DOI: 10.24411/2076-8176-2019-12006
Памяти Жана Гайона
(15.06.1940-28.04.2018)
В апреле 2018 г. скончался один из членов редакционной коллегии журнала «Историко-биологические исследования», французский философ и историк биологии Жан Гайон. Всемирно признанный специалист по дарвинизму, человек, благодаря которому формировались связи между философами и историками наук о жизни, он активно сотрудничал и с российскими историками. Последняя встреча с ним состоялась на международном конгрессе по истории науки в Рио-де-Жанейро (Бразилия), где он принимал активное участие в заседаниях Международного союза истории и философии науки и техники. С некоторыми перерывами он участвовал в работе редакционной коллегии с момента создания журнала в 2009 г. и входил в первый её состав.
Жан Гайон родился 15 июня 1940 г. во Франции, в городе Сен-Море-де-Фосс. Он изучал философию в Сорбонне и начал преподавать в средней школе. Позже, в начале 1980-х гг., он вернулся в университет, теперь в Париж-VII, чтобы получить диплом DEA1 по эволюционной биологии, который получил в 1983 г. В 1989 г. в Сорбонне, под
1 Diplôme d'études approfondies — Диплом углублённого обучения; магистр углублённых исследований (фр.).
STUDIES IN THE HISTORY OF BIOLOGY. 2019. Volume 11. No. 2
127
руководством Франсуа Дагоне, Жан Гайон защитил свою диссертацию «Теория естественного отбора: Дарвин и после Дарвина». Это работа стала важным этапом в исто-рико-эпистемологических исследованиях по эволюционной биологии. Под названием «Дарвин и пост-Дарвин» работа была опубликована в 1992 г. в Париже на французском языке2. Его диссертация была переведена на английский язык Мэтью Коббом («Борьба дарвинизма за выживание: наследственность и гипотеза естественного отбора»)3 и вскоре стала классическим трудом, признанным дарвинистами всего мира.
В 1996 г. Гайон провёл год в качестве международного научного сотрудника в Центре изучения науки в обществе при Политехническом институте и государственном университете штата Вирджиния, где у него сложились долгие отношения сотрудничества и дружбы с американским историком биологии Ричардом М. Бурианом.
В 1997 г. Гайон стал профессором университета Париж-VII, где работал в области эпистемологии и истории науки, а также присоединился к команде Rehseis, которую координировал в то время Мишель Пати. В 2001 г. учёный был переведён в университет Париж-I, где в 2016 г. получил звание почётного профессора. Несколько лет он был также директором Института истории и философии науки и техники, существующего с 1932 г., который когда-то возглавлял философ и историк физики Жорж Кангуилем.
Одно из важнейших достижений Гайона — это институциализация историко-эпистемологических исследований. Подобно Дагоне, Гастону Башлару, Александру Куаре и самому Кангуилему, Гайон предположил, что эпистемологическая философия и история науки являются неотъемлемой частью единого философского направления, нацеленного на понимание того, почему, при каких предпосылках и в соответствии с какими фундаментальными концепциями различные науки развивались так, как они развивались, что привело нас к современным способам мышления. Не ставя под сомнение мотивы и руководящие идеи французской эпистемологической традиции, Гайон также знал, что историко-эпистемологические исследования могут быть значительно улучшены и усилены англо-американской философией науки; он даже принимал часть достижений этого философского направления в качестве отправных точек для историко-эпистемологических исследований в своей группе.
В этом смысле книга «Дарвин и пост-Дарвин» может быть признана образцовым текстом. Гайон прослеживает эпистемологическую историю теории естественного отбора в действии. Он блестяще показал, что в целом представляет собой эпистемологическая история, каковы её цели, способы анализа и аргументации, а также её актуальность и возможности для решения гносеологических проблем. В этом тексте он использует также и своё прекрасное знание англо-американской философии биологии. Как в своих лекциях и личных беседах, так и в своих работах он всегда концентрировался на сближении идей: в поисках консенсуса и общих знаменателей, исходя из которых можно было бы пойти дальше, сводя к минимуму надуманные и неестественные противоречия.
Во всех учебных заведениях, где он работал, в Университете Бургундии в Дижоне (1985—1997), Парижском университете VII-Дидро (1997—2001) и Парижском университете Пантеон-Сорбонна (2001—2016), Гайон редактировал десятки коллективных
2 Gayon J. Darwin et l'après-Darwin: Une histoire de l'hypothèse de sélection naturelle. Paris: Editions Kimé, 1992. 453 p.
3 Gayon J. Darwinism's Struggle for Survival: Heredity and the Hypothesis of Natural Selection / Trans. by M. Cobb. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 516 p.
томов на французском и английском языках. И эта работа свидетельствует о его бескомпромиссных научных стандартах и неиссякаемой интеллектуальной любознательности. Член различных академий, в том числе академии «Леопольдина», Международной академии философии науки, Международной академии истории науки, Жан Гайон оставался активным до последних дней своей жизни.
А.В. Самокиш
In the memory of Jean Gayon (15.06.1940-28.04.2018)
In April 2018, French philosopher and historian of biology Jean Gayon, a member of the editorial board of the journal "Istoriko-biologicheskie issledovaniia", passed away at the age of 68. The world-renowned expert on Darwinism, the man who formed the links between philosophers and historians of life sciences, he actively collaborated with Russian historians. With some interruptions, he participated in the work of the editorial board since the creation of the magazine in 2009 and was among its first members.