Научная статья на тему 'Памяти народного художника (к 100-летию со дня рождения Ю. М. Непринцева)'

Памяти народного художника (к 100-летию со дня рождения Ю. М. Непринцева) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
картина / традиции / портретная галерея / русская реалистическая школа / альбом офортов. / picture / traditions / portrait gallery / Russian realistic school / album of etchings

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыцин Никита Викторович

Рассказывается о месте творчества народного художника СССР, профессора Ю. М. Непринцева в изобразительном искусстве 2-й половины ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Memory of the People’s Artist (to the Centenary of J. M. Neprintsev)

The paper tells about the work of the People’s artist of the USSR professor J. M. Neprintsev.

Текст научной работы на тему «Памяти народного художника (к 100-летию со дня рождения Ю. М. Непринцева)»

н. В. Цыцин

памяти народного художника (к 100-летию со дня рождения Ю. М. непринцева)

Рассказывается о месте творчества народного художника СССР, профессора Ю. М. Непринцева в изобразительном искусстве 2-й половины ХХ в. Ключевые слова: картина; традиции; портретная галерея; русская реалистическая школа; альбом офортов.

N. V. Tsitsin

In Memory of the People's Artist (to the Centenary of J. M. Neprintsev)

The paper tells about the work of the People's artist of the USSR professor J. M. Neprintsev.

Key words: picture; traditions; portrait gallery; Russian realistic school; album of etchings.

В 2009 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996), выдающегося русского советского художника, вошедшего в историю изобразительного искусства как автор одной из наиболее известных картин, посвященных Великой Отечественной войне «Отдых после боя». Картине поистине народной, картине, в которой с поразительной правдивостью и убедительностью выражена правда о русском солдате, победившем в этой страшной войне. Герои картины - простые солдаты, расположившиеся на привале на опушке

леса. Все с увлечением слушают бывалого солдата с красным кисетом в руках, находящегося в центре холста, который с увлечением рассказывает какую-то историю. В этом, казалось бы, незамысловатом сюжете не сразу угадывается вся глубина, величие, значение изображаемого в картине - правда, жизнеутверждающее начало, неунывающее чувство оптимизма, составляющее основу жизни, которое невозможно ни победить, ни сломить.

И не случайно главный герой картины стал ассоциироваться с легендарным персонажем поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». Картина имела ошеломляющий успех, репродуцировалась во множестве журналов, выходила отдельными репродукциями. Ее копировали, помещали в учебники по литературе и истории. А Ю. М. Непринцеву были заказаны еще два авторских варианта - для Кремля и Третьяковской галереи. Картина так понравилась тогдашнему руководителю Китайской Народной Республики Мао Цзэдуну, что первый вариант картины был ему подарен. С тех пор в китайской энциклопедии по искусству наряду с именами выдающихся русских художников И. Е. Репина и В. И. Сурикова приведено и имя Непринцева.

О войне Непринцев знал не понаслышке: с первых дней он уходит добровольцем на фронт. «Отдых после боя» - это первая ласточка в его творчестве, посвященная войне. Потом он создаст еще не одно произведение, где героем будет простой солдат, герой этой войны. Искренностью и правдивостью пронизаны его полотна «Родная земля» (1966), «Памяти павших» (1967), «Балтийцы» и «Вот солдаты идут» (1970), вошедшие в летопись произведений, посвященных войне.

В 1966 г. в Ленинграде был выпущен альбом офортов «Рассказы о ленинградцах», посвященный героической эпопее защиты Ленинграда в годы войны. Юрий Михайлович Непринцев объяснял причину появления работ тем, что он, свидетель этих страшных событий, считает своим гражданским долгом правдиво донести до людей происходившее. В работе были использованы многочисленные зарисовки и эскизы, сделанные в осажденном Ленинграде. Семь лет потребовалось художнику, чтобы завер-

шить работу над офортами, вошедшими в альбом. Сегодня можно сказать, что 20 листов, рассказывающих о жизни Ленинграда и ленинградцев в дни блокады, вошли в золотой фонд произведений, посвященных 900-м героическим дням.

Художник плодотворно работал во многих жанрах изобразительного искусства. Это и портреты, и иллюстрации к литературным произведениям, и акварели. Обращаясь к портретной галерее, созданной мастером (а это и фронтовые зарисовки участников войны и тех, кто трудился в тылу; рабочие, деятели науки и культуры, близкие и дорогие художнику люди), нельзя не заметить то внутреннее горение, страстность, неравнодушие, с каким создавал их художник.

Особое место в творчестве художника занимает графический цикл «Пушкиниана». К образу великого русского поэта Ю. М. Непринцев обращался еще в годы учебы во Всероссийской Академии художеств. Он был учеником В. Е. Савинского, а затем - И. И. Бродского, продолжал традиции русской реалистической школы, идущей от П. П. Чистякова и И. Е. Репина, школы, которой был предан до конца своих дней, идеалы которой отстаивал как в своем творчестве, так и в педагогической деятельности. Более 50 лет Юрий Михайлович Непринцев был связан с Институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина - студент, аспирант, профессор, руководитель персональной мастерской, действительный член Академии художеств СССР. Он воспитал не одно поколение замечательных художников, которые чтят память своего учителя и продолжают нести основы русской реалистической школы, всегда отличавшейся высоким профессионализмом и гуманизмом, в своем творчестве и педагогической деятельности.

Благодарные ученики в канун столетнего юбилея открыли памятник на месте захоронения Юрия Михайловича Непринцева на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник создавался на средства учеников и друзей художника. Автором монумента стал выпускник факультета скульптуры Института имени И. Е. Репина Г. Лукьянов, архитектор - В. А. Энгельке, тоже выпускник Института, факультета архитектуры. Большую помощь

в организации установки и мрамора для памятника оказал ректор Института, народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств, скульптор А. С. Чаркин. Памятник представляет собой мраморную скульптуру, помещенную на гранитный пьедестал. Скульптор обратился к известному академическому рисунку конца ХУШ в. художника Соколова «Сидящий натурщик», удачно переработав позу фигуры рисунка в обобщенный образ прекрасного, полного сил юноши, склонившего голову перед мастером-учителем. Вся композиция прекрасно вписана в окружающий ландшафт и является достойной памятью народному художнику, педагогу Юрию Михайловичу Непринцеву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.