Научная статья на тему 'Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования'

Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2444
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНАРАБСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / БЛИЖНИЙВОСТОК И СЕВЕРНАЯ АФРИКА / АГАДИРСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ССАГПЗ / ПАФТА / PAN-ARAB FREE TRADE AREA / ECONOMIC INTEGRATION / MIDDLE EAST / NORTH AFRICA / GULF COOPERATION COUNCIL / AGADIR AGREEMENT / PAFTA / GCC

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ломакин Николай Николаевич

Данная статья посвящена проблеме интеграционных процессов на Ближнем Востоке и Северной Африке, региону, который считается наименее интегрированным в мире вследствие объективных экономических и политических причин. Тем не менее, в регионе есть известные интеграционные объединения, среди которых выделяется Панарабская зона свободной торговли. Она сформирована в составе 18 стран, входящих в Лигу арабских государств. С 2005 г. зона свободной торговли функционирует в рамках беспошлинного торгового режима, т.е. в формате классической зоны свободной торговли. С учетом этого эффект создания торговли несущественный, но сказался на росте взаимной торговли и повышении инвестиционной привлекательности стран-участниц. Вместе с тем, уровень интегрированности стран сохраняется невысоким и доля взаимной торговли в совокупном товарообороте составляет 8,5%. Для увеличения такого эффекта следует распространить нормы либерализации на нетарифные ограничения, а также либерализовать движение услуг и инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pan-Arab free trade area: goals, directions and results of formation

This article deals with the problem of integration processes in the Middle East and North Africa, which is considered the least integrated region in the world due to the objective economic and political reasons. Nevertheless, there are well known integration associations in the region,among which is the Pan-Arab Free Trade Area (PAFTA). It is formed of 18 countries of the Arab League. Since 2005, a free trade zone operates within the duty-free trade regime, i.e. in the form of a classical free trade zone. Taking this into account, the effect of creating the area is not substantial,but it promotes bilateral trade and increases investment attractiveness of the participating countries. However, the level of integration of the countries is still low and the share of mutual trade in total trade is 8.5%. Improvement could be achieved by applying the rules of liberalization to non-tariff barriers and by promoting services and investment liberalization.

Текст научной работы на тему «Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования»

Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ТЕН- Н.Н. Ломакин ДЕНЦИЙ В РЕГИОНЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ

Интеграционные тенденции начались на Ближнем Востоке и в Северной Африке в конце 1950-х - начале 1960-х гг., но реальных результатов не было достигнуто. В 1981 г. была создана первая удк 339.924 субрегиональная интеграционная группировка - Совет сотрудни- ББК 65.7 чества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Gulf Л-740 Cooperation Council, GCC) в составе 6 арабских стран - Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии. Его целями стали содействие взаимному сотрудничеству и интеграции в экономической, социальной и культурной сферах, во внешней политике и в области безопасности. Соглашение явилось самым успешным документом по торговой либерализации, свободному перемещению капитала и лиц1.

В 1989 г. состоялось подписание Марракешского соглашения о Союзе арабских стран Магриба (Arab Maghreb Union, AMU) в составе Алжира, Ливии, Марокко, Мавритании и Туниса. Его стратегическая цель - координация экономической политики стран и формирование таможенного союза. Одновременно начался процесс подписания двусторонних торговых соглашений о зоне свободной торговли, в том числе во взаимных рамках.

В целом, несмотря на неоднократные попытки активизации региональных экономических связей и инициации интеграционных тенденций в период 1950-1980-х гг. усилия оказались неудачными. Объективные предпосылки для этого стали складываться лишь в 1990-е гг. Сказались такие причины, как: различия экономических и политических систем стран-членов соглашений; невысокий уровень развития инфраструктуры; отсутствие мер по координации отношений с частнопредпринимательским сектором; отсутствие временных рамок либерализации; половинчатый характер соглашений; коррупция и высокие административные формальности; политическая нестабильность в регионе.

1 Более подробно см. Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. Эволюция экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. / Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - №6. - С.87-102.

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

115 Q

В 1997 г. Экономический и социальный совет Лиги арабских государств (ЛАГ) утвердил схему многосторонней торговой либерализации под названием Панараб-ской зоны свободной торговли (ПАФТА). В ней участвует 18 стран, которые с начала 2005 г. отменили таможенные пошлины во взаимной торговле и сформировали зону свободной торговли.

В 2004 г. было подписано Агадирское соглашение, которое в силе с 2006 г. В него входят Египет, Иордания, Марокко и Тунис. Соглашение поддерживается Европейским Союзом в целях формирования Евро-Средиземноморской зоны свободной торговли и как первого этапа Евро-Средиземноморского партнерства (Евро-Мед).

В последние 15 лет в регионе наблюдается активный процесс подписания новых интеграционных соглашений главным образом на двустороннем уровне. На двустороннем уровне действуют соглашения о зоне свободной торговли с ЕС2, США3, ЕАСТ4, Сингапуром5, Турцией6. Эти соглашения включают различные схемы тарифной либерализации, имеют разный охват товарных позиций, разные сроки достижения поставленных целей, отличные правила происхождения товара, различные таможенные процедуры и прочие нормы'.

Страны Ближнего Востока сталкиваются с серьезными экономическими проблемами и необходимостью реформирования национальной экономической политики. Интеграция содействует решению этих проблем на основе укрепления стимулов для экономического роста, диверсификации структуры экономики и повышения занятости, стимулирует расширение рынков, рост конкурентоспособности, увеличение инвестиций и перемещение факторов, т.е. в целом оказывает позитивный эффект.

Вместе с тем, регион Ближнего Востока и Северной Африки остается наименее интегрированным регионом мира. Если во взаимной торговле товарами достигнут немалый прогресс, то в торговле услугами и инвестициях этого нет. На саммите министров экономики Лиги арабских государств (2012 г.) решено разработать соглашение по либерализации взаимной торговли услугами, прежде всего, транс-

2 Такие соглашения с ЕС подписали Тунис (1998 г.), Марокко (2000 г.), Иордания (2002 г.), Египет (2004 г.), Алжир (2005 г.) и Ливан (2006 г.).

3 Подписали соглашения с США Иордания (2001 г.), Марокко (2006 г.), Бахрейн (2006 г.) и Оман (2009 г.).

4 Соглашения с ЕАСТ подписаны Тунисом (2004 г.), Египтом (2007 г.), Иорданией (2001 г.), Ливаном (2004 г.), Палестиной (1998 г.), Израилем (1992 г.).

5 Подписали соглашения с Сингапуром Тунис (2005 г.), Марокко (2006 г.), Сирия (2007 г.), Египет (2007 г.) и Сектор Газа (2005 г.)

6 Соглашения с Турцией подписали Тунис (2004 г.), Иордания (2009 г.), Египет (2005 г.), Палестина (2004 г.), Израиль (1996 г.)

7 Ruis M., Tabor R. Regional Economic Integration in the Middle East and North Africa. The World Bank, Washington DC, 2012. - p. 23-24.

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

портными и логистическими услугами, банковскими и финансовыми услугами, информационно-коммуникационными услугами.

ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАФТА

В 1981 г. страны Лиги арабских государств подписали Соглашение о содействии и развитии межарабской торговли (Agreement to Facilitate and Develop Inter-Arab Trade) в целях либерализации и формирования зоны свободной торговли в регионе. Возрождение этого соглашения состоялось спустя 16 лет.

В феврале 1997 г. Социальный и Экономический совет ЛАГ принял Декларацию о Панарабской зоне свободной торговли, ПАФТА - Pan-Arab Free Trade Agreement, PAFTA или Greater Arab Free Trade Area, GAFTA, получившей второе название Великой арабской зоны свободной торговли (ГАФТА). В состав вошли 18 из 22 государств ЛАГ. Членами Панарабской зоны свободной торговли стали Алжир Бахрейн, Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Катар, Кувейт, Ливан, Ливия, Марокко, Оман, ОАЭ, государство Палестина, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. На страны-члены приходится 96% взаимной арабской торговли и 95% арабского товарооборота с внерегиональными странами.

ПАФТА стала крупнейшей интеграционной инициативой в регионе Ближнего Востока и Северной Африки со стратегической целью создания зоны свободной торговли к 2008 г. Позднее дата была перенесена на 2005 г. Государства взяли обязательства по таким направлениям, как:

□ Сокращение ставок таможенных пошлин на 10% в среднем ежегодно при условии, что страны передадут национальные программы снижения пошлин в Совет безопасности ЛАГ для их координации;

□ Учет принципа местного компонента при определении страны происхождения товара.

Разработана институциональная структура организации во главе с Советом министров и Постоянным исполнительным органом, также был создан Секретариат, подчиняющийся Экономическому департаменту Секретариата ЛАГ.

Таблица 1

Макроэкономические показатели стран ПАФТА в 2013 г.

Страна Территория тыс. кв. км Население млн чел. ВВП по ППС млрд долл. ВВП на душу населения по ППС долл. Уровень инфляции, %

Алжир 2381,7 38,8 284,7 7 500 3,9

Бахрейн 0,76 1,3 34,96 29 800 3,1

Египет 1001,5 86,9 551,4 6 600 9,0

Ирак 438,3 32,6 249,4 7 100 2,0

Иордания 89,4 7,9 40,02 6 100 5,9

Йемен 527,97 26,1 61,63 2 500 11,6

Катар 11,6 2,1 198,7 102 100 3,1

Кувейт 17,8 2,7 165,8 42 100 2,8

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

Страна Территория тыс. кв. км Население млн чел. ВВП по ППС млрд долл. ВВП на душу населения по ППС долл. Уровень инфляции, %

Ливан 10,4 5,9 64,3 15 800 5,0

Ливия 1759,5 6,2 73,6 11 300 3,2

Марокко 446,6 32,9 180,0 5 500 2,5

Оман 309,5 3,2 94,86 29 800 1,6

ОАЭ 83,6 5,6 269,8 29 900 1,3

Государство Палестина

Саудовская Аравия 2149,7 27,3 927,8 31 300 3,7

Сирия 185,2 17,95 107,6 5 100 59,1

Судан 644,3 11,6 14,71 1 400 1,7

Тунис 163,6 10,9 108,4 9 900 6,1

Источник: CIA World Factbook 2014. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ts.html/ (дата обращения 07.02.2015)

На страны ПАФТА приходится 6,8% территории земного шара, 4,6% численности населения, 4,5% ВВП мира (см. таблицу 1).

Одна из причин подписания соглашения о Панарабской зоне свободной торговли связана с озабоченностью стран невысоким объемом взаимных торговых связей. Другая - с соглашениями с ЕС о свободной торговле, что препятствует выполнению соглашений о преференциальной торговле во взаимных рамках.

Для реализации идеи создания ПАФТА была утверждена Исполнительная программа по постепенной торговой либерализации с 1 января 1998 г. Ставилась стратегическая цель завершения полной либерализации к 21 июля 2007 г. на основе национального режима и полного запрета нетарифных ограничений.

Для Йемена и Судана как наименее развитых стран был установлен более длительный переходный период с завершением либерализации к 2010 г., а Государство Палестина было исключено из программы таможенной либерализации с учетом геополитической ситуации. В 2002 г. было решено ускорить проведение торговой либерализации с ее завершением в 2005 г.

Страны приняли обязательства ежегодно снижать ставки таможенных пошлин во взаимной торговле на 10% п.п. на промышленную продукцию в течение 10 лет, а также либерализовать нетарифные ограничения. В рамках либерализации торговли промышленной продукцией страны определили списки исключений. Их сохранение призвано содействовать реструктуризации и росту конкурентоспособности национальной промышленности. Что касается нетарифных ограничений,

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2015

то утверждён список товаров, ввоз которых запрещён в страны ПАФТА с учетом религиозных традиций, норм здравоохранения, экологии и национальной безопасности, и который подлежит ежегодному пересмотру.

В сфере либерализации торговли аграрной продукцией был утверждён т.н. Аграрный календарь. Для аграрной продукции предусмотрен специальный режим либерализации торговли, когда каждая страна вправе исключить из сферы либерализации не более 10 товаров в сезонный период. Последний не должен превышать 7 месяцев в год и не более 45 месяцев в целом. В итоге составлен список из 30 товарных позиций овощей и фруктов. В последующем внесены изменения в этот список: максимальное количество товаров сокращено с 10 до 9 и максимальная продолжительность действия исключений - с 45 до 35 месяцев.

Исполнительная программа учитывает международные правила субсидирования и применения защитных мер. Установлен общий принцип страны происхождения товара, который требует содержания местного компонента в размере не менее 40% добавленной стоимости товара. В целом, программа ПАФТА нацелена на снижение таможенных пошлин, асимметричную торговую либерализацию в отношении величины ставок пошлин и на повышение уровня прозрачности торговых операций.

С 31 декабря 1997 г. таможенные пошлины во взаимной торговле были связаны, а в сентябре 1999 г. 14 стран-членов утвердили схемы снижения таможенных пошлин. Для стран ЛАГ, не ратифицировавших соглашение 1997 г., было разрешено связать таможенные пошлины к дате уведомления Лиги о начале реализации Исполнительной программы. Уменьшился и размер импортных квот во взаимной торговле благодаря проведению национальных торговых реформ в Египте, Иордании, Марокко и Тунисе. В 2001 г. ПАФТА была в основном создана на основе преференциальных пошлин во взаимной торговле, а страны решили снижать таможенные пошлины на 20% в среднем ежегодно, чтобы ликвидировать их окончательно к 2005 г.

Окончание статьи см. в одном из следующих номеров журнала

7 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

119 ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.