Научная статья на тему 'Памятные места Морозовых в Москве'

Памятные места Морозовых в Москве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
599
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРОЗОВЫ / ПАМЯТНЫЕ МЕСТА / КУПЕЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ / MOROZOV / MEMORABLE PLACES / MERCHANT DYNASTY / EXCURSION TOURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кормилицына Надежда Викторовна

Статья рассказывает о памятных местах в Москве, связанных с именами представителей выдающейся купеческой династии Морозовых. Цель статьи показать на примере самых известных и примечательных из этих мест тот потенциал, который скрыт в этой теме для развития экскурсионного туризма в столице. Речь идет как об особняках, которые Морозовы выстроили для себя в самом центре нашего города в конце XIX начале XX вв., так и об общественно значимых объектах, построенных по их инициативе и на их средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tells about the memorable places in Moscow, connected with the names of outstanding merchant dynasty of the Morozovs. The purpose of the article is to show by the example of the most well-known and notable of these places, the potential that is hidden in this topic for the development of tourism in the capital. It comes as the mansions that Morozov had built for himself in the center of our town at the end of the XIX beginning of XX centuries and about socially significant objects, constructed on their own initiative and at their expense.

Текст научной работы на тему «Памятные места Морозовых в Москве»

стр. 305 из 326

УДК 930:001.92

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА МОРОЗОВЫХ В МОСКВЕ

Кормилицына Надежда Викторовна, старший преподаватель

[email protected],

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва), филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

The article tells about the memorable places in Moscow, connected with the names of outstanding merchant dynasty of the Morozovs. The purpose of the article is to show by the example of the most well-known and notable of these places, the potential that is hidden in this topic for the development of tourism in the capital. It comes as the mansions that Morozov had built for himself in the center of our town at the end of the XIX - beginning of XX centuries and about socially significant objects, constructed on their own initiative and at their expense.

Статья рассказывает о памятных местах в Москве, связанных с именами представителей выдающейся купеческой династии Морозовых. Цель статьи - показать на примере самых известных и примечательных из этих мест тот потенциал, который скрыт в этой теме для развития экскурсионного туризма в столице. Речь идет как об особняках, которые Морозовы выстроили для себя в самом центре нашего города в конце

XIX - начале XX вв., так и об общественно значимых объектах, построенных по их инициативе и на их средства.

Keywords: Morozov, memorable places, merchant dynasty, excursion tourism

Ключевые слова: Морозовы, памятные места, купеческая династия, экскурсионный

туризм

В Москве насчитывается более 70 зданий, связанных в той или иной степени с именами представителей известнейшей купеческой династии Морозовых. Это великолепные особняки, в которых они жили, фабричные корпуса и правления мануфактур, а также общественные городские здания, такие как больницы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, дома дешевых квартир, построенные на средства Морозовых для москвичей.

Рассказать обо всех местах, напоминающих о жизни и деятельности семьи Морозовых в Москве, невозможно, поэтому коснемся лишь некоторых, самых примечательных из них.

стр. 306 из 326

Наиболее известным представителем династии является меценат и предприниматель Савва Тимофеевич Морозов. С ним ассоциируется, прежде всего, замечательный особняк на улице Спиридоновка (дом № 17). Здание в неоготическом стиле было спроектировано в 1893 году начинающим архитектором Федором Осиповичем Шехтелем. Строительство этого особняка принесло Шехтелю известность и выдвинуло его в число ведущих зодчих Москвы [4]. Интерьеры дома Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны Морозовых украсили одни из первых работ М.А. Врубеля.

По воспоминаниям современников, сам Савва Тимофеевич был очень непритязателен в быту, поэтому исследователи обоснованно считают, что столь роскошный особняк строился больше в угоду его жене, Зинаиде Григорьевне Морозовой. Этот дом получил известность также благодаря ее светскому салону, где частыми гостями были Л.Н. Андреев, М.А. Врубель, В.И. Качалов, В.О. Ключевский, О.Л. Книппер-Чехова, А.П. Чехов, Ф.И. Шаляпин и др. Под покровительством Саввы Морозова в этом доме проходили полулегальные заседания земцев-конституционалистов. В 1929 году эта усадьба перешла в ведение Наркомата Иностранных дел, и сегодня является Домом приемов МИД России [3].

Говоря о Савве Морозове, нельзя не упомянуть об его огромном вкладе в создании Московского Художественного Театра. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в лице Саввы Тимофеевича нашли человека, который оказал реальную материальную помощь будущему московскому Общедоступному театру. Морозов, страстный поклонник театра, желал принимать в жизни МХТ еще более значимое участие. Он лично занялся поисками подходящего помещения. Выбор пал на здание в самом центре Москвы, в Камергерском переулке, где театр находится и поныне. В 1902 году это здание было перестроено Шехтелем, который, будучи в хороших отношениях со знаменитым меценатом, согласился бесплатно подготовить проект и руководить строительными работами. Для обновления театра Савва Тимофеевич заказывает за границей новейшие технические приспособления для сцены и усовершенствованное электрическое оборудование [1]. Морозов не только следил за ходом строительства, но и принимал в нем личное участие.

Немалое число архитектурных памятников столицы связано с именами других представителей фамилии Морозовых. Брат Саввы Тимофеевича, Сергей, известен, прежде всего, как создатель одного из самых интересных московских музеев - Музея кустарных изделий. Первоначально он размещался во флигеле особняка В.Я. Лепешкиной на углу Знаменки и Ваганьковского переулка. Позже Сергей Тимофеевич покупает у А.И. Мамонтова здание в Леонтьевском переулке (дом № 7) и перестраивает его для нужд

стр. 307 из 326

музея. После Октябрьской революции 1917 года на базе музея был образован НИИ художественной промышленности (сегодня Фонд народных художественных промыслов РФ). Музей обладает уникальным собранием русского народного крестьянского и городского искусства XVII-XIX веков и народных художественных промыслов России

XX века. Но, несмотря на столь богатые фонды, в настоящее время постоянная экспозиция в нем отсутствует.

Большой вклад в облик города внесла Варвара Алексеевна Морозова. Она была дочерью Алексея Хлудова, крупного фабриканта, владельца хлопчатобумажной фабрики в Егорьевске и собирателя древнерусских рукописей и супругой Абрама Абрамовича Морозова. После смерти отца и мужа Варвара Алексеевна стала обладательницей огромных капиталов и совладелицей Тверской мануфактуры, одной из крупнейших текстильных фабрик в России [9].

В 1882 году В.А. Морозова приобретает у князей Долгоруковых участок на улице Воздвиженка (дом № 14), на котором по проекту архитектора Р.И. Клейна был выстроен особняк. Варвара Алексеевна организовала здесь салон, в котором бывали Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, профессора Московского университета и другие видные представители московской интеллигенции [5]. В период общественно-политического подъема накануне 1905 года она предоставила свой особняк лекционной группе МК РСДРП. Здесь читали лекции известные большевики И.И. Скворцов-Степанов, М.Н. Покровский и другие партийные деятели [9]. В советское время в этом особняке располагался Союз советских обществ дружбы, а сегодня - Российский центр международного и культурного сотрудничества при МИДе РФ.

Позже В.А. Морозова стала владелицей смежного участка, который в 1897 году переписала на имя своего сына Арсения. Варвара Алексеевна задумала выстроить здесь еще один особняк. Архитектором этого здания стал В.А. Мазырин, человек увлекающийся и неординарный. После совместной поездки А.А. Морозова и В.А. Мазырина по Испании и Португалии первоначальный проект был сильно переработан. На этом месте появилось одно из самых необычных зданий Москвы - «мавританский дворец» Арсения Морозова. Распространенная московская легенда гласит, что после завершения строительства дома молодой Морозов показал его матери, которая вместо ожидаемого восхищения заявила: «Раньше одна я знала, что ты дурак, теперь вся Москва будет знать» [9]. Есть мнение, что именно Мазырин уговорил Арсения Абрамовича коренным образом изменить первоначальные планы строительства. Это здание примечательно также тем, что по желанию хозяина и задумке архитектора, его интерьеры были выполнены в совершенно разных стилях.

стр. 308 из 326

В советское время в особняке находились клуб и театр Пролеткульта, резиденция японского посла, редакция газеты «Британский союзник», посольство Индийской республики. В 1959 году здесь открылся Дом дружбы [9].

Как и многие представители морозовской династии, Варвара Алексеевна оказывала финансовую поддержку различным общественным начинаниям. Одним из самых значительных из них было основание в Москве первой общедоступной библиотеки. Библиотека-читальня, получившая имя И.С. Тургенева, была пострена на пожертвование Варвары Алексеевны в 1885 году. К сожалению, историческое здание Читальни, построенное по проекту архитектора Д.Н. Чичагова, было снесено в 1972 году при реконструкции центра Москвы.

Кроме Арсения, у Варвары Алексеевны было еще два сына. Один из них, Михаил Абрамович, был собирателем древнерусской живописи. Его уникальная коллекция иконописи в дальнейшем была передана в Третьяковскую галерею. М.А. Морозов владел особняком на Смоленском бульваре (дом № 26). Здесь бывал художник В.А. Серов, написавший портреты хозяина дома и его сына [9]. После смерти Михаила Абрамовича дом перешел к его вдове Маргарите Кирилловне. Под влиянием князя Евгения Николаевича Трубецкого она стала интересоваться общественно-политическими вопросами и организовала в своем доме либерально-политический салон [8].

После 1917 года особняк национализировали и открыли в нем клуб имени Октябрьской революции, а с середины 1920-х годов здесь разместился Киевский райком КПСС. Сегодня это здание занято банком.

Второй сын В.А. Морозовой Иван Абрамович также оставил в истории города значимый след. Как и старший брат, И.А. Морозов был коллекционером. В поле его интересов оказалась западноевропейская живопись, в том числе работы французских импрессионистов. Коллекция Ивана Абрамовича насчитывала также около сотни картин соотечественников, среди авторов которых были Константин Коровин, Михаил Врубель, Марк Шагал и др. [5]. Собрание картин И.А. Морозова располагалось в его особняке на улице Пречистенка (дом № 21). Для этого жилой дом был перестроен.

После революции коллекция была национализирована и названа «Вторым музеем нового западного искусства», который просуществовал до 1940 года. Сегодня произведения, собранные И.А. Морозовым, находятся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и в петербургском Эрмитаже. С 1947 года в здании на Пречистенке размещается Академия художеств.

Еще одним известным коллекционером династии Морозовых был Алексей Викулович. В своем доме в Подсосенском переулке (дом № 21) он расположил свою

стр. 309 из 326

знаменитую коллекцию фарфора и древнерусских икон. Первоначально этот дом принадлежал отцу А.В. Морозова, основателю ветви Морозовых-Викуловичей, Викуле Елисеевичу. Алексей Викулович заново оформил интерьеры особняка, построенного еще в 1876 году архитектором М.Н. Чичаговым. В этом доме, как и в особняке Саввы Тимофеевича и Зинаиды Григорьевны Морозовых, соединились два творческих гения -Ф.О. Шехтеля и М.А. Врубеля. Дом украсили пять панно работы М.А. Врубеля с изображениями персонажей трагедии И.В. Гете «Фауст». Для размещения икон была сделана специальная пристройка к особняку.

С приходом советской власти собрание А.В. Морозова было национализировано и получило статус Музея-выставки русской художественной старины. Алексей Викулович продолжал жить в двух комнатах особняка и занимался хранением и описанием коллекции. При последующих преобразованиях предметы морозовской коллекции разошлись по другим музеям, в том числе в Третьяковскую галерею, Музей изящных искусств им. Пушкина, Оружейную палату. Большая часть фарфоровых изделий хранится в Музее керамики в Кусково. К сожалению, сегодня определить какие предметы составляли коллекцию В.А. Морозова, достаточно сложно.

Представители фамилии Морозовых по примеру дворянских династий приобретали загородные усадьбы. Некоторые из них находились в пределах современного города, другие - в непосредственной близости от Москвы.

Так, Савва Тимофеевич Морозов в 1892 году приобрел имение Голохвастовых Покровское-Рубцово близ Истры. Переделку интерьеров дома, построенного еще в начале XIX века, снова поручили Федору Шехтелю. Здесь бывали В.О. Ключевский, В.И. Качалов, К.С. Станиславский, А.П. Чехов.

После трагической смерти мужа З.Г. Морозова оставила Покровское-Рубцово старшему сыну Тимофею и приобрела у фабриканта А.И. Прокофьева новую усадьбу -Горки. Морозова привезла в Горки часть вещей со Спиридоновки и некоторые предметы из Покровского-Рубцова. Ф.О. Шехтель расширил главный дом усадьбы за счет пристройки зимнего сада и летней террасы и придал его фасадам новый облик. Здесь появились паровое отопление, электричество, водопровод.

После Октябрьской революции усадьба была национализирована. Но З.Г. Морозова пользовалась протекцией своих прежних знакомых, ставших крупными большевистскими деятелями, и первое время переход Горок к государству скорее был номинальным. Однако вскоре дом и другие постройки были приспособлены для санатория. 25 сентября 1918 года сюда впервые приехал В.И. Ленин для восстановления сил после ранения. Этот

стр. 310 из 326

живописный уголок Подмосковья полюбился ему, и в дальнейшем он не раз проводил здесь свой отпуск и выходные дни.

Вскоре Горки превратились в место постоянного отдыха В.И. Ленина. Такой выбор был обусловлен передовым для того времени оснащением: наличием электрического освещения, центрального отопления, телефонной связи. В мае 1923 года Ленин окончательно переехал в бывшее имение З.Г. Морозовой-Рейнбот. Здесь он умер. Связь усадьбы с именем Ленина отразилась на ее современном названии: сегодня это место более известно как «Горки Ленинские».

Даже столь краткий обзор памятных мест Морозовых в Москве показывает тот огромный экскурсионный потенциал, который кроется в этой теме. Маршруты, разработанные по этим местам, безусловно, внесут разнообразие в экскурсионное предложение города. Они будут пользоваться спросом, прежде всего, у российских туристов и экскурсантов, а также у иностранных туристов, глубоко интересующихся историей Москвы и России.

Литература

1. Боханов А.Н. Савва Морозов // Вопросы истории. 1989. № 4.

2. Горький А.М. Полное собрание сочинений в 25 томах. Т. 16. М.: Наука, 1973.

3. Датиева Н.С. Дом Морозовых на Спиридоновке // Морозовы и Москва. Труды Юбилейной научно-практической конференции «Морозовские чтения». М.: Богородский печатник, 1997.

4. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. М.: Стройиздат, 1973.

5. Клодный Л.Е. Москва в улицах и лицах. М.: Голос-Пресс, 2002.

6. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. М.: Московский Рабочий, 1991.

7. Москва: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

8. Московский альбом: Воспоминания о Москве и москвичах Х1Х-ХХ веков. М.: Наше наследие, 1997.

9. Федосюк Ю.А. Из истории Москвы XIX века // Вопросы истории. 1969. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.