Научная статья на тему 'Памяти профессора Л. А. Березного'

Памяти профессора Л. А. Березного Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти профессора Л. А. Березного»

2005

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9. Вып. 4

ХРОНИКА

ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА Л. А. БЕРЕЗНОГО

11 июня 2005 г. на 91 -м году ушел из жизни известный китаевед доктор исторических наук, профессор Лев Абрамович Березный.

Л. А. Березный поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета в 1936 г. и уже в студенческие годы увлекся историей Китая. Его научным руководителем был опытный китаист, автор большого числа научных трудов, профессор Л.И. Думан. Свою дипломную работу, защита которой пришлась на 1941 г., Л.А. Березный посвятил Синьхайской революции.

Сразу же после окончания университета Лев Абрамович ушел добровольцем на фронт. Воевал в пехоте, участвовал в обороне Ленинграда, был ранен. Затем, уже в составе подразделения легендарных «катюш», воевал на Днепре, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Австрии. Он удостоен многих боевых наград, а День Победы всегда был для него главным праздником в году.

После войны Л.А. Березный вернулся в университет. Окончив аспирантуру, он с 1949 г. начал свою преподавательскую деятельность: сначала в качестве ассистента, потом доцента, ас 1971 г. - профессора восточного факультета ЛГУ. За годы работы в университете Л.А. Березный подготовил большое количество китаеведов-профессионалов. Сегодня его ученики трудятся в ведущих вузах и научных учреждениях России и за рубежом, многие заняты в различных сферах практического китаеведения.

На протяжении многих лет Л.А. Березный читал студентам восточного и исторического факультетов Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета курсы по новой и новейшей истории Китая и других стран Азии, историографии и источниковедению. Им подготовлены и читались оригинальные спецкурсы и спецсеминары, вызывавшие неизменный интерес нескольких поколений студентов. Высокая эрудированность, глубокое знание особенностей развития исторического процесса в сочетании с совершенной методикой подачи материала и ораторским даром обусловили выдающееся преподавательское долголетие Льва Абрамовича и любовь его учеников.

В 1970-х годах он организовал для студентов кафедры спецсеминар по вопросам методологии научных исследований. После разработки нового учебного плана в 1980-х годах он впервые начал чтение курса «Введение в специальность». В ходе этих занятий он объяснял студентам, что представляет собой история такой страны, как Китай, и какое место она занимает в общем контексте востоковедения. Прививая будущим китаеведам любовь к избранной специальности, Л.А. Березный в то же время побуждал их не ограничиваться лишь знанием фактов из истории изучаемой страны, а расширять свой кругозор в отношении как практических, так и методологических достижений всей исторической науки. Он обладал блестящей способностью представить даже самый слож-

© А.Е. Донская, Н.А. Самойлов, 2005

ный материал чрезвычайно ясно и увлекательно, так что содержание его лекций, суть излагавшихся им теорий эффективно усваивались и надолго запоминались студентам.

Л.А. Березный руководил большим количеством курсовых и дипломных работ, а также диссертаций. Опытный научный руководитель, он, никогда не навязывая своего мнения, побуждал к самостоятельному исследованию, к осознанному и продуманному формулированию проблем и поиску их решений. Своим студентам и аспирантам он помогал выработать привычку к тщательному отбору и анализу источников, взвешенному и вдумчивому использованию результатов научной работы предшественников. Его отношение к младшим коллегам было неизменно уважительным и доброжелательным. Для многих из них Л.А. Березный стал учителем не только в избранной специальности, он являл образец глубокой порядочности и интеллигентности как в науке, так и в жизни.

Круг научных интересов Л.А. Березного был широк и разнообразен. Им опубликовано около 200 научных работ, в том числе четыре крупные монографии. Профессор Л.А. Березный является автором разделов целого ряда учебников и учебных пособий по истории стран Азии и Африки. Его работы отличаются актуальностью научной тематики, тщательностью анализа исторических фактов, широтой охвата научных проблем, глубиной теоретических обобщений и новизной методологических подходов.

В 1940-1950-х годах Л.А. Березный уделял основное внимание изучению вопросов внешней политики и международных отношений Китая, политики США в Китае в период революции 1925-1927 гг. Этой теме были посвящены кандидатская диссертация и первая монография ученого.

С 1960-х годов он приступил к изучению проблем историографии новой и новейшей истории Китая. Особый интерес у ученого вызывали тенденции развития американской историографии Китая. Этим вопросам были посвящены его докторская диссертация и две монографии. В своих исследованиях Л.А. Березный сумел представить развернутую картину концепций ведущих американских историков, касающихся проблем общественного развития Китая в новое и новейшее время. Возникшая затем научная полемика между Л.А. Березным и крупнейшим американским ученым, главой гарвардской школы китаеведения, проф. Дж.К. Фэрбэнком, доказала умение Л.А. Березного отстаивать свои позиции и вместе с тем, несмотря на серьезные разногласия с оппонентом, признать его сильные стороны и обоснованные аргументы.

Не оставляя своих историографических исследований, Л.А. Березный, начиная с середины 1970-х годов, приступил к изучению еще одной важной темы - соотношения революционного и эволюционного путей развития в истории Китая. В рамках данной проблематики он обращался к анализу особенностей реформаторской традиции в истории китайского общества, специфики революционного процесса в этой стране, национального самосознания китайцев, занимался изучением концепции «новой демократии». Несколько публикаций было посвящено общеметодологическим вопросам изучения истории Востока.

После выхода на пенсию Л.А. Березный продолжил активную научно-исследовательскую деятельность. За последние пять лет им было опубликовано более 10 научных работ в журналах «Проблемы Дальнего Востока» и «Восток», в материалах, проводимых Институтом Дальнего Востока РАН, конференций «Китай. Китайская цивилизация и мир» и конференций «Общество и государство в Китае». Среди новых тем, которые в последние годы привлекали внимание Л.А. Березного: Китай и проблемы глобализации, вопросы национальной идентичности, современные реформы в КНР и их истоки. По-прежнему много внимания он уделял американской историографии Китая.

Среди учеников Льва Абрамовича много известных ученых - докторов и кандидатов наук, немало и тех, кто прекрасно зарекомендовал себя на ниве практического китаеведения. Независимо от их возраста, конкретных профессиональных интересов, научного и социального статуса, все они считают Льва Абрамовича своим учителем, помнят его лекции, доклады, беседы и просто человеческие советы, стремятся продолжать и развивать его идеи и методы в собственных исследованиях, следовать им в своей работе. В этом смысле можно с уверенностью сказать, что в петербургском историческом китаеведении уже давно сложилась школа Л.А. Березного, а его учениками и единомышленниками считают себя многие китаеведы по всей России и далеко за ее пределами.

А.Е. Донская, Н.А.Самойлов

Статья поступила в редакцию 17 октября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.