Научная статья на тему 'Памяти учителя и друга (к 85-летию со дня рождения Н. А. Стручкова)1'

Памяти учителя и друга (к 85-летию со дня рождения Н. А. Стручкова)1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти учителя и друга (к 85-летию со дня рождения Н. А. Стручкова)1»

TO THE MEMORY OF THE TEACHER AND THE FRIEND (TO THE 85th ANNIVERSARY OF N.A. STRUCHKOV)

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ И ДРУГА (К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.А. СТРУЧКОВА)1

Николай Алексеевич Стручков родился 13 февраля 1922 г. в г.

Москве в семье потомственных русских интеллигентов. Его отец,

Алексей Иванович Стручков, профессиональный военный, офицер, участник Первой мировой войны, весьма образованный человек, после Октябрьской революции вступил в Красную Армию и служил в войсках связи. В последние годы жизни он занимал должность начальника учебного отдела Московского краснознаменного училища связи. Он рано ушел из жизни, когда сыну Николаю не было и 15 лет.

Все заботы по воспитанию сына легли на плечи его матери - Елены Владимировны Стручковой(урожденной Чибисовой). Она была коренной москвичкой, еще до революции окончила городскую гимназию, после чего работала в различных учреждениях - заведующей библиотекой, секретарем учебной части электромеханического техникума и т. д. Она уделяла большое внимание воспитанию сына, особенно когда он учился в старших классах средней школы.

Николай Алексеевич очень любил своих родителей, с глубокой нежностью, теплотой и признательностью вспоминал о них. Он, например, был убежден, что от смерти во время войны его спасла молитва матери. И действительно, пока шла долгая война, ежедневно, в любую погоду и при любом самочувствии приходила в церковь Николы Кузнеца, что на Пятницкой улице, Елена Владимировна и молила Бога даровать спасение сыну. Видимо, ее молитвы были услышаны Всевышним - сын уцелел в этой кровавой войне.

От родителей Николай Алексеевич унаследовал глубокий интерес к отечественной

художественной литературе, истории и философии, православию и обычаям русской старины. Они заложили в нем такой нравственный стержень, которомуон остался верен всю свою жизнь.

Большое влияние на воспитание Николая в юные годы, на формирование его личности оказал также его дядя по материнской линии Сергей Владимирович Чибисов - полковник инженерной службы, доктор физико-математических наук, профессор Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. Он помогал в то тяжелое время материально и морально сестре, рано потерявшей мужа, и ее сыну. Николай Алексеевич был очень привязан к нему и, когда дядя стал стар, проявлял о нем большую заботу.

Летом 1940 г. Николай Алексеевич окончил 556-ю московскую среднюю школу и в октябре того же года был зачислен курсантом в 29-ю Московскую авиационную школу авиамехаников (ВВС РККА). Обучение в этой школе закончилось досрочно - началась Великая Отечественная война... В июле 1941 г. Н.А. Стручков был направлен авиамехаником по авиационному электрооборудованию в авиаэскадрилью 243-го штурмового полка 2-й гвардейской штурмовой дивизии 16-й воздушной армии.

В составе этого полка Николай Алексеевич участвовал в сражениях под Сталин-градом и Курском, при освобождении Варшавы, взятии Берлина. Ратный труд молодого воина был высоко оценен Родиной. Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, двумя орденами Красной Звезды, пятью боевыми медалями.

Вот как описывал этот сложнейший период в жизни Николая Алексеевича его друг и соратник генерал Н.И. Загородников: «Он не ограничивал свою службу только тем, что обес-

Э.Ф. ПОБЕГАЙЛО,

заслуженныйдеятель наукиРФ, доктор юридических наук, профессор (Институтгуманитарного образования)

печивал надежность электрооборудованияса-молетов. Под артобстрелом и бомбежкой, в зной и в холод, ночью и днем, не считаясь с недоеданием и недосыпанием, он неоднократно занимал место (хотя это и не входило в его обязанности) стрелка-радиста на штурмовике и отправлялся на выполнение боевого задания. Одно это уже было подвигом. Свидетельством тому - боевые награды»2.

Герой Советского Союза, прославленный летчик, а затем известный профессор Мос-ковскогогосударственногоуниверситета Ю .М. Ткачевский вспоминает: «... Вот в чем заключалась сложность работы штурмовой авиации - летчик сидит в бронированном колпаке, у него мощная бронезащита, которую даже пуля крупнокалиберного пулемета не пробивает. У него под сиденьем бронь, а стрелок-радист не защищен, поэтому истребительная авиация очень большой урон причиняла стрелкам-ра-дистам, и их постоянно не хватало в авиацион -ных штурмовых полках. По статистике, на одного погибшего летчика приходилось четыре погибших стрелка-радиста. Летать без стрелка-радиста было нельзя. Самолет готов к взлету, а стрелка-радиста нет. Обращались к добровольцам, техническому составу: «Есть желающие?». Иногда таковые обнаруживались, и характерно то, что очень часто изъявлял желание Н.А. Стручков. Так, техник по профессии, он практически выполнял функции и техника, и стрелка самолета. Он совершил немало таких вылетов. Это уникальный случай, который свидетельствует не только о его гражданской доблести, но и о великом мужестве. Великий был человек.»3.

Окончилась война. 24-летний старший техник, лейтенант, помощник начальника политотдела 11-й гвардейской дивизии 16-й воздушной армии Н.А. Стручков, пройдя нешуточный конкурс (20 человек на 1 место!), поступает на учебу в Военную юридическую академию (ВЮА). В то время это было одно из лучших высших юридических учебных заведений страны. В академии преподавали такие видные ученые, как доктора юридических наук В.М. Чхиквадзе (начальник академии), А. А. Гер-цензон, В.Д. Меньшагин, А.А. Пионтковский, Б.С. Утевский, М.С. Строгович, А.Ф. Клейман, А.И. Винберг, доктор медицинских наук М.И. Авдеев и др. Каждый из них оставил зна-

чительный след в истории российской юридической мысли, в формировании мировоззрения слушателей.

Учился Николай Алексеевич успешно, активно участвовал в общественной жизни коллектива академии и научной работе слушателей. В академии он встретился с преподавателем кафедры иностранных языков Татьяной Алексеевной Гребенщиковой, которая стала его преданной женой. Эта замечательная женщина внесла в жизнь Николая Алексеевича много душевной теплоты, сумела создать ему благоприятные условия для творчества, до последних дней его жизни оставалась верной опорой и помощницей.

В 1951 г. Н.А. Стручков с отличием окончил академию. Учитывая его ярко проявившиеся способности к научной и педагогической деятельности, ему было предложено остаться в адъюнктуре при кафедре уголовного и военноуголовного права.

Адъюнктская подготовкашла у Н.А. Стручкова успешно. Его научным руководителем был назначен профессор В.Д. Меньшагин. Темой кандидатской диссертации им была избрана «Борьба со взяточничеством по советскому уголовному праву»4.

В конце марта 1954 г. на заседании диссертационного совета Военной юридической академии состоялась защита этой диссертации. Официальными оппонентами выступали профессор А. А. Пионтковский и доцент Н.И. За-городников. По воспоминаниям последнего, защита проходила бурно, соискателю было задано много вопросов. В качестве неофициальных оппонентов на защите выступили председатель совета, начальник академии генерал-майор юстиции Г. Пуговкин и кандидат юридических наук майор юстиции В.Н. Кудрявцев, в настоящее время академик РАН!

Завершилась защита диссертации успешно, и Н.А. Стручков стал кандидатом юридических наук. Еще два года после этого он проработал в качестве преподавателя кафедры уголовного права Военной юридической академии.

В1956 г. после упразднения ВЮА Н.А. Стручков перешел на должность старшего преподавателя кафедры уголовного права и процесса Высшей школы МВД СССР.

Примерно в это время в своей научной работе Николай Алексеевич обратился к разра-

ботке теоретических проблем учения об уголовном наказании, его отдельных видов, назначения наказания по совокупности преступле-ний5. Гуманистический подход к этим проблемам - отличительное свойство его творчества.

В 1958 г. Н.А. Стручков возглавил кафедру исправительно-трудового права Высшей школы МВД СССР. Он внес огромный вклад в развитие этой научной дисциплины.

В 1963 г. он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Правовое регулирование исполнения наказаний (основные проблемы советского исправительно-трудового права)».

На всех административных постах, которые занимал Николай Алексеевич, он проявил себя как замечательный руководитель и заботливый наставник молодых кадров. В 19671974 гг. он занимал должность заместителя начальника Высшей школы МВД СССР по научной работе. Ему было присвоено звание генерал-майора внутренней службы. В 19751984 гг. он являлся заместителем начальника ВНИИ МВД СССР, в последние годы жизни (1987-1989) - профессором кафедры управления органами, исполняющими наказания, в Академии МВД СССР (в настоящее время -Академия управления МВД России).

Н.А. Стучков внес значительный вклад в разработку наук криминального цикла: уголовное право, криминологию, уголовно-исполнительное право. Он оставил фундаментальное теоретическое наследие, составляющее более трехсот научных работ: монографии, учебники, учебные пособия, курсы лекций, статьи. В их числе: «Основы советского исправительно-трудового права» (М., 1964); « Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью» (Саратов, 1970); «Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью» (Саратов, 1978); «Причина преступности» (Л., 1982); «Проблема личности преступника» (Л., 1983); «Предупреждение преступлений» (Л., 1985); «Курс исправительно-трудового права: проблемы Общей части» (М., 1984); «Курс исправительнотрудового права: проблемы Особенной части» (М., 1985).

Многие работы Н.А. Стручкова были переведены на иностранные языки и изданы за рубежом

Николай Алексеевич внес большой вклад в развитие общей теории наказания, общетеоретических основ исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права. Глубокоеиссле-дование основополагающих проблем этой науки дано им в упоминавшейся докторскойдис-сертации «Правовое регулирование исполнения наказаний (основные проблемы советского исправительно-трудового права)». Разработанная Н.А. Стручковым научно-теоретическая концепция во многом способствовала утверждению исправительно-трудового права как самостоятельной отрасли права. Им были разработаны такие теоретические и прикладные проблемы, как структура данной отрасли права, ее взаимосвязь с исправительно-трудовой политикой, определение юридической природы основных институтов этой отрасли, анализ правового статуса осужденных, исследование правового регулирования, исполнение различных видов наказаний, процесс воспитательного воздействия на осужденных, исследование правового регулирования и ряд других проблем6.

Значительный вклад внес Николай Алексеевич в развитие теории российской уголовной политики. Своим вниманием к этой научной дисциплине он показал необходимость разработки данного направления в правовой науке, высветил перспективы таких исследований. С именем Н.А. Стручкова связаны также широкое внедрение в научные исследования и учебный процесс социологических методов. «Право, - писал он, -не может быть абстрактной догмой, оторванной от реального социального содержания».

Следует напомнить о том вкладе, который внес Николай Алексеевич в развитие криминологической науки. У него всегда была любовь к криминологии, в то время возрождавшейся (в конце 50-х - начале 60-х годов) и потом успешно развивавшейся.

Не случайно некоторый период в Академии МВД СССР Николай Алексеевич возглавлял кафедру криминологии и профилактики преступлений. Н.А. Стручков внес большой вклад в развитие этой науки.

Необходимо также указать соответствующие разделы и криминологические аспекты курсов исправительно-трудового права, его работы по теории наказания, курс лекций по криминологии, который был издан в четырех выпусках Высшим политическим училищем МВД

в Ленинграде. Это был интересный курс, на базе которого Николай Алексеевич подготовил учебник по криминологии. Данный учебник пытался издать Саратовский университет, но, к сожалению, он так и не вышел в свет.

В этот период была актуальна проблема предмета криминологии. В курсе были указаны многие забытые имена криминологов 20-30-х годов, дореволюционные криминологи.

Николай Алексеевич снова ввел в научный оборот работу Христиана Раковскощ который был репрессирован в конце 30-х годов, «Учение о преступности и вырождаемости». Это докторская диссертация, защищенная в Монпелье (во Франции) в 1899 г. У нас она была издана в 1927 г.

Большое внимание Н. А. Стручков уделял учению о причинах преступности и особенно о личности преступника. Он внес много интереснейших идей, касающихся, например, проблемы соотношения социального и биологического в преступном поведении. Он был одним из немногих, кто решился поддержать взгляды ученых, в частности И. С. Ноя и других, которые отстаивали важность биологических свойств человека в механизме индивидуального преступного поведения. Николай Алексеевич интересовался проблемами прогнозирования преступности, индивидуального преступного поведения, стоял у истоков создания пенитенциарной криминологии.

Н.А. Стручков за вклад в развитие юридической науки и совершенствование деятельности правоохранительных органов был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, орденами и медалями зарубежных государств, почетным знаком «Заслуженный работник МВД СССР», а также присвоением высокого звания «Заслуженный деятель науки РСФСР».

При непосредственном участии Н.А. Стручкова были подготовленыОсновы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г. и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. В конце 80-х годов он принимал активное участие в подготовке общесоюзных Основ уголовно-исполнительного законодательства.

Н.А. Стручков создал свою школу научных и педагогических кадров. Его ученики занимают руководящие посты в правоохранительных органах России и стран ближнего зарубе-

жья. Многие ученые и практики, работающие в пенитенциарной сфере, называют Николая Алексеевича своим учителем и осуществляют его идеи.

13 декабря 1989 г. Н.А. Стручков скоропостижно скончался. Его похоронили на Даниловском кладбище рядом с могилами родных.

Автору этих строк посчастливилось работать под руководством Николая Алексеевича в последние 15 лет его жизни. Окружающих всегда поражало многообразие личности этого замечательного человека, его нравственный стержень, высочайшие личностные качества, исключительная человечность, постоянное стремление делать людям добро. Он не был сибаритом, что иногда характерно для представителей российского генералитета. Это был великий труженик. Даже после вечернего за-столья (друзей у Николая Алексеевича было много, люди к нему тянулись) он часто возвращался в опустевшее здание института на Поварской, садился за стол в своем кабинете и работал. Без этого он не мог существовать.

Н.А. Стручков олицетворяет давно ушедший в небытие образ дореволюционного русского интеллигента. Подлинным, а не показным гуманизмом, бережным отношением к людям, высокой требовательностью к себе пронизана вся его жизнь. Он всегда был готов прийти на помощь нуждающимся. «Более доброго человека, чем Н.А. Стручков, я в жизни не встречал», - вспоминает лауреат государственной премии профессор В.В. Лунеев.

В быту Николай Алексеевич был необычайно скромен, неприхотлив. Практически до последних лет известный ученый-генерал жил в скромной коммунальной квартире на Пятницкой улице. Он был великолепный рассказчик, знаток старой Москвы и ее достопримечательностей, любил жизнь во всех ее проявлениях.

Н.А. Стручков рано ушел, но его жизнь продолжается в фундаментальных трудах, учениках и последователях, нашей памяти.

О таких, как он, справедливо говорят: «Да, были люди в наше время!». Мир становится предельно жестоким, немилосердным, человек -алчным, озлобленным и непредсказуемым. Гуманность в настоящее время не в моде.

Отдавая долг памяти Николаю Алексе-еви-чу, можно вспомнить слова Н.А. Некрасова о

том, что без таких людей завяла бы совсем нива жизни. Для многих из нас он был Учитель с большой буквы и в области науки, и на нелегком жизненном пути. «Учитель, перед именем твоим дозволь смиренно преклонить колени!» Вечная тебе память!

1 В очерке использованы воспоминания друзей и сослуживцев юбиляра - Н.И. Загородникова, Ю.М. Ткачевс-кого, П.Г. Пономарева, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова, В.П. Артамонова, М.П. Мелентьева, М.П. Журавлева,

В.В. Лунеева, Н.Б. Хуторской

2 Николай Иванович Загородников (1919-1992) -выдающийся ученый-правовед, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, генерал-майор внутренней службы, бывший начальник Высшей школы МВД СССР, друг и сослуживец Н.А. Стручкова - оставил о нем трогательные воспоми-

нания, использованные в настоящем очерке; Загородников Н.И. Генерал в науке, генерал в строю (Николай Алексеевич Стручков: воспоминание о настоящем) // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний: Тр. Акад. МВД СССР. М., 1991. С. 5.

3 Ткачевский Ю.М. Проблемы теории наказания и его исполнения в новых Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексахРоссии (к 75-летию Н.А. Стручкова). М., 1997.

С. 28-29.

4 См.: Рахлевский В.А., Борисов К.Г Библиографический справочникдиссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук. С. 236.

5 См.: Стручков Н.А. Назначение наказания при совокупности преступлений. М., 1957.

6 См.: Хуторская Н.Б. Стручков Николай Алексеевич (1922-1989) // Видные ученые-юристы России (вторая половина ХХ века): Энцикл. слов. биографий / Под ред. В.М. Сырых. М., 2006. С. 416-417.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.