Дана Веселска.
ПАМЯТНИКИ ПОГИБШЕГО МИРА - СИНАГОГАЛЬНЫЙ ТЕКСТИЛЬ В КОЛЛЕКЦИЯХ ДОВОЕННЫХ ЧЕШСКИХ И МОРАВСКИХ ЕВРЕЙСКИХ МУЗЕЕВ
Коллекция Еврейского музея в Праге включает свыше 11 000 предметов еврейского текстиля. Часть из них до Второй мировой войны находилась в синагогах на территории Протектората Богемия и Моравия. Другая часть происходит из коллекций предвоенных еврейских музеев в Младой Болеславе, Праге и Микулове, или была личным имуществом, принадлежащим еврейским семьям. Коллекции довоенных еврейских музеев в Чехословакии в целом включали не более 2 000 предметов, включая и текстиль. Нацистами, после оккупации всей центральной части бывшей Чехословакии и создания Протектората Богемия и Моравия (в 1939 г.), было постановлено (в 1942 г.), что редкие памятники еврейской культуры (серебро, текстиль, книги, рукописи) из имущества всех еврейских общин, а также богатства коллекций довоенных еврейских музеев должны быть собраны в равинатах на территории Протектората и затем отправлены в Прагу, где они будут храниться в, так называемом, Центральном Еврейском музее. Так были заложены основы существующей коллекции крупнейшего еврейского музея Европы, Еврейского музея в Праге1.
Синагогальный текстиль, его виды и методы использования
Главное место в еврейской синагогальной литургии занимает свиток Торы (на иврите «Сефер-Тора»). Прикасаться к свитку руками запрещено, поэтому он помещается в специальную форму. Ашкенази называют ее мантия (на идише «мантл», на иврите «меил») - это форма из ткани, богато декорированная вышивкой. Свиток Торы в ашкеназской синагоге хранится в специальном ковчеге, стоящем у восточной стены здания. Называется он «арон ха-кодеш» (святой ковчег). Арон закрывается специальным занавесом (на иврите «парохет»), который обычно также богато украшен вышивкой или аппликацией (часто в декоре используется изображение короны Торы, двух львов поддерживающих корону - символ колена Иуды, двух колонн, симво-лизируюших первый иерусалимский храм, и т.п.). В верхней части парохет
1 В целом об истории довоенных чешских и моравских еврейских музеев см.: VeselskaM. Jewish and related museums in Czechoslovakia in 1918 - 1939 // Thesauration and presentation of the cultural heritage of minorities in the collections and exhibitions programmes of museum and galeries. Ed. by D. Veselska. Praha, 2005. S. 53-65.
прикрыт фестончатым ламбрекеном (на иврите «каппорет»). На нем часто вышиты еврейские символы: хлебы предложения, менора или десять заповедей. Стол для чтения Торы покрывается вышитой скатертью2.
Еврейский общественный музей в Младой Болеславе
Самый старый из музеев, которые были предшественниками современного Еврейского музея в Праге, - музей в Младой Болеславе, основаный в конце XIX в. (но официально зарегистрированный лишь в 1922 г.). Его коллекция состояла из богослужебных предметов, принадлежавших еврейской религиозной общине Младой Болеславы. Этот город в Центральной Богемии находится приблизительно в 50 км от Праги. В XVII в. местная еврейская община состояла из 775 человек (что составляло в то время около 50 % всего местного населения), но постепенно их количество сократилось и в 1930 г. составляло лишь 264 человека (1 % от общей численности городского населения). В Младой Болеславе проживали самые богатые из чешской еврейской общины. В 1634 г. там погиб Якоб фон Троенберк, финансист императора Рудольфа II и первый еврей в Австро-Венгерской империи, возведенный в дворянство. Поскольку численность еврейских верующих в конце XIX в. снизилась (ввиду ассимиляции и получения полных гражданских прав после 1869 г.), представители еврейской общины решили создать еврейский музей и сохранить в нем для будущих поколений памятники того времени, когда их община была одной из наиболее важных в Чехии. Хотя основатели болеславской музейной коллекции и не имели никакой специальной подготовки, они осознали ценность уникального синагогального текстиля и решили сохранить его от повреждений, неизбежных при обыкновенном употреблении в религиозной жизни общины.
Самый значительный предмет текстиля, включенный в болеславский еврейский музей, - это уникальный занавес из зеленого бархата 1658 г. В содержащейся на нем дарственной надписи говорится, что его вышила собственными руками госпожа Слава, а после ее смерти завершила работу ее сноха Сарл. Занавес украшен тонкой вышивкой золотой нитью - орнаментальным оформлением декоративных украшений, навеянных эпохой Возрожде-ния3. Не менее стары и остальные части коллекции синагогального текстиля еврейского музея в Младой Болеславе. Мы ^находим здесь занавес 1679 г., дар главы краевого еврейского президиума Иокева Иитчина, который изготовлен из шелковой аппликации4, и занавес, который пожертвовал синагоге в 1744 г. Ноах Примас. Его нижняя часть изготовлена из редкой итальянской ткани XVI в., украшенной изображениями декоративных ваз с мотивом листьев аканта5.
2 Подробнее см.: Dictionary of Judaica. Ed. by E. Kosakova. Praha, 2005. Ср.: Электронная еврейская энциклопедия: http://www.eleven.co.il (ссылка последний раз проверялась 12.12.2009 г.).
3 Инвентарный номер в Еврейском музее Праги (далее - ЕмП) 002.237.
4 Инвентарный номер ЕмП 002.027.
5 Инвентарный номер ЕмП 002.229.
Ценность коллекции литургических текстильных изделий, которую создали основатели музея (а в музейное собрание, несмотря на первоначальный план, оказались, в итоге, включены также рукописи и книги, что было связано с быстрым разрушением этих материалов при повседневном использовании), осознавалась уже во время создания музея. Представители местной еврейской религиозной общины даже вели переговоры с деятелями Художественно-исторического музея в Вене о покупке определенных экспонатов болеславской коллекции для этого австрийского собрания. Так как основатели музея хотели создать сокровищницу самых красивых, самых редких и самых драгоценных объектов, к сожалению мы не найдем здесь повседневных объектов из еврейских домов, в коллекцию включены лишь самые эксклюзивные. Хотя опись коллекции Еврейского общественного музея в Младой Болеславе и не сохранилась, можно надеяться, что благодаря данным периодической печати того времени и архивным источникам, нам вскоре удастся восстановить ее первоначальный вид.
Еврейский музей в Праге (1906 - 1942)
Пражский Еврейский музей был основан в 1906 г. Основателями музея были лидеры пражского еврейского музейного объединения, доктор Соломон Либэн и доктор Август Штайн. Основу музейного собрания составили литургические предметы, которые ранее принадлежали синагогам пражского гетто. Эти синагоги были разрушены во время ассенизации в самом конце XIX в., когда весь еврейский квартал Праги, полный небольших живописных домиков, радикально перестроили, и для будущих поколений сохранилась лишь незначительная часть оригинальной атмосферы наиболее важной еврейской общины в стране. Лидеры объединения предполагали, что музейные коллекции, созданные на этой основе, позже будут дополнены другими предметами со всей территории Чехии, которые будут собраны или приобретены на аукционах и в антикварных салонах. Данный проект удалось исполнить (до начала Второй мировой войны) лишь отчасти. Основной причиной этого было, прежде всего, отсутствие необходимых финансов. Успешную деятельность музея остановило и начало Первой мировой войны. Хотя пражский музей и мог похвалиться относительно высокой посещаемостью, его обыкновенные расходы (главным образом аренда выставочного пространства) не позволяли осуществиться в полном объеме планам основателей. Однако же им удалось создать очень интересную коллекцию, которая сохранилась, практически в полном объеме, до настоящего времени. Недавно был составлен и опубликован ее полный каталог6.
Произведения из текстиля в коллекции пражского довоенного Еврейского музея представлены такими достопримечательностями, как группа монументальных драпировок (XVII - XVIII вв. из собрания Новой7 и Циганской синагог8), каппоретов, украшенных интересными символами еврейской ико-
6 Defying the Best. Ed. by M. Veselska. Praha, 2006.
7 Инвентарный номер ЕмП 059.908.
8 Инвентарные номера ЕмП 059.909, 059.928.
нографии, связанными с оформлением Иерусалимского храма. Коллекция была дополнена также многочисленными синагогальными занавесами XVIII в., несколькими мантлами и отдельными текстильными изделиями, принадлежавшими еврейским семьям. Исключительную ценность представляет комплект из нескольких простых ритуальных тканей, вытканных в сельских областях Чехии. К сожалению, никакой дополнительной информации о них (например, точное место производства) у нас нет, что снижает их информационную ценность.
Коллекции довоенного Еврейского музея в Праге были довольно многочисленны и очень разнообразны (кроме текстиля и рукописей, они содержали в основном объекты из драгоценных металлов, книги, архивные документы и т.д.). Текстиль был представлен скорее отдельными памятниками. Вероятно именно потому, что музейные коллекции хранились здесь достаточно профессионально, а сам музей в довоенном музейном сообществе имел высокую репутацию, именно он и был выбран нацистами как место, где будут храниться еврейские коллекции со всей территории Протектората Богемия и Моравия. История Еврейского музея Праги в настоящее время подробно изучена и подготовлена к печати.
Центральный еврейский музей Моравии и Силезии в Микулове
По тем же причинам, что и в Младой Болеславе, основан был Центральный еврейский музей Моравии и Силезии в Микулове. Его основой должны были стать ценные исторические памятники и архивы, которые принадлежали местной еврейской общине и обществу «хевра кадиша». Усилия к созданию еврейского музея начали предприниматься в 1923 г., когда семья Телчер сделала крупный финансовый взнос еврейской религиозной общине Микулова. Фонд средств для создания музея постепенно увеличивался, и в 1931 г. еврейская община смогла приобрести дом, в котором было достаточно подходящих комнат для имущества музея. В том же году было принято решение сосредоточить основные усилия на сборе еврейских художественных и исторических памятников с территории Моравии и Силезии. Подготовительные работы завершили к осени 1935 г. Музейные экспонаты были одолжены еврейскими общинами таких гордов, как Брно, Брецлав, Шум-перк, Русинов и Аустерлиц. Деятельность Центрального еврейского музея Моравии и Силезии в Микулове в короткий период его существования была довольно динамичной. В непосредственной связи с развитием политической и социальной ситуации в приграничных регионах Моравии, которые были захвачены нацистами уже в 1938 г., коллекции музея были транспортированы в апреле 1938 г. в Брно, а затем в 1942 г. в Центральный еврейский музей в Праге.
Музею в короткое время его существования удалось создать очень интересное собрание предметов синагогального текстиля. Все заинтересованные еврейские общины передали музею наиболее старые и крупные предметы текстиля (в первую очередь - занавесы) из своих имуществ. К сожалению не сохранилась опись музея, поэтому сейчас очень трудно определить из каких именно общин Моравии и Силезии происходит тот или иной занавес. Труд-
но определить и имена дарителей. Время от времени сделать это все же удается, благодаря тщательному изучению надписей на надгробиях еврейских кладбищ Моравии и Силезии.
Наиболее интересный комплект предметов синагогального текстиля в коллекции Центрального еврейского музея Моравии и Силезии в Микулове был создан Иегудой Лейбом в Русинове в 1697 - 1700 гг.9 Именно эти занавесы стали образцами для множества других крупных предметов немецкого синагогального текстиля. Они украшены богатой вышивкой металлическими нитями, и в их оформлении преобладают изображения массивных колонн, украшенных листьями винограда. Другие синагогальные занавесы были, вероятно, созданы непосредственно в немецких мастерских и в Моравию попали благодаря еврейским купцам. В коллекции довоенного Еврейского музея в Микулове были плохо представлены иные предметы синагогального текстиля: мантлы или каппореты. Текстиль из еврейских семей был представлен в коллекции этого музея только отдельными предметами.
После создания Протектората Богемии и Моравии в первую очередь нацистами была запрещена деятельность еврейских общин. Таким образом была прекращена также и деятельность Пражского еврейского музейного объединения, а затем и деятельность самого пражского Еврейского музея. Затем ограничены были функции еврейских общин, что привело к окончанию деятельности Еврейского музея в Младой Болеславе. Наконец, в 1942 г. нацисты издали приказ, по которому все богослужебные предметы из синагог (в том числе и синагогальный текстиль) 52 еврейских общин Протектората Богемии и Моравии, были перевезены в Прагу, где их разместили в так называемом Центральном еврейском музее. Всего в Прагу было перевезено 11 000 предметов из текстиля, в том числе 4 000 мантлов, 2 000 парохетов и 1 000 каппоретов.
Таким образом была создана самая крупная и полная в мире коллекция предметов синагогального текстиля. Основой ее, однако, особенно в области документирования жизни еврейских семей и мира традиционной ритуальной практики, явились коллекции довоенных еврейских музеев в Младой Болеславе, Праге и Микулове. Прежде всего благодаря усердию их основателей Еврейский музей в Праге, уже много лет остающийся наиболее посещаемым музеем Чешской Республики, и может выполнять свою роль мемориала жизни чешского и моравского еврейского общества, почти уничтоженного нацистами во время Второй мировой войны.
9 Инвентарные номера ЕмП 005.154, 005.174.