310
НОВОЕ ПРОШЛОЕ
THE NEW PAST
№ 1 2 019
йй! 10.23683/2500-3224-2019-1-310-313
ПАМЯТИ
НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ХОРОШЕВСКОГО (1 МАЯ 1950 г.-23 ДЕКАБРЯ 2018 г.)
В.Н. Шевелев
Аннотация. Николай Иванович Хорошевский (01.05.1950-23.12.2018) являлся выдающимся исследователем культуры умственного труда в Ростове-на-Дону, опубликовавшим такие работы, как «Как запомнить, чтобы помнить? (Психологический практикум)» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2004), «Современные методы развития памяти и мышления» (М.: Наука-Спектр, 2008, 2015), «Игры для разума: Тренировка интеллекта» (Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2012). Вся его педагогическая и научная деятельность связана была с Ростовским государственным университетом, впоследствии Южным федеральным университетом. После окончания в 1975 г. университета работал инструктором в Ростовском Обкоме ВЛКСМ, а позднее был избран первым секретарем Советского райкома комсомола Ростова-на-Дону. В 1983 г. им была защищена кандидатская диссертация о личности и ее социальной ответственности. С этого же года он стал работать на кафедре Новой и новейшей истории исторического факультета Ростовского университета. В сферу его научных интересов входило изучение подходов в общественной мысли Западной Европы в отношении сущности понятий «нация» и «национализм».
Ключевые слова: Николай Иванович Хорошевский, ЮФУ Ростовский университет, нация, национализм, культура умственного труда, профессор.
I Шевелев Владимир Николаевич, доктор философских наук, профессор, свободный исследователь, г. Ростов-на-Дону, Россия, prof_ermolenko@mail.ru.
IN MEMORY OF NIKOLAI IVANOVICH KHOROSHEVSKY
(MAY 1, 1950-23 DECEMBER, 2018)
V.N. Shevelev
Abstract. Nikolai Ivanovich Khoroshevsky (01.05.1950-23.12.2018) was an outstanding researcher of the culture of intellectual activity in Rostov-on-Don, who published such works as "How to memorise to remember? (Psychological Workshop)" (Rostov-on-Don: Phoenix, 2004), "Modern Methods of Memory and Thinking Development" (Moscow: Nauka-Spectr, 2008, 2015), "Games for Mental Health: Training of Intellect" (Rostov-on-Don: Nauka-Spectr, 2012). All his pedagogical and scientific activities were related to Rostov State University, and later to the Southern Federal University. After graduating from the university in 1975, he worked as an instructor in the Rostov Komsomol Obkom and later was elected the first secretary of the Soviet district committee of Komsomol in Rostov-on-Don. In 1983, he defended his candidate's thesis on the personality and its social responsibility. From the same year, he began working at the Department of Modern and Contemporary History of the Faculty of History of Rostov University. His research interests included the study of approaches in public thought in Western Europe to the essence of the concepts of "nation" and "nationalism".
Keywords: Nikolai Ivanovich Khoroshevsky, SFedU, Rostov University, nation, nationalism, culture of intellectual activity, professor.
I Shevelev Vladimir N., Doctor of Science (Philosophy), Professor, Independent Researcher, Rostov-on-Don, Russia, prof_ermolenko@mail.ru.
312
НОВОЕ ПРОШЛОЕ
ТНЕ МЕ\« РД8Т
№ 1 2 019
23 декабря 2018 г. скончался доцент кафедры зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений ЮФУ кандидат философских наук Николай Иванович Хорошевский. Мы были с ним дружны на протяжении нескольких десятилетий, примерно с 1971-1972 гг., и эти воспоминания носят во многом личный характер.
Николай поступил на истфак в 1970 г., насколько мне помнится, пройдя «рабфак» и будучи уже членом партии. Тогда на первый курс поступили сразу 6 или 7 членов партии, все с «рабфака». Партком Ростовского государственного университета принял решение создать на нашем факультете студенческую партийную группу. Я был избран парторгом. Так началось наше дружеское сближение в водовороте студенческой жизни.
После окончания университета Николай стал работать инструктором в Ростовском Обкоме ВЛКСМ, а позднее его избрали первым секретарем Советского райкома комсомола. В начале 1980-х гг. он поступил в аспирантуру по кафедре научного коммунизма и в 1983 г. защитил в РГУ кандидатскую диссертацию на тему «Личность и ее социальная ответственность».
Тогда же, закончив аспирантуру, он начал преподавать на историческом факультете. Я вел годовой лекционный курс и практические занятия по новейшей истории стран Азии и Африки, Николаю Ивановичу был поручен курс истории стран Азии и Африки в Средние века и Новое время. Когда в 1984 г. меня избрали деканом исторического факультета, я, хорошо зная об организаторских способностях Николая Ивановича и его умении работать с людьми, пригласил его на должность заместителя декана по учебной работе.
1980-е гг. стали своеобразным переходным периодом в жизни и всей страны, и университета. Для одних эти годы вспоминаются как какая-то затхлая эпоха, беспросветный застой, для других - как интеллектуально насыщенное время жизни, когда копились силы для грядущих перемен. Мы в основе своей воспринимали жизнь и свою служебную деятельность как нечто совершенно привычное. Редко кто из нас задумывался над тем, может ли быть иначе. Надо было выстраивать жизненные траектории, делать служебную или научную карьеру, кормить семью, «выводить в люди» детей.
Для нас с Николаем Ивановичем 1980-е гг., включая «перестройку», были временем активной научной работы, разработки новых рабочих программ в условиях нарастающего потока закрытой прежде информации, которую раньше мы могли почерпнуть только в спецхранах ИНИОНа, а также Института востоковедения и Института Африки АН СССР.
Тогда же Николай Иванович определился с основным направлением своей научной работы: нации и национализм в Х1Х-ХХ вв. Исследуемый им комплекс вопросов включал проблемы, связанные с этимологией слов «нация» и «национализм»; изучение подходов в общественной мысли в отношении сущности понятий «нация», «национализм», «историческая память» (Д. Вико, Ж.Ж. Руссо, А. Фергюссон, И. Гердер. Г. Гегель, И. Фихте, А. де Токвиль, Д.С. Милль, Л. Актон, Э. Ренан). Исследование
проблематики он, будучи кандидатом философских наук, осуществлял на стыке интеллектуальной истории и истории философии. Мы с ним нередко обсуждали тогда вопросы истории и исторической памяти. Становилось очевидным, что «Краткий курс» и другие тексты официоза превратились в атрибут сочинений историков, утративших всякие начала свободомыслия и ставших историографическими окаменело-стями. История как нарратив в советское время - это в большинстве своем история воспевания насилия: крестьянские войны, революции, победоносные сражения.
В конце 1970-х и в 1980-е гг. я, работая над докторской диссертацией, по 2-3 раза в год ездил в Москву работать в библиотеках и спецхранах, а также на различные научные конференции и теоретические семинары в Москву, Ленинград, Киев, Тбилиси, Нальчик, Элисту. Тогда же я дважды помогал Николаю Ивановичу в оформлении вызовов на международные научные конференции в Москву. Насколько мне помнится, в 1986 г. мы с ним ездили на конференцию в Институт Африки АН СССР; в 1987 г. - в Институт востоковедения АН СССР. Тогда нам удалось послушать известных востоковедов и африканистов - директора Института востоковедения Михаила Капицу, директора Института Африки Анатолия Громыко, Георгия Мирского, Роберта Ланду, Леонида Васильева, Бориса Ерасова, Нодари Симония и др.
Он был человеком увлекающимся. То его заинтересовали египетские пирамиды, причем в основном их мистическая история. Затем он переключился на эзотерику культуры Востока и «восточной мудрости». Я не был склонен преувеличивать роль «восточной медицины» и «восточной мудрости», и мы частенько с ним спорили по поводу «чакр», «жизненной энергии», иглоукалывания, «биополя», Елены Блаватской и пресловутой Шамбалы. Мне было ясно, что в интеллектуальном багаже человечества не только множество научных знаний, необходимых для прогресса, но и много ложных представлений о мире и человеке. В 1990-е гг. газеты и журналы начали печатать рекламу услуг целителей и прорицателей, публиковали прогнозы астрологов. На телевидении появились «Битвы экстрасенсов». Началась пропаганда сверхъестественных способностей всяческих «медиумов», вроде Мессинга, Ванги или Джуны. Все это накладывалось на общее состояние маргинального сообщества с его суевериями и предрассудками.
Николай Иванович любил свою работу. Ему нравилось общаться со студентами, обсуждать с ними вопросы факультетской жизни. Главное он видел в совершенствовании преподавания, внесении разнообразия в дидактические подходы. Он много внимания уделял разработке новых учебных курсов, спецкурсов, элективов. В последние 15-16 лет Николай Иванович преподавал студентам спецкурс культуры умственного труда и методики развития и укрепления памяти, неизменно вызывавший большой интерес. В 2008 г. в московском издательстве «Наука-Спектр» у него вышло авторское учебное пособие «Современные методы развития памяти и мышления».
Таким Николай Иванович Хорошевский и остался в памяти друзей, коллег, студентов - человеком знающим, увлеченным, доброжелательным, исключительно порядочным, внимательным к людям.