Научная статья на тему 'Памяти Остромов'

Памяти Остромов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
57
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Остромов»

Оболонский А.В.

ПАМЯТИ ОСТРОМОВ

Порой печальные события происходят так близко одно к другому, что

как бы сливаются в одно большое несчастье или утрату. Так случилось в минувшем июне: с интервалом в 17 дней из жизни ушли двое выдающихся ученых и организатора науки, два «живых классика» и удивительных человека — супруги Элинор и Винсент Остромы. Они оба были профессорами Индианского университета, с которым наш факультет поддерживает давние связи.

Элинор (она предпочитала краткое Лин) в 2009 г. стала первой женщиной — Нобелевским лауреатом по экономике, хотя по образованию была не экономистом, а политологом и даже несколько лет — президентом Американской ассоциации политических наук, работала в редколлегиях двух десятков академических журналов, имела множество международных наград и почетных степеней. В этом году журнал "Time" назвал ее в числе 100 наиболее влиятельных людей в мире. Лейтмотив ее работ — подчеркивание способности людей к самоуправлению, демонстрация того, что обычные люди сами могут создавать правила и институты для организации совместной жизни, коллективного управления природными и иными ресурсами. Ее главные книги — "Governing the Commons: the Evolution of Institutions for Collective Action", "Understanding Institutional Diversity", "The Samaritan's Dilemma: the Political Economy of Development Aid", "Working Together: Collective Action, the Commons and Multiple Methods in Practice" — имеют далеко не только академическую ценность. Они стали концептуальной основой для множества практических проектов по управлению ресурсами общего пользования, реализованных в самых разных частях света: США, Центральной Америке, экваториальной Африке, Непале, Скандинавии...

Вокруг Элинор Остром всегда кристаллизовалось множество самых разных людей из десятков стран — исследователей, управленцев, социальных работников, волонтеров, которые попадали под влияние ее мощного интеллекта, невероятной работоспособности и энтузиазма. Смысл ее многогранной деятельности был в использовании своих знаний и идей для того, чтобы помочь людям в разных уголках мира лучше организовывать свою, чаще всего нелегкую, жизнь и работу.

При этом Лин меньше всего была сухим ученым. Дом Остромов был открытым и гостеприимным, полным предметов национального искусства,

Оболонский А.В. Памяти Остромов

ремесел, быта со всего света. Особую роль в ее жизни играла музыка. Продолжая работать до последних дней, она заглушала боль, слушая Чайковского, Шопена, Моцарта.

Муж Элинор (а изначально — научный руководитель) Винсент принадлежит к числу крупнейших американских политологов второй половины ХХ в. Его книги, эссе, лекции уже несколько десятилетий служат важным элементом интеллектуальной жизни демократических обществ. Он обладал редкой для теоретиков способностью сочетать широкий, философского уровня анализ фундаментальных проблем общественного бытия, основанный на тщательном сопоставлении текстов Гоббса, Руссо, американских федералистов и, конечно, его любимого Токвилля, с глубоким изучением конкретных механизмов управления и самоуправления в городах и сельких местностях. Его главные книги — "The Intellectual Crisis in American Public Administration", "The Political Theory of Compound Republic", "The Meaning on Democracy and Vulnerability of Democracies", "The Meaning of American Federalism. Constituting a Self-Governing Society" (вышла в 1993 г. в русском переводе под названием «Смысл американского федерализма. Что такое со-моуправляющееся общество»). Главным объектом его исследований были принципы построения общества, основанного не на командах и контроле «сверху», а на процессах согласования интересов отдельных людей и их объединений, общества, где основа государственного устройства — не приказы начальников из столиц, а сеть соглашений между людьми на местах. Эти соглашения строятся на взаимном уважении и вере в способность свободного человека самому или вместе с другими, тоже свободными, людьми разрешить свои проблемы без команд и предписаний «начальства», а также на библейском «золотом правиле»: «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Словом, Винсент Остром был убежден, что в благоустроенном обществе править должно в первую очередь не правительство, а сами люди, и искал пути реализации этого принципа как в теории,

так и в консультативной работе с государственными структурами. Это, в частности, нашло отражение в его идеях о полицентричных кругах управления с частично пересекающейся компетенцией органов, что позволяет осуществлять общественный выбор в сфере экономики более эффективным и справедливым с точки зрения людей способом.

Любимым и, наверное, главным детищем Остромов был созданный ими в 1973 г. постоянно действующий Workshop for Political Theory and Policy Analysis. Основное значение начального слова его названия, как известно, — мастерская, но в перенесении этого термина в сугубо гуманитарную, социальную сферу, как представляется, есть глубокий смысл. В профессиональных кругах остромовский «уоркшоп» именуют «Блумингтонской школой». Через нее за почти четыре десятилетия прошли сотни и сотни исследователей — и зрелых, и начинающих. Благодаря господствовашей там полной академической свободе каждый занимался своей темой, однако при этом существовало нечто, всех объединявшее, причем не только на еженедельных семинарах, но и в повседневном общении, а главное — в некой эманации духа честного и неустанного поиска истины, который исходил от Винсента и Лин. Теперь «уоркшопу» присвоено их имя. Это произошло за месяц до их кончины.

Впрочем, как и большинство по-настоящему значительных людей, формальные титулы и звания их мало волновали. В общении они были простыми, демократичными, лишенными малейших признаков снобизма. Для каждого из коллег и сотрудников у них всегда находилось доброе слово, шутка. А теплый прием, который они оказывали в своем доме, где собиралось по нескольку десятков людей, приехавших в «Блумингтонскую школу» со всех концов света, думаю, навсегда останется в памяти их гостей. Одним из жизненных принципов Винсента и Лин была помощь другим, особенно тем, кто, как и они сами, посвящают себя поискам научной истины (что, как известно, не входит в число особо прибыльных занятий). Значительную долю своих заработков они отдавали на нужды университета и своего «уоркшо-па». Они были создателями и главными спонсорами Токвиллевского фонда. Благодаря ему многие ученые со всего мира смогли за эти десятилетия пройти стажировку в Индианском университете, частью которого является «уоркшоп». Думается, что для большинства из них время, проведенное в общении с Остромами, стало одним из главных интеллектуальных событий в жизни. Если из всей многогранности их качеств нужно было бы выбрать одно, определяющее, я бы назвал обаяние интеллекта.

Лин и Винсент прожили вместе больше полувека. Их отношения были удивительно гармоничными, что не так часто встречается в семьях, где каждый является значительной Личностью. Остромы и в этом отношении были людьми особенными. И по характеру, и по работе они естественным образом дополняли друг друга, и от этого их жизненный альянс был почти уникальным.

Наш мир был бы лучшим местом, если бы таких людей, как Винсент и Лин, было больше. Но тот факт, что такие люди все же существуют, и обнадеживает, и обязывает. Спасибо им и за это тоже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.