Научная статья на тему 'Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве'

Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
793
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ / ЦЕРКОВЬ / ЭКСКУРСИОННЫЙ ОБЪЕКТ / METROPOLITAN / CHURCH / SIGHTSEEING OBJECT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курносова Жанна Вячеславовна

На материалах агиографических источников, путеводителей, искусствоведческой и учебной литературы по экскурсоведению выявляются памятные места, связанные с яркой и выдающейся личностью митрополита Филиппа (Колычева) в Москве. В процессе выявления каждого объекта было установлено время его возникновения, определена его связь с интересующей нас личностью митрополита Филиппа (Колычева), а также состоялось детальное ознакомление с историей объекта. Представленный материал предназначен для широкого круга читателей и любителей отечественной истории, а также для работы в экскурсионной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As part of this article based on the hagiographic sources, guidebooks, art and educational literature on tourism guiding, the author identifies the memorable places connected with the bright and outstanding personality of Metropolitan Philip (Kolychev) in Moscow. This material can be used for a wide range of readers and fans of the national history as well as for sightseeing in practice.

Текст научной работы на тему «Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве»

УДК 930:001.92

Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве

Курносова Жанна Вячеславовна, преподаватель, smalyshkin@mail.ru,

Институт сервиса, филиал ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

As part of this article based on the hagiographic sources, guidebooks, art and educational literature on tourism guiding, the author identifies the memorable places connected with the bright and outstanding personality of Metropolitan Philip (Kolychev) in Moscow. This material can be used for a wide range of readers and fans of the national history as well as for sightseeing in practice.

На материалах агиографических источников, путеводителей, искусствоведческой и учебной литературы по экскурсоведению выявляются памятные места, связанные с яркой и выдающейся личностью митрополита Филиппа (Колычева) в Москве. В процессе выявления каждого объекта было установлено время его возникновения, определена его связь с интересующей нас личностью митрополита Филиппа (Колычева), а также состоялось детальное ознакомление с историей объекта. Представленный материал предназначен для широкого круга читателей и любителей отечественной истории, а также для работы в экскурсионной практике.

Key words: Metropolitan, church, sightseeing object

Ключевые слова: Митрополит, церковь, экскурсионный объект

Памятники религиозной истории нашей Родины и, в частности, православия, являются составной частью культурно-исторического наследия России. Они отражают не только историю Русской Православной Церкви (РПЦ), но и тесно связаны со всем прошлым России. Именно поэтому настоящая статья носит религиозный характер исследования и посвящается яркой и выдающейся личности в РПЦ митрополиту Филиппу (Колычеву).

Святитель Филипп занимал митрополичий пост с 1566 по 1568 годы. Как известно, до избрания на московскую кафедру Филипп (Колычев) был игуменом Соловецкого монастыря. Именно с его именем связано превращение Соловецкого монастыря

в один из центров духовной, культурной и хозяйственной жизни страны. Он обустроил Соловецкую обитель: развернул в монастыре грандиозное каменное строительство, переделав в камне два главных монастырских храма обители, связал удаленные части Большого Соловецкого острова дорогами, соединил десятки расположенных на нем озер каналами, устроил хозяйство.

Святителя Филиппа назначили на митрополичий пост всея России 25 июля 1566 года. Вот как об этом писал соловецкий игумен Иосиф: «В то время, когда Филипп был игуменом Соловецкого монастыря и проходил свои высокие подвиги, царь Иоанн Васильевич Грозный знал все это и желал приблизить его к себе. Случилось, что кафедра Московской митрополии сделалась тогда праздною; царь возъимел намерение сделать митрополитом Соловецкого игумена Филиппа. Он чрезвычайно милостиво писал к Филиппу и звал его к себе в Москву, ради духовной беседы. Филипп исполнил волю царя. Совершивши Божественную литургию и простившись с братиею, он отправился в Москву. Царь встретил Филиппа чрезвычайно милостиво; он дружески беседовал с ним, угощал его трапезою, изъявлял живейшую радость о прибытии его. Ничего не предвидя, что встретит царь в этом смиренном иноке, в дружеской беседе с ним объявил Филиппу, что желает сделать его Московским митрополитом. Услышавши такое призвание, игумен Филипп, изумился и от сильного волнения заплакал: «Государь, - говорил Филипп, - не разлучай меня с моею пустынею, не налагай на меня бремени свыше сил моих, отпусти меня в прежнюю мою обитель». Но царь был непреклонен, он в присутствии духовенства и бояр объявил, что по его державной воли Филипп должен быть митрополитом» [1. С. 14-16]. Филипп объявил, что если Царь не оставит опричных и не соединит опять земли Русской, то ему невозможно быть митрополитом. Царь смягчил свой гнев и повелел: «архиепископам и епископам сказать Филиппу, чтобы он отложил свое требование, не вступался бы в дела двора и опричнины» [4, 56]. Святитель Филипп уступил воле царской и был посвящен в сан митрополита московского и всея России.

Рассмотрим памятные места, связанные с именем митрополита Филиппа (Колычева) в Москве. На первом этапе исследования необходимо выявить наибольшее количество экскурсионных объектов по данной теме. Выявляя объекты показа, мы руководствовались, прежде всего, значением данного объекта для раскрытия темы. К настоящему времени выявлены следующие объекты:

1) Успенский собор Московского Кремля;

2) Новодевичий монастырь;

3) Богоявленский монастырь;

4) монастырь Николы Старого или Николаевский греческий монастырь;

5) Крестовская застава;

6) церковь иконы Божьей Матери «Знамения» в Переяславской слободе;

7) церковь Святителя Филиппа;

8) церковь Филиппа Апостола или Филиппа митрополита Московского в Синодальном доме (бывшей патриаршей ризнице).

Для того чтобы сложилась полная картина исследуемой нами темы, нужно тщательно изучить каждый выявленный объект: установить время его возникновения, определить его связь с интересующей нас личностью митрополита Филиппа (Колычева), а также детально ознакомиться с историей объекта.

Первым объектом, о котором следует рассказать, является Успенский собор Московского Кремля. Успенский собор с 1479 года был духовным и государственным центром России. В нем проходили главные церковные и государственные церемонии: поставляли Митрополитов и Патриархов, венчали на царство русских государей, объявляли важнейшие государственные акты. В Успенском соборе находятся гробницы почитаемых русских первосвятителей: митрополита Петра, митрополита московского Ионы, патриарха Гермогена, и конечно, Святителя и митрополита Филиппа (Колычева).

В данном исследовании мы не станем подробно останавливаться на истории и архитектуре Успенского собора, потому что наша задача, прежде всего, определить связь объекта с интересующей нас яркой и выдающейся личностью митрополита Филиппа (Колычева).

В 1326 году было построено первое каменное здание собора. Организаторами были Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора, для этого в марте 1475 года в Москву был специально приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. В 1479 году перестройка храма была завершена. Архитектору удалось отразить в новом соборе все достижения древнерусского зодчества, воплотить множество новых технических идей, которые стали настоящими произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII века, а именно: росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха, Мономахов трон, украшенный резьбой, созданный новгородскими мастерами специально для Ивана Грозного.

После революции 1917 года в Успенском соборе был организован музей. Интерьер Успенского собора был максимально сохранен сотрудниками музея. «Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты

из-под поздних записей» [6]. В Успенском соборе Московского Кремля с 1990 года стали вновь проводиться богослужения.

Вернемся к событиям, связанным с митрополитом Филиппом (Колычевым). Для начала следует напомнить, что Филипп (Колычев), игумен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, был посвящен в сан митрополита Московского и всея России в Успенском соборе. Г.П. Федотов в книге «Святой Филипп, митрополит Московский», так пишет об этом событии: «В день, назначенный для поставления митрополита, устроили в Успенском соборе впереди амвона особое возвышение и на нем ставили два седалища, с правой стороны для государя, а с левой для архиепископа и по обе стороны, несколько пониже, ставили длинные седалища для епископов, а перед возвышением на полу начертывали большого орла с распростертыми крыльями. Перед литургией выводили нареченного из алтаря в полном облачении и ставили на орла. По окончании трисвятой песни, рукополагали его во епископа-митрополита, и он уже сам продолжал и оканчивал литургию... По окончании литургии, святители брали нового первосвятителя под руки, вели на возвышение среди церкви и там три раза сажали его на место, произнося: «ис полла эти, деспота», - после чего митрополит разоблачался, и на него возлагали святители панагию, мантию с источниками и белый клобук и отводили его на митрополичье место каменное. Тогда приближался к митрополиту государь и вручал ему архипастырский посох» [5].

Далее, уже ставши митрополитом, Филипп, проводил богослужения в данном соборе. Именно здесь, в Успенском соборе Московского Кремля у митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного произошло первое столкновение, связанное с опричниной. Это случилось весной 1568 года, когда Святитель Филипп впервые высказал царю о своем отношении к опричнине: «Царю благий! Несть се слышано, еже благочестивым царем свою державу возмущати... Убойся, о царю, Божия суда... Колико страждут православные христиане! Мы убо, о царю, приносим жертву чисту и бескровну за спасение мира, а за алтарем неповинно льется кровь христианская и напрасно умирают. Не о тех скорблю. иже скончаваются мученически, ибо не могут страдания нынешние сравниться с грядущим воздаянием, но о твоем спасении имею попечение!» Царь же, обличению не внимая, отвечал: «Филиппе, нашей ли державе противишься, увидим крепость твою!» Святый отвечал без страха твердо: «Царю благий! Вашему повелению не повинуемся, ибо не доброе помышляешь, аще и люто от вас постраждем. За истину благочестия подвизаюся. Аще и сана лишаеми или лютейшая предлежит пострадати - не смиряемся» [3. С. 173]. Царь прогневался на митрополита Филиппа и многих людей из его окружения

казнил. Из семьи Колычевых погибло десять человек, и в их числе погиб смертью мученика племянник Святителя Филиппа - Иван Борисович Колычев.

После описания исторических событий в Успенском соборе следует отметить другое не менее важное памятное место, связанное с именем Святителя Филиппа - это Новодевичий монастырь, где состоялось второе публичное столкновение митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного. 28 июля 1568 года Филипп служил в Новодевичьем монастыре. После крестного хода митрополит дошел до Святых врат и перед тем, как начать читать Евангелие, Филипп увидел одного из опричников царя в головном уборе -тафье. После чего сделал Ивану Грозному замечание, так как принято во время чтения Евангелия стоять с непокрытой головой: «так ли подобает благочестивому агарянский закон держать?» [5]. Опричник в ту же секунду снял тафью, чтоб царь не заметил. Иван Г розный разгневался на митрополита, назвал его лжецом.

Новодевичий монастырь был основан царем Василием III в 1524 году в пригороде Москвы на Девичьем поле. Освящен монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери в честь возвращения древнего города Смоленска России. Полное название монастыря было «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим» в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле, который назывался Стародевичьим. В обители принимали постриг знатные женщины своего времени - представительницы боярских родов и царской семьи. Во время правления царя Ивана Грозного и его кровавой опричнины в Новодевичий монастырь уходили в монахини его родственницы, а также вдовы и дочери опальных князей и бояр. Удалилась в Новодевичий монастырь Ирина Федоровна Годунова супруга царя Федора Ивановича, после его смерти. Впоследствии насильно были пострижены в монахини царевна Софья - сестра Петра I и его первая жена - Евдокия Лопухина. Были и другие знатные особы, постриженные в монахини в Новодевичьем монастыре, для многих из них обитель стала темницей. Соборный храм в честь Смоленской Иконы Божией Матери в Новодевичьем монастыре был построен по образцу Успенского собора Кремля и возведен в 1524-1525 годах. Стены и башни обители относятся к XVI—XVII векам. Большая часть сегодняшних построек относится ко второй половине XVII века в стиле «московское барокко».

В 1724 году при Новодевичьем монастыре был открыт приют для девочек на 250 человек. Во время французской войны 1812 года войска Наполеона захватили монастырь и попытались его взорвать, но монахини обители успели загасить не разгоревшийся огонь. В 1922 году Новодевичий монастырь был закрыт, и в нем открыли музей, под названием «Музей раскрепощения женщины», который спустя четыре года преобразовали в историко-бытовой и художественный музей, а с 1934 года он стал филиалом

Государственного исторического музея. Смоленский собор и многие корпуса и сегодня находятся в ведении музея. В 1944 году в монастыре был открыт Богословский институт. С 1964 года в Новодевичьем монастыре находилась резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1994 году вновь был учрежден женский монастырь, а с 1995 года в Смоленском соборе возобновились службы.

Чтобы не нарушать логическую цепочку исторических событий, вернемся вновь к памятному месту - Успенскому собору Московского Кремля. После случая в Новодевичьем монастыре 4 ноября в Успенском соборе, было совершено публичное поругание Святителя. Опричники Ивана Грозного ворвались в храм во время богослужения, принародно сорвали с Филиппа митрополичье облачение и одели его в разодранную монашескую рясу, после чего повелением Ивана Г розного 8 ноября Филиппа заточили, до решения его судьбы, в подвал Богоявленского монастыря - следующее памятное место, связанное с митрополитом Филиппом, о котором следует рассказать. Богоявленский монастырь играл не последнюю роль в укреплении власти великих князей, царей московских, митрополитов и патриархов.

Богоявленский монастырь - мужской монастырь в Москве, находящийся на Китай-городе и основанный около 1296 года московским князем Даниилом младшим сыном святого Александра Невского и первым князем Москвы. Первая каменная церковь была заложена в 1342 году. Богоявленский монастырь пользовался почетом и вниманием у всех московских государей. Великие князья в монастырь щедро жаловали земельные участки и свои пожертвования, например, Василий III, Иван IV, Борис Годунов, Л.Г. Шереметев, Г.И. Колычев и другие. Богоявленский монастырь славился своими иноками и настоятелями, так, здесь иночествовал Стефан - старший брат преподобного Сергия Радонежского. Позже Стефан стал первым игуменом обители. В монастыре также проходил послушание будущий Святитель Алексий Московский, принявший здесь иноческий постриг.

В Богоявленском монастыре в 1680-1687 годах разместилась школа братьев Лихудов, которая позже была переведена в Заиконоспасский монастырь, где стала Славяно-греко-латинской академией. В 1693-1696 годах было закончено строительство нового, ныне существующего Богоявленского собора. В конце XVIII века в корпусах, ограждавших монастырь, по линиям улицы и переулка размещались галантерейные лавки. После Октябрьской революции монастырь был закрыт, в нем разместились общежитие студентов Г орной академии и служебные помещения Метростроя, позже - цех металлообработки. До нас дошли следующие строения: собор, колокольня, здание братских келий и настоятельские покои XVIII—XIX веков. В 1980-х годы в

Богоявленском монастыре проводились реставрационные работы и археологические исследования. В 1991 году в Богоявленском соборе были возобновлены церковные богослужения.

Спустя какое-то время митрополита Филиппа вывезли из Богоявленского монастыря в суд, где вынесли окончательный приговор, осудив его на вечное заключение. Заточили узника, заковав в железные кандалы, вначале в монастыре Николы Старого в Москве, где его морили голодом, а потом царь убрал Святителя подальше от Москвы, сослав в Отрочь монастырь в Твери. Этому решению способствовало то, что к месту заточения Святителя Филиппа от ворот Никольского монастыря не отходила толпа, народ старался хоть что-нибудь увидеть или услышать о бывшем митрополите и узнике Филиппе.

Упомянутый ранее монастырь Николы Старого или как его еще называют Никольский греческий монастырь и будет следующим объектом, о котором следует рассказать. Монастырь Николы Старого - один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. Находился монастырь недалеко от Печатного двора на Китай-городе, на улице, получившей по нему название Никольская. Монастырь Николы Старого с середины XVI века был центром греческой колонии в Москве. К сожалению, обитель до наших дней не сохранилась, монастырь был снесен в 1935 году. Но в 2007 году было принято решение воссоздать Никольский монастырь. Об этом сообщил журналистам главный археолог столицы А. Векслер на одной из пресс-конференций.

В Тверском Отрочь монастыре 23 декабря 1569 года Святитель Филипп принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова, ближайшего опричника Ивана Грозного. Погребен митрополит Филипп был в тот же день за алтарем соборной церкви.

Сейчас мощи Святителя Филиппа (Колычева) находятся в Успенском храме Московского Кремля, в юго-восточном углу, под спудом, перезахоронен он был при Алексее Михайловиче точно в том месте, где митрополит был схвачен опричниками. Соловецкий архимандрит Мелетий в труде «Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря» так описал место расположения мощей Святителя Филиппа в соборе: «Мощи после благодарственного моления поставлены были в Успенском соборе, на правой стороне, близ иконостаса, в специально устроенной раке, обложенной чеканным золоченым серебром; на ней изображено с двух сторон в четырех кругах краткое жизнеописание сего святого иерарха» [2. С. 197].

Мощи Святителя Филиппа не сразу прибыли в Успенский собор. В 1591 году по просьбе Соловецкого игумена Иакова и по указу государя Федора Ивановича мощи Святителя Филиппа были торжественно перенесены в Соловецкую обитель. Тело его было

положено под церковью преподобных Зосимы и Савватия, на том самом месте, которое он сам выбрал прежде, будучи игуменом обители. В 1646 году царь Алексий Михайлович повелел открыть мощи митрополита Филиппа и их перенесли в соборную церковь Преображения Г осподня.

В 1652 году Алексию Михайловичу было угодно, чтобы мощи Святителя Филиппа, митрополита Московского, были перенесены в первопрестольный город Москву. В Соловецкий монастырь были посланы митрополит Новгородский (будущий патриарх) Никон и князь Иван Никитич Хованский. В начале июня, после длительного пути и опасного морского плавания, они прибыли на Соловки. По просьбе архимандрита соловецкого Илии в монастыре в среброзлащенном ковчеге оставили три частицы от святых мощей Святителя. Ковчежец хранился в Спасо-Преображенском соборе в той самой раке, в которой покоился митрополит Филипп до перенесения его мощей в Москву. Место прощания с подвижником соловецким и митрополитом московским было отмечено часовней во имя Святителя Филиппа.

Из Соловецкого монастыря мощи Святителя Филиппа привезли в Троице-Сергиеву Лавру. В июле 1652 года мощи Святителя Филиппа были внесены в Москву, где их встретил царь со священным собором. В книге Г.П. Федотова, упомянутой ранее, повествуется об этом событии так: «Из Успенского собора вышел крестный ход, предводимый митрополитом Ростовским Варлаамом. За ним шел царь в золотом кафтане, с индийским посохом из слоновой кости, в шапке, усыпанной каменьями и жемчугом. Огромные толпы народа заполняли улицы Напрудной слободы, где у часовни царь встретил раку угодника» [5]. На этом месте у Троицкой дороги, где состоялась встреча мощей Святителя Филиппа с московским духовенством и народом, был воздвигнут большой дубовый Крест, давший название Крестовской заставе в Москве (ныне - у Рижского вокзала). «После того рака со святыми мощами была принята царем и боярами, шествие направилось через город к Кремлю. Стечение народа по всему пути от Напрудного до кремлевских соборов было настолько велико, что «нельзя было и яблоку упасть». Вскоре святые мощи были поставлены на Лобном месте для молебна. Медленно подвигаясь сквозь густые толпы народа, священная процессия достигла Кремля. Наконец, святые мощи были внесены в Успенский собор и поставлены на том самом амвоне, с которого святой митрополит Филипп при жизни раздавал благословение, поучал паству и обличал грозного царя. Тотчас же по внесении святых мощей в собор отслужена была Божественная литургия. Десять дней стояли мощи Святителя Филиппа среди собора, переполненного с утра до вечера молящимися, и при них — неутомимый в своей ревности Никон, читавший молитвы над больными и благословлявший людей от имени

новоявленного чудотворца. Все эти дни раздавался звон колоколов, как на святой неделе. Перед святыми мощами постоянно служили молебны» [7].

Крестовская застава, где установили дубовый Крест в память о встречи мощей Святителя Филиппа, вошла в состав Камер-Коллежского вала - таможенной границы Москвы 1742 года. Первое время Крест находился в каменной часовне, позже она стала называться «часовня у Креста», а потом его установили на самой заставе. В те времена было положено православным, идущим на богомолье, прежде поклониться Кресту на заставе. По преданию, по пути в Москву из своей обители в часовне отдыхал сам преподобный Сергий. В 1929 году «часовня у Креста» была снесена, а памятный Крест перенесен в церковь Знамения в Переяславской слободе, где и сейчас он хранится в алтаре.

Первый деревянный храм во имя святого Иоанна Крестителя в Ямской слободе был построен в 1626 году, но в 1712 году он сгорел. Позже, уже через год, деревянный храм возвели снова, причем главный престол освятили уже в честь иконы Божией Матери «Знамение», а приделы - в память Усекновения главы Иоанна Предтечи (южный) и в честь святителя Николая (северный).

В 1766 году состоялось освящение храма в честь иконы Божией Матери «Знамение», реконструированного в стиле «барокко». В начале XX века при храме располагалась церковно-приходская школа. В 1930-е годы в церковь помещались спасенные святыни из разрушавшихся церквей. В конце XX века был проведен внешний ремонт здания и выстроен новый церковный дом. Кроме памятного Креста 1652 года с места встречи мощей святителя Филиппа с московским духовенством и народом в церкви Знамения хранятся и другие православные святыни, такие как: чтимая икона "Знамение" (список XVII в. с древнего новгородского образа); чудотворная икона мч. Трифона и частица его мощей из храма мч. Трифона в Напрудном, деревянное распятие XVIII в. из Сретенского монастыря; крест-мощевик со многими свв. мощами; иконы прп. Макария Калязинского, прп. Серафима Саровского с частицей его гроба, свт. Феодосия Черниговского с частицей его облачения.

В настоящее время памятный Крест хранится на горнем месте в Предтеченском алтаре, а в ближайшем будущем для него будет вновь выстроена часовня на современной территории Знаменской церкви.

Подводя итоги, выявления памятных мест, связанных с митрополитом Филиппом, следующим объектом, о котором необходимо рассказать, является церковь во имя Святителя Филиппа, построенная в 1677 году в Мещанской слободе чуть ближе к городу относительно Крестовской заставы, где состоялась торжественная встреча царем

Алексеем Михайловичем, московским духовенством и народом мощей митрополита Филиппа. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году он был перестроен в камне. Во второй половине XVIII века здание было перестроено в стиле московского классицизма архитектором Матвеем Казаковым.

Как известно, в Мещанской слободе, где построена церковь, во второй половине XVIII века планировалось устроить московское подворье митрополита Платона. Поэтому храм во имя Святителя Филиппа строился как будущая домовая церковь при этом подворье. Но проект не был воплощен в жизнь, и Филипповский храм стал обычным приходским.

В советское время в храме помещался склад. В 1990-х годах в храме во имя Святителя Филиппа находился архив одного государственного учреждения. А с 1991 года в церкви возобновились богослужения, где хранится главная святыня храма - икона Святителя Филиппа с частицей его мощей.

Мало кто знает, что в Синодальном доме, бывшей Патриаршей ризнице, в Кремле на Соборной площади в 1652-1656 годах была построена Церковь Филиппа Апостола, ее синонимичное название - церковь Филиппа митрополита Московского. Церковь возводилась как домовый храм Патриархов. После перестройки в 1681 году прежняя церковь стала церковью двенадцати Апостолов, а новый Филипповский храм расположился в том же здании этажом выше. В 1918 году церковь Филиппа была закрыта. В настоящее время храм числится приделом церкви двенадцати Апостолов, но для посещения он закрыт.

Итак, мы видим, что игумен Филипп сыграл одну из решающих ролей в русской православной истории. Благодаря его высоким духовно-нравственным качествам и подвижничеству в духе древнего монашества были помилованы многие из тех, кто выступал против «опричнины». Не найдя поддержки в Земской думе и Священном Соборе, он один мужественно противостоял грозному царю. Филипп был прославлен для всероссийского почитания как Святитель Филипп, митрополит Московский, память о котором совершается 9/22 января (день мученической кончины - 23 декабря, с 1660 года празднование было перенесено на 9 января), 3/16 июля (день перенесения мощей Святителя Филиппа в 1652 году) и 5/18 октября (день почитания пяти святителей Московских и всея России) (старый/новый стиль).

Литература

1. Иосиф, игумен. Святый Филипп. М.: Тип. С. Орлова, 1873.

2. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.

3. Осипенко М.В. Во Отце океана моря. Путеводитель по Соловецкой обители и ее скитам. М.: Общество сохранения литературного наследия, 2007.

4. Соловецкий Патерик. М.: Синодальная библиотека ИНТО, 1991.

5. Федотов Г.П. Святой Филипп митрополит Московский. Том 3. М.: Мартис,

2000.

6. http://www.kreml.ru/ru/main/museums/dormite Успенский собор.

7. http://www.saints.ru/f/22-perenesenie-moscheisvt-Filippa.html Перенесение мощей Святителя Филиппа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.