Научная статья на тему 'Памятники героям, павшим за освобождение Дальнего Востока в Хабаровске '

Памятники героям, павшим за освобождение Дальнего Востока в Хабаровске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Монумент / Гражданская война / памятник / обелиск / архитектура Хабаровска / Дальний Восток / Комсомольская площадь / авторы / доминанта / объект культуры / Civil war / monument / obelisk / architecture of Khabarovsk / Far East / Komsomolskaya Square / authors / dominant / cultural object

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Е.М. Базилевич

Статья посвящена двум памятникам о трагических событиях Гражданской войны 1918-1922 гг. на Дальнем Востоке. Рассматривается история создания памятников, их место в городской структуре. Данные мемориальные объекты городской среды имеют весомое историческое и духовное значение для жите-лей города Хабаровска и Дальнего Востока в целом. Высокие архитектурно-художественные качества памятников определяют их градостроительное значение и ставят в один ряд с выдающимися объектами культуры Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monuments to heroes drowned for liberation Far East in Khabarovsk

Abstract The article is devoted to two monuments about the tragic events of the Civil War of 1918–1922. in the Far East. The history of the creation of monuments, their place in the urban structure is considered. These memorial objects of the urban environment have significant historical and spiritual significance for the residents of the city of Khaba-rovsk and the Far East as a whole. The high architectural and artistic qualities of the monuments determine their town-planning significance and put them on a par with outstanding cultural objects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Памятники героям, павшим за освобождение Дальнего Востока в Хабаровске »

Е.М. Базилевич, доцент

Тихоокеанский государственный университет

E. Bazilevich, Associate Professor Pacific National University

Памятники героям, павшим за освобождение Дальнего Востока в Хабаровске

Monuments to heroes drowned for liberation Far East in Khabarovsk

Статья посвящена двум памятникам о трагических событиях Гражданской войны 1918-1922 гг. на Дальнем Востоке. Рассматривается история создания памятников, их место в городской структуре. Данные мемориальные объекты городской среды имеют весомое историческое и духовное значение для жителей города Хабаровска и Дальнего Востока в целом. Высокие архитектурно-художественные качества памятников определяют их градостроительное значение и ставят в один ряд с выдающимися объектами культуры Российской Федерации.

Ключевые слова: Монумент, Гражданская война, памятник, обелиск, архитектура Хабаровска, Дальний Восток, Комсомольская площадь, авторы, доминанта, объект культуры

Abstract The article is devoted to two monuments about the tragic events of the Civil War of 1918-1922. in the Far East. The history of the creation of monuments, their place in the urban structure is considered. These memorial objects of the urban environment have significant historical and spiritual significance for the residents of the city of Khaba-rovsk and the Far East as a whole. The high architectural and artistic qualities of the monuments determine their town-planning significance and put them on a par with outstanding cultural objects of the Russian Federation.

Keywords: Civil war, monument, obelisk, architecture of Khabarovsk, Far East, Komsomolskaya Square, authors, dominant, cultural object

Введение

Монументы, находящиеся на территории дальневосточных городов России, мало известны в других областях страны. Возведённые в память знаменательных событий, в связи с юбилейными датами памятники отражают и хранят всё более и более удаляемую временем картину исторических событий, которая запечатлена в их образной форме. Помнить памятники (как это ни парадоксально звучит) и изучать их — путь к пониманию отечественной истории,

которая никогда не была благополучной и остаётся таковой и поныне. Трагическое для России время Гражданской войны 1918-20 гг. было отмечено многими кровавыми событиями и сражениями, в том числе и на Дальнем Востоке. В годы Гражданской войны и иностранной интервенции Хабаровск часто оказывался в эпицентре военных столкновений, связанных с революционными событиями в стране, действиями карателей разных мастей, осуществлявших жестокий террор по отношению к населению Приамурья, что обусловило большое число жертв в тяжёлых и кровопролитных боях. Традиция возводить монументы в память о революционных событиях была заложена декретом СНК РСФСР от 14 апреля 1918 года, который впоследствии стал называться «Ленинским планом монументальной пропаганды». Памятники возводились во всех городах Советского Союза в течение нескольких десятилетий существования СССР, в том числе и в Хабаровске. Созданные монументы, как правило, имеют не только мемориально-историческое, но и высокое архитектурно-художественное значение, что в совокупности определяет их статус объектов культурного наследия.

Памятник героям, павшим за освобождение Дальнего Востока

1. История памятника. В годы Гражданской войны Дальний Восток был ареной многочисленных сражений противоборствующих сил: белогвардейских отрядов, войск иностранных интервентов, народно-революционной армии, партизанских отрядов. После контрреволюционного переворота в мае 1921 года во Владивостоке по железной дороге и по реке Уссури от села Казакеви-чево началось наступление белогвардейских отрядов на Хабаровск. Регулярные части Народно-революционной армии под командованием В. К.Блюхера при активной поддержке партизан вели ожесточённую борьбу. В феврале 1922 года НРА и партизаны начали решающее наступление против белогвардейцев. В течение трёх дней, 10-12 февраля, происходило сражение за Хабаровск — штурм укреплений сопки Июнь-Корань у села Волочаевка. 14 февраля 1922 года Хабаровск был освобождён. К осени белогвардейцы и интервенты были изгнаны с Дальневосточной земли. 25 октября 1922 года части Народно-Революционной армии вступили во Владивосток [Объекты 2006, с. 96]. Этот разгром интервентов стал одновременно и концом Гражданской войны в молодой стране Советов.

Отмечая по прошествии десятков лет победу в Гражданской войне, в память о погибших в разных городах СССР стали возводить величественные монументы по специальным постановлениям правительства. Не стал исключением в этом плане и Хабаровск. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1948 года, было принято решение о сооружении памятника в память о событиях Гражданской войны на Дальнем Востоке [Объекты

2006, с. 96]. Работа была поручена известному московскому скульптору А.П. Файдыш-Крандиевскому.

Первые эскизы скульптор выполнил в том же 1948 году в виде небольших пластилиновых моделей. В течение первых двух лет было выполнено 15 различных вариантов будущего памятника. По словам скульптора, тему Гражданской войны он пытался решить, как клятву верности над прахом погибших — оптимистично и жизнеутверждающе. В 1950 году в Хабаровске было проведено первое общественное обсуждение, и после одобрения эскизного варианта автор приступил к выполнению рабочей модели. В 1952 году гипсовую отливку композиции памятника (под названием «За власть Советов») Файдыш-Крандиевский представил на обозрение в Третьяковской галерее, где проходила Всесоюзная художественная выставка.

В мае следующего года экспертным советом была одобрена и принята к исполнению скульптурная группа памятника, выполненная автором в глине, но уже в натуральную величину. После утверждения её Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР началась формовка из гипса, а затем, в 1954-1955 годах, модель была переведена в бронзу. Все работы проводились на заводе художественного литья в подмосковных Мытищах. Отливку выполняли восковым способом мастера завода: скульптор В.В. Сарохтин. литейщик Г.И. Савинский, чеканщик А.Н. Лысенко и бригадир монтажников В.И. Савельев [Вежновец, Крадин 2000, с. 180-181].

Автором архитектурной части памятника является М.О. Барщ [Барщ].

Памятник был открыт в торжественной обстановке 26 октября 1956 года [Морозов 1980].

2. Композиция и структура памятника. Памятник представляет собой гранитный монумент, увенчанный четырёхгранным обелиском с пятиконечной звездой, обрамлённой с двух сторон растительными гирляндами. Обелиск установлен на высоком постаменте, состоящем из двух частей: верхняя служит основанием обелиску и скульптурной группе, и представляет собой кубический объём и нижняя — трёхступенчатое основание постамента, который, как и обелиск, выложен из блоков серого гранита. Композицию памятника завершает низкая ограда из чугунных гирлянд, опирающихся на гранитные опоры в форме закруглённых сверху усечённых конусов, которая окружает памятник и клумбы цветов, расположенных по периметру сооружения.

У основания обелиска находится выполненная из бронзы скульптурная группа, символизирующая силы революции. Под развёрнутым боевым Красным знаменем, как образ сплочённого борющегося народа, стоят три мужественные фигуры: комиссар, красногвардеец и партизан (рис. 1а). Российский историк архитектуры Н.П. Крадин даёт подробное описание деталей композиции скульптурной части памятника: «На северо-восточной грани постамента,

на бронзовом щите, сделана надпись накладными буквами: «Героям гражданской войны на Дальнем Востоке 1918-1922 г.» (рис. 1в). На тыльной стороне — барельефная композиция из бронзы. В центре её серп и молот на фоне щита, а по бокам — по три приспущенных знамени (рис. 1б) [Вежновец, Крадин 2000, с.182]». В сборнике «Монументы и памятники воинской доблести и славы России» представлены общие характеристики памятника: «Высота скульптурной композиции — 3,6 м; со знаменем — 7 м; пьедестала — 5 м; общая высота с обелиском — 22 метра. Авторы памятника — скульптор А. Файдыш-Крандиев-ский, архитектор М. Барщ. [Монументы 2011, с. 32]».

Средствами монументальной скульптуры авторы памятника сумели выразить героику суровых лет Гражданской войны, увековечили подвиги и народную память о погибших. Фигуры комиссара, красногвардейца и партизана удачно расположены вокруг обелиска и образуют компактную монументальную группу, которая точно соотнесена с архитектурной основой памятника по силуэтам и пропорциям. Она органично совмещает в себе статику и динамику движения. Если рассматривать памятник с фронтальной стороны мы увидим три фигуры, вписанные в статичный прочный треугольник, который может ассоциироваться с крепостью, мощью революционного движения народа. Эффект прочности усиливается ритмическим сочетанием вертикалей фигур, краёв постамента и обелиска (рис. 4). При взгляде сбоку (рис. 1б), треугольный силуэт скульптурной группы создаёт ощущение динамичного движения, взлёта, выражающего порыв, напряжение борьбы.

а б в

Рис. 1. Памятник героям, павшим за освобождение Дальнего Востока. Фото автора

Сами образы персонажей, их состав (комиссар, боец народно-революционной армии, партизан) представляют собой типичный символ Гражданской войны, сложившийся в советском искусстве. Аналогичные типажи мы встречаем в картинах С.В. Герасимова, А.А. Пластова и др. художников. Можно предположить, что образы скульптуры создавались автором не без влияния

литературных образов дальневосточных революционеров и партизан, созданных А.А. Фадеевым в романе «Разгром». Благодаря тому, что А.П. Файдыш-Крандиевский и М.О. Барщ создали точный типический и исторически достоверный образ, «Памятник героям Гражданской войны на Дальнем Востоке 1918-1922 гг.» обладает высокими художественными достоинствами, имеет большую историческую значимость. Вскоре после своего открытия, постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. он был поставлен на государственную охрану как памятник республиканского значения [Объекты 2006, с. 96] и стал первым памятником такого ранга на Дальнем Востоке.

3. Взаимодействие памятника с окружающей городской средой. Памятник расположен в центре Комсомольской площади на конце оси пешеходного пути вдоль ул. Муравьёва-Амурского. Площадь, на которой установлен памятник, является начальным или конечным пунктом различных парадов и шествий.

Как отмечают исследователи-краеведы: «Поставленный в створе тротуарной части нечётной стороны улицы Муравьёва-Амурского, памятник виден издалека и, несмотря на расположенные почти рядом с ним высокие здания с юго-восточной стороны, доминирует в ансамбле площади. Он господствует над окружающей застройкой. Также строгий, торжественный монумент мирно соседствует с устремлённым в синеву православным храмом» [Вежновец, Кра-дин 2000, с. 181]. Эта значительная, высокохудожественная работа открывается взору идущих по улице издалека и притягивает своим классическим лаконизмом, взвешенным распределением масс, совершенством эстетичных форм и силуэтом. Его концепция и основная мысль остаются понятными и современному зрителю, воспитанному вне идеологии социализма. «Памятник героям Гражданской войны 1918-1922 гг.» является одним из самых выразительных памятников города Хабаровска.

Рис. 2. Памятник героям, павшим за освобождение Дальнего Востока. Фото автора

Памятник жертвам белогвардейского террора

1. История памятника. В декабре 1917 года в Хабаровске городской Совет рабочих и солдатских депутатов взял власть в свои руки и принял целый ряд большевистских резолюций. Весной 1918 года лидеры хабаровских эсеров обратились к странам Антанты и Японии с призывом «водворить порядок» на Дальнем Востоке. Совместное наступление сил интервентов из Владивостока и белогвардейских отрядов с территории Маньчжурии сломило сопротивление немногочисленных отрядов красногвардейцев, и 4-5 сентября 1918 года Хабаровск был оккупирован войсками атамана Калмыкова при поддержке японских и американских войск. Во избежание лишних жертв город был сдан калмыков-цам без боя. Тем не менее, последние для устрашения горожан развязали террор против всех, заподозренных в сочувствии большевикам. Зверства и суровые расправы над жителями города длились до освобождения Хабаровска НРА и партизанскими отрядами в феврале 1922 года.

В октябре 1947 г., в связи с 25-летием освобождения Дальнего Востока от белогвардейцев и интервентов Совет Министров РСФСР принял решение об увековечивании памяти героев Гражданской войны. В 1953 г. начались работы по засыпке места массовых расстрелов и захоронений хабаровчан, называемого в народе «овраг смерти», где был установлен временный памятник в виде кубического объёма на ступенчатом пьедестале с мемориальной плитой [Объекты 2006, с. 95]. В 1957 году Хабаровский горисполком принял решение о сооружении памятника «пролетарию-борцу». В 1960 г. территория захоронения была спланирована, насыпан холм, символизирующий братскую могилу, и над ним установлен монумент работы хабаровского скульптора Л.П. Зайшло.

2. Об авторе памятника. Хабаровский скульптор Л.П. Зайшло (1923-1988) родился в Днепропетровске. В 1941 году из-за начавшейся войны он вынужден был прервать учёбу на скульптурном отделении Днепропетровского художественного училища. После 3 курса Л.П. Зайшло был отправлен на фронт. Завершил войну на Дальнем Востоке, где принимал участие в разгроме японской Квантунской армии. После демобилизации остался в Хабаровске, где поступил на работу в художественный фонд скульптором. Главным образом, работал как скульптор-монументалист. Его основные работы: Памятник жертвам белогвардейского террора (Памятник партизанам), фигуры воинов на карнизе вокзала станции Хабаровск-2 (совместно с Л.М. Бобровниковым), памятник А.М. Горькому в Хабаровске, памятник С. Лазо в Переясловке, памятник В. Бонивуру [Медведев 2013, с. 89-91].

3. Композиция и структура памятника. Памятник представляет собой композицию из четырёхгранного пирамидального обелиска и скульптуры рабочего со склонённым знаменем, установленных на общем постаменте в виде скалы (рис. 3). Общая высота памятника 17 метров. Все части его выполнены из

бетона. На передней стороне постамента выбита надпись: «Вечная память борцам за власть Советов». Скульптору удалось создать выразительный героический образ скорбящего человека, тем не менее настроенного на героическую борьбу и непоколебимого в своих убеждениях и решимости. Мощная мужская фигура с немного склонённой головой образует выразительный силуэт на фоне гладкой поверхности передней грани обелиска. Памятник установлен на насыпном возвышении пирамидальной формы с бетонными ступенями, ведущими к его подножию. Благодаря своим художественным достоинствам и историческому значению, памятник жертвам белогвардейского террора постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04. 12. 1974 г. поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения [Объекты 2006, с. 95].

3. Взаимодействие памятника с окружающей городской средой. Памятник жертвам белогвардейского террора занимает более скромное место в городе по сравнению с Памятником героям, павшим за освобождение Дальнего Востока. Он расположен на месте засыпанного оврага между домами № 134 и 136 по ул. Карла Маркса, на пути в аэропорт г. Хабаровска. Небольшая площадь перед памятником создаёт перспективу для благоприятного его восприятия. Справа и слева на понижениях рельефа, оставшихся от бывшего оврага расположены деревья, создающие естественное обрамление всей композиции. В целом памятник является высотной доминантой среди окружающей его застройки и должен оставаться культурной доминантой района своего расположения.

Заключение

Необходимо отметить, что смена политического строя в 1990-х гг. и последовавшая за ней переоценка ценностей негативно сказались на отношении к обоим памятникам, особенно к памятнику жертвам белогвардейского террора, расположенному вдали от центра города. Несмотря на охранный статус видны признаки небрежения к поддержанию их состояния на должном уровне. Смысл памятника в сохранении истории. Ценность памятника в его художественном значении. В здоровом обществе неизменными должны оставаться память и уважение к своей истории, и своим предкам, пусть даже верившим в невозможный идеал — справедливое устройство мира.

Памятники, рассмотренные в статье, напоминают о нелёгких временах Гражданской войны на Дальнем Востоке. Они являются архитектурно-художественными доминантами в исторической среде города Хабаровска, притягательной частью городской среды для жителей города и туристов. Архитектурно-художественные

Рис. 3. Памятник жертвам белогвардейского террора

достоинства памятников и их историческое значение обеспечивают им достойное место в ряду охраняемых объектов культуры Российской Федерации.

Список литературы

1. Вежновец А.Ф., Крадин Н.П. Записки краеведов. Хабаровск, 2000 г.

2. Морозов П.Л. Хабаровск. Краткая справочная книга. Хабаровское книжное издательство. 1980 г.

3. Медведев В.М. О скульпторе Л.П. Зайшло (1923-1988) / Записки Гроде-ковского музея. Вып. 29. — Хабаровск: КГБНУК «ХКМ им. Н.И. Гродекова», 2013. 140 с.

Список источников

1. Монументы и памятники воинской доблести и славы России, 2001.

2. Объекты культурного наследия. Памятники истории и культуры Хабаровского края. Издательство «Российский Медиа Альянс», Хабаровск, 2006 г.

3. Барщ Михаил Осипович [Электронный ресурс] Режим доступа

References

1. Vezhnovets A.F., Kradin N.P. Zapiski krayevedov [Notes of local historians]. Khabarovsk, 2000.

2. Morozov P.L. Khabarovsk. Kratkaya spravochnaya kniga [Brief reference book]. Khabarovsk,1980.

3. Medvedev V.M. O skul'ptore L.P. Zayshlo (1923-1988) [About the sculptor L.P. Zaishlo (1923-1988)] Khabarovsk, 2013, 140 p.

Е.М. Базилевич, доцент ТОГУ. E-mail: apelsin157@mail.ru

Для цитирования | For citation:

Базилевич Е.М. Памятники героям, павшим за освобождение Дальнего Востока в Хабаровске // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 2022. № 1. С. 160-167.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 06.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.