Научная статья на тему 'Памяти Виктории Георгиевны Барсковой'

Памяти Виктории Георгиевны Барсковой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Виктории Георгиевны Барсковой»

НЕКРОЛОГ

Памяти Виктории Георгиевны Барсковой

19 декабря 2013 г., на 49-м году, ушла из жизни Виктория Георгиевна Барскова. Смерть любого человека — всегда большое горе. Но говорить о смерти молодого, полного сил и энергии, цветущего человека особенно горько.

Закончив в 1988 г. I ММА им.

И.М. Сеченова, В.Г. Барскова поступила в ординатуру в Институт ревматологи и, завершив обучение, осталась здесь работать, здесь прошла вся ее жизнь ученого и врача.

Ее первым учителем была Л. П. Ананьева. Под ее руководством В.Г. Барскова занялась новой и мало в то время изученной в нашей стране и мире проблемой — болезнью Лайма.

В 1995 г. Виктория Георгиевна защитила кандидатскую диссертацию, посвященную болезни Лайма, были опубликованы десятки научных работ в отечественных и зарубежных медицинских журналах.

Очень быстро Виктории Георгиевне стало тесно в рамках одной проблемы. И в 2001 г. произошло очень важное для нее событие — она начала работать в группе академика В.А. Насоновой. Неудивительно, что В.А. Насонова уже тогда увидела в ней черты, так необходимые ученому и руководителю: пытливый ум, заинтересованность, способность быть лидером, умение организовать работу в коллективе. Под руководством своего великого учителя В.Г. Барскова начинает изучать, казалось бы, мало кого интересующую болезнь — подагру. Рядом с академиком В.А. Насоновой она приобретает неоценимый научный и клинический опыт. Виктория Георгиевна выводит изучение болезни на совершенно иной уровень, у нее появляются ученики, развиваются интересные новые и актуальные аспекты данной проблемы. И в 2007 г. В.Г. Барскова уже сама возглавляет лабораторию микрокристаллических артритов. Ее как ученого знают уже не только в России, но и за рубежом — она член Европейской экспертной группы по разработке критериев диагностики и лечения подагры, ее фамилия стоит в публикациях рядом с именами известных во всем мире ревматологов. В 2007 г. она защищает докторскую диссертацию, а в 2009 г. получает звание профессора.

Нетрудно догадаться, что и в рамках проблемы подагры Виктории Георгиевне вскоре стало тесно. Ее заинтересовала

проблема пирофосфатной артропатии — на многие годы забытого в мире заболевания. И опять — изучение огромного научного материала — книг, статей, утверждение научной тематики, публикации за рубежом. Если ее что-то увлекало, можно было не сомневаться — успех не заставит себя ждать. Она обладала удивительным, очень редким даром «предугадывать» те аспекты проблемы, которые вызовут особый интерес в научном мире. И в последний год жизни она была на пути к развитию новой проблемы...

В 2007 г. при непосредственном участии В.Г Барсковой был создан журнал «Современная ревматология», в должности главного редактора которого она работала с 2008 г. Именно благодаря ей журнал стал одним из самых популярных журналов, публиковаться в котором считали честью ведущие ревматологи страны.

В.Г. Барскова была врачом от Бога. Это касалось не только ее знаний в ревматологии. Она обладала особым даром расположить к себе даже самого капризного пациента, находила подход к каждому. У всех в памяти останутся ее «фееричные», всегда неординарные выступления на конференциях, собиравшие полные залы слушателей.

Казалось, в ее жизни все происходит легко и логично: на работе — успех, дома — огромная радость — рождение внука, образ жизни — непременно спорт по утрам, театр, музыка, чтение, изучение иностранного языка... Как случилось, что прервалась эта цепь, разрушилась эта логичность и легкость?

Ученикам, коллегам, друзьям Виктории Георгиевны всегда будет не хватать ее: поддержки в любом начинании и беде, удивительного чувства юмора, ласкового взгляда красивых глаз, нового цвета роскошных волос, такого узнаваемого стука каблуков в коридоре. Уже нельзя позвонить и услышать ее звонкий голос, вместе порадоваться успехам или получить поддержку в тяжелый момент жизни.

Свыкнуться с потерей Виктории Георгиевны невозможно. Она навечно останется в нашей памяти искренним, добрым и светлым человеком.

Сотрудники ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой» РАМН

Мы познакомились в 2007 г., когда пришли к Виктории Георгиевне с предложением стать заместителем главного редактора нашего журнала. Она охотно согласилась и со свойственным ей энтузиазмом включилась в работу. Она с удовольствием писала статьи в журнал, всегда говорила: «Надо что-то придумать, чтобы было «феерично», — и писала ярко, интересно, эмоционально. Она рассказывала, что в какой-то момент собиралась поступать в литературный институт, но, видимо, «медицинские» гены в семье взяли верх.

Очень скоро, в 2008 г., Виктория Георгиевна стала главным редактором «Современной ревматологии». Ей нравилась редакционная работа. Для каждого номера она старалась придумать что-то новое, оригинальное — серии статей, письма к читателям, комментарии к зарубежным публикациям, интервью с ведущими ревматологами, ее коллегами по проблеме подагры. Готовила клинические разборы, ввела рубрику «Рекомендации EULAR». Ей хотелось, чтобы журнал был современным, отражал последние научные достижение в ревматологии и в то же время был

НЕКРОЛОГ

понятным практическим врачам. Она всегда пыталась донести до практических врачей в доступной форме сложную проблему, объяснить, направить, научить. Была очень благодарна своим коллегам за хорошие статьи, особенно трогательно и дружески относилась она к авторам из других городов. Когда не удавалось в срок получить статью, огорчалась... и садилась писать сама, несмотря на занятость, больных, научную работу, командировки, домашние дела. Всегда выручала, никогда не отказывала в помощи. Помимо научных статей, она с наслаждением писала о тех, с кем работала, — воспоминания, юбилеи, иногда это были некрологи.

Когда не стало Валентины Александровны Насоновой, она очень переживала, потому что искренне любила и по-настоящему уважала своего учителя, понимала, что «уходит целая эпоха». Тогда она очень тепло и проникновенно написала о Валентине Александровне в нашем журнале. И кто бы мог подумать, что некролог скоро придется писать нам в связи с уходом Виктории Георгиевны.

Она была талантливым, увлекающимся человеком. Любила свою работу, поэтому хотела быть первой в профессии. Не считалась со временем, с затраченными усилиями, всегда была ориентирована на самый высокий результат. Много ездила с лекциями, и конечно, работала на износ.

Говорят, она была сильная, энергичная, умела добиваться поставленной цели, но мы знали ее чуткой, ранимой,

переживающей из-за любой несправедливости. Она была нежной мамой и обожающей внука Семена бабушкой. Когда ее назначили руководителем лаборатории, что, конечно же, открывало еще большие перспективы для ее научного роста, она была так счастлива, что прибежала домой и с порога закричала: «Сема! Ура! Теперь бабушка сможет дать тебе самое лучшее образование!» Не понимая, что такое «образование», но, чувствуя ее радость, Семен стал прыгать в кровати, потом упал без сил и заснул. Она много рассказывала про внука, даже в последний месяц перед своим уходом, говорила, как он вырос, как называет рыб «русалками», а потом сказала: «Подвела я вас.»

Мы знали, что диагноз неутешительный и надежды мало. Но известие о смерти прозвучало, как гром среди ясного неба, потому что, вопреки всем очевидным прогнозам, верили в чудо.

Виктории Георгиевны нет с нами. Но осталась память о красивом талантливом человеке, нашем друге, товарище по работе. Под ее руководством журнал делал самые трудные, первые шаги и именно благодаря ее усилиям приобрел и свое лицо, и своих читателей. Для нас эта потеря невосполнима. Мы будем вспоминать Викторию Георгиевну с благодарностью и любовью, в нашем журнале навсегда останется частица ее души и таланта.

Редакция журнала «Современная ревматология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.