Научная статья на тему 'Памяти выдающегося крымско-татарского мыслителя и общественного деятеля Исмаил-бея Гаспринского: итоги международной научно-практической конференции (г. Севастополь, 9-11 июня 2014 г. )'

Памяти выдающегося крымско-татарского мыслителя и общественного деятеля Исмаил-бея Гаспринского: итоги международной научно-практической конференции (г. Севастополь, 9-11 июня 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти выдающегося крымско-татарского мыслителя и общественного деятеля Исмаил-бея Гаспринского: итоги международной научно-практической конференции (г. Севастополь, 9-11 июня 2014 г. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Памяти выдающегося крымско-татарского мыслителя и общественного деятеля Исмаил-бея Гаспринского: итоги Международной научно-практической конференции (г. Севастополь 9 - 11 июня 2014г.)

Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией стало крупнейшим событием постсоветского периода истории России, явилось мощным стимулом укрепления российской идентичности и национально-государственного патриотизма, центростремительных процессов в Русском мире и Евразийской интеграции. Стали более интенсивными никогда не прерывавшиеся научные связи Юга России с крымскими вузами и научными учреждениями.

В Севастополе 9-11 июня 2014 г. прошла авторитетная международная научно-практическая конференция «Исмаил Гаспринский и современный культурный диалог», которую организовала Академия труда и социальных отношений (Москва) при содействии фонда «Русский мир». В конференции приняли участие ученые из вузов и научных учреждениях Москвы (Институт востоковедения РАН, Научное общество кавказоведов, АТ и СО, ИМЭМО РАН), Болгарии, Абхазии, Луганской народной республики, Казани, Ставрополя, представители вузов и общественности Севастополя и других городов Крыма. Южный федеральный университет представляли профессора И.П. Добаев, А.Г. Дружинин и В.В. Черноус.

Исмаил-бей Гаспринский (Гаспарлы) (1851-1914) крупнейший мыслитель крымско-татарского народа, идеолог джадидизма (обновленческого движения в исламе) выдающийся общественный деятель и просветитель тюркских народов, поборник тюркско-русского единения в составе России.

2014 год, когда отмечается 100-летие со дня смерти мыслителя и общественного деятеля, ЮНЕСКО был объявлен годом Гаспринского.

Работу конференции открыл ректор Академии труда и социальных отношений проф. Е.М. Кожокин, который дал емкую характеристику наследию И. Гаспринского, показал новое звучание его интеграционных идей в условиях политической турбулентности, конфликтов на Ближнем Востоке, Украине, отметил огромный позитивный потенциал возвращения Крыма в состав России. Крым обладает важнейшим историческим опытом межэтнического и межконфессионального взаимодействия, который стал питательной средой формирования мировоззрения И. Гаспринского воплощенного в его многогранной просветительской и издательской деятельности.

Учения и взгляды Гаспринского не являются случайным явлением, они сформировались в том числе и как результат предшествующего раз-

вития ислама, подчеркнул руководитель Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН к.и.н. Аликбер Аликберов. Имя Исмаила Гаспринского тесно связано с таким феноменом, как джадидизм. Между тем, джадидизм не был новым явлением в исламе. Меняющиеся внешние условия давали новый импульс развитию ислама, при этом обновленческое движение формировалось преимущественно на периферии мусульманского мира, там, где имели место тесные контакты с христианами - на Балканах, на Кавказе, в Крыму. Современный идеологический дискурс в российском обществе касается и путей развития российского ислама, отметил докладчик. В этом плане обращение к опыту предшественников, в том числе Исмаила Гаспринского, как никогда актуально. Российские мусульмане вполне в состоянии создать образцы и модели исламского образования, в максимальной степени приспособленные к современным условиям.

Тему джадидизма продолжил руководитель сектора Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН д.и.н. Владимир Бобровников, подчеркнув недопустимость использования политических или идеологических клише. Также он обратил внимание на просветительскую деятельность джадидов в раннесоветское время, их активное участие в культурных преобразованиях 1920-х годов.

От пространства межконфессионального и межкультурного диалога, широким поясом охватывающего Европу, осталось лишь несколько фрагментов, и одним из них на сегодняшний день является Крым, отметил руководитель Центра прикладной этнологии Института социальной политики Академии труда и социальных отношений к.и.н. Александр Скаков. Другой, хорошо известный пример такого исторически сложившегося поликонфессионального и поликультурного региона - это Татарстан, многоплановые связи с которым позволили решить некоторые важные вопросы, актуальные для нынешнего переходного периода. На сегодня Россия является единственной крупной страной, где, по данным переписей, количество учтенных этносов возрастает, а не уменьшается, причём эти этносы не носят характер реликтов или экспонатов заповедника, а в полной мере развивают свою культуру и сохраняют свой язык.

Главный редактор сайта Научного общества кавказоведов Андрей Арешев охарактеризовал правовые механизмы и необходимость их совершенствования для обеспечения этноконфессиональной стабильности на территории Крыма, что является императивом его развития и реинтеграции в состав России.

Россия выступает в качестве гаранта и защитника этнокультурного многообразия у себя в государстве, стремясь обеспечить (при всех оговорках и трудностях постсоветского развития) гармоничное сосуществование культур на своей территории. Исторически Крым был связан, в частности,

с Кавказом, что также не ушло от внимания участников. Культурное и иное влияние Крымского ханства на адыгский мир Западного Кавказа является общеизвестным фактом - хотя бы потому, что многие представители адыгской элиты являются потомками различных ветвей крымских Гиреев. К сожалению, труды Гаспринского долгое время были сравнительно мало известны на Кавказе, в то время как в теоретическом плане они представляются весьма важными. Их популяризация началась с публикации видным дагестанским кавказоведом В.Г. Гаджиевым в 90-е годы прошлого века знаменитой статьи И. Гаспринского «Русское мусульманство» в журнале «Тирах».Конечно, взгляды мыслителя во многом противоречивы, как сложна и сама идея евразийского славяно-тюркского, православно-мусульманского единства, отметил профессор ИППК ЮФУ, с.н.с. РИСИ Виктор Черноус. Тем не менее, идеи мыслителя должны использоваться для развития страны, налаживания социокультурных коммуникаций и решения имеющихся проблем. В условиях неизбежных богословских расхождений (в том числе внутри самой мусульманской уммы) платформу для налаживания диалога между различными группами даёт социальная сфера, имеющая в различных конфессиях немало типологически общих черт. В свою очередь, эти доктрины находятся в прямом взаимодействии с социальной политикой государства, и именно здесь различного рода коммуникации могут быть эффективны. Профессор ИППК ЮФУ Игорь Добаев остановился на внутренних и внешних факторах радикализации ислама, в значительной степени общих для Крыма и Северного Кавказа.

Президент Научного общества кавказоведов проф. ИМЭМО Александр Крылов отметил поразительную актуальность мыслей Гаспринского, жившего на рубеже веков и в период радикальных социально-экономических и общественно-политических трансформаций. Сопоставимые по масштабу изменения после 1991 года на первоначальном этапе характеризовались прозападными устремлениями на постсоветском пространстве, которые, впрочем, не привели к ожидаемому росту уровня жизни и всеобщему благоденствию. Сегодня политические элиты и общества Южного Кавказа, несмотря на сохраняющиеся конфликты и «украинский прецедент», изыскивают возможности по развитию связей с Россией. Важное место в наследии Исмаила Гаспринского занимает идея о духовном обновлении, являющемся актуальным не только для мусульман, но и для всех тех, кто находится в поиске духовных ориентиров в меняющемся мире. Избавление от схоластики и зубрёжки в обучении, переход к современным методам обучения также являются весьма острым вопросом в ситуации засилья западноцентричной образовательной модели с её натаскиванием и следованием неким универсальным «стандартам». Навязывание определённой цивилизационной модели требует ответа, и здесь идеи

Гаспринского о том, что будущее народов предполагает неразрывную связь разных культурных общностей, идея синтеза выглядят сегодня гораздо более плодотворными, нежели идея заданности исключительно одной общественной модели.

Профессор Казанского филиала Российской академии правосудия, главный редактор журнала «Pax Islamica» Айзар Хабутдинов осветил проблему автономии в теории и практической деятельности И. Гаспринского.

Опыт И. Гаспринского, роль его идей в современном межкультурном диалоге были охарактеризованы в докладах д.и.н. ИВ РАН Александра Кадырбаева, д.и.н. Ильи Зайцева (Библиотека иностранной литературы, Москва), к.и.н. Дмитрия Прохорова (Крымское отделение Института востоковедения им. А. Крымского), Юрия Новояна (Президент российско-армянского содружества), Теодоры Яници (директор Греческого культурного центра), к.и.н. Александра Васильева (ИВ РАН), к.э.н. Андрея Судьина (ИВ РАН), к.и.н. Сергея Пинчука (АТ и СО) и др. В ряде докладов освещалась издательская и публицистическая деятельность И. Гаспринского.

Профессор Софийского университета Румяна Михеева в контексте идей И. Гаспринского остановилась на проблеме культурного наследия и культурной дипломатии, опыте Болгарии в этой сфере в XX - нач. XXI вв.

Директор Абхазкого института гуманитарных исследовании к.фил.н. Василий Авидзба (Сухум) осветил современную ситуацию в Республике и состояние в ней межкультурного диалога.

Профессор Тамари Булыгина (СКФУ, Ставрополь) показала возможности «новой локальной истории» в изучении полиэтничных регионов и осветила опыт подобных исследований на Ставрополье и Юге России, который можно апробировать и в Крыму.

Наряду с академическими докладами прозвучали выступления по проблемным вопросам, связанным с реинтеграцией Крыма в состав России, волнующие общество и вызывающие дискуссии. Участие в конференции представителей русских и крымско-татарских общественных движений свидетельствуют о потенциале конструктивных взаимоотношений между всеми этносоциальными группами Крыма.

Заключительное выездное заседание участники конференции провели в Бахчисарае, градоначальником которого являлся И. Гаспринский, посетили мемориальный музей И. Гаспринского и Бахчисарайский историко-культурный музей-заповедник. Везде их радушно встречали представители крымско-татарской общественности.

Международная конференция «Исмаил Гаспринский и современный культурный диалог» стала важным научным вкладом в осмысление его теоретического наследия, Сложно переоценить значение многогранной деятельности И. Гаспринского для многонационального российского

общества, для диалога культур на просторах Евразии, для исламского мира и его диалога с иными конфессиями и культурами. Конференция позволила укрепить механизмы взаимодействия на уровне гражданского общества, включая академические институты, образовательные учреждения, научно-аналитические центры, общественные организации, национальные диаспоры. Очевидна важность всесторонних связей с вузами Крыма ЮФУ и СКФУ.

В.В. Черноус

кандидат политических наук, профессор ЮФУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.