Научная статья на тему 'ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К. Д. УШИНСКОГО'

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К. Д. УШИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ПРОГРАММА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РУССКОЙ ШКОЛЫ / ЛИЧНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева О.В.

Статья посвящена 190-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. В ней отражены ключевые события биографии великого русского педагога-реформатора, рассмотрено влияние на развитие образования в России его идей, не потерявших своей актуальности и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIES OF THE GREAT RUSSIAN TEACHER K.D. USHINSKY

The article is devoted to the 190 anniversary since the birth of K.D. Ushinsky. In the article describes the main events of the biography of the great Russian teacher reformer, also reveals the influence of his ideas on the development of education in Russia and that his ideas are still burning and actual nowadays.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К. Д. УШИНСКОГО»

Педагогика: вчера и сегодня

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К. Д. УШИНСКОГО

О. В. МИХЕЕВА,

заслуженный учитель РФ,

отличник народного образования РСФСР,

отличник народного просвещения СССР

ir0908@mail.ru

Статья посвящена 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского. В ней отражены ключевые события биографии великого русского педагога-реформатора, рассмотрено влияние на развитие образования в России его идей, не потерявших своей актуальности и сегодня.

The article is devoted to the 190 anniversary since the birth of K. D. Ushinsky. In the article describes the main events of the biography of the great Russian teacher reformer, also reveals the influence of his ideas on the development of education in Russia and that his ideas are still burning and actual nowadays.

Ключевые слова: педагогическая антропология, демократизация образования, педагогические реформы, программа преобразования русской школы, личность воспитателя

Key words: pedagogical anthropology, democratization of education, pedagogical reforms, program of transformation of the Russian school, identity of a teacher

В марте 2014 года педагогическая общественность России будет отмечать 190 лет со дня рождения К. Д. Ушинского — человека, который впервые сделал образование сферой общественной инициативы и педагогическую деятельность— гражданским поприщем.

По утверждению ведущего историка российского образования и педагогической мысли, академика РАО, первого избранного министра образования РФ

(1990—1992 гг.) Э. Д. Днепрова, Константин Дмитриевич Ушинский — первый национальный педагог, создатель национальной школы и основоположник научной педагогики в России, принадлежит к тем личностям в истории культуры, которые олицетворяют собой целые отрасли человеческого знания, человеческой деятельности, по отношению к которым понятие «прошлое» не применимо [4, с. 9].

Чтобы оценить влияние К. Д. Ушин-

ского на формирование отечественной педагогической мысли, следует обратиться к этапам его жизненного пути и педагогической деятельности.

Константин Дмитриевич родился в семье мелкопоместного дворянина и детство свое провел в небольшом живописном городке Новгород-Северском Черниговской губернии, навсегда сохранив теплые воспоминания об окружавшей его природе: «...прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога», «странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике» [5, т. 11, с. 52—53, 56].

В семь лет маленький Костя потерял мать, но позже он напишет в своем дневнике, что «свет, излучаемый ею, осветил всю его жизнь». Закончив с отличием Новгород-Северскую гимназию в 1840 году, К. Д. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета. По утверждению его биографа М. Л. Песковского, Константин «выделялся в студенческой среде самостоятельностью, независимостью своих воззрений, смелостью открыто высказывать мнения, идущие вразрез с господствующими взглядами».

Университет К. Д. Ушинский также окончил с отличием и вышел оттуда с четкими демократическими устремлениями и горячей жаждой полезной деятельности. Это в полной мере выражено в словах его ученицы Е. Н. Водовозовой: «К. Д. Ушинский — представитель новой жизни, носитель новых прогрессивных идей, с энергией страстной натуры приводящий их в жизнь... Он — горячий защитник свободной мысли и индивидуального развития» [3, с. 27].

В 1846 году К. Д. Ушинский получил назначение в Ярославский Демидовский лицей, заняв должность профессора на кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и финансов, что

побудило его к серьезным занятиям юриспруденцией и политической экономией. Через три года молодого профессора, пытавшегося реформировать устаревший курс лицейского преподавания, ратовавшего за «свободу мыслей», «живое преподавание», уволили из лицея. В течение нескольких лет он прослужил мелким чиновником в одном из департаментов Министерства внутренних дел, и при этом его не покидало стремление к активной просветительской деятельности. В этот период он занялся литературным творчеством, печатался в журналах «Современник», «Библиотека для чтения».

В ноябре 1854 года К. Д. Ушинский поступил на службу в Гатчинский сиротский институт, став сначала старшим учителем русской словесности и юридических предметов, затем — инспектором классов. В этом огромном своеобразном заведении Константин Дмитриевич столкнулся со многими сложнейшими педагогическими проблемами, решение которых увлекло его. В период работы в институте он написал свои первые педагогические статьи — «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», опубликовав их в «Журнале для воспитания». До сих пор эти статьи поражают глубиной проникновения в вопросы постижения закономерностей развития человека.

С 1859 года Константин Дмитриевич исполнял обязанности инспектора классов в Смольном институте, который благодаря его реформаторской деятельности сделался лучшим женским учебным заведением в России: он разработал новый учебный план, основой которого стали русский язык, русская литература, естественные науки, открыл два педагогических

класса, ввел новые технологии преподавания. В марте 1862 года начальство института резко выступило против реформ и нововведений инспектора классов, и К. Д. Ушинский, в то время уже широко известный в России педагог, был отстранен от педагогической работы.

В период службы в Смольном институте К. Д. Ушинский был привлечен к редакторской работе в «Журнале Министерства народного просвещения», в котором напечатал ряд своих трудов: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии» и др.

В 1862 году руководство Ведомства императрицы Марии командировало К. Д. Ушинского за границу для изучения состояния и организации женского образования в Европе, а также для подготовки учебника по педагогике. Вынужденная командировка, ставшая по существу «почетной ссылкой», продолжалась пять лет. За границей К. Д. Ушинский создал замечательную учебную книгу «Родное слово» — классический учебник русской начальной школы — и написал первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Последние два с половиной года жизни тяжелобольной Константин Дмитриевич провел в России, работая над третьим томом «Педагогической антропологии». Он умер в Одессе 22 декабря 1870 года. Похороны состоялись в Киеве, в Вы-дубицком монастыре. На его надгробном памятнике была сделана надпись: «Константин Дмитриевич Ушинский — автор "Детского мира", "Родного слова", "Педагогической антропологии"».

В своем юношеском дневнике будущий педагог-реформатор писал: «Цель моей жизни — служить отечеству. Сделать

В 1862 году руководство Ведомства императрицы Марии командировало К. Д. Ушинского за границу для изучения состояния и организации женского образования в Европе, а также для подготовки учебника по педагогике.

как можно больше для него». Действительно, за свою сравнительно недолгую жизнь он сумел полностью реформировать российское образование. Он первый заявил об ответственности педагогики перед обществом и об ответственности общества за дело образования. В этом кардинальном изменении социальной значимости русского образования и русской педагогики — непреходящее значение идей К. Д. Ушинского.

Неоценим его вклад и в развитие национальной школы. Он был убежден в необходимости связи воспитательных заведений с общественной жизнью, формирования в них народного характера и воздействия через школу на характер народа, что получило полное подтверждение в последующей практике развития школьного дела.

Задачу строительства отечественной школы «на прочном основании знания своих собственных потребностей, потребностей русской жизни» К. Д. Ушинский считал важнейшей при проведении реформ, необходимость которых назрела в русской школе в середине XIX века. В своих работах он изложил широкую программу этих реформ, не оставив без внимания ни одно из звеньев школьной системы: начальная, средняя, высшая школа, педагогическое, профессионально-техническое, женское образование. И сейчас обращение к программе преобразования русской школы является делом чести для тех, кому не безразлична судьба российского образования.

Программа охватывала все стороны школьной жизни — от общих проблем школьного строительства до вопросов содержания образования и методов обучения. Ее социальным стержнем стали требования приведения школы в соответствие с потребностями развития страны, демократизации образования и привлечения общества к управлению школьным делом. Несмотря на то что в тех условиях это не могло быть проведено в жизнь, предло-

женная К. Д. Ушинским программа реформ была воспринята передовой российской общественностью, широким общественно-педагогическим движением, развернувшимся в России со второй половины XIX века.

Одной из важнейших задач образовательных реформ и одновременно определяющим условием их успешности К. Д. Ушинский считал пробуждение самостоятельности педагогического сообщества и его активное участие в преобразованиях школы. «Правильно устроить эту педагогическую жизнь, — писал он, — открыть ей возможность законным путем выражать свои мнения и желания с уверенностью, что на это мнение и желание будет обращено должное внимание и дан ответ, дать средства самим педагогам развиваться и развивать далее свое специальное дело... — вот, по нашему мнению, одна из главнейших задач реформы» [5, т. 1, с. 431—432].

Такой взгляд К. Д. Ушинского на решающее значение педагогического сообщества в деле образовательных реформ проистекал из его общего подхода к образованию как явлению общественной жизни и к педагогическому труду как сфере гражданской деятельности, основанной прежде всего на определенных убеждениях, на сознательном, самостоятельном творчестве педагогов.

Реформатор отечественного образования XX века Э. Д. Днепров называет своего великого предшественника К. Д. Ушинского идейным и духовным наставником русского народного учительства.

Константин Дмитриевич постоянно подчеркивал, что учитель — «самый важный член в организме общественного воспитания», что личность учителя «значит все в деле воспитания» [5, т. 1, с. 22]. «В воспитании, — писал К. Д. Ушинский, — все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого ис-

точника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [5, т. 1, с. 49—50].

Отсюда и высочайшие требования К. Д. Ушинского к нравственному облику и социальной ответственности учителя, которые он ставит в один ряд, ибо только нравственность порождает ответственность, и его высочайшая оценка общественной значимости учительского труда.

«Осознанный долг перед родным народом, затем уверенность, что их работа в школе не бумажная, не бесплодная работа во имя хорошо оплачиваемого жалованья, а работа безусловно необходимая для народного блага, проливающая свет и расчищающая путь к народному счастью; наконец, вера, что сам учащий будет нравственно совершенствоваться, работая в школе. Но эта уверенность может явиться только при таком строе школы, когда найдут себе место заветы, данные нам К. Д. Ушинским», — писал В. Я. Аврамов, учитель народной школы, выпускник математического факультета Санкт-Петербургского университета. В этих словах отражены нравственная суть русского учительства и то духовное влияние, которое оказал на него К. Д. Ушинский [1, с. 187—188].

Заветы К. Д. Ушинского являются значимыми и для современных педагогов, тех молодых людей, которые выбирают для себя такое непростое и ответственное учительское поприще. В Нижегородском педагогическом колледже с 1999 го-

Одной из важнейших задач образовательных реформ и одновременно определяющим условием их успешности К. Д. Ушинский считал пробуждение самостоятельности педагогического сообщества и его активное участие в преобразованиях школы.

да действует педагогический клуб им. К. Д. Ушинского, в работе которого активно участвуют будущие педагоги.

Среди ярких событий клуба, ставших его традицией, — педагогические чтения, посвященные распространению идей К. Д. Ушинского среди молодого поколения приверженцев педагогического труда; методические декады, в ходе которых проводятся педагогические мастерские, мастер-классы, демонстрирующие возможности применения в современной педагоги ческой действительности методических основ воспитания и обучения, разработанных К. Д. Ушинским; просветительская работа лекторского клуба.

Особого внимания заслуживает исследовательская деятельность клуба, которая не только способствует раскрытию различных аспектов педагогического наследия К. Д. Ушинского, но и позитивно влияет на профессиональную самореализацию будущих педагогов.

За 13 лет работы педагогического клуба 90 % его участников продолжили свое образование в учреждениях высшего педагогического образования и сегодня трудятся в различных образовательных учреждениях Нижнего Новгорода.

Для проникновения в смысл жизни и педагогической деятельности К. Д. Ушин-ского весьма значимыми являются посещения членами педагогического клуба тех мест, где он жил и работал: Тула, Московский университет, Ярославль, Гатчина, Санкт-Петербург, Выдубицкий монастырь в Киеве, где по завещанию Константина Дмитриевича захоронен его прах.

ЛИТЕРАТУРА _

Такая самоотверженная просветительская работа студенческого и педагогического коллектива колледжа позволила присвоить ему в 2002 году имя великого русского педагога.

В сравнении двух переломных эпох истории российского образования — «великих реформ» 1860-х годов и нынешних преобразований — К. Д. Ушинский предстает как наш современник — великий социальный мыслитель и великий реформатор отечественного образования, основанного на принципах демократии, гуманизма и социальной справедливости. Его великое педагогическое наследие и сегодня является мощным фактором решения актуальных проблем современного образования. Это идеи общественного характера образования, народности воспитания, характеристика образования как объекта и субъекта социального процесса, педагогической антропологии, роли труда, родного языка, национальной культуры в становлении личности.

До сих пор актуальными остаются слова П. П. Блонского, сказанные им ровно век назад, в 1914 году: «Ушинский еще жив для будущего. Тот хороший учебник по педагогике, ради которого Ушинский был послан за границу, не написан до сих пор, и также до сих пор русская педагогика не создала ничего равного опыту педагогической антропологии; и до сих пор она пробавляется педагогическими декламациями и эклектическими компиляциями психологического характера. Ушинский велик, а мы — его должники» [2, с. 78].

1. Аврамов, В. Я. Значение К. Д. Ушинского для народных учителей и школ / В. Я. Ав-рамов / / Памяти К. Д. Ушинского. — СПб., 1896.

2. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961.

3. Водовозова, Е. Н. На заре жизни : в 2 т. / Е. Н. Водовозова. — Т. 1. — М. : Художественная литература, 1964.

4. Днепров, Э. Д. Ушинский и современность / Э. Д. Днепров. — М., 2008.

5. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. — М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948—1952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.