НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 929
https://doi.org/10.22378/2410-0765.2024-14-2.154-167
Памяти Миркасыма Абдулахатовича Усманова (1934-2010) (к 90-летию со дня рождения)
Б.Л. Хамидуллин
Институт Татарской энциклопедии
и регионоведения им. М.Хасанова АН РТ
Казань, Российская Федерация
В статье содержится информация о жизни и деятельности выдающегося ученого-востоковеда, талантливого педагога и писателя, доктора исторических наук, профессора, действительного члена Академии наук РТ и Археографической комиссии РАН, члена Союза писателей СССР и Татарского ПЕН-центра, широко известного общественного деятеля Миркасыма Абдулахатовича Усманова (1934— 2010). Воспроизводятся основные вехи его жизненного и творческого пути, характеризуются результаты его научных изысканий, указывается его вклад в изучение и развитие источниковедения и историографии истории татарского народа и Татарстана. Особое внимание уделено исследованиям М.А. Усманова по источниковедению истории Золотой Орды.
Ключевые слова: Миркасым Усманов, ученый, писатель, общественная жизнедеятельность, источниковедение, история татар, Золотая Орда
Для цитирования: Хамидуллин Б.Л. Памяти Миркасыма Абдулахатовича Усманова (1934-2010) (к 90-летию со дня рождения) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2024. Т.14, №2. С. 154-167. https://doi.org/10.22378 /2410-0765.2024-14-2.154-167
11 октября 2010 г. татарский народ, общественность Республики Татарстан, российское и мировое научное сообщество понесли тяжелую утрату - на 77 году жизни от нас ушел выдающийся ученый и талантливый педагог, основоположник современной татарской археографии, доктор исторических наук, профессор Казанского федерального университета, действительный член Академии наук РТ, член Комиссии РАН по археографии, архивоведению и смежным историко-филологическим дисциплинам, член Союза писателей СССР и РТ, Татарского ПЕН-центра, заслуженный деятель науки ТАССР и заслуженный работник высшей школы
© Хамидуллин Б.Л., 2024
РФ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, широко известный общественный деятель и горячо любимый и уважаемый нами Учитель - Усманов Миркасым Абдулахатович1 [1; 2; 8; 10; 11].
Будущий талантливый, глубоко эрудированный, всемирно известный татарский историк М.А. Усманов родился 31 мая 1934 г. в Восточном Туркестане в городе Кульджа (ныне городской уезд в Или-Казахском автономном округе Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики).
Начальное образование М.А. Усманов получил в кульджинской татарской школе, куда он поступил в 1941 г. В этой школе ученики, благо, что преподавателями там были воспитанники небезызвестного педагога Габдуллы Буби (Нигматуллина), одновременно со средневековым татарским фольклором, литературой и историографией, наряду с творчеством Мифтахетдина Акмуллы, Шигабутдина Марджани и Габдуллы Тукая, подробно изучали и жизнедеятельность таких запрещенных в СССР выдающихся представителей татарской гуманитарной интеллигенции, как Исмаил Гаспринский, Дэрдменд, Гаяз Исхаки, Галимджан Ибрагимов и т.д. После окончания 4 класса, М.А. Усманов обучался в русской гимназии Кульджи, что дало ему также хорошее понимание русской истории и культуры. Все это, безусловно, существенно расширяло кругозор молодого Миркасыма и создавало капитальную базу, фундамент его будущего мировоззрения и жизнедеятельности.
Как указывал сам Миркасым Абдулахатович, и это подчеркивают многие его коллеги, близкое знакомство с татарской культурой в Кульдже дало ему решающее преимущество перед другими соплеменниками, которые родились и получили образование в СССР, а проживание в полиэтничном регионе Восточного Туркестана естественным образом содействовало овладению им разными близкородственными тюркскими языками (уйгурским, казахским, киргизским, узбекским и др.), а также разными видами письменности на основе арабицы, кириллицы, латиницы и староуйгурской графики. Арабская графика, которой татары и уйгуры Северо-Западного Китая пользуются до сих пор, была ему очень хорошо известна с детства; впоследствии он пользовался ею даже в личной переписке с коллегами-ориенталистами (например, с исламоведом Анасом Халидовым и тюркологом Михаэлем Фридрихом). Все это оказало существенное влияние на профессиональные качества М. А. Усманова как историка-источниковеда и в его литературной, в том числе переводческой деятельности.
В 1955 г. семья Усмановых возвратилась в Советский Союз, в Казахскую ССР, где М.А. Усманов работал поочередно в совхозе, в комитете ДОСААФ, на киностудии. В 1958-1963 гг. он учился в Казанском государственном университете - колыбели российского востоковедения, сна-
1 Миркасыйм Госманов (1934-2010). Куренекле галим, тарихчы // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=rv65vpg0d0Q (дата обращения: 27.02.2024).
чала на отделении татарской филологии, а затем, начиная с 3 курса, на историческом отделении историко-филологического факультета. Будучи студентом, активно ездил в диалектологические и археологические экспедиции КГУ, участвовал в научно-исследовательской работе различных кафедр, в учредительном конгрессе Общества археологии, истории и этнографии КГУ (1962). По окончанию учебы получил специальность «архивовед», был оставлен на кафедре и прошел в родной Alma mater путь от ассистента до проректора.
Основным направлением научно-исследовательской деятельности М.А. Усманова было изучение арабографических письменных источников по истории и культуре тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья XIII - начала ХХ в. В 1963-1988 гг. М.А. Усманов (чья благая идея была полностью поддержана заведующим кафедрой истории СССР, доцентом Шамилем Мухамедьяровым и заведующим кафедрой татарской литературы, доцентом, членом Союза писателей СССР Хатибом Усмановым) являлся организатором и научным руководителем не менее 53 археографических экспедиций КГУ в различные регионы страны, в 35 из них принимал непосредственное участие. В 1964-1967 гг. пройдя обучение в аспирантуре КГУ под руководством Шамиля Мухамедьярова, в 1968 г. он защитил свою кандидатскую диссертацию по теме «Татарские нарративные источники XVII-XVIII вв. и их особенности» (издана в виде монографии с дополнениями в 1972 г. [16]), а в 1981 г. - докторскую диссертацию «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв.» (издана в виде монографии в 1979 г. [14]), которые были очень высоко оценены мировым научным сообществом. Отмечу также, что к 2010 г. в результате обследования около 900 населенных пунктов компактного проживания татар в 5 бывших автономных республиках СССР и 15 областях Российской Федерации М.А. Усмановым и его коллегами было собрано около 10 тысяч рукописей и около 1,5 тысячи редких старопечатных изданий на различных восточных языках, которые ныне представляют собой ценнейший архивный фонд нашей республики (к примеру, если на 1 января 1963 г., т.е. к началу работы АЭ КГУ, в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки КГУ имелась 5701 восточная рукопись, включенная в инвентарные описи, то на 1 января 1989 г. рукописей, занесенных в инвентарные книги и каталоги, было уже 11630). Археографическим экспедициям КГУ, визуальной и содержательной характеристике выявленных рукописей и редких книг была посвящена книга М.А. Усманова «Каурый калэм эзеннэн: археограф язмалары» [3].
С 1967 г. Миркасым Абдулахатович являлся преподавателем КГУ, куратором групп, специализировавшихся по истории Татарской АССР. Он читал лекции по источниковедению этногенеза, политогенеза и культуро-генеза татарского и иных тюркских народов, по истории Поволжья и Приуралья, по татарской палеографии и старотатарскому языку. С 1982 г. профессор, руководитель кафедры истории СССР досоветского периода.
Одновременно, в 1985-1991 гг., проректор КГУ по учебной работе (в 1990 г. и.о. ректора КГУ), с 1988 г. являлся руководителем основанной им научно-исследовательской археографической лаборатории КГУ, а с 1989 г. - заведующим созданной им кафедры истории татарского народа факультета татарской филологии, истории и восточных языков. Кстати, именно в эти годы (1985-1992) он был и моим научным руководителем студенческих курсовых работ и дипломной выпускной работы по историографии этнополитической истории Волжской Булгарии. За это я искренне благодарен судьбе, ведь она дала мне возможность многолетнего близкого общения с выдающимся ученым-просветителем, даровитым прозаиком и публицистом, мудрым и требовательным педагогом, обладавшим еще и талантом организатора науки...
Важной отраслью творческой деятельности М.А. Усманова являлось последовательное изучение истории татарской литературы и общественной мысли. Он исследовал творчество поэтов Кул Гали (эпоха Волжской Булгарии) и Мухамедъяра (период Казанского ханства), идейно-политические концепции авторов ряда исторических произведений XVII-XVIII вв. («Таварих-и Булгария» Шарафетдина Муслими, «Таварих-и Бул-гария» Таджетдина Ялчыгула, анонимный сборник «Дафтар-и Чингиз-наме» и «Сборник летописей» Кадыр-Али-бека), огромное внимание уделял изучению деятельности и наследия таких выдающихся татарских просветителей XVIII - начала ХХ столетия, как Габдрахим Утыз-Имяни, Габ-дельджаббар Кандалый, Мифтахетдин Акмулла, Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Исмаил Гаспринский, Гаяз Исхаки, Гайнетдин Ахмаров, Фатих Карими, Хади Атласи, Саид Вахиди, Газиз Губайдуллин, Хади Ат-ласи и Ризаэтдин Фахретдин. Большой научно-популярный, литературно-документальный труд М.А. Усманова был посвящен известному востоковеду и тюркологу Хусаину Фаизханову [15].
Именно через переводы М.А. Усманова, который в 1962 г. издал в виде отдельной книги на татарском языке повесть «Жамийла» (тат. «Ж^эмилэ», рус. «Джамиля») Чингиза Айтматова [10, с.12; 11], чья мать -Нагима Абдувалиева - была татаркой, татарский читатель впервые познакомился с творчеством всемирно известного киргизского писателя. Наряду с переводческими трудами, ориентируясь на молодых читателей и подростков, в 60-70-х гг. ХХ столетия М.А. Усманов писал литературно-документальные произведения в авантюрно-приключенческом и научно-популярном жанрах. В 1966 г. им была издана книга «Киек сукмакларын-да» [4], написанная на основе личных воспоминаний в форме увлекательных рассказов об особенностях природы и фауны гор Тянь-Шаня, а в 1973 и 1977 гг. - сборники интересных документальных очерков «Серле бал-бал» [5] и «Таулар, Yзэннэр иленэ сэяхэт» [8], написанные в жанре исто-рико-археологического науч-попа, дающие яркое представление о жизни древних племен и народов Центральной Азии. Указанные произведения М. А. Усманова следует рассматривать как достойный вклад в татарскую
детскую и юношескую литературу. Благодаря изданным им книгам «Ж^эмилэ» (1962, 1965) и «Киек сукмакларында» (1966), в 1970 г. М.А. Усманов заслуженно был избран членом Союза писателей СССР, и поныне как писатели, так и читатели с большим уважением относятся к его литературному творчеству [8; 11]. М.А. Усманов также всегда уделял большое внимание научно-популярным и публицистическим выступлениям на страницах периодической печати, в которых, кстати, никогда не забывал о татарской диаспоре стран Центральной Азии и КНР. Избранная часть публикаций подобного содержания была переиздана в 1990 г. в его сборнике <^ткэннэн - килэчэккэ: фэнни-публицистик мэкалэлэр» [6], а позднее в его сборниках - «Ябылмаган китап, яки Чэчелгэн орлыклар: Шэркый Теркестан турында тарихи очерклар» (1996), «Гасырдан - гасыр-га: мэкалэлэр, эцгэмэлэр, чыгышлар» (2004) и т.д. [12].
С 1994 г. М.А. Усманов являлся научным консультантом Национальной библиотеки Республики Татарстан по тюрко-татарским и восточным рукописным книгам. Он внес значительный вклад в становление Отдела редких книг и рукописей библиотеки, развитие его научно-исследовательской и археографической деятельности. С 2000 г. М.А. Усманов входил в Попечительский совет Национальной библиотеки РТ и в этом качестве содействовал повышению ее роли как научного, культурного и образовательного центра республики.
С первых же дней проведения учредительного собрания и создания Татарского ПЕН-центра (с апреля 1995 г.) М.А. Усманов, совместно с известными татарскими прозаиками, поэтами, драматургами и публицистами Амирханом Еники, Туфаном Миннуллиным, Разилем Валеевым, Ильдаром Юзеевым, Рафаэлем Мустафиным, Нуриханом Фаттахом, Ра-вилем Файзуллиным, Ахатом Мушинским и Ркаилем Зайдуллой, становится его членом так называемого «первого созыва». Данная региональная общественная организация писателей РТ объединяет выдающихся представителей татарской интеллигенции в благородном деле сохранения и развития, а также популяризации татарской культуры и истории, в том числе на международной арене. Татарский ПЕН-центр был принят в Международный ПЕН-клуб на Всемирном конгрессе писателей в Гвадалахаре в 1996 г., а его делегаты работали на многих конгрессах Международного ПЕН-клуба в Мексике, Шотландии, Финляндии, Великобритании, Македонии, Норвегии, Словении, ФРГ, Австрии, Японии, Сербии, Кыргызстане и т.д. Активную роль в деятельности Татарского ПЕН-центра играли Туфан Миннуллин, Миркасым Усманов, Разиль Валеев, Ахат Мушинский, инициировавшие сотрудничество с ведущими университетами, архивами и библиотеками мира, а также издание татарской художественной и исторической литературы на татарском, русском, турецком и английском языках.
Члены Татарского ПЕН-центра «первого созыва» (1995) в «Гроте» Национальной библиотеки РТ.
Слева направо - стоят: Разиль Валеев, Равиль Файзуллин, Ахат Мушинский, Ркаил Зайдулла; сидят: Рафаэль Мустафин, Нурихан Фаттах, Ильдар Юзеев, Амирхан Еники, Миркасым Усманов, Туфан Миннуллин.
Фото Рустама Мухаметзянова (сайт Национальной библиотеки РТ: https://kitaphane.tatarstan.ru/library_today/wгiters.htm#:~:text=Региональная%20общественная %20организация%20писателей%20Республики,%3А%20поэзия%2С% 20эссе%2С%20новелла)
С 1989 г. М.А. Усманов являлся председателем регионального благотворительного общественного фонда сохранения и развития татарского языка и культуры «Ж^ыен» («Жиен=Сход»), созданного с целью способствования возрождению татарского языка и культуры. В серии «Шэхес-лэребез» при активном участии М.А. Усманова (в качестве автора, составителя и научного редактора) были изданы либо подготовлены к печати книги, посвященные Карлу Фуксу, Хусаину Фаизханову, Фатиху Карими, Гайнетдину Ахмерову, Габдрахману Гумари, Газизу Губайдуллину, братьям Рамеевым, братьям Туйкиным, Исмаилу Гаспринскому, Хади Атласи, Габдрахману Сагди, Гали Рахиму, Шигабутдину Марджани, Джамалетди-ну Валиди, Ахметгараю Хасани, Габдрашиту Ибрагимову, Михаилу Худякову и другим известным людям. В различные издания серии М.А. Ус-манов вложил очень много своих духовных и физических сил, ибо не только являлся идейным вдохновителем всего проекта, автором и редактором отдельных книг, но и обеспечивал поддержку со стороны чиновников разного уровня государственных органов и меценатов. Этот огромный труд ученого был по достоинству оценен руководством Татарстана - в 2012 г. (к сожалению, посмертно) за цикл историко-биографических работ
и научно-редакторскую деятельность при подготовке серии сборников о знаменитых личностях, изданных фондом «Жиен», ему была присуждена Государственная премия РТ в области науки и техники.
Указ о награждении М. А. Усманова Госпремией РТ был подписан Президентом РТ Рустамом Миннихановым, что свидетельствует об уважительном отношении руководства РТ к выдающемуся историку и педагогу, организатору научных и просветительских проектов. Эту мою мысль подтверждает еще один важный факт. 30 сентября 1991 г. Президент РТ М.Ш. Шаймиев издал Указ «О создании Академии наук Республики Татарстан», в котором отмечалось, что АН РТ учреждается в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координации научно-исследовательских работ. Данным указом утверждался Совет учредителей-академиков АН РТ в следующем составе: Камиль Валиев, Геннадий Дегтярёв, Сергей Дьяконов, Мирфатых Закиев, Газим Идрисов, Александр Коновалов, Юрий Коноплёв, Мирза Махмутов, Марс Михайлов, Роальд Сагдеев, Кев Салихов, Игорь Тарчевский, Ильтузар Терегулов, Миркасым Усманов, Ирек Фахрутдинов, Мансур Хасанов. Совету учредителей поручалось провести первые выборы в АН РТ, а также разработать устав и структуру АН РТ. Активную роль в этом процессе сыграл и проректор Казанского государственного университета по учебной работе, профессор М.А. Усма-нов, ставший академиком Отделения гуманитарных наук АН РТ, членом Главной научно-редакционной коллегии «Татарской энциклопедии» и председателем ее научной редколлегии по истории Татарстана и татарского народа до ХХ в. Немного позднее, в «нулевые» годы, М.А. Усманов становится вице-президентом АН РТ, а затем советником президиума Академии наук РТ, одновременно являясь, в частности, куратором академического журнала «Научный Татарстан», в котором буквально незадолго до смерти он опубликовал одну из последних своих научных статей -«О судьбе казанского востоковедения». Отмечу, что я 13 лет (2002-2014) являлся главным редактором издательства «Фэн» АН РТ и заместителем главного редактора журналов «Научный Татарстан» и «Фэнни Татарстан», поэтому в те годы достаточно часто и подолгу общался со своим уважаемым университетским учителем...
Благодаря М.А. Усманову, имевшему безапелляционный международный авторитет, были налажены контакты АН РТ со многими гуманитарными научно-исследовательскими учреждениями других регионов Российской Федерации, постсоветского пространства, иных государств. Появились новые совместные проекты, под его непосредственным руководством готовились академические коллективные монографии по истории и культуре татар, адресованные англоязычным и туркоязычным читателям. Он был одним из организаторов многих крупных международных симпозиумов и конференций, проводимых в АН РТ, в частности I Всемирного
форума татарских ученых в 2007 г. и XVI конференции Академии наук исламского мира в 2008 г. В октябре 1997 г. Первый общероссийский организационный съезд востоковедов РФ в г. Элиста избрал М.А. Усманова Президентом Общества востоковедов РАН, еще раз подтвердив его статус известного профессионального историка-археографа (кстати, II Всероссийский съезд востоковедов проходил в 1999 г. в Казани). Немного позднее, в 2008 г., за труды в области тюркологии и исламоведения он был награжден Золотой медалью Постоянной международной алтаистической конференции (Permanent International Altaistic Conference) и стал лауреатом премии «За выдающиеся достижения в исследовательской деятельности» Международного исследовательского центра по изучению исламской истории, искусства и культуры (Research Centre For Islamic History, Art and Culture).
На международный авторитет Миркасыма Абдулахатовича вовремя обратил внимание и тогдашний председатель исполкома Казани Камиль Исхаков, в середине 1990-х гг., заручившись поддержкой первого Президента РТ Минтимера Шаймиева, решивший реанимировать вопрос о 800-летии города, в 70-е гг. ХХ столетия активно лоббировавшийся известным археологом, профессором Альфредом Халиковым (1929-1994). В 1996 г. Камиль Шамильевич обратился к М.А. Усманову с просьбой возглавить научные изыскания по данной теме.
М.А. Усманов, будучи профессиональным, высококвалифицированным исследователем и по жизни достаточно принципиальным человеком, хорошо понимал, что обществу нужна правдивая, максимально научно обоснованная информация о возрасте Казани. Масштаб глобального мышления академика, его личные качества дипломата, стратега и тактика, талантливого и инициативного (а в некоторых ситуациях и жесткого, предельно требовательного) организатора привели его к главной мысли, достойной всяческих похвал, - используя все свои связи в мировом научном сообществе, финансовые и кадровые возможности Татарстана, он привлек к изучению данной непростой темы самых видных ученых со всего мира, чье мнение никто из адекватных археологов и историков не мог бы поставить под сомнение. Также им была разработана доскональная пошаговая научно-исследовательская программа, в которую в первую очередь вошла работа с археологическими и письменными источниками, а также проведение целого ряда международных научных конференций.
В конце ХХ в. ученые Татарстана совместно с исследователями из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов Российской Федерации, с зарубежными коллегами из Австрии, Венгрии, Германии, Египта, Турции, Франции, Чехии, скандинавских стран провели глубокие научные изыскания. В результате скрупулезных археологических раскопок на территории Казани (на месте 20 археологических раскопов археологи нашли редкие монеты, оружие и предметы быта, украшения, орудия труда, изделия из кожи, металлических сплавов, различную керамику, итого более 2 тысяч
предметов), многолетних работ в архивах, библиотеках и музеях Турции, Египта, Ирана, Венгрии, Германии и иных стран мира (в которых было обнаружено 10 ранее не исследованных рукописей и 56 неизвестных карт, где под различными названиями на месте нынешней Казани был отмечен город), проведения нескольких научных конференций (например, в 1999 г. в Казани состоялась конференция «Средневековая Казань: возникновение, развитие», в которой участвовало 150 ученых из 16 стран мира) международное научное сообщество официально заявило об установлении ими 1000-летнего возраста Казани, о возникновении города в конце X - начале XI столетия. Одновременно учеными Российской академии наук было объявлено, что археологами и историками Татарстана разработана принципиально новая методика датировки возраста городов, что является уникальным открытием в мировой науке.
1 сентября 1999 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации Бориса Ельцина «О праздновании 1000-летия основания города Казани». Согласно этому указу, празднование состоялось 30 августа 2005 г. В преддверии этой знаменательной даты, 4 августа 2005 г., в один день с Азадом Аббасовым, Асгадом Галимзяновым, Наилей Гилязовой, Борисом Ельциным, Альбертом Камалеевым, Александром Лаврентьевым, Ильду-сом Мостюковым, Владимиром Путиным, Надеждой Тимашовой, Александром Фурсенко, Минтимером Шаймиевым и Харисом Якуповым, за выдающийся вклад в изучение истории и современное развитие города Миркасым Усманов был удостоен высокого звания «Почетный гражданин Казани».
Подготовка к выявлению возраста города Казани явилась, в частности, одной из предпосылок создания Указом первого Президента РТ Мин-тимера Шаймиева от 14 июня 1996 г. и Постановлением Кабмина РТ от 17 февраля 1997 г. на базе отделов истории, археологии, этнографии, истории общественной мысли и исламоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова АН РТ нового НИИ - Института истории АН РТ. Руководство и сотрудники нового НИИ приняли самое активное участие в работе по установлению даты возникновения Казани, благодаря чему казанские научные школы археологов и историков стали широко известны во всем мире. Во второй половине 1990-х гг. конкретно перед Институтом истории АН РТ встала не менее, а скорее даже более важная задача - написание академической 7-томной «Истории татар с древнейших времен». Этот труд означал бы переворот всех наших представлений об истории современного татарского народа, так как все прекрасно понимали политизированность и крайнюю субъективность предшествующей историографии периодов Российской империи и Советского Союза. Огромную позитивную роль в организации работы над 7-томником, в приглашении большого количества авторитетных зарубежных и местных авторов, в поиске спонсоров издания и т.д. и т.п. сыграли 2 главных редактора и кура-
тора «Истории татар» - директор Института истории им. Ш.Марджани АН РТ Рафаэль Хакимов и академик Миркасым Усманов.
Отдельно необходимо сказать о главном «детище» М.А. Усманова в указанном проекте - о 3-м томе «Истории татар с древнейших времен», посвященном предыстории и истории Золотой Орды [9]. Исследованием истории Улуса Джучи будущий академик профессионально занялся, еще будучи студентом КГУ, участвуя в археологических экспедициях на территорию южных столиц этого средневекового государства в Нижнем Поволжье и публикуя об этом научные статьи в Москве и Казани (например, в журнале «Советская археология»). За это на выставке студенческих работ в Москве он даже был награжден медалью ВДНХ [2, с.8; 10, с.14]. В 1975 и 1979 гг. в Москве в авторитетном «Археографическом ежегоднике» за 1974 и 1978 гг. были напечатаны объемные, насыщенные новейшими источниковедческими данными статьи М.А. Усманова «Официальные акты ханств Восточной Европы XIV-XVI вв. и их изучение» и «О новых ярлыках ханств Джучиева Улуса XIV-XVI вв.», получившие сугубо положительные отклики многих ученых по всему СССР. А изданная им в 1979 г. монография «Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI веков» [14], базирующаяся на ранее опубликованных научных статьях и дальнейшем изучении автором первоисточников социально-политического строя Золотой Орды, во многом определила в СССР векторы всех будущих исследований по золотоордынской тематике. Этот труд казанского ученого получил самую высокую оценку не только советского, но уже и мирового научного сообщества. Позднее М.А. Усманов писал на темы исламизации и мусульманского духовенства Золотой Орды, о политическом и культурном наследии Золотой Орды, о состоянии и перспективах источниковедения истории Золотой Орды и т.д. [12]. Для 3-го тома «Истории татар» он написал статьи «История Улуса Джучи и некоторые особенности ее интерпретации в новейшее время» [9, с.3-15], «Государственные акты Улуса Джучи» (соавтор Искандер Измайлов) [9, с.34-35], «Реформы и Йаса Чингиз-хана» [9, с.97-110], «Административно-управленческий аппарат Улуса Джучи» [9, с.320-326], «Ранние этапы этнической истории Улуса Джучи и ее особенности» [9, с.338-342], «Ислам в Улусе Джучи» (соавтор Искандер Измайлов) [9, с.599-617], «Делопроизводство и канцелярская культура Улуса Джучи» [9, с.658-667] и заключение [9, с.731-734]. Данный том 7-томной «Истории татар» получился концептуально цельным и очень содержательным, так сказать, «прорывным» в деле изучения истории Золотой Орды. Мне приятно отметить, что я тоже принимал активное участие во всех обсуждениях концепции и структуры 3-го тома, в научно-методологическом разборе и редактировании практически всех статей данной коллективной монографии. Удивительно, но факт - доктор наук, профессор, академик, всемирно признанный ученый М.А. Усманов даже структуру и содержание собственных статей подвергал тщательному анализу и редактированию совместно с кандидатами исторических наук Алсу Арс-
лановой, Искандером Измайловым и Булатом Хамидуллиным, ведь уважение к мнению и логике оппонента, пусть и младшего по возрасту и статусу, было для него очень характерно...
Выдающийся ученый и педагог, автор большого количества научных, научно-популярных и художественно-документальных произведений М.А. Усманов умер 11 октября 2010 г. в Казани, в своей квартире на ул. Лесгафта, и, после многолюдной гражданской панихиды в Татарском государственном Академическом театре им. Г.Камала, был похоронен на Ново-Татарском кладбище знаменитой казанской Татарской слободы. Уход из жизни Миркасыма Абдулахатовича стал не только личной глубокой потерей для его родных, друзей, коллег и учеников, но и огромной невосполнимой утратой для всего татарского народа. Ведь, как правильно отмечал известный политик Фандас Сафиуллин, «аньщ фэнни hэм и^ти-магый эшчэнлегенец юнэлеше беркайчан да миллэтебезнец мэнфэгать-лэреннэн аерылмады» («общее направление его научной и общественной деятельности всегда сопутствовало интересам нашей нации») [10, б.536].
Светлая память о Миркасыме Абдулахатовиче Усманове надолго сохранится в нашей памяти. Еще при жизни ученого Казанская студия кинохроники подготовила фильм «История Миркасыма Усманова»2, его именем названы одна из улиц Советского района города Казани и Центр исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, фонд «^ыен» издал сборник «Миркасыйм Госма-нов» [10], а его дочь Диляра Усманова и его коллега Дина Мустафина -книгу «Госманов М.Г. Хэтер мизгеллэре: истэлеклэр» [7], сотрудники Института Татарской энциклопедии и регионоведения им. М.Хасанова АН РТ подготовили и выставили на интернет-платформах ИТЭР АН РТ (в универсальном мультимедийном интернет-ресурсе «Татарская онлайн-энциклопедия Tatarica»), «YouTube» и «Миллиард.Татар» интересный видеоролик о нашем уважаемом академике3 [1; 13], в различных бумажных и электронных СМИ, а также в социальных сетях практически ежедневно вспоминают его лично либо его богатое научное и литературно-публицистическое наследие...
Урыны ^эннэттэ, рухы тыныч, туфрагы ^ицел булсын! Мы любим, помним и ценим нашего дорогого Учителя и Наставника - Миркасыма Абдулахатовича Усманова. Requiescat in pace!..
2 История Миркасыма Усманова: документальный фильм. Казанская студия кинохроники, 2004. URL: https://www.net-film.ru/film-80272/ (дата обращения: 27.02.2024).
3 Миркасыйм Госманов (1934-2010). КYренекле галим, тарихчы // YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=rv65vpg0d0Q (дата обращения: 27.02.2024).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айнутдинова Л.М. Усманов Миркасым Абдулахатович // Татарская он-лайн-энциклопедия Tatarica. URL: https://tatarica.org/ru/razdely/nauka/personalii/ usmanov-mirkasym-abdulahatovich (дата обращения: 27.02.2024).
2. Гилязов И.А., Миннуллин З.С. Миркасым Абдулахатович Усманов (1934— 2010) // Научный Татарстан. 2014. №2. С.7-12.
3. Госманов М. Каурый калэм эзеннэн: археограф язмалары. Казан: Татар. кит. нэшр., 1984. 288 б.
4. Госманов М. Киек сукмакларында: Аучылык, киеклэр hэм табигать ту-рында язмалар. Казан: Татар. кит. нэшр., 1966. 94 б.
5. Госманов М. Серле балбал: хикэялэр hэм очерклар. Казан: Татар. кит. нэшр., 1973. 167 б.
6. Госманов М. Yткэннэн - килэчэккэ: фэнни-публицистик мэкалэлэр. Казан: Татар. кит. нэшр., 1990. 472 б.
7. Госманов М.Г. Хэтер мизгеллэре: истэлеклэр / тез.: Д.М. Госманова, Д.Г. Мостафина. Казан: Татар. кит. нэшр., 2019. 367 б.
8. Госманов Миркасыйм // Татарстан Республикасы Язучылар берлеге. URL: https://sptatar.com/gosmanov-mirkasyjm/ (дата обращения: 27.02.2024).
9. История татар с древнейших времен: в 7 т. Т.Ш. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII - середина XV в. Казань: ИИ АН РТ, 2009. 1056 с.
10. Миркасыйм Госманов: тарихи-биографик, фэнни-документаль жыентык. «Шэхеслэребез» сериясе. Казан: Жыен, 2014. 800 б.
11. Миркасыйм Госмановка 50 яшь // Казан утлары. 1984. №5. 177-178 б.
12. Миркасым Усманов: Биобиблиографический указатель / сост. З.С. Миннуллин. Казань: Милли китап, 2004. 275 с. (на татар., рус. и англ.яз.).
13. Миркасым Усманов: выдающийся историк из Восточного Туркестана, вернувшийся на родину предков // Миллиард.Татар. URL: https://milliard.tatar/ news/mirkasym-usmanov-vydayushhiisya-istorik-iz-vostocnogo-turkestana-vernuvsiisya-na-rodinu-predkov-1180 (дата обращения: 27.02.2024).
14. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1979. 318 с.
15. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Повесть о жизни и деятельности. Казань: Татар. кн. изд-во, 1980. 223 с.
16. Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв.: «Сборник летописей». «Дафтари Чингиз-наме». «Таварих-и Булгария». Татарские шад-жара. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972. 223 с.
Информация об авторе:
Хамидуллин Булат Лиронович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, заведующий Центром изучения татарской диаспоры, Институт Татарской энциклопедии и регионоведения им. М.Хасанова АН РТ (Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-0585-350X; e-mail: bulat.antat@mail.ru
Поступила 22.03.2024 Принята к публикации 06.05.2024
In memory of Mirkasym Abdulakhatovich Usmanov (1934-2010) (on the 90th anniversary of his birth)
B.L. Khamidullin
M.Khasanov Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies
of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
The article contains information about the life and work of an outstanding orientalist scientist, a talented teacher and writer, Doctor of Historical Sciences, professor, full member of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan and the Archaeological Commission of the Russian Academy of Sciences, member of the Union of Writers of the USSR and the Tatar PEN Center, widely known public figure Mirkasym Abdulakhatovich Usmanov (1934-2010). The main milestones of his life and creative path are reproduced, the results of his scientific research are characterized, his contribution to the study and development of source studies and historiography of the history of the Tatar people and Tatarstan is indicated. Particular attention is paid to the research of M.A. Usmanov on source studies of the history of the Golden Horde.
Keywords: Mirkasym Usmanov, scientist, writer, public life, source studies, history of the Tatars, Golden Horde
For citation: Khamidullin B.L. In Memory of Mirkasym Abdulakhatovich Usmanov (1934-2010) (on the 90th anniversary of his birth). From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2024, vol.14, no.2, pp.154-167. https://doi.org /10.22378/2410-0765.2024-14-2.154-167 (In Russian)
REFERENCES
1. Aynutdinova L.M. Usmanov Mirkasym Abdulahatovich. Tatar online encyclopedia Tatarica. URL: https://tatarica.org/ru/razdely/nauka/personalii/usmanov-mirkasym-abdulahatovich (accessed: 27.02.2024). (In Russian)
2. Gilyazov I.A., Minnullin Z.S. Mirkasym Abdulahatovich Usmanov (19342010). Scientific Tatarstan. 2014, no.2, pp.7-12. (In Russian)
3. Usmanov M. Following the footsteps of manuscripts: notes of an archaeo-grapher. Kazan: Tatar Book Publ., 1984. 288 p. (In Tatar)
4. Usmanov M. On wild paths: notes on hunting, game and nature. Kazan: Tatar Book Publ., 1966. 94 p. (In Tatar)
5. Usmanov M. Mysterious balbal: stories and essays. Kazan: Tatar Book Publ., 1973. 167 p. (In Tatar)
6. Usmanov M. From the past to the future: scientific and journalistic articles. Kazan: Tatar Book Publ., 1990. 472 p. (In Tatar)
7. Usmanov M. Moments of memory: memories. Compiled by D.M. Usmanova, D.G. Mustafina. Kazan: Tatar Book Publ., 2019. 367 p. (In Tatar)
8. Usmanov Mirkasym. Union of Writers of the Republic of Tatarstan. URL: https://sptatar.com/gosmanov-mirkasyjm/ (accessed: 27.02.2024). (In Tatar)
XAMMfly/l/IMH B.l. nAM^TM MMPKACblMA ABflyiAXATOBMHA Ycmahoba (1934-2010)...
9. The History of the Tatars from ancient times: in 7 volumes. Vol.3. Ulus of Jochi (Golden Horde) 13th - mid-15th centuries. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2009. 1056 p. (In Russian)
10. Mirkasym Usmanov: historical, biographical, scientific and documentary collection. Series "Personalities". Kazan: Zhyen, 2014. 800 p. (In Tatar)
11. Mirkasym Usmanov is 50 years old. Kazan utlary. 1984, no.5, pp.177-178 (In Tatar)
12. Mirkasym Usmanov: Biobibliographic index. Compiled by Z.S. Minnullin. Kazan: National Book, 2004. 275 p. (In Tatar, Russian and English)
13. Mirkasym Usmanov: an outstanding historian from East Turkestan, who returned to the homeland of his ancestors. Billion Tatars. URL: https://milliard.tatar /news/mirkasym-usmanov-vydayushhiisya-istorik-iz-vostocnogo-turkestana-vernuvsiisya-na-rodinu-predkov-1180 (accessed: 02.27.2024). (In Russian)
14. Usmanov M.A. Granted acts of the Jochi ulus of the 14th - 16th centuries. Kazan: Kazan University Publ., 1979. 318 p. (In Russian)
15. Usmanov M.A. The cherished dream of Khusain Faizkhanov. A story about life and work. Kazan: Tatar Book Publ., 1980. 223 p. (In Russian)
16. Usmanov M.A. Tatar historical sources of the 17th - 18th centuries: "Collection of chronicles". "Daftari Chingiz-name". "Tavarich-i Bulgaria". Tatar Shajaras. Kazan: Kazan University Publ., 1972. 223 p. (In Russian)
About the author:
Khamidullin Bulat Lironovich - Cand. Sci. (history), Senior Researcher, Head of the Center for the Tatar Diaspora Study, M.Khasanov Institute of Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-0585-350X; e-mail: bulat.antat@mail.ru
Received March 22, 2024 Accepted for publication May 6, 2024