 pandemic, which has been unfolding in the world since 2020, has radically changed many socio-economic processes at the international, national and territorial levels. The pandemic, among other things,
6 Vladimir A. Plotnikov, Professor in the General Economic Theory and History of Economic Science Department, St. Petersburg State University of Economics (21 Sadovaya ul., St. Petersburg, 191023, Russia), Doctor of Economics, Professor, e-mail: [email protected].
had a significant impact on the Russian consumer market, its development and functioning mechanisms. At the same time, the consumer market was influenced not only by the pandemic itself, but also by the regulatory restrictions it caused. The factors of this influence are discussed in the article. As a result, we are witnessing the formation of a number of new market trends associated, first of all, with the advanced development of digital (online) interaction tools in the consumer market. The author focuses on the essence of these trends, gives recommendations for taking them into account in economic policy and management practice.
Keywords: Covid-19 pandemic, consumer market, socio-economic development, digitalization of the economy.