Научная статья на тему 'Памятники погибшего мира cинагогальный текстиль в коллекциях довоенных чешских и моравских еврейских музеев'

Памятники погибшего мира cинагогальный текстиль в коллекциях довоенных чешских и моравских еврейских музеев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ТЕКСТИЛЬ / ИУДАИКА / ИУДАИЗМ / MUSEUM'S COLLECTIONS / TEXTILES / JUDAICA / JUDAISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веселска Дана

В своей работе автор рассматривает основные принципы хранений предметов синагогального текстиля в коллекциях довоенных еврейских музеев Чехии и Моравии. Ядро собрания современного Еврейского музея в Праге, являющегося самым посещаемым музеем Чешской Республики и самым значительным хранилищем предметов иудаики в Европе, составили коллекции музея еврейской общины в Младе Болеславе (посвященного, в первую очередь, местному материалу), довоенного Еврейского музея в Праге, действовавшего на базе музейного общества и собиравшего предметы из Богемии, а также музея, основанного в моравском Микулове, с его коллекциями моравских и силезских предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memorials of a vanished world a synagogue textiles in the collections of the prewar Jewish Czech and Moravian museums

The author presents in her contribution the principles of holding the synagogue textiles in the collections of the pre-war Jewish museums in Bohemia and Moravia. The collections of the locally focused museum of the Jewish community in Mlada Boleslav, of the pre-war Jewish Museum in Prague that operated on the basis of a museum society and collected items from the region of Bohemia, and of the museum that had been founded in Mikulov in Moravia with its collection area of Moravia and Silesia, constitute the heart of the collection holdings of the current Jewish Museum in Prague, the most visited museum in the Czech Republic and the most significant Jewish collection institution in Europe.

Текст научной работы на тему «Памятники погибшего мира cинагогальный текстиль в коллекциях довоенных чешских и моравских еврейских музеев»

Дана Веселска.

ПАМЯТНИКИ ПОГИБШЕГО МИРА - СИНАГОГАЛЬНЫЙ ТЕКСТИЛЬ В КОЛЛЕКЦИЯХ ДОВОЕННЫХ ЧЕШСКИХ И МОРАВСКИХ ЕВРЕЙСКИХ МУЗЕЕВ

Коллекция Еврейского музея в Праге включает свыше 11 000 предметов еврейского текстиля. Часть из них до Второй мировой войны находилась в синагогах на территории Протектората Богемия и Моравия. Другая часть происходит из коллекций предвоенных еврейских музеев в Младой Болеславе, Праге и Микулове, или была личным имуществом, принадлежащим еврейским семьям. Коллекции довоенных еврейских музеев в Чехословакии в целом включали не более 2 000 предметов, включая и текстиль. Нацистами, после оккупации всей центральной части бывшей Чехословакии и создания Протектората Богемия и Моравия (в 1939 г.), было постановлено (в 1942 г.), что редкие памятники еврейской культуры (серебро, текстиль, книги, рукописи) из имущества всех еврейских общин, а также богатства коллекций довоенных еврейских музеев должны быть собраны в равинатах на территории Протектората и затем отправлены в Прагу, где они будут храниться в, так называемом, Центральном Еврейском музее. Так были заложены основы существующей коллекции крупнейшего еврейского музея Европы, Еврейского музея в Праге1.

Синагогальный текстиль, его виды и методы использования

Главное место в еврейской синагогальной литургии занимает свиток Торы (на иврите «Сефер-Тора»). Прикасаться к свитку руками запрещено, поэтому он помещается в специальную форму. Ашкенази называют ее мантия (на идише «мантл», на иврите «меил») - это форма из ткани, богато декорированная вышивкой. Свиток Торы в ашкеназской синагоге хранится в специальном ковчеге, стоящем у восточной стены здания. Называется он «арон ха-кодеш» (святой ковчег). Арон закрывается специальным занавесом (на иврите «парохет»), который обычно также богато украшен вышивкой или аппликацией (часто в декоре используется изображение короны Торы, двух львов поддерживающих корону - символ колена Иуды, двух колонн, симво-лизируюших первый иерусалимский храм, и т.п.). В верхней части парохет

1 В целом об истории довоенных чешских и моравских еврейских музеев см.: VeselskaM. Jewish and related museums in Czechoslovakia in 1918 - 1939 // Thesauration and presentation of the cultural heritage of minorities in the collections and exhibitions programmes of museum and galeries. Ed. by D. Veselska. Praha, 2005. S. 53-65.

прикрыт фестончатым ламбрекеном (на иврите «каппорет»). На нем часто вышиты еврейские символы: хлебы предложения, менора или десять заповедей. Стол для чтения Торы покрывается вышитой скатертью2.

Еврейский общественный музей в Младой Болеславе

Самый старый из музеев, которые были предшественниками современного Еврейского музея в Праге, - музей в Младой Болеславе, основаный в конце XIX в. (но официально зарегистрированный лишь в 1922 г.). Его коллекция состояла из богослужебных предметов, принадлежавших еврейской религиозной общине Младой Болеславы. Этот город в Центральной Богемии находится приблизительно в 50 км от Праги. В XVII в. местная еврейская община состояла из 775 человек (что составляло в то время около 50 % всего местного населения), но постепенно их количество сократилось и в 1930 г. составляло лишь 264 человека (1 % от общей численности городского населения). В Младой Болеславе проживали самые богатые из чешской еврейской общины. В 1634 г. там погиб Якоб фон Троенберк, финансист императора Рудольфа II и первый еврей в Австро-Венгерской империи, возведенный в дворянство. Поскольку численность еврейских верующих в конце XIX в. снизилась (ввиду ассимиляции и получения полных гражданских прав после 1869 г.), представители еврейской общины решили создать еврейский музей и сохранить в нем для будущих поколений памятники того времени, когда их община была одной из наиболее важных в Чехии. Хотя основатели болеславской музейной коллекции и не имели никакой специальной подготовки, они осознали ценность уникального синагогального текстиля и решили сохранить его от повреждений, неизбежных при обыкновенном употреблении в религиозной жизни общины.

Самый значительный предмет текстиля, включенный в болеславский еврейский музей, - это уникальный занавес из зеленого бархата 1658 г. В содержащейся на нем дарственной надписи говорится, что его вышила собственными руками госпожа Слава, а после ее смерти завершила работу ее сноха Сарл. Занавес украшен тонкой вышивкой золотой нитью - орнаментальным оформлением декоративных украшений, навеянных эпохой Возрожде-ния3. Не менее стары и остальные части коллекции синагогального текстиля еврейского музея в Младой Болеславе. Мы ^находим здесь занавес 1679 г., дар главы краевого еврейского президиума Иокева Иитчина, который изготовлен из шелковой аппликации4, и занавес, который пожертвовал синагоге в 1744 г. Ноах Примас. Его нижняя часть изготовлена из редкой итальянской ткани XVI в., украшенной изображениями декоративных ваз с мотивом листьев аканта5.

2 Подробнее см.: Dictionary of Judaica. Ed. by E. Kosakova. Praha, 2005. Ср.: Электронная еврейская энциклопедия: http://www.eleven.co.il (ссылка последний раз проверялась 12.12.2009 г.).

3 Инвентарный номер в Еврейском музее Праги (далее - ЕмП) 002.237.

4 Инвентарный номер ЕмП 002.027.

5 Инвентарный номер ЕмП 002.229.

Ценность коллекции литургических текстильных изделий, которую создали основатели музея (а в музейное собрание, несмотря на первоначальный план, оказались, в итоге, включены также рукописи и книги, что было связано с быстрым разрушением этих материалов при повседневном использовании), осознавалась уже во время создания музея. Представители местной еврейской религиозной общины даже вели переговоры с деятелями Художественно-исторического музея в Вене о покупке определенных экспонатов болеславской коллекции для этого австрийского собрания. Так как основатели музея хотели создать сокровищницу самых красивых, самых редких и самых драгоценных объектов, к сожалению мы не найдем здесь повседневных объектов из еврейских домов, в коллекцию включены лишь самые эксклюзивные. Хотя опись коллекции Еврейского общественного музея в Младой Болеславе и не сохранилась, можно надеяться, что благодаря данным периодической печати того времени и архивным источникам, нам вскоре удастся восстановить ее первоначальный вид.

Еврейский музей в Праге (1906 - 1942)

Пражский Еврейский музей был основан в 1906 г. Основателями музея были лидеры пражского еврейского музейного объединения, доктор Соломон Либэн и доктор Август Штайн. Основу музейного собрания составили литургические предметы, которые ранее принадлежали синагогам пражского гетто. Эти синагоги были разрушены во время ассенизации в самом конце XIX в., когда весь еврейский квартал Праги, полный небольших живописных домиков, радикально перестроили, и для будущих поколений сохранилась лишь незначительная часть оригинальной атмосферы наиболее важной еврейской общины в стране. Лидеры объединения предполагали, что музейные коллекции, созданные на этой основе, позже будут дополнены другими предметами со всей территории Чехии, которые будут собраны или приобретены на аукционах и в антикварных салонах. Данный проект удалось исполнить (до начала Второй мировой войны) лишь отчасти. Основной причиной этого было, прежде всего, отсутствие необходимых финансов. Успешную деятельность музея остановило и начало Первой мировой войны. Хотя пражский музей и мог похвалиться относительно высокой посещаемостью, его обыкновенные расходы (главным образом аренда выставочного пространства) не позволяли осуществиться в полном объеме планам основателей. Однако же им удалось создать очень интересную коллекцию, которая сохранилась, практически в полном объеме, до настоящего времени. Недавно был составлен и опубликован ее полный каталог6.

Произведения из текстиля в коллекции пражского довоенного Еврейского музея представлены такими достопримечательностями, как группа монументальных драпировок (XVII - XVIII вв. из собрания Новой7 и Циганской синагог8), каппоретов, украшенных интересными символами еврейской ико-

6 Defying the Best. Ed. by M. Veselska. Praha, 2006.

7 Инвентарный номер ЕмП 059.908.

8 Инвентарные номера ЕмП 059.909, 059.928.

нографии, связанными с оформлением Иерусалимского храма. Коллекция была дополнена также многочисленными синагогальными занавесами XVIII в., несколькими мантлами и отдельными текстильными изделиями, принадлежавшими еврейским семьям. Исключительную ценность представляет комплект из нескольких простых ритуальных тканей, вытканных в сельских областях Чехии. К сожалению, никакой дополнительной информации о них (например, точное место производства) у нас нет, что снижает их информационную ценность.

Коллекции довоенного Еврейского музея в Праге были довольно многочисленны и очень разнообразны (кроме текстиля и рукописей, они содержали в основном объекты из драгоценных металлов, книги, архивные документы и т.д.). Текстиль был представлен скорее отдельными памятниками. Вероятно именно потому, что музейные коллекции хранились здесь достаточно профессионально, а сам музей в довоенном музейном сообществе имел высокую репутацию, именно он и был выбран нацистами как место, где будут храниться еврейские коллекции со всей территории Протектората Богемия и Моравия. История Еврейского музея Праги в настоящее время подробно изучена и подготовлена к печати.

Центральный еврейский музей Моравии и Силезии в Микулове

По тем же причинам, что и в Младой Болеславе, основан был Центральный еврейский музей Моравии и Силезии в Микулове. Его основой должны были стать ценные исторические памятники и архивы, которые принадлежали местной еврейской общине и обществу «хевра кадиша». Усилия к созданию еврейского музея начали предприниматься в 1923 г., когда семья Телчер сделала крупный финансовый взнос еврейской религиозной общине Микулова. Фонд средств для создания музея постепенно увеличивался, и в 1931 г. еврейская община смогла приобрести дом, в котором было достаточно подходящих комнат для имущества музея. В том же году было принято решение сосредоточить основные усилия на сборе еврейских художественных и исторических памятников с территории Моравии и Силезии. Подготовительные работы завершили к осени 1935 г. Музейные экспонаты были одолжены еврейскими общинами таких гордов, как Брно, Брецлав, Шум-перк, Русинов и Аустерлиц. Деятельность Центрального еврейского музея Моравии и Силезии в Микулове в короткий период его существования была довольно динамичной. В непосредственной связи с развитием политической и социальной ситуации в приграничных регионах Моравии, которые были захвачены нацистами уже в 1938 г., коллекции музея были транспортированы в апреле 1938 г. в Брно, а затем в 1942 г. в Центральный еврейский музей в Праге.

Музею в короткое время его существования удалось создать очень интересное собрание предметов синагогального текстиля. Все заинтересованные еврейские общины передали музею наиболее старые и крупные предметы текстиля (в первую очередь - занавесы) из своих имуществ. К сожалению не сохранилась опись музея, поэтому сейчас очень трудно определить из каких именно общин Моравии и Силезии происходит тот или иной занавес. Труд-

но определить и имена дарителей. Время от времени сделать это все же удается, благодаря тщательному изучению надписей на надгробиях еврейских кладбищ Моравии и Силезии.

Наиболее интересный комплект предметов синагогального текстиля в коллекции Центрального еврейского музея Моравии и Силезии в Микулове был создан Иегудой Лейбом в Русинове в 1697 - 1700 гг.9 Именно эти занавесы стали образцами для множества других крупных предметов немецкого синагогального текстиля. Они украшены богатой вышивкой металлическими нитями, и в их оформлении преобладают изображения массивных колонн, украшенных листьями винограда. Другие синагогальные занавесы были, вероятно, созданы непосредственно в немецких мастерских и в Моравию попали благодаря еврейским купцам. В коллекции довоенного Еврейского музея в Микулове были плохо представлены иные предметы синагогального текстиля: мантлы или каппореты. Текстиль из еврейских семей был представлен в коллекции этого музея только отдельными предметами.

После создания Протектората Богемии и Моравии в первую очередь нацистами была запрещена деятельность еврейских общин. Таким образом была прекращена также и деятельность Пражского еврейского музейного объединения, а затем и деятельность самого пражского Еврейского музея. Затем ограничены были функции еврейских общин, что привело к окончанию деятельности Еврейского музея в Младой Болеславе. Наконец, в 1942 г. нацисты издали приказ, по которому все богослужебные предметы из синагог (в том числе и синагогальный текстиль) 52 еврейских общин Протектората Богемии и Моравии, были перевезены в Прагу, где их разместили в так называемом Центральном еврейском музее. Всего в Прагу было перевезено 11 000 предметов из текстиля, в том числе 4 000 мантлов, 2 000 парохетов и 1 000 каппоретов.

Таким образом была создана самая крупная и полная в мире коллекция предметов синагогального текстиля. Основой ее, однако, особенно в области документирования жизни еврейских семей и мира традиционной ритуальной практики, явились коллекции довоенных еврейских музеев в Младой Болеславе, Праге и Микулове. Прежде всего благодаря усердию их основателей Еврейский музей в Праге, уже много лет остающийся наиболее посещаемым музеем Чешской Республики, и может выполнять свою роль мемориала жизни чешского и моравского еврейского общества, почти уничтоженного нацистами во время Второй мировой войны.

9 Инвентарные номера ЕмП 005.154, 005.174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.